Содержание
Былина «Садко» | План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
Урок 20. Былина «Садко»
Цели деятельности учителя | Создать условия для формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать значение понятия «тотем»; знать особенности литературного жанра былина; характерные черты героев былин. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; коммуникативные – оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Личностные: понимать то, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организа ционный момент | Приветствие в игровой форме | Приветствие учеников | Приветствие учителя | Фронтальная | ||
II. Актуализация опорных знаний | Словарная разминка в игровой форме | «Богатырский словарь» Учитель показывает карточки — иллюстрации Колчан – футляр для стрел Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец. Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщенным концом. Ножны – футляр для меча или кинжала Шлем – воинский доспех, защищающий голову Сбруя – принадлежность для упряжи Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел. | Выполняют словарную разминку | Фронтальная | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Устные ответы |
III. Мотивация познавательной деятельности | Определение целей урока. Составление плана работы. | Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения | Формулируют учебную задачу | Фронтальная | Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. | Устные ответы |
IV.Организация познавательной деятельности | Комментированное чтение отрывка из былины «Садко» Беседа по вопросам учебника (с.66 – 71) Слушание рассказа учителя о торговых путях на Руси. | Знакомит учащихся с былиной «Садко», обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ Разъясняет смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даёт исторические справки. Предлагает прочитать задание на с.66 – 71 учебника. — Назовите характерные черты волшебной сказки. — Какие события повторяются трижды? — Назовите сказки, в которых встречается это магическое число. — на какую из перечисленных сказок больше всего похожа былина «Садко»? — Перечитайте описание подводного царства. Почему на самом дне совсем не страшно? Предлагает послушать устный рассказ о торговых путях на Руси — Прочитайте, что об этом говорится в былине Физминутка | Самостоятельное чтение(слежение, слушание) произведения. Работа с толковым словарём. Соотнесение своих высказанных предполо жений с про читанным произведением | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием Познавательные: работают с дополнительной литературой; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам. Коммуникативные: участвуют в диалоге. | Устные ответы |
V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом) | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. | Предлагает самостоятельно перечитать былину и решить задачу. — Перечитайте самостоятельно былину и найдите все исторические факты, которые упоминаются в ней. | Самостоятельное чтение былины. Аргументируют свою точку зрения. | Фронтальная индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания. Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Самостоятельное чтение. Устные ответы. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения. | Предлагает оценить свою работу на уроке. — Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось? — Оцените свое настроение на уроке. | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек сию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат. Учащиеся ставят знаки: +, -, ? | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Учитель объясняет выполнение домашнего задания — Подготовить выразительное чтение былины. — Сделать рисунок к понравившемуся отрывку былины «Садко» | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
Урок 21 (2) Былина «Садко»
Цели деятельности учителя | Создать условия для формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения. |
Тип урока | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать значение понятия «тотем»; знать особенности литературного жанра былина; характерные черты героев былин. Уметь видеть в былинах отображение исторического развития государства; находить в былинах средства художественной выразительности ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (гипербола), приметы народного юмора. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; коммуникативные – оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Личностные: понимать то, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организа ционный момент | Приветствие в игровой форме | Приветствие учеников | Приветствие учителя | Фронтальная | ||
II. Актуализация опорных знаний | Викторина | Викторина «Богатырские доспехи» 1.Как назывался головной убор богатыря? (шлем). 2.При создании, какого военного головного убора 20 века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка) 3.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга). 4.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) 5.Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава). 6.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело.(Щит). 7.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук.) 8. Это колющее оружие на длинном древке. Из – за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика). | Выполняют словарную разминку | Фронтальная | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Устные ответы |
III. Мотивация познавательной деятельности | Определение целей урока. Составление плана работы. | Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения | Формулируют учебную задачу | Фронтальная | Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. | Устные ответы |
IV.Организация познавательной деятельности | Выразительное чтение былины «Садко» Работа в группах Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. | Обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ Физминутка Организует работу в группах — Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта. Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом. Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души. 1. Задание для групп
2. Задания для групп — Восстановите последовательность событий, описанных в былине Садко! 1. Седой старичок дал Садко два ценных совета 2.Решил царь морской отблагодарить Садко, а прекрасную музыку 3.Пришел Садко к Ильмен-озеру, стал играть на гуслях | Выразительное чтение(слежение, слушание) произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием Познавательные: умеют выразительно читать, передавая его жанровые особенности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам. Коммуникативные: участвуют в диалоге. | Чтение по цепочке |
V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом) | Коллективная проверка | Организует коллективную проверку учащихся в группах | Аргументируют свою точку зрения. | Фронтальная индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания. Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Устные ответы. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения. | Предлагает оценить свою работу на уроке. — Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось? — Поставленная вами в начале урока цель достигнута? — Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? В группе?(взаимооценка в группах). | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек сию. Сопоставляют достигнутые результаты с целью урока, делают выводы, оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке, деятельности отдельных участников группы и в целом всей группы, класса. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Учитель объясняет выполнение домашнего задания — Подготовить выразительное чтение понравившейся былины — Сделать рисунок к понравившемуся отрывку былины «Садко» | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
Садко. Былина. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
? с. 70
Чем эта былина похожа на волшебную сказку? Какое число управляет повествованием: сколько раз Садко не звали на пиры? Сколько раз купцы новгородские забрасывали невод в озеро?
