Содержание
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Осенний пейзаж»
Конспект урока
по
изобразительному искусству
на тему «Осенний
пейзаж»
Подшиваловой Марии
Николаевны
Тюмень 2016 год
Тема: Осенний
пейзаж.
Цель:
расширение представлений учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о
пейзаже, как особом жанре живописи.
Задачи:
Ø
Образовательные:
1. Учить учащихся внимательно
рассматривать художественную картину;
2. Обогатить и активизировать
словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры,
образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для
передачи эмоционального состояния человека;
3. Углубить умение изображать
осенний пейзаж с помощью гуаши и кисти.
Ø
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к
пейзажной живописи;
2. Развивать наблюдательность, воображение
и творческие способности.
Ø
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические
чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество
русских художников.
Формировать УУД:
Личностные:
·
повышение
уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
·
воспитание
уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
·
духовно-нравственное
развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику
красоты и вдохновения.
Регулятивные:
·
развивать
умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в
соответствии с ней;
·
в
сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
·
планировать
предстоящие практические действия;
Познавательные:
·
анализировать,
сравнивать, группировать произведения изобразительного искусства;
·
перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
Коммуникативные:
·
участвовать
в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки;
·
задавать
вопросы с целью получения нужной информации.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, проектор,
колонки.
Для обучающихся: гуашь, кисти,
бумага для рисования, простой карандаш, ластик.
Литература:
1. Рабочая программа по
изобразительному искусству;
2. Изобразительное искусство. 4
класс. Учебник. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В. 2014 год.
3. Т. Ю. Бутурлакина. Методическое
пособие по созданию современного урока.
План урока
№ | Название этапа
| Время |
I | Организационный
| 1-2 минуты |
II | Постановка
| 3-4 минуты |
III | Вводная
| 4-5 минут |
IV | Актуализация
| 8 минут |
V | Физминутка
| 2 минуты |
VI | Объяснение
| 3-4 минуты |
VII | Самостоятельная
| 15 минут |
VIII | Выставка
| 3-5 минут |
IX | Итог
| 2 минуты |
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я.
Меня зовут Мария Николаевна. На сколько я знаю, ваш класс выпускной, а это
значит, что вы уже достаточно взрослые, поэтому я надеюсь на вашу
дисциплинированность и серьёзную работу на уроке.
II. Постановка проблемы.
— Закройте глаза и послушайте
музыку. (Звучит запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор
«Времена года» Антонио Вивальди).
— Какие чувства вызвала у вас эта
мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль,
нежность).
— Да, в музыке слышится светлая,
легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.
— Как вы думаете, о каком времени
года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение
А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время
года.)
— Как вы считаете, какая тема
сегодняшнего урока?
— Совершенно верно, а точнее
«Осенний пейзаж».
— Какие задачи вы поставите себе на
уроке?
III. Вводная беседа.
— Послушайте, как об этом времени
года говорил Александр Сергеевич Пушкин.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
— А какие стихотворения об осени
помните вы?
— Скажите, представители, какой
профессии тоже очень красиво изображают осень, природу?
— Конечно, художники. Каким же
образом художник может рассказать о золотой осени? (Ответы детей)
— Ему нужно нарисовать, изобразить
на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость,
удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и
деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года:
зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу,
спокойствие, тишину. (Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А.
Вивальди «Времена года»).
— Какое настроение у вас вызывают
эти картины? (Ответы детей)
— Что объединяет все эти картины?
(Изображена природа, осень)
— Кто знает как называют картины,
на которых изображена природа? (Пейзаж)
— Скажите, а что вы чувствуете,
глядя на эти осенние пейзажи? (Ответы детей)
IV. Актуализация знаний.
— А сейчас мы подробно рассмотрим
картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан.
— Посмотрите на картину и скажите:
что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива
наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля,
реки и равнины.)
— Как он смог выразить свое чувство
красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски
здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей)
— Да, радость художник передал
теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя
на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в
то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев,
увядающей травой, с теплом и солнцем.
