Содержание
Занят по развитию речи в подготовительной группе №1 в соответствии с ФГОС «Незнайка в гостях в детском саду» | План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):
Занятие по развитию речи
в подготовительной группе №1 в соответствии с ФГОС
«Незнайка в гостях в детском саду»
Подготовила и провела воспитатель
первой квалификационной категории
Еременко И. И.
Цель: Обогащать и активизировать речь детей.
Задачи:
Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы; развивать коммуникативные способности у детей.
Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце («.», «!», «?»).
Упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять слова по таблице слогов.
С помощью словесных игр развивать у детей фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, познакомить с многозначными словами. Развивать коммуникативные способности у детей.
Предварительная работа: Составление предложений по схемам. Составление слов из слогов. Занимательные игры и упражнения с буквами. Словесные игры. Чтение сказки.
Развивающая среда: Мультмедиа, коробочка с сюрпризом — «золотым ключиком» внутри. Коробочка с заданиями. Карточки с буквами: З, Н, А, Н, И, Я. Карточки с заданиями для занимательных игр.
Организационный момент: (Слайд №1)
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
Воспитатель: Ребята встали в круг, взялись за руки и дружно повторяем:
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Слышите? Кто это?
Дети: Незнайка. (Слайд №2)
(звучит аудиозапись) Здравствуйте ребята! Я приехал к вам в детский сад, в гости! И приехал не с пустыми руками, а с сюрпризом. Но чтобы он вам достался, я принес коробку с заданиями.(Воспитатель показывает коробку) Мне не терпится проверить, что вы уже умеете, и готовы ли вы к школе?
Воспитатель: Ребята, если мы докажем, что готовы к школе, то и сюрприз будет наш! Вы готовы к испытаниям? А за каждое выполненное задание вы будете получать от Незнайки по карточке с буквой. Из этих букв вы составите слово.
Воспитатель: Но, прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Воспитатель: А предложения из чего состоят?
Дети: Предложения состоят из слов.
Воспитатель: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из слогов.
Воспитатель: А слоги из чего состоят?
Дети: Слоги состоят из букв.
Воспитатель: А чем отличается буква от звука?
Дети: Букву можно записать и прочитать, а звук только слышать.
Воспитатель: Молодцы! Открываю коробочку. Вот и первое задание: составьте предложения по схемам. Ребята, будьте внимательны, обратите внимания на знаки.(Слайд №3)
I__ __.
I__ __ __.
I__ __?
I__ __ __?
I__ __!
I__ __ __!
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы получаете первую получают карточку с буквой «З». (Прикрепляется на магнитную доску)
Воспитатель: Следующее задание, открываю коробку. Ой ребята, прежде чем выполним задание, давайте вспомним, как мы можем определить— сколько в слове слогов?
Дети: С помощью хлопков
Воспитатель: Я буду произносить слова, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове с помощью карточек с цифрами.
Воспитатель: И т.д. Слушайте внимательно!
(ле-то, пес-ня, пе-ше-ход, мох, ма-ли-на, све-то-фор, пти-ца, цве-ток, ка-ран-даш, пень, па-ро-воз, фут-бол-ка, ру – ка.).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и получаете карточку с буквой «Н». (Прикрепляется на магнитную доску)
Воспитатель:(Открывает коробку). Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Добавь словечко». Становитесь в круг. Я называю слово (прилагательное), кидаю мяч любому из вас. Тот ловит мяч и добавляет к моему слову подходящее по смыслу слово (существительное). Я буду называть (Солнечный, красивая, вкусное, пушистый, высокий, сказочный, веселый, быстрый, сильный, зеленое, горячий, толстый).
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Ребята, вы получаете карточку с какой буквой?
Дети: Буква «А» (Прикрепляется на магнитную доску)
Воспитатель: (Открываю коробку) (Слайды 4, 5, 6) Незнайка предлагает вам из слогов составить слова.
КО СО ЛЕ
БА СО КА
МО КО ЛО
ЛЕТ СА МО
ВА СО
СА КО
(колесо, собака, молоко, самолет, сова, коса).
Воспитатель: Умницы. И получаете карточку с буквой?
Дети: С буквой«Н». (Прикрепить на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята Незнайка предлагает вам отдохнуть. (Слайд 7)
Физминутка:
(Музыкальная разминка)
Воспитатель: (Открываю коробку) Следующее задание. Отгадайте загадки, а отгадки выложите из букв , они у вас на тарелочках. (работа у доски )Будьте внимательны.
(Слайд №8, №9).
Дружит с солнышком, весной.
Тихий, ласковый такой.
А зимой завьюжит –
Он с морозом дружит.
В трубах завывает,
С ног меня сбивает. (ВЕТЕР)
(Слайд №10, №11).
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (НЕБО)
(Слайд №12, №13).
Он — самый главный из зверей,
Он всех важней и всех сильней! (ЛЕВ)
(Слайд 14, №15).
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (МИШКА)
Воспитатель: Вы справились с заданием и получаете карточку с буквой?
Дети: С буквой «И». (Прикрепить на магнитную доску)
Воспитатель: (Открываю коробку). Ой, как интересно! А вы знаете, что в нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное? Такие слова называются многозначными словами. Повторите.(дети повторяют) (Слайд №16) Например: коса девочки и коса, которой косят траву. Какие многозначные слова вы знаете?
(Дети называют)(крыло, молния, игла, гусеница, раковина, лисичка, кнопка, колокольчик).
Воспитатель: Молодцы, вы получаете карточку с буквой «Я»). (Прикрепить на магнитную доску)
Незнайка: (Звучит аудиозапись) Ребята! Я очень рад, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только из этих букв составить слово.
(Дети складывают слово: ЗНАНИЯ). (Слайд №17)
Воспитатель: Правильно ребята! А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом знания? (Знание — лучшее богатство; Птице — крылья, человеку — разум; Встречают гостя по платью, а провожают по уму; На людей не смотри, свой ум имей; Знай больше, да говори меньше; Сперва подумай, а потом начинай). ).
Незнайка: (Слайд №18) (Звучит аудиозапись) Ну, ребята, молодцы! Мне так понравилось у вас, но пора возвращаться в свой город. Я расскажу своим друзьям, какие замечательные дети есть в селе Сотниковское , в детском саду «Колосок», в подготовительной группе «№ 1». Всего вам самого хорошего!
Воспитатель: — Теперь можно открыть коробочку с сюрпризом и достать ваш подарок. Да это же ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК! Но он, конечно, не простой. Это ключ от волшебной двери, открыв которую, вы попадете в замечательный и увлекательный мир знаний, где сможете узнать еще очень много нового и интересного. Спасибо Незнайка за волшебный ключик! Вы сможете взять этот ключик в руки и загадать желание. Ведь ключик волшебный!
Воспитатель :Дети, скажите, что вам больше всего сегодня понравилось? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий? Какие слова называются многозначными словами.
(Ответы детей).
Воспитатель: — На этом наше занятие окончено.
Конспект по развитию речи в подготовительной группе
НОД по развитию речи в подготовительной группе: «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА».
Цель: расширить
представления детей о правилах поведения и общения.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие; физическое развитие.
Задачи:
-познакомить детей с понятием
этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей
формировать свои взгляды, интересы.
-формировать элементарные
представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и
других;
-учить правильно, называть
нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное
отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения
девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
-закреплять правила поведения
в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Материал: смайлики с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная,
удивленная), Плакат «Правила этикета и культуры общения».
Литература: книги К. Чуковский
«Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева
«Волшебное слово».
Предварительная работа: Беседа о правилах этикета и культуры общения,
заучивание стихотворений о вежливых словах. просмотр развивающего мультфильма
«Лунтик и его друзья. Изучаем правила», настольно-печатная игра «Уроки
этикета».
Ход:
Воспитатель: Ребята,
я вам прочту стихотворение, а вы попробуйте назвать тему нашего занятия.
Что такое
«этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
Что
сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Если
вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
А вы знаете, что такое этикет?
Дети: Правила вежливости и
культуры поведения.
Воспитатель: Молодцы! Темой нашего занятия будут вежливые слова и вежливое
поведение. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?
Дети: Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит
волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не
будет смеяться над бедой другого, а если что-то пообещает, то обязательно
сдержит свое слово.
Воспитатель: Правильно! Сейчас предлагаю игру «Доскажи
словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда
услышит ( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от
слова теплого ( «спасибо»).
3. Если больше есть не в силах,
скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости,
говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый,
говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье,
говорят всем… («до свидания»).
Воспитатель: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день,
спасибо, простите, пожалуйста и т. д.?
Дети: Вежливые, волшебные слова.
Воспитатель: Где необходимо соблюдать правила
поведения.
Дети: В
детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, дома.
Воспитатель: Игра «Веселые да-нет».
Я буду называть вам ситуации, а вы будете поднимать красный флажок если не
согласны с моим утверждением, а синий – что вы согласны с ним.
Никогда не делись игрушкой с другом.
Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
Не старайся всегда быть первым.
Злись и завидуй, когда проигрываешь.
Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
Никогда не уступай, спорь по пустякам.
Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
Умей принять помощь, совет и замечание друга.
Если друг попал в беду, не помогай ему.
Решай споры словами, а не кулаками.
Воспитатель: Ребята, скажите, чтобы у Вас было много друзей,
что не надо делать?
Дети: Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными
словами. Не давай прозвищ. Не толкайся и не дерись.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнём.
Физкультурная минутка:
Рано утром мы проснулись, потереть глаза кулачками
Сладко, сладко потянулись! потянуться вверх
Чтобы сон ушел – зевнули зевают
Разбудил нас бег на месте, «бегут»
В ванну побежали вместе «рисуют» прямоугольник в
воздухе
Умывались и плескались, имитируют движения умывания
Зубы вычистить старались, «чистят» зубы
Причесались аккуратно, «причесываются»
Приоделись все опрятно. проводят руками по
телу-«одеваются»
Не хотим мы больше спать грозят пальчиком
Будем весело играть!!! хлопают в ладоши.
Воспитатель: Я подготовила вам неприятные слова. Вы сможете
превратить их в приятные, хорошие, добрые?
Дети: Да!
Игра «Антонимы»
Воспитатель: Злой — добрый, жадный — щедрый, грубый —
нежный, нена-вижу — люблю, глупый — умный, страшный — красивый, гряз¬ный —
чистый, враг — друг, жёсткий — мягкий, обман — честность, побить — пожалеть,
война — мир, ложь — правда. ..
Воспитатель:
А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я,
это я, это все мои друзья».
Я
вам буду задавать вопросы, а вы если согласны, будете отвечать «Это я, это я,
это все мои друзья».
— Кто привык у вас к порядку,
утром делает зарядку?
— Кто из вас, скажите братцы,
забывает умываться?
— Кто из вас, скажите дети,
кулаками машет, слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »
— Кто из вас, скажите братцы,
друг другу помогает товарищей не обижает?
— Мы бедные игрушки,
поломанные! Мы бедные игрушки, не сложенные! Нелюбимые и забытые. Кто на полки
нас посадит? Кто на место отнесет?
— Кто нам платьице поправит, в
косы ленты заплетет?
— И еще один вопрос: кто себе
не моет нос?
— Кто из вас, ребята, хочет:
аккуратным, чистым быть. С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?
— Молодцы, ребята. А
теперь ещё отдохнём. Встаньте около своих стульчиков.
Физкультминутка.
Живут мальчики — веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево — оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись! (садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение о вежливых словах.
Всем
помощникам своим говорим: « Благодарим».
Я
другу говорю: «Привет»! А он в ответ: «Здорово». Тут ничего плохого нет, подходят
оба слова.
Старшему,
если встречаемся с ним, первыми «Здравствуйте» мы говорим.
Нам
повторять весь день не лень при каждой встрече: «Добрый день»!
Яркое
солнышко встало опять — «Доброе утро» должны вы сказать.
Если
вы куда-нибудь спешите, на бегу толкая всех подряд, говорите вежливо:
«Простите». Вас за эту вежливость простят.
Ты
чихнул? Без лишних слов, мы желаем: «Будь здоров»!
Пора
за стол. Все для еды накрыто. Приятного желаем аппетита!
Вечер,
спать ты очень хочешь. Всем скажи: «Спокойной ночи»!
«До
свиданья!» На прощанье говорим. О том и речь, Что еще нас ждут свиданья, много-много
Новых встреч!
Ребята,
о чем мы сегодня разговаривали?
Дети:
О вежливом поведении и вежливых словах.
Воспитатель:
Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в
своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете
не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так,
чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит
настоящая вежливость.
Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не
стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом
тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой
навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!
по Фаренгейту 451: Сводка и анализ, часть 2 | Подготовка к тесту | Учебное пособие
Резюме
Милли и Монтэг проводят остаток холодного, дождливого ноябрьского дня, читая книги, которые приобрел Монтэг. Читая, Монтэг начинает понимать, что имела в виду Кларисса, когда говорила, что знает, как следует воспринимать жизнь. Монтэг и Милли настолько очарованы содержанием книг, что не обращают внимания на шум вынюхивающей собаки за окном.
По мнению Милли, книги ничего не стоят; она предпочла бы избегать реальности и предаваться фантазиям своего телевизора. Хотя она может выбирать книги и жизнь, вместо этого она предпочитает отдать свою лояльность телевизионному персонажу Белому клоуну и остальным членам своей телевизионной семьи. Монтэгу, однако, нужно найти кого-то, у кого он может узнать и обсудить то, что книги пытаются ему сказать; ему нужен учитель.
В своем отчаянии и жажде знаний Монтэг вспоминает прошлогоднюю встречу с пожилым мужчиной в парке. Старик, профессор английского языка на пенсии по имени Фабер, произвел впечатление на Монтэга, потому что он действительно говорил с Монтэгом о реальных вещах. Монтэг вспоминает, что хранит номер телефона Фабера в своих файлах возможных накопителей книг, и решает, что если кто-то и может быть его учителем и помогать ему понимать книги, то только Фабер может. Следовательно, Монтэг едет на метро до дома Фабера и берет с собой копию Библии.
Фабер является приверженцем идей, содержащихся в книгах. Он также заботится об общем благе человека. Монтэг сразу чувствует энтузиазм Фабера и с готовностью признается в своих чувствах несчастья и пустоты. Он признается, что в его жизни отсутствуют ценности книг и истины, которым они учат. Затем Монтэг просит Фабера научить его понимать, что он читает. Сначала Фабер считает это новое преподавательское задание бесполезным, но в то же время опасным предприятием. Однако его отношение не удерживает Фабера от такой сложной и захватывающей задачи.
Тем не менее, Фабер скептически и пессимистично относится к тому, могут ли книги помочь их обществу. Словно отвечая на пессимизм Фабера, Монтэг представляет Фаберу коварный план, который заключается в том, чтобы прятать книги в домах пожарных, чтобы даже они стали подозрительными. В конечном итоге из-за предполагаемой измены сгорят сами пожарные части. Фабер признает хитрость плана, но цинично убеждает Монтэга вернуться домой и отказаться от своего недавно приобретенного бунтарства.
Демонстрация Фабером трусости и политического нигилизма побуждает Монтэга начать вырывать страницы из Библии . Потрясенный уничтожением этой редкой драгоценной книги и взволнованный мятежными убеждениями Монтэга, Фабер соглашается помочь ему.
В результате беспокойства Монтэга о том, как он будет действовать, когда он и Битти в следующий раз встретятся, Фабер показывает Монтэгу одно из своих изобретений — двустороннее устройство связи, похожее на радио Seashell, которое напоминает маленькую зеленую пулю и помещается в ухо. . Благодаря использованию этого устройства Фабер может быть в постоянном контакте с Монтэгом, и он обещает поддержать его, если Битти попытается запугать Монтэга. Благодаря шпионскому изобретению Фабера они вместе слушают капитана Битти.
Во второй части угроза войны возрастает. Мобилизовано десять миллионов человек, и народ ждет победы. Война Монтэга только начинается.
После встречи с Фабером Монтэг возвращается домой в надежде обсудить идеи и книги с Милли. К сожалению, в случае с Монтэгом небольшое обучение опасно, потому что, вернувшись домой, он находит себе компанию. Сразу же он начинает тираду в присутствии двух человеческих друзей Милли, миссис Фелпс и миссис Боулз. Эта тирада дорого обойдется его идеалистическим планам.
Монтэг, которому надоело слушать бессмысленную женскую болтовню, решает отключить телевизор и начинает дискуссию с женщинами. Он читает «Дуврский пляж» Мэтью Арнольда в надежде, что женщины захотят обсудить его работу. Хотя женщины, особенно миссис Фелпс, тронуты стихотворением, они не могут сказать, почему, и прекращают дальнейшее обсуждение.
Фабер пытается с помощью двусторонней радиосвязи успокоить пылкий гнев Монтэга. Он убеждает Монтэга притвориться, сказать, что он шутит, а Фабер приказывает ему бросить книгу стихов в мусоросжигательную печь. Несмотря на предостережения Фабера и оборонительные маневры Милли, Монтэг продолжает громко проклинать миссис Фелпс и миссис Боулз за их пустую и коррумпированную жизнь. Миссис Боулз уходит в ярости; Миссис Фелпс в слезах. Характерно, что Милли сбегает из этой ужасной сцены, бросаясь в ванную и принимая несколько таблеток. Она хочет спать и забыть. Монтэг прячет несколько оставшихся книг в кустах на заднем дворе, а затем уходит на работу. Он носит с собой запасную книгу, чтобы дать Битти вместо Библии, которую он оставил Фаберу.
Монтэг боится встречи с Битти, хотя Фабер обещает быть с ним по двусторонней радиосвязи, имплантированной в ухо Монтэга. Битти пытается уговорить Монтэга признать свое преступление по краже (и чтению) книг, но Фабер верен своему слову и поддерживает Монтэга во время насмешек над Битти.
Прежде чем Монтэг успевает ответить на тираду Битти, звучит пожарная сигнализация, и пожарные спешат на работу. По иронии судьбы, Монтэг понимает, что целью пожарных является его собственный дом.
Анализ
Пока Милли и Монтэг читают, становится очевидным глубокое влияние Клариссы на Монтэга. На самом деле, Монтэг отмечает, что «она была первым человеком, которого я могу вспомнить, который смотрел прямо на меня, как будто я считал». Однако Милли и Монтэг забыли — или игнорируют — опасность своего положения. Они слышат «слабое царапанье» за входной дверью и «медленное пробуждающее всхлипывание и выдох электрического пара» под порогом. Реакция Милли: «Это всего лишь собака». Только собака? Механическая гончая прячется снаружи, вероятно, запрограммированная Битти для сбора улик, которые он может использовать позже против Монтэга.
Монтэги, однако, не могут игнорировать звуки бомбардировщиков, пролетающих над их домом, сигнализируя о приближении войны. Хотя никто не знает причины войны или ее происхождения, страна наполнена волнениями, которые параллельны растущим волнениям и гневу, тлеющим внутри Монтэга.
Отказ от реальности стал главным в сознании Милли. Когда Монтэг говорит ей о ценности и достоинстве книг, она кричит и осуждает его за то, что он владеет книгами. Брэдбери описывает ее как «сидящую, как восковая кукла, тающая от собственного тепла». Здесь образы огня снова подразумевают разрушение. Однако на этот раз Милли несет в себе семена собственного разрушения. Как говорилось ранее в конце первой части, она может выбирать книги (и жизнь). Но поскольку она избегает книг и уроков, которые она может извлечь из них, Брэдбери описывает ее как куклу, которая тает от собственного тепла. Монтэг же хочет осмыслить информацию, которую ему дают книги. Однако, что более важно, Монтэг понимает, что ему нужен учитель, если он хочет полностью понять информацию из книг.
Человек, к которому Монтэг решил обратиться, Фабер, «был выброшен в мир сорок лет назад, когда последний гуманитарный колледж закрылся из-за отсутствия студентов и покровительства». Монтэг вспоминает из их более ранней встречи «интонированный голос» и «убеждения» Фабера; в частности, слова Фабера казались очень похожими на поэзию. Он сказал Монтэгу: «Я не говорю вещей , сэр; я говорю , имея в виду вещей. Я сижу здесь и знаю, что я жив».
По пути на метро к дому Фабера Монтэг переживает момент самоанализа. Он обнаруживает, что его улыбка, «старая выжженная улыбка», исчезла. Он осознает свою пустоту и несчастье. Более того, он признает отсутствие у него формального образования — то, что он считает своим существенным невежеством. Это чувство беспомощности, беспомощности, бессилия, его полной неспособности понять то, что написано в книгах, переполняет его, и в его памяти всплывает то время, когда он был ребенком на берегу моря, «пытаясь наполнить сито песком. » Монтэг вспоминает, что «чем быстрее он насыпал [песок], тем быстрее он просеивался с жарким шепотом». Теперь у него такое же чувство беспомощности, когда он читает Библию ; его разум похож на сито, через которое проходят слова, а Монтэг их не понимает и не запоминает. Он знает, что через несколько часов должен отдать эту драгоценную книгу Битти, поэтому пытается читать и запоминать Священные Писания, в частности, Нагорную проповедь Иисуса. Однако, когда он пытается запомнить отрывки, громкая и нахальная реклама «Стоматологического моющего средства Денхэма» разрушает его концентрацию.
Монтэг пытается восстать, но он сбит с толку из-за своих многочисленных ментальных блоков против несоответствия. Он никогда раньше не отклонялся от нормы, и его попытки установить индивидуальную идентичность постоянно терпят неудачу. Бегство Монтэга к дому Фабера — его единственная надежда. Сцена представляет человека, спасающегося бегством, что, собственно, и делает Монтэг, хотя еще не до конца осознает это. Не знает он и того, что он уже изгой. Он никогда не сможет вернуться к своему прежнему существованