Конспект открытого урока русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи". Конспект урока морфологические признаки имени существительного 6 класс
Конспект урока в 6 классе имя существительное
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Подготовила учитель русского языка и литературы Давлетгараева М.М.
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, проверка знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развивать коммуникативные способности, самооценку.
Воспитательные: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, уважение к истории своей родины, воспитывать интерес к предмету , культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
·Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволяют ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, маршрутные листы, флажки, карточки с заданием, тест.
Ход урока
1. Орг. момент
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Муршида Мирхатовна. Я учительница русского языка и литературы Новобуртюковской школы. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Садитесь.
Итак, начинаем урок русского языка. Работу мы начнем с орфографической и речевой разминки. Запишем сегодняшнее число и классная работа. Для темы оставим одну строчку и пишем:
2. Словарный диктант.
Конституция, Россиийская Федерация, Республика Башкортостан, закон, права, гражданин, гражданство, символика, гимн, флаг, герб.
Взаимопроверка. ( Слайд № 1)
-Ребята, сегодня 5 декабря, какие праздники мы отметим в этом месяце? (День конституций РФ и РБ)
-составить предложения или небольшой текст с этими словами.
3. Постановка проблемы и задач урока
Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
— Правильно, это имя существительное.
Наша с вами задача:
1. Видеть, слышать, находить имена существительные.
2. Знать грамматические значения имени существительного.
3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные
в своей речи.
— Прочитайте эпиграф урока: ( Слайд № 2)
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
- Как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? ( имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться)
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке мы расширим свои знания об этой части речи: познакомимся со значением имени существительного, выявим его морфологические признаки и синтаксическую роль.
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист ( розовые карточки)
Количество баллов1
«Опознавательная»
2
«Исследовательская»
«Теоретическая »
4
«Морфологическая»
5
«Синтаксическая»
Словарный диктант
Тест
ИТОГ:
4. Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная» (перевернуть)
-Попробуем свои силы в первом испытании (слайд 3)
-Можно ли написать по – русски предложение, состоящее из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделал академик Л.В.Щерба, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
— Прочитайте предложение, найдите имена существительные. Докажите, что это имена существительные.
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
2 остановка « Исследовательская» . (перевернуть) (слайд 4)
Работа с текстом. (фиолетовые карточки)
Сражения Отечественной войны 1812 года проходили далеко от нашего края. Но патриотический подъем охватил весь башкирский народ. Было сформировано 28 конных башкирских полков. Преследуя армию Наполеона, они в составе русских войск перешли границу и приняли участие в освобождении европейских государств.
Русская армия, разгромившая Наполеона, торжественным маршем вступала в Париж. В составе русских войск вступили в Париж и пять полков башкирской конницы.
Многие башкиры- воины за храбрость и мужество были награждены орденами и медалями.
-Как можно озаглавить текст?
-Назовите основную мысль текста.
-Сколько абзацев в тексте?
-Сколько существительных- (29)
Глаголов – (8)
Прилагательных- (11)
Местоимений –(3) .
Итог исследования – существительные в группе самостоятельных частей речи занимают главенствующее место по частоте употребления.
3 остановка «Теоретическая» (перевернуть) (слайд 5) (голубые карточки)
На столах у вас лежат голубые карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки)
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб)
5. группа географические названия (Танып, Башкортостан, Куяново)
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)
Вывод: существительные обозначают названия лиц, названия вещей,
названия веществ, названия живых существ и организмов, географические названия, названия фактов, событий, явлений, названия признаков, названия действий .
Физкультминутка (слайд 6)
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, солнце, ночь,
4 остановка «Морфологическая» (перевернуть) (слайд 7) (желтые карточки)
1. Распределите существительные по склонениям и сделайте выводы
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь,
2.Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли ?
Мустай Карим, поэт, река, Орел, книга, Агидель, орел.
Слово учителя. Ребята, собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные. Например, Рентген- немецкий ученый, рентген- медицинский аппарат. Пломбир- город во Франции, пломбир- мороженое. И наоборот, нарицательные существительные могут переходить в собственные: земля (суша, почва), Земля- планета.
5 остановка «Синтаксическая» (перевернуть)
Ученики по очереди выходят и работают у доски, остальные в тетрадях.
-Определите и подчеркните, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Вывод: расскажите о синтаксической роли существительного
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике.
Чтение правила в учебнике стр. 68.
-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту (Слайд 8)
Опорный конспект
- имя существительное – это часть речи, которая… (отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
- бывает… ( собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным)
- имеет… ( род, склонение)
- изменяется… ( по числам и падежам)
- в предложении может быть…(любым членом предложения)
6. Тест “Имя существительное”. (Слайды 8-13 )
1. Найдите неверное утверждение. (Слайд 8)
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное (Слайд 9)
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”: (Слайд 10)
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, ночь. (Слайд 11)
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самоопроверка (Слайд 12)
Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. женский
5. неодушевленные
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6.Выставление оценок.
7.Рефлексия (Продолжите фразу).
— У меня получилось…
— Было интересно…
— Было трудно…
— Теперь я знаю…
8. Домашнее задание:
1. Найти стихотворение о семье и подчеркнуть существительные.
2.Указать у существительных склонение и падеж.
3.Самим придумать стихотворение о семье.
- Ребята,благодарю вас за урок! Мне приятно было с вами работать!
Приложение1
Маршрутный лист_____________________________________ФИО
Количество баллов1
«Опознавательная»
«Исследовательская»
3
«Теоретическая »
4
«Морфологическая»
5
«Синтаксическая»
Словарный диктант
Тест
ИТОГ:
Маршрутный лист_____________________________________ФИО
Количество баллов1
«Опознавательная»
2
«Исследовательская»
3
«Теоретическая »
4
«Морфологическая»
5
«Синтаксическая»
Словарный диктант
Тест
ИТОГ:
Маршрутный лист_____________________________________ФИО
Количество баллов1
«Опознавательная»
2
«Исследовательская»
3
«Теоретическая »
4
«Морфологическая»
5
«Синтаксическая»
Словарный диктант
Тест
ИТОГ:
Маршрутный лист_____________________________________ФИО
Количество баллов1
«Опознавательная»
2
«Исследовательская»
3
«Теоретическая »
4
«Морфологическая»
5
«Синтаксическая»
Словарный диктант
Тест
ИТОГ:
Приложение 2
Работа с текстом.
