Skip to content

Конспект занятия звук а в старшей группе: Звук и буква А | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:

Содержание

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква и звук А». | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква и звук А».

Цель: познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А.

Задачи:  учить подбирать слова со звуком [а] в начале, середине и конце слова.

Дать первое понятие о гласном звуке.

 Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла доктор Айболит,  картинки: арбуз, автобус и т.д.; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

                                         Ход занятия.

Воспитатель.  Ребята, к нам пришёл гость. Отгадайте загадку и узнаете, как его зовут.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор . … (Айболит)

  Он  приготовил для вас задания.

      — Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

  • Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)
  • Давайте вместе произнесем звук «А».

     — Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

— Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

  • Каким цветом он обозначается?

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, айсберг, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

                      Динамическая пауза.

Дети становятся в круг.  Воспитатель бросает мяч ребёнку, он должен придумать слово с буквой «А» в начале, в середине или в конце слова.

                       «Подарим доктору Айболиту открытки».

  А теперь мы сделаем для Айболита подарок. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

                        Знакомство с внешним видом буквы.

А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

 (На доску выставляется буква А.  Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

 «А» шалашик, посмотри,

 И скамеечка внутри.

                          Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок). Мы делили апельсин.

 (Крутим кулачком вправо-влево). Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого). Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

 (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

 (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся — сюда!

Выкладывание буквы из палочек.

— Постройте букву А из палочек. Кто догадался, как это можно сделать?

                                         Работа в тетради.

Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

                                      Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Конспект занятия по грамоте подготовительная группа звук и буква А

Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной к
школе группе для детей с ОНР

Тема: Звук [а], буква
А.

ЦельЗакреплять
правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навыки различения и произношения звука [А] в
слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

Упражнять детей в умении выделять звук [А] на фоне слова и из
слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

Закреплять умение определять позицию звука в слове.

Продолжать формировать звуковой и слоговой анализ и синтез
слов.

Упражнять в составлении предложений с союзом  а  по опорным
словам.

Познакомить детей с графическим образом буквы А. Обучение
интонационному чтению.

Расширять словарный запас.

Коррекционные- развивающие

Формировать у детей самоконтроль за речью
через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Развивать фонематический слух.

Развивать умение концентрировать внимание.

Развивать умение программировать речевое высказывание.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Организация  обратной
связи-обмена информацией детьми и педагогом в  ходе обучения,  с целью
коррекции процесса обучения и воспитания.

Оборудование

 «Звуковичок»- 
фишка , обозначающая звук [А]. Буквы А,а- красного цвета.

Демонстрационный материал: картинки с буквой А.
Ход
занятия

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

 — Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

Логопед: 

Слушай, думай не зевай

Полными ответами на вопросы отвечай!

 Логопед:
-Назовите времена года.                            

Дети:         
« Осень, зима, весна, лето.»

Логопед:
Сколько месяцев длится каждое время года?    

 Дети
:   «Каждое время года длится три месяца.»

Логопед:
Перечислите летние месяцы      

Дети
: «Летние месяцы –это  июнь, июль, август»

Логопед:
-Назовите последний летний месяц.     

Дети : « Последний
летний месяц – август»

Логопед:
— На какой звук начинается название последнего летнего месяца? Дети:
«Название последнего летнего месяца  начинается на звук [А] –август»

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.     Формулирование
темы занятия.

Логопед:                                  Собираем
в августе

                                                 
Урожай плодов.

                                                 
Много людям радости

                                                  
После всех трудов.

Логопед
Что собирают люди в августе?

Дети:
Люди собирают урожай плодов

Логопед:  
Что за плоды собирают осенью люди?

Дети:
Это овощи и фрукты.

Логопед:   
                                    И везёт автомашина:

                                                     
 Арбузы, Апельсины,

                                                      
Ананасы. Вот Айва…

                                                      
Всё, что есть на букву     

 Дети:
(договаривают)       А

Логопед: 
 Назовите тему  нашего занятия

Дети :
«Мы будем изучать  звук ].  и
его букву.»

 

2.     Характеристика
звука.

На доску выставляется
«Звуковичок»].

Логопед:  Какой это звук, гласный или согласный?

Дети: Звук [А] –гласный

Логопед: (вместе с детьми): «Воздух свободно идёт через рот,

                                                нет преграды
разной.

                                                 Голос
звучит, голос поёт

                                                 Звук
называется — гласный!

 


Слова:
акула,аист, адрес, астры, альбом.

В.:
Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Дети,
покажите, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так,
а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести?

Ребёнок:
А – А – А.

3.
Уточнение артикуляции.

Л.:
А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в
спокойном состоянии;

— ротик открыт
широко;

— язычок
спокойно лежит во рту;

— горлышко
«работает».

Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко?
Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

Л.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

Л.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух
свободно проходит и не встречает преграды.

Логопед:
Назовите картинки со звуком [А]  в начале (середине, конце слова)

Дети находят и
называют картинки.

Логопед:
Какой буквой обозначается звук [А]

Дети:
Звук А обозначается буквой А

Логопед:
Как выглядит буква  А? Как мне написать её на доске?

Дети объясняют,
логопед пишет на доске букву.

Логопед:
Постройте букву А из палочек( пуговиц,камешек марблс) Дети самостоятельно
выбирают из чего строить букву.

