Содержание
План-конспект по ОРКСЭ на тему: «Каждый интересен» (4 класс)
Пепеляева
Светлана Николаевна
учитель начальных
классов
Тенистовская
общеобразовательная школа I-III ступеней
Бахчисарайского
района
Республика Крым
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
Каждый интересен
(Тема
урока)
Аннотация
к уроку: Урок в 4 классе по теме «Каждый интересен» соответствует программе,
учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок. На уроке используются
различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа,
групповая работа, индивидуальная работа.
1. | ФИО | Пепеляева |
2. | Место | Тенистовская |
3. | Должность | Учитель |
4. | Предмет | Основы |
5. | Класс | 4 |
6. | Тема | Каждый |
7. | Базовый | Основы |
Образовательные:
— изучить основное этическое понятие
«дружба»;
— сформировать правила общения,
умение применять их;
Воспитательные:
— воспитывать
уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела,
отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
— развивать память;
— развивать умения преодолевать
трудности;
— развивать навыки работы с
учебником, справочными материалами.
Задачи:
— Формирование нравственных качеств
обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
— Рассмотрение роли друга в жизни каждого
из нас.
— Расширение знаний детей о
взаимоотношениях людей, о дружбе.
— Воспитание доброжелательности, уважения
друг к другу, толерантности.
Оборудование:
эпиграфы, материалы для работы в группах,
индивидуальной работы
Тип урока:
комбинированный.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
1.
Слово учителя
Я рада видеть вас.
И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с
другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в
глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
2. Метод «Ассоциативный куст»
— Придумайте ассоциаии к слову одноклассник
II.Актуализация
знаний
–
Прочитайте слова друг, приятель, товарищ. Что их объединяет?
—
Чем они отличаются друг от друга?
III.
Сообщение темы урока
—
Определите тему урока.
–
Молодцы! Тема нашего урока «Каждый интересен».
–
Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии
учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).
–
Сегодня мы с вами мы выясним:
·
Что
такое дружба?
·
Настоящий
друг – кто он?
·
Какими
качествами должен обладать настоящий друг?
·
Почему
важно дружелюбно относиться друг к другу?
·
Почему
дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над темой урока.
1. Работа над
понятием «дружба».
1
ученик: Мы- это слово короткое очень,
Но нет слова на свете волшебней его.
В нем, между прочим, две буквы всего.
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной?
Или просто средство от тоски?
2
ученик: Ну, а может быть, молчанье в классе?
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стену разукрасил,
Михаил всё видел и молчит?
Разве это дружба, если кто – то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься дома не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
3
ученик: Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама «Вы не в школе?»
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба — если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
4
ученик: Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну
а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять задания,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё внимание
Две недели, месяц или год…
5
ученик: Если друг твой что – то, к сожалению,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомнения,
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится вдруг,
Всё
равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
6
ученик: Дружба в радости и дружба в ссоре,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей- белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям другой страны.
Дружба – это мир на всей планете.
7
ученик: С детства дружбой дорожи!
Нет друга -ищи, а нашел – береги!
Друзья познаются в беде!
Не дорог подарок – дорога дружба!
–
Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
2. Работа в
парах
Разбейте
слова на два столбика
Понимание,
деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение,
доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность,
обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность,
приветливость, честность
ПОМОГАЕТ
ДРУЖБЕ
МЕШАЕТ ДРУЖБЕ
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
__________________________
___________________________
–
Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще
дописали?
Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
3.Работа
с баснями.
Басня:
Спросила молния
у солнца:
«Скажи, почему
люди любят тебя больше, чем меня, я ведь тоже очень яркая?»
Солнце
ответило: «Они любят тепло и ласку».
Молния сказала:
«От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не устраивает!»
Солнце сказало:
«Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую
вспышку, которая приносит очень много бед».
Учитель:
Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или
Солнцу? Почему?
Басня:
Белка прыгала с
ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк выскочил
и хотел ее съесть
Белка стала
просить: «Пусти меня!»
Волк сказал:
«Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки, так веселы.
Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и
прыгаете»
Белка сказала:
«Пусти меня
прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а
белка ушла на дерево и оттуда сказала:
«Тебе оттого
скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того,
что мы добры и никому, зла не делаем».
Учитель: Кто из
героев вызывает ваши симпатии, а кто нет?
Вывод: Не
делай зла, будь добрым.
–
Что нужно соблюдать, чтобы дарить радсть общения друг другу?
–
Прочитайте ответ в учебнике на стр.26.
4.Работа
в группах
–
Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим
другом и почему?
–
Каким не должен быть настоящий друг?
–
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
1
группа:
Прочитайте
стихотворение и подумайте, можно ли назвать героя настоящим другом и почему?
Друг
напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
2
группа:
В.
Осеева «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны
и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за
Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была
в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы
накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! – нагнув
вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду
воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье
сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли
вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в
одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться
одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели:
Маша за себя, а Таня за Машу.
–
Давайте с вами попробуем открыть секреты общения, дружбы.
V.Закрепление
изученного.
1.Работа
с метафорой «Все в твоих руках»
Учитель: Эта
история произошла давным — давно в старинном городе, в котором жил
великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его
родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе.
И вот решил
он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И
он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и
подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у
меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну
ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее»
Так все и
случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в
руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который
действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».
Учитель: Я
думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку относиться с добротой, то
и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой,
своей добротой. Давайте вспомним песню, в которой говорится о том, что
улыбкой согревается сердце и становится весело на душе.
VI.
Подведение итогов.
1.Составь
пословицы.
2.Расскажи,
как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего
примирения:
VII.
Домашнее задание.
Вспомните и
запишите хорошие, добрые слова на букву «Д».
VIII.
Рефлексия.
Учитель: Перед
тем как нам расстаться
И
уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам, чтоб добрыми вы были,
Слов
волшебных не забыли,
Чтоб
добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Использованная литература:
1. Основы
религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4
кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской
этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4
кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014
ОРКСЭ (светсткая этика) «Каждый интересен» | План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс):
01-10-19 4-Б Лель Е. В.
Урок №5. Каждый интересен
Цели:
Образовательные:
— изучить основное этическое понятие «дружба»;
— сформировать правила общения, умение применять их;
Воспитательные:
— воспитывать уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
— развивать память;
— развивать умения преодолевать трудности;
— развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Задачи:
— Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
— Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
— Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
— Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Планируемые образовательные результаты | ||
Метапредметные | Личностные | Предметные |
П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение анализировать свое состояние. Р. Умение адекватно воспринимать оценку высказываний; контроль и коррекция. К. Умение работать в группе; согласовывать свои действия с другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Формирование ценностного отношения к другу., к его внутреннему миру. Развитие ответственности за свои слова и поступки. Способность оценивать свои поступки. | Выделение качеств друга, формирование позиции «Каждый интересен», умение разбираться в своих поступках. |
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, толковый словарь, интернет, телефон.
Ход урока:
- Орг.момент, эмоц.настрой.
Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …».
- Актуализация:
Кто может объяснить, почему он выбрал именно это место? Подвести к выводу, что мое место зависит от сидящего рядом человека.
Правильно ли я поняла, что ваш выбор зависел от сидящего рядом человека?
Чем именно интересен вам этот человек?
- Формирование темы и проблемы
Посмотрите презентацию и подумайте, какая тема нашего урока, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Учитель вывешивает табличку с темой.
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить?
– Сегодня мы с вами мы выясним:
Что такое дружба?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
4. Работа над темой урока.
- Работа над понятием «дружба».
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Попробуем с вами определить, что такое дружба (толковый словарь, википедия, моб. телефоны).
