Skip to content

Конспект урока по русскому языку во 2 классе: Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы» | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы» | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:

Конспект урока                                                                          по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России».      Тема урока: «Антонимы»

Автор: Емельянова Тамара Викторовна

Организация: МБОУ Лучесская ОШ им. В.Ф.Михалькова

Цели:  

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «Антонимы»;
  • научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слова;
  • расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
  • развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки
  • воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку;

Оборудование: ПК;  презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.

        Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• рассказ учителя;

• проблемные вопросы;

• работа над новыми понятиями;

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• технология проблемного обучения;

• игровая технология;

• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.

     Описание используемых здоровьесберегающих технологий

  1. Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

«Рыбки»

Рыбки весело плескались       ( ладошки как бы ударяют   по воде)

В чистой светленькой реке

                       

То сожмутся, разожмутся,     ( пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются)                                                                                                                  То закружатся в воде.             ( круговые движения кистью)

  1. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.
  2. Физкультминутки.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит                                                                                                              Вот так, вот так он ушами шевелит

Утром встал гусак на лапки                                                                                           Приготовился к зарядке                                                                                                   Повернулся влево, вправо,                                                                                             Приседанья сделал справно                                                                                                Клювиком почистил пух                                                                                                            И опять за парту — плюх!

Ход урока:

I. Организационный момент. (1мин.)

Учитель: — Здравствуйте, ребята!. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: — Молодцы! Садитесь на свои места.

 

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания. (3мин.)

 

Учитель: — Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

(Пальчиковая гимнастика. «Рыбки».)

Учитель:

— Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Спишите первую строчку с доски, правильно выполняйте соединение букв (в, ви, вн, ву, вс, ве, во, вя, вл, вч.).

Учитель:

— Прочитайте слова  на второй строчке.  (весенний, вешний)

— Что общего у этих слов?

— Это слова близкие по значению, синонимы.

— Расскажите правило,  что мы называем синонимами?

 — Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.

Спишите слова красиво и аккуратно.

III. Самоопределение к деятельности. (3мин)

  1. Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

1.Вышел в поле храбрый рыцарь,                            Может он с любым сразиться,                                                                   А трусливого зайчонка                           Напугает и девчонка.

2.Вася птичкам сыплет крошки.                       Жору все боятся кошки –                                Он гоняет их метлой.                                        Вася – добрый, Жора злой!

 

Учитель: —  Назовите  слова – противоположные по значению из стихотворений.

(Храбрый, трусливый).

Учитель: — Эти слова называются антонимами.

На какой вопрос сегодня на уроке мы будем отвечать? (Что такое антонимы?)

Запишем тему урока.

IV. Работа по теме урока. (6мин)

Учитель.-Кто уже может ответить на этот вопрос?

(Слова противоположные по значению называются антонимами).

— Вспомните, какие антонимы вам встретились в стихотворениях?

-Запишите их в тетрадь.

— Поставьте ударение, подчеркните гласные  буквы, разделите слова на слоги..

-Какое слово нельзя разделить для переноса и почему? (Слово злой состоит из одного слога).

Гимнастика для глаз. (1мин.) (По методу Г. А. Шичко.)

Учитель: — Продолжаем работать. Откройте учебник на с. 54.

Упр. 71.

— Прочитайте текст.

— Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)

-Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)

-Как называются слова большой и маленький?

Прочитайте правило на с. 54. Самостоятельно, жужжащим чтением.

V. Физкультминутка (2 мин)

VI. Закрепление изученного материала. 20мин)

Учитель: — Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с. 141. Найдите в словаре  антонимы и назовите их.

1)Упр.72 с.55

Что нужно сделать в упражнении?

Где будете искать слова антонимы?

(Самостоятельная работа по вариантам, 1 вариант – чистый, храбрый, вчера, 2вариант – весна, хвалить, радость. Взаимопровера, взаимооценка.)

2 человека у доски. Работа с электронным приложением.

2) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

Быстрый –медленный, здоровый – больной, весёлый — грустный, вечер — утро, сладкий –горький, глубокий — мелкий, длинный – короткий, громкий — тихий, правда – ложь, друг — враг, война – мир, чистый – грязный, радовать — огорчать.

3) Работа с пословицами.

 На доске таблички с  пословицами, в которых не хватает слов-антонимов, слова прикреплены отдельно.

Учитель: — Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а не ученье (тьма).

 Нет худа без (добра).

 По  одёжке встречают, а по уму (провожают).

