Skip to content

Конспект по слушанию музыки в средней группе: Конспект НОД по слушанию музыки в средней группе

Конспект НОД по слушанию музыки в средней группе

 

Центр
развития ребёнка – МДБОУ № 2 «Жемчужинка»

 

 

 

 

 

 

 

Кривко
Е.Б.

«Путешествие
в зимний лес»

Конспект
НОД  по слушанию музыки в средней группе с использованием иновационных
технлогий

 

 

 

 

 

 

 

Майкопский
район     

 п.
Тульский

2018г.

 

 

 

 

«Путешествие в зимний  лес».

Цель
Учить детей эмоционально
воспринимать и понимать образное содержание музыкальных произведений, закрепить знания детей о зиме.

                                             
Задачи

Художественно — эстетическое развитие: (Музыка)

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения,
динамику (громко – тихо), темп (быстро медленно. )

Знакомить с танцевальным жанром «вальс».

Формировать музыкальный вкус детей, словарный запас, культуру
слушания, обогащать музыкальные впечатления.

Развивать
артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.

Развивать звуковысотный слух, чистое интонирование, умение петь
песню, передавая её характер.

Упражнять в выполнении  движений вместе с пением. 

Социально нравственное развитие:

Воспитывать в детях чувство  и любови к зимней природе 
через  классическую музыку

Развивать
в детях фантазию, творчество, воображение, доброжелательное  отношение друг к
другу и окружающему миру.

 Оздоровительные задачи:
вызвать у детей положительные
эмоции, закреплять посредством
движений под музыку основные мышцы рук и ног, развивать речь детей, совершенствовать
координацию движений.

 

 Средства
создания образовательной среды:
 мультимедийный проектор, слайд с изображениями
зимнего пейзажа,   видеоролик «Волшебные
звуки зимы» (П. И. Чайковский  «Вальс снежных хлопьев»).

Музыкальный
материал:
П.И. Чайковский « Вальс снежных хлопьев» (аудиозапись), «До
чего ж хорошо»  муз.  и  сл. Е А.
Гомоновой. (ноты),
«Саночки» муз. А. Филипенко (аудиозапись), «
Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского сл. О Высотской (ноты), « Зайчик» муз.
Е. Тиличеевой, (аудиозапись),  « Медведь» муз. М. Ребиков (аудиозапись).

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

Ход непосредственно — образовательной деятельности:

 

Музыкальный руководитель:

Сегодня
я приглашаю вас отправиться в веселое путешествие в зимний лес.

За окном зима проснулась.

Белоснежно улыбнулась.

Тихо за руки взяла,

На прогулку позвала!

А позвала она нас в зимний лес.

Давайте поедем на саночках.

Станем парами. Дружно за руки берись,

Эй! Поехали! Держись!

Дети парами обегают зал по кругу.

 Звучит музыка   А. Филиппенко «Саночки».

Дети парами под музыку двигаются по кругу.

Останавливаются.

Музыкальный  руководитель:

Вот мы и приехали на лесную полянку … Тихо – тихо, ни души…

Слайд №1 «Зимняя полянка»

Как красиво в зимнем лесу, покрыты поляны пушистым снежком.

Кто же живет в зимнем лесу? Может нам музыка подскажет? Звучит
музыкальное произведение «Зайчик» Е. Тиличеевой

Музыкальный руководитель:

 Как вы думаете о ком рассказала нам музыка? (ответы детей «о
зайке»)

А как звучала музыка? Ответы детей. ( Быстро, весело, легко)

Музыкальный  руководитель:
Холодно бывает Зайке в лесу зимой! Давайте покажем, как можно погреться!  

 Проводится музыкально-игровая гимнастика.

«Зимняя
пляска» муз. М. Старокадомского  сл. О Высотской

Мы погреемся немножко (Хлопки в ладоши)

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее (Прыжки на двух ногах)

Прыг, прыг, прыг, прыг ,прыг, прыг,

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг.

Рукавички мы надели, не боимся мы метели, (Надевают рукавички)

Да-да-да! Да-да-да! (Руки вверх)

Да-да-да! Да-да-да!

Мы с морозом подружились, (Кружатся, как «снежинки», руки в
стороны)

Как снежинки закружились

Да-да-да! Да-да-да!

Да-да-да, да-да-да!

Муз.рук. Пойдёмте дальше по зимнему лесу прогуляемся. Послушаем, а это чья музыка звучит?
Звучит музыкальное произведение «Медведь» М. Ребикова

( Ответы детей «медведь»)

Муз.рук. Верно, медведь. 

Как музыка звучала? ( Медленно, тяжело, громко)

А что делает медведь зимой? Правильно. Он спит всю зиму в тёплой
берлоге и сосёт свою лапу.

Можно будить мишку? Нет!

Давайте лучше поиграем без него!

Пальчиковая
гимнастика.

Белый снег пушистый — ритмично и плавно поднимают и опускают руки

В воздухе кружится – выполняют круговые движения руками

И на землю тихо падает ложится – плавно опускать руки вниз.

А потом, а потом

Мы из снега слепим ком – выполнять движение «пирожки».

Ух! — бросить снежок вперёд.

 Дети
пропевают  «ЗИМНЮЮ ЧИСТОГОВОРКУ» (с элементами самомассажа)

Да-да-да
– Наступили холода  (потереть ладони друг о друга)

Да-да-да
– Превратилась в лед вода (проводят большими пальцами по шее)

Ду-ду-ду
– Я на лыжах иду  (растирают ладонями уши)

Усь-усь-
усь- Быстро с горочки качусь (проводят большими пальцами по крыльям носа)

Ма-ма-ма-
Пришла Зимушка- зима.