— Какая же здесь нарисована осень?(
Нарядная, яркая, золотая, веселая).
— Да, художник назвал эту картину
«Золотая осень».
— А как вы думаете, почему он ее
так назвал – «золотая»?
— Какие цвета он использовал? (Много
желтых, оранжевых красок)
— Как эти цвета можно назвать,
одним словом? Какие они? (Теплые, радостные, веселые)
— Молодцы! Художник очень
радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное
настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного,
красивого увидел художник? (Красивые березки, луга, речку).
— А какого цвета травка на лугах?
(Зеленого).
— Посмотрите внимательно: зеленого
ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К
концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С
левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько
деревьев. Что это за деревья? (Березки)
— Расскажите о них. Какие они? (Они
тоненькие, с белыми стволами). На двух передних листочки почти все облетели. А
у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. (Она золотая, желтая,
коричневато-оранжевая.).
— А еще дальше, на дальнем плане,
видна группа березок. Такую группу называют «роща». — А листочки на этих
березках видны? (Нет)
— Правильно, нарисованы только чуть
виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев — ведь деревья далеко, а издалека
листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник
расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем
плане.
— А теперь посмотрите на правую
сторону картины. Что же здесь нарисовано? (Речка)
— Да, речка. Близко к нам она
синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и
фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые
оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок
больше — теплых или холодных? (Теплых)
— Вдали, на излучине (изгибе)
реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод
зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем
плане, там, где начинается небо? (Ответы детей)
— Да, на горе мы видим зеленую
пашню, несколько домиков, а дальше — стена березок и лес. А какого цвета небо?
(Голубое, с легкими белыми облачками)
— Чего больше на картине — неба или
земли? (Земли)
— Каждый художник старается
выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному.
Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник
выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что
позволило ему изобразить большое пространство земли.
— А есть ли на картине солнышко?
Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. Солнышко
«зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!
— Вот так может рассказать художник
о том, что ему понравилось.
V. Физминутка
— А сейчас мы все вместе исполним
танец-импровизацию «Листья желтые над городом кружатся»
VI. Объяснение последовательности
выполнения рисунка.
— Для начала нужно определить
расположение листа.
— Рисование начинается с выполнения
наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются
только главные детали)
— Далее делим плоскость бумаги на
две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия
горизонта.
— В рисунке пейзажа есть два
закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане
предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется
линейной перспективой.
— Чтобы пейзаж на листе не выглядел
плоским, а передавал пространство и воздух — закон воздушной перспективы, по
этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более
расплывчато.
— При рисовании используются более
яркие и контрастные цвета на переднем плане.
— При рисовании заднего плана цвет
становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это
акварель или белилами – если это гуашь.
— Зная законы линейной и воздушной
перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана
потом заднего плана.
VII. Самостоятельная работа.
— Сегодня мы услышали музыку,
стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и
немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую,
светлую грусть.
— А теперь попробуйте, как
художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую
осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие
краски. (Дети приступают к работе под запись мелодии А. Вивальди «Времена
года»).
VIII. Выставка работ, оценивание.
— Давайте сейчас посмотрим наши
рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная?
Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная,
золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы
подобрали, придумали интересные пейзажи — как настоящие художники! Молодцы!
IX. Итог урока. Рефлексия.
-Что интересного из сегодняшнего
урока расскажите другу или родителям?
-Какое у вас сейчас настроение?
-Оцените свою работу на уроке
смайликом.