2.Работа в парах
Разбейте слова на два столбика
Понимание, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ МЕШАЕТ ДРУЖБЕ
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
– Прочитайте слова первого столбика. Свой ответ начните так:
Мы считаем, что друг должен обладать следующими качествами: (перечислите), потому что…. Такой человек нам будет (интересен, неинтересен)
Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
Физминутка
3.Прослушивание притчи
Рассказ «Светлячок»
Солнце садилось. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел! Это был светлячок — маленькая букашка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, он любил жизнь! И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались каждый день и каждый хотел быть его другом! Но глупый светлячок не понимал, что всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком. А переливался всеми цветами радуги, как хорошо гранёный бриллиант.
А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком!
Светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море, травы, слёзы росы и любви. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зритель (он уже привык к вниманию),и постарался вложить в перелив своего попурри всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся, но всё же решил спросить про то, как он спел.
— Ну как? — деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
— Красиво…- сказал мальчик.
— Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, — фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно смотреть в сторону уходящего солнца!
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал…
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И прибрёл, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
— Что случилось?
— А разве ты не видишь?
— Нет, — честно ответил мальчик
— Ну и ладно, — сказал светлячок
— Расскажи, что ты видишь, — попросил мальчик
— Что? — удивился светлячок
— Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце… Вот бы хоть разок взглянуть на это!
И тут светлячок понял, мальчик — слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему важен даже без блеска. Он ему нужен!!!
— Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
— А что это такое? Ты мне раньше не пел об этом.
— Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю!!!
Какие чувства вызвала у вас притча? Почему? Кто нашел ответы на поставленные вопросы?
Какой вывод можем сделать? Важна не внешняя оболочка, а внутреннее содержание.
Правильно ли я вас поняла, что интересен может любой человек, независимо от его статуса и положения в обществе, главное, чтоб душа была!
О чем узнал Светлячок, благодаря слепому мальчику?
Посмотрите на поставленные вопросы, кто сможет ответит на один из них? (Почему интересен)
Работа с учебником.
– Что нужно соблюдать, чтобы дарить радость общения друг другу?
– Прочитайте ответ в учебнике на стр.26.
Работа с пословицами
Подведение итогов, рефлексия:
Вспомним тему занятия, кто ее напомнит? На какие вопросы искали ответ? Как вы на них ответите? Поиграем?
Игра «Зеркало».
Учитель объясняет правила игры.
Зеркало одноклассники. Перед ними встают по очереди все желающие и обращаются со словами:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Чем ребятам интересен?
Чем бываю им полезен?
Рефлексия:
Я узнал (а)………
Я почувствовал (а)…..
Я понял (а)…. .
Было интересно…..
Мне захотелось…..
Орг момент (Приглашаем к доске 6 ребят)
На листах заисаны буквы Д Р У Ж Б А, нужно выставить их в правильном порядке, чтоб прочитать стихотворение на оборотебукв .
Дружба в радости и дружба в ссоре,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей- белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям другой страны.
Дружба – это мир на всей планете.
С детства дружбой дорожи!
-Я вам желаю быть дружными и уметь дорожить дружбой. Спасибо за урок!
Уроки истории Уилла и Ариэля Дюрант
Книга в трех предложениях
В ходе истории менялось человеческое поведение, но не человеческая природа. Независимо от того, кто находится у власти, награды постепенно достаются самым умным и талантливым людям. Идеи — самая сильная вещь в истории, потому что они могут передаваться по наследству и изменять поведение будущих поколений — даже оружие изначально было идеей.
Уроки истории резюме
Это краткое изложение моей книги «Уроки истории» Уилла и Ариэля Дюрант. Мои заметки носят неформальный характер и часто содержат цитаты из книги, а также мои собственные мысли. Это резюме включает ключевые уроки и важные отрывки из книги.
- История — самый надежный путь к пониманию настоящего и предвидению проблем будущего.
- Целью этой книги является не оригинальность, а инклюзивность.
- Наши знания о любом прошлом событии неполны. Большая часть истории — это предположения, а остальное — предрассудки.
- Историк всегда упрощает.
- Скорость изменений увеличивается, а изобретения ускоряют ускорение.
- История не может быть наукой, только отраслью, искусством и философией. Промышленность, выискивая факты. Искусство поиска порядка в хаосе материалов. Философия, ищущая перспективу и понимание.
- Полная перспектива — оптическая иллюзия. Мы должны оперировать частичными знаниями.
- Только дурак будет пытаться втиснуть 100 веков в 100 страниц выводов. Мы продолжаем.
- История — это сочетание преступлений и нелепостей человечества и прощальных взносов. Это позволяло каждому поколению продолжать с большим наследием, чем предыдущее.
- Идея: Вклад и улучшение человечества — это история человечества. Наша история — это история коллективного обучения. Итак, позвольте мне рассказать вам историю.
- Идея: есть три мира. Первый мир – это внешний мир. Второй мир родился, когда стали возможными мысли и возникло сознание. Третий мир возник, когда наша жизнь стала цифровой. Теперь мы можем жить в мире, где нас нет физически и его нет в наших мыслях, но он существует.
- Другие науки говорят нам, как мы можем себя вести. История говорит нам, как мы себя вели.
- Настоящее — это просто прошлое, свернутое в настоящий момент.
- Ты такой, какой ты есть, благодаря своему прошлому.
- Мы знаем 1000 вещей о сегодняшних новостях, но редко о прошлом. Как мы можем понять наше настоящее, не зная своей истории?
- Пример технологической авантюры: изобретение самолетов полностью переопределяет мир торговли и коммерции. Раньше вода была основным способом торговли и диктовала, какие нации пришли к власти (те, у которых были большие береговые линии, такие как Греция и Италия). Затем внезапно самолеты перенесли власть на страны с огромными массивами суши по сравнению с их побережьями (США, Китай, Россия).
- Урок истории в том, что человек крепок.
- История — это карта человеческого характера. Чтобы знать, как будет действовать человек, вы должны знать, как человек действовал.
- Люди всегда будут благороднее вселенной. Несмотря на то, что мы умираем всего через мгновение, мы знаем о своем существовании, в то время как Вселенная ничего не знает о своем долголетии.
- Влияние географических факторов уменьшается по мере развития технологий. Человек, а не земля, создает цивилизацию.
- Идея: С течением времени технологии побеждают окружающую среду. Эта тенденция, однако, началась, как только человек смог создавать инструменты, что было своего рода технологией.
- Прогресс реален. С течением времени и развитием технологий человек влияет на свой контроль над окружающей средой.
- Окружающая среда по-прежнему является хозяином человека и других видов.
- Идея: Тенденция ясна: наши технологии позволяют нам превзойти наш естественный мир. Представьте себе время, когда мы сможем контролировать землетрясения, ураганы или торнадо. Или, когда мы отправились на Луну, мы поняли, как выжить за пределами земной атмосферы. Каким-то образом мы научились преодолевать границы кислорода и распространять наш вид в новые места.
- География — это матрица истории. Если вы живете на побережье, вы почти неизбежно станете зависимым от моря.
- Вы можете почувствовать запах океана почти в любой точке Великобритании. Что случилось? Они вышли в море и стали лучшими моряками в истории.
- Нами управляет все вокруг нас и внутри нас, но ни одно из этих двух не является всей историей.
- Все было вовлечено в то, что сделало нас.
- Идея: мы продукт всех предыдущих событий в истории, суммированных и перенесенных в настоящий момент. Однако, несмотря на то, что все вовлечено в то, что создало нас, есть несколько сил, которые несут большую часть веса. Этими силами являются генетика, культура, окружающая среда и технологии.
- Первый биологический урок истории состоит в том, что жизнь — это соревнование.
- Сотрудничество реально и расширяется по мере развития технологий, но в основном потому, что это форма конкуренции. Мы сотрудничаем в нашей группе, семье, сообществе и нации, чтобы сделать нашу группу более могущественной.