 Умей не только брать, но и (отдавать).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

— Как вы понимаете смысл пословиц?

— Запишите понравившуюся пословицу и подчеркните антонимы.

Упр. 73 с.56.

— Прочитайте пословицы.

Спишите любую  пословицу, подчеркните в ней слова антонимы.

(Один ученик у доски, самостоятельная работа)

Самопроверка. Самооценка с помощью светофора.

VII. Рефлексия (5мин)

Рефлексия.

Учитель: — Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами).

Учитель: — Какие это слова?

(Слова, противоположные по значению).

Учитель: — Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

(Подбирали антонимы к пословицам).

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

Учитель: — Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Домашнее задание (3 мин)

Прочитайте задание в домашнем упражнении. Что не понято?

Выполнить упр. 74 (с.56)

Конспект урока по русскому языку, 2 класс «Слова, которые различаются одним звуком»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

143980, Московская область, г. Балашиха мкр. Ольгино, ул. Жилгородок, дом 35А,

тел. (факс) (495) 527-53-36, e-mail: [email protected] mail.ru

http://spkorschool10.ucoz.ru/

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

во 2 классе

на тему: «Слова, которые различаются одним звуком»

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Мазурова Ю.Г.

Балашиха 2019

Тема урока: Слова, которые различаются одним звуком

Тип урока: Комбинированный

Цель: Формировать умение находить различия в парах слов, различающихся одним звуком

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепление знаний о согласных и гласных звуках;

2. Формирование умения находить различия в парах слов, сходных по звуковому составу;

3. Формирование умения обозначать звук соответствующим символом.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие зрительного и слухового внимания;

2. Развитие умения отвечать полным предложением;

3. Развитие связной устной речи;

4. Обогащение словаря, знакомство со словарным словом.

5. Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Воспитательные:

1. Развитие умения слушать и слышать педагога;

2. Воспитание чуткого и внимательного отношение друг к другу;

3. Воспитание интереса к уроку чтения.

Ход урока:

Ход урока

Коррекционная направленность

1. Организационный момент.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели,

Очень сладко потянулись,

И дуг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок!

-организация произвольного внимания

2. Актуализация опорных знаний.

— Какой у нас с вами сейчас урок?

— Давайте вспомним, какие звуки есть в русском языке?

— Каким цветом обозначаются согласные звуки? Гласные?

— Молодцы! Очень хорошо!

— Развитие связной устной речи

3. Изучение нового материала

1) Словарная работа.

ВЕТЕР.

Отгадайте загадку, что это?

Все деревья раскачал

На дороге пыль поднял

Шапку с головы сорвал

И удрал.

Что это?

Итак, ребята, как вы думаете, что такое ветер? (Ответы детей). Получается, — Учитель записывает слово, на доске. — Чтение слова учителем.

ветер – это движение воздуха. Какой может быть ветер?

— Орфографическая работа над словом (выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

— Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимовантонимов, загадки, поговорки с данным словом).

Открываем тетрадь, пропускаем две строчки, на третьей строчке пишем – дату и классная работа, как на доске. Какое сегодня число?

— Запись словарного слова в тетрадь, подчеркивание опасных букв.

2) Упражнение «Угадай-ка»

На доске записаны слова и буквы в скобках:

…арта, …арта (п, к)

Какие буквы из скобок нужно добавить, чтобы получились слова? (работа у доски) –В каждом слове пропущена первая буква. Какое слово у нас получится, если первой буквой мы поставим букву п/к?

Запись слов на доске.

— Подчеркни букву, которой они отличаются.

Работа по алгоритму со словами к(и/о)т – кит, кот.

-У нас получились разные слова, давайте их проговорим все вместе. Обратите внимание, слова разные, а отличаются лишь одним звуком.

Составление схемы слов кит, кот.

— Мы составили схемы слов, каждый звук обозначается своим цветом и отдельным кружочком. Сколько звуков в слове «кит\кот»? Какой первый звук в слове «кит/кот»? Какой второй/третий звук в слове «кит/кот»?

— В чем отличие в словах «кит» и «кот»? Какие звуки у них отличается? У них разные вторые по счету звуки, а нам письме мы записываем буквы – в слове «кит», мы пишем букву «И», а в слове «кот» – «О»

Сегодня мы с вами будем учиться различать слова, которые отличаются одним звуком.