Сражения Отечественной войны 1812 года проходили далеко от нашего края. Но патриотический подъем охватил весь башкирский народ. Было сформировано 28 конных башкирских полков. Преследуя армию Наполеона, они в составе русских войск перешли границу и приняли участие в освобождении европейских государств.
Русская армия, разгромившая Наполеона, торжественным маршем вступала в Париж. В составе русских войск вступили в Париж и пять полков башкирской конницы.
Многие башкиры- воины за храбрость и мужество были награждены орденами и медалями.
-Как можно озаглавить текст?
-Назовите основную мысль текста.
-Сколько абзацев в тексте?
-Сколько существительных-
Глаголов –
Прилагательных-
Местоимений – .
Вывод: в тексте имен существительных…
Работа с текстом.
Сражения Отечественной войны 1812 года проходили далеко от нашего края. Но патриотический подъем охватил весь башкирский народ. Было сформировано 28 конных башкирских полков. Преследуя армию Наполеона, они в составе русских войск перешли границу и приняли участие в освобождении европейских государств.
Русская армия, разгромившая Наполеона, торжественным маршем вступала в Париж. В составе русских войск вступили в Париж и пять полков башкирской конницы.
Многие башкиры- воины за храбрость и мужество были награждены орденами и медалями.
-Как можно озаглавить текст?
-Назовите основную мысль текста.
-Сколько абзацев в тексте?
-Сколько существительных-
Глаголов –
Прилагательных-
Местоимений – .
Вывод: в тексте имен существительных…
Приложение 3
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
1 группа названия лиц: (ребенок…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
2 группа названия вещей : (стол…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
3 группа названия веществ: (крупа…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
4 группа названия живых существ и организмов: (кошка…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
5 группа географические названия: (Танып…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
6 группа названия фактов, событий, явлений: (пожар…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
7 группа названия: признаков (свежесть…)
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Танып, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Башкортостан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Куяново, спектакль.
8 группа названия действий: (бег…)
Приложение 4
1. Распределите существительные по склонениям и сделайте выводы
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь
2.Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
Мустай Карим, поэт, река, Орел, книга, Агидель, орел.
1. Распределите существительные по склонениям и сделайте выводы
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь
2.Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
Мустай Карим, поэт, река, Орел, книга, Агидель, орел.
infourok.ru
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи"
Тема урока: Имя существительное как часть речи, его роль в предложении
Цельурока:
повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:
• общее значение;
• морфологические признаки;
• синтаксическая роль;
2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;
3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье
Эпиграф к уроку (на доске)
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Пословица.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Запишите, пожалуйста, дату:
Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)
II. Вступительная беседа
Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)
Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)
Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:
Зачитываю слова
карьера
материальные блага
отдых
дети
семья
-Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)
По очереди называют слово. (3 человека) ( А почему вы считаете . что это слово семья?
Потому что семья –это главное в жизни человека.
Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека.В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?)
Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
- А какой частью речи является слово «семья?» (Имя существительное)
- В каком разделе языкознания изучается имя существительное?
Дети называют: Морфология
-Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания –Морфологии.
И открывает этот раздел часть речи-имя существительное
И тема нашего сегодняшнего урока « Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении». Запишите тему урока в тетрадях.
Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах . И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:
повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном: а именно
• общее значение;
• морфологические признаки;
• синтаксическую роль.
- А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»
На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и правила поведения в семье.
Итак, приступаем к решению задач нашего урока
-Вспомним грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль
- К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громы-хание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
Определим синтаксическую роль имени существительного в предложении. Запишем предложения в тетрадях. Третье предложение разберем на доске синтаксически.
Вывод: какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
О чем говорится в этих предложениях? ( О семье).
Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом?
( Нет.Они не связаны между собой грамматически)
А что такое текст? (Ответ)
Следующий этап урока – работа с текстом. Текст на экране. И текст перед вами.
• Прочитайте его и обратите внимание, что выделенные существительные стоят в начальной форме.
• Поставьте их в нужную форму.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы
Дедушка.
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.
Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
- Коробочка, - отвечает он. – Вот как вы с папенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старичок за печь прятать, из деревянная чашка кормить.
К. Д. Ушинский
Анализ лингвистического материала.
( Зачитывается правильный вариант текста.( по абзацам)
Дедушка.
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
- Коробочку, - отвечает он. – Вот как вы с папенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старичка за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
К. Д. Ушинский
(Обсуждение текста и заглавия к нему)
• Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью и грамматически)
• Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?
А кто такой дедушка?
- Какова этимология этого слова? Вам было дано задание: найти зтимологическое значение слова дедушка. Проверим, как вы справились с этим заданием. (Сережа и Захар). Еще есть дополнения?
1) То же, что: дед ; отец отца или матери
2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).
3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.
4) военн., жарг. старослужащий срочной службы
•Какова основная мысль этого текста? Чему он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношениик пожилым, о правильном семейном воспитании). Ответы детей
К какому жанру относится текст?По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль.Что такое мораль? Вы ,наверное обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни).
К какому стилю относится текст? Тип речи?
А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.
Тест
1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.
А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.
2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.
3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.
4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
Ребята, а теперь проанализируем морфологические и синтаксические свойства данного слова?
(Это сущ-е муж.рода,1 склонения, изменяется по числам и падежам, одуш.
падеж ед. ч. мн. ч.
Просклонять данное сущ-е во мн.ч. (выходит ученик)
Им. де́душка де́душки
Р. де́душки де́душек
Д. де́душке де́душкам
В. де́душку де́душек
Тв. Де́душкой де́душкою де́душками
Пр. о де́душке о де́душках
-Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка
Корень:-дед-; суффикс: -ушк; окончание: -а
-Какое значение имеет суффикс (уменьшительно-ласкательное)
-Подберите синонимы к слову дедушка.дед, праотец,старик, родоначальник, основоположник, дембель, старослужащий
Подберите антонимы:
бабушка;младенец, ребёнок, юноша
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Какой яркий фразеологизм есть в русском языке?