- Сотрудничество — это высшая форма конкуренции.
- Второй биологический урок истории состоит в том, что жизнь — это отбор.
- С точки зрения природы мы все рождены несвободными и неравными.
- Природа любит различия, потому что именно они позволяют отбору сосредоточить внимание на сильных и устранить слабых.
- Вопрос: сколько организмов отбирается? Каковы шансы того, что определенный набор признаков сохранится в данной популяции, и насколько устойчивы эти шансы? Какой процент генов остается при этом процессе?
- Свобода и равенство — вечные враги. Когда один терпит неудачу, другой умирает.
- Только человек ниже среднего желает равенства. Те, кто осознают, что они выше среднего, желают свободы. В конце концов, превосходные способности имеют свой путь.
- Третий биологический урок истории состоит в том, что жизнь должна размножаться.
- Природа любит большие пометы и борьбу за выживание, которая заканчивается отбором самых сильных.
- Каждый прогресс в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания в конечном итоге сводится на нет из-за увеличения количества ртов, которых нужно кормить.
- Медицина и технологии сводят на нет естественный отбор, оставляя непригодных в живых.
- Многое из того, что мы называем интеллектом, является результатом индивидуального образования, возможностей и опыта.
- Плодородные наследуют землю. Уровень рождаемости может определять судьбу систем верований, потому что чем больше людей верят в идею и чем больше людей обучены этой идее (обычно это дети верующих), тем сильнее эта идея приживется. Это происходило с религией на протяжении всей истории, но, возможно, сейчас это происходит с наукой.
- Вся история человечества — это короткая глава в истории биологии. А вся биология — это короткая глава в истории планеты. А планета — это короткая глава в истории Вселенной.
- История — это история человечества в борьбе с другими видами и самим собой за ограниченные ресурсы и дары окружающей среды. Конкуренция – основной закон.
- Раньше конкуренция была среди физических лиц. Потом его расширили и он оказался среди семей. Потом его расширили и он оказался среди общин. И так далее.
- Основная реальность — конкуренция. Если бы вы не соревновались в жизни, что бы вы развивали? Определенная степень конкуренции необходима не только для прогресса, но и для выживания.
- Идея: Будет ли когда-нибудь соревнование настолько интенсивным, что не будет между людьми? Нам нужна потрясающая дикая игра, в которой другой вид заставляет нас объединяться и соревноваться с общим врагом.
- Ребенок учится через руки в раннем возрасте. Так что, возможно, стояние на двух ногах было методом, благодаря которому человек стал разумным.
- Идея: Мне кажется логичным, что интеллект и двуногая походка эволюционировали вместе.
- Случайность сыграла важную роль в прогрессе человечества, но теперь все внезапно меняется. Культура была первым способом, с помощью которого мы начали преодолевать роль случайности. (Вспомните систему образования и обучение людей.) Технологии — это второй (и более быстрый) способ преодоления роли случайности в генетической эволюции и прогрессе человечества. Теперь вы можете иметь плохую генетическую руку (вспомните неспособность к обучению), и наша культура и наши технологии все еще могут помочь вам выжить.
- История не различает цвета и может развить цивилизацию под любой расой и почти при любых обстоятельствах.
- В долгосрочной перспективе различия между людьми уступают место окружающей среде.
- Людям нравится думать, что они немного особенные. Без этого кусочка тщеславия нам может быть труднее продвигаться вперед. В некотором смысле заблуждение является мотиватором.
- Человеческая природа – это основные чувства и склонности человечества.
- В целом бедные имеют те же импульсы, что и богатые, но с меньшими возможностями или навыками для их реализации.
- Социальная эволюция — это взаимодействие обычаев и происхождения.
- Имитирующее большинство следует за инновационным меньшинством. История — это в значительной степени битва нескольких меньшинств, победитель которой затем превозносится большинством как победитель.
- Из каждых 100 идей 99, вероятно, будут хуже традиционной альтернативы, которую было предложено заменить.
- Ни один человек не может стать настолько хорошо информированным за одну жизнь, чтобы переосмыслить и полностью понять обычаи и требования всего общества.
- Хорошо, если новые идеи будут услышаны ради тех немногих, которые можно использовать. Но также полезно проверять и подвергать сомнению новые идеи.
- Общество основано не на идеалах человечества, а на природе человечества. Мы являемся продуктом сил и инстинктов, которые нами движут.
- Основной урок истории заключается в том, что люди, по сути, остались такими, какими они были на протяжении всей истории. Он меняет свои привычки, но не свои инстинкты.
- В ходе истории менялось человеческое поведение, но не человеческая природа.
- Герой — просто продукт ситуации. А не наоборот. Если бы не ситуация, мы бы никогда не услышали о герое.
- В некотором смысле можно сказать, что психологическая устойчивость, героизм или другие качества характера являются просто результатом того, чего требует ситуация.
- Мораль — это то, как общество требует поведения от своих членов.
- Историю можно разделить на три этапа: охота, земледелие и промышленность.
- Возможно, то, что сегодня является пороком, когда-то было добродетелью.
- Постепенно промышленность изменила структуру человеческой культуры и морали. Люди покинули дом и племя, чтобы работать на фабриках и жить в городах и т. д.
- История, как она обычно проживается, отличается от истории, как она обычно пишется. По определению, историки сосредотачиваются на исключительном.
- Два примера огромных сдвигов в нашей культурной эволюции: Коперник и его открытие, что мы всего лишь одна планета — это огромный океан планет и галактик. Дарвин и его открытие, что мы всего лишь животные, которые произошли от многих других животных. Эти два убеждения радикально изменили нашу веру в религию. Если мы всего лишь одна из многих планет, почему Бог так заботится о нас? Если эволюция верна, как разумный творец мог создать нас?
- Сама цивилизация — самое замечательное, что сделало человечество.
- Цивилизация требует тонкого баланса социальных импульсов с животными импульсами.
- Дюран определяет цивилизацию как общественный порядок, который способствует культурному творчеству, поэтому вам нужен порядок и личная свобода/творческая свобода. Они кажутся противоречащими друг другу, но часто между ними существует напряженный и хрупкий баланс. Если общественный порядок слишком силен, свобода ограничена. Если социальный порядок слишком низок, сотрудничество невозможно в той степени, чтобы создать цивилизацию.
- Вы хотите обуздать свои импульсы и слабости до такой степени, чтобы они были полезными, но не чрезмерными.
- Для человека очень опасно думать, что — даже с 30 или 40 годами обучения — он может судить и преодолевать коллективную мудрость человечества. Старые идеи очень сильны.
- Вполне возможно, что религия позволяла людям сотрудничать на протяжении всей истории и сделала возможной цивилизацию.
- Цель религии, морали и этики, да и вообще любой общей системы убеждений, состоит в том, чтобы хотя бы частично преодолеть импульсы нашего охотника-собирателя, рептильного мозга. Мы пытаемся преодолеть наши животные инстинкты с помощью социальных инстинктов. Мы голосуем за новую идентичность, которая, как мы надеемся, превзойдет нашу естественную идентичность.
- Один интересный взгляд на то, почему упадок религии — это очень плохо: если религия — это общая вера, объединяющая цивилизацию, и эта система верований умирает, то что удержит цивилизацию вместе?
- Во все времена силы личности превосходят силы группы. Когда все остальное терпит неудачу, люди будут делать то, что им лучше всего. Они будут делать то, что обеспечивает их выживание.
- Идея: возможно, наша естественная установка на обеспечение собственного выживания любой ценой является причиной того, что мы так тронуты актом жертвования собой ради другого. Вспомните: Ходор в «Игре престолов».
- Слово «грех» имеет значение только в смысле индивидуального нарушения группы.