4.     Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай
звук»

Л.: Так, дети, вам
нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди
слогов, среди слов

5.     Физкультминутка

Гриша шел — шел —
шел,                                                   (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел.                                                             
(Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,                                                                          
(Наклоны вперед.)
Два — грибок,                                                                        (Наклоны
вперед.)
Три —
грибок,                                                                       
(Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.                                                       
(Шагаем на месте

 

 

 

6.      Работа
с демонстрируемым материалом

Логопед
выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля,
девочку зовут Варя.

Л.:
Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим
Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

7.
Знакомство с буквой А.

Л.:
Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук
А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще
похожа буква А? (На ракету, крышу дома…)

Л.: Давайте попробуем сделать букву А из наших
пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы
правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой
руки образует «поясок».

Л.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в
воздухе, на столе.

8. Подведение итога НОД.

Л.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? 
Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а,
лун…а, ложк…а.

 

 

 

 

 

 

 

Фонологическая осведомленность (возникающая грамотность)

Фонологическая осведомленность – это осведомленность детей о том, как звуки объединяются в слова.

Он включает способность детей распознавать:

  • слогов (например, pla.ty.pus)
  • рифм (например, дождь/Джейн; лить/храп)
  • звуков в начале/конце слов (например, чашка /kit, drink/stuck)
  • звуки в словах (например, starch —> s t arch)

Фонологическая осведомленность является важным набором навыков, которые необходимо развивать в раннем детстве и начальной школе. Это тесно связано с последующим успехом в чтении и правописании.

Мы можем думать о фонологической осведомленности как о последовательности от базовых навыков фонологической осведомленности к более сложным.

См.
Фонологическая осведомленность: диаграмма лестницы к успеху.

Важное примечание: Большинство детей начинают ходить в школу с пониманием слогов, рифм и аллитераций, но не ожидается, что они овладеют другими фонологическими/фонематическими навыками (например, смешиванием, разбиением слов, игрой со звуками). Эти более поздние навыки фонологической осведомленности могут быть нацелены на развитие детей, проявляющих большой интерес к звукам и словам.

При работе над фонологической осведомленностью у первых коммуникаторов и первых пользователей языка (рождение — 36 месяцев) соответствующими навыками фонологической осведомленности являются слоги и рифмы.

В более старшем возрасте педагоги могут вводить более сложные навыки фонологического восприятия (например, аллитерация, начало/рифмование), но основное внимание фонологическому восприятию должно соответствовать текущей оценке обучения каждого ребенка.

Знание звуков, из которых состоят слова, имеет решающее значение для способности смешивать звуки вместе для последующего чтения и сегментировать слова на звуки для последующего написания.

Педагоги могут познакомить детей младшего возраста с этими понятиями с помощью:

  • песен
  • стишков и игр
  • общего чтения книг
  • совместного письменного опыта (например, рисования с комментариями).

Мы также можем подробно обсудить концепции фонологического восприятия, объяснив, что такое слоги, рифмы и звуки.

Фонематическая осведомленность является частью этого навыка, связанной с фонемой («звуком речи»), и включает в себя смешивание, сегментацию и игру со звуками для образования новых слов.

Примечание. Вы можете выполнять упражнения на фонологическую осведомленность, не используя письменные слова. Речь идет о звуках, которые издают слова, а не о буквах, которые мы используем для их написания.

Следующие возрасты и этапы являются ориентиром, который отражает общие нормы развития, но не ограничивает ожидания каждого ребенка .
Принцип практики VEYLDF: высокие требования к каждому ребенку становятся более детальными.

Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.

Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):

  • любят читать книги
  • любят детские стишки и песенки
  • могут пытаться петь или распевать стишки/песни.

Ранние пользователи языка (12–36 месяцев):

  • начинают слышать пробелы между словами в предложениях
  • проявляют интерес к слогам и рифмам.

Учащиеся, изучающие язык и начинающую грамотность (30–60 месяцев):

  • начинают разбивать слова на слоги (например, хлопки в ладоши)
  • начать распознавать/произносить рифмы
  • с 36 месяцев: начать узнавать слова с одинаковым начальным звуком
  • с 36 месяцев: начать разбивать слова на начало и рифму (солнце = солнце + солнце).

Английский является алфавитным языком. У нас всего 26 букв, но на самом деле звуков речи (фонем) 44. В том числе 20 гласных и 24 согласных звука. Эти звуки составляют часть фонологии английского языка.

  • 44 Звуки речи английского языка (docx — 224.96кб)

  • 44 Звуки речи английского языка (docx — 224.92kb)

  • 44 Speech Sounds of English (pdf — 546. 72kb)

Вы можете узнать, как эти звуки (фонемы) соотносятся с образами букв (графемами) в
раздел фонетики.

Восприятие слогов включает в себя такие действия, как счет, постукивание, смешивание или сегментирование слогов.
Каждое слово можно разбить на слоги. Например, вертолет -> he.li.cop.ter (4 слога).

Составные слова (например, собачья будка, тропинка, продолжительность жизни) — это слова, которые объединяют два отдельных слова для создания нового слова. Это отличное введение в счет слогов.

Примеры слогов

Вот несколько примеров слов, сгруппированных по количеству слогов.