Ход урока | Примечания | |
1.Орг. момент | (На уроке работают дежурные «Бумага» — ребенок, ответственный за наличие у учащихся альбомов, палитры; «Кисточка» — за наличие кистей, «Водичка» — за воду, «Баночка» — за баночки, стаканчики, «Капелька»- за чистоту на рабочем месте, «Чистота»- за чистоту пола, проверяют общую готовность к уроку. ) Дежурные, проверьте, все ли готовы к уроку. | |
2.Вступительная беседа. | Какое сейчас время года? (осень) Ребята, дома я просила вас подобрать из книг, или спросить у родителей, бабушек, дедушек, народные приметы об осени. Кто расскажет нам о них? (В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Облака редкие — будет ясно и холодно. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.) Какие вы молодцы, как много примет нашли. По народным приметам, что мы можем сказать о нашей осени? (ответы детей). Как вы думаете, что такое пейзаж? (ответы детей) Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на репродукции картин Исаака Левитана «Золотая осень» и Ивана Агеева «Осень в парке» Может быть, кто-нибудь объяснит, что такое пейзаж? (изображение природы) Правильно. Пейзаж (от французского изображение страны) – в специальном значении – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной природы. А кто догадался, чем мы сегодня займемся на уроке? (рисовать пейзаж не тему осени). | п о д в о д я щ и й д и а л о г целеполагание |
3.Анализ образца | «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Стоит над солнечной поляной Завороженный тишиной». Это замечательное стихотворение написал Иван Бунин. О каком времени года рассказал нам поэт? (осень) По каким признакам вы узнали об этом? (Деревья в лесу имеют разную окраску, в лесу тихо – все готовится к зиме) А как художники изображают осень? (ответы детей) Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему и художники могут по-разному выражать свое отношение к красоте осенней природы. Давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Золотая осень». Что на ней изображено? (осень, березовая роща, река) По каким признакам мы узнаем, что здесь изображена осень? (листва деревьев окрашена по-осеннему) Какие оттенки и цвета преобладают в картине? (желтый, оранжевый, зеленый,..) Какое время суток показано на картине? ( день) Какое возникает ощущение от картины? (Ощущение легкого ветерка, шуршащей листвы, журчания воды в реке) Есть ли какое-то движение в картине? (течение реки) Только ли природу изобразил художник, присмотритесь? (вдалеке изображена деревня) -Какое небо на картине? (ясное с облаками) Какой перед нами предстала осень в этой картине? (солнечной, радостной,…) А теперь, посмотрите на картину Ивана Агеева «Осень в парке», что изображено на ней? (почти голые деревня, размытая дорога, опавшая листва, карета, люди) Какое возникает ощущение от картины? (ощущение поздней осени, увядания природы) Какое небо на картине? (серое, низкое) Какой перед нами предстала осень в этой картине? (грустной, задумчивой,…) | |
4. Планирование работы | А сейчас закройте глаза, и давайте мы с вами совершим воображаемое путешествие в осенний лес, парк, рощу или, в любое другое любимое вами место. Открыли глаза, кто-нибудь хочет описать, что он представил? (ответы детей) Попробуем изобразить, то, что вы вообразили. Сперва подберите название тому рисунку, который вы бы хотели нарисовать. А я назову свою картину «Осенняя прогулка» и нарисую человека, гуляющего в парке. Так, что дальше? (нужно расположить лист) Правильно, если вы хотите изобразить на земле много предметов, то как удобнее расположить лист? (горизонтально) А когда нужно располагать лист вертикально? (если хочешь нарисовать высокие деревья) Каков следующий шаг? (провести линию горизонта) Затем? (отметим расположение фигур) Да, например, я намечу, где буду рисовать человека и деревья. Что дальше? (рисуем тропинку) Теперь мы должны проверить пропорции. Какими они должны быть? (тропинка сужается к линии горизонта, расширяется ближе к нам, к краю листа, ближние деревья крупнее, чем дальние) Что мы делаем дальше? (дорисовываем рисунок в карандаше и выполняем его в цвете) Не забывайте работать с палитрой, подбирать правильные оттенки цветов в вашем рисунке. Сначала закрашиваем небо, оно светлее к линии горизонта. Что закрасим затем? (землю и остальные фигуры) О чем мы должны помнить в ходе рисования? (чем ближе фигуры к горизонту, тем они меньше) И, так сказать последний штрих в рисунке — это что? (прорисовывание мелких деталей тонкой кистью) А теперь можете приступать к работе. | Прослушивание пьесы «Октябрь» Чайковского Опрос нескольких учеников |
5. Практическая работа | Учитель ходит по классу, помогает. | |
6.Уборка рабочих мест | Пока ваши работы сохнут, уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите. А дежурным нужно проверить порядок на партах. | |
7.Рефлексия | Чему научились? (рисовать пейзаж) Как мы его рисовали? (по памяти) Еще эта техника называется – рисование по сухому. А чему-нибудь еще кроме пейзажа научились? (правильно подбирать цвета, смешивать цвета, чтобы получить другой, правильно и красиво располагать фигуры на листе, соблюдая пропорции, тщательно вырисовывать мелкие детали) Что понравилось делать? Что показалось трудным? | |
8. Оценка и анализ работ | Да, сегодня вы многому научились и многого достигли. В своих работах вы сумели отразить всю красоту осеннего дня, осенней природы. Рисунки выглядят более привлекательными, если выполнены аккуратно, старательно. Но не у всех получились замечательные работы, но мы ведь только учимся и я уверенна, что эти ребята поняли все свои недочеты в работе и будут стараться исправить их, и, в конце концов мы все превратимся в настоящих художников. А теперь давайте оценим аплодисментами ваши работы. | Выставка работ Создание ситуации успеха |
5 фантастических идей для уроков осеннего пейзажа с участием художников
Осень может принести конец вегетационного периода, более низкие температуры и даже смену листьев. Независимо от того, что осень принесет вам, где вы живете, вы можете искать некоторые идеи, чтобы сохранить творческие соки в вашем классе. Правила и процедуры отрабатываются, введения не нужны, и вы и ваши ученики готовы погрузиться в творчество.
Пейзажи — отличный выбор для этого времени года по многим причинам. Некоторые из нас способны черпать вдохновение в смене времен года. Даже если сезонные изменения не такие резкие там, где вы живете, пейзажи по-прежнему являются прекрасным выбором. Поскольку пейзажи очень органичны, молодые начинающие художники могут создавать потрясающие пейзажи, которые выглядят как настоящие пейзажи без особых художественных навыков. Пейзажи могут дать учащимся возможность попрактиковаться в перспективе, текстуре, пространстве, деталях, цвете и многом другом! Вы можете подойти к ним через призму реализма или воображения. Можно даже добавить немного истории искусств, чтобы познакомить студентов с художниками, которые любят пейзажи.
Уроки ландшафта, соответствующие стандартам изобразительного искусства всех 50 штатов, включая NCAS, помогут вам в программе FLEX Curriculum. FLEX включает в себя тысячи планов уроков, ресурсов, видео, оценок и биографий исполнителей. Фильтруйте и ищите, чтобы найти именно то, что вам нужно. Чтобы узнать, как заставить школьный округ или школу предоставить программу FLEX, заполните эту быструю контактную форму.
Начните работу с этими коллекциями FLEX, посвященными пейзажам:
- Простые пейзажи
- Техника импрессионизма
- Исследование космоса через форму
1. Рисунки ночного пейзажа
В этом проекте используются простые материалы для создания ночного пейзажа. Вам понадобится черная плотная бумага и выбранные вами материалы для рисования, такие как цветные карандаши, мел или масляная пастель. Учащиеся рисуют предметы, которые они видят ночью, белыми или желтыми карандашами.
Картина Томаса Коула под названием Moonlight — образцовый выбор для этого проекта. Он отображает интересные символы, в том числе луну, звезды и людей, которым нужен свет, чтобы видеть. Это произведение искусства также показывает объекты в глубоких тонах и тенях.