- Разум не может быть доминирующим аспектом любой эпохи, потому что это всего лишь инструмент. Разум и рациональность — это инструменты для мышления, но есть много других полезных подходов, включающих разум, например чувства.
- Ни один человек никогда не сможет сравниться с идеями человечества в целом. Глупо думать, что ваши идеи смогут противостоять таким проверенным концепциям.
- Вполне возможно, что без религии мир был бы менее нравственным. Да, безнравственность и преступность все еще сохранялись, но силы религии, вероятно, смягчили их последствия.
- Со временем философы стали движущей силой социальных изменений, а не церковь. И затем, в конце концов, наука украла эту работу у философии.
- Если история поддерживает какую-либо религию, то это, вероятно, дуализм, который объясняет хорошие и плохие вещи, которые иногда случаются, через призму доброго бога и злого бога.
- Конечным результатом промышленной революции стала замена религиозных образований светскими.
- Раньше мы думали, что законы продиктованы Богом. Теперь ясно, что они продиктованы склонными к ошибкам людьми.
- Один из уроков истории состоит в том, что религии имеют свойство возрождаться.
- В истории нет примера общества, поддерживающего нравственную жизнь в массах без религии как силы, объединяющей людей.
- Функция религии состоит в том, чтобы дать человечеству веру в способность терпеть жизнь.
- Индивидуальные инстинкты заложены в нас эволюцией. Им миллионы лет. Социальные инстинкты намного моложе и были изучены в течение последних 70 000 лет.
- Идея: Чтобы группа позволила социальным инстинктам возобладать над инстинктами каждого человека, нам нужны сильные убеждения и концепции. Если бы мы были просто кучей разрозненных людей, мы бы никогда не сотрудничали. Вот где закон, религия и капитализм вступают в игру. Эти идеи достаточно сильны, чтобы объединить нас, несмотря на наши индивидуальные инстинкты.
- Слишком высокомерно сомневаться в традициях и думать, что ваш якобы блестящий ум может за 30 или 40 лет найти лучшее решение, чем человечество выработало за тысячи лет совместной работы. По этой причине вполне возможно, что мы недооцениваем то, насколько полезной и могущественной может быть религия.
- Вы никогда не должны доверять старику быть судьей молодежи, потому что он просто отрежет смелые поступки молодежи, прежде чем они смогут их сделать.
- Идея: эта смелость, по сути, является единственным путем, которым движется человечество. Большинство идей, которые мы предлагаем в самые смелые моменты, ошибочны. Как они могли не быть? Не то чтобы мы легко могли придумать что-то гениальное в нашем узком промежутке времени на земле. Однако время от времени смелая молодежь развивает идею, которая полностью переопределяет мир, и если мы хотим добиться прогресса, если мы хотим стать лучше, мы должны быть достаточно смелыми и достаточно бредовыми, чтобы верить, что у нас могут быть эти идеи.
- Идея: еще Платон говорил, что «определенная часть населения» не верит в Бога. Так что, вероятно, было много предложений и творений, которые шли против Бога. Много диких азартных игр, которые потерпели неудачу. Но только после того, как была создана наука, у нас была дикая авантюра, которая оказалась достойной битвы.
- Наука в основном имеет дело с внешним миром. К внутреннему миру это почти не имеет отношения. Что такое сознание? Как мы можем ответить на этот вопрос с помощью науки?
- Люди, которые могут управлять людьми, управляют людьми, которые могут управлять только вещами, а люди, которые могут управлять деньгами, управляют всем.
- Обычно о мужчинах судят по их способности производить. За исключением войны, когда они ранжируются в зависимости от их способности разрушать.
- Концентрация богатства у небольшой части населения — это закономерность, которая повторяется на протяжении всей истории. Самые ценные таланты и навыки принадлежат нескольким людям, а это значит, что и самое ценное богатство также ограничено немногими. Этот шаблон появляется снова и снова.
- Свобода возможна, когда достигнута безопасность, но до этого момента вы сталкиваетесь с конкуренцией. Только благодаря конкуренции мы развили способность создавать свободу.
- Первое условие свободы — ограничение. Если свобода абсолютна, то она умирает в хаосе. Первостепенная задача правительства – наведение порядка.
- Pax Romana был, пожалуй, величайшим достижением в истории управления.
- Если большинство способностей сосредоточено в руках меньшинства людей (то есть, если некоторые люди обладают более ценными навыками, чем большинство других), то правление меньшинства так же неизбежно, как и непропорциональная концентрация богатства.
- Всепоглощающий труд обычно является ценой гения.
- Вменяемость человека заключается в непрерывности его воспоминаний. Здравомыслие группы заключается в преемственности ее традиций. Оторвитесь от любого из них слишком быстро, и последует хаос.
- Единственная настоящая революция заключается в просвещении ума и улучшении характера. Единственная реальная эмансипация индивидуальна. Единственные настоящие революционеры — это философы и святые.
- Чрезмерное увеличение чего-либо вызывает реакцию в обратном направлении.
- Идея: это тревожная мысль, но как только культура и общее мышление развились, мы внезапно развили способность проводить большие объемы «естественного отбора» над теми, кто с нами не согласен. Представьте себе восстание в стране, где одна группа совершает геноцид против другой группы. Эти массовые убийства во многом носят идеологический характер. В некотором смысле мы могли бы сказать, что эти убийства являются формой «выживания наиболее приспособленных», но в данном случае правящая группа считает целесообразными идеи, а не физическую форму. Внезапно идеология становится формой естественного отбора, и, поскольку мы являемся теми, у кого есть идеи, мы теперь являемся силой, которая их выбирает. Если вы зайдете в этом направлении достаточно далеко, вы попадете на опасную территорию. Кто решает, какие идеи подходят?
- Вы не можете все время обманывать всех людей, но вы можете обмануть достаточное их количество, чтобы править большой страной.
- Демократия принесла меньше вреда и больше пользы, чем любая другая форма правления.
- Цель демократии не в том, чтобы сделать всех людей равными, а в том, чтобы сделать их доступ к возможностям более равным. Идеал состоит не в том, чтобы поднять каждого человека к власти, а в том, чтобы предоставить ему доступ ко всем точкам входа, где можно проверить его пригодность и навыки. Другими словами, надежда демократии состоит в том, чтобы предложить равные условия для старта и позволить вашим талантам вести вас туда, куда они могут.
- В какой момент свобода становится чрезмерной? В какой момент это становится расстройством?
- Цивилизация возможна благодаря сдержанности. Ясно, что свобода возможна благодаря каким-то границам. Если мы пересечем эти границы, у нас будет хаос, а не цивилизация.
- У вас не может быть свободы без порядка.
- Война кажется постоянной для всех цивилизаций и времен. Это результат конкуренции между группами, так же как и отдельные люди.
- Война, как это ни парадоксально, является движущей силой многих технологических и культурных изменений, которые впоследствии приводят к длительным периодам мира.
- Мы постоянно расширяем наши инструменты, не увеличивая нашу цель. Мы разработали более сложные способы удовлетворения основных человеческих потребностей.
- Мы можем определить прогресс как возрастающий контроль жизни над окружающей средой.
- Если образование является мерилом прогресса, то мы продвинулись больше, чем когда-либо прежде. Образование — это передача как можно большего количества человеческого наследия и знаний, которых мы можем достичь в полной мере.
- Если прогресс реален, то не потому, что мы богаче или мудрее тех, кто был в прошлом, а потому, что мы рождены на более высоком уровне и выше пьедестала нашего наследия. Мы рождаемся с плодами большей части человеческого наследия.
- Не расстраивайтесь из-за того, что жизнь может иметь смысл только в той мере, в какой человек в нее вкладывает. Замечательно, что мы вообще можем вкладывать в жизнь любой смысл. Что редкость, так это способность даже изобретать смысл для себя, ибо такая задача кажется невыполнимой для всех других животных.