на деревню дедушке
Учитель: Поработаем с карточками. Заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)
Склонение имен существительных
Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных Категория рода имен существительных ПроверкаУчитель: Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?
1) (Падежные окончания имен существительных : Старости ( 3 скл., ж.р., Р.п.), невестке( 1 скл., ж.р., Д.п.).
2)Правописание О-Е после шипящих: Молодцом ( ударная позиция), полотенцем ( безударная позиция).
3) Какую еще категорию имени существительного мы не повторили? (Категория числа, собственности-нарицательности имен существительных)
5)Учитель: Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко)
(У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня).
6). Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? (Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.)
7) Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать и т.д.)
8) А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных.
Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство).
Физкультминутка.
-Итак, мы повторили грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль.
Тестирование
1.Какого признака нет у существительного:
А) рода
Б) числа
В) падежа
Г) времени
2. Имя существительное не изменяется по:
А) родам
Б) числам
В) падежам
Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью
Б) полотенцем
В) семьей
Г) стол
4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель
Б) такси
В) фальшь
Г) пальцы
5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) у дорог..
Б) о книг…
В) в сумк…
Г) о песн…
6.В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш..
Б) мощ..
В) камыш…
Г) полноч…
Роль имени существительного в речи.
Ребята, в начале урока мы с вами узнали , что на 100 слов в русском языке
приходится 40 имен существительных. И пришли к выводу что это самая употребляемая часть речи. А какова же роль имен существительных в речи?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим картину к рассказу Максимова «Дедушка и внучка».
Какими существительными можно «нарисовать» эту картину?
-Какова роль имён существительных?
(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)
-. А каковы жизненные правила ж по отношению к старикам в семье.
(Забота и уважение)
-А какие правила нужно нужно еще добавить, чтобы семья была дружной? Чтобы царили любовь и согласие? И чтобы к пожилым людям в семье относились с заботой и уважением?
(Во- первых , это внимание и понимание. А затем доверие. Доброта, дружба, помощь и т.д.)
Запишите эти существительные, определите род и склонение.
Существительные помощь и любовь поставьте в форму родительного, дательного и предложного падежа ( на доске) и вывод.
Существительные на –ие- Понимание , внимание, уважение поставьте в форму предложного падежа.
-Вывод: В чем особенность склонения таких существительных?
- Ребята, вернёмся к нашим карточкам, где вы на первое место поставили слово «семья». А наш класс может быть семьей? ( Да, это наша школьная семья, в которой должны жить нравственные законы. Какие, ребята? (Дружба, доброта, отзывчивость и помощь)
Итог урока. Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Какова основная мысль данной пословицы (как дерево питается корнями, так и у каждого человека есть корни - это наши дедушки и бабушки. И чем у человека больше корней, тем он прочнее стоит на ногах.
В заключении урока мы с вами проведем следующую коллективную работу :
Выберите пословицы и поговорки и предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье, уважения к пожилым.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.
Уважай старика, сам будешь стар
Слава сына - отцу отрада.
Какое дерево, такие у него и листочки.
Яблоко от яблони недалеко падает
Какова мать, такова и дочь.
Каков отец, таков и сын.
В своей семье не велик расчет.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Рефлексия
Выставление и мотивировка оценок.
-По какой теме урока мы работали? Что же вспомнили об имени существительном? Я предлагаю свои мысли высказать в синквейнах.
VII. Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию.
Варианты домашних заданий:
1) Написать небольшое сочинение на тему «Один день из жизни моей семьи»
2) Инд. задание:написать мини- сочинение на тему « Для чего нужны имена существительные?»
infourok.ru
Урок по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени прилагательного"
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Морфологические признаки имени прилагательного»
Цели:
обучающая: углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении
развивающая: формировать навыки нахождения прилагательных, определения его грамматических признаков, различения качественных, относительных и притяжательных по из лексическим и грамматическим признакам
воспитательная: прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании
Оборудование: учебник, РМ карточки для работы в парах.
Формы и методы работы: «Тонкие и толстые вопросы», «Кластер», «Верно - неверно»
Тип урока: комбинированный
У: Доброе утро. Садитесь.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с небольшого стихотворение, последнюю строчку которого, я думаю, мы без особых затруднений сможем произнести все вместе.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая.
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
У: Ребята, скажите мне, о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Прилагательное, это уже знакомая нам часть речи. Что-то о прилагательном мы уже знаем, а что-то нам ещё только предстоит узнать. Давайте постараемся вспомнить и освежить в своей памяти знания об имени прилагательном.
Верно – поднимаем руки. Неверно – ничего не делаем.
П – это член предложения. НЕТ
П – это служебная часть речи. НЕТ
П отвечает на вопрос какой? Какая? Чей? ДА
П чаще всего выполняет синтаксическую функцию дополнения. НЕТ
П обозначает признак предмета. ДА
П согласуются с существительным в роде, числе и падеже. ДА
Обсуждаем ответы учеников. Делаем вывод, формируем определение ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ЭТО служебная часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, чей. Обозначает признак предмета, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения.
Определение сформировали, но мы с вами знаем не только что такое имя прилагательное, но и ещё некоторые факты о данной части речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРЕВОСХОДНАЯ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
КРАТКАЯ/ ПОЛНАЯ ФОРМА
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ
РАЗРЯД
РОД
ПАДЕЖ
ЧИСЛО
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (ПРИЗНАК)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ЧАСТИ РЕЧИ
Вопросы к классу: Что из этого важнее? Почему?
На это сконцентрируем сегодня внимание, давайте попробуем сформулировать тему урока.
В тетрадь число, тема.
Аляповатый. Значение. Как вы думаете, что обозначает это прилагательное? На что похоже? Какие слова знаем однокоренные, похожие. Предположения. На самом деле (на обратной стороне доски). Мы знаем значение, теперь мы можем употреблять в речи.