2. Пейзажи, устойчивые к воздействию воска/масла
Классическая, но забавная техника, стойкость к воску или маслу идеально подходит для маленьких художников и создания пейзажей. Для этого урока вам понадобятся доска для объявлений, карандаши, акварельные краски, кисти, вода и мелки (воск) или масляная пастель (масло). Решение о том, использовать ли для резиста цветные карандаши или масляную пастель, будет зависеть от материалов, которые у вас есть под рукой, и от возраста ваших учеников. Младшие школьники (обычно третьего класса и младше) могут с трудом нажимать на мелок достаточно сильно, чтобы воск «сопротивлялся» акварельной краске, что делает масляную пастель лучшим выбором.
Учащиеся зарисовывают элементы осеннего пейзажа. Цвет во всех объектах, элементах ландшафта, людях, животных и т. д. , кроме фона! Напомните учащимся, что нужно очень сильно нажимать мелками или масляной пастелью. Добавьте сверху слой полупрозрачной акварели, чтобы заполнить фон.
У Розы Бонёр много разноплановых работ, которые делают ее прекрасным кандидатом для работы с восковыми/масляными резистивными картинами. Bonheur обычно изображает сельскохозяйственных животных под бескрайним небом и формами рельефа, чего ваши ученики могут захотеть достичь в своих работах.
3. Текстурированные пейзажи
Поделитесь художником, который использует текстуру в своих работах, например, Томасом Мораном или Альбертом Бирштадтом. Перечислите осенние предметы и их текстуры. Продемонстрируйте, как создавать эти текстуры с повторяющимися линиями и формами. Выделите различные части ландшафта, например, как объекты на переднем плане имеют четкую текстуру и детали, в то время как объекты на среднем плане выделяются немного меньше, а объекты на заднем плане практически не видны.
Этот проект можно выполнить с помощью масляной пастели или краски. Если вы используете масляную пастель, вам понадобятся бумага, карандаши, масляная пастель и зубочистки. Если вы используете краску, вам понадобится доска для объявлений, карандаши, акриловая краска, пластиковые ножи, пластиковые вилки или мастихины. В любом случае цель художников состоит в том, чтобы создать пейзаж и добавить текстуру, выгравировав поверхность материала. Поощряйте эксперименты и исследования!
4. Теплые и крутые фотопейзажи
Это интересное занятие, которое включает в себя обратный дизайн в творческом процессе. Вам понадобится бумага, карандаши, журналы или вырезки из фотографий, ножницы, клей и цветные карандаши. Учащиеся вырезают одно или два понравившихся изображения размером менее половины страницы и приклеивают их на бумагу-основу. Нарисуйте сцену падения, которая включает их изображения.
Обсудите теплые и холодные цвета и представьте Клода Моне или Берту Моризо. Используйте цветные карандаши, чтобы добавить цвет. Поощряйте их подбирать цвета к своим изображениям и фокусироваться на теплых или холодных тонах для цельного, цельного произведения искусства.
5. Пейзажи в коллаже
Как и в предыдущем упражнении «Текстурированные пейзажи», пейзаж в коллаже может обучать глубине и перспективе. Кацусика Хокусай не коллажист. Однако в своей работе он использует плоские формы и слои. Аналогичный подход можно применить и к этому проекту. Вам понадобится белая бумага, различные обрезки или цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, мелки, цветные карандаши и маркеры.
Продемонстрируйте, как резать или рвать, а затем складывать бумагу. Начните с фона, поместите средний план сверху, затем добавьте передний план последним. С помощью мелков, цветных карандашей и маркеров учащиеся добавляют мелкие детали в осеннем стиле. Убедитесь, что мелкие детали находятся дальше, а более крупные — ближе к зрителю.
Пейзажи так интересно исследовать! Это также предмет, в котором все учащиеся могут добиться успеха, потому что они органичны и прощают ошибки. Пейзажи могут использовать множество техник, и вы можете использовать бесконечное количество связей с историей искусства. Попробуйте одну (или несколько!) из этих ландшафтных идей и ознакомьтесь с учебным планом FLEX для получения более подробных планов уроков. Каждый план урока включает ключевые цели, стратегии обучения, согласование стандартов, пошаговые инструкции, ресурсы, оценки и многое другое. Вдохните осень в свою художественную комнату и порадуйте учеников сменой времен года!
