Содержание
Конспект занятия с элементами тренинга для родителей
МБОУ
ВМР «Кубенская средняя школа имени А.Ф.Клубова»
Конспект
занятия для родителей
«Любить
или воспитывать»
Разработала:
Сизова С.А., педагог-психолог
2019г.
Данное
занятие может использоваться как самостоятельное, так и как вводное
мотивационное, перед тренингом детско-родительских отношений. Занятие
рассчитано на родителей, как дошкольников, так и школьников, проходит в форме
тренинга. Продолжительность 1,5-2 часа. Используются индивидуальные и групповые
формы работы, медитативные техники, ролевые ситуации.
Цели:
1.
расширение представлений родителей о
значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
2.
повышение родительской компетентности
и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
3.
профилактика нарушений
детско-родительских взаимоотношений
4.
формирование культурных традиций в
общении взрослых и детей;
Необходимые
материалы:
плакат
«Правила работы в группе», плакат с аистом «Ожидания», плакат «Душа ребенок», 2
плаката с изображением девочки (на одном сделаны надрезы), листы А4, ручки,
стикеры – перышки, стикеры — сердечки, бантики, информационные буклеты для
родителей «Пять путей к сердцу ребенка, музыка.
I Вводная часть.
1.
Упражнение «Знакомство»
Цель:
способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей
на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное
напряжение.
Ход
упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из
родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен
закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова,
которыми можно описать моего ребенка – …
2. Если бы
мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -…
3. Больше
всего мне в моем ребенке нравится – …
4. Мой
ребенок заставляет меня смеяться, когда – …
Участник,
который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению,
говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое
предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое
упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего
не записывает.
2.
Ожидания участников. Упражнение «Аист»
Перед началом
занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который
несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором
ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.
После того
как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту,
зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.
3.
Обсуждение правил группы
Цель:
направить участников на соблюдение правил группы.
Ход
упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы
каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды.
Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:
1. Картинка
«Волчок» – быть активным.
2. Картинка
«Ухо» – слушать и слышать каждого.
3. Картинка
«Человечки с мыслями» – говорить по очереди.
4. Картинка
«Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.
5. Картинка
«Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка
«Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.
Психолог.
Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II.
Основная часть
Психолог.
Сегодня мы будем обсуждать секреты
эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три
важных момента, которые стоит помнить.
Во-первых,
идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими
слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и
педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда
мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без
творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.
4.Упражнение
«Душа ребенка»
Психолог: Эта
чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами
характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего
ребенка?
Задача:
родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего
ребенка, затем прикрепляют их в чашу.
Психолог:
Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия.
Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
5.Упражнение
«Один день из жизни Маши»
Психолог: Я
предлагаю вам послушать рассказ о жизни одной девочки, точнее одного дня из её
жизни. Для наглядности мы поместим её душу здесь на стенде и понаблюдаем, что с
ней будет происходить.
Цель:
понаблюдать, как незаметные поступки взрослых откликаются в детях.
Во время
зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде — первый плакат с
изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с
изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих
сторон плаката. ) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные
куски бумаги.
Выдерживается
пауза для эмоционального переживания содержания произведения.
Рефлексия.—
активное обсуждение:
— Является ли
достоверным этот рассказ?
— Бывают ли
такие ситуации в жизни вашего ребенка?
—
Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
— Что можно
было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло
того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один
день из жизни Маши
Сегодня Маша
проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но
потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу
няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила
ей изучить на праздник… И главное – то, что она так и не дождалась маму с
работы, ведь мама так много работает… К тому же вчера маме выдали зарплату, и
она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама
была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не
выходила.
Ляп, ляп, ляп
— раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И
о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который
воспитательница поручила ей изучить на праздник… Пусть мама послушает, вот
она обрадуется!» — с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже
завтрак.
— Маша!
Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть
тапки?! — строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно
вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», —
подумала она и быстренько побежала к кухне.
— Мама, мама,
ты знаешь, вчера… — начала Маша.
— Маша, ты
уже умылась? — снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча
направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про
все свои новости», — подумала девочка, не теряя надежды.
— Мама, вчера
на занятии в детском саду.., — не очень радостно начала свой рассказ Маша, —
когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок…
— Маша, ну
что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома
рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
— Я… Я…
нарисовала, — почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных
новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница…
— Маша! Ты
уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить
из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
— Да,
мамочка, я уже иду, — сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась
за мамой.
