Skip to content

Конспект трудовой деятельности в средней группе труд в природе: Конспект по трудовому воспитанию в средней группе на тему: «Труд в уголке природы» | План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа):

Содержание

Конспект проведения трудовой деятельности в старшей группе. Схема конспекта организации трудовой деятельности Конспект занятия по трудовой деятельности

Конспект проведения трудовой деятельности

Тема: «Чистота – залог здоровья»

Программные задачи:

Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их. Закреплять и расширять представления о способах ухода за комнатными растениями. Формировать привычку к здоровому образу жизни; умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого, доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность, коллективизм.

Методы и приёмы: разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке; поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование

Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом – наведем порядок в нём», «Маленькое дело –лучше большого безделья»; образно-пластический этюд «К нам гости пришли»; слушание музыкальных произведений: польская песенка «Сапожки», муз. Р. Бойко «Дело было в Каролине»; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я.Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая»

Оборудование: лейки, салфетки, губки, тазы, фартуки, палочки для рыхления почвы, пульверизатор, игрушки, комнатные растения.

Ход работы:

В группе сидит Буратино (игрушка) и чихает.

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам в гости пришел Буратино, но что то у него не очень здоровый вид! Буратино, ты заболел? Почему ты все время чихаешь?

Буратино: Да, я простудился!

Воспитатель: А тебя разве не учили, что больные должны лечиться дома, не разносить инфекцию и микробов.

Буратино: А кто это – микробы?

Воспитатель: Это те, кто разносит разные болезни.

Буратино: Никого я не приносил.

Воспитатель: Ты не приносил, но чихал, не закрываясь платком. Микробы по группе и разлетелись, мы сейчас тебе покажем, как это происходит.

Показ опыта с пульверизатором.

Буратино: Ой. Сколько много микробов я к вам принес, что теперь делать?

Воспитатель: Ты, Буратино, должен пойти домой и лечиться, а мы давайте подумаем, что мы можем сделать?

Буратино уходит.

Дети: Можно протереть пыль на полках в шкафу, вытереть игрушки, красиво их расставить. Еще мы умеем мыть строительный материал…

Мы можем вымыть цветы, полить их, чтобы они больше обогащали кислородом воздух.

Воспитатель: Вот этими делами мы и займёмся.

Предлагаю подумать, какое оборудование понадобиться для мытья строительного материала, Чем удобнее протирать игрушки?

Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:

Нельзя отвлекаться.

Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.

Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.

Распределяю ребят по группам, даю задание каждой группе.

Предлагаю распределять работу самостоятельно.(Включаю музыку)

Дети приступают к работе. Воспитатель и Сказочница помогают советом, иногда показывают способ действия.

В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности.

После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.

Давая оценку работе детей, воспитатель подводит итог:

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно – не грузно!» А еще говорят « Терпенье и труд – все перетрут!» В группе стало чисто, красиво, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. А главное – мы избавились от микробов!

Трудовое воспитание заключает в себе формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и моральных качеств и преследует достижение многих целей: развитие у ребят позитивного отношения к работе и желания трудиться, воспитание основных трудовых навыков. В детском саду эти цели достигаются в игровой форме, а сложность заданий зависит от возрастных возможностей детей и их способностей к восприятию информации. Трудовое воспитание может способствовать развитию и других навыков. Если педагог организует групповую работу, то это позволит детям научиться работать в коллективе. Каждый ребёнок будет нести большую ответственность за свои поступки и научится трудиться во благо команды.

Организация трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность. В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.

Выделяют несколько функций трудового воспитания:

  • Обучающая — развивает у ребёнка практические умения и навыки.
  • Развивающая — обеспечивает физическое, социальное, умственное развитие ребёнка.
  • Воспитательная — формирует трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность и внимательность ребёнка.