Кто ваш любимый художник-пейзажист, которым вы можете поделиться со своими учениками?
Как выглядит типичный осенний пейзаж там, где вы живете и преподаете?
Журнальные статьи и подкасты представляют собой мнения участников профессионального образования и не
не обязательно представляют позицию Университета искусства образования (AOEU) или его
академические предложения. Авторы используют термины так, как о них чаще всего говорят
в рамках своего образовательного опыта.
Понимание формального анализа
Элементы искусства
Элементы искусства — это компоненты или части произведения искусства, которые можно выделить и определить. Они являются строительными блоками, используемыми для создания произведения искусства.
В приведенном ниже списке описывается каждый элемент искусства. Узнайте о принципах дизайна здесь.
Загрузите раздаточный материал для учащихся, содержащий список элементов искусства и их определения. (PDF, 168 КБ)
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Линия
Линия — это идентифицируемый путь, созданный точкой, движущейся в пространстве. Он одномерный и может различаться по ширине, направлению и длине. Линии часто определяют края формы. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными, прямыми или изогнутыми, толстыми или тонкими. Они ведут ваш взгляд по композиции и могут передавать информацию своим характером и направлением.
Загрузите рабочий лист, который знакомит учащихся с понятием линии. (PDF, 398 КБ)
Затишье в средиземноморском порту , Клод-Жозеф Верне, 1770 г. |
Горизонтальные линии предполагают ощущение покоя или отдыха, потому что объекты, параллельные земле, находятся в состоянии покоя. В этом пейзаже горизонтальные линии также помогают создать ощущение пространства. Линии очерчивают участки ландшафта, уходящие в пространство. Они также предполагают продолжение пейзажа за пределы картинной плоскости влево и вправо.
Сен-Баво, Харлем , Питер Янс, Санредам, 1634 г. |
Вертикальные линии часто передают ощущение высоты, потому что они перпендикулярны земле и простираются вверх к небу. В интерьере этой церкви вертикальные линии намекают на духовность, возвышающуюся над человеческой досягаемостью к небесам.
Кабинет , французский, ок. 1785 г. |
Горизонтальные и вертикальные линии, используемые в сочетании , сообщают о стабильности и солидности. Прямолинейные формы с углами 90 градусов конструктивно устойчивы. Эта стабильность предполагает постоянство и надежность.
Буря на побережье Средиземного моря , Клод-Жозеф Верне, 1767 г. |
Диагональные линии передают ощущение движения. Объекты в диагональном положении неустойчивы. Поскольку они не вертикальны и не горизонтальны, они либо вот-вот упадут, либо уже находятся в движении. Ракурсы корабля и скалы на берегу передают ощущение движения или скорости в этой бурной сцене в гавани.
Пул, Сен-Клу , Эжен Атже, 1915–1919 гг. |
Изгиб линии может передавать энергию. Мягкие, неглубокие изгибы напоминают изгибы человеческого тела и часто имеют приятный, чувственный характер и смягчают композицию. Край бассейна на этой фотографии плавно подводит взгляд к скульптурам на горизонте.
Форма и форма
Форма и форма определяют объекты в пространстве. Формы имеют два измерения — высоту и ширину — и обычно определяются линиями. Формы существуют в трех измерениях, с высотой, шириной и глубиной.
Загрузите рабочий лист, который знакомит учащихся с концепцией формы. (PDF, 372 КБ)
Этюды для украшения потолка , Шарль де ла Фосс, около 1680 г. | |
Фигура имеет только высоту и ширину. Форма обычно, хотя и не всегда, определяется линией, которая может обеспечить ее контур. На этом изображении в композиции преобладают прямоугольники и овалы. Они описывают архитектурные детали иллюзионистской потолочной фрески.
Воспитание лошади , Адриан де Врис, 1610–1615 гг. | |
Форма имеет глубину, ширину и высоту. Объемная форма лежит в основе скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства. Трехмерные формы можно увидеть более чем с одной стороны, например, эту скульптуру вздыбленной лошади.