Ночью прошел
дождь, и на асфальте появились лужи — и круглые, и овальные, и такие, что
похожи на волшебные облачка… «Мама, смотри, какая красивая лужа!» — радостно
вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже
видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами».
(Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот
детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи,
держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на
солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» — подумала Маша.
Оля, радостно
улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой
и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой
вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с
бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок…
«Стишок! Его
обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень
обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
— Лариса
Николаевна! — громко крикнула Маша и подбежала к ней.
— Маша, а где
твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в
детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску
плаката.)
Маша понуро
разделась и пошла в группу. А потом — завтрак, занятия, прогулка… До стишков
так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но,
садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму — блюда девочке показались
невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату
укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую
полоску плаката.)
После тихого
часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки
не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня
не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой…
(Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она
спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся
быстрее, некогда мне… (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с
бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про
чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и
тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать
следующую полоску плаката.)
Поздно
вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем
настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала,
как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела
выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда… Мама сама
зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я
так соскучилась по тебе! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что
нового сегодня?
Но Маше уже
не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек,
и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала…
6.Упражнение
«Неформальное общение»
Цель:
сравнить формальное и неформальное общение, понять значимость эмпатийного
общения с детьми.
Ход
упражнения: группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь,
каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю».
«Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под
предлогом занятости, усталости и т. д.
В течение
нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются
ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию:
отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью,
предложить свою помощь и поддержку.
Рефлексия:
обсуждение чувств участников, определение понятий формального (закрытого,
равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного,
искреннего) общения.
7.
Упражнение «Ребенок-статуя»
Цель: понять,
как фразы родителей влияют на детей.
Психолог: нередко
мы, родители употребляем фразы, выражающие нетерпение, агрессию. Вследствие
этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления и у ребенка.
—
Сомневаетесь? Не уверены?
Давайте
проследим это на примере «Действие фраз родителей на ребенка».
(Используются
фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).
Ход
упражнения: один из родителей в роли ребенка, которому говорят эти фразы.
1 фраза:
«Перестань глазеть, Ну что опять смотришь, Отвернись от меня» – (завязать
родителю глаза)
2 фраза:
«Закрой свои уши, Не подслушивай, Что уши развесил?» – (завязать уши)
3 фраза:
«Закрой рот, Не болтай, Замолчи, Не ной» – (завязать рот)
4 фраза:
«Убери руки, Не тронь, Не хватай» – (связать руки)
5 фраза:
«Стой смирно, Не бегай, » – (связать ноги)
6 фраза: «Перестань
реветь, Хватит плакать» – (перевязать живот)
Психолог: спросим, как себя чувствует наш «ребёнок»,
(родитель в роли ребёнка высказывает дискомфорт, чувства вызванные в ходе
упражнения. После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации.
А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного:
освободиться.
В первую
очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что
развязать следующим?
(по очереди
развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?) вместе мы с
вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать
окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями,
ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Рефлексия:
вопросы к участнику
— что Вы
чувствуете сейчас?
— как
изменилось состояние?
— О чём это
упражнение для вас? (вопрос ко всем родителям).
8.
Упражнение « Бумажные человечки»
Цель: понять
неэффективность использования критики
Некоторые родители
считают, что нужно регулярно ругать и критиковать детей, чтобы стимулировать к
действиям. Чтобы было понятно, к чему приводит такая критика, я предлагаю
сделать одно простое упражнение.
Ход
упражнения. Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и
других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом
сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его
«ругать»: «Кривой какой-то!»,»Косой»,
«Некрасивый», «Надо быть лучше», «Ноги короткие»
и т. д. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и
хорошенько «заутюживайте» его ногтем. Когда ругательства будут исчерпаны,
остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого
состояния ваш человечек докрутится.
Рефлексия:
как вы думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
(тревожные и неэффективные или вообще ни на какие).
Но это еще не
все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы хвалите своего ребенка,
говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили —
отвернули, похвалили — отвернули…
Рефлексия:
1) Что вам
легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и
разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли
у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в
итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до
скручивания)?
4)На какие
действия теперь способен ваш человечек?
Вывод: Вы
расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе
ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
9.
Упражнение «Вспомним детство»
Цель:
актуализировать свои детские чувства в ситуациях принятия и непринятия
родителями.
Инструкция: (
можно включить тихую мелодичную музыку) «Закройте глаза. Представьте себя
ребенком. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы в детстве были наказаны
родителями. Кто вас наказывает, за что? Вспомните, что вы чувствовали тогда?
Каковы были ваши телесные ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось
сделать? Запомните эти чувства.
А теперь
вспомните, когда вас похвалили или проявили к вам особое внимание, ласку. Что
это за ситуация? Вспомните, что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные
ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Запомните эти
чувства.»
Рефлексия:
какие переживания приятнее, какие легче вспомнить было, какие чувства появились
после воспоминаний.
10.Упражнение
« Я ругаю…, Я хвалю…»
Цель:
проанализировать свои способы наказания и похвалы, сравнить их
Ход
упражнения. Разделите лист пополам, слева напишите «Я ругаю, (наказываю) за…»,
справа «Я хвалю за…». Запишите как можно больше ситуаций, в которых вы
ругаете и хвалите своих детей.
Рефлексия:
каких ситуаций больше, что было легче вспомнить, какие формы воспитания более
разнообразны, необходимость использования.
11.Упражнение
«Зато он…»
Цель: учиться
видеть в своем ребенке не только недостатки, но и достоинства; понять ценность
своего ребенка.
Материалы:
чистые листки бумаги, ручки
Инструкция:
«Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а
просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в
семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и
часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь кого-то больше, чем меня!». И
попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Я
предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего ребенка, или
детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой
стороне листа – все его плюсы. После того, как вы все их выпишите, вы по
очереди все их зачитаете таким образом: «Мой ребенок (один минус), зато он
(один плюс).
Рефлексия:
что легче найти «+» или «-»? Важно замечать и говорить ребенку не только о
плохом, но и о хорошем обязательно!
После того,
как все выступят, предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя
половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину».
12.Упражнение
«Я люблю своего ребенка»
Цель:
актуализировать чувство принятия ребенка таким, каков он есть; понимание
важности безусловной любви к ребенку.
Психолог. А
сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя (в этот
момент можно включить приятную тихую музыку): «Я буду любить своего ребенка,
даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если
он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не
поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю
его, даже если его поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это
мой сын или дочь».
Откройте
глаза.
Рефлексия: —
Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь
к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много.
Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
13.Упражнение
«Пять языков любви»
Цель:
рассмотреть разные способы проявления любви и внимания к своему ребенку.
Психолог:
Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому ребенку.
Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку
(психолог раздает рекомендации):
—
прикосновение;
— слова
поощрения;
— время;
— помощь;
— подарки.
На листках
бумаги напишите, как вы можете проявлять свою любовь к ребёнку, используя эти 5
«языков».
14.Упражнение
«Осуществление ожиданий»
Цель:
определить, оправдались ли ожидания участников.
Психолог: Уважаемые
родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми
вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания
каждого. (Высказывания)
Аист несет в
клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным,
светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках
пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое
завернут младенец.
Рефлексия.
Обмен впечатлениями.
Участникам
предлагается свободно высказываться по поводу возникших впечатлений итого
опыта, который они приобрели в процессе общения.
III Заключение.
Установка.
Уважаемые
родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только
советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.
А сегодня
вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его,
спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос
разбудит их, и вы с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго,
растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или
позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома.
Список
литературы
1.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с
ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М. : МАСС МЕДИА, 1995.
2.
Марковская И. М. Тренинг
взаимодействия родителей с детьми / И.М.Марковская. – СПб. : Речь, 2005.
3.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная
психотерапия: семья как психотерапевт / Н.Пезешкиан. – М. : Смысл, 1993.
4.
Петрановская Л.В. Если с ребенком
трудно / Л.В.Петрановская. – М. : АСТ, 2014.
Конспект занятия педагога-психолога на родительском клубе «Шаг за шагом» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей по теме «Развиваем интеллектуальные способности» с использованием ИКТ
Конспект занятия педагога-психолога на родительском клубе «Шаг за шагом» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей по теме «Развиваем интеллектуальные способности» с использованием ИКТ
Титаренко В. К., педагог-психолог МБДОУ №100 «Летучий корабль», г. Ульяновск
Современная реальность стремительно меняется день ото дня. Индустриальный век превратился в электронный, и это оказывает непосредственное влияние на каждую сферу жизни социума. Безусловно, наши дети тоже вовлечены в этот процесс вместе со взрослыми. Сегодняшние дети в большей или меньшей степени отличаются от своих сверстников прежних лет.
В настоящее время развитие коммуникаций характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе и психолого — педагогической.
Скачать конспект
Использование ИКТ в работе педагога-психолога открывает новые возможности в его деятельности, направленной на развитие познавательных процессов дошкольников, а также способствует успешному взаимосотрудничеству детей с родителями.
Работа с родителями так же важна для наиболее успешного образовательного процесса, направленного на развитие воспитанников МБДОУ, ведь вне грамотно организованного общения со значимыми взрослыми невозможно полноценное развитие личности ребенка. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, к проблемам в обучении и поведении.
К сожалению, не у всех родителей есть возможность для частых личных встреч с воспитателями детского сада и специалистами в силу своей занятости на работе или дома. С этой целью в нашем детском саду уже несколько лет функционирует родительский клуб «Шаг за шагом», и педагог-психолог МБДОУ Титаренко В.К. является одной из его ведущих.
Современные информационные технологии позволяют мне, как специалисту, поддерживать контакт с родителями воспитанников и на расстоянии. Ежемесячно разрабатываются памятки, буклеты для родителей воспитанников, где представлены рекомендации, игры, упражнения, различные статьи, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, фотоотчеты с занятий, позволяющие наглядно продемонстрировать родителям, успехи и достижения их чад с последующим размещением их в детском саду и на официальном интернет – сайте учреждения. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями также дают возможность наглядно представить информацию, которую необходимо сообщить.
Таким образом, использование ИКТ педагогом-психологом является неотъемлемым элементом в работе с детьми и родителями, позволяющим повысить учебную мотивацию дошкольников, успешно закреплять пройденный материал, а родителям, принимающим участие в совместных с детьми мероприятиях, доступно и наглядно демонстрировать необходимую информацию, а также поддерживать контакт со специалистом и своими детьми.
В данной статье представлен конспект занятия педагога-психолога на родительском клубе «Шаг за шагом» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей по теме «Развиваем интеллектуальные способности творчески» с использованием ИКТ, которое состоялось в январе 2020 года.
Цели:
- Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятия);
- Создание условий для развития познавательных процессов старших дошкольников в семье;
- Повышение общей психолого-педагогической культуры родителей дошкольников.
Задачи:
- Создавать положительное эмоциональное настроение;
- Развитие кратковременной памяти, зрительного внимания, слухового восприятия;
- Познакомить родителей с различными видами игр, способствующими развитию познавательных процессов;
- Способствовать развитию практических навыков по их применению в домашних условиях;
- Содействовать формированию взаимопонимания и сотрудничества между ребенком и родителем, гармоничных детско-родительских отношений, навыков конструктивного общения родителей с детьми.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация Power Point c наглядным материалом для проведения упражнений, раздаточный материал для детей и родителей, головоломки «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пифагор» и «Колумбово яйцо» по количеству участников, подносы с песком, наклейки.
Ход занятия
Вступительное слово ведущего:
Добрый вечер, уважаемые родители и дети!
Я рада, что вы нашли время и пришли на занятие нашего родительского клуба. Наши дети подросли и через год уже пойдут в школу.
Сегодня мы увидим, на нашей игре, насколько дети готовы к будущему школьному обучению. Конечно же, им будут с удовольствием помогать родители.
Сегодня на занятии мы с вами будем развивать нашу память, внимание умение правильно мыслить и говорить. Ребята, а скажите, а для чего это нам нужно?
Дети: Чтобы мы смогли хорошо и легко учиться.
Психолог: Верно, молодцы!
Игра — это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок развивается интеллектуально, обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь.
I. Интеллектуальная разминка.
Упражнение №1. Пальчиковая гимнастика для развития памяти.
(на экране поочередно появляются изображения положения рук и пальцев на слайдах)
Инструкция: для начала следует разогреть пальцы. Трем руки сильно, чтобы усилить кровообращение этих зон.
Похлопайте в ладоши для того, чтобы снять напряжение с кистей и ладоней.
Одну руку держите выпрямленной, а вторую зажмите в кулак, меняйте положение рук. Это развивает не только память и мышление, но и помогает концентрировать внимание.
Одной рукой покажите кукиш, а второй Окей. Меняйте положения местами поочередно.
Соедините ладони и поочередно «обнимайтесь» пальчиками.
Сожмите ладони в кулак, поочередно отгибайте два верхних и два нижних пальца.
В конце следует пальцами потереть мочки ушей, это может усилить кровообращение в мозге и активировать максимальную концентрацию внимания.
Примечание: эту игру можно затем усложнить, не только выполнять движения поочередно правой и левой рукой, но и обеими руками одновременно.
II. Основная часть.
Упражнение №2. «Найди лишнее».
(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)
Инструкция: внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь найти среди них «лишнее» изображение, которое по какой-то причине не подходит к остальным.
Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется дать ответ.
Упражнение №3. «Сколько в лесу живет животных?».
(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)
Инструкция: внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь найти среди них «лишнее» изображение, которое по какой-то причине не подходит к остальным.
Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется дать ответ.
Упражнение №3. «Дополни ряд».
(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)
Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется дать ответ.
Сначала с детьми повторяются названия и основные признаки геометрических фигур Инструкция: внимательно посмотрите на изображения фигур, как вы думаете, какая фигура будет дополнять ряд.
Интеллектуальная пауза.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх и в вниз,
Глазки вправо, глазки влево,
Глазки вверх, глазки вниз
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко их потрем.
Игра «Прятки под шапкой» (сайт Мерсибо)
- Найди шапку с синей полоской
- Выбери шапку с рожками барашки
- Выбери ту шапочку, где есть вишенки
- Зачем нам овальные очки
- Убери шапочку с голубыми носочками
- Убери шапку с серым маленьким помпоном
- Убери шапочку с желтой полоской
- С оранжевой полоской.
Воздушная струя (дыхательная гимнастика)
Сделайте медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с (можно постепенно разгибать 4 пальчика) Подуй на песок и скажи какую ты нашел наклейку.
Игра «Волк и овцы» (сайт Мерсибо)
Найди ту овечку, у которой нет картинки с заданным звуком.
Нож, аист, малина, цветок, банан
Апельсин, аист, жук, акула, баночка
Комар, апельсин, акула, лебедь, шарик
Акула, баночка, малина, автобус, жук
Арбуз, малина, телефон, рак, баночка
Игра «Загадки звуков» (Неречевые звуки) (сайт Мерсибо)
- Бензин в канистре
- Звук вибросигнала телефона
- Машинка для стрижки волос
- Перелистывание журнала
- Резко останавливается машина
- Трясут жестяную банку
- Дождь и гром
- Ножницы (стрижка волос)
- Рвут бумагу
- Толпа людей
Упражнение №4. «Логические цепочки».
(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)
Инструкция: внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь сложить из них логические цепочки по схеме – Жилище – Чем питается – и затем уже отгадать само животное.
Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, в качестве поддержки, если ребенок затрудняется дать ответ или испытывает трудности при выполнении.
Упражнение №5. «Ребусы».
(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)
Инструкция: внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь отгадать в них зашифрованные слова.
Примечание: сначала с детьми и родителями обсуждаются основные правила разгадывания ребусов, затем упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется с разгадыванием и дать верный ответ.
Упражнение №6. «Головоломки».
(на экране появляются изображения наглядного материала для упражнения)
Инструкция: из имеющихся у вас деталей головоломок ( «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пифагор» и «Колумбово яйцо») соберите любого понравившегося вам персонажа.
Примечание: это упражнение делают дети совместно со взрослыми.
III. Заключительная часть.
Вопросы ведущего к участникам:
Скажите, пожалуйста, что вам понравилось, чего не хватало.
Что бы вы хотели предложить на следующую встречу.
И напоследок, хочу вам пожелать, играйте дома с ребенком, ведь в нашей жизни так мало, мы уделяем времени на игры. Спасибо за встречу.
Завершающим штрихом мероприятия была торжественная церемония награждения участников-детей памятными дипломами за стремление к знаниям.
Родители — участники отметили, что открыли для себя несколько новых игр не только для развития познавательных способностей своего ребенка, но и для совместного семейного времяпровождения.
Таким образом, внедрение ИКТ на занятиях с педагогом-психологом все больше получает положительный отклик от родителей, а также их детей. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов сохранения психического и интеллектуального здоровья детей старшего дошкольного возраста в силу возможности решения следующих задач: успешного развития основных психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению, формирования учебной и познавательной мотивации, развития личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность) и организации благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /
Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2011.
2. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», М., 2004.
3. Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе», М., 2012.