Виды трудовой деятельности старших дошкольников

Виды трудовой деятельности воспитанников ДОУ можно разделить на несколько групп:

  • Самообслуживание. В старшей группе задания по самообслуживанию усложняются. Воспитатель, как и раньше, обучает ребят делать определённую работу, но теперь он ещё и помогает им верно подойти к реализации трудной задачи, объясняет, как можно быстрее и лучше выполнить её. Усиливается контроль, чтобы каждая вещь лежала на определённом месте, дети убирали за собой игрушки. Для достижения результатов воспитатель предъявляет постоянные требования к малышам.
    В старшей группе ребёнок должен самостоятельно переодеваться
  • Труд в природе. Этот вид труда невероятно полезен для детского развития. Он не только увлекателен, но и позволяет узнать много нового об окружающем мире. Ребёнок может напрямую познакомиться с природой и её особенностями, благодаря чему у него развивается уважение и бережное отношение к растениям и животным. Труд в природе позволяет эффективно решать задачи сенсорного восприятия, а также помогает составить общее представление о природных объектах.

    К типам занятий можно отнести дежурства по уголку природы и создание кормушек для птиц. Эти задания развивают не только художественные умения ребёнка, но и уважение к природе.

    При создании кормушки для птиц дошкольник может участвовать в её оформлении

  • Коллективный труд. Данный вид труда развивает социальные навыки и обучает дошкольников коллективной работе.
    Воспитатель может организовать выполнение одного общего задания, в котором поучаствуют все дети, например, уборку групповой комнаты или мытьё игрушек. Это позволит каждому ребёнку почувствовать себя важным звеном и начать нести больше ответственности за свои поступки. Типы заданий могут быть разными. По окончании совместной трудовой деятельности можно поиграть в групповые игры.

    Пример групповой игры «Мышеловка». Дети делятся на две группы. Одна из групп встаёт в круг, плотно взявшись за руки и подняв их вверх. Вторая группа детей находится в середине. Их задача — пробежать как можно больше раз туда и обратно между руками детей, стоящих в кругу. Стоящие в кругу поют считалку: Нам всем мыши надоели! Сыр и сахар — всё поели. Берегитесь же плутовки! Не сбежать от мышеловки. Как только воспитатель хлопает в ладоши, дети, стоящие в кругу, опускают руки и садятся на корточки. Те малыши, которые остались в кругу, считаются «пойманными». Они встают в круг, и игра продолжается.

    Выполнение коллективных заданий учит ребят действовать сообща

  • Ручной и художественный труд. Этот вид труда преследует цель развить у детей чувство прекрасного и эстетический вкус. К нему можно отнести работу с художественными материалами, лепку, резьбу по дереву, создание поделок из картона и бумаги, занятия с тканью и оригами. Плоды своей творческой работы дети дарят родителям, друзьям или близким людям. Это помогает в развитии нравственных качеств и положительного отношения к окружающим.
    Работа с бумагой учит аккуратности и развивает мелкую моторику
  • Хозяйственно-бытовой труд. Такой труд развивает у детей желание поддерживать чистоту и порядок в окружающей среде.
    Дети учатся коллективному труду для достижения единой цели, формируется целеустремлённость и организованность. В данном направлении трудового развития основную роль играет педагог, поскольку именно с него дети и будут брать пример. Дошкольники должны выполнять работу сами, а не наблюдать за действиями взрослого. Воспитатель организовывает их деятельность и направляет в нужное русло. К примерам хозяйственно-бытового труда можно отнести уборку комнаты, мытьё посуды и стирку вещей.

    Расчистка дорожек от снега приучает детей к порядку и заботе о ближних

  • Дежурство. Данная работа подразумевает труд группы детей или лишь одного ребёнка на пользу остальным. Зачастую дежурство требует невероятной собранности и обязательности от малыша, поэтому если подобная работа проводится в первый раз, воспитатель должен провести специальное обучающее занятие. Ещё можно оформить уголок дежурства. Инвентарь для дежурства разнообразен, он зависит от возраста детей и их обязательности. Но всё-таки есть базовые инструменты и предметы, которые обязательно должны быть в распоряжении детей. Это фартучки, косыночки, небольшие веники, тряпочки, вёдра с водой, перчатки и несколько маленьких лопаток. Сама работа имеет множество направлений:
      Подготовка к занятиям: дети раскладывают карандаши, приносят стаканчики с водой, краски.
  • Дежурство по столовой: воспитанники убирают со стола, расставляют посуду.
  • Дошкольники ответственно относятся к дежурству

Конспект по организации хозяйственно- бытового труда «Книжная мастерская» в старшей группе