- Не будь оптимистом или пессимистом. Вместо этого будьте реалистом. Примите тот факт, что жизнь состоит из трудностей и удовольствий. Трудности — естественная цена существования. Восторги — это вкусности, которых вы не обязательно заслуживаете.
- Трудно понять качество своего возраста. Обычно мы знаем больше о достижениях предыдущей эпохи, чем об их недостатках. Между тем, мы обычно больше знаем о своих недостатках и преуменьшаем свои достижения. Это затрудняет сравнение возрастов.
- Человеческая природа меняется, но меняется невероятно медленно, геологически быстро. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что человеческая природа практически не изменилась за последние 2000 лет, а возможно, и намного дольше. Человеческая природа тесно связана с биологией. Это внутренние черты, которые у нас есть, и они очень медленно меняются в ходе эволюции.
- Прогресс — это усовершенствование средств, которые мы используем для достижения тех же самых старых целей. Возможно, наш прогресс зависит только от средств, а не от целей. Неужели мы просто достигаем тех же желаний, что и 10 000 лет назад, но новыми, современными средствами.
- Человеческая природа нецивилизованна. Это почти антицивилизация. Только через культуру, сдержанность и нравственность мы приобретаем цивилизованную деятельность.
- Техника распространения наследия и его усвоения со временем невероятно выросла. Культура крепче, чем когда-либо прежде, держит наше поведение мертвой хваткой. Один из способов объяснить это — сказать, что предстоит узнать и унаследовать гораздо больше, чем даже 100 лет назад. Богатство человеческих знаний увеличивается с каждым годом и наделяет тех, кто родился сегодня, несколько большими преимуществами, чем тех, кто родился вчера.
- «Рассматривайте образование не как болезненное накопление фактов, дат и царствований и не просто как необходимую подготовку человека к тому, чтобы заработать себе на жизнь в мире, а как передачу нашего умственного, морального, технического и эстетического наследия. Как можно полнее, как можно большему количеству людей, чтобы украсить человеческое понимание, контроль и наслаждение жизнью. Наследие, которое мы теперь можем более полно передавать, богаче, чем когда-либо прежде. Он богаче, чем у Перикла, поскольку включает в себя последовавших за ним греков. Богаче, чем у Леонардо, потому что включает его и итальянское Возрождение. Богаче Вольтера, потому что он объемлет все французское просвещение и его экуменическое распространение». -Уилл Дюран
- «Если прогресс реален, несмотря на наше нытье, то это не потому, что мы рождаемся здоровее, лучше или мудрее, чем младенцы в прошлом, а потому, что мы рождаемся с более богатым наследием, рождаемся на более высоком уровне этого пьедестала. которые накопление знаний и искусства возвышает как основу и опору нашего бытия. Наследие растет, и человек растет пропорционально тому, как он его получает». -Уилл Дюран
- «История — это преподавание философии на примерах». -Генри Сент-Джон
- Революции — это всего лишь изменения на уровне поверхности. Природа человека остается неизменной. Люди просто меняются вместе с революцией и возвращаются к тем же основным моделям.
- Каждое поколение восстает против предыдущего. Во многих отношениях это естественно и желательно.
- Когда всем все принадлежит, никто ни о чем не заботится.
- Нельзя сделать людей равными, приняв законы.
- Экономическая история — это медленное сердцебиение социального организма. Независимо от того, кто находится у власти, прибыль постепенно достается самым умным и талантливым. Затем, в конце концов, происходит некоторый раскол порядка, к власти приходит новое меньшинство, и картина повторяется.
- Большинство бедняков являются жертвами расовой дискриминации и экологических проблем.
- Каждая жизнь, каждое общество и каждый вид — это эксперимент. Все заканчивается смертью в конце концов.
- Каждая религия должна проповедовать мораль, а не теологию.
- Лица моложе 30 лет никогда не должны доверять экономическим, политическим и моральным идеям других лиц моложе 30 лет.
- Пусть наши сыновья и дочери будут наказаны, когда они нарушат закон, но давайте верить им, когда они откроют свое сердце.
- Идеи — самая сильная вещь в истории. Даже пистолет изначально был идеей.
- В старости понимаешь, как хорошо, что есть радикалы и как хорошо, что есть консерваторы. Радикалы подают газ, а консерваторы тормозят. Обе эти функции незаменимы. Это напряжение необходимо для функционирующего общества.
Уроки истории Уилла и Ариэля Дюрант
Купить книгу:
Распечатать электронную книгу Аудиокнига
Или просмотрите другие аннотации к книгам.
Спасибо за внимание. Вы можете получить больше практических идей в моем популярном информационном бюллетене по электронной почте. Каждую неделю я делюсь 3 короткими идеями от себя, 2 цитатами других и 1 вопросом для размышления. Более 2 000 000 человек подписаны на . Введите адрес электронной почты сейчас и присоединяйтесь к нам.
Об авторе
Джеймс Клир пишет о привычках, принятии решений и постоянном совершенствовании. Он является автором № 1 New York Times 9.0323 бестселлер, Атомные привычки. Книга была продана тиражом более 9 миллионов экземпляров по всему миру и переведена более чем на 50 языков.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше →
7 навыков высокоэффективных людей [Обзор и выводы]
Мы все хотим добиться успеха. И один из путей к успеху — определить привычки, которые могут помочь нам в нашем путешествии.
Я рекомендую начать этот путь с прочтения бестселлера Стивена Кови « 7 навыков высокоэффективных людей».0323 . Нет времени прочитать все 432 страницы?
Я понимаю, но большинство из нас не понимает. Вот почему мы кратко изложили для вас всю книгу ниже.
Краткое изложение «7 навыков высокоэффективных людей»
«7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Р. Кови — это книга по самосовершенствованию. Она написана на убеждении Кови, что то, как мы видим мир, полностью основано на нашем собственном восприятии. Чтобы изменить данную ситуацию, мы должны изменить себя, а чтобы изменить себя, мы должны быть в состоянии изменить наше восприятие.
Какие привычки есть у высокоэффективных людей?
Книга начинается с объяснения того, как много людей, достигших высокой степени внешнего успеха, все еще борются с внутренней потребностью в развитии личной эффективности и построении здоровых отношений с другими людьми.
Кови считает, что то, как мы видим мир, полностью основано на нашем собственном восприятии. Чтобы изменить данную ситуацию, мы должны изменить себя, а чтобы изменить себя, мы должны быть в состоянии изменить наше восприятие.
Изучая более чем 200-летнюю литературу по понятию «успех», Кови обнаружил очень важное изменение в том, как люди определяли успех с течением времени.
В прежние времена в основе успеха лежала этика характера (такие вещи, как честность, смирение, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпение, трудолюбие, простота, скромность и Золотое правило). Но примерно с 1920-х годов отношение людей к успеху сместилось в сторону того, что Кови называет «этикой личности» (где успех является функцией личности, общественного имиджа, отношения и поведения).
В наши дни люди ищут быстрые решения. Они видят успешного человека, команду или организацию и спрашивают: «Как ты это делаешь? Научи меня своим приемам!» Но эти «кратчайшие пути», которые мы ищем, надеясь сэкономить время и усилия и при этом достичь желаемого результата, являются просто пластырями, которые принесут краткосрочные решения. Они не обращаются к основному состоянию.
«То, как мы видим проблему, и есть проблема», — пишет Кови. Мы должны позволить себе изменить парадигму — изменить себя коренным образом, а не просто изменить свое отношение и поведение на поверхностном уровне, — чтобы добиться истинных изменений.
Вот тут-то и появляются семь привычек высокоэффективных людей:
- Навыки 1, 2 и 3 сосредоточены на самообладании и переходе от зависимости к независимости.