Один слог:

  • прыжок
  • мысль
  • чашка
  • диапазон

Два слога:

    90. 70 90p0 90.tten 90.tten0007 Co.Met
  • Sun.Set
  • Vel.cro
  • Zig.zag
  • FO.SSIL

Три слога:

  • Ma.gi.cal
  • in.di.an
  • VI.SI. .tor
  • po.pu.lar
  • i.magine
  • di.no.saur
  • op.po.site
  • ex.er.cise

Четыре слога:

    900 res.ted

  • e.lec.tri.cal
  • es.pe.cial.ly
  • im.me.di.ate
  • e.qua.li.ty
  • u.su.al.ly
  • физ.лицо
  • el.ec.tri.ci.ty
  • a.ppre.ci.a.ted
  • i.ma.gin. a.tion

Знание рифмы заключается в том, чтобы знать, когда слова рифмуются, а когда нет. Например, дети с хорошим знанием рифмы смогут определить два рифмующихся слова из этой группы ниже.

Какое из этих слов рифмуется? Кот, шапка, тап? Фото: Pixabay

В этом примере воспитатель и дети произносят слова «кот», «шляпа» и «кран», а дети определяют «кот» и «шляпа» как рифмующиеся слова.

Стихотворение – это когда дети должны придумывать примеры, которые рифмуются с заданным словом.

Например, детей просят услышать рифму в следующих словах:

Рука и лента. Какое еще слово рифмуется? Фото: Pixabay

Через чтение книг, пение песен, детские стишки и другие игры дети смогут начать придумывать свои собственные стишки:

  • «Песок» рифмуется со словами «рука» и «лента».

Более сложные рифмы

Некоторые рифмы сложнее других. В качестве дополнительной задачи педагоги могут выбрать слова с более сложной рифмой. Например, слова во втором и третьем столбцах имеют многосложную рифму:

Односложная рифма (с разрывами слога):

  • коп
  • верх
  • швабра
  • стоп

    8

    8

    8

  • искать
  • смотреть
  • полоса
  • красться

Двухсложная рифма (с разрывами слога):

  • Na.tion
  • Sta.tion
  • DAL.MA.Tian
  • SCA.RY
  • HAI.RY
  • FAI.RY
  • CA.NA.RY
  • NEC.E.SSA.RY

Трехсложная рифма (с разрывами слога):

  • a. qua.ri.an
  • ve.ge.ta.ri.an
  • se.ri.ous
  • mys.te.ri .ous

Fun и phone имеют один и тот же начальный звук (однако пишется с буквой «f», а другая — с «ph»). Фото: Pixabay

. Аллитерация, актуальная для изучающих язык и начинающую грамотность, является еще одним ранним навыком фонологического восприятия. Это включает в себя сортировку слов по их начальным и конечным звукам.

Примечание: сортировка слов по звукам не по буквам. В опыте фонологического осознания помните, что цель состоит в том, чтобы дети слышали звуки (фонемы) в словах, а не видели узоры букв (графемы).

При сортировке по начальному и конечному звуку не забывайте слушать, чтобы убедиться, что слова имеют одинаковый звук.

Телефон и физические данные не сортируются по звуку /p/. Вместо этого они оба имеют начальный звук /f/. Фото: Pixabay Все эти слова начинаются с буквы «с», но «сидеть», «солнце», «спать» имеют звук /с/, а «акула» и «корабль» имеют звук /ш/, который пишется с «ш». Фото: Pixabay

Опыт аллитерации может также фокусироваться на последних (последних) звуках в словах. Вы можете попросить детей помочь разобраться, какие слова оканчиваются на звук /т/ или /д/ в этом примере:

Какие слова оканчиваются на звук /т/, а какие на звук /д/? Летучая мышь, кошка, спала весь конец с / т /; плохо, слышно и скольжение заканчиваются звуком /d/. Фото: Pixabay

Начало-изморозь включает в себя разбиение слов на начало (согласные перед гласными) и изморозь (все, что осталось в слове). Этот навык фонологической осведомленности является более продвинутым и больше подходит для изучающих язык и начинающую грамотность.

Начало этих слов: /d/ в слове вниз и /g/ /r/ в слове «зеленый». Начало всегда стоит перед гласной слога. Фото: Pixabay

Например, иней «собственный» как «вниз» может иметь следующие начала для образования следующих слов:

  • D (начало), own (иней), вниз (слово)
  • Br (начало), собственный (иней), коричневый (слово)
  • Cl (начало), собственный (иней), клоун (слово)
  • Dr (начало), собственный (иней), утопить (слово)
  • G (начало), собственный ( иней), платье (слово)

Последними звуками в слове bat and sleep является звук /t/. Фото: Pixabay

Примечание: Этот навык фонологической осведомленности является более продвинутым и больше подходит для детей, которые скоро перейдут в школу.

Детям также важно находить и называть начальные и конечные звуки слов. Это более сложная версия аллитерации. Вместо того, чтобы просто сортировать слова по их звукам, детям предлагается идентифицировать и называть начальные или конечные звуки в словах.

Здесь дети должны назвать первый звук подушки и блина. Ответом будет звук /p/ (как в слове домашнее животное). Для телефона и физического телефона ответ /f/ (как в случае вентилятора). Здесь дети называли последний звук в слове «летучая мышь», «кошка», «спал» звуком /t/ (как в слове tip). Фото: Pixabay. Здесь дети называли последний звук в слове «летучая мышь», «кошка», «спал» как звук /т/ (как в совете). Для плохих, слышимых и скользящих ответ будет /d/ (как в dip). Фото: Pixabay

Примечание: Этот навык фонологической осведомленности является более продвинутым и больше подходит для детей, которые скоро перейдут в школу.

