Содержание
Былины в стихах. Почитать онлайн
Сербская песнь о «Святом Крале» Дечанском
(1908 г.)
— «Во граде Призрене цари пировали,
Где …
Автор: Александр Башмаков
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:14-11-2021
36
0
Былина о царе Иване Васильевиче и боярине Никите Романовиче
I.
От полудня вплоть до ночи, полупьян,
В пышном тереме …
Автор: Константин Фофанов
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:16-02-2018
201
0
Русские народные былины и песни
Из III-й книги «Чтений в Императорском Обществе истории и . ..
Автор: Народные Произведения
Рубрики: Былины в стихах, Песни
Добав.:13-01-2018
5787
0
Радиус обшивки
Всё! Это конец.! Наконец то это время пришло! Не желаю ни …
Автор: ALtZkHGhi
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:27-12-2017
82
0
Царские лапти
1.
То не месяц выплывал в ночной дозор,
То не солнце …
Автор: Александр Федоров-Давыдов
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:18-03-2017
166
0
Княжна Крупеничка
Стародавний сказ
За морями то было глубокими, за горами . ..
Автор: Народные Произведения
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:22-01-2017
157
0
Сухманьша-богатырь
1.
Псы лают; турий рог трубит,
Проснулся бор дремучий;
…
Автор: Народные Произведения
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:22-01-2017
110
0
Непаханая полоса
Полоса-ль моя полосынька
Полоса-ль моя непахана,
Не …
Автор: Народные Произведения
Рубрики: Былины в стихах
Добав. :22-01-2017
201
0
Разбойничья застава
Поволжская былина
Ты, тулупчик ли, тулуп, на мне надет,
…
Автор: Народные Произведения
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:22-01-2017
108
0
Ревнивый муж
(Народная былина).
Не заря с зарей сходилася,
Синим …
Автор: Константин Фофанов
Рубрики: Былины в стихах
Добав.:09-04-2017
88
0
Русские былины. Былины о русских богатырях
Русские былины.
Былины о русских богатырях
Собрание былин о русских богатырях. Полный список.
Былины об Алеше Поповиче
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
Алеша Попович едет в Киев
Былины о Добрыне Никитиче
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Добрыня Никитич и Алеша Попович
Добрыня и змей
Добрыня и Василий Казимирович
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Женитьба Добрыни
Поединок Добрыни с Дунаем
Добрыня и Маринка
Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец и Cвятогор
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Бой Ильи Муромца с сыном
Три поездки Ильи Муромца
Былины о русских богатырях
Богатыри на Соколе-корабле
Садко
Вавила и скоморохи
Иван — гостиный сын
Вольга и Микула Селянинович
Ставр Годинович
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Буслаев
Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин
Дюк Степанович и Чурило Пленкович
Иван Годинович
Идолище сватает племянницу князя Владимира
Калика-богатырь
Князь Роман и братья Ливики
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Михайло Данилович
Михайло Казаренин
Михайло Потык
Рахта Рагнозерский
Садков корабль стал на море
Святогор и тяга земная
Смерть Василия Буслаева
Соловей Будимирович
Сорок калик
Сухмантий
Хотен Блудович
Царь Саул Леванидович и его сын
Царь Соломан и Василий Окулович
Чурило и Катерина
Чурило Пленкович у князя Владимира
Что такое былина
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
Классификация былин
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].
Собирательство былин
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.
————————————————————————————-
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
Перейти в раздел «Русские народные сказки»
10 лучших эпических поэм, которые должен прочитать каждый – Интересная литература
Литература
Это лучшие эпические поэмы? Выбрано доктором Оливером Тирлом
Эпическая поэзия была частью литературы с самого начала, как показывает следующая подборка десяти величайших эпических поэм. Охватывая почти четыре тысячелетия, каждое из этих классических произведений эпической поэзии рассказывает нам что-то о человеческом состоянии, борьбе за преодоление темных сил мира и природе героизма.
1. Аноним, Эпос о Гильгамеше .
Эпос о Гильгамеше , который часто называют самым ранним великим литературным произведением, дошедшим до наших дней, датируется почти 4000 лет назад и почти за целое тысячелетие до Гомера (см. ниже). Он был составлен в древней Месопотамии (современный Ирак) и содержит многие черты, встречающиеся в более поздних великих эпических поэмах: мотив поиска (во второй половине повествования герой, царь Гильгамеш, отправляется на поиски вечной жизни ), то, что Кристофер Букер называет мотивом «победы над чудовищем» (Гильгамеш и его спутник, дикарь по имени Энкиду, сражаются лицом к лицу с несколькими зверями), и божественное вмешательство в человеческие дела.