Комод , Жан-Франсуа Эбен, около 1760 г. | |
Геометрические фигуры и формы включают математические именованные формы, такие как квадраты, прямоугольники, круги, кубы, сферы и конусы. Геометрические фигуры и формы часто создаются человеком. Однако многие природные формы также имеют геометрические формы. Этот шкаф украшен узорами из геометрических фигур.
Золотой венок , греческий, 300–100 гг. до н.э. | |
Органические формы и формы обычно неправильные или асимметричные. Органические формы часто встречаются в природе, но искусственные формы также могут имитировать органические формы. В этом венке используются органические формы для имитации листьев и ягод.
Реальное пространство трехмерно. Пространство в произведении искусства относится к ощущению глубины или трехмерности. Это также может относиться к использованию художником области в картинной плоскости. Область вокруг первичных объектов в произведении искусства называется негативным пространством, а пространство, занятое первичными объектами, известно как позитивное пространство.
Он больше не может в возрасте 98 лет , Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, 1819–1823 гг. |
Положительное и отрицательное пространство
Отношение положительного к отрицательному пространству может сильно повлиять на воздействие произведения искусства. На этом рисунке человек и его тень занимают позитивное пространство, а окружающее его белое пространство — негативное пространство. Непропорциональное количество отрицательного пространства подчеркивает уязвимость и изоляцию фигуры.
Сен-Баво, Харлем , Питер Янс, Санредам, 1634 г. |
Трехмерное пространство
Идеальная иллюзия трехмерного пространства в двухмерном произведении искусства — это то, над чем трудились многие художники, такие как Питер Санредам. Иллюзия пространства достигается за счет приемов перспективного рисования и штриховки.
Свет, отраженный от объектов. Цвет имеет три основные характеристики: оттенок (красный, зеленый, синий и т. д.), значение (насколько он светлый или темный) и интенсивность (насколько он яркий или тусклый). Цвета можно описать как теплые (красный, желтый) или холодные (синий, серый), в зависимости от того, на какой конец цветового спектра они попадают.
Христос в терновом венце , Геррит ван Хонтхорст, около 1620 г. | |
Значение описывает яркость цвета. Художники используют значение цвета для создания различных настроений. Темные цвета в композиции предполагают недостаток света, как в ночной или интерьерной сцене. Темные цвета часто могут передать ощущение тайны или предчувствия.
Светлые цвета часто описывают источник света или свет, отраженный в композиции. На этой картине темные цвета предполагают ночную или внутреннюю сцену. Художник использовал светлые тона для описания света, создаваемого пламенем свечи.
Благовещение , Диерик Баутс, 1450–1455 гг. | |
Интенсивность описывает чистоту или силу цвета. Яркие цвета неразбавлены и часто ассоциируются с положительной энергетикой и повышенными эмоциями. Тусклые цвета были разбавлены смешением с другими цветами и создают уравновешенное или серьезное настроение. В этом образе художник уловил и серьезность, и радость сцены с тускло-серым каменным интерьером и ярко-красной драпировкой.
Качество поверхности объекта, которое мы ощущаем на ощупь. Все объекты имеют физическую текстуру. Художники также могут визуально передавать текстуру в двух измерениях.
В двухмерном произведении искусства текстура дает визуальное ощущение того, как изображенный объект будет ощущаться в реальной жизни при прикосновении: твердый, мягкий, шероховатый, гладкий, волосатый, кожистый, острый и т. д. В трехмерных произведениях , художники используют настоящую текстуру, чтобы придать своей работе тактильные качества.
Портрет Агостино Паллавичини , Антонис ван Дейк, 1621–1623 гг. |
Текстура, изображенная в двух измерениях
Художники используют цвет, линии и тени для создания текстур. На этой картине мужской халат окрашен под шелк. Умение убедительно изображать ткань разных типов было одной из отличительных черт великого живописца XVII века.