Звуки /f/ /o_e/ /n/ сливаются вместе, образуя «фон». Фото: Pixabay

Смешивание звуков в слова — важнейший компонент фонематического восприятия. В более поздние годы, когда дети начинают читать, смешивание — это то, как мы «озвучиваем слова», которых не знаем.

Смешивание звуков — забавная игра, в которую можно играть еще до того, как придется «читать» слова. Это помогает подготовить детей к фонематическим навыкам, которые им понадобятся, когда они начнут читать. Например, мы можем угадать слово «кепка», смешав звуки /с/ /а/ /п/.

Примечание о счетчиках фонем

В этих разделах счетчики будут использоваться для подсчета звуков (фонем) в словах:

Это только один из способов представления звуков. Фото: Pixabay

  • синие фишки обозначают согласные
  • красные фишки обозначают гласные.

Учителям полезно использовать разные цвета или формы, чтобы отличать гласные от согласных, когда дети смешивают и сегментируют звуки.

Звуки /s/ /l/ /e/ /p/ /t/ смешиваются вместе, образуя слово «спал». Фото: Pixabay

Вы можете придумать свою систему представления согласных и гласных.

Физические жетоны или другие небольшие объекты (например, кнопки) могут использоваться для представления фонем. Это может быть полезно, чтобы помочь детям считать и отслеживать количество фонем в каждом слове.

Счетчики также можно использовать для подсчета звуков на бумаге или на стене, чтобы продемонстрировать количество звуков речи в каждом слове.

Смешение звуков

Один из лучших способов поощрения смешения звуков в раннем возрасте — звуковые игры, в которых воспитатели произносят слова (из книги или картинки), а затем смотрят, смогут ли дети соединить их вместе:

Когда воспитатели произносят слова, дети видят, могут ли они соединить их вместе. . Фото: Pixabay В эти звуковые игры можно играть во время чтения книг, раннего письма, игры или других занятий. Фото: Pixabay

Когда воспитатели произносят слова вслух, дети видят, смогут ли они соединить их вместе.

В эти звуковые игры можно играть во время чтения книг, раннего письма, игры или других занятий.

Примечание. Этот навык фонологической осведомленности является более продвинутым и больше подходит для детей, которые скоро перейдут в школу.

Разложение слов на звуки — это процесс, обратный слиянию звуков в слова. Итак, мы можем произнести три звука в слове «телефон»: /f/ /o_e/ /n/:

Разложение слов на их звуки может быть интересной игрой для детей. Это также очень полезно для возникающих навыков письма. Фото: Pixabay

Разложение слов на звуки может быть интересной игрой для детей.

Это также очень полезно для развития навыков письма.

Вы можете работать над сегментированием звуков как в звуковой игре. Педагоги должны сначала смоделировать, как разбивать слова на звуки:

Очень важно использовать картинки или реальные предметы, чтобы дети знали, какие слова они разбивают:

Можешь сыграть в эту звуковую игру? Какие звуки в слове «собака»? /собака/! Фото: Pixabay

Примечание. Этот навык фонологического восприятия является более продвинутым и больше подходит для детей, которые скоро перейдут в школу.

Удаление звуков или игра со звуками — самый сложный навык фонологического восприятия. Это включает в себя удаление или замену звуков в словах, чтобы сделать новые слова.

Что такое «бит», если убрать /t/? Пчела! Фотографии: Pixabay

Педагоги могут играть в эти продвинутые звуковые игры со старшими детьми.

Пример удаления:

  • «Что такое свинг без /s/?»
  • ‘крыло!’

Игра со звуками (манипулирование) пример:

  • «Что произойдет, если убрать /g/ в слове «собака» и заменить его на /k/?»
  • «док!»

В эти звуковые игры можно играть с любым словом. Вы можете обнаружить, что дети думают об интересных и забавных новых словах!

Детям важно иметь возможность играть словами. Вы можете говорить о том, что является настоящим словом, а что нет.

См.
Фонологическая осведомленность: начало работы для загружаемой версии.

Фонологическая осведомленность – это ключевая ранняя компетенция, необходимая для профессионального чтения и правописания. Он включает в себя явное осознание того, как устроены слова, слоги и отдельные звуки речи (фонемы).

Наряду со фонетикой фонологическое осознание (в частности, фонематическое осознание) необходимо для взлома кода письменной речи (Люк и Фрибоди, 1999).

Различия между фонологическим восприятием и фонетикой

Фонологическое восприятие включает восприятие звуков речи, слогов и рифм.

Фонетика изучает звуковые и буквенные паттерны — то, как звуки речи (фонемы) могут отображаться в буквенных паттернах (т. е. графемах). Таким образом, фонологическая осведомленность и фонетика — это не одно и то же, но эти фокусы грамотности имеют тенденцию пересекаться.

Многочисленные исследования подтверждают, что фонологическая осведомленность является ключевым предиктором (наряду со знанием алфавита) успеха в декодировании написанного слова в речь. Это исследование включает в себя изучение успешных программ фонологической осведомленности в условиях раннего детства (Lefebvre, Trudeau, & Sutton, 2011; Milburn et al. , 2015) и Австралийское национальное исследование обучения чтению (Rowe et al., 2005). который поддержал обучение фонологической (включая фонематическую) осведомленности как эффективный подход к развитию навыков раннего чтения.