Мы рекомендуем это издание: Эпос о Гильгамеше (Penguin Classics)
2. Гомер, Илиада .
Первая великая эпическая поэма в западной литературе, Илиада , повествует о Троянской войне между греками (хотя они и не упоминаются как таковые) и троянцами после похищения Елены Троянской троянским принцем Парисом. . («Илион» — другое название Трои.)
Удивительно, но ряд наиболее известных эпизодов из мифа о Троянской войне не фигурирует в поэме Гомера: нет троянского коня, и не ахиллесова пята единственная уязвимая часть его тела (однажды он был ранен в локоть). И все Илиада охватывает всего несколько недель заключительного этапа войны, а двадцать две из двадцати четырех книг, составляющих поэму, охватывают события всего нескольких дней. Это позволяет Гомеру подробно сосредоточиться на отдельных персонажах войны, от Ахилла до Аякса, от Агамемнона до Гектора, от Елены до Менелая.
Рекомендуем это издание: Пингвин Классика Гомер Илиада
3. Гомер, Одиссея .
Характер Одиссея, или Улисса в его римском воплощении, вырисовывается в современной литературе: Теннисон написал драматический монолог о своих сумеречных годах, а Джеймс Джойс использовал повествовательную структуру Odyssey в качестве грубой основы для его модернистского романа Ulysses (1922), в котором рассказывается о событиях одного дня в Дублине в 1904 году. Читать, его хитрость: известный как «человек многих уловок», он перехитрил циклопа Полифема, находит способ услышать песню сирен и жить, чтобы рассказать историю, и ему удается вернуться домой к своей жене Пенелопе. , на Итаке. Одно из первых и величайших эпических стихотворений во всей западной литературе.
Мы рекомендуем это издание: Одиссея (Oxford World’s Classics)
4. Аполлоний Родосский, Аргонавтика .
Что-то вроде «джокера» в этом списке величайших эпических поэм, «Аргонавтика» — иногда известная как «Путешествие на Арго» или «Ясон и аргонавты» — рассказывает о поисках Джейсона Золотого руна. , а также его сложные отношения с женой Медеей. Романтический сюжет этого эпоса, написанного примерно во времена Александра Македонского, приписывают движение эпической поэмы в новых направлениях и вдохновил любовную историю следующего великого эпоса в нашем списке.
Мы рекомендуем это издание: Путешествие на Арго
5. Вергилий, Энеида .
Для своей великой эпопеи о событиях, приведших к основанию Рима, поэмы, написанной для того, чтобы польстить Августу (по крайней мере, согласно Александру Поупу), Вергилий взял персонажа из греческого рассказа о Троянской войне, Энея, и рассказал его история. Подобно гомеровскому Одиссею, Эней бродит по Средиземноморью после окончания войны, завязывает страстный роман с Дидоной, царицей Карфагена, прежде чем отправиться в Рим, где его потомок, Ромул, позже основывает одноименный итальянский город.
Мы рекомендуем это издание: Энеида (Oxford World’s Classics)
6. Аноним, Беовульф .
Как мы обсуждали в нашем подробном изложении Беовульф , в этой поэме рассказывается о подвигах героя, в частности о том, как он убил монстра Гренделя — на самом деле только первого из трех монстров, которых Беовульфу предстоит победить. Идеальное чтение у камина и архетипическое произведение английской литературы, написанное, когда само понятие «Англия» только начинало появляться.
Мы рекомендуем это издание: Беовульф: Перевод стихов (Norton Critical Editions)
7. Данте, Божественная комедия .
Сочиненная в начале четырнадцатого века «Божественная комедия Данте » представляет собой трилогию стихов, описывающих путешествие поэта из ада (Inferno) через чистилище (Purgatorio) в рай (Paradiso), которым руководит его коллега-поэт и автор «». Энеида , Вергилий.
Показывая озера грязи и пукающих демонов, это гораздо веселее, чем можно предположить по его теологическому сюжету, и оно повлияло на целый ряд более поздних поэтов, особенно на Т. С. Элиота и Эзру Паунда. Среди наиболее удивительных деталей — пукающие демоны и озеро экскрементов, что делает представление Данте об аде еще более ярким и отталкивающим.
