Содержание
Урок информатики в 8 классе по теме «Определение количества информации» | План-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему:
Урок в 8 классе по теме “Определение количества информации”
Грищенко Галина Александровна,
Учитель информатики МКОУ СОШ №11
Левокумского муниципального района
Цель урока: закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов.
Задачи урока:
- Воспитательная – формировать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, терпимость, умение работать в группе.
- Образовательная – повторить алфавитный и содержательный подходы на нахождение количества информации, сформировать навыки решения задач с помощью формулы Хартли, решить несколько задач.
- Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, самоконтроль.
Тип урока: Комбинированный урок. Работа в группах.
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: компьютерный класс, интерактивная доска.
План урока:
- Мотивация (2 минуты).
- Актуализация опорных знаний (5 минут).
- Совместное решение задач по теме (10 минут).
- Физминутка (3 минуты).
- Организация групповой работы, определение групп (1 минута).
- Решение задач в группах на оценку, самоконтроль (15 минут).
- Совместное обсуждение типичных ошибок (5 минут).
- Подведение итогов, выставление отметок (1 минута).
- Домашнее задание (1 минута).
- Рефлексия (2 минуты).
Ход урока
Мотивация. Определение цели и задач урока.
Здравствуйте!
В настоящее время на экзаменах по информатике, есть много заданий по теме “Определение количества информации”. Цель данного урока – закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов.
Для того чтобы хорошо понять решение задач на нахождение количества информации, необходимо прорешать задачи разного типа. Для этого давайте вспомним…
Актуализация опорных знаний (повторение).
С помощью какой формулы мы определяем количество информации в различных сообщениях, событиях? (Используется одна и та же формула Хартли, выведенная из вероятностно-статистического подхода К.-Э. Шеннона N=2i, i=log2N, где i – количество информации (в битах), N – количество информационных сообщений (событий). В одном случае рассматриваются равновероятностные события, в другом – мощность алфавита).
Чем отличается алфавитный и содержательный подходы для определения количества информации? (При алфавитном подходе рассматривается текст как совокупность символов, а при содержательном – содержание происходящих событий. Первый подход более объективен, так как позволяет избежать двусмысленности происходящих событий.). При содержательном подходе рассматриваются равновероятностные события, поэтому для решения задач необходимо знать количество всех возможных событий. Для нахождения количества информации с использованием алфавитного подхода необходимо знать мощность используемого алфавита. Так как определяем информационную емкость не одного символа, а нескольких взаимосвязанных символов в слове, предложении, тексте, то необходимо знать и количество символов в слове.
Вопросы (слайд 2-13):
- Какая формула связывает информационный вес символа и мощность алфавита?
- По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?
- Что означают величины в формулах I, N, i, K.
- Что такое алфавит и мощность алфавита?
- Назовите единицы измерения информации?
- К — эта величина означает…
- I — эта величина означает…
- Назовите единицы измерения информации от байта до Пбайт…
- Вопрос “Кот в мешке”: Сколько в одном байте бит?
- Найдите ошибку “Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Пбайт, Тбайт”.
- Если мощность алфавита равна 8, то чему будет равен информационный вес символа?
- Если количество символов в сообщении равно 10, а информационный вес символа равен 3 битам, то чему будет равен информационный объем всего сообщения?
Решение задач
Учитель: Итак, мы повторили с вами формулы, величины, единицы измерения информации. Мы продолжаем тему “Измерение информации” и сегодня решим несколько задач на определение количества информации.
Ученики: Запись даты и темы в тетрадях
Учитель: Решим задачу №1 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Дано: N=64 символа К=20 символов | Решение: I=K*i, i-? N=2i? 64=2i? i = 6 бит I=20* 6=120 бит 8=15 байт |
I-? | Ответ: Информационный объем сообщения равен 15 байт |
Учитель: Решим задачу №2 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача 2.
Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано: I=4 Кбайт К=4096 символов | Решение: N=2i, i-? I=K*i i=I/K i=(4*1024*8)/4096=8 бит N=28=256 |
N-? | Ответ: 256 символов содержит алфавит |
Учитель: Задачу №3 попробуйте решить самостоятельно в печатных рабочих тетрадях № 52. На решении задачи вам дается 3 минут. Время пошло.
Ученики: Ученики решают в тетрадях аналогичную задачу.
Учитель: Время закончилось. Какой ответ вы получили? Проверим решение данной задачи слайд 15.
Задача 3 (52).
Информационное сообщение объёмом 3 Кбайт содержит 6144 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано: I=3 Кбайт К=6144 символов | Решение: N=2i, i-? I=K*i i=I/K i=(3*1024*8)/6144=4 бит N=24=16 |
N-? | Ответ: 16 символов содержит алфавит |
Закрепление, практическая работа на компьютере.