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, в прошлый раз мы познакомились  красивой 
музыкой, послушайте начало,   о чем эта музыка? ( Ответы детей: о снежинках, о
зиме)

Музыкальный руководитель:

Правильно, называется это  музыкальное
произведение « Вальс снежных хлопьев»   
Написал это произведение  русский композитор
Петр Ильич Чайковский.

И сегодня мы еще раз послушаем музыкальное произведение
«Вальс снежных хлопьев» и посмотрим красивые зимние картинки.

Видеоролик  Слушание «Вальс снежных хлопьев» П. И.Чайковского

Музыкальный руководитель.

Вам понравилась музыка?  Что вы слышали в этой музыке? Какая
она по характеру? Ответы детей (быстрая, медленная, тихая)  (Сказочная,
волшебная, плавная,  воздушная, медленная).

 

 

Ребята, вальс это песенка или танец?
Музыкальный руководитель:

Ребята, кто скажет какой танец танцевали снежинки?

Ответы детей. ( Вальс)

Музыкальный руководитель:

Вальс – это плавный, красивый танец с кружащейся  мелодией.
Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.

Музыку исполнял один инструмент или много? ( Ответы детей)

Музыкальный руководитель:
Музыка звучала в  исполнении симфонического
оркестра.

Музыкальный руководитель:

Как
красиво зимой в лесу. Все деревья в белоснежном уборе. Каждую веточку окутала
Зимушка снегом. Давайте споём веселую песенку о белом снеге. Петь будем весело,
все вместе чётко и дружно пропевать слова, слушая друг друга и музыку.

Песня «До чего ж хорошо» муз. и сл. Е А. Гомоновой.

Вот и
закончилось наше путешествие, пора нам в детский сад возвращаться!

В
санки быстренько садитесь!

Эй!
Поехали! Держись!

Дети
выбегают из зала под песню «Саночки» А. Филиппенко, взявшись парами, друг за
другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект музыкального занятия
«Путешествие в зимнюю сказку» (для детей средней группы)

Ольга Евгеньевна
Гавриленко 

Конспект музыкального занятия «Путешествие в зимнюю сказку» (для детей средней
группы)

«Путешествие в
зимнюю сказку
»
.

Цель:
Учить детей эмоционально
воспринимать и понимать образное содержание музыкальных произведений, закрепить знания детей о зиме

1. Музыкальные задачи: Учить различать танцевальные жанры «вальс» и «полька». Закрепить
умение двигаться в соответствии с характером музыки. Упражнять в выполнении знакомых движений: бег
парами, подскоки, хороводная ходьба, лёгкий танцевальный бег, кружение на
носочках, плавные движения руками.

Развивать
звуковысотный слух, чистое интонирование, учить петь песню, передавая её
характер.

А) Изобразительные
задачи
: закреплять умение детей наклеивать готовые формы на бумагу,
располагая их в заданной пропорции

Б)
Развивать в детях фантазию, творчество, воображение, доброжелательное отношение
друг к другу и окружающему миру.

2. Познавательные
задачи
: закрепить знания детей о зиме, о жизни диких животных зимой, как о них
позаботиться, чем им помочь.

3. Изобразительные
задачи
: закрепить умение детей наклеивать готовые формы на бумагу,
располагать их правильно. Относительно друг друга.

4. Оздоровительные
задачи
: вызвать у детей положительные эмоции, закреплять посредством движений под
музыку
 основные мышцы рук и ног, развивать речь детей,
совершенствовать координацию движений, закрепить знания о том, что снег есть
нельзя.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Музыкальный
руководитель
:

За окном
зима проснулась.

Белоснежно
улыбнулась.

Тихо за
руки взяла,

На
прогулку позвала!

А позвала она нас в зимний лес. Давайте поедем на саночках.

Станем
парами. Дружно за руки берись,

Эй!
Поехали! Держись!

Дети парами обегают зал по кругу. Звучит музыка Филиппенко «Саночки».
Останавливаются.

Муз рук:
Мы уже в лесной глуши… Тихо – тихо, ни души…

Дети
читают стихи.

Как красиво зимой в лесу. Все деревья в белоснежном уборе.
Каждую веточку окутала Зимушка снегом. Давайте споём песенку о белом снеге.
Петь будем весело, чётко пропевая слова, слушая друг друга и музыку.

Песня «Белый снег»музыка Филиппенко. Послушайте, звучит музыка. Что же это
за танец? (ответы детей) Верно,
это вальс. «Вальс» Гречанинова.

Он звучит
плавно, медленно. Так кружатся белые снежинки! Возьмите блестящие султанчики,
давайте потанцуем как снежинки!

Будем
бегать на носочках плавно, легко кружится. И руки наши танцуют тоже плавно,
красиво.

Дети
импровизируют танец снежинок.

Муз. рук:
Молодцы, положите «снежок».

Ой,
смотрите, саночки! А в них кукла!

Наверно кукла каталась на санках в лесу: сначала она
везла их на горку, вверх, а потом садилась и ехала с горы вниз. Давайте споём
об этом!

Распевка.
Едут санки вверх – поднять руки вверх.

Едут
санки вниз – руки опускают вниз.

Муз рук:
А теперь споём, как дети катали куклу. Петь будем протяжно, ласково. Последний
куплет – весело и чуть побыстрее.