Карточки по вариантам. Работа в парах. ( Пока ученики приступают к работе вопросы по пройденным темам. Что перед вами? Что такое словосочетание? Что вы сейчас делаете? Какой разбор?)
Оранжевый вариант – аляповатой одеждой (ж.р., ед.ч., Тв.п., качественное, положительно, полное )
Фиолетовый – аляповатой картины
Зелёный - аляповатые краски
Розовый – аляповатому виду
Какой признак одинаковый – он постоянный
Проверяем все вместе.
Знаем значение, можем определить морфологические признаки. Составляем предложения (ССП, конкурс на самое длинное предложение).
Записываем моё:
Странно-аляповатый стиль молодого художника был не понят современными критиками.
Как их писать, мы узнаем на следующих уроках русского языка.
Толстые, тонкие вопросы:
П служебная или самостоятельная ЧР?
Почему самостоятельная?
Какие разряды?
И т.д.
Д.з. в толковом словаре найти 5 прилагательных, значение которых вы не знали (до знакомства с словарём), связать их в текст.
infourok.ru
Урок русского языка на тему "Признаки имени существительного как части речи"(6 класс)
Акмолинская область
Сандыктауский район
КГУ «Уланская средняя школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Провела: Венглиевская С.А.
Тема: Признаки имени существительного как части речи
Цели:
Знать морфологические признаки существительного как части речи
уметь находить существительные в предложении,тексте,речи;
уметь работать с жанром эссе и интервью
применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Задачи:
• Обучающие: систематизировать имеющиеся знания об именах существительных; закрепить навык морфологического разбора имени существительного;закрепить навыки правописания изученных орфограмм; формировать навыки самоконтроля;формировать навыки работы по опережающим видам работ(употребление числительных в устной речи)
• Развивающие: развивать творческое мышление и воображение, устную и письменную речь, словарный запас, познавательный интерес; • Воспитательные: прививать патриотические чувства и любовь к своей стране; повышать учебную мотивацию учащихся путем использования на уроке разнообразных форм упражнений.
Оборудование: музыкальное оформление( песни «Здравствуй,столица», «Детство»),изображения достопримечательностей Астаны;Толковые словари русского языка;
Типурока:путешествие
Методы и приемы:
1.Словесно-дедуктивный;
2.Частично-поисковый;
3.Практически-групповой;
4.Объяснительно-иллюстративный.
Приемы:
1.Монологическое сообщение;
2.Выразительное чтение;
3.Эвристические беседы, ведущие к выводу.
Этапы урока.
1.Целеполагание.Мотивация.
2.Стадия вызова.Опережающее задание для групп.
3.Стадия осмысления
а)Работа со словарями
б)Словарная работа
в)Работа по карточкам
г)Работа с текстом.
4.Рефлексия.Кластер
5.Этап информации учащимся домашнего задания.
6.Подведение итогов урока и выставление оценок.
Ход урока
I Орг.момент (приветствие, настрой на урок). Мотивация.
1.Песня «Здравствуй,столица».
Опережающее задание для групп
1 группа.Сколько существительных в тексте? (13 слов)
2 группа .Сколько прилагательных в тексте? (4 слова)
3 группа.Сколько остальных частей речи в тексте,кроме существительных и прилагательных? (12 слов)
-Ребята,сколько слов своей части речи вы насчитали?Давайте запишем их в график.Какой части речи оказалось больше всего?Вы согласны с этим?
2. Сообщение целей урока.
3. Запись числа и темы урокаII Стадия осмысления-Как вы думаете,почему звучала песня о столице и о нашем Казахстане?К какому празднику готовится наша страна? ( Ко Дню Независимости) .Наш урок пройдет в форме заочного путешествия по нашей столице.Впереди нас ждут испытания, поэтому не зевать, не отставать, слушать, все запоминать, на вопросы отвечать, красиво, грамотно писать. -Прежде всего, путешественник должен знать свою страну, чтобы поведать о ней другим. А что вы знаете о нашей Родине?
Я предлагаю вам ответить на этот вопрос эссе. Но прежде мы разделимся на туристов и экскурсоводов и вы будете писать исходя из своего статуса. Кто такой турист? экскурсовод?
Словарь
Турист-Человек,который занимается туризмом,совершает туристические путешествия.
Экскурсовод-Человек,который проводит экскурсии для туристов.
1.Работа со словарями.
2.Напишите, пожалуйста эссе «Мой Казахстан»(глазами туриста) (глазами экскурсовода).
Чтение работ
3.Словарная работа.Учитель показывает изображение,учащиеся работают «цепочкой» у доски Казахстан, Астана, Алматы, Резиденция, президент, столица, пиала, Байконур, батыр, традиция,дети,ягоды,коньки,дома,молоко,пальто,сапоги,солнце.
Объединить слова по следующим признакам:
1.существительные женского рода
2.существительные среднего рода
3.существительные мужского рода
4.существительные единственного числа
5. существительные множественного числа
6.подобрать существительные общего рода.
-У всех существительных можно определить род?У каких нельзя?
Задача:найти лишние слова по определенным тематическим признакам
(о Казахстане, о других предметах)
Составить предложение,используя 3 слова из своей тематической группы.Определить падеж у каждого существительного в этих предложениях.
Записать предложение на доске.
4.Работа по карточкам «Найди ошибку»
Морфологический разбор имени существительного.
Побывать на Байтереке3- сущ,.т.к.обозначает признак предмета,н.ф.Байтерек,неодуш,нариц,ед.ч.,ср.р,П,п, побывать (где?)на Байтереке
Высота здания Ак-Орда3-сущ,т.к.обозн предмет, н.ф.Ак—Орде,одуш,нариц,ед.ч.,ж,р,Р.п, высота (чего?) Ак-Орды
Этнографический парк Атамекен3-сущ,т,к.обозначает предмет, в нач.ф.,неодуш,собств,мн.ч.,м.р.,В,п, что?парк Атамекен
Физминутка «Ёлочка»
5.Развитие речи.Работа с текстом.Уч-ся поочередно выходят к доске и рассказывают о достопримечательностях Астаны.