3) Работа с учебником

— Посмотрите, внизу у нас есть 2 картинки. Что на них нарисовано? Прочитайте слова, под каждым словом составлены схемы слов. Чем отличаются эти слова по написанию? Какими звуками отличаются слова «раки» и «руки»?

Запись слов в тетрадь

— Развитие аналитико-синтетической деятельности

— развитие слухового внимания

— развитие активного словаря

— развитие графомоторных навыков

— развитие памяти

— развитие мышления (анализ и синтез)

— развитие умения работать по алгоритму

-развитие внимания и мышления

4. Физминутка

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверху, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

— коррекция речедвигательной координации

— коррекция слухового внимания

5. Закрепление полученного материала

 Работа в рабочей тетради

А) Упражнение № 1 стр. 8

Б) упражнение № 2 

— развитие мыслительной деятельности

6. Подведение итогов урока

Какие слова мы с вами сегодня разбирали?

Чем слова Кит и Кот отличаются?

Мы сегодня изучали слова, которые различаются одним звуком. Давайте все вместе их с вами проговорим (кит, кот, кепка, репка, руки, раки)

Какое словарное слово мы с вами сегодня изучили? – Ветер. Какая в слове «ветер» опасная буква? Какую буквы мы должны запомнить?

Молодцы. Урок окончен.

— развитие долговременной памяти

— развитие связной устной речи

Краткое изложение учебного плана 2-го класса — Государственные школы Нидхема

Математика
• Представлять и решать задачи на сложение и вычитание
• Складывать и вычитать в пределах 20
• Работать с равными группами предметов, чтобы получить основы для умножения
• Понимать разрядное значение
• Использовать понимание разрядности и свойства операций для сложения и вычитания
• Измерять и оценивать длину в стандартных единицах
• Связывать сложение и вычитание с длиной
• Работа со временем и деньгами
• Представление и интерпретация данных
• Анализ форм и их атрибутов

Чтение
• Участие в обсуждении книг с партнерами, небольшими группами и всем классом
• Выбор книг для самостоятельного чтения, подходящих для уровень и интерес
• Знать разницу между художественной и документальной литературой
• Читать для удовольствия и начинать читать для информации
• Читать и узнавать характеристики различных жанров
• Выбирать подходящие стратегии печати
• Распознавать элементы истории (персонаж, место действия, сюжет)
• Пересказывать и обсуждать истории
• Читать для получения информации
• Использовать понимание для углубления понимания
• Расширять знания о структуре слов и словарном запасе

Письмо
• Использовать этапы процесс письма, включая наброски, пересмотр, редактирование и публикацию
• Начните экспериментировать с графическими организаторами для планирования письма
• Используйте устное повествование для планирования письма
• Используйте картинки и предложения, чтобы рассказать историю на нескольких страницах
• Используйте текст наставника для изучения техники крафта
• Пишите голосом
• Используйте фонетическое правописание
• Правильно произносите высокочастотные слова уровня
• Используйте стену слов и другие ресурсы для правописания
• Используйте заглавные буквы в начале и знаки препинания в конце
• Экспериментируйте с пунктуационный диалог
• Пишите в разных жанрах и для разных целей

Естествознание
Мы завершили согласование начальной и естественнонаучной программы Нидхема с программой магистратуры по науке и технике/инженерному делу. Новые разделы включают в себя аспекты обучения с учетом культурных особенностей (CRT). В 22-23 мы соберем больше отзывов о новейших модулях. Стандарты для новых единиц будут указаны в отчете о проделанной работе. Темы содержания 2 класса:
• Деревья (науки о жизни)
• Свойства и магниты (науки о жизни)
• Водные среды обитания* (науки о Земле и жизни) *пересмотрено на 2022–23 годы

Социальные науки
Учащиеся изучают географию и занимаются исследовательской деятельностью социальные науки, поскольку они изучают следующий блок:
• Пять тем географии (местоположение, место, отношения, движение, регионы)

Испанский язык и культура
Развитие навыков для начинающих
Использование отработанных или заученных слов и фраз, а с помощью жестов или изображений учащиеся смогут:
• Представляться
• Понимать заученные или знакомые слова, фразы и вопросы в разговорах
• Предоставлять информацию, отвечая на несколько простых вопросов на очень знакомые темы
• Задавать часто задаваемые вопросы
• Называть очень знакомых людей, места и предметы
• Выражать основные предпочтения (нравится и не нравится)
• Выражать чувства
• Взаимодействовать на уровне выживания в некоторых знакомых повседневных контекстах
• Демонстрировать осведомленность, любопытство и понимание различных культур
Темы и темы:
• Мое школьное сообщество и школьный распорядок дня
• Доброта в классе: Как я могу быть добрым другом и одноклассником?
• Времена года и что я ношу в школу
• В школу! Как я добираюсь до школы
• Все вокруг моей школы: места и направления
• Время приема пищи в школе: закуски и обеды
• Активный отдых и спорт
• Забота об окружающей среде