4. Ягодина Л. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию
информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании. – 2-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Психолог рассказывает о 4 типах воспитания — вот самый успешный стиль
Цвета | Getty
Поскольку у детей нет учебников, родители часто пытаются определить, как воспитать умственно сильных, всесторонних и успешных детей. Одни родители строгие, другие снисходительные. Одни бдительны, а другие далеки.
На вопрос » Каким родителем я хочу быть?» когда-либо приходила вам в голову, это помогает понять основы различных стилей воспитания.
4 типа воспитания
Четыре основных стиля воспитания — разрешающий, авторитетный, пренебрежительный и авторитарный — используемые сегодня в детской психологии, основаны на работах Дайаны Баумринд, психолога, занимающегося вопросами развития, и исследователей из Стэнфорда Элеоноры Маккоби и Джона Мартина.
Каждый стиль воспитания по-разному влияет на поведение детей и может быть идентифицирован по определенным характеристикам, а также по степени отзывчивости (насколько родители доброжелательны и чутки к потребностям своих детей) и требовательности (степени контроля со стороны родителей). своих детей в попытке повлиять на их поведение).
4 стиля воспитания
Francyne Zeltser, CNBC Make It
1. Вседозволенный родитель
Общие черты:
- Высокая отзывчивость, низкая требовательность к своим детям и обычно позволяет им общаться
7 чем давать указания
- Правила и ожидания либо не устанавливаются, либо редко соблюдаются
- Обычно идут на многое, чтобы их дети были счастливы, иногда за свой счет
Снисходительные родители чаще берут на себя дружескую, а не родительскую роль со своими детьми. Они предпочитают избегать конфликтов и часто уступают мольбам своих детей при первых признаках бедствия. Эти родители в основном позволяют своим детям делать то, что они хотят, и предлагают ограниченное руководство или руководство.
2. Авторитетный родитель
Общие черты:
- Высокая отзывчивость, высокая требовательность
- Устанавливает четкие правила и ожидания для своих детей, практикуя гибкость и понимание
- Часто общается; они слушают и принимают во внимание мысли, чувства и мнения своих детей
- Допускают естественные последствия (например, ребенок не проходит тест, когда он не учился), но используют эти возможности, чтобы помочь своим детям размышлять и учиться
Авторитетный родители воспитывают, поддерживают и часто в гармонии с потребностями своих детей. Они ведут своих детей через открытые и честные дискуссии, чтобы научить их ценностям и рассуждениям. Дети, у которых есть авторитетные родители, склонны к самодисциплине и могут думать самостоятельно.
3. Нерадивый родитель
Общие черты:
- Низкая отзывчивость, низкая требовательность
- Позволяют своим детям в основном заботиться о себе, возможно, потому, что они безразличны к своим потребностям или не вовлечены в другие дела
- Предлагает мало заботы, руководства и внимания
- Часто борется с проблемами собственной самооценки и с трудом налаживает близкие отношения
Этот стиль иногда называют невовлеченным воспитанием, примером которого является общее чувство безразличия. Пренебрежительные родители мало общаются со своими детьми и редко соблюдают правила. Их также можно считать холодными и безразличными, но не всегда намеренно, поскольку они часто борются со своими собственными проблемами.
4. Авторитарный родитель
Общие черты:
- Высокая требовательность, низкая отзывчивость
- Принуждает соблюдать строгие правила, мало принимая во внимание чувства своего ребенка, социально-эмоциональные и поведенческие потребности
- Часто так говорю: » » когда их ребенок сомневается в причинах правила или следствии
- Общение в основном одностороннее — от родителя к ребенку
Этот жесткий стиль воспитания использует строгую дисциплину, часто оправдываемую как «жесткая любовь». Пытаясь полностью контролировать ситуацию, авторитарные родители часто разговаривают со своими детьми, не ожидая их мнения или обратной связи.
Какой стиль воспитания для вас самый лучший?
Исследования показывают, что авторитетные родители чаще воспитывают независимых, самостоятельных и социально компетентных детей.
В то время как дети авторитетных родителей не застрахованы от проблем с психическим здоровьем, трудностей в отношениях, злоупотребления психоактивными веществами, плохой саморегуляции или низкой самооценки, эти черты чаще наблюдаются у детей родителей, которые придерживаются строго авторитарного, разрешающего или невовлеченного воспитания стили.
Конечно, когда речь идет о воспитании детей, универсального решения не существует. Вам не нужно подписываться только на один тип, так как могут быть случаи, когда вам придется использовать разнообразный подход к воспитанию, но в меру.