Один из героев — Водяной царя, — определенно сказочного происхождения, указывает на сходство этой былины с волшебной сказкой. Умение Водяного царя предвидеть будущее (он предсказывает Садко и будущий пир, и конкретные события, которые произойдут во время пира), а также его волшебный дар, рыбины с золотыми перьями — всё это подтверждение сказочного мотива в былине. Также в былине есть и магическое, волшебное число «3», которое встречается во многих сказках. («Сивка-бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая».) «Не зовут Садка на почестен пир, // Не зовут его и день, и другой, // Не зовут его и на третий день!»; «Закидывали они тоню в Ильмень-озеро // И рыбу тут добыли — перья золотые все; // Закинули другую тоню во Ильмень-озеро // И добыли другую рыбину — // И опять перья золотые все; // Закинули третью тоню во Ильмень во озеро // И опять добыли рыбинку — перья золотые все!»
А каких подробностей не бывает в сказках? Перечисли сведения, которые роднят былину с историческим повествованием.
Что же отличает это повествование от сказки, почему мы называем его былиной?
Обратите внимание на достоверные географические названия мест, упоминаемые в былине, — Новгород, озера Ильмень и Ладожское, реки Волхов и Нева, государство Золотая Орда. Обратите внимание на писание пира, на котором Садко спорит с купцами; затем — каким образом Садко разбогател и какие корабли построил, а также описание того великого барыша (прибыли), что получил Садко при торговле с Золотой Ордой. Такие детали могут многое рассказать о настоящем быте жителей Древнего Новгорода. Для сказки они не характерны.
Какие особенности текста подтверждают, что это именно былина: есть ли приметы того, что эта былина пелась?
Чтобы уловить напевный, былинный характер этого текста, надо прочесть первые девять строк (повторение слов и целых фраз, частицы, связывающие повествование, — всё это придаёт ему плавный, песенный характер былины):
Как во славном городе во Новгороде
Ай как был Садко да гусельщик;
Как ходил он по честным пирам,
Спотешал он да купцов, бояр,
Веселил он их на честных пирах,
И как тут с Садком да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Не зовут его и день, и другой,
Не зовут его и на третий день!
В тексте множество подобных повторений. При желании можно привести и другие примеры из былины.
Троекратность повторов целых эпизодов в былине — одна из примет песенности. В песнях часто есть припев, особенность которого в том, что он повторяется. Песенность былины подчёркивается и повторами зачинов — слов, с которых начинаются строчки:
Как опять тут с ним да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Как другой день не зовут и на третий день,
И опять Садку да соскучилось,
И пошел Садко да к Ильмень-озеру,
Как садился он на синь горюч камень,
Как он начал играть во гусли во яровчаты,
Как опять он играл с утра до вечера,
А волна уж в озере расходилася,
А вода с песком да сомутилася!
Иногда это повторы глаголов:
Стал ездить Садко да по всем местам,
По другим городам да он по дальним,
Стал получать барыши да он великие!
Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов. Это очень важная особенность русского эпоса. Троекратная повторяемость слов внутри стиха:
А потом построил тридцать кораблей –
Тридцать кораблей, тридцать червлёных,
Как свалил он товары новгородские
На те на червлёные кораблики,
И поехал торговать купец богатый новгородский
На своих на червлёных корабликах…
? с. 71
— Пребывание героя в подводном царстве снова показывает связь этой былины с волшебной сказкой, — сказала Евдокия Васильевна. — Может быть, вы догадаетесь с какой?
Ты можешь назвать эту сказку?
В какой сказке главный герой оказывается в подводном царстве, где встречает свою суженую невесту? (Это сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».) Помните эту сказку? Каким образом Иван-царевич попал в подводное царство? Кто помог ему сбежать из плена и вновь оказаться на земле, в привычном мире?
«Садко»: «…сквозь воду печёт красно солнышко, // Увидал возле себя палаты белокаменны».
А помните, как выглядело морское дно в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»? Точно так же, как и на земле: «и там свет такой же, как у нас, и там поля, и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет». Именно наличие солнца на морском дне придаёт повествованию повседневный, нестрашный характер.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н. А.
Класс 4 — Программа PATHS LLC
Программа PATHS®
Полный пакет для класса 4 класса
Включает:
Комплект онлайн-обучения — стоимость 150 долларов. Регистрация для одного учителя на двух 3-часовых интерактивных обучающих модулей для самостоятельного обучения входит в комплект каждой покупки. Обучение предоставляет информацию и поддержку, необходимые каждому инструктору для простого и эффективного внедрения программы PATHS® в классе.
Печатное учебное пособие . 40 полностью подготовленных, простых в обучении уроков. Каждый урок состоит из 3 частей:
Подготовка к уроку: краткое изложение целей урока и необходимых материалов
Проведение урока: наглядные пособия, используемые во время урока
После урока: Напоминания и предложения после урока для
Дополнительные занятия: дополнительные занятия можно использовать для расширения материала программы PATHS® за пределы уроков.
Четыре (4) романа. Качественная литература может быть использована, чтобы помочь учителям согласовать уроки программы PATHS® с целями словесности, включая достижение целей в навыках чтения, письма и общения. Романы также соответствуют целям социальных исследований, включая культурные исследования, историю и географию. Предоставляются экземпляры следующих романов в классе, каждый из которых сопровождается дополнительным набором уроков Руководства по изучению романов:
DRITA, My Homegirl от Дженни Ломбард
Сотни платьев от Элеоноры Эстес
В Года Coar and Jackie Robinson
- 9
- 9
- 9
- 8
. Филлис Рейнольдс Нейлор
4 плаката (17 1/2” x 23”)
25 экземпляров брошюры «Шаг за шагом, проблема решена!» Цепляться
МАТЕРИАЛЫ ПОДДЕРЖКИ ОНЛАЙН также включены!
Ресурсы для уроков и дополнительные занятия. Фотографии, иллюстрации и раздаточные материалы для учащихся, прилагаемые к уроку, можно легко отобразить на экране компьютера, на доске или в виртуальном классе. На усмотрение учителя могут быть добавлены предложения для песен, игр и других дополнительных занятий.
Дополнительные уроки. Включает набор из 10 уроков «Быстрый старт», которые знакомят учащихся с основными чувствами, которые не прошли программу PATHS® в предыдущих классах.
Семейная связь. Распечатанные письма, раздаточные материалы и домашние задания на английском и испанском языках, чтобы информировать и вовлекать родителей/опекунов!
Введение в учебную программу. Удобное для пользователя руководство содержит введение в социальное и эмоциональное обучение, обзор структуры урока, связи с учебными планами и стандартами и многое другое.
Материалы консультанта/администратора. Инструменты для школьного консультанта, директора или другого сотрудника для повышения осведомленности всей школы о программе PATHS® , быстрого поиска уроков по конкретным чувствам и навыкам и отслеживания реализации:
Оценка PATHS® Набор. Включенные оценки до и после внедрения помогают учителям и администраторам измерять влияние программы на учащихся и отслеживать качество внедрения.
Премиум-подписка на портал для участников на 18 месяцев после покупки. Включает онлайн-версию Учебного пособия для 4 класса с разбивкой по урокам.
Артикул № 502949
Цена упаковки: 499 долларов США каждая.
Доступны скидки за количество.
Цены могут быть изменены без предварительного уведомления.
Класс 4 — Fly Five SEL
Описание
Учебный план для 4 класса / на одно место учителя
Четвертоклассники углубляют свою способность учитывать точки зрения других, когда они начинают изучать понятие культуры и то, как она влияет на их собственный стиль общения и стиль общения других людей. Это исследование открывает дверь к пониманию того, как наши культурные нормы и ожидания могут влиять на то, как воспринимаются наши слова и действия, особенно кем-то, чья культура отличается от нашей. Учащиеся используют интерактивные плакаты и групповые занятия, чтобы потренироваться делать осознанный и правильный выбор и проявлять уважение в различных обстоятельствах. Кроме того, они используют истории SEL и интерактивные обучающие структуры, чтобы исследовать последствия издевательств как в Интернете, так и за его пределами, углубляя свой эмоциональный интеллект и способность сопереживать другим. Учащиеся четвертого класса становятся более сосредоточенными, самосознательными учащимися, которые понимают, как быть позитивным в своем классе и в обществе.
Составные части
Обзор
Подробности
Компоненты
Печатная продукция
- Руководство для учителя. Руководство для учителя Fly Five представляет собой учебное пособие, которое помогает учителям проводить каждый урок SEL и содержит предложения по вопросам для обсуждения, а также определения словарных слов, найденных на плакаты и в студенческих журналах. Он также содержит базовую информацию высокого уровня о C.A.R.E.S. компетенции.
- Студенческие журналы. Студенческие журналы — это яркие, красочные книги, которые предоставляют визуальные и манипулятивные инструменты для содействия обучению учащихся. Страницы журнала, наполненные виньетками, сценариями, играми и другими учебными материалами, связанными с уроками, наполнены захватывающими рисунками и иллюстрациями. Каждый учащийся получает свой собственный журнал, чтобы он мог творчески и индивидуально заниматься и изучать свои уроки SEL.
- Внимательный ученик. Учебная программа «Внимательный ученик» состоит из двадцати увлекательных, соответствующих возрасту и классу занятий по развитию внимательности, которые соответствуют основному уроку, посвященному навыкам. Занятия варьируются от интерактивной работы с партнерами и ролевых игр до спокойных визуализаций и управляемых размышлений. Упражнения короткие и универсальные, поэтому их можно использовать всякий раз, когда учащимся нужно несколько дополнительных минут, чтобы переориентироваться и перезагрузиться.
Цифровые компоненты
- PowerPoints — PowerPoints (PPT) — это цифровой ресурс для 3–8 классов. Учителя загружают презентацию, соответствующую их уроку. Презентации предлагают учащимся возможность изучить визуальные модели, фотографии, иллюстрации и текст, которые способствуют запоминанию урока. PPT четко определяют важные слова и навыки и позволяют исследовать индивидуальный словарный запас.
- Ресурс для учителя. Ресурс для учителя представляет собой загружаемый онлайн-ресурс, который содержит дополнительную информацию о наглядных материалах и страницах журнала учащихся. Дополнительная справочная информация контекстуализирует уроки и позволяет проводить более тщательное обучение и более глубокое обучение.
- School-to-Home Connection. The School-to-Home Connection — это еженедельный информационный бюллетень, наполненный увлекательными мероприятиями, призванными принести обучение SEL учащемуся дома и в обществе. В этом информационном бюллетене сообщается, какие навыки SEL учащиеся практикуют каждую неделю, и предлагаются подсказки к разговору, управляемые размышления, чтение вслух и предложения для учащихся и их семей по практике SEL в своих сообществах. Связь между школой и домом способствует росту SEL за пределами классной комнаты и дает учащимся и семьям возможность вместе углубить свои навыки SEL.
- Руководство для учителей: полезные советы. В разделе «Полезные советы» предвосхищаются вопросы и проблемы, которые могут возникнуть при реализации учебной программы, и предлагаются решения. Подсказки включают предложения по созданию позитивной атмосферы в классе, а также основанные на фактических данных советы и стратегии по использованию учебных материалов в полной мере.