Конспект по организации хозяйственно-бытового труда «Книжная мастерская» в старшей группе.
Составила и провела воспитатель: Левченко Татьяна Витальевна. Материал предоставлен и будет полезен для воспитателей детских садов.Цель:закреплять и совершенствовать умения, приобретённые ранее в трудовой деятельности. Интегрированные задачи: Образовательные: продолжать учить детей ремонтировать книги, учить правильному обращению с книгой; Развивающие: развитие мелкой моторики рук, глазомера, развитие трудовых умений и навыков, закрепление умения сгибать полоску пополам, резанию бумаги по сгибу полоски ножницами; Воспитательные: воспитывать в детях чувство доброты, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и аккуратность, доводить начатое дело до конца, воспитывать желание трудиться на благо других, воспитывать бережное отношение к книгам; -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, находить общий интерес; формировать отзывчивость, помогать младшим. Предварительная работа: Обучались на занятиях простейшим умениям и навыкам: нарезание бумаги заданного размера, аккуратной работе с клеем и ножницами.В результате поручений овладевали навыками поддержания порядка в книжном уголке,воспитывали общественно-направленные мотивы коллективного труда, во время этических бесед подчеркивали значимость общественного труда,необходимость трудиться не только для себя, но и для всех. Читали стихотворения С.Я.Маршака «Как печатали нашу книгу», «Книжка про книжки». Знакомили детей с правилами работы с книгой, с пословицами и поговорками о книге. Оборудование: книги, которые нужно «полечить»; ножницы-12 штук; клей-12 штук; подкладочные листы-12шт.,салфетки бумажные-12 штук; полоски белой бумаги-12шт, чемоданчик для книг, вывеска «Книжная мастерская», запись фонограммы физкультминутки .