- С какими достопримечательностями Астаны вы встретились в предыдущем задании? Дома вы должны были найти информацию о них и представить сегодня на уроке.
1 учащийся
Астана – Байтерек – уникальный в своем роде монумент на левом берегу города. Подобные здания в мире есть, но по красоте и высоте они намного уступают Байтереку. По словам Главы государства Н.А.Назарбаева, Байтерек – символ главного города страны, символ всего государства, символ жизни, символ народа, символ мира, символ, берущий истоки в фольклоре казахского народа. «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. По поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук. Башня "Байтерек" стала визитной карточкой столицы. Байтерек является древом с огромным куполом – яйцом. Высота сооружения составляет 105 метров. На отметке 97 метров расположена смотровая площадка, с которой открывается живописная панорама современного города. Число 97 неслучайно, оно символизирует год переноса столицы из Алматы в Астану. На вершине Байтерека размещены кафе и буфет. Идея возведения монумента «Байтерек» принадлежит Президенту Республики Казахстан Н.А.Назарбаеву.
2 учащийся
Ақ орда – это Резиденция Главы государства Н.А.Назарбаева и одно из самых величественных зданий столицы. Она расположена на левом берегу Ишима. В этом величественном бело-голубом с позолотой здании подписываются самые важные для страны документы, принимаются официальные делегации из всех уголков нашей планеты. Высота здания вместе со шпилем составляет 80 метров. Здание Резиденции состоит из пяти надземных этажей, причем высота первого этажа составляет 10 метров, а остальных – по 5 метров и двух подземных этажей.
3 учащийсяОдной их достопримечательностей, достойной внимания жителей и гостей столицы является этнографический парк "Карта Казахстана - Атамекен", представляющий собой уникальный музей под открытым небом. Площадь занимаемой парком территории составляет почти два гектара, на которой представлены все города и исторические памятники Казахстана. В центре новой столицы можно увидеть весь Казахстан в миниатюре.
4 учащийся
Развлекательный центр "Думан" для детей и взрослых имеет единственный в центральной Азии океанариум, в котором живет более 2000 экзотических рыб и акул, очень интересный аттракцион «Джунгли» с экзотическими зверями и непроходимыми джунглями открылся к 10-летию столицы. А также там единственный в Казахстане кинотеатр с трехмерным изображением, игровые автоматы, гостиница, кафе. В океанариуме «Думан» живут акулы и другие морские животные и рыбы. Уже появились первые детеныши кошачьих акул. Океанариум с настоящей морской водой. Он занесен в Книгу рекордов Гинесса, как самый удаленный от океана уголок подводного мира. Воду для его 13 огромных аквариумов изготавливают на специально построенном заводе.
5 учащийся
Дворец мира и согласия имеет форму пирамиды, высота которой равна 25 – этажному дому или 62 метрам. Длина ребра пирамиды у основания также составляет 62 метра. Вход в пирамиду расположен под землей. Во дворце размещается оперный театр, трехэтажный музей, выставочные и концертные залы, библиотека и другие помещения. Дворец Мира и Согласия является символом межнациональной стабильности и дружбы народов Казахстана.
6 учащийся
В 1998 году Астане был присвоен статус «Города Мира».
Очень красивы многочисленные парки и аллеи, уютные скверы с фонтанами и уникальными памятниками. Астана в скором будущем станет настоящим оазисом в степи . Восхищение у гостей столицы вызывают удивительные зеленые скульптуры и «цветочные часы» Река Ишим разделяет старый и новый город. За последние годы Набережная очень преобразилась. Стала современной и удивительной красивой. Хан Шатыр - это самое высокое здание в Астане, самый большой в Центральной Азии торгово-развлекательный центр и самое высокое здание в мире в форме шатра Красавицу -Астану сегодня по праву называют рукотворным чудом света.
-О каких новых достопримечательностях нашей столицы вы узнали?
-О красавице-Астане можно говорить очень много.А какая самая главная основа заложена нашим Президентом в новой столице?(независимость Казахстана,процветание страны и благополучие граждан).
6.Работа в парах. Интервью. «Независимый Казахстан в облике столицы»
IV Рефлексия
- Какие морфологические признаки имени существительного вы повторили на уроке?
Кластер
Какой блок остался незаполненным? (склонение).Домашним заданием станет именно он.Подобрать 10 существительных на каждый тип склонения.
V Домашнее задание: подобрать 10 существительных на каждый тип склонения
VI Оценивание. Вы знаете,что можно подняться на самую вершину прекрасного Байтерека. Покажите себя, как вы проявили себя сегодня на уроке: поднялись ли вы вверх или остались внизу (изображение Байтерека и стикеры)
www.metod-kopilka.ru
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Морфологические признаки имени прилагательного"
Тема урока: «Морфологические признаки имени прилагательного.
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные».
Метапредметная тема: Форма и содержание.
Содержательная цель: расширение знаний обучающихся об имени
прилагательном за счет включения в понятийную базу новых элементов; с
помощью практических заданий обеспечить понимание отличия между
качественными, относительными, притяжательными прилагательными.
Деятельностная: создание условий для усвоения новой темы,
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия,
связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций
учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к деятельности).
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством
создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки
урока.
- Добрый день, ребята! Сегодня я хочу начать урок с игры «Конструктор».
Выполните ряд действий:
- возьмите приставку и суффиксы от слова, являющегося определением в
предложении У него было привлекательное лицо.
- добавьте корень сказуемого из предложения К прибору прилагается
инструкция.
- прибавьте окончание слова дивное.
Какое слово у нас получилось? (прилагательное). Это наша тема урока.
- В каком разделе науки изучается имя прилагательное?
- Как знание правила о чередующихся гласных в корне помогло вам?
Фронтальный опрос в игровой форме, помогающий учащимся провести
самодиагностику.
1) Работа с наборным полотном №1.
Задание: на какие 2 группы можно разделить все слова?
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Наречие
Имя числительное
Местоимение
Предлог
Союз
Частица.
2) Работа с наборным полотном №2.