Мы рекомендуем это издание: Божественная комедия: Ад, Чистилище, Рай (Penguin Classics)
8. Эдмунд Спенсер, Королева фей .
Спенсер полностью выполнил только чуть более половины запланированного плана своей обширной эпической поэмы, написанной во славу королевы Елизаветы I и предлагающей своего рода мифологию для Англии с использованием легенд о короле Артуре и рыцарей Красного Креста. Стихотворение также превозносит ряд христианских добродетелей.
Мы рекомендуем это издание: Королева фей (Penguin Classics)
9. Джон Мильтон, Потерянный рай .
Это длинное повествовательное стихотворение, опубликованное в 1667 году, о падении сатаны (с небес; сатана — великий антигерой и падший ангел в поэме Мильтона) и падении человека, когда Адам и Ева идут против приказов Бога и съесть запретный плод. Среди самых странных описаний в религиозной эпопее Джона Мильтона с белыми стихами есть следующий отрывок, который, по сути, повествует об пукающих ангелах: «Вкушая состряпать, переварить, ассимилировать, / И телесное превратиться в бестелесное». 0005
Действительно, несмотря на то, что его часто рассматривают как благочестивый эпический пересказ грехопадения Адама и Евы из Книги Бытия, изображение Мильтоном Бога и его изображение Сатаны как обольстительного и харизматичного злодея заставили критиков и поэтов задуматься был ли Мильтон — по выражению Уильяма Блейка — «партией дьявола, не зная об этом».
Мы рекомендуем это издание: Потерянный рай (Penguin Classics)
10. Эзра Паунд, The Cantos .
Как современный поэт может написать эпос для современной эпохи? Эзра Паунд провел большую часть пятидесяти лет, пытаясь разобраться в этом, и в результате получилось то, что он сам назвал «мусорным мешком» — незаконченный 800-страничный эпос, техника которого включает сопоставление маловероятных исторических фигур (Джон Адамс с Бенито Муссолини, для например) предложить корреляции и отголоски, сравнительно обсуждая общие мифы, мировые религии и целые исторические эпохи.
Это сбивает с толку, разочаровывает, высокоинтеллектуально и — в случае Pisan Cantos , написанная летом и осенью 1945 года, когда Паунд был задержан США после окончания Второй мировой войны, — почти невыносимо пронзительная и трогательная.
Мы рекомендуем это издание: The Cantos of Ezra Pound (New Directions Books)
Все десять упомянутых выше классических эпических поэм написаны поэтами-мужчинами (при условии, что, темп Вирджиния Вулф, «Анонимный» авторами Gilgamesh и Beowulf были мужчины). Есть ли великие эпические поэмы, написанные женщинами? Мы собрали в отдельный пост семь эпических поэм поэтессы, обязательных к прочтению.
Автор этой статьи, доктор Оливер Тирл, литературный критик и преподаватель английского языка в Университете Лафборо. Он является автором, среди прочего, книг «Тайная библиотека: путешествие книголюбов по историческим курьезам», и «Великая война, пустошь и модернистская длинная поэма».
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теги: Лучшие стихи, Книги, Классическая литература, Классика, Эпическая поэзия, Литература, Поэзия, Рекомендации
20 величайших эпических поэм всех времен – Qwiklit
реклама
Индивидуальные высококачественные карты. Получите сегодня
Немногие лучше выразили бурный подъем и падение цивилизаций, чем великие эпические поэты древности и современности. Сочетая возвышенный язык с войной, предательством, романтикой, приключениями и множеством размышлений, эти двадцать длинных фолиантов запечатлели сущность целых народов в отдельных (хотя и гигантских) произведениях, от полуфантастических рассказов о войне до сатирических издевательств. ошибочного героизма.
Эпическая поэзия — или героическая поэзия, как ее называли некоторые средневековые поэты, — следует определенной, проверенной временем формуле, чтобы изобразить величественные изображения героев и их последователей. Вот несколько повторяющихся шаблонов, о которых следует помнить при рассмотрении этих текстов:
- Призывание музы. Эти поэты в самом начале умоляют богов дать им возможность рассказывать эти истории с определенной силой, хотя некоторые, по общему признанию, делают вид, что делают это, утверждая, что они наделены божественной силой.
- Многие из них начинаются в medias res , в середине рассказа, и могут отвлечься в прошлое позже в поэме.
- Есть много путешествий в подземный мир.