Ход трудовой деятельности: 1.Организационный момент. Воспитатель: Придумано просто кем –то и мудро- При встрече здороваться — доброе утро! Здравствуйте, наши гости!Гости: Здравствуйте, дети! Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы её послушайте и попробуйте отгадать: За окном гуляет вьюга, чертит на окне узор, А мы в тепле с любимым другом Вели весь вечер разговор. Показывал он мне картинки, ребячий лагерь, лес, костёр. Взял я чернильную резинку и с друга пятнышки все стёр. Потом закладкой голубою листы до завтра заложил. Взял друга бережно рукою и в шкаф на полку положил.Дети:Книга! Стучат в дверь (сюрпризный момент.) (Входит воспитатель младшей группы Инна Александровна, в руках у неё чемоданчик.)Инна Александровна: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да) Правильно, я воспитатель младшей группы и зовут меня Инна Александровна. Посмотрите, что я принесла — это книги. (достаёт из чемоданчика) Малыши младшей группы очень расстроены, у них порвались книги, но они детки маленькие и не могут «полечить» эти книжки. И тогда я подумала пойти к вам, может ребята старшей группы смогут нам помочь? Воспитатель: Ребята, а как вы думаете: почему эти книги заболели? Дети: (их не берегли, с ними неправильно обращались). Воспитатель: Очень много людей трудятся над созданием одной книги. Большой путь проходит книга до того, как попадёт к нам в руки. Поэтому беречь книги — это значит уважать труд этих людей. Инна Александровна: А как нужно обращаться с книгой, чтобы она всегда была в порядке? Ответы детей: 1.Не рисовать, не писать ничего в книгах. 2.Не вырывать листы, не вырезать картинки; 3.Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы; 4.Смотреть книгу чистыми руками; 5.Не читать книгу во время еды; 6.Рассматривать книгу за чистым столом; 7.Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок; 8.Пользоваться закладкой.Воспитатель: Дети, а для чего нам нужны книги? (чтобы читать, рассматривать картинки, узнавать что-то новое, интересное, полезное, учить буквы….)Воспитатель: Правильно. Книга — это наш лучший друг, из неё мы черпаем знания. Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки мы знаем о книге (кто называет пословицу, звонит в колокольчик)1. «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно» 2. «Книга – лучший подарок» 3. «Одна книга тысячу людей учит» 4. «Кто много читает, тот много знает» 5. «Испокон века книга растит человека» 6. «Книга книгой, да своим умом двигай» 7. «С книгой поведешься — ума наберешься» 8. «Всю жизнь живи, всю жизнь читай, всю жизнь учись» 9. «Золото добывают из земли, а знания – из книги» 10. «Книга – ключ к знанию»Инна Александровна: Ребята, какие вы молодцы. Вы так много знаете пословиц и поговорок о книгах. А вы мне поможете «вылечить» эти книги? Дети: Да! Воспитатель: Что нам понадобится для их ремонта? Ножницы, клей, бумага. Тогда я попрошу Вас подготовить своё рабочее место. Готово. Воспитатель: Нам предстоит работа по ремонту книг, нужно набраться сил. Встанем все из-за своих мест и сделаем физкультминутку. Физкультминутка(выполняется под музыку)Воспитатель: Теперь можно открывать нашу книжкину мастерскую. (вывешиваю на доску вывеску – эмблему). КНИЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Воспитатель:Что нам потребуется для ремонта книг? (белая бумага, ножницы, клей….) Нужно обязательно вспомнить правила безопасной работы с ножницами: 1. Работать с ножницами нужно только на своем рабочем месте. 2. Следи за движением лезвий во время работы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Подавай ножницы кольцами вперед. 5. Не оставляй ножницы открытыми, храни их в чехле. 6. Не играй с ножницами. 7. Не подноси ножницы к лицу. 8. Храни ножницы в чехле.Самостоятельная работа детей.Воспитатель: Прежде чем приступить к ремонту книг. Нужно вспомнить, как мы будем делать новый корешок у книги. Об этом нам расскажет Рита. (Сначала берём полоску бумаги, сгибаем её вдоль волокон, проглаживаем сгиб, затем кладём на стол, разглаживаем, потом разворачиваем и разрезаем пополам по линии сгиба, прикладываем полоску к книге и отрезаем нужной длины. Затем берем клей, смазываем полоску и наклеиваем на корешок у книги). Воспитатель: (Воспитатель показывает разорванную книжку). «Заболела это книжка: Изорвали ее детишки. Я больную пожалею: Я возьму ее и склею».Воспитатель:У нас группе сегодня будет необычная мастерская. Книги незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам. Это терпеливые больные- они не плачут, не стонут, не жалуются. И вот тут на помощь им приходим мы с вами, их верные друзья. Мы их полечим и их снова приятно будет взять в руки. Не забываем главное правило — сделал сам – помоги другому. Воспитатель: Кто расскажет, как можно сделать новую обложку у книги? Об этом нам расскажет Максим. (Кладем книгу на лист бумаги, обводим книгу по контуру простым карандашом, вырезаем по контуру ножницами, смазываем клеем, теперь приклеиваем на обложку книги и разглаживаем)Воспитатель: Ребята, заканчиваем работу. Отремонтированные вами книги возьмите, пожалуйста, в руки. Дети (читают хором): «Вышли книжки из больницы, Починили им страницы, Переплеты, корешки, Налепили ярлыки». Инна Александровна: Молодцы, ребята! Хорошо вы потрудились, «вылечили» книги. Теперь они аккуратные и красивые. Они говорят вам: «Большое спасибо, друзья!» Теперь наши книжки «поправились» и мы их можем вернуть нашим малышам. Отнесу эти книжки малышам и расскажу им, как нужно обращаться с книжками, чтобы они у них больше «не болели». Дети отдают книги Инне Александровне.
А за ваше старание я вам подарю новые книги, которые в ваших руках будут чистыми, аккуратными и здоровыми. Из этих книг вы узнаете много нового и интересного.
(дарит детям книги)
До свидания, дети!
Дети: Спасибо вам большое! Воспитатель: Наша книжная мастерская закрывается. Всем детям спасибо за помощь в ремонте книг для малышей!Педагогам спасибо большое за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия в библиотеку с дошкольниками Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая

Похожие статьи:

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Планирование трудовой деятельности в средней группе

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи
из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Задачи трудовой деятельности в средней группе

2. Виды трудовой деятельности в средней группе

3. Примерный план трудовой деятельности средней группы на месяц

Задачи трудовой деятельности в средней группе

Определение 1

Трудовое воспитание в ДОУ – это средство, направленное на формирование основных положительных качеств личности ребенка и его психологической готовности к взрослой трудовой деятельности.