Пение«Санки», муз
Красева.

Муз. рук:
Пойдёмте дальше по зимнему лесу прогуляемся! А вот и зайка! Что же делает
Зайка зимой в лесу, чем же он питается, когда вокруг только снег да деревья?

Ответы детей.

Муз рук:
Верно! Зайчик ест кору деревьев, да молодые веточки. Холодно бывает Зайке в
лесу зимой! Давайте покажем, как можно погреться!

Музыкально-игровая
гимнастика
.

Мы
погреемся немножко Хлопки в ладоши.

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп,хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки
тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее Прыжки на двух ногах.

Прыг,
прыг, прыг,прыг,прыг, прыг,

Прыг,
прыг, прыг,прыг, прыг, прыг, прыг.

Рукавички мы надели, не боимся мы метели, «Надевают» рукавички.

Да-да-да!
Да-да-да! Показывают руки вверх.

Да-да-да-!
Да-да-да!

Мы с морозом подружились, Кружатся, как «снежинки», руки

Как
снежинки закружились, в стороны.

Да-да-да!
Да-да-да!

Да-да-да,
да-да-да!

Звучит «Парная полька», лат. нар мелодия

Муз. рук:
А эта чья музыка?
Какой это танец звучит? Правильно, это полька. Под такую музыку танцевала Белочка.
Где у Белки дом? Что она ест зимой? Правильно, белочка живёт в дупле дерева,
делает запасы на зиму: сушит грибы, собирает орешки, зёрнышки.

Давайте потанцуем полечку! Будем двигаться, как белочки: легко и
быстро!

«Парная полька»,
лат. нар. мелодия

Муз. Рук. Ой, а это чья музыка звучит? Верно, медведь. А что делает медведь
зимой? Правильно. Он спит всю зиму в тёплой берлоге и сосёт свою лапу.

Можно
будить мишку? Нет!

Давайте лучше
поиграем без него!

Пальчиковая
гимнастика.

Белый
снег пушистый — ритмично и плавно поднимают и опускают руки

В воздухе
кружится – выполняют круговые движения руками

И на
землю тихо падает ложится – плавно опускать руки вниз.

А потом,
а потом

Мы из снега слепим ком – выполнять движение «пирожки».

Ух! —
бросить снежок вперёд.

Муз рук:
Ребята, а если слепить большие комья снега, что может получиться?

Правильно, снеговик! Посмотрите, вот же он стоит! Как ему,
наверно, скучно одному в лесу! Давайте сделаем ему друзей – снеговичков! Вот
здесь зима приготовила нам много белых кружочков из бумаги, вот клей и
кисточки, салфетки. А вот большая снежная поляна! На неё мы и будем наклеивать
наших снеговичков! А чтобы было веселее работать. Включу вам весёлую зимнюю песенку!

Дети выполняют аппликацию «Снеговички на снежной полянке». – песня «Белый снег»,
Филиппенко.

Муз. Рук.
Какие молодцы! Таких хороших друзей-снеговичков слепили нашему Снеговику! А вот
и сам Снеговик к нам пришёл! Давайте с ним поиграем!

Игра «Снеговик». Ой, смотрите, что это? Кажется, зимушке
понравилось, как мы гуляли по зимнему лесу, как мы танцевали, пели и помогли
Снеговичку. И она приготовила нам в подарок белые снежки! Как вы думаете, их
можно кидать, или лучше полизать?

А разве можно есть снег? Правильно, снег есть нельзя, а
почему? (ответы детей)Но
эти снежки –волшебные! Они сладкие и совсем не холодные! Да это же зефиринки!

Скажем зимушке «спасибо», пора нам в детский сад возвращаться!

В санки
быстренько садитесь!

Эй!
Поехали! Держись!

Дети выбегают из зала под песню «Саночки» Филиппенко,
взявшись парами, друг за другом.

Методическая
литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.
Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

3. Журналы «Музыкальный руководитель»

 

 

 

 

 

                «Путешествие в зимний  лес».

Цель:
 Учить детей эмоционально
воспринимать и понимать образное содержание музыкальных произведений, закрепить знания детей о зиме.

                                             
Задачи

Художественно — эстетическое развитие: (Музыка)

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения, динамику
(громко – тихо), темп (быстро медленно.)

Знакомить с танцевальным жанром «вальс».

Формировать музыкальный вкус детей, словарный запас, культуру
слушания, обогащать музыкальные впечатления.

Развивать
артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.

Развивать звуковысотный слух, чистое интонирование, умение петь
песню, передавая её характер.

Упражнять в выполнении  движений вместе с пением. 

Социально нравственное развитие:

Воспитывать в детях чувство  и любови к зимней природе  через 
классическую музыку

Развивать
в детях фантазию, творчество, воображение, доброжелательное  отношение друг к
другу и окружающему миру.

 Оздоровительные задачи:
вызвать у детей положительные
эмоции, закреплять посредством
движений под музыку основные мышцы рук и ног, развивать речь детей, совершенствовать
координацию движений.

 

 Средства
создания образовательной среды:
 мультимедийный проектор, слайд с изображениями
зимнего пейзажа,   видеоролик «Волшебные
звуки зимы» (П. И. Чайковский  «Вальс снежных хлопьев»).

Музыкальный
материал:
П.И. Чайковский « Вальс снежных хлопьев» (аудиозапись), «До
чего ж хорошо»  муз. и  сл. Е А.
Гомоновой. (ноты),
«Саночки» муз. А. Филипенко (аудиозапись), «
Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского сл. О Высотской (ноты), « Зайчик» муз.
Е. Тиличеевой, (аудиозапись),  « Медведь» муз. М. Ребиков (аудиозапись).