Самые успешные родители знают, когда изменить свой стиль в зависимости от ситуации. Авторитетный родитель, например, может захотеть стать более снисходительным, когда ребенок болен, продолжая согревать его и отказываясь от некоторого контроля (например, «Конечно, ты можешь есть мороженое на обед и ужин»).
Снисходительный родитель может быть более строгим, если на карту поставлена безопасность ребенка, например, при переходе оживленной улицы (например, «Хочешь ты того или нет, ты будешь держать меня за руку»).
В конце концов, руководствуйтесь здравым смыслом и помните, что стиль воспитания, который лучше всего подходит для вашей семьи в то время , — это тот, который вам следует использовать.
Франсин Зельцер — детский психолог, школьный психолог, адъюнкт-профессор и мать двоих детей. Она продвигает поддерживающий подход к решению проблем, при котором ее пациенты изучают адаптивные стратегии для решения проблем и работают над достижением как краткосрочных, так и долгосрочных целей. Ее работы представлены в NYMetroParents. com и Parents.com .
Не пропустите:
- Психотерапевт говорит, что самые умственно сильные дети всегда делают эти 7 вещей — и как родители могут их научить доктор. Вот одна из самых больших ошибок, которые я вижу у родителей.0024
Кто такие школьные психологи
Школьные психологи являются членами школьных групп с уникальной квалификацией, которые поддерживают способность учащихся учиться, а учителей — преподавать. Они применяют свои знания в области психического здоровья, обучения и поведения, чтобы помочь детям и молодежи добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциональном состоянии. Школьные психологи сотрудничают с семьями, учителями, школьной администрацией и другими специалистами для создания безопасной, здоровой и поддерживающей среды обучения, которая укрепляет связи между домом, школой и обществом.
Какую подготовку проходят школьные психологи? Школьные психологи получают специализированную продвинутую подготовку для выпускников, которая включает курсовую работу и практический опыт, относящийся как к психологии, так и к образованию. Школьные психологи обычно проходят либо программу получения степени специалиста (не менее 60 часов семестрового обучения), либо докторскую степень (не менее 90 часов семестрового обучения), обе из которых включают годовую 1200-часовую стажировку под наблюдением (см. Обзор различий). среди степеней школьной психологии). Подготовка выпускников развивает знания и навыки в:
- Сбор и анализ данных
- Оценка
- Мониторинг прогресса
- Общешкольные методы содействия обучению
- Устойчивость и факторы риска
- Консультации и сотрудничество
- Академические/обучающие мероприятия
- Вмешательства в области психического здоровья
- Поведенческие вмешательства
- Учебное пособие
- Услуги по профилактике и вмешательству
- Услуги специального образования
- Готовность к кризису, реагирование и восстановление
- Сотрудничество семьи, школы и сообщества
- Разнообразие в развитии и обучении
- Исследования и оценка программ
- Профессиональная этика, школьное право и системы
Школьные психологи должны быть аттестованы штатом, в котором они работают. Они также могут быть сертифицированы Национальным советом по сертификации школьной психологии (NSPCB) на национальном уровне. Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) устанавливает стандарты подготовки выпускников, сертификации, профессиональной практики и этики. Практическая модель NASP (2010 г.) описывает комплексные услуги, которые рекомендуется предоставлять школьным психологам.
Где работают школьные психологи? Подавляющее большинство школьных психологов работают в государственных школах K-12. Они также предоставляют услуги в различных других учреждениях, в том числе:
- Частные школы
- Дошкольные учреждения
- Администрация школьного округа
- Университеты
- Школьные центры здоровья и психического здоровья
- Дневные стационары или стационарные клиники и больницы по месту жительства
- Программы ювенальной юстиции
- Независимая частная практика
Чем занимаются школьные психологи? Школьные психологи оказывают непосредственную поддержку и вмешательство учащимся, консультируются с учителями, семьями и другими работающими в школе специалистами в области психического здоровья (например, школьными консультантами, школьными социальными работниками) для улучшения стратегий поддержки, работают со школьной администрацией для улучшения общешкольной практики и политики, а также сотрудничать с поставщиками услуг сообщества для координации необходимых услуг. Успешно помогают школам:
Повышение успеваемости
- Повышение мотивации и вовлеченности учащихся
- Проведение психологических и академических оценок
- Индивидуальные инструкции и вмешательства
- Управление поведением учащихся и класса
- Мониторинг успеваемости учащихся
- Сбор и интерпретация данных об учениках и классах
- Сокращение неуместных направлений на специальное образование.
Способствовать позитивному поведению и психическому здоровью
- Улучшать коммуникативные и социальные навыки учащихся
- Оценка эмоциональных и поведенческих потребностей учащихся
- Предоставлять индивидуальные и групповые консультации
- Способствовать решению проблем, управлению гневом и разрешению конфликтов
- Укрепление положительных навыков преодоления трудностей и устойчивости
- Способствовать развитию позитивных отношений со сверстниками и решению социальных проблем
- Направлять и помогать координировать общественные услуги, предоставляемые в школах
Поддержка разных учащихся
- Оценка разнообразных потребностей в обучении
- Предоставление учитывающих культурные особенности услуг учащимся и семьям из разных слоев общества
- Планирование соответствующих индивидуальных программ обучения для учащихся с ограниченными возможностями
- Изменить и адаптировать учебные программы и инструкции
- Скорректировать классные помещения и распорядок дня, чтобы улучшить вовлеченность и обучение учащихся
- Мониторинг и эффективное информирование родителей об успеваемости учащихся
Создание безопасного и позитивного школьного климата
- Предотвращение издевательств и других форм насилия
- Поддержка социально-эмоционального обучения
- Оценка школьного климата и улучшение связи между школами
- Внедрение и продвижение позитивной дисциплины и восстановительного правосудия
- Внедрить поддержку позитивного поведения в масштабах всей школы
- Выявление подверженных риску учащихся и уязвимых мест школы
- Предоставление услуг по предотвращению кризисов и вмешательству
Укрепление партнерства между семьей и школой
- Помощь семьям в понимании потребностей их ребенка в обучении и психическом здоровье
- Помощь в организации процессов специального образования
- При необходимости связывайте семьи с поставщиками социальных услуг
- Помогите эффективно привлечь семьи с учителями и другим школьным персоналом
- Повысить понимание персоналом и способность реагировать на различные культуры и опыт
- Помощь учащимся в переходе между школой и общественной средой обучения, например, интернатным лечением или программами ювенальной юстиции
Улучшение общешкольной оценки и подотчетности Отслеживание успеваемости и поведения отдельных учащихся
- Создание и интерпретация полезных данных об успеваемости учащихся и школ
- Сбор и анализ данных о факторах риска и защиты, связанных с успеваемостью учащихся
- Планирование услуг на уровне района, здания, класса и на индивидуальном уровне
Зачем детям школьные психологи? Все дети и молодежь могут время от времени сталкиваться с проблемами, связанными с обучением; социальные отношения; принятие трудных решений; или управление эмоциями, такими как чувство депрессии, беспокойства, беспокойства или изоляции. Школьные психологи помогают учащимся, семьям, педагогам и членам сообщества понять и решить как долгосрочные, хронические проблемы, так и краткосрочные проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся. Они являются высококвалифицированным и готовым ресурсом для обеспечения того, чтобы все дети и молодежь преуспевали в школе, дома и в жизни.
Как связаться со школьным психологом? Каждая школа имеет доступ к услугам школьного психолога, хотя некоторые школьные психологи обслуживают две или более школ, поэтому могут не находиться в конкретной школе каждый день. Чаще всего со школьными психологами можно связаться, обратившись непосредственно в школу, в центральный офис округа или найдя контактную информацию на веб-сайте школы или округа.
Это полезная область, в которой вы можете существенно изменить жизнь учащихся, помогая закрыть пробелы в успеваемости и оказывая терапевтическую поддержку для улучшения психического здоровья и социально-эмоционального развития.
Judith Contreras Landess, EdS, NCSP
Версия для печати
Загрузите версию для печати, чтобы поделиться информацией о роли и опыте школьных психологов.
Скачать PDF
Сопутствующая инфографика
Эта инфографика представляет собой мощное наглядное пособие, позволяющее донести роли и области знаний школьных психологов до ключевых заинтересованных сторон. Им можно поделиться в социальных сетях или распечатать в качестве раздаточного материала. Эта инфографика также доступна на испанском языке и в виде файла png.
Скачать PDF
Связанные ресурсы
Школьные психологи: квалифицированные медицинские работники, предоставляющие услуги по охране психического и поведенческого здоровья детей и подростков (PDF)
NASP выступает за скоординированные, комплексные и учитывающие культурные особенности школьные услуги по охране психического здоровья, предоставляемые в рамках многоуровневой системы для решения проблем психического и поведенческого потребности здоровья всех учащихся.