Основные задачи организации трудовой деятельности в средней группе ДОУ:

  1. Образовательные задачи:

    • формирование навыков самообслуживания;
    • обучение подготовки рабочего места и его последующей уборки;
    • формирование навыков поддержания чистоты в групповой комнате;
    • -обучение дежурству по столовой, во время занятий, по живому уголку и т.д.;
    • закладывание основных навыков ухода за растениями и животными;
    • приобщение к работе на участке, огороде, цветнике;
    • учить помогать взрослому приводить в порядок инвентарь, используемый в процессе трудовой деятельности;
    • учиться выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
    • учиться распределять обязанности при выполнении коллективных поручений;
    • расширять знания и представления о трудовой деятельности и профессиях.
  2. Развивающие задачи:

    • развитие познавательной активности и мыслительных операций;
    • совершенствование концентрации внимания, сообразительности и творческого воображения;
    • социализация детей среднего дошкольного возраста, формирования умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умения договариваться в процессе совместной деятельности.
  3. Воспитательные задачи:

    • воспитание самостоятельности, уверенности в себе и своих силах, усидчивости, силы воли, умения планировать собственное время;
    • воспитание умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Виды трудовой деятельности в средней группе

В средней группе ДОУ трудовая деятельность представлена следующими видами:

  1. Расширение и углубление представление о трудовой деятельности взрослых.
  2. Самообслуживание (умение обслуживать самого себя в повседневной жизни).
  3. Хозяйственно-бытовой труд (уборка группы и участка).
  4. Ручной труд (простейший ремонт книжек, игрушек, коробок и т.д.).
  5. Труд в природе (работа на цветнике, огороде, экологической тропе ДОУ и т.д.).

Реализация данных видов трудовой деятельности осуществляется посредством следующих форм организации детского труда:

  • индивидуальные и коллективные поручения;
  • коллективные задания;
  • дежурства;
  • разнообразные игры.

Примерный план трудовой деятельности средней группы на месяц

  1. Самообслуживание – осуществляется ежедневно в специально организованной деятельности в рамках режимных моментов.

    Цель: совершенствовать умения самостоятельно раздеваться, одеваться, аккуратно складывать свою одежду, замечать неполадки во внешнем виде и самостоятельно их устранять.

  2. Дежурство – осуществляется ежедневно по заранее составленному воспитателем и помощником воспитателя, графику.

    Виды дежурств: по столовой, по группе, у уголке природы, во время учебных занятий.

    Цель: обучение необходимым трудовым навыками, самостоятельной поддержке порядка в групповой комнате, совершенствование трудовых навыков и умений.

  3. Хозяйственно-бытовой труд – (ежедневно) осуществляется в соответствии с планом, а также проводится при необходимости в режимных моментах в виде оказания помощи воспитателю.

    Виды хозяйственно-бытового труда: помощь воспитателю, уход за игрушками, книжками и т.д.

    Цель: формирование положительного отношения к труду, уважительного отношения к своему труду и труду других людей, совершенствование трудовых навыков.

  4. Труд в природе – (ежедневно по графику) проводится на участке детского сада, экологической тропе и т.д.

    Виды труда в природе: уборка листьев, полив цветов, подметание веранды и дорожек, прополка цветника и т.д.

    Цель: формирование уважительного отношения к труду, воспитание стремления трудиться в коллективе, приносить пользу своим трудом, закрепление навыков работы на участке, огороде, цветнике.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи
Дата последнего обновления статьи: 17.10.2022

Выполнение любых типов работ по
педагогике

Рецензия на методическую разработку педагога на заказ

Заказать ВКР по педагогике

Эссе на тему моё представление о безопасной образовательной среде

Презентация на тему история и современное состояние ДОУ

Реферат на тему образ учителя в истории педагогики

Эссе на тему книга жалоб учителя

Контрольная работа на тему характеристика деятельности педагога

Реферат по педагогике на тему технология модульного обучения в школе

Реферат на тему язык и речь

Реферат на тему образование

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы
Курсовые работы
Выпускные квалификационные работы
Рефераты
Сочинения
Доклады
Эссе
Отчеты по практике
Решения задач
Контрольные работы

Что такое принудительный труд, современное рабство и торговля людьми (Принудительный труд, современное рабство и торговля людьми)

Что такое принудительный труд?

Под принудительным трудом понимается работа, выполняемая принудительно и под угрозой какого-либо наказания . Это относится к ситуациям, в которых людей принуждают к работе путем применения насилия или запугивания или более изощренных средств, таких как манипулирование долгом, удержание документов, удостоверяющих личность, или угрозы доноса иммиграционным властям.