Искусство
• Использует решение проблем для создавать и улучшать произведения искусства.
• Надлежащим образом использует художественные инструменты для создания произведений искусства, выражающих определенные концепции, такие как текстура.
• Использует последовательный процесс в создании произведений искусства и может передавать этот процесс другим.
Установить связь между произведением искусства и их личным опытом.
• Генерируйте идеи, используя различные платформы.
• Продемонстрировать понимание элементов и принципов искусства и дизайна. Уметь применять эти принципы в художественной работе в соответствии с развитием.
• Рисуйте по памяти, наблюдениям и воображению.
• Исследуйте различные типы текстур.
• Продолжайте изучать техники рисования.

Музыка.
• Исследуйте различные музыкальные идеи, экспериментируя с голосом или инструментами.
• Определять высоту тона до, ре, ми, соль, ля
• Исполнять, читать и записывать ритмические рисунки, используя голос, инструменты и перкуссию тела
• Демонстрировать различные музыкальные формы
• Демонстрировать различные темпы посредством движений
• Испытайте музыку различных культур
• Продемонстрируйте способность использовать здоровый певческий голос

Физкультура
• Испытайте радость движения вместе с собой и другими
• Изучите принципы движения и навыки, которые приведут к приятному участию в занятия/игры/спорт
• Работать самостоятельно с другими в окружении партнеров с минимальными подсказками учителя
• Прыгать через длинную скакалку, которую постоянно вращают другие
• Ударять катящийся мяч по большой неподвижной цели подъемом стопы
• Непрерывно вести мяч, чередуя руки
• Применять простые приемы преследования и бегства
• Демонстрировать способность двигаться в такт с различными движениями тела и изменением направления

Библиотека и цифровое обучение
• Читать и представлять информацию для исследований авторов/иллюстраторов
• Определить различные типы литературы
• Использовать простое оглавление и индекс
• Определить названия и серии книг Калдекотта
• Различить художественную и документальную литературу
• Понимать, что биографии — это правдивые истории жизни человека.
• Распознавать каталог посетителей как инструмент определения местоположения.
• Использовать передовые инструменты цифрового рисования.
• Программировать компьютер с помощью блочного программирования. и текст с использованием цифровых инструментов для проектов
• Понимать концепцию цифрового гражданства
• Понимать роли, которые дети играют в ситуациях киберзапугивания, включая наблюдателей и наблюдателей
• Расширение использования облачных систем обучения для доступа и выполнения заданий, а также совместной работы в Интернете

Социальное и эмоциональное обучение
Социально-эмоциональное обучение (SEL) — это процесс, посредством которого дети приобретают и эффективно применяют знания, отношения и навыки, необходимые для понимания и управления эмоциями, постановки и достижения положительных целей, чувства и проявления сочувствия к другим, установления и поддержания позитивных отношений и принятия ответственных решений. SEL — это больше, чем просто программа или урок. Речь идет о том, как происходит преподавание и обучение, а также о том, чему вы учите и где вы учитесь. Существует множество подходов, используемых для обучения SEL, в том числе:
• Отдельные уроки, разработанные специально для повышения социальной и эмоциональной компетентности учащихся.
• Методы преподавания, такие как совместное обучение и обучение на основе проектов, которые способствуют SEL.
• Интеграция SEL и академической программы, такой как словесность, математика, социальные науки или здоровье.
• Организационные стратегии, продвигающие SEL как общешкольную инициативу, создающую климат и культуру, благоприятствующие обучению.
На начальном уровне адаптивный подход в классе используется для продвижения хорошо разработанных методов, направленных на создание безопасных, радостных и привлекательных классных и школьных сообществ. Акцент делается на том, чтобы помочь учащимся развить свои академические, социальные и эмоциональные навыки в учебной среде, которая отвечает их сильным сторонам и потребностям.
Учащиеся развивают свои навыки SEL по пяти компетенциям:
• Самосознание
• Самоуправление
• Социальная осведомленность
• Навыки взаимоотношений
• Ответственное принятие решений

Расовая грамотность 2 класса
Разнообразие в мире: как наша география и наша повседневная жизнь Lives Connect Us

Учащиеся изучают аспекты нашей повседневной жизни и распорядка — жилье, одежду, хобби, традиции, семью, еду и т. д. — чтобы установить связи между нашим физическим и культурным пространством. Второклассники изучают людей и культуры по всему миру, чтобы развить глобальную гражданственность.

