Skip to content

Конспект проведения режимных процессов в средней группе: Конспект проведения режимных моментов в 1 половине дня в средней группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать). | Материал (средняя группа):

Содержание

Конспект проведения режимных моментов в 1 половине дня в средней группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать). | Материал (средняя группа):

Конспект проведения режимных моментов в 1 половине дня в средней группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать).

Утренний прием

Цель: способствовать эмоциональному настроению на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить у детей коллективное отношение между детьми в группе.
  2. Оздоровительная: создать бодрое эмоциональное состояние на весь день.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь ко всему окружающему, чувство взаимопомощи и дружелюбия.

Оборудование: различные игрушки.

Проведение:

За 10-15 минут я прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки.

Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну, как дела? Будешь сегодня с нами играть?».

Затем завожу ребенка в группу, и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).

Умывание

Цель: способствовать укреплению здоровья, формировать правило умывания.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить культурно – гигиенические навыки: мытье рук с мылом, мытье лица и правильное пользование индивидуальным полотенцем.
  2. Оздоровительная: оказывать оздоровительное воздействие.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес, желание к умыванию.

Проведение:

В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши руки были чистыми? Давайте их помоем».

Я веду детей в умывальник и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:

Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться
— Ставим под воду руки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте руки круговыми движениями.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот такие ладушки
Ладушки – ладошки.
 

 — Снова подставляем руки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся воду в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает руки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши руки!

Так же я продолжаю подзывать поочереди оставшихся детей, помогаю им и использую художественное слово.

Кормление

Цель: способствовать формированию правило поведение за столом.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить умение правильно сервировать на стол, правильно кушать.
  2. Оздоровительная: оказывать помощь, объяснять, что торопится нельзя можно подавится.
  3. Воспитательная: воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.

Проведение:
— «Дети, все, кто помыл руки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ноги поставьте прямо, локти на стол не кладем.
Все ровненько сидят,
Ножки вместе стоят,
Глазки в тарелку глядят,
Локти убраны со стола,
Тихо кушает детвора.
Дети! Пришел сегодня в гости

     Не доктор Айболит

     Пришел сегодня в гости-
    Хороший Аппетит!
    Всем приятного аппетита!»
   

Во время еды я слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.

Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.

Детей, которые не едят, я пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).

Тех ребят, которые едят медленно или не умеют есть, я помогаю.

Ребенку, который поел, я говорю: «Даша, возьми салфетку и вытри рот, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стул».

Подготовка к прогулке (одевание)

Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).
  2. Оздоровительная: создавать эмоциональный подъем, одеваться по погоде.
  3. Воспитательная: воспитывать правильно одеваться, складывать вещи, воспитывать чувство взаимопомощи и дружелюбия.

Проведение:

Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру группу детей и все вместе выходим в раздевалку.

Слежу, чтобы дети правильно одевались на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки., кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик.

Во время этого использую художественное слово:

Одеваемся по порядку,

Привыкаем к порядку.

Спрашиваю детей:

— Данила, а какого цвета у тебя штаны?

— Ваня, а что мы одеваем на голову?

Если дети не могут ответить, помогаю им.

Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».

— Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

Возвращение с прогулки (раздевание)

Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать культурно – гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия предметов одежды, действий).
  2. Оздоровительная: создать эмоциональный подъем.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к труду, воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи.

Проведение:

Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать).

— Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.

Я слежу, чтобы все дети правильно и аккуратно разделись, кому из детей нужна помощь помогаю.

— Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.

Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).

Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

Подготовка ко сну

Цель: способствовать формированию правила поведения.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить культурно – гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон).
  2. Оздоровительная: создать спокойную атмосферу в комнате.
  3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Проведение: 

Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.

— Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши руки, глаза и ноги устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стулья, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стул?
Помогаю детям раздеваться. Первых в кровать кладу детей, которые дольше засыпают.
Положим под спинку мягкую перинку
Сверху на перинку чистую простынку
Положим под ушки белые подушки.
И накроем одеялом,
Чтобы дети крепко спали.

— Ребята, кто разделся, ложитесь в кровати и укрывайтесь одеялом.
Когда все дети лежат в кроватях, спокойным, тихим голосом говорю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят –поспят, всему миру спать велят.
Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки.
Приятных снов!
Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).

Конспект проведения режимных моментов во 2 половине дня

в средней группе

Подъем и закаливание

Цель: способствовать укреплению здоровья.

Задачи:

  1. Образовательная: учить детей тихо вставать, не кричать, не бегать и не прыгать.
  2. Оздоровительная: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей после сна, оказывать закаливающие воздействия на организм в естественных условиях.
  3. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к процессу подъема.

Проведение.

В 15-00 говорю спокойным голосом:

— Дети, вот вы и поспали, но уже пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.

К детям, которые не проснулись, подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.

— Ребята, а теперь давайте каждый станет возле своей кровати.
Провожу закаливающие процедуры:

— Дети, покажите свои руки – «вот они», а теперь спрячем руки за спину – «где руки»? «Вот они!» (Показываем руки) Молодцы! Ребята, давайте с вами спрячемся за кровати (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие уже выросли. Сейчас давайте возьмем с вами сандали в руки и пойдем к своим стульям с одеждой.

Одевание

Цель: формировать правило поведение, правила одевания.

Задачи:

  1. Образовательная: учить одеваться в правильной последовательности, побуждать к самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности в одежде.
  2. Оздоровительная: создать эмоциональный подъем.
  3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, так же воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Проведение:
Дети садятся на свои стулья, я помогаю детям одеваться, если нужна помощь, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки, сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:

Одеваемся по порядку,

Привыкаем к порядку.

Спрашиваю детей:
— Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
— Катя, а кто купил тебе такое красивое платье?
— Оля, скажи, пожалуйста, какого цвета у тебя кофта?

Если дети сами не могут ответить, помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

Умывание
Цель: способствовать укреплению здоровья, формировать правило умывания.

Задачи:

  1. Образовательная: продолжать обучать детей навыкам праваильного умывания: закатывать рукава, мыть руки с мылом круговыми движениями, насухо вытирать их полотенцем.
  2. Оздоровительная: оказывать оздоровительное воздействие.
  3. Воспитательная: воспитывать аккуратность и организованность.

Проведение

Беру детей, которые едят медленнее, веду их в умывальник и говорю:

— Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:

Ай лады-лады-лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Дружно улыбаемся.

Ставим под воду руки, намочим их. А теперь возьмите мыло и намыливайте руки круговыми движениями (показываю). Снова подставляем руки под воду и смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся воду и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает руки со всех сторон.
Полотенце Катино
Даша не возьмет.
С птичкой не спутает
Синий самолет.

Молодцы, дети, все такие чистые, красивые!

Кормление

Цель: способствовать формированию правило поведение за столом.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить умение правильно сортировать на стол, правильно кушать.
  2. Оздоровительная: оказывать помощь, объяснять, что торопится нельзя можно подавится.
  3. Воспитательная: воспитывать культурно – гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.

Проведение:

— Дети, все кто помыл руки садитесь за столы. Сядьте ровно, не горбитесь, ноги поставьте прямо, локти на стол не кладем.

Все ровно сидят

Ножки вместе стоят

Локти убраны со стола

Тихо кушает детвора.

Всем приятного аппетита!

Во время еды слежу, чтобы дети ровно сидели, кушали молча.

В конце еды напоминаю каждому ребенку, что надо вытирать рот и руки салфеткой. Напоминаю, чтобы дети задвигали за собой стулья, благодарили, не мешали кушать другим.

Самомассаж «Черепаха»

Средняя группа

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьям.

Содержание

Дозировка

Темп

Дыхание

ОМУ

1.

Организационный момент

Ребята, встаньте в круг, повернитесь друг за другом, так чтобы удобно было выполнять массаж спины друг другу.

2.

Массаж спины

а) легкое похлопывание ладонями по спине сверху вниз

4раз

в соответствие с ритмом

произвольное

Начинаем делать массаж спины.

Все дети проговаривают четко слова:

Шла купаться черепаха.

3.

б) энергичные пощипывание от поясницы вверх по спине

8раз

В соответствие с ритмом

произвольное

И кусала всех со страха:

Кусь-кусь-кусь-кусь.

4.

в) со словами быстро повернуться и испугать сзади  стоящего и делать медленные вибрирующие движения кистями рук.

Изобразить испуг.

1раз

средний

Выдох со словом «У»

Никого я не боюсь.

Дети повернитесь к сзади стоящему и напугайте со словом «У».

Кого напугали, изобразим, как мы напугались кистями рук делаем медленное вибрирующие движение.

Конспект проведения режимных моментов во второй половине дня в средней группе | Методическая разработка (средняя группа):

Конспект проведения режимных моментов во второй половине дня в средней группе

ЦЕЛЬ: обеспечение постепенного пробуждения организма ребенка после дневного сна; закрепление знаний о своём организме и стремлении беречь его.

ЗАДАЧИ:

-развивать у детей мотивацию к сохранению и укреплению здоровья;

-формировать правильную осанку, предупредить плоскостопие;

-поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»;

— закрепить последовательность одевания.

— совершенствовать умения самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни (мыть руки перед едой, воспитывать аккуратность, понимать необходимость гигиены, заботиться о своём здоровье)

ОБОРУДОВАНИЕ: спокойная музыка, дорожки — массажеры для стопы ног, мячики «Су-Джок»

ХОД:

Воспитатель: Завершился тихий час, свет дневной встречает нас. Потянулись! Улыбнулись! Наконец — то мы проснулись! Добрый день! Пора вставать!

Предлагаю снять с себя одеяло. Под лёгкую, тихую музыку дети постепенно просыпаются, убирают одеяло с себя, ложатся на спину. Начинаем гимнастику пробуждения.

Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.

Первый разик на спине, а потом на животе.

И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.

Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,

Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,

Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,

А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде. Молодцы, отпустили ножки.

Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,

Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись. Выпрямили спинки, отдохнули и еще раз наклонились, потянулись, до носочков дотянулись, выпрямили спинки.

Разбудим наши ротики, сделаем глубокий вдох,

А, выдыхая, помычим «м – м – м — м», но ротик не открываем.

Воспитатель: — Молодцы! Что мы делаем после зарядки?

Дети: — Делаем массаж ножек, ходим по массажным дорожкам.

Дети идут по массажным коврикам и ребристой доске.

Воспитатель следит, чтобы дети наступали на все коврики и не обходили их стороной.

Педагог создает игровую ситуацию «Кто быстрее оденется: мальчики или девочки?» Воспитатель: «Давайте устроим соревнования и посмотрим, кто быстрей оденется. Мальчики будут помогать своим друзьям, а девочки друг другу».  Дети с увлечением принимаются одеваться.

В процессе одевания воспитатель следит за тем, чтобы дети одевались в правильной последовательности, оказывали друг другу посильную помощь, приводили в порядок свой внешний вид — пользовались личной расческой. После одевания, дети присаживались на стульчики.

Подводится итог: девочки дают оценку внешнему виду мальчиков, и наоборот.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем. (воспитатель раздаёт мячики «Су-Джок»)

«Хитрый еж» Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Цель: формировать навыки выразительности и пластичности движений, развитие мелкой моторики рук.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.        Катают мяч между ладонями

На спине иголки

Очень- очень колкие.  Катают мяч между ладонью правой руки и большим пальцем левой руки               

Хоть и ростом ёжик мал,   То же со средним пальцем

нам колючки показал,       То же с безымянным пальцем

А колючки тоже               То же с мизинцем

на ежа похожи.                Дети катают мяч между ладонями

Воспитатель: а теперь дежурные мойте руки первыми, надевайте фартуки и помогите Ирине Александровне накрыть столы к полднику.

— Вера, напомни нам, пожалуйста, правила для мытья рук. (Ребёнок напоминает)

— А почему нельзя сильно открывать кран? (ответы детей)

— Ребята, не забывайте, что за стол нужно садиться опрятными и причёсанными, поэтому не забудьте посмотреть на себя в зеркало и исправить все неполадки в одежде.

Революционные процессы, лидеры и результаты | Революции: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРеволюции: очень краткое введениеОчень краткое введениеПолитикаРеволюции и восстанияВсемирная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРеволюции: очень краткое введениеОчень краткое введениеПолитикаРеволюции и восстанияВсемирная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Goldstone, Jack A. ,

‘Революционные процессы, лидеры и результаты’

,

Revolutions: очень короткое введение

, очень короткое введение

(

, Нью -Йорк,

2013.

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 23 января 2014 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199858507.003.0003,

, по состоянию на 6 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРеволюции: очень краткое введениеОчень краткое введениеПолитикаРеволюции и восстанияВсемирная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРеволюции: очень краткое введениеОчень краткое введениеПолитикаРеволюции и восстанияВсемирная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Результаты революций куются в процессе самой революции. «Революционные процессы, лидеры и результаты» начинается с определения трех моделей распада государства: центральный коллапс, периферийное продвижение и революция путем переговоров. Показано, что успешные революции требуют как дальновидного, так и организационного лидерства. Результаты революций многочисленны, разнообразны и проявляются в разных временных масштабах. Революции делятся на несколько типов с характерными исходами — «социальные революции», «антиколониальные революции» и «демократизационные революции», — но не все революции попадают в один из этих основных типов. Революции постоянно пересматривали и воссоздавали политику, нации и международные отношения. Они также заслуживают своей репутации ужаса и героизма.

Ключевые слова:
Корасон Акино, Конституция США, Индира Ганди, Во Нгуен Зиап, партизанская война, Хо Ши Мин, международные отношения, Наполеон I, революция, Революции 1848 г., государство

Предмет

ПолитикаВсемирная историяРеволюции и восстания

Серия

Краткие предисловия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Способствует ли глобализация демократии?: ранняя оценка

Неизменный принцип эпохи после окончания «холодной войны» состоит в том, что глобализация может стать катализатором демократизации. В одной формулировке, когда демократические идеалы проносятся (или даже просачиваются) через границы в авторитарные государства, глобализация делает демократизацию неизбежной. Сторонники этой точки зрения указывают на заразность демократических преобразований в мире за последнюю четверть века и на способность технологий проникать в самые закрытые общества. Они отмечают, что даже оруэлловское правительство Северной Кореи осторожно перешло в онлайн, хотя население страны в целом не имеет электронного доступа к внешнему миру.

Но эти широкие тенденции еще не могут подтвердить сильную и прямую связь между глобализацией и демократизацией. Доказательства неоднозначны и будут оставаться таковыми в течение некоторого времени. На каждое общество, в котором революция «народной власти» поддерживается международными отрядами поддержки и спутниковым телевидением, другое с каждым днем ​​становится все более космополитичным, придерживаясь традиционных (и часто авторитарных) практик. Город-государство Сингапур, признанный «самым глобальным» в рейтинге A.T. Kearny/Foreign Policy, журнал Globalization Index с точки зрения трансграничных контактов между людьми, оставался решительно полуавторитарным в течение последних 30 лет и не показывает признаков большей демократизации. Более того, в то время как целые регионы, особенно в бывшем Восточном блоке, приняли экономическую глобализацию и более открытые политические процессы в начале XIX90-х годов, к концу десятилетия многие новые демократии пошатнулись под тяжестью глобализации, будь то из-за неблагоприятных экономических тенденций или усиления транснациональной преступности. Возможно, пока невозможно сделать окончательное суждение о связи между глобализацией и демократией, но более пристальный взгляд прояснит, где глобализация помогла демократизации, где она затормозила движение к большей открытости и, при условии ускоренного темпа глобализации, что увеличение потоков людей и идей будет означать для правительств и обществ мира в предстоящие годы.

На пути к международным нормам демократии

Возможно, наиболее ощутимым свидетельством влияния глобализации на демократизацию стало внедрение демократических норм и поддерживающих их принципов прав человека во многие международные и региональные институты. Принцип ответственности за нарушение прав человека все больше освобождается от национальных границ, как показал арест в 1998 году в Лондоне бывшего президента Чили Аугусто Пиночета. Специальный трибунал ООН по военным преступлениям, созванный для бывшей Югославии в начале XIX в.90-е были распространены на Руанду в середине десятилетия, предвещая более широкое движение к международному правосудию. В предстоящее десятилетие создание Международного уголовного суда станет переломным моментом в этом движении.

Демократические принципы также меняют региональные институты. Европейский Союз, изначально являвшийся экономическим сообществом, теперь требует демократического правления в качестве предварительного условия для членства и продвигает демократию в своей коллективной внешней политике. Организация американских государств, которая когда-то была дипломатическим форумом как для демократических, так и для недемократических правительств, теперь активно работает над восстановлением демократии, когда она находится под угрозой в государствах-членах. Организация африканского единства, также традиционная дипломатическая группа, пытается разработать региональный кодекс прав человека по образцу Хельсинкского процесса в Европе.