- Навыки 4, 5 и 6 направлены на развитие командной работы, сотрудничества и навыков общения, а также на переход от независимости к взаимозависимости.
- Навык 7 ориентирован на непрерывный рост и совершенствование и воплощает в себе все остальные привычки.
Теперь давайте углубимся в 7 привычек — продолжайте читать или щелкните конкретную привычку, чтобы перейти прямо к этому разделу.
7 Привычек высокоэффективных людей
1. Будьте активны
2. Начинайте с цели
3. Ставьте сначала на первое место
4. Думайте обоюдовыгодно
5. Сначала стремитесь понять, затем быть понятым
6. Синергизировать
7. Затачивать пилу
1. Быть активным
Краткий обзор:
Мы в ответе. Мы выбираем сценарии, по которым будем жить. Используйте это самосознание, чтобы проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свой выбор.
Первая привычка, которую обсуждает Кови, — это активность. Что отличает нас как людей от всех других животных, так это присущая нам способность исследовать свой собственный характер, решать, как относиться к себе и своим ситуациям, и контролировать свою собственную эффективность.
Проще говоря, чтобы быть эффективным, нужно быть активным.
Реактивные люди занимают пассивную позицию — они верят, что мир происходит с ними. Они говорят что-то вроде:
- » Я ничего не могу сделать. «
- » Я просто такой. »
Они думают, что проблема «где-то там» — но эта мысль и есть проблема. Реактивность становится самосбывающимся пророчеством, и реактивные люди чувствуют себя все более жертвами и неуправляемыми.
Проактивные люди, однако, признают, что у них есть ответственность — или «способность реагировать», которую Кови определяет как способность выбирать, как вы будете реагировать на данный стимул или ситуацию.
Чтобы быть активными, мы должны сосредоточиться на Круге Влияния, который лежит в пределах нашего Круга Забот — другими словами, мы должны работать над тем, с чем мы можем что-то сделать.
Положительная энергия, которую мы излучаем, приведет к расширению нашего Круга Влияния.
Реактивные люди, с другой стороны, сосредотачиваются на вещах, которые находятся в их Круге Забот, но не в их Круге Влияния, что приводит к обвинению внешних факторов, излучению негативной энергии и сокращению их Круга Влияния.
Основные уроки:
Испытайте себя, чтобы проверить принцип проактивности, выполнив следующие действия:
1. Начните заменять реактивный язык проактивным языком.
Реактивный = «Он меня так бесит». Проактивный = «Я контролирую свои чувства».
2. Преобразование реактивных задач в проактивные.
2. Начните с конечного результата
Краткий обзор:
Начните с четкой цели. Кови говорит, что мы можем использовать свое воображение, чтобы развить видение того, кем мы хотим стать, и использовать свою совесть, чтобы решить, какими ценностями мы будем руководствоваться.
Большинству из нас довольно легко занять себя. Мы усердно работаем, чтобы добиться побед — продвижения по службе, более высокого дохода, большего признания. Но мы не часто останавливаемся, чтобы оценить смысл этой занятости, этих побед — мы не спрашиваем себя, действительно ли важны для нас эти вещи, на которых мы так пристально сосредотачиваемся.
Привычка 2 предполагает, что во всем, что мы делаем, мы должны начинать с конца. Начните с четкой цели. Таким образом, мы можем убедиться, что шаги, которые мы предпринимаем, идут в правильном направлении.
Кови подчеркивает, что наше самосознание дает нам возможность формировать собственную жизнь вместо того, чтобы жить по умолчанию или на основе стандартов или предпочтений других.
Начинать с мыслью о конце также чрезвычайно важно для бизнеса. Быть менеджером означает оптимизировать работу для повышения эффективности. Но быть лидером — значит в первую очередь установить правильное стратегическое видение для своей организации и задать следующие вопросы: «Чего мы пытаемся достичь?»
Прежде чем мы, как отдельные лица или организации, сможем начать ставить цели и достигать их, мы должны определить наши ценности. Этот процесс может включать в себя некоторый рескриптинг, чтобы иметь возможность отстаивать свои личные ценности.
Перескриптование, объясняет Кови, — это распознавание неэффективных сценариев, которые были написаны для вас, и изменение этих сценариев путем проактивного написания новых, основанных на ваших собственных ценностях.
Также важно идентифицировать наш центр. Все, что находится в центре нашей жизни, будет источником нашей безопасности, руководства, мудрости и силы.
Наши центры оказывают на нас фундаментальное влияние — они определяют наши повседневные решения, действия и мотивы, а также нашу интерпретацию событий.
Однако Кови отмечает, что ни один из этих центров не является оптимальным и что вместо этого мы должны стремиться быть ориентированными на принципы. Мы должны определить вечные, неизменные принципы, по которым мы должны жить. Это даст нам руководство, необходимое для согласования нашего поведения с нашими убеждениями и ценностями.
Основные уроки:
Испытайте себя, чтобы проверить принцип начать с конца, выполнив следующие действия:
1. Визуализируйте в мельчайших деталях свои собственные похороны. Кто там? Что они говорят о вас? О том, как вы прожили свою жизнь? Об отношениях, которые у вас были? Что вы хотите, чтобы они сказали? Подумайте о том, как изменились бы ваши приоритеты, если бы вам осталось жить всего 30 дней. Начните жить согласно этим приоритетам.
2. Разделите роли в своей жизни — будь то профессиональный, личный или общественный — и перечислите от трех до пяти целей, которых вы хотите достичь для каждой из них.
3. Определите, что вас пугает. Публичные выступления? Критическая обратная связь после написания книги? Запишите наихудший сценарий для вашего самого большого страха, а затем визуализируйте, как вы справитесь с этой ситуацией. Напишите, как именно вы будете с этим справляться.
3. Ставьте сначала дела на первое место
Краткий обзор:
Чтобы эффективно управлять собой, мы должны ставить дела на первое место. Мы должны иметь дисциплину, чтобы расставлять приоритеты в наших повседневных действиях, основываясь на том, что является наиболее важным, а не на том, что является наиболее срочным.
В Навыке 2 мы обсуждали важность определения наших ценностей и понимания того, чего мы хотим достичь. Навык 3 заключается в том, чтобы на самом деле идти к этим целям и выполнять наши приоритеты изо дня в день, от момента к моменту.
Чтобы сохранить дисциплину и сосредоточиться на пути к нашим целям, нам нужна сила воли, чтобы делать что-то, когда мы этого не хотим. Нам нужно действовать в соответствии с нашими ценностями, а не нашими желаниями или импульсами в любой момент.
Все действия можно разделить на категории по двум факторам: Срочные и важные. Взгляните на эту матрицу тайм-менеджмента:
Мы реагируем на срочные дела. Мы тратим время на то, что не имеет значения. Это означает, что мы пренебрегаем квадрантом II, который на самом деле является самым важным из всех.
Если мы сосредоточимся на квадранте I и потратим наше время на управление кризисами и проблемами, он будет становиться все больше и больше, пока не поглотит нас. Это приводит к стрессу, выгоранию и постоянному тушению пожаров.
Если мы сосредоточимся на квадранте III , мы потратим большую часть нашего времени, реагируя на дела, которые кажутся срочными, тогда как реальность такова, что их предполагаемая срочность основана на приоритетах и ожиданиях других. Это приводит к краткосрочному сосредоточению, чувству потери контроля и неглубоким или разорванным отношениям.
Если мы сосредоточимся на квадранте IV, , мы в основном ведем безответственный образ жизни. Это часто приводит к увольнению с работы и сильной зависимости от других.
Квадрант II лежит в основе эффективного личного управления. Он касается таких вещей, как построение отношений, долгосрочное планирование, упражнения, подготовка — все то, что мы знаем, что нам нужно сделать, но почему-то редко удосуживаются сделать на самом деле, потому что это не кажется срочным.