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

Ход непосредственно — образовательной деятельности:

 

Музыкальный руководитель:

Сегодня
я приглашаю вас отправиться в веселое путешествие в зимний лес.

За окном зима проснулась.

Белоснежно улыбнулась.

Тихо за руки взяла,

На прогулку позвала!

А позвала она нас в зимний лес.

Давайте поедем на саночках.

Станем парами. Дружно за руки берись,

Эй! Поехали! Держись!

Дети парами обегают зал по кругу.

 Звучит музыка   А. Филиппенко «Саночки».

Дети парами под музыку двигаются по кругу.

Останавливаются.

Музыкальный  руководитель:

Вот мы и приехали на лесную полянку … Тихо – тихо, ни души…

Слайд №1 «Зимняя полянка»

Как красиво в зимнем лесу, покрыты поляны пушистым снежком.

Кто же живет в зимнем лесу? Может нам музыка подскажет? Звучит
музыкальное произведение «Зайчик» Е. Тиличеевой

Музыкальный руководитель:

 Как вы думаете о ком рассказала нам музыка? (ответы детей «о
зайке»)

А как звучала музыка? Ответы детей. ( Быстро, весело, легко)

Музыкальный  руководитель:
Холодно бывает Зайке в лесу зимой! Давайте покажем, как можно погреться!  

 Проводится музыкально-игровая
гимнастика
.

«Зимняя
пляска» муз. М. Старокадомского  сл. О Высотской

Мы погреемся немножко (Хлопки в ладоши)

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее (Прыжки на двух ногах)

Прыг, прыг, прыг, прыг ,прыг, прыг,

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг.

Рукавички мы надели, не боимся мы метели, (Надевают рукавички)

Да-да-да! Да-да-да! (Руки вверх)

Да-да-да! Да-да-да!

Мы с морозом подружились, (Кружатся, как «снежинки», руки в
стороны)

Как снежинки закружились

Да-да-да! Да-да-да!

Да-да-да, да-да-да!

Муз. рук. Пойдёмте дальше по зимнему лесу прогуляемся. Послушаем, а это чья музыка звучит? Звучит
музыкальное произведение «Медведь» М. Ребикова

( Ответы детей «медведь»)

Муз.рук. Верно, медведь. 

Как музыка звучала? ( Медленно, тяжело, громко)

А что делает медведь зимой? Правильно. Он спит всю зиму в тёплой
берлоге и сосёт свою лапу.

Можно будить мишку? Нет!

Давайте лучше поиграем без него!

Пальчиковая
гимнастика.

Белый снег пушистый — ритмично и плавно поднимают и опускают руки

В воздухе кружится – выполняют круговые движения руками

И на землю тихо падает ложится – плавно опускать руки вниз.

А потом, а потом

Мы из снега слепим ком – выполнять движение «пирожки».

Ух! — бросить снежок вперёд.

 Дети
пропевают  «ЗИМНЮЮ ЧИСТОГОВОРКУ» (с элементами самомассажа)

Да-да-да
– Наступили холода  (потереть ладони друг о друга)

Да-да-да
– Превратилась в лед вода (проводят большими пальцами по шее)

Ду-ду-ду
– Я на лыжах иду  (растирают ладонями уши)

Усь-усь-
усь- Быстро с горочки качусь (проводят большими пальцами по крыльям носа)

Ма-ма-ма-
Пришла Зимушка- зима.

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, в прошлый раз мы познакомились  красивой 
музыкой, послушайте начало,   о чем эта музыка? ( Ответы детей: о снежинках, о
зиме)

Музыкальный руководитель:

Правильно, называется это  музыкальное произведение
« Вальс снежных хлопьев»    
Написал это произведение  русский композитор
Петр Ильич Чайковский.

И сегодня мы еще раз послушаем музыкальное произведение
«Вальс снежных хлопьев» и посмотрим красивые зимние картинки.

Видеоролик  Слушание «Вальс снежных хлопьев» П. И.Чайковского

Музыкальный руководитель.

Вам понравилась музыка?  Что вы слышали в этой музыке? Какая
она по характеру? Ответы детей (быстрая, медленная, тихая)  (Сказочная,
волшебная, плавная,  воздушная, медленная).

 

 

Ребята, вальс это песенка или танец?
Музыкальный руководитель:

Ребята, кто скажет какой танец танцевали снежинки?

Ответы детей. ( Вальс)

Музыкальный руководитель:

Вальс – это плавный, красивый танец с кружащейся  мелодией.
Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.

Музыку исполнял один инструмент или много? ( Ответы детей)

Музыкальный руководитель:
Музыка звучала в  исполнении симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель:

Как
красиво зимой в лесу. Все деревья в белоснежном уборе. Каждую веточку окутала
Зимушка снегом. Давайте споём веселую песенку о белом снеге. Петь будем весело,
все вместе чётко и дружно пропевать слова, слушая друг друга и музыку.

Песня «До чего ж хорошо» муз. и сл. Е А. Гомоновой.

Вот и
закончилось наше путешествие, пора нам в детский сад возвращаться!

В
санки быстренько садитесь!

Эй!
Поехали! Держись!

Дети
выбегают из зала под песню «Саночки» А. Филиппенко, взявшись парами, друг за
другом.

 

Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе | План-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме:

Цикл  занятий по слушанию музыки с элементами игрового творчества для детей средней группы

Из опыта работы музыкального руководителя МКДОУ «Ручеёк» г. Бородино, Ильиной М.В.

Занятие 1:  «Осень в гости к нам пришла»

Программное содержание:

  • Развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, познавательный интерес,
  • Различать вокальную и инструментальную музыку;
  • Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений;
  • Учить передавать в движениях выразительные средства музыки;
  • Закреплять знания об осенних явлениях природы.

Под музыку песни «Скворушка прощается» дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми и загадывает загадку:

Одетая в туман,

Она дожди приносит.

Идет из дальних стран

К нам золотая … Осень!

Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень и становится холодно. Хотите отправиться к такой разной осени? (ответы детей)

М. Р.: В эту пору осени в деревнях, селах, на дачах собирают урожай. Послушайте песню «Урожайная».

Песня «Урожайная» А.Филиппенко

М.Р.: А сейчас вы все будете собирать урожай на нашем огороде.

Дети обыгрывают песню А.Филиппенко «Урожайная».

М.Р.: Какой урожай большой собрали. Молодцы! Только не забудьте сохранить его зимой. В какие только цвета не раскрасила Осень  деревья, и кустарники! Давайте, и мы превратимся в осенние листочки. Листочком с какого дерева каждый из вас хотел бы стать? Какого цвета ваш листочек?

Воспитатель раздает детям листочки разного цвета.

М.Р. А теперь, представьте, что каждый из вас висит на дереве. Подул ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер оторвал их и понес. Я буду читать стихотворение, а вы под музыку, кто как хочет, изображайте полет листочков.

Фоном для музыкальной импровизации детей используется пьеса С.Майкапара «Осенью».

Мы – листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Давайте потопаем по опавшим листьям, пошуршим: шур-шур-шур.

Теперь надо листочки собрать. Но собирать мы их будем по цвету.

Игра «Собери листочки по цвету»

Дети делятся на команды. Первая – собирает красные, вторая – желтые, третья – оранжевые листья.

М.Р. Какие красивые осенние букеты вы собрали! Присаживайтесь на стульчики, послушаем музыку. Сейчас я вам сыграю песню композитора Ц.Кюи «Осень».

Звучит песня Ц.Кюи «Осень» 

Проводится беседа.

Музыка вначале песни тихая, печальная, потом звучит громче, с волнением. В песне два куплета. Ее слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и музыке чувствуется уныние, грусть:

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

А теперь, давайте, рассмотрим картины об осени и найдем те, которые рассказывают нам о золотой и о поздней осени.

Дети проходят в «картинную галерею» и выбирают репродукции картин, выражающие разное состояние осеннего времени года.

Занятие 2:  «Зимушка-зима»

Программное содержание:

  • Создать положительный настрой на восприятие музыкально-художественных произведений, условий для совместной музыкально-творческой деятельности.
  • Развивать умение различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
  • Доставить детям радость от прослушанной музыки.

М.Р.: Вот и кончилась Осень, наступила зима.

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала –

В поле вьюга загуляла.

Педагог исполняет пьесу Д.Кабалевского «Метелица».

С помощью вопросов, дети определяют характер музыкального произведения, высказывают свои впечатления.

М.Р.: Чем вам нравится зима? Какие зимние забавы вы любите? Послушайте песню о зимних забавах.

Исполняется песня Е.Тиличеевой – Л.Некрасовой «Что нам нравится зимой?»

М. Р.: Я предлагаю вам зимние забавы, но не на улице, и не простые, а музыкальные.

Скажите, ребята, как люди одеваются зимой, когда идут гулять?

Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я  надену шубку,

Я надену  шапку,

Я надену шарфик

И еще платок.

А потом красивые,

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну.

И хотя мы маленькие,

У нас у всех есть валенки.

Дети скрещивают руки на груди и легко притопывают ладонями по плечам.

«Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам.

Проводят ладонями от плеч по груди вниз.

Двумя руками поглаживают голову.

Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью.

Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы.

Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

М.Р.: Вот мы и оделись. Пойдемте гулять. Поиграем в снежки.

Упражнение «Снег-снежок»

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.

Мы налепим снежков,

Вместе поиграем

И друг друга в снежки

Весело бросаем.

Но тепло во дворе,

Не замерзли ушки.

Накатаем мы снег

В белый ком большущий

Дети постепенно опускают руки.

Плавно качают руками вправо-влево.

Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку.

«Лепят снежки»

«Бросают снежок»

Хлопают в ладоши.

Потирают ладонями уши.

Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью.

Разводят руки в стороны.

М.Р.:   Быстрокрылы и легки

Сказочной зимою,

Что за чудо мотыльки

Кружат над тобою?  (Снежинки)

Давайте, сядем и послушаем зимнюю сказку о снежинках.

«Жила-была бабушка Вьюга. У нее была красивая, пуховая шаль, украшенная снежинками. Ночью снежинки отдыхали у бабушки-вьюги на шали».

Звучит пьеса «Сказочка» С.Прокофьева.

Дети определяют характер пьесы: ласковый, спокойный, мягкий, «колыбельный»

М.Р. продолжает: «Когда Бабушка-вьюга просыпалась, она встряхивала свою шаль, и тогда снежинки разлетались по зимней поляне в танце».

Звучит «Вальс снежинок» А. Жилина

Дети определяют характер музыки: легкая, нежная, воздушная.

М.Р.: Давайте, и мы превратимся в легкие, пушистые снежинки, потанцуем под звуки музыки.

Воспитатель читает стихотворение:

У меня перинка есть,

Перьев в ней не перечесть,

Есть в периночке снежинки –

Непоседы и смешинки.

Ну-ка, милые снежинки,

Вылетайте из перинки.

Заметелит, завьюжит.

Дружно в танце закружит.

Повторно звучит «Вальс» А. Жилина, дети танцуют, придумывая и импровизируя движения под музыку.

В конце танца воспитатель читает стихотворение:

Снежиночки-пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть.

М.Р.: Хотите еще поиграть? Предлагаю вам еще одно зимнее развлечение, а с кем – вы узнаете по загадке:

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (Снеговик)

М.Р.: Сейчас мы поиграем в игру «Снеговики и Снежинки». Мальчики будут у нас Снеговиками, а девочки – Снежинками.

Музыкально-дидактическая игра «Снеговик и Снежинки»

Музыкально-дидактический материал: 

«Вальс» А. Жилина, «Полька» П.И. Чайковского («Детский альбом»).

Снеговики и Снежинки сидят на стульях у противоположных стен зала. При звучании польки по залу двигаются мальчики-Снеговики, во время звучания вальса бегают и плавно кружатся девочки-Снежинки. С окончанием звучания музыки Снеговики ловят Снежинок.

Занятие заканчивается. Под музыку песни «Что нам нравится зимой», дети выходят из зала.

Занятие 3: «В лесу»

Программное содержание:

  • Создать условия для восприятия музыкального образа, характера, настроения, выраженных музыкой;
  • Развивать музыкальный слух – слышать и различать средства музыкальной выразительности

Дети заходят в зал под музыку Э. Грига «Утро», садятся перед панно, изображающего лес. На нем изображены деревья, пеньки, цветы, кусты   и др. К одной половине пенька, кустика, дерева приклеены кармашки, в которых  позже, будут помещаться фигурки животных и птиц. Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.

М.Р.: Посмотрите, какой красивый лес! Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит? Послушайте музыку и определите, кого она может характеризовать.

Звучит пьеса Ю.Рожавской «Пляска зайчиков» 

Дети говорят, что музыка похожа на зайчика. Педагог помещает в кармашек на панно фигурку Зайчика.

М.Р.: Поздоровалась девочка Таня с зайчиком и пошла дальше. Навстречу ей вышел Медведь. Но Таня его не испугалась. Медведь был добрым. Послушайте музыку Медведя.

Звучит пьеса В.Витлина «Медведи».

Дети характеризуют музыку (звуки низкие, тяжелые).

М. Р.: Мишка этот собирал в лесу шишки. Увидели это белки (педагог помещает в кармашки фигурки двух белочек).

На еловой веточке

Расшалились белочки.

И смеются: — Мишка

Собирает шишки.

Вместо ягод – ха-ха-ха –

Собирает шишки.

М.Р.: А Мишка не просто шишки собирал, он учился считать. Поможем ему, ребята?

Упражнение «Мишка учится считать»

Мишка по лесу гуляет,

В корзину шишки собирает.

— Шишка раз, шишка два –

Положу я их сюда.

А какая это шишка?

— Я не знаю, — шепчет Мишка.

Научим Мишку мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Дети топают ногами, переваливаясь с боку на бок.

Одной рукой «собирают шишки», складывая их в ладонь другой руки.

Протягивают ладошки вперед.

Пожимают плечами.

Дети загибают пальчики и считают их.

М.Р.:  Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки собирал.

Бедный Мишенька устал,

На пеньке он задремал.

Пошла Таня дальше. Вдруг она услышала какие-то звуки. Они доносились из чащи леса. «Как красиво поет эта птица. Но кто же она?», — сказала Таня. Давайте, поможем Тане узнать, кто же поет в лесу  свою песенку.

Звучит пьеса Р.Речменского «Кукушка».

Дети отгадывают птицу, изображенную в музыке, характеризуют пьесу.

М.Р.: Правильно, ребята, вы слушали пьесу «Кукушка». Как вы догадались? Теперь послушайте песню «Кукушка» со словами.

Исполняется песня «М.Красева «Кукушка».

Проводится беседа о музыке и тексте песни.

М.Р.: Очень понравилась Тане песенка кукушки. Набрала она грибов, ягод, попрощалась с лесом  и пошла домой. Настроение у нее было веселое  и радостное. В следующий раз, когда Таня придет в лес, она снова кого-нибудь повстречает и услышит новые голоса и звуки, которые живут в лесу.

 

Занятие 4:  «Разноцветное настроение»

Программное содержание:

  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку разного характера.
  • Развивать творческое воображение, создать условия для творческих способностей.
  • Учить выражать характер музыки в импровизированных движениях.

М.Р.: Хотите, я вам расскажу сказку? Слушайте.

Жили-были два брата. Одного звали Клёпа. Он был очень веселый, озорной, любил шутить, смеяться. Послушайте, какой он.

М.р. играет пьесу «Резвушка» Д.Кабалевского.

А второго брата звали Дрема. Он был всегда грустный, на всех обижался, лил слезы.

Играет пьесу «Печальная история» Д.Кабалевского.

А вот и сами братья!  (показывает пиктограммы грустного и веселого человечков).

Однажды братьям подарили разноцветные воздушные шары. Братья решили оживить свои воздушные шарики. Клёпа выбрал себе круглые шары и нарисовал на них смешные рожицы, как-будто веселых человечков. Вот таких. (воспитатель из-за ширмы достает шарик, с нарисованной смешной рожицей). А Дрема выбрал шары вытянутые, как-будто обиженные и тоже нарисовал рожицы – и получились они такие же грустные, как он сам. Вот такие. (Воспитатель достает из-за ширмы шарик, с нарисованной грустной рожицей).

Однажды ночью, пока братья спали, шары перепутались и смешались. Никак не могли братья определить, где же шарик Клёпин, а где Дремин. Давайте ребята, поможем братьям найти свои шары (шары по двойному количеству детей разбрасываются по залу).

М.Р.: Я буду играть музыку, а вы, собирать те шары, которые подходят под ее настроение.

  Сначала звучит пьеса С.Слонимского «Горькие слезы», затем С.Майкапара «Мотылек».

Дети выполняют задание, отдают шары воспитателю.

М.Р.: Молодцы, ребята, собрали шарики правильно. С вашей помощью каждый брат получит свои шары. Только очень жаль, что Дрема всегда грустный и обиженный. Ведь это же неправильно, когда кому-то плохо и грустно. Чем же нам его развеселить?

Дети предлагают свои варианты, педагог подводит их к тому, что развеселить Дрему поможет один артист, но кто он, дети должны отгадать.

Лишь выйду я – и слышен смех,

Я рассмешить умею всех.

Едва увидишь мой колпак –

Серьезным быть нельзя никак.

Ношу я чудо-башмаки,

Они всем папам велики.

И даже крошки малыши

Хохочут тоже от души.

Никто у старших обо мне

Не спрашивает : «Кто он?»

Понятно всем и так вполне,

Что я – веселый… (Клоун).

Из-за ширмы появляется кукла-клоун, здоровается с детьми.  

М.Р: Какой веселый клоун! Послушайте, ребята музыку, которая рассказывает о клоунах. Исполняется пьеса Д.Кабалевского «Клоуны».

Затем проводится беседа о характере музыки. Педагог подводит детей к тому, что музыка шутливая, живая, бойкая, забавная.

М.Р.: Как вы думаете, ребята, сможет ли такой клоун рассмешить нашего Дрему? (Дети отвечают). Давайте, и мы попробуем представить себя клоунами  под эту же музыку.

Дети под музыку изображают клоунов, придумывая свои движения.

М.Р.: Ребята, посмотрите, что произошло с Дремой! Он стал таким же веселым, как и его брат Клепа.

(Во время исполнения импровизированного танца детьми воспитатель меняет пиктограмму грустного человечка на веселого).

М.Р.: Ну, а теперь, давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями.

Дети выходят из зала.

(Занятие можно закончить заданием нарисовать  веселого и грустного клоуна по заранее заготовленным шаблонам).

 

Должны ли вы позволять ученикам слушать музыку в классе?

Решение о том, разрешать ли учащимся слушать музыку в классе, является дилеммой современного учителя. Каждый раз, когда ученикам нужно написать сочинение или поработать над проблемой, они говорят: «Можно я надену наушники? Так я думаю лучше!» Но так ли это на самом деле? Музыка помогает или мешает концентрации? Есть ли разница между прослушиванием Баха и Lil Yachty или Skrillex и Bad Brains? Я знаю, что говорят мои старшеклассники, но я хотел узнать, что может предложить наука.

Дополнительная литература: Как сделать технологии в классах эффективными и увлекательными

Молчание действительно золото

Исследования мало что подтверждают в поддержку идеи о том, что прослушивание музыки улучшает концентрацию. В одном из нескольких небольших тайваньских исследований 133 участника выполняли задания на понимание прочитанного, слушая легкую классическую музыку, хип-хоп или вообще не слушая музыку. Учащиеся, выполнявшие задания по чтению в тишине, получили наивысшие баллы. Музыка с более высокой интенсивностью (например, хип-хоп) больше отвлекала и оказывала большее (негативное) влияние на выполнение задач и концентрацию.

Громкость играет даже более важную роль, чем тип исполняемой музыки. Одно исследование показало, что чем громче музыка, тем хуже когнитивные способности. Кроме того, тип музыки не имел значения — вопреки ожиданиям, классическая музыка не улучшала производительность. Данные этого исследования еще раз показали, что тишина — лучшая среда для «максимизации производительности при когнитивной деятельности».

Существует положительный аспект влияния музыки на производительность труда. Исследования показали, что прослушивание музыки приводит к положительным изменениям настроения, а также к повышению креативности. На самом деле, в «рабочей культуре слушания музыки», частью которой, безусловно, являются студенты, на самом деле происходит психологическая изоляция, когда исчезает музыкальный стимул.

Что говорят студенты

Несмотря на это, трудно убедить моих студентов, что музыка не помогает им сосредоточиться. Тадж, старший, считает свою музыку своей музой. «Я не смог бы сосредоточиться, если бы слушал музыку и пытался читать», — сказал он мне. «Однако, когда я пишу, я чувствую, что музыка помогает мне глубоко сконцентрироваться. У меня нет писательского блока. Мне легко излагать свои слова на бумаге».

«Может быть, не с чтением, но когда дело доходит до математики, прослушивание музыки определенно помогает», — сказала мне Данела. «Вы могли бы на самом деле подпевать тому, что слушаете, и хорошо успевать по математике».

Мои мысли как учителя

Мои собственные свидетельства показывают, что ученики рассматривают прослушивание музыки как «награду». Они опровергают исследования, в которых говорится, что мозг теряет концентрацию при многозадачности, и утверждают, что прослушивание музыки помогает им отключаться от отвлекающих факторов. Когда слушают музыку при написании эссе, мои ученики обычно сразу начинают работать и почти всегда сдают продукт. Но остается вопрос: был бы этот конечный продукт лучше, если бы студент не слушал музыку?

Дополнительная литература: Любовь учителя к панк-рок-музыке помогает ей наладить контакт с учениками

Эта область требует дополнительных исследований, особенно в том, что касается учащихся старших и средних классов. Наши ученики выросли в наушниках каждый день, поэтому остается вопрос, будет ли определенная степень адаптации отличать результаты сегодняшних подростков от результатов взрослых или студентов прошлого. На данный момент я не думаю, что буду полностью запрещать музыку в классе; Я продолжу позволять ученикам самоконтролировать и качаться.

Как музыка объединяет нас

На недавней конференции GGSC Мелани ДеМор возглавила групповое пение в рамках дневных мероприятий. Судя по ответам участников, было ясно, что произошло что-то волшебное: мы все чувствовали себя ближе и более связанными из-за этого опыта совместного пения.

Почему пение является таким сильным социальным клеем? Большинство из нас слышит музыку с момента рождения, часто через колыбельные, и во время самых важных событий в нашей жизни, от выпускных до свадеб и похорон. Есть что-то в музыке, что, кажется, сближает нас и помогает объединиться в сообщество.

Несомненно, люди созданы для музыки. Исследователи недавно обнаружили, что у нас есть специальная часть нашего мозга для обработки музыки, подтверждая теорию о том, что она выполняет особую важную функцию в нашей жизни.

Реклама
Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Несколько исследований показали, что прослушивание музыки и совместное пение напрямую воздействуют на нейрохимические вещества в мозге, многие из которых играют роль в близости и связи.

Новые исследования показывают, что совместное исполнение музыки или пение может быть особенно эффективным для установления социальной близости за счет выброса эндорфинов.

В ходе одного исследования исследователи обнаружили, что исполнение музыки — пение, игра на барабанах и танцы — приводило к повышению болевого порога участников (показатель повышенного выброса эндорфинов в мозг) по сравнению с теми, кто слушал только музыку. Кроме того, исполнение музыки приводило к более сильным положительным эмоциям, предполагая, что один из путей, благодаря которому люди чувствуют себя ближе друг к другу, когда вместе играют музыку, — это выброс эндорфинов.

В другом исследовании исследователи сравнили влияние совместного пения в небольшом хоре (20-80 человек) и в большом хоре (232 человека) на показатели близости и болевой порог. Исследователи обнаружили, что обе хоровые группы повысили свой болевой порог после пения; тем не менее, большая группа испытала больших изменений в социальной близости после пения, чем меньшая группа. Это навело исследователей на мысль, что эндорфины, вырабатываемые при пении, могут быстро сближать большие группы.

Музыка также связана с высвобождением дофамина, участвующего в регулировании настроения и влечения, что, по-видимому, предсказывает способность музыки приносить нам удовольствие. В сочетании с влиянием на эндорфины музыка, кажется, заставляет нас чувствовать себя хорошо и общаться с другими, возможно, особенно когда мы сами пишем музыку.

Но музыка — это больше, чем обычное удовольствие. Новые исследования показывают, как это может работать, чтобы создать чувство групповой идентичности.

В ходе серии остроумных исследований исследователи Крис Лёрч и Натан Арбакл изучили, как музыкальная реактивность — то, насколько на человека влияет прослушивание музыки, — связана с групповыми процессами, такими как чувство принадлежности к группе, положительные ассоциации с ингруппой. членов, предвзятое отношение к членам чужой группы и реакции на групповую угрозу в различных группах населения.

Исследователи обнаружили, что «музыкальная реактивность причинно связана с… основными социальными мотивами» и что «реактивность на музыку связана с маркерами успешной групповой жизни». Другими словами, музыка заставляет нас присоединяться к группам.

Но как это делает музыка? Некоторые исследователи считают, что именно музыкальный ритм помогает нам синхронизировать наш мозг и координировать движения тела с другими, и именно так эффекты могут быть переданы всей группе. Исследования подтверждают этот тезис, показывая, как координация движений с помощью музыки усиливает наше чувство общности и просоциальное поведение. Действительно, одно исследование показало, что двухлетние дети синхронизировали движения своего тела с барабанным боем — точнее с человеком, которого они могли видеть, чем с драм-машиной.

  • Подробнее о музыке и социальных связях

    Узнайте, как музыка укрепляет социальные связи.

    Джилл Сатти объясняет, почему мы любим музыку.

    Узнайте, как совместное воспроизведение музыки может помочь детям развить эмпатию.

    Узнайте, как совместное пение делает нас более здоровыми и более связанными.

Эта склонность к синхронизации становится все более важной по мере нашего роста. В другом исследовании взрослые слушали один из трех типов музыки — ритмичную музыку, неритмическую музыку или «белый шум» — а затем выполняли задание, которое включало в себя сотрудничество и координацию своих движений. Те, кто слушал ритмичную музыку, справились с заданиями более эффективно, чем те, кто слушал другие типы звука, что позволяет предположить, что ритм в музыке способствует поведению, связанному с социальной сплоченностью.

В другом исследовании люди, сидящие бок о бок и которых просили раскачиваться с комфортной скоростью, имели тенденцию лучше координировать свои действия без музыки, но чувствовали себя ближе друг к другу, когда они делали синхронизацию во время прослушивания музыки.