Связанные книги

Но у процесса есть свои пределы. Региональные группы принимают кодексы демократической практики там, где уже существует кворум демократий или где самые крупные и наиболее экономически мощные государства являются демократическими. В этих случаях веса демократического большинства (и преимуществ членства в клубе) иногда бывает достаточно, чтобы убедить недемократические государства провести либерализацию. Но тенденция резко обрывается там, где политический спектр включает равное количество демократических и недемократических государств или где преобладают авторитарные режимы. Например, в Азии из-за разнообразия политических режимов демократия и права человека в значительной степени не учитывались в группе Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Более обнадеживающей, но более низкой тенденцией является рост транснациональных неправительственных организаций, занимающихся продвижением демократии и защитой прав человека. Эти группы, которые обычно возникают и имеют штаб-квартиры в западных странах, создают плацдармы (и взращивают местных коллег) в авторитарных странах, хотя они редко могут действовать там без существенных ограничений. Таким образом, в регионах, где авторитарные тенденции остаются сильными, особенно в Азии и на Ближнем Востоке, единственные сети, занимающиеся распространением демократических ценностей и укреплением прав человека, являются неправительственными. В обозримом будущем наилучшие шансы на построение межправительственных режимов демократии и прав человека в этих регионах будут заключаться в постепенном перекрестном процессе, поскольку сети НПО вовлекают правительственных чиновников во «второй путь» (смешанные правительства и НПО) диалоги и другие неформальные мероприятия.

Инструментальные эффекты глобализации

В регионах, где отсутствует широко распространенная и открытая приверженность демократии, западные политики и неправительственные группы, пытающиеся способствовать большей политической либерализации, уверовали в косвенные эффекты глобализации. С этой точки зрения глобализация предлагает наживку и подсказку. Авторитарное правительство соглашается с глобальным режимом, чтобы получить выгоды одного рода (обычно экономические), но вынуждено принять политические последствия (усиленное народное давление в пользу демократии), которые вытекают из этого. Политика, разработанная в соответствии с этой теорией, сосредоточена на двух аспектах глобализации — либерализации международной торговли и телекоммуникациях. Неудивительно, что эта теория также поддерживает два лелеемых американцами убеждения: открытые рынки и демократия являются источником вдохновения и следствием друг друга и что прогресс технологий невозможно остановить.

Таким образом, на протяжении более десяти лет сменявшие друг друга администрации США заявляли, что широкое поддержание торговли с Китаем и, в частности, поощрение вступления Китая во Всемирную торговую организацию откроет черный путь к политическим реформам. Присоединение к правилам ВТО потребует от режима в Пекине обеспечения более прозрачного и подотчетного правительства и укрепит концепцию верховенства закона, две основы современных демократических систем. Кроме того, иностранные телекоммуникационные компании получат паритет с государственными компаниями в Китае, распространяя свои технологии и ослабляя контроль режима над контактами между Китаем и внешним миром, а также между самими китайскими гражданами.

Логика, убедительная в долгосрочной перспективе, имеет краткосрочные ограничения. В странах с устойчивыми авторитарными режимами лидеры с большей вероятностью согласятся на правовую реформу из прагматических соображений — для улучшения экономических условий за счет расширения международной торговли — до тех пор, пока население не будет рассматривать эти реформы как идеологическую капитуляцию. Лидеры могут также считать, что реформы, касающиеся международной торговли, легче сдерживать, потому что первоначально основное внимание уделяется коммерческим кодексам, которые в первую очередь затрагивают иностранный бизнес. Хотя на ранних этапах такой реформы можно изолировать местное население, последствия либерализации торговли и маркетизации в конечном итоге требуют от режима принятия более широкого подхода. Но экономическая либерализация может также усугубить проблемы, которые, кажется, опережают усилия по проведению правовой реформы и даже поощряют народную поддержку авторитарного или полуавторитарного правительства. Вхождение России в международную экономику, по мнению многих россиян, усилило коррупцию в официальных кругах и экономическую преступность. До тех пор, пока эти тенденции воспринимаются как более сильные, чем реформы (даже невосприимчивые к ним), граждане, скорее всего, будут терпеть меньше, чем демократическое правление, в качестве краткосрочного решения.

Более того, некоторые экономические державы, готовые ввести международные торговые режимы, в первую очередь Китай, могут сами влиять на правила, регулирующие эти режимы. До сих пор правила глобальной торговли в основном писались западными демократиями, чья совокупная экономическая мощь отводила честолюбивым участникам роль просителей. Но появление более «смешанных» экономических сил — правительств, приверженных рыночным реформам, но не обязательно демократии западного образца — может изменить эти институты. По крайней мере, связь между торговыми преференциями и прозрачными процессами может немного ослабнуть, как и поддержка открытых политических условий, связанных с торговлей, в режиме Европейского Союза. В худшем случае глобальные торговые институты могут быть раздосадованы блоковым поведением, мало чем отличающимся от того, что иногда наблюдается в Организации Объединенных Наций.

Технологии и политическая открытость

Влияние технологий на демократизацию, вероятно, будет более непосредственным, хотя само по себе недостаточно для осуществления политических изменений. Слабая экономика, наряду с сопротивлением правительства, сдерживали распространение технологий во многих странах Ближнего Востока и некоторых азиатских странах и будут сдерживать в ближайшем будущем. Но появление технологий добавило новое измерение к перспективам политических перемен. В самых драматических эпизодах народного сопротивления авторитарным режимам за последнее десятилетие заметную роль сыграли технологии. На площади Тяньаньмэнь в 19 г.89, китайские демонстранты общались друг с другом и внешним миром по факсу. В 1992 году в Бангкоке тайские профессионалы, получившие прозвище «бандиты с мобильными телефонами», координировали антивоенные демонстрации со студенческими лидерами и друг с другом по сотовым телефонам. В 1998 году в Индонезии сопротивление против Сухарто в основном направлялось через Интернет.

Но несмотря на все эти моменты высокой политической драмы, самые большие перспективы технологий в продвижении политической открытости заключаются в повседневном общении гражданской и политической жизни. В авторитарных обществах Интернет отличается от печатных и электронных СМИ, потому что не существует государственных СМИ, которые режим мог бы использовать в качестве противовеса. С самого начала Интернет был более свободной формой общения, чем любая другая, по крайней мере, для тех, кто имел возможность его получить.

Модернизирующиеся авторитарные государства часто хотят расширить использование технологий для экономического развития, а также удержать граждан от их использования в политических целях. Однако делать и то, и другое становится все труднее. Амбициозный план Китая по созданию национальной компьютеризированной информационной инфраструктуры стимулировал рост отечественной телекоммуникационной отрасли на 30-50 процентов в год с 1989 года. В то же время правительство регистрирует всех пользователей Интернета, инвестирует в технологии для мониторинга и фильтрации киберкоммуникаций и регулирует приемлемые темы для онлайн-дискуссий. Но китайские интернет-пользователи научились обходить многие из этих ограничений с помощью прокси-серверов, что является признаком того, что технологии обычно могут перехитрить попытки контролировать их.

Сегодня 17 миллионов пользователей Интернета в Китае составляют небольшую часть населения страны. Но их число быстро растет — с 1997 по 1998 год оно выросло на 75 процентов, а затем утроилось в 1999 году. Что еще более важно, политический дискурс в Китае расширился, несмотря на попытки государства его подвергнуть цензуре и предотвратить. В среднесрочной перспективе результаты усилий правительства по контролю над Интернетом будут частично зависеть от того, сможет ли Китай поддерживать высокие темпы экономического роста. Если это произойдет, рост Интернета, вероятно, превзойдет попытки его контролировать. В долгосрочной перспективе прогноз благоприятный. В странах, где развиваются технологии, контроль над глобальными СМИ может чередоваться между правительством и обществом, но в конечном итоге преимущество обычно отдается обществу.

Недостатки демократии

Но глобализация также может дать преимущество авторитарным режимам. Режимы, соглашающиеся на экономические реформы, чаще всего открывают возможности, которые, как они уверены, они могут контролировать. Если немедленный эффект будет благоприятным — улучшение экономики, более широкий доступ к современным технологиям и товарам — народная легитимность режима может быть усилена восприятием того, что он обеспечил (или, по крайней мере, позволил) улучшения. По иронии судьбы, глобализация, таким образом, может продлить жизнь режима, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

И наоборот, плохие экономические времена, которые правильно или нет приписываются глобализации, также могут дать импульс авторитарным лидерам. Когда наступает разочарование в экономических реформах, упорство западных политиков в связи между реформой и демократизацией может быть использовано в авторитарных целях. Во время азиатского экономического кризиса 1997–1998 годов Вьетнам и Лаос, которые начали очень скромные политические реформы, сопровождающие рыночную политику, отказались от этих политических шагов, когда их торговля со странами, наиболее пострадавшими от кризиса, сократилась. Крах некоторых из самых быстрорастущих экономик региона — наиболее тесно связанных с Западом — был воспринят как предупреждение об опасностях глобализации. Сторонники жесткой линии затмили реформаторов в первые посткризисные годы или вообще заменили их в политической структуре.

Глобализация также способствовала поддержанию авторитарных режимов, подпитывая национализм в некоторых незападных государствах. Во время азиатского экономического кризиса антизападные настроения вспыхнули даже в странах, находящихся на верном пути к демократии, таких как Таиланд, когда катастрофическое падение стоимости валюты обычно приписывалось манипуляциям западных торговцев. В более авторитарных странах, таких как Малайзия, лидеры использовали этот новый национализм в своих интересах, приправляя свои политические платформы антизападной (и антиглобалистской) риторикой и изображая из себя национальных чемпионов.

Технологии также подпитывают националистическую реакцию на глобализацию. Сторонники демократии уже давно провозглашают «эффект Си-Эн-Эн», когда телевидение переносит мировые события в гостиные людей, лидеры которых предпочли бы блокировать такое освещение. В Таиланде в 1992 году, когда военное правительство запретило репортажи об уличных демонстрациях в Бангкоке на государственных телеканалах, освещение этих событий (и разгона демонстрантов военными) транслировалось гражданам по спутниковому телевидению, создавая стимулы для сопротивления. В последние годы авторитарные режимы использовали телевидение в своих интересах. В 19В 1999 году спутниковое телевидение перенесло бомбардировку посольства Китая в Белграде силами НАТО в дома китайских жителей, которые быстро отреагировали публичными протестами. Во время того же инцидента националисты также воспользовались Интернетом. В разгар протестов китайские хакеры взломали веб-сайт посольства США в Пекине, что является жуткой современной параллелью боксерскому восстанию 1900 года.

Новые «глобальные» элиты?

Возможно, самым важным воздействием глобализации на политические реформы и одним из самых трудно предсказуемых будет то, как она формирует новые политические и социальные классы, особенно в авторитарных странах. В последние десятилетия социологи предположили, что глобализация — в частности, ее способность улучшать экономические условия посредством торговли — поможет создать новый средний класс, который, в свою очередь, усилит давление в пользу демократических реформ. В этом обобщении есть доля правды, но оно преуменьшает роль элит в политических изменениях. Каким бы сильным ни было народное давление в пользу демократии, демократический переход обычно требует одобрения, явного или молчаливого, значительной части правящего порядка. Ключевой вопрос заключается не в том, может ли глобализация помочь обслуживать большие уличные толпы, требующие перемен, а в том, может ли она изменить саму природу элитных групп.

Появляются признаки того, что глобализация может делать именно это со смешанными эффектами для демократизации. В странах (будь то авторитарных или демократических), которые делают упор на модернизацию и экономический рост, частично основанный на внешней торговле и инвестициях, два фактора меняют политическую культуру элиты. Во-первых, это подъем технократов, особенно тех, кто обучен глобальной экономике, правительству и политике. В Китае, например, технократы постепенно берут на себя все большую ответственность в бюрократической структуре. Коммунистическая партия Китая даже начала вербовать их для повышения своей легитимности. Технократы, конечно, не автоматически становятся демократическими реформаторами, но их влияние может помочь сделать правительство более подотчетным и прозрачным, помогая заложить основу для более демократической системы.

Более примечательной тенденцией является появление новых коммерческих элит во властных структурах многих авторитарных и демократизирующихся обществ. Многие нажили состояние в современных коммерческих секторах, которые в значительной степени выиграли от глобализации. В поисках влияния, где бы оно ни находилось, эти новые элиты часто заполняют парламенты в странах, где исполнительная власть традиционно имела исключительный контроль. Применяя новые коммуникационные методы (и часть своего состояния) для связи с избирателями, они вдохновили современный толчок к массовой политике. Хотя обычно они считаются реформаторами, они также могут олицетворять отсутствие регулирования в условиях глобализации.