- Есть грандиозные батальные сцены, перемежающиеся пространными сравнениями, амбициозными аналогиями, которые напрягают воображение, но стремятся к литературной славе.
- Многие рассказывают о мощи армий в длинных отступлениях, посвященных оружию и военным играм.
Вот список из 20 величайших эпических поэм в традиции:
1. Эпос о Гильгамеше (~2000 г. до н.э.)
Неудивительно, что даже самое древнее известное литературное произведение в мире — это эпическая поэма, написанная в величайшем масштабе. Основанный на реальном ассирийском царе, Гильгамеш противостоит многим темам, которые Гомер затронет в своей эпической поэзии: разделение человека и божества, смертность, соблазнение, наследие. В поэме Гильгамеш, молодой король-бог, высокомерно возмущает народ до тех пор, пока Энкиду, дикарь, созданный богиней, не бросит вызов власти монарха. Хотя это было написано около 4000 лет назад, критики утверждали, что это особенно гуманистическое произведение, поскольку полубоги жаждут приключений и удовольствий, а не безжалостных
2.Гомеровские поэмы – Илиада (~800 г. до н.э.)
Мало что известно о том, кем на самом деле был Гомер, но личность поэта (или поэтов), безусловно, второстепенна по сравнению с тем влиянием, которое эти два текста оказали на западную цивилизацию. Вдохновленные взятием Елены из Спарты, греки во главе с Ахиллесом продвигаются к Трое, чтобы уничтожить своего противника. Несмотря на некоторую причастность богов, опять-таки человеческий фактор имеет гораздо большее значение, поскольку судьбоносная схватка вождя с Гектором является одновременно торжеством военного героизма и скорбной одой потерям в битвах. Многие общие фразы берут свое начало в этой поэме, в том числе уязвимая «Ахиллесова пята» героя, а также знаменитый символ обмана, «троянский конь», вместилище, по которому воины приводились в троянскую твердыню.
//
3. Поэмы Гомера – Одиссея (~800 г. до н.э.)
«Одиссей», с другой стороны, следует за воином Одиссеем, когда он пытается найти дорогу домой из Трои через Пелопоннесское море. Он должен не только отразить злобу богов и соблазнение Калипсо, но и вернуться домой до того, как женихи вынудят его жену выйти замуж. В качестве основы для бесчисленных произведений, которые последовали за ним, многие повествовательные и поэтические приемы, использованные в стихотворении, оказали влияние на то, что мы сейчас считаем западной литературой.
4. Махабхарата (350 г. до н.э.)
Великий индийский эпос является одним из самых длинных литературных произведений всех времен, но его утомительная длина не помешала ему стать центральным литературным текстом в формировании индуистской идентичности. Поэма из 220 000 строк, рассказанная мудрецом Вьясой, рассказывает о человеческом воплощении бога Вишну, когда две династии борются за господство в мифическом Городе Слонов. Мало того, что само стихотворение содержит еще один основополагающий индуистский текст, Бхагавад-гита , но ее панорамный взгляд на все, от духовности до морали, на протяжении тысячелетий влиял на индийское общество.
5. Вергилий – Энеида Энеида (19 г. до н.э.)
Написанная в разгар правления императора Августа, «Энеида» вскоре стала великим римским эпосом, рассказом о создании того, что в то время было самой могущественной империей в мире. Начиная с того места, где заканчивается «Илиада», поэма описывает путешествие Энея из Трои в Карфаген, где у него были краткие отношения с царицей Дидоной. После того, как он бросает ее, он отправляется в Италию, чтобы отразить врагов и найти Рим. Хотя он не такой страстный, как Дидона (она совершает самоубийство в отчаянии), его стоическое отношение к своему национальному долгу говорит о национальной гордости, которую Август пытался привить своему народу.
6. Овидий – Метаморфозы (8 г. н.э.)
В эпопее Овидия не так много кровопролития и путешествий, как у Гомера и Вергилия, но его поэма из 15 частей содержит возвышенный язык эпоса. Написанное эпическим дактилическим гекзаметром (шесть длинных слогов, чередующихся с более короткими), стихотворение является не столько подтверждением мифа, сколько его пересказом. В то время как Вергилий проповедовал определенное неумолимое стремление к римскому превосходству, реконфигурация Овидия греческих и (немного отличающихся) римских мифов подчеркивает, как боги превращаются в людей. Некоторые из избранных включают историю Пигмалиона — скульптора, который влюбляется в свою статую, а также незабываемое превращение Дафны в дерево во время побега от злобного поклонника. Он стремился развеять миф о хифалутине, окружающем миф, а также просвещать общественность.