Определение принудительного труда

Согласно Конвенции МОТ о принудительном труде 1930 г. (№ 29), принудительным или обязательным трудом является:

«всякая работа или служба, требуемая от любого лица под угрозой наказание, для которого лицо не предложило себя добровольно».

Протокол о принудительном труде (Статья 1(3)) прямо подтверждает это определение.

Это определение состоит из трех элементов:

  1. Работа или услуга  относится ко всем видам работы, выполняемой в любой деятельности, отрасли или секторе, включая неформальную экономику.
  2. Угроза любого наказания  относится к широкому спектру наказаний, используемых для принуждения кого-либо к работе.
  3. Принудительное: Термин «добровольное предложение» относится к свободному и осознанному согласию работника устроиться на работу и его или ее свободе уйти в любое время. Это не тот случай, когда работодатель или рекрутер дает ложные обещания, чтобы работник устроился на работу, которую он или она в противном случае не принял бы.

Исключения из определения «принудительного труда»

Статья 2(2) Конвенции № 29 описывает пять ситуаций, которые составляют исключений из определения «принудительного труда» при определенных условиях (см. Труд, Комитет экспертов МОТ, 2007 г.):

  • Обязательная военная служба.
  • Обычные гражданские обязанности.
  • Труд заключенных (при определенных условиях).
  • Работа в чрезвычайных ситуациях, ситуациях (таких как война, стихийное бедствие или угроза стихийного бедствия, например, пожар, наводнение, голод, землетрясение).
  • Мелкие коммунальные услуги (в пределах сообщества).

Принудительный труд, назначаемый государственными органами

Конвенция № 105 об отмене принудительного труда, принятая МОТ в 1957 г., в первую очередь касается принудительного труда, назначаемого государственными органами. В частности, запрещается использование принудительного труда:

  • в качестве наказания за выражение политических взглядов,
  • в целях экономического развития,
  • в качестве средства трудовой дисциплины,
  • в качестве наказания за участие в забастовках,
  • в качестве средства расовой, религиозной или иной дискриминации.

Сфера применения Документов МОТ о принудительном труде

Обе конвенции о принудительном труде ратифицированы почти всеми странами, а это означает, что почти все страны по закону обязаны соблюдать их положения и регулярно отчитываться о них перед органами МОТ, контролирующими стандарты. Не прибегать к принудительному труду является одним из основных прав человека: все государства-члены МОТ должны соблюдать принцип ликвидации принудительного труда независимо от ратификации.

В июне 2014 года правительства, работодатели и работники на Международной конференции труда МОТ (ILC) решили придать новый импульс глобальной борьбе с принудительным трудом, включая торговлю людьми и сходную с рабством практику.

Они подавляющим большинством голосов проголосовали за принятие Протокола 2014 г. к Конвенции о принудительном труде 1930 г. и Рекомендации о принудительном труде (дополнительные меры) 2014 г. (№ 203), которые дополняют Конвенцию о принудительном труде 1930 г. (№ 29) и дополняют существующих международных документов путем предоставления конкретных рекомендаций по эффективным мерам, которые необходимо принять в отношении предотвращения, защиты и средств правовой защиты для искоренения всех форм принудительного труда.

Реальность принудительного труда, торговли людьми и современного рабства

Принудительный труд может применяться к взрослым и детям государственными органами, частными предприятиями или отдельными лицами. Он наблюдается во всех видах экономической деятельности, таких как работа по дому, строительство, сельское хозяйство, производство, сексуальная эксплуатация, принуждение к попрошайничеству и т. д. и во всех странах.

Определение принудительного труда включает:

«традиционную практику принудительного труда, такую ​​как пережитки рабства или сходную с рабством практику, различные формы долговой кабалы, а также новые формы принудительного труда, появившиеся в последние десятилетия, такие как торговля людьми». 1  также называется «современным рабством», чтобы пролить свет на условия труда и жизни, противоречащие человеческому достоинству.

Принудительный труд отличается от нестандартных или эксплуататорских условий труда. Чтобы установить, когда ситуация представляет собой принудительный труд, можно использовать различные индикаторы, такие как ограничение свободы передвижения работников, удержание заработной платы или документов, удостоверяющих личность, физическое или сексуальное насилие, угрозы и запугивание или мошеннические долги, от которых работники не могут избавиться.