Учитель: На главном компьютере, в папке Задания к уроку, в папке 8 Класс, в папке Измерение информации, находятся два файла . В этом задании вам необходимо разгадать кроссворд по теме: “Информация и информационные процессы”. Что странного в этом кроссворде? Кроссворд проецируется на экран.
Ученики: Нет вопросов.
Учитель: Правильно. Чтобы появились вопросы, необходимо в листе “Вопросы” перевести величину из одной единицы измерения информации в другую. Если вы переводите правильно, то появляется вопрос в кроссворде. Вам надо открыть все вопросы, для того чтобы разгадать кроссворд и получить отметку за урок. Время на работу у вас 15 минут. Время пошло.
Ученики: Садятся за свои компьютеры, копирую файл в свою именную папку и приступают к работе.
Во время практической работы учитель следит за тем, у каких учеников возникают затруднения и по какой теме, консультирует по этим вопросам. Данная работа позволяет проверить и отработать у учащихся навыки перевода величин из одной единицы измерения информации в другую. А так же проверить знания теоретического материала по данной теме.
Учитель: Время закончилось. Давайте посмотрим, как вы справились с работой. Какие оценки выставил вам компьютер. Если вы безошибочно ответили на все вопросы, то это оценка “Молодец! Отлично)” — 5, при наличии одной ошибки или двух недочетов “Хорошо! Но можно было и подумать)” — 4, при наличии двух ошибок или более двух недочетов “Удовлетворительно(” — 3, больше двух и более ошибок “Очень плохо((” — 2. Выставляются отметки в журнал.
Ученики: выставляют отметки в дневник.
Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Учитель: Какие цели в начали урока, мы перед собой поставили? Что нового узнали? В чем возникли у вас затруднения? Какой материал не вызвал у вас затруднений.
Ученики: отвечают.
Учитель: При работе над домашним заданием, вы еще раз повторить основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.
Ученики: записывают домашнее задание в дневник параграф 1.4, стр.30 № 8,9,10.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий | |
Приветствие учителя | Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в классе в журнале с помощью дежурных учащихся. | Ожидаемый результ: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель этапа: создать ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков Задачи: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Методы и формы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная | |||
Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: 1. знаковая система – определенный алфавит (набор знаков) и правил выполнения операций над знаками. 2. Языки и системы счисления. 3. Процесс преобразования информации из одной формы представления в другую. 4. Код является результатом кодирования (т.е. последовательность знаков данной знаковой системы).Количество знаков в коде –длина кода. | Фронтальный опрос Вопросы: 1.Что такое знаковая система? 2. Какие знаковые системы вы знаете? 3. Что такое перекодирование информации? 4. Поясните слов код и длина кода? | Ожидаемые результаты: Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке. | |
Ученики слушают учителя, делают записи в тетрадях. | Процесс познания приводит к накоплению информации (знаний), то есть к уменьшению незнания. Измерить объём накопленных знаний нельзя, а вот оценить уменьшение незнания можно, если известно количество возможных вариантов исхода. (презентация слайд №2) Количество информации – мера уменьшения неопределённости знаний при получении информационных сообщений. Единица количества информации – бит. 1 бит – это количество информации в сообщении, которое уменьшает неопределённость в два раза. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несёт полученное сообщение: — формула Хартли N – Количество вариантов исхода; I – Количество информации, которое несёт сообщение. Учитель приводит примеры: При бросании монеты возможны два варианта исхода (орёл или решка). Заранее не известен результат, мы имеем некоторую неопределённость. После падения монеты виден один вариант вместо двух (неопределённость исчезла). До проверки контрольной работы учителем возможны четыре вариант исхода («2», «3», «4», «5»). После получения оценки остался один вариант (неопределённость исчезла). Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод: чем больше неопределённости первоначальной ситуации (чем больше вариантов исхода), тем больше количество информации содержится в сообщении, снимающем эту неопределённость. Единица количества информации – бит. 1 бит – это количество информации в сообщении, которое уменьшает неопределённость в два раза. 1 случай: i=2 бита (4=22) 2 случай: i=4 бита (16=24) i – количество информации при различном количестве вариантов исхода. — формула Хартли где N – количество вариантов исхода; I – количество информации, которое несёт сообщение. Существуют кратные байту единицы измерения количества информации: 1 Кбайт = 210 = 1024 байт; 1 Мбайт = 210 = 1024 Кбайт 1 Гбайт = 210 = 1024 Мбайт Существуют также более крупные единицы: Терабайт, Петабайт, Эксабайт. | ||
4. Закрепление учебного материала Цель этапа: формирование навыка применения полученных знаний при решении задач. Задачи: Проверка полноты знаний, сформированности умений. Методы и формы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная | |||