7. Фирдоуси – Шахнаме (11 век)
Что роднит великий иранский эпос с древними, так это чувство ностальгии по утраченному прошлому. Также известная как «Книга царей», «Шахнаме» оглядывается на старые зороастрийские традиции в стране, ведя хронику всей истории Персидской империи от ее евразийского правления до ее упадка в результате мусульманских завоеваний 7-го века. Хотя это может показаться скорее историческим, чем поэтическим, Фирдоуси продвигает работу вперед, включая яркие рассказы о политических интригах и предательстве.
8. Беовульф (~8-11 вв. н.э.)
Некоторые могут знать «Беовульф» как национальный эпос Великобритании, но на самом деле он прославляется как национальный текст в большинстве скандинавских стран. Якобы самый сильный человек из когда-либо живших, Беовульф нанят Хротгаром для защиты своих владений от гротескного болотного существа Гренделя. Он не только побеждает его, но и противостоит своей матери, различным морским существам и ужасающему огнедышащему дракону. Стихотворение сначала хвалили за его фантастические элементы, но дальнейшая критика возродила его более важные культурные последствия: королевства, расположенные вдоль Северного моря, больше не объединяли свои силы, чтобы отбиваться от чужаков, а скорее нападали друг на друга, часто по мелким причинам. .
9. Песня о Нибелунгах (13 век)
Этот разрозненный сборник из нескольких тысяч строф был заново открыт лишь через несколько столетий после того, как был написан, но масштаб этого стихотворения настолько велик, что помог возродить тевтонскую мифологию в Германии. О медленном, но неизбежном упадке бургундского народа Северной Атлантики большая часть стихотворения следует за Зигфридом, похожей на Ахилла фигурой, которая сражается с драконами, завоевывает страну Нибелунгов и использует свой плащ-невидимку, чтобы побеждать врагов. 19Композитор 19-го века Рихард Вагнер позже использовал материал из этого стихотворения для создания своего шедевра «Кольцевой цикл», хотя более поздние немецкие национал-социалисты использовали его для распространения ошибочных утверждений о «тевтонской расе».
10. Песня о Роланде (11-12 век)
Когда Западная Европа вышла из Средневековья, Героическая Поэзия объединила рыцарские знания с возвышенными стихами, чтобы создать множество амбициозных произведений, укрепляющих миф о рыцаре в сияющих доспехах. Le Chanson de Roland, как известно, рассказывает историю сражений 8-го века между мусульманами-завоевателями и обороняющимися франками, когда они соперничали за позиции в Иберии и Пиренеях. Стихотворение укрепило многие рыцарские «добродетели» — отвагу и мученичество, и это лишь некоторые из них, и только появление «Дон Кихота» Сервантеса ознаменовало постепенное снижение популярности этого жанра.
11. Сага о Греттире Сильном (Исландские саги) – (13-14 вв.)
Исландские саги представляют собой собрание десятков мифологических прозаических историй, сосредоточенных вокруг диаспоры викингов 10-11 веков. Один из самых ярких примеров — «Сага о Греттире Сильном» о могущественном разбойнике, который отбивается от множества врагов, прежде чем его вспыльчивость и властная сила приводят к его медленному упадку. Это не только богато описанное представление о трудностях скандинавской жизни, но, как и «Беовульф», это также капсула времени, отмечающая возможный переход Северной Европы от язычества к христианству.
12. Людовико Ариосто – Орландо Фуриозо (1532)
Орландо продолжает линию героических стихов, начатую Роландом, в этой более фантастической интерпретации сражений между франками и вторгшимися сарацинами. Фуриозо — доблестный воин, призванный спасти свой народ, но его отвлекает приступ безумия, вызванный соблазнами Анжелики. Как и в «Энеиде» Вергилия, «Орландо Фуриозо» противопоставляет доблестный долг страстной любви, но также романтизирует любовь, сравнивая ее с безумием, подрывающим личность. Поэма Ариосто, однако, признает, что страсти — это слабость, с которой ни один рыцарь не должен баловаться, и всегда восходит к важности долга прежде всего.