Помимо серьезного нарушения основных прав человека и трудовых прав, принудительный труд является уголовным преступлением.


1  МОТ, Общий обзор основных конвенций, касающихся прав в сфере труда, в свете Декларации МОТ о социальной справедливости для справедливой глобализации , Доклад Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, 2012 г., ILC.101/III/1B, пункт. 272.

Преимущества международных трудовых норм

Проблемы глобализации сделали международные трудовые нормы как никогда актуальными. Какие преимущества они дают сегодня?

Путь к полной и производительной занятости и достойной работе для всех: цели на период до 2030 года

Международные трудовые нормы в первую очередь касаются развития человека как личности. В Филадельфийской декларации (1944 г.) международное сообщество признало, что «труд не является товаром». Труд — это не неодушевленный продукт, вроде яблока или телевизора, о котором можно договориться, чтобы получить максимальную прибыль или самую низкую цену. Работа является частью повседневной жизни каждого и имеет решающее значение для человеческого достоинства, благополучия и развития как человека. Экономическое развитие должно включать создание рабочих мест и условий труда, в которых люди могут работать в условиях свободы, безопасности и достоинства. Короче говоря, экономическое развитие осуществляется не само по себе, а для улучшения жизни людей. Международные трудовые нормы призваны гарантировать, что она по-прежнему направлена ​​на улучшение жизни и достоинства мужчин и женщин.

Достойный труд возобновляет устремления людей в отношении работы. Он объединяет доступ к производительному и надлежащим образом оплачиваемому труду, безопасность на рабочем месте и социальную защиту для семей, лучшие перспективы для личного развития и социальной интеграции, свободу для людей излагать свои требования, организовывать и участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. и равенство возможностей и обращения для всех мужчин и женщин.

Достойный труд – это не просто цель, это средство достижения конкретных целей новой международной программы устойчивого развития. На Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года достойный труд и четыре столпа Программы достойного труда — создание рабочих мест, социальная защита, права в сфере труда и социальный диалог — стали центральными элементами нового Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года . Цель 8 Повестки дня на период до 2030 года призывает к содействию неуклонному, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работе для всех. Кроме того, основные элементы достойного труда широко включены в задачи большого числа из 16 целей нового видения развития Организации Объединенных Наций.

Международно-правовая база для справедливой и стабильной глобализации

Достижение цели достойного труда в глобализированной экономике требует действий на международном уровне. Мировое сообщество частично отвечает на этот вызов, разрабатывая международно-правовые инструменты в области торговли, финансов, окружающей среды, прав человека и труда. МОТ вносит свой вклад в эту правовую базу, разрабатывая и продвигая международные трудовые нормы, направленные на обеспечение того, чтобы экономический рост и развитие шли рука об руку с созданием достойных рабочих мест. Уникальная трехсторонняя структура МОТ обеспечивает поддержку этих стандартов как правительствами, так и работодателями и работниками. Таким образом, международные трудовые нормы устанавливают базовые минимальные социальные стандарты, согласованные всеми участниками мировой экономики.

Равные условия игры

Международно-правовая база социальных стандартов обеспечивает равные условия в мировой экономике. Это помогает правительствам и работодателям избежать искушения снизить стандарты труда в надежде, что это даст им большее сравнительное преимущество в международной торговле. В долгосрочной перспективе такие практики никому не приносят пользы. Снижение трудовых стандартов может способствовать распространению низкооплачиваемых, низкоквалифицированных и высокооборотных отраслей и препятствовать созданию в стране более стабильной высококвалифицированной занятости, в то же время замедляя экономический рост торговых партнеров. Поскольку международные трудовые нормы являются минимальными стандартами, принятыми правительствами и социальными партнерами, все заинтересованы в том, чтобы эти правила применялись повсеместно, чтобы те, кто не применяет их на практике, не подрывали усилия тех, кто это делает.

Средство улучшения экономических показателей

Международные трудовые нормы иногда воспринимаются как дорогостоящие и, следовательно, препятствующие экономическому развитию. Однако все больше исследований показывают, что соблюдение международных трудовых норм часто сопровождается повышением производительности и экономических показателей.