PDF для печати

План урока: новости о вторжении России в Украину с ключевым историческим контекстом между двумя странами есть новая информация)

  • 30-минутное видео от Real Life Lore через Curiosity Stream, в котором представлен исторический контекст отношений между Украиной и Россией, а также интерес России к природному газу, принадлежащему Украине
  • две хронологии событий, включая одну хронологию Reuters и одну хронику учителя истории Кэтрин Грин
  • ссылок на биографии Britannica о ключевых игроках
  • дополнительные ресурсы
  • Начните с наблюдения за продвижением российских войск по мере усиления боевых действий в Украине (7 минут, 2 марта 2022 г. ) и ответьте на следующие общие вопросы, основанные на фактах: резюме?

  • Какие разработки охвачены?
  • Где происходит действие истории?
  • Когда произошли описываемые события?
  • Почему произошло событие(я)?
  • Как вы думаете, , продюсеры NewsHour решили, у кого взять интервью для этой истории?
  • Медиаграмотность : Как вы думаете, у кого еще нужно было взять интервью в этой истории?

    Если позволяет время, смотрите, как российские силы обстреливают цели по всей Украине, пока официальные лица предупреждают, что «худшее еще впереди» (8 минут, 3 марта 2022 г. )

    Предыдущие истории:

    Российские граждане вышли на улицы и площади, протестуя против войны в Украине (10 минут, 2 марта 2022 г.). Первые 4 минуты посвящены гражданам России, протестующим против решения Владимира Путина вторгнуться в Украину. Затем Джуди Вудрафф из NewsHour беседует с Дмитрием Альперовичем, соучредителем вашингтонского аналитического центра Silverado Policy Accelerator, чтобы обсудить анализ атаки.

    Пять фактов

    На 3 марта 2022 г.:

    ООН подавляющим большинством голосов проголосовала за осуждение российского вторжения в Украину в среду, поскольку на севере, востоке и юге Украины продолжается недельная война.

    ООН также сообщила, что более 800 000 украинцев бежали в соседние страны.

    Между тем, Россия заявила, что 500 ее военнослужащих были убиты, хотя считается, что их число больше.

    Тысячи российских граждан протестуют против войны на Украине с большим личным риском для себя, в то время как правительство Путина подавляет все виды инакомыслия.

    А после того как в воскресенье Владимир Путин повысил уровень ядерной боевой готовности России, в среду США заявили, что отменят испытание баллистической ракеты, способной нести ядерное оружие, чтобы не нагнетать обстановку дальше.

    Основные вопросы

    Вот три источника, которые дают некоторую информацию о том, почему правительство Владимира Путина решило вторгнуться в суверенное государство.

    Видео, объясняющее, почему Россия решила вторгнуться в Украину

    Почему Россия вторгается в Украину?

    Всегда проверяйте источники! Это видео от Real Life Lore через Curiosity Stream. Хотя для источников почти невозможно не иметь никакого уклона ни в ту, ни в другую сторону, это видео является хорошим примером источника, который стремится предоставить только факты и доказательства и позволить вам решить, что вы думаете. Как вы думаете, после просмотра видео, оно хорошо изложило факты, не слишком склоняясь к определенной стороне? Почему страна может вторгнуться в другую суверенную страну из-за природных ресурсов, включая природный газ? Как можно узнать больше об этом аргументе?

    Биографии основных участников нападения на Украину:

    Владимир Зеленский, президент Украины https://www.britannica.com/biography/Volodymyr-Zelensky

    Владимир Путин, президент России

    6 Джо Байден, президент США

    Совет Безопасности ООН  

    Европейский Союз  

    Знайте свои источники! В дополнение к чтению раздела «О Британнике» на их веб-сайте, написанного людьми, которые работают на веб-сайте, посетите их страницу в Википедии и другие места в Интернете, чтобы узнать больше об источнике.

    Помогло ли вам знание предыстории некоторых ключевых игроков лучше понять происходящее в настоящее время нападение на Украину? Для кого еще мы должны предоставить биографии?

    Хронология Украины и России:

    С 1991 г.