13. Данте – Божественная комедия (1308-1321)
Т.С. Элиот безоговорочно похвалил шедевр Данте, назвав его «самой высокой точкой, которой когда-либо достигала поэзия или когда-либо может достичь». Точно так же, как Вергилий начал там, где закончилась «Илиада», Данте берет Вергилия с собой в его путешествие сквозь глубины греха в первой части поэмы «Ад». Пройдя через семь все более и более греховных уровней ада, он начинает свое восхождение через Чистилище (Часть 2) вплоть до Парадизо (Часть 3). Глубоко личное, но космологическое по своему масштабу стихотворение способствовало популяризации итальянского народного языка в то время, когда в его родной стране царила латинская церковь. В настоящее время он считается величайшим произведением средневековой поэзии, величественно соединяющим современную европейскую мысль с неиспользованным тогда сокровищем классической мысли.
14. Луис де Камоэнс – Лузиады (1572)
До того, как фильмы о войне могли использовать ношение флагов до тошноты для пропаганды несокрушимой мощи наций, эпическая поэзия служила полезным инструментом для империй, пытающихся сделать себе имя. Рассказывая историю знаменитого исследователя Васко де Гамы, «Лузиады» — это великий португальский эпос, написанный в разгар их межконтинентального империализма. Тем не менее, шедевр Камоэнса выходит за рамки приключений, сражений и романтики, чтобы намекнуть на определенную усталость от завоевательного менталитета европейских народов, возвышенно описывая пресловутую Саудаду, от которой постоянно страдали исследователи.
15. Эдмунд Спенсер – Королева фей (1590)
Опираясь на многие из предыдущих источников в этом списке, Спенсер построил свой эпос по образцу работ Вергилия, Ариосто, а также философии Аристотеля и Цицерона. О рыцаре, ищущем руки девственной и правдивой Уны, Спенсер пытается связать королеву Елизавету с самым известным из всех британских предков, королем Артуром. Поэма была хорошо принята троном в то время, но уникальная стихотворная форма поэта настолько окутана двусмысленностью, что лишь немногие, включая самого Спенсера, дали четкие ответы на более загадочные отрывки.
16. Джон Мильтон – Потерянный рай (1667)
Мильтон, в просторечии известный как великий протестантский эпос, пересказывает как историю падения Люцифера (Сатаны) на небесах, так и историю падения Адама и Евы в Эдемском саду. Наступившая слепота не помешала ему в этом произведении оправдать «пути Бога к людям», изображая Сатану как чрезвычайно сложную фигуру посреди жестокой войны с Богом на небесах. Тем не менее, Мильтон успешно использует многие из эпических приемов, впервые введенных Гомером, в том числе обращение к музе, большое количество сравнений и ряд описаний небесных военных игр.
17. Александр Поуп – Похищение замка (1714)
«Похищение замка» — пожалуй, одна из самых веселых поэтических сатир в английской литературе. Поуп, однако, использует многие из вышеупомянутых приемов эпической поэзии, чтобы раздуть бессмысленный шум, вызванный реальной ссорой между двумя лондонскими семьями в этой истории об отрезанной пряди волос. Учитывая широту его каталогизации, экстравагантные описания карточной игры, а также нелепое путешествие в «Пещеру Сплина» (его собственный подземный мир), трудно утверждать, что оно не принадлежит более «серьезным » работает в этом списке.
18. Эпос о Манасе (опубликовано в 1792 году, дата неизвестна)
Маленькая центральноазиатская страна Кыргызстан может быть не очень известна на международной арене своей литературой, но абсолютная необъятность этой эпической поэмы ошеломляет. Считающееся одним из самых длинных поэтических произведений в мире, оно рассказывает историю героя Манаса, своего рода подставного лица воюющих кыргызов прошлых лет. Декламируемый традиционными поэтами-манасчи, «Манас» является культурной иконой, которая дала свое имя многим наиболее значительным учреждениям страны.
19. Лорд Байрон – Дон Жуан (1819)
Ложный эпос Поупа был не единственным произведением, высмеивающим возвышенный статус героического стиха. Байрон, всегда имевший склонность к экстравагантному изложению, использует элементы эпической поэзии, чтобы пересказать историю печально известного ловеласа с особым переворотом: вместо того, чтобы быть соблазнителем, он на самом деле соблазняется интересующими его женщинами. Критики сначала высмеивали его как непристойное, но общественное мнение вскоре изменилось, когда читатели поняли, что стихотворение из 16 000 строк включает мастерское использование подписи Байрона оттава рима.