Задание: относятся ли перечисленные морфологические признаки к имени
прилагательному? Какие? Какие не вошли? Почему?
Склонение
Род
Число
Падеж
Спряжение.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения
нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение,
анализ, обобщение, зафиксировать затруднение при выполнении учащимися
пробного учебного действия.
1) Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о прилагательном
(фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).
2) Объединившись в группы, ученики оформляют полученную
информацию в тетрадях в виде кластера «Что мы знаем о
прилагательном».
3) Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта
(озвучивание).
III. Постановка учебной задачи (проблемы).
Упражнения на стадии осмысления содержания.
1) Ребята, познакомьтесь с параграфом 63. На полях поставьте значки:
v - уже знал
+ - новое
- думал иначе
? – не понял, есть вопросы.
- Какая информация для вас была новой?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Учащиеся формулируют цели урока:
а) узнать признаки, по которым можно определить, какое прилагательное:
качественное, относительное, притяжательное;
б) научиться находить в тексте прилагательные разных разрядов.
2) Интерактивная игра «Волшебные мешочки».
Задание: в соответствующий «мешочек» опустить качественные,
относительные, притяжательные прилагательные.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Ребята, давайте попробуем найти способы разграничения разрядов
прилагательных.
1) Коллективная работа по составлению алгоритма определения разрядов
прилагательных. Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих
действий.
1. Задать вопрос к прилагательному.
2. Отвечает слово на вопрос какой (какая, какое, какие?)
3. Да Нет
4. Имеет степени притяжательное
сравнения или
краткую форму?
5. Да Нет
качественное относительное
2) Выполнение упражнения 833. (Работают в группах).
I группа заполняет 1-ю графу таблицы качественными прилагательными;
II группа- относительными;
III группа- притяжательными.
Учащиеся аргументируют свой ответ.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговорить новый способ действия во внешней речи; установить
состоятельность этого способа.
1) Творческая работа «А как у Пушкина?»
Задание: попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в
авторском тексте; определите разряд восстановленных прилагательных по
эталону с проговариванием во внешней речи.
• Роняет лес … свой убор (багряный)
Сребрит мороз увянувшее поле.
• … пора! Очей очарованье (Унылая)
… мне твоя … краса. (Приятна, прощальная)
• Мороз и солнце! День … ! (чудесный)
• И промеж … гор. (высоких)
Видит … шатер. (шелковый)
• Ты … , слова нет, (прекрасна)
Но царевна все ж … , (милее)
Всех … и … . (румяней, белее)
• Перед ним, во мгле … , (печальной)
Гроб качается … . (хрустальный)
• Здравствуй, князь ты мой … ! (прекрасный)
Что ты тих, как день … ? (ненастный)
• Жил старик со своею старухой
У самого … моря. (синего)
Жили они в … землянке (ветхой)
Ровно 30 лет и 3 года.
2) Распределительный диктант на материале упр. 840
Задание: распределить прилагательные по морфемным моделям на 2 группы,
записать их в тетрадь с последующим проговариванием.
- Какое значение объединяет слова 2-й группы? Назовите суффикс,
который передает это значение.
3) Индивидуальная работа у доски (упр. 842 (1). Индивидуальная работа по
карточкам.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; развивать
умение самостоятельной проверки по эталону.
1) Выполнение упр.839 (1,2). После самопроверки учащиеся оценивают
свою работу в листе контроля (+ или -).
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ
нового знания.
1) Устная работа «Закончи предложение».
а) Сегодня мы узнали о… .
б) Я научился… .
в) Мне было трудно… .
г) Теперь я могу… .
д) В моем листе самоконтроля… .
Домашнее задание
• Повторить материал §63
• Упр. 841 (1,2)
• Индивидуальные задания (по желанию):
а) упр. 843, 844
infourok.ru
Урок русского языка в 6 классе "Морфологические признаки имени существительного"
Саранчина А.В.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №4, г. Черногорска
Урок в 6 классе по программе М.М. Разумовской.
Тема: Морфологические признаки имени существительного (повторение изученного в 5 классе)
Цель: повторить грамматические признаки существительного, систематизировать знания по теме, получить новую информацию о существительном.
Тип урока: систематизация и обобщения знаний по теме.
Предметные УУД: знают признаки имени существительного, выполняют морфологический разбор существительного, пользуясь ментальной картой.
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Коммуникативные УУД: умеют формулировать ответ на вопрос, умеют формулировать и высказывать собственное мнение, задают вопросы.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные УУД: формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы
Форма организации деятельности учащихся: в парах, четверках.
Используемые технологии: приемы ТРКМ – таблица ЗХУ, инсерт, ментальная карта.
Раздаточный материал:
лист №1 – таблица ЗХУ для заполнения (на каждого ученика),
лист №2 –шаблон для ментальной карты (на каждого ученика),
лист №3 – текст с информацией о существительном (6 групп по 4 человека),
лист №4 – лист самооценки
Оборудование:
Доска
Компьютер, проектор, экран
Презентация к уроку
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Предметные и метапредметные результаты |
Орг. момент. Приветствие. Положительный настрой на урок | Приветственное слово учителя. Размышление об эпиграфе к уроку. Проблемные вопросы для ввода в тему | Включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока | Задает вопросы, подводя к цели урока | КР: Формулируют ответ на вопрос, формулируют и высказывают собственное мнение, задают вопросы; ПР: формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Стадия «Вызов» | Актуализация знаний - заполнение таблицы «Знаю-хочу узнать - узнал» - первый и второй столбик. Работа с ментальной картой «Морфологические признаки имени существительного» Проверка - взаимопроверка | Работа с листом №1: заполняют первый и второй столбец таблицы «Знаю», «Хочу узнать - есть проблемы» фактами об имени существительном, уже знакомым ученикам из курса 5 класса. Взаимопроверка по ментальной карте. После взаимопроверки заполняют второй столбик таблицы. | Комментирует Наблюдает, контролирует деятельность учеников. Помогает ученикам, у которых возникли затруднения. | ЛР: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»; РР: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уроке. ПрР: Знают признаки имени существительного. |
Стадия осмысления | Морфологическая рулетка | Определяют признаки существительного | Показывает карточки со словами и дает задание | ПрР: знают и различают признаки имени существительного |
Физминутка | Интерактивная форма проведения физминутки | Выполняют упражнения | Наблюдает | |
Стадия осмысления | Практическое задание. | Выполняют морфологический разбор существительного. Осуществляют взаимопроверку | Наблюдает, корректирует деятельность | ПрР: знают и различают признаки имени существительного |
Стадия осмысления | Получение новых знаний. Работа с информативным текстом | Работа в четвертках с текстом методом «инсерт» - выделяют в тексте знакомую и новую информацию. Выбирают одного учащегося для ответа: что нового узнали из текста? | Объясняет задание. Направляет деятельность учеников | РР: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уроке; ПР: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. |
Стадия рефлексии | Заполнение таблицы «ЗХУ» - третий столбик – что узнали на уроке. | Работа с таблицей, подводят итоги, что нового узнали на уроке | Дает инструкцию к выполнению задания, корректирует обсуждение | ЛР: осознают границы собственного знания и «незнания»; РР: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; ПР: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, делают обобщения и выводы. |
Итог урока, оценка работы | Возврат к эпиграфу. Вопросы по теме урока, самооценка работы ученика, пары, группы | Отвечают на вопросы учителя, Оценивают свою деятельность в листе самооценки | Задает вопросы по теме урока, комментирует | ЛР: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»; КР: Формулируют ответ на вопрос, высказывают собственное мнение, задают вопросы; ПрР: знают признаки имени существительного, знают категории существительного. РР: умеют оценивать правильность выполнения действия на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя. |
Домашнее задание | Найти ответы на вопросы по карточке, подготовить сообщение по одному из вопросов | Записывают домашнее задание в дневник, вкладывают рабочие листы в дневник | Дает инструкции к выполнению дз | РР: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Ход урока.
Приветствие учеников и коллег. Меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня я проведу урок русского языка в вашем классе. (Слайд 1)
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова древнегреческого философа Сократа: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». Как вы думаете, что имел в виду мудрый Сократ? (слайд 2).
Ответы учеников (если даже неправильные, или затрудняются ответить).
Давайте проведем эксперимент и попробуем доказать, прав Сократ или нет в ходе нашего урока, и в конце сделаем вывод.
Проблемный вопрос.
Итак, урок русского языка. Я предлагаю вам подсказку, чтобы вы определили тему нашего урока. (Слайд 3).
Ответы учащихся: все картинки – это предметы, то есть существительные.
Наводящие вопросы: существительное – это что? Часть речи…
А что мы можем определить у каждой части речи? Признаки…
Эти признаки называются? Грамматические или морфологические.
Значит, тема нашего урока - ? морфологические признаки имени существительного.
Сформулируйте цель урока – повторить и обобщить знания по теме.
Но я ставлю еще одну цель – мы не только повторим пройденный в 5 классе материал, но и узнаем что-то новое. (слайд 4)
Инструкция к проведению урока.
На ваших столах лежат рабочие листы, они расположены в той последовательности, в которой мы будем выполнять все задания на уроке.
Стадия «Вызов». Актуализация знаний.
Итак, задание первое. Перед вами листы с таблицей «Знаю – хочу узнать - узнал» (розовые). Ваша задача – заполнить первый столбик таблицы. Запишите туда те признаки существительного, которые вы знаете – шесть строк - шесть признаков. (Слайд 5)
А теперь проверим, все ли признаки вы вспомнили. Для самопроверки я предлагаю вам воспользоваться ментальной картой. На партах лежит большой лист – переверните его. Внимательно посмотрите – что перед вами? (Слайд 6). Ответы учеников.
Те признаки, о которых вы забыли, запишите во второй столбик «Хочу узнать–есть проблемы» (розовый). (слайд 7)
Опрос (несколько человек): что упустили или забыли? Это ваши проблемные зоны, на которые нужно обратить внимание.
А сейчас предлагаю поиграть вам в рулетку - в морфологическую рулетку. Я показываю карточку со словом, ваша задача определить признак, который я назову.
Тюль – род,
щипцы – число,
юноша – склонение,
зелень – одуш,
Любовь – нар,
пони – род,
невежда – род,
молоко – число,
площадь - склонение.
Все молодцы.
Давайте отдохнем. Физминутка (слайд 8)
Стадия осмысления.
Чтобы вспомнить все признаки существительного, выполним следующее задание. (слайд 9) На синих листах перед вами текст. Первый вариант поработает со словом «нищету», второй вариант – со словом «радости», третий - со словом «(в) мире». Перечислите морфологические признаки этих существительных (слайд 9).
Сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом и сверьте ответы по слайду. Есть ошибки? Что неверно определили? (слайд 10) – ВЫКЛЮЧИТЬ ЭКРАН
Получение новых знаний.
Следующее задание я предлагаю вам сделать в группах. Каждая группа получает информационный текст об имени существительном. Обсудите вместе и отметьте знаком «+» ту информацию, которая вам знакома, а знаком «?» - то, что вам незнакомо. Далее выберете ученика, который расскажет нам о полученной информации -( инсерт)
- 2 группа – род существительных. Учитель комментирует: помните ли вы, что в английском языке животные относятся к среднему роду? К ср роду в англ языке относятся все неодушевленные предметы и животные тоже)))
- 3 группа – окончания сущ во мн. Числе. Как вы думаете, почему такие различные окончания в оном языке и у одной части речи? В древнерусском языке было три формы числа – ед, мн, и двойственное, которое обозначало парные предметы, с течение времени и развитием языка формы этого числа и окончания стали утрачиваться, но во многих словах остались, поэтому правописание и произношение таких слов нужно запоминать. Учитель комментирует: вы, наверняка, знаете, что в английском языке также есть ед и мн число, как выражаются эти категории? (s, is, есть исключения, когда изменяется все слово women - wimen). А в русском есть такие слова? (ребенок – дети, человек - люди).