Чтобы сосредоточить наше время в квадранте II, мы должны научиться говорить «нет» другим видам деятельности, иногда тем, которые кажутся срочными. Мы также должны уметь эффективно делегировать полномочия.
К тому же, когда мы фокусируемся на квадранте II, это означает, что мы думаем наперед, работаем над корнями и в первую очередь предотвращаем кризисы! Это помогает нам реализовать принцип Парето — 80% ваших результатов приходятся на 20% вашего времени.
Мы всегда должны уделять основное внимание отношениям и результатам, а второстепенное внимание уделять времени.
«Думайте об эффективности с людьми и об эффективности с вещами». — Стивен Кови
Ключевые уроки:
Вот несколько способов, с помощью которых вы можете попрактиковаться в том, чтобы ставить главное на первое место:
1. Определите деятельность из Квадрата II, которой вы пренебрегали. Запишите его и обязуйтесь его реализовать.
2. Создайте собственную матрицу управления временем , чтобы начать расставлять приоритеты.
3. Оцените, сколько времени вы проводите в каждом квадранте. Затем запишите свое время за 3 дня. Насколько точной была ваша оценка? Сколько времени вы провели в квадранте II (самом важном квадранте)?
4. Думайте обоюдно-выигрышно
Краткий обзор:
Чтобы установить эффективные взаимозависимые отношения, мы должны стремиться к созданию взаимовыгодных ситуаций, которые являются взаимовыгодными и удовлетворяющими каждую сторону.
Кови объясняет, что существует шесть парадигм человеческого взаимодействия:
1. Выиграл-Выиграл: Оба человека выигрывают. Соглашения или решения взаимовыгодны и удовлетворяют обе стороны.
2. Выигрыш-Проигрыш: » Если я выиграю, вы проиграете. » Выигравшие-проигравшие люди склонны использовать положение, власть, репутацию и личность, чтобы добиться своего.
3. Проигрыш-Выигрыш: » Я проиграю, вы выиграете. » Проиграл-Выиграл люди быстро угождают и успокаивают, и ищут силы в популярности или признании.
4. Проигрыш-Проигрыш: Оба человека проигрывают. Когда два человека, выигравших и проигравших, собираются вместе, то есть когда взаимодействуют два решительных, упрямых, эгоистичных человека, результатом будет проигрыш-проигрыш.
5. Выигрыш: Люди с менталитетом Выигрыша не обязательно хотят, чтобы кто-то проиграл — это не имеет значения. Важно то, что они получают то, что хотят.
6. Взаимовыгодно или без сделки: Если вы не можете прийти к взаимовыгодному соглашению, сделки не будет.
Лучший вариант — создавать ситуации Win-Win. В случае выигрыша-проигрыша или проигрыша-выигрыша один человек получает то, что он хочет на данный момент, но результаты негативно повлияют на отношения между этими двумя людьми в будущем.
Вариант «Выиграл/Выиграл» или «Нет сделки» важно использовать в качестве резервного варианта. Когда у нас в голове есть вариант «Нет сделки», это освобождает нас от необходимости манипулировать людьми и продвигать свои собственные планы. Мы можем быть открытыми и действительно пытаться понять основные проблемы.
В решении для Win-Win мы должны учитывать два фактора: внимательность и мужество. Взгляните на следующую таблицу:
«Чтобы пойти на Win-Win, нужно быть не только милым, но и смелым.» — Стивен Кови
Другим важным фактором в решении беспроигрышных ситуаций является поддержание менталитета изобилия или веры в то, что есть много для всех.
Большинство людей действуют с менталитетом дефицита — это означает, что они действуют так, как если бы все было с нулевой суммой (другими словами, если вы это понимаете, я нет). Людям с менталитетом дефицита очень трудно делиться признанием или похвалой, и им трудно искренне радоваться успехам других людей.
Когда дело доходит до межличностного лидерства, чем более подлинным является наш характер, тем выше наш уровень проактивности; чем больше мы привержены принципу «выиграл-выиграл», тем сильнее будет наше влияние.
Чтобы добиться взаимовыгодности, сосредоточьтесь на результатах, а не на методах; на проблемах, а не на людях.
Наконец, дух Win-Win не может выжить в условиях конкуренции. Как организация, мы должны согласовать нашу систему вознаграждения с нашими целями и ценностями и иметь системы для поддержки Win-Win.
Основные уроки:
Заставьте себя начать думать обоюдно, решая следующие задачи:
1. Подумайте о предстоящем взаимодействии , в котором вы будете пытаться достичь соглашения или решения. Напишите список того, что ищет другой человек. Затем напишите рядом с этим список того, как вы можете сделать предложение для удовлетворения этих потребностей.
2. Определите три важных отношения в вашей жизни. Подумайте, что, по вашему мнению, является балансом в каждом из этих отношений. Вы даете больше, чем берете? Берешь больше, чем даешь? Запишите 10 способов всегда отдавать больше, чем брать с каждым из них.
3. Тщательно обдумайте свои собственные тенденции взаимодействия. Они беспроигрышные? Как это влияет на ваше взаимодействие с другими? Можете ли вы определить источник такого подхода? Определите, хорошо ли этот подход помогает вам в ваших отношениях. Запишите все это.
Электронная почта — это то место, где все мы быстро вырабатываем плохие привычки. Вместо того, чтобы тратить время на копирование и вставку шаблонов электронной почты, которые вы используете каждый день, мы рекомендуем использовать бесплатную CRM HubSpot, чтобы легко отправлять персонализированные шаблоны электронной почты в Gmail и Outlook.
5. Стремитесь сначала понять, а затем быть понятым
Краткий обзор:
Прежде чем мы сможем предложить совет, предложить решение или каким-либо образом эффективно взаимодействовать с другим человеком, мы должны стремиться глубоко понять его и его точки зрения через эмпатическое слушание.
Допустим, вы идете к офтальмологу и говорите ему, что у вас проблемы со зрением, а он снимает очки, протягивает их вам и говорит: «Вот, попробуй вот эти — они мне помогли годами!» Вы надеваете их, но они только усугубляют проблему. Каковы шансы, что вы вернетесь к этому окулисту?
К сожалению, мы делаем то же самое в наших повседневных взаимодействиях с другими. Мы прописываем решение, прежде чем диагностировать проблему. Мы не стремимся сначала глубоко понять проблему.
Навык 5 говорит, что мы должны сначала стремиться понять, а затем быть понятыми. Чтобы стремиться понять, мы должны научиться слушать.
Мы не можем просто использовать одну технику, чтобы понять кого-то. На самом деле, если человек чувствует, что мы им манипулируем, он усомнится в наших мотивах и больше не будет чувствовать себя в безопасности, открываясь нам.
«Вы должны развивать навыки эмпатического слушания на основе характера, который вдохновляет на открытость и доверие». — Стивен Кови
Чтобы эмпатически слушать, требуется фундаментальный сдвиг парадигмы. Обычно мы сначала стремимся быть понятыми. Большинство людей слушают с намерением ответить , а не понять . В любой момент они либо говорят, либо готовятся говорить.
В конце концов, отмечает Кови, эксперты по коммуникациям считают, что:
- 10% нашего общения представлено нашими словами [НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ Твитнуть]
- 30 % представлено нашими звуками [НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ТВИНУТЬ]
- 60 % представлено нашим языком тела [НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ТВИНУТЬ]
Когда мы слушаем автобиографически — другими словами, используя нашу собственную точку зрения в качестве системы отсчета, — мы склонны реагировать одним из четырех способов:
1. Оценивать: Согласиться или не согласиться с тем, что сказано
2 Зонд: Задавайте вопросы из нашей системы отсчета
3. Посоветуйте: Дайте совет, основываясь на собственном опыте
4. Интерпретируйте: Попытайтесь выяснить мотивы и поведение человека, исходя из наших собственных мотивов и поведения
Но если мы заменим эти типы ответов на эмпатического слушания мы видим впечатляющие результаты в улучшении общения. Чтобы осуществить этот сдвиг, требуется время, но для практики эмпатического слушания требуется не так много времени, как для резервного копирования и исправления недопонимания или для того, чтобы жить с невысказанными и нерешенными проблемами только для того, чтобы они всплыли позже.