Также есть исследования, предполагающие, что музыка может быть полезным инструментом обучения для развития фонологического восприятия Degé & Schwarzer, 2011).

Кроме того, Хэтти (2009 г.) Visible Learning, Национальная комиссия по чтению США (2000 г.) и UK Rose Review (2006 г.) поддерживают фонологическую осведомленность как важный компонент богатых программ грамотности.

Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):

  • детские стишки, песенки и стихи
  • совместное чтение книг
  • привлечение внимания детей к звукам разговорной речи, в том числе:
    • Слога (Beats)
    • Rhymes
    • Индивидуальные звуки

Ранний язык пользователей языка (12 — 36 месяцев):

  • Noursery Rhymes
  • Песни
  • ПИНДЫ И RIDDLE
  • SHARED CHIPT
  • . слога, рифмы, начального/конечного звука по:
    • Сопоставление картинок с другими картинками: собака/бревно
    • Сопоставление предметов с картинками: постукивание/носки
    • Соответствие предметов действиям: скакалка/прыжок

Язык и начальная грамотность для учащихся (30–60 месяцев):

  • потешки 7
  • песенки и загадки

  • совместное чтение книг
  • возникающий опыт письма (рисунки с аннотациями)
  • использование игр для тренировки понимания слогов, рифмы, начального/конечного звука и отдельных звуков в словах (идеи см. ниже)

Слогов

  • Удары имени Мое: На групповом занятии двигайтесь по кругу, каждый ребенок хлопает в ладоши по слогу своего имени: Лю-си (хлоп, хлоп)
    • Это также можно сделать с помощью клавы, других форм перкуссии тела. ступни, ступни, ступни, ступни, марширование взад-вперед по улице
    • Таинственный мешок: наполните знакомыми предметами, дети вытягивают предмет, называют его, хлопают в ладоши по слогам – напр. ‘лев’ — li.on, ‘мяч’ — мяч, ‘осьминог’ — oct.o.pus
    • Сортировка по слогам: Разместите на ковре Т-таблицу (можно использовать веревку или малярный скотч):
      • дети выбирают предмет в комнате, чтобы принести его на ковер
      • каждый может рассортировать по 1 или 2+ слогам
      • дети размещают свои предметы соответственно (шляпа — 1 слог, карандаш — 2+ слога)

    Сложные слова — отличный способ ввести счет по слогам:

    • Преподаватели могут представлять два слова по отдельности
    • Затем покажите, как они сочетаются друг с другом
    • Получается одно слово из двух слогов

    Рифма:

    • Карточные игры с рифмами
    • Сортировка предметов по рифмам
    • Сборники рассказов с рифмами:
      • напр. Волосатый Маклари, Комната на метле, Груффало
    • У меня есть, у кого есть?
      • У детей есть карточка/предмет
      • Им нужно найти другого ученика в классе, у которого есть карточка/предмет, рифмующийся с их карточкой
      • напр. ученик с лягушкой должен найти ученика с собакой
    • Книга с песней — Один слон вышел поиграть
    • Использование песен с действиями для выделения рифмы:
      • Мои руки зябнут, мне кажется, они синеют Мне нужно их чем-нибудь согреть, но что я могу сделать? Я могу тереть их, тереть, вертеть ими, я могу трясти их, трясти и стучать ими по земле.

    Аллитерация:

    • Чтение и письмо стихов
    • Просмотр стихотворения и нахождение всех аллитераций (можно выделить визуально для просмотра детьми: Понятия печати)
    • Чтение книг
      • напр. Лис в носках (Доктор Сьюз), Волосатый Маклари
    • Сочинение собственных аллитерационных стихотворений в небольшой группе
    • Произнесение скороговорок во время группового занятия
    • Выберите первый звук в своем имени, чтобы составить смешное аллитерационное стихотворение

    Нахождение начальных и конечных звуков:

    • Сортировка объектов или изображений по начальному или конечному звуку
    • Заполнение пропусков — начальный или конечный звук слова — это можно сделать с помощью картинки или на слух
    • Бинго

    Смешение звуков и разбиение слов

    • Разговор робота: используйте разговор робота и попросите детей помочь смешать слова, которые говорит робот.
      • Дети тоже могут быть роботами, разбивая слова на слова роботов, а другие дети смешивая слова
    • Игра «Угадай слово»: Воспитатель называет отдельные звуки слова, а дети должны угадать слово. смешивать звуки вместе или бусины на нитке
    • Игра с магнитными буквами, показывающие, как слова складываются, а затем распадаются 
    • Звуковые ящики. Предоставление изображений слов и просьба к детям поместить счетчик в коробку для каждого звука, который они произносят. могу слышать.

    Удаление звуков или игра со звуками:

    • «Составь новое слово»: попросите детей взять одно слово и составить новое, изменив звук.
      • напр. Что такое «рассвет» без /n/? «Дверь!»
      • Помните, что вам не нужно использовать буквы, чтобы играть в эти игры. Речь идет о прослушивании звуков в произнесенных словах.
    • Викторианская программа обучения и развития детей младшего возраста (2016 г. )
    • ВЕЙЛДФ Иллюстративные карты

    Результат 4: обучение

    Дети развивают ряд навыков и процессов, таких как решение проблем, исследование, экспериментирование, выдвижение гипотез, исследование и исследование:

    • делают прогнозы и обобщают свою повседневную деятельность, аспекты окружающего мира и среды, используя модели, которые они создают или идентифицируют, и передают их с помощью математического языка и символов

    Результат 5: общение

    Дети взаимодействуют с целым рядом текстов и получают смысл из этих текстов, слушают и реагируют на звуки и модели в речи, рассказах и рифмы в контексте:

    • петь, распевать стишки, джинглы и песни
    • начать понимать основные концепции и процессы грамотности и счета, такие как звуки языка, отношения букв и звуков, концепции печати и способы структурирования текстов.

    Дети начинают понимать, как работают системы символов и паттернов:

    • начинают распознавать паттерны и отношения и связи между ними
    • слушать и реагировать на звуки и паттерны в речи, рассказах и рифмах использовать символы в игре для представления и сделать смысл.

      Для возрастных групп: ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):

      • На лугу

      Для возрастных групп: первые пользователи языка (12–36 месяцев):

      • Фонологическое осознание через рифмы и рассказы
      • На лугу
      • Музыкальное дерево
      • Hello song

      Для возрастных групп: изучающие язык и начальную грамотность (30–60 месяцев):

      • Фонологическое осознание через музыку
      • Фонологическое осознание через рифмы и рассказы
      • Запрыгивай на поп
      • Музыкальное дерево
      • Помещения для чтения
      • Пчела пчела шмель
      • Звуки моего имени
      • Звуки речи
      • Phonics

      Деге Ф. и Шварцер Г. (2011). Влияние музыкальной программы на фонологическую осведомленность дошкольников. Frontiers in Psychology, 2 (июнь), 124.

      Хэтти, Дж. 2009, Видимое обучение; синтез более 800 мета-анализов, касающихся достижений, Рутледж, Лондон.

      NRP, Национальная комиссия по чтению. (2000). Обучение детей чтению: основанная на фактических данных оценка научной литературы по чтению и ее значения для обучения чтению. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт детского здоровья и развития человека (NICHD).

      Лефевр, П., Трюдо, Н., и Саттон, А. (2011). Расширение словарного запаса, повышение осведомленности о печатном языке и фонологической осведомленности посредством совместного чтения сборника рассказов с дошкольниками из малообеспеченных семей. Журнал ранней детской грамотности, 11 (4), 453–479..

      Люк А. и Фрибоди П. (1999). Дополнительные примечания по модели четырех ресурсов. Чтение в Интернете, 3.

      Милберн, Т. Ф., Хипфнер-Буше, К., Вейцман, Э., Гринберг, Дж., Пеллетье, Дж., и Джироламетто, Л. (2015). Влияние коучинга на использование педагогами и дошкольниками ссылок на печатные издания и фонологическую осведомленность во время ремесленной/письменной деятельности в малых группах. Услуги по языковой речи и слуху в школах, 46 (2), 94.

      Роу, Кен и Национальное исследование преподавания грамотности (Австралия), Обучение чтению (2005 г.).

      Обзор Розы. Министерство образования, 2010 г., «Важность преподавания: краткое изложение Белой книги школ», TSO, Лондон, Англия.

      Шуеле, К.М., и Будро, Д. (2008). Вмешательство в фонологическую осведомленность: помимо основ. Языковые, речевые и слуховые услуги в школах 39(1), 3-20.

      Государственный департамент штата Виктория по образованию и обучению (2016, Victorian Early Years Learning and Development Framework (2016), дата обращения 3 марта 2018 г.

      9)0002 Victorian Curriculum and Assessment Authority (2016) Иллюстративные карты от VEYLDF к Victorian Curriculum F–10. Проверено 3 марта 2018 г.

      Высокоэффективные стратегии обучения (HITS)

      На этой странице представлен обзор 10 высокоэффективных стратегий обучения (HITS) с подборкой соответствующих ресурсов для дальнейшего обучения.

      Стратегии высокоэффективного обучения (HITS) представляют собой набор из 10 методов обучения, признанных во всем мире как одни из самых надежных стратегий обучения для достижения результатов обучения.

      На этой странице представлен обзор HITS. Если вы хотите получить подробное руководство о том, как включить HITS в свою учебную практику, загрузите копию нашего
      руководство ХИТЫ. Руководство содержит дополнительную информацию об этих стратегиях и примеры, иллюстрирующие их использование.

      Что такое HITS?

      10 HITS являются частью репертуара эффективных стратегий, которые учителя могут применять к широкому спектру учебных потребностей учащихся, с которыми они сталкиваются каждый день.

      HITS появились на основе результатов десятков тысяч исследований того, что работает в классах по всей Австралии и во всем мире. Хотя HITS являются очень эффективными стратегиями повышения уровня обучения студентов, они не обеспечивают полной основы для профессиональной практики. Вместо этого HITS составляют часть полного набора учебных практик, которые вносят вклад в комплексную педагогическую модель обучения.

      Преимущества использования высокоэффективных стратегий обучения

      • Для начинающих учителей: HITS — это банк надежных учебных методик, которые вы можете уверенно использовать.

      • Для опытных учителей: важно отметить, что HITS не предназначены для замены стратегий обучения, которые вы уже успешно используете. Вместо этого наше руководство по HITS поможет вам лучше понять HITS, которые вы уже используете, и предложит новые способы их использования в классе.

      • Для профессиональных обучающих сообществ: Используя HITS для создания пула знаний, профессиональные обучающие сообщества могут закрепить свои вмешательства в практике, основанной на фактических данных, и, таким образом, повысить вероятность эффективности вмешательств.

      • Для руководителей школ: HITS — это возможность профессионального обучения. HITS связаны друг с другом и связаны с более широким репертуаром навыков и знаний учителя. Они могут быть связаны с сотрудничеством между учителями и интегрированы в классное и школьное планирование в отношении учебной программы, обучения и оценивания.

      В приведенном ниже списке вы найдете обзор 10 стратегий HITS с подборкой соответствующих ссылок для дальнейшего обучения.

      Стратегия 1: Постановка целей

      Уроки имеют четкие учебные намерения с целями, которые разъясняют, как выглядит успех. Цели урока всегда объясняют, что учащиеся должны понять и что они должны уметь делать.

      Наличие четких целей обучения помогает учителю планировать учебную деятельность, а учащимся — понять, что от них требуется.

      Ресурсы для накопления опыта в стратегиях постановки целей

      • Департамент образования и обучения штата Виктория,
        HITS — постановка целей ресурсов.
      • Департамент образования и обучения штата Виктория,
        HITS — постановка целей для улучшения обучения счету.
      • Более подробную информацию и практические примеры можно найти, загрузив
        руководство ХИТЫ.

       

      Стратегия 2: Структурирование уроков

      Структура урока отображает преподавание и обучение, происходящее в классе.

      Звуковые структуры уроков укрепляют рутину, помогают обучению с помощью определенных шагов/мероприятий. Они оптимизируют время выполнения задания и атмосферу в классе, используя плавные переходы. Запланированная последовательность преподавания и обучения стимулирует и поддерживает вовлеченность, связывая урок и модульное обучение.

      Ресурсы для накопления опыта в стратегиях структурирования урока

      Стратегия 3: Эксплицитное обучение

      Когда учителя используют явные методы преподавания, они четко показывают учащимся, что и как делать.

      Учитель определяет цели обучения и критерии успеха и делает их прозрачными для учащихся, демонстрируя их путем моделирования. Учитель проверяет понимание и в конце каждого урока пересматривает пройденное и связывает все воедино (Hattie, 2009).

      Ресурсы для накопления опыта в области явных стратегий обучения

      • Департамент образования и обучения штата Виктория,
        Каталог HITS — Явное обучение.
      • Более подробную информацию и практические примеры можно найти, загрузив
        руководство ХИТЫ.

      Стратегия 4: Рабочие примеры

      Рабочий пример демонстрирует шаги, необходимые для выполнения задачи или решения проблемы. Подход к обучению с использованием строительных лесов снижает когнитивную нагрузку учащегося, поэтому приобретение навыков может быть проще.

      Учитель представляет рабочий пример и объясняет каждый шаг. Позже студенты могут использовать проработанные примеры во время самостоятельной практики, а также повторять и внедрять новые знания.

      Ресурсы для накопления опыта в отработавших примерах стратегий

      Стратегия 5: Совместное обучение

      Совместное обучение происходит, когда учащиеся работают в небольших группах, и каждый участвует в учебном задании. Существует множество подходов к совместному обучению, каждый из которых использует различные формы организации и задачи.

      Совместное обучение поддерживается за счет разработки содержательных задач. Это вовлекает студентов, активно участвующих в переговорах о ролях, обязанностях и результатах.

      Ресурсы для накопления опыта в стратегиях совместного обучения

      Стратегия 6: Многократное знакомство

      Многократное знакомство предоставляет учащимся множество возможностей познакомиться, пообщаться и развить новые знания и навыки.

      Исследования показывают, что глубокое обучение развивается с течением времени посредством множественных разнесенных взаимодействий с новыми знаниями и концепциями. Для этого может потребоваться интервальная практика в течение нескольких дней и использование различных видов деятельности для разнообразия взаимодействия учащихся с новыми знаниями.

      Ресурсы для накопления опыта в стратегиях многократного воздействия

      Стратегия 7: Анкетирование

      Анкетирование — это мощный инструмент, и эффективные учителя регулярно используют его для различных целей. Эффективные вопросы дают немедленную обратную связь о понимании учащимися, они поддерживают неформальное и формативное оценивание и помогают получить отзывы об эффективности стратегий обучения.

      Вопросы открывают перед учащимися возможности для обсуждения, споров и выражения мнений и альтернативных точек зрения. Он вовлекает студентов, стимулирует интерес и любопытство к обучению и может создавать связи с жизнью студентов.

      Ресурсы для накопления опыта в вопросах стратегий

      • Веб-сайт Fuse
        Каталог HITS – Анкетирование.
      • Более подробную информацию и практические примеры можно найти, загрузив
        руководство ХИТЫ.

      Стратегия 8: обратная связь

      Обратная связь информирует учащегося и/или учителя об успеваемости учащегося относительно целей обучения. Эффективная обратная связь перенаправит или переориентирует действия учителя и ученика, чтобы ученик мог согласовать свои усилия и действия с четким результатом, ведущим к достижению цели обучения.

      Учителя и коллеги могут давать формальную или неформальную обратную связь, она может быть устной, письменной, формирующей или итоговой. Какую бы форму ни принимала обратная связь, она будет состоять из конкретных советов, которые учащийся может использовать для улучшения своей успеваемости.

      Ресурсы для повышения квалификации в области стратегий обратной связи

      Стратегия 9: Метакогнитивные стратегии

      Метакогнитивные стратегии учат учащихся думать о своем мышлении. Когда учащиеся осознают процесс обучения, они получают контроль над своим обучением.

      Метапознание распространяется на саморегуляцию или управление собственной мотивацией к обучению. Метакогнитивная деятельность может включать планирование подходов к учебным задачам, оценку прогресса и контроль за пониманием.

      Ресурсы для накопления опыта в стратегиях метакогнитивного обучения

      • Веб-сайт Fuse
        Каталог HITS – Метакогнитивные стратегии
      • Руководство по арифметике
        Метакогнитивные HITS для улучшения обучения счету, веб-сайт Victorian Numeracy Guide
      • Буш Д (2021)
        HITS: Использование стратегий метапознания
      • Заметки по профессиональной практике
        PPN 14 – Использование метакогнитивных стратегий для саморегуляции и расширения возможностей учащихся
      • Совет учителю
        Используйте метакогнитивные стратегии, чтобы расширить возможности своих учеников
      • Заметки по профессиональной практике
        Тематическое исследование: Розанна П.С. и Эппинг С.К.: Метапознание в действии
      • Более подробную информацию и практические примеры можно найти, загрузив
        руководство ХИТЫ.

       

      Стратегия 10: Дифференцированное обучение

      Дифференцированные методы обучения используются для расширения знаний и навыков каждого учащегося в каждом классе, независимо от его начальной точки. Цель состоит в том, чтобы повысить успеваемость всех учащихся, включая тех, кто отстает, и тех, кто опережает ожидания на уровне года.

      Чтобы все учащиеся усвоили цели, эффективные учителя планируют уроки, внося коррективы в содержание, процесс и продукт.

      Ресурсы для накопления опыта в дифференцированных стратегиях обучения

      • Веб-сайт Fuse
        Каталог HITS – Дифференцированное обучение
      • Информационный бюллетень
        Информационный бюллетень с информацией о травмах для дифференцированного обучения, веб-сайт Fuse.
      • Руководство по счету
        Дифференцированное обучение для улучшения навыков счета для всех учащихся Веб-сайт Victorian Numeracy Guide
      • Lockhart S (2019)
        HITS в действии: как дифференцированное обучение прекрасно сочетается с циклом совершенствования FISO
      • Примечание по профессиональной практике 16
        PPN 16: превосходство в дифференциации для повышения вовлеченности и результатов обучения
      • Рекомендации по профессиональной практике
        Практический пример: Diggers Rest PS об использовании данных для дифференцированной практики учителей
      • Заметка о профессиональной практике 16
        Совет учителю: дифференциация для улучшения вовлеченности и обучения
      • Для получения более подробной информации и практических примеров загрузите
        руководство ХИТЫ.

       

      Вернуться к началу

      Чтобы получить подробное руководство о том, как включить HITS в свою учебную практику, загрузите наше руководство по высокоэффективным стратегиям обучения.

      Руководство включает:

      • доступное руководство по использованию высокоэффективных, основанных на фактических данных стратегий
      • краткие сведения, чтобы вы могли сосредоточить свое обучение на одном или нескольких HITS
      • руководство о том, как выглядит практика в классе на более высоких уровнях экспертизы
      • ресурсов, чтобы помочь руководителям и учителям сохранить весь фокус практики.

      Руководство по эффективным стратегиям обучения

      Стратегии эффективного обучения Стратегии эффективного обучения pdf 8,37 МБ Стратегии эффективного обучения

      Начальная школа Фэрфилда

      Послушайте рассказ исполняющего обязанности директора начальной школы Фэрфилда о том, как они используют HITS в качестве отправной точки для улучшения школы.

      Начальная школа Брайтона

      В этом видео Брайтонская начальная школа рассказывает о том, как они внедряют практические принципы и HITS в свою основную бизнес-модель.

      Южный колледж Нарре Уоррен P-12

      В этом видео вы узнаете, как Южный колледж Нарре Уоррен P-12 использует HITS для реализации своей стратегии повышения грамотности.

      Руководство HITS

      Мы подготовили исчерпывающий документ под названием
      Высокоэффективные стратегии обучения. Вы найдете в нем полезный ресурс о том, как внедрить HITS в свою педагогическую практику.

       

      Страница VTLM на FUSE

      Каталог HITS на FUSE

      Это
      Каталог HITS предлагает более 130 обучающих и обучающих ресурсов для поддержки учителей в их профессиональном развитии, включая подкасты и видео, тематические исследования, вебинары, планы уроков и занятия в классе.

       

      Содействие обучению грамоте с помощью HITS

      На веб-сайте Министерства образования и профессиональной подготовки штата Виктория есть несколько полезных ресурсов о том, как применять HITS для обучения грамоте. Вот некоторые из них:   

      • PPN 9 – Использование HITS для поддержки обучения грамоте
      • Совет учителю: использование высокоэффективных стратегий обучения для поддержки обучения грамоте
      • Практический пример: Драйсдейл П.С. Сосредоточение внимания на HITS для поддержки обучения грамоте

        

      Содействие обучению счету с помощью HITS

      Раздел HITS Викторианского руководства по математике содержит исчерпывающее объяснение того, как HITS можно использовать для развития навыков счета учащихся.