- 4 группа – вид существительных. В английском языке такая категория есть: исчисляемые (можно посчитать) и неисчиляемые (нельзя посчитать – вода, воздух)
- 5 группа – собств, нарицат. А вот в немецком языке все имена существительные пишутся с прописной буквы.
- 6 группа – одушевленные неодуш – по падежам. В англ нет падежей. (притяжательный – чей?). эта категория определена четко – люди – одушевленные, все остальное – неодушевленное.
Всем спасибо. Все хорошо поработали. А что вы знаете о морфологических нормах?
Это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (род, число, падеж у сущ).
Давайте проверим, знаете ли вы нормы образования грамматических форм имени существительного?
На листе №3 (зеленый) прочитайте и выполните задания.
Проверка с учителем. Как правильно? Учитель проговаривает слова, ученики проверяют. Много ошибок допустили? Надеюсь, к 9 классу вы овладеете этими нормами в совершенстве)))
Рефлексия. ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН
Итак, давайте заполним третий столбик таблицы. Запишите все, что вы узнали сегодня (слайд 11).
Итог. Возвращаемся к эпиграфу урока: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». Прав был Сократ? Вы пришли на урок и уже знали об имени существительном, в ходе занятия вы узнали еще больше. Думаете, это все, что можно узнать о существительном? Конечно, нет, все только начинается.
Вот только несколько фактов, которые можно еще изучить (Слайд 12).
Инструкция к домашнему заданию: на эти вопросы я предлагаю вам поискать ответ самостоятельно и подготовить сообщение по одному из них к следующему уроку.
Вывод по теме урока: знания бесконечны…. (Слайд 13)
Самооценка.
Заполните листы самооценки. (слайд 14)
Спасибо за урок.
intolimp.by
Конспект урока по теме Морфологический разбор имени существительного (6 класс)
Тема: « Морфологический разбор имени существительного».Цели урока:Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобретении знаний, развитие воображения.Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.
Ход урока.
I Организационный момент.
Приветствие.
II Актуализация знаний.
- Любите ли вы путешествовать?- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.
Слайд № 1.
- А как вы понимаете слово «галактика»?(гигантская звездная система)
-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?
Создание модели.Имя существительное
Падеж число род склонение одуш./неодуш. Собств./нариц. Синтаксическая роль
- Это наша галактика. Это наши планеты. - А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники.(у рода, числа, склонения)
III Формирование знаний.
- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?- Какова цель нашего урока?(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно определять морфологические признаки имени существительного)- Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.- А эта модель будет нашим маршрутом следования.- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?- Чтобы получить приглашение, надо поработать с текстом.
-Открываем тетради, записываем число, тему урока.( Слайд № 2)
Слайд № 3. Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.
Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.
Проверка по слайду № 4.Космический (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир.
-Проверьте свое задание и если вы выполнили все верно, то поставьте себе оценку на полях карандашом.
-Молодцы, все допущены к полету. Раздаются модели ракет.
-Вы все являетесь капитанами своих кораблей. Подпишите их.
-Все готовы к полету? На старт! Поехали!- Вот уже мы направляемся к галактике имен существительного. Перед нами звездное небо. (Слайд № 5)
-Ребята, а почему одни планеты у нас одного цвета, а другие другого?(одни обозначают постоянные признаки , а другие непостоянные.
-Почему они называются постоянными и непостоянными?(постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)
- Почему эта планета не похожа на все остальные?(потому что она обозначает синтаксический признак, а те морфологические).-Каким членом предложения может быть имя существительное? (любым)
-Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Одно существительное мы разберем вместе, а одно вы разберете самостоятельно.
-Существительное «перед человеком» разбирают самостоятельно.-Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.
Слайд № 6.(морфологический разбор существительного перед человеком)Физкульт. пауза. Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.
Книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита.
IV Формирование умений, навыков.
-Давайте запишем слова, на которые вы приседали.
(Слайд № 7).
Полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.
-Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы?
- Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Некоторым из вас было дано индивидуальное задание: выписать значение некоторых слов из толковых словарей.
Метеор - вспышка небесного тела(метеорный дождь(звездный)).Орбита – путь движения небесного тела(Земная орбита).Спутник – небесное тело, обращающаяся вокруг Земли(Луна-спутник Земли).Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.Солнце – небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
Задание: Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений).
Слайд № 8.
-С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли жителям этой планеты некоторые предметы.- Прочитайте ,пожалуйста, записку.Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, ножница, брюка, очка, Саня, цементы, вермишели, ветчины и дрожа.
-А что вы смеетесь?-А как надо правильно прочитать эти слова?-А в чем особенность этих существительных?-Распределите их на 2 группы.(2 ученика у доски)(сахар, молоко, металл, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, дрожжи).
V Итог урока.
-Ну что ж, пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание прочитаем стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».
Я мечтаю о звёздных полётах,Намечаю маршруты путей, Межпланетным я стану пилотом,Только б вырасти мне поскорей,Всё о жизни Сатурна узнаю,С марсианами дружбу сведу,По пути на Луне побываю,К дальним звёздам дорогу найду.Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовёт.Знаю я, что минута настанет –В дальний рейс поведу самолёт.
- Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся домой.
Слайд № 9.
-Мы должны проверить ,не прошло ли наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать, ответив на вопросы теста.
Слово изучается как часть речи в разделе:А) синтаксисБ) словообразованиеВ) морфология
Имя существительное – часть речи, которая обозначает:А) действие предметаБ) предметВ) признак предмета
имя существительное обладает признаком:А) спряжениеБ) одушевленность/неодушевленностьВ) род
Данное слово является именем существительным:А) белизнаБ) белитьВ) побелка.
В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки: А) нарицательное,Б) неодушевленное,В) м.р.Г) 3 скл.Д) Р.п.Е) ед.ч.
Выделенное существительное является дополнением в предложении:А) Мы увидели корзину с яблоками,Б) В театре мы встретили школьных друзей,В) Я часто вспоминаю о своей собаке.
- До свидания.
Домашнее задание
С составленными в классе словосочетаниями составить 2 предложения и сделать морфологический разбор 3-х имен существительных.
15
lib-5.ru