Вторая часть Навыка 5: «…тогда быть понятым». Это не менее важно для достижения взаимовыгодных решений.
Когда мы можем четко излагать наши идеи и в контексте глубокого понимания потребностей и проблем другого человека, мы значительно повышаем доверие к вашим идеям.
Ключевые уроки:
Вот несколько способов выработать у себя привычку сначала искать, чтобы понять:
1. В следующий раз, когда вы будете наблюдать за общением двух людей, заткните уши и смотрите. Какие передаются эмоции, которые невозможно передать словами? Был ли тот или иной человек более заинтересован в разговоре? Запишите, что вы заметили.
2. В следующий раз, когда будете выступать с презентацией, проявите сочувствие. Начните с подробного описания точки зрения аудитории. С какими проблемами они сталкиваются? Как то, что вы собираетесь сказать, предлагает решение их проблем?
6. Синергия
Краткий обзор:
Понимая и оценивая различия с точки зрения другого человека, мы получаем возможность создать синергию, которая позволяет нам открывать новые возможности благодаря открытости и творчеству.
Сочетание всех остальных привычек подготавливает нас к Навыку 6, который является привычкой синергии или «Когда один плюс один равняется трем или более, и целое больше, чем сумма его частей».
Например, если вы посадите два растения близко друг к другу, их корни смешаются и улучшат качество почвы, так что оба растения будут расти лучше, чем поодиночке.
Синергия позволяет нам создавать новые альтернативы и открывать новые возможности. Это позволяет нам как группе коллективно согласиться отказаться от старых сценариев и написать новые.
«Без сомнения, вы должны покинуть зону комфорта базового лагеря и столкнуться с совершенно новой и неизведанной дикой местностью.» — Стивен Кови
Итак, как мы можем ввести синергию в данную ситуацию или среду? Начните с привычек 4 и 5 — вы должны думать обоюдно-выигрышно и сначала стремиться понять.
Как только вы это поймете, вы сможете объединить свои желания с желаниями другого человека или группы. И тогда вы не находитесь по разные стороны проблемы — вы вместе на одной стороне, смотрите на проблему, понимаете все потребности и работаете над созданием третьей альтернативы, которая их удовлетворит.
В итоге мы получаем не транзакцию, а трансформацию. Обе стороны получают то, что хотят, и в процессе строят свои отношения.
Создавая дух доверия и безопасности, мы побуждаем других становиться максимально открытыми и питаться идеями и идеями друг друга, создавая синергию.
Истинная суть синергии заключается в оценке различий — умственных, эмоциональных и психологических различий между людьми.
Ведь если два человека одного мнения, один лишний. Когда мы осознаем чью-то иную точку зрения, мы можем сказать: «Хорошо! Вы видите это по-другому! Помогите мне увидеть то, что видите вы».
Сначала мы стремимся понять, а затем находим силу и полезность в этих различных перспективах, чтобы создавать новые возможности и беспроигрышные результаты.
Синергия позволяет:
- Ценить различия в других людях как способ расширить свою точку зрения
- Обходи негативную энергию и ищи хорошее в других
- Проявляйте мужество во взаимозависимых ситуациях, чтобы быть открытыми и побуждать других быть открытыми
- Стимулируйте творчество и найдите решение, которое будет лучше для всех, ища третью альтернативу
Ключевые уроки:
1. Составьте список людей, которые вас раздражают. Теперь выберите только одного человека. Чем отличаются их взгляды? Поставьте себя на их место на одну минуту. Думайте и представляйте, каково это быть ими. Помогает ли это вам лучше понять их?
В следующий раз, когда у вас возникнут разногласия с этим человеком, постарайтесь понять его опасения и понять, почему он не согласен с вами. Чем лучше вы их поймете, тем легче будет изменить их мнение или изменить свое.
2. Составьте список людей, с которыми вы хорошо ладите. 903:15 Теперь выберите только одного человека. Чем отличаются их взгляды? Теперь запишите ситуацию, когда у вас была отличная командная работа и синергия. Почему? Какие условия были соблюдены для достижения такой плавности в ваших взаимодействиях? Как вы можете воссоздать эти условия снова?
7. Заточить пилу
Краткий обзор:
Чтобы быть эффективными, мы должны уделять время обновлению себя физически, духовно, умственно и социально. Непрерывное обновление позволяет нам синергетически увеличивать нашу способность практиковать каждую привычку.
Навык 7 сосредоточен на обновлении или на том, чтобы «заточить пилу». Он окружает все остальные привычки и делает каждую из них возможной, сохраняя и улучшая ваш самый ценный актив — вас самих.
В нашей природе есть четыре измерения, каждое из которых необходимо тренировать регулярно и сбалансированно:
Физическое измерение: Цель постоянного физического совершенствования — тренировать наше тело таким образом, чтобы повысить нашу работоспособность. , адаптируйте и наслаждайтесь.
Чтобы обновить себя физически, мы должны:
- Хорошо питаться
- Получите достаточный отдых и расслабление
- Регулярные физические упражнения для развития выносливости, гибкости и силы
Сосредоточение внимания на физическом измерении помогает развить Навык 1 «мышцы проактивности». Мы действуем, основываясь на ценности благополучия, вместо того, чтобы реагировать на силы, которые удерживают нас от фитнеса.
Духовное измерение: Цель обновления нашего духовного «я» — обеспечить лидерство в нашей жизни и укрепить вашу приверженность нашей системе ценностей.
Чтобы обновить себя духовно, вы можете:
- Практиковать ежедневную медитацию
- Общение с природой
- Погрузитесь в великую литературу или музыку
Сосредоточение внимания на нашем духовном измерении помогает нам практиковать Навык 2, поскольку мы постоянно пересматриваем и придерживаемся наших ценностей, чтобы мы могли начать с конца.
Ментальное измерение: Цель обновления нашего психического здоровья — продолжать расширять свой разум.
Для духовного обновления вы можете:
- Читать хорошую литературу
- Ведите дневник своих мыслей, переживаний и идей
- Ограничьте просмотр телевизора только теми программами, которые обогащают вашу жизнь и разум
Сосредоточение внимания на нашем ментальном измерении помогает нам практиковать Навык 3, эффективно управляя собой, чтобы максимально использовать наше время и ресурсы.
Социальное/эмоциональное измерение: Целью нашего социального обновления является развитие значимых отношений.
Чтобы эмоционально обновить себя, вы можете:
- Стремиться глубоко понять других людей
- Делайте вклад в значимые проекты, которые улучшают жизнь других
- Поддерживайте менталитет изобилия и стремитесь помочь другим добиться успеха
Обновление нашего социального и эмоционального измерения помогает нам практиковать Навыки 4, 5 и 6, признавая, что беспроигрышные решения действительно существуют, стремясь понять других и находя взаимовыгодные третьи альтернативы посредством синергии.
«Не проходит и дня, чтобы мы не могли служить хотя бы одному другому человеку, внося вклад безусловной любви.» -Стивен Кови
Сосредоточившись на обновлении себя в этих четырех измерениях, мы также должны стремиться стать позитивным сценаристом для других людей. Мы должны стараться вдохновить других на более высокий путь, показывая им, что мы в них верим, слушая их с сочувствием, поощряя их активность.
Настоящая прелесть «7 привычек» заключается в том, что улучшение одной привычки синергетически увеличивает нашу способность улучшать остальные.