Анализируют предложенные задания, составляют алгоритм решения. Учащиеся выполняют задания и проверяют свои ответы. | (презентация, слайд №4) Решение задач: При приёме некоторого сообщения получили 5 бит информации. Сколько вариантов исхода было до получения сообщения? Решение: i=5 бит, N — ? N=2i, N=25=32 Ответ: 32 варианта исхода Далее предлагает самостоятельно выполнить задания №1,2,3 по карточкам. Проверка учащимися осуществляется самостоятельно (презентация, слайд №5) | Учитель поощряет самостоятельность, дает время обучающимся на поиск ответа. | |
Выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала | Подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности (с подробным комментарием), выделяя удавшиеся моменты | Ожидаемый результат: Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. | |
5. Задание на дом Цель этапа : Обеспечить понимание содержания домашнего задания Методы и формы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный | |||
Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания. Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания. | Учебник: §1.3.1, 1.3.2. Письменно: Приведите примеры сообщений, уменьшающих неопределённость в 2 раза, 4 раза, 8 раз. №1.3, 1.4 стр.29 | Ожидаемый результат: Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися. |
8 класс Написание сводки целей Эбби Спэрроу
8 класс: Написание сводки целей (Эбби Спэрроу)
Оценка:
Указания по доступу к этому уроку:
1 Порядок доступа к этому видео:
урок от America Achieves, вам нужно будет зарегистрироваться на сайте; плата за доступ к этим материалам не взимается. Используйте эту ссылку для регистрации: https://www.teachingvideolibrary.org/
Общие базовые стандарты
Чтение информационного текста
RI.8.1 Приведите текстовое свидетельство, которое наиболее сильно поддерживает анализ того, что в тексте говорится явно, а также выводы, сделанные из текста.
RI.8.2 Определить центральную идею текста и проанализировать ее развитие на протяжении текста, в том числе ее связь с поддерживающими идеями; дать объективное изложение текста.
RI.8.10 К концу года самостоятельно и умело читать и понимать научную литературу на верхнем уровне диапазона сложности текста для 6-8 классов.
Описание урока
Этот видеоурок под названием «Написание объективного резюме (Эбби Спэрроу)» с веб-сайта americaachieves. org является вторым уроком в блоке из четырех уроков, рекомендуемая продолжительность каждого из которых составляет 60 минут. Этот отрывок из индивидуального урока показывает, как восьмиклассник внимательно читает сложный научно-популярный текст с оценкой 9.0007 сосредоточиться на использовании текстовых доказательств для написания объективных резюме текста . На протяжении всего урока, сначала с учителем, моделирующим весь класс, а затем работающим в малых группах, учащиеся выявляют и комментируют соответствующие текстовые свидетельства, обсуждают свидетельства из текста и делают выводы из свидетельств. Наблюдения учителей регулярно оценивают, овладевают ли учащиеся целевыми навыками или нуждаются в дальнейшей поддержке. Кульминационное задание урока состоит в том, чтобы учащиеся, используя текстовые доказательства, самостоятельно написали объективное резюме заключительного отрывка текста.
Предостережения
Коннектикут Учителя должны знать, что веб-сайт America Achieves требует, чтобы пользователи создали бесплатную учетную запись для доступа ко всем материалам. На полном веб-сайте есть ресурсы, включенные в видеоролики уроков, которые следует просмотреть перед выполнением инструкций. Перед тем, как этот урок будет использоваться в курсе истории/социологии, потребуются некоторые изменения, в том числе: замена ELA CCSS, перечисленного выше, стандартами английского языка по истории/общественным наукам, на которые нацелен этот урок 9.0011 , а также дополнительный контент по истории/социологии, чтобы соответствовать стандартам контента для конкретного класса. Учителя должны знать, что им нужно будет создать согласованную рубрику, которую можно использовать для четкой оценки самостоятельного прогресса учащихся в достижении стандартов, перечисленных в уроке.
Обоснование выбора
Этот урок является хорошим примером того, как предоставить всем учащимся множество возможностей для работы с текстом соответствующей сложности и учебных лесов, чтобы студенты непосредственно испытать сложность текста. В разнообразной обстановке в классе фрагмент урока и его ресурсы четко отражают некоторые ключевые изменения в CCSS : внимательное чтение текста, основанные на тексте доказательства, письмо из источников, академическая лексика и накопление дисциплинарных знаний. Видео включает в себя помеченные точки остановки некоторых из этих изменений в обучении, а также план урока для печати и вспомогательные материалы. К материалам урока прилагается видео, в котором учителя обсуждают/задают вопросы об обосновании ключевых изменений, требуемых Common Core Standards, видео с анализом изменений Common Core и руководство по созданию текстозависимых вопросов. Хотя на этом уроке используется определенный текст, его можно использовать с любым текстом, который требует от учащихся сбора доказательств для написания объективных резюме. Ресурсные материалы также могут быть использованы в условиях профессионального развития.
8 класс: Письмо Гарриет Табман
8 класс: Письмо Гарриет Табман
Рейтинг:
http://achievethecore.org/page/2624-a-rietter tubman
Общие базовые стандарты
Чтение информационного текста
RI.8.1 Приведите текстовые свидетельства, которые наиболее сильно поддерживают анализ того, что в тексте говорится явно, а также выводы, сделанные из текста.
RI.8.3 Проанализируйте, как в тексте устанавливаются связи и различия между людьми, идеями или событиями (например, посредством сравнений, аналогий или категорий).
RI.8.6 Определите точку зрения или цель автора в тексте и проанализируйте, как автор признает и реагирует на противоречивые свидетельства или точки зрения.
Письмо
W.8.2 Написание информативных/пояснительных текстов для изучения темы и передачи идей, концепций и информации путем выбора, организации и анализа соответствующего содержания.
W.8.4 Создавать четкие и связные тексты, в которых развитие, организация и стиль соответствуют задаче, цели и аудитории. (Ожидания для конкретных классов в отношении типов письма определены в стандартах 1-3 выше.)
W.8.7 Проведение коротких исследовательских проектов для ответа на вопрос (включая самостоятельно сгенерированный вопрос), опираясь на несколько источников и создавая дополнительные связанные , сфокусированные вопросы, которые позволяют использовать несколько направлений исследования.
W.8.8 Собирать соответствующую информацию из многочисленных печатных и цифровых источников, эффективно используя условия поиска; оценить достоверность и точность каждого источника; цитировать или перефразировать данные и выводы других, избегая при этом плагиата и следуя стандартному формату цитирования.
W.8.9 Привлечение доказательств из литературных или информационных текстов для поддержки анализа, размышлений и исследований.
Язык
L.8.1 Продемонстрировать владение условностями стандартной английской грамматики и их употреблением в письменной или устной речи.
L.8.2 Продемонстрировать владение стандартными английскими заглавными буквами, пунктуацией и правописанием при письме.
Устная речь и аудирование
SL.8.1 Эффективно участвовать в ряде совместных дискуссий (один на один, в группах и под руководством учителя) с различными партнерами по темам, текстам и проблемам 8 класса, основываться на чужих идеях и ясно выражать свои собственные.
Описание урока
Этот урок для 8-го класса под названием « Письмо Гарриет Табман », процитированный на сайтеchievecore.org, предназначен для прохождения за два 90-минутных занятия по английскому языку и обучению грамоте. Урок дает учащимся возможность прочитать первичный исходный документ ( сложный текст) внимательно, обсуждая и отвечая на текстозависимых вопросов в качестве руководства. На протяжении всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу доказательств в качестве подготовительной работы. В качестве завершающего задания учащиеся написать объяснительное эссе , чтобы обсудить мнение Дугласа о Харриет Табман, ее усилиях и рисках по сравнению с той ролью, которую он играл в аболиционистском движении. Учащиеся могут использовать любые соответствующие заметки, которые они составили при чтении и ответах на вопросы, зависящие от текста, при написании своих эссе.
Предостережения
Коннектикут Учителя должны быть предупреждены о том, что для эффективного использования веб-сайта и заметок учителя/подготовительных материалов потребуется знакомство. Руководство по стимуляции не включено. Общие базовые стандарты письменной речи W.8.7 и W.8.8 не применяются во время начального занятия или кульминации письма. Эти стандарты могут применяться, если «Дополнительные задания», описанные в плане урока, выполнены. Если этот урок используется в классе общественных наук, его можно заменить общими базовыми стандартами истории/общественных наук. Как указано в материалах урока, учащимся с уровнем владения английским языком, ограниченными возможностями или учащимися, которые читают значительно ниже уровня текста на уровне своего класса, может потребоваться дополнительная поддержка и приспособления. Несмотря на то, что существуют руководящие принципы оценивания, не существует согласованной рубрики, которая дает прямые, наблюдаемые доказательства того, в какой степени учащийся может самостоятельно продемонстрировать основные стандарты CCSS для своего класса с соответствующим сложным текстом. Письмо не входит в материалы урока; однако текст доступен бесплатно в нескольких местах в Интернете.