Минимальная заработная плата и стандарты рабочего времени, а также уважение равенства могут привести к большему удовлетворению и повышению производительности труда работников и снижению текучести кадров. Инвестиции в профессиональное обучение могут привести к повышению квалификации рабочей силы и повышению уровня занятости. Стандарты безопасности могут снизить дорогостоящие несчастные случаи и расходы на здравоохранение. Защита занятости может побудить работников идти на риск и внедрять инновации. Социальная защита, такая как схемы безработицы и активная политика на рынке труда, может способствовать гибкости рынка труда и сделать экономическую либерализацию и приватизацию устойчивыми и более приемлемыми для населения. Свобода ассоциации и ведение коллективных переговоров могут привести к улучшению консультаций и сотрудничества между работниками и администрацией, тем самым улучшая условия труда, уменьшая количество дорогостоящих трудовых конфликтов и повышая социальную стабильность.

Положительное влияние норм труда не остается незамеченным иностранными инвесторами. Исследования показали, что в своих критериях выбора стран для инвестирования иностранные инвесторы ставят качество рабочей силы и политическую и социальную стабильность выше низкой стоимости рабочей силы. В то же время мало доказательств того, что страны, не соблюдающие трудовые нормы, более конкурентоспособны в мировой экономике. Международные трудовые нормы не только реагируют на изменения в сфере труда для защиты работников, но и учитывают потребности устойчивых предприятий.

Подушка безопасности во время экономического кризиса

Даже в странах с быстрорастущей экономикой и высококвалифицированными работниками могут возникнуть непредвиденные экономические спады. Азиатский финансовый кризис 1997 года, лопнувший в 2000 году пузырь доткомов и финансово-экономический кризис 2008 года показали, как десятилетия экономического роста могут быть сведены на нет резкой девальвацией валюты или падением рыночных цен. Например, во время азиатского кризиса 1997 года, а также кризиса 2008 года безработица значительно возросла во многих затронутых странах. Катастрофические последствия этих кризисов для рабочих усугублялись тем фактом, что во многих из этих стран системы социальной защиты, особенно системы страхования на случай безработицы и медицинского страхования, активная политика на рынке труда и социальный диалог были практически не развиты.

Принятие подхода, который уравновешивает макроэкономические цели и цели занятости, и в то же время принимает во внимание социальные последствия, может помочь решить эти проблемы.

Стратегия сокращения бедности

Экономическое развитие всегда зависело от принятия правил. Законодательство и функционирующие правовые институты обеспечивают права собственности, исполнение контрактов, соблюдение процедур и защиту от преступлений — все правовые элементы надлежащего управления, без которых не может функционировать ни одна экономика. Рынок, управляемый справедливым набором правил и институтов, более эффективен и приносит пользу всем. Рынок труда ничем не отличается. Справедливая трудовая практика, закрепленная в международных трудовых стандартах и ​​применяемая в рамках национальной правовой системы, обеспечивает эффективный и стабильный рынок труда как для работников, так и для работодателей.

Во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой большая часть рабочей силы занята в неформальной экономике. Более того, такие страны часто не имеют возможности обеспечить эффективную социальную справедливость. Тем не менее международные трудовые нормы также могут быть эффективными инструментами в таких ситуациях. Большинство стандартов МОТ распространяются на всех работников, а не только на тех, кто работает по официальному договору о найме. Некоторые стандарты, например те, которые касаются надомников, мигрантов и сельских рабочих, а также коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, конкретно касаются определенных областей неформальной экономики. Укрепление свободы ассоциации, расширение социальной защиты, улучшение безопасности и гигиены труда, развитие профессионального обучения и другие меры, требуемые международными трудовыми нормами, оказались эффективными стратегиями сокращения бедности и вовлечения работников в формальную экономика. Кроме того, международные трудовые нормы призывают к созданию институтов и механизмов, обеспечивающих соблюдение трудовых прав. В сочетании с набором определенных прав и правил функционирующие правовые институты могут помочь формализовать экономику и создать атмосферу доверия и порядка, необходимых для экономического роста и развития. ( Примечание 1 )

Сумма международного опыта и знаний

Международные трудовые нормы являются результатом дискуссий между правительствами, работодателями и работниками при консультациях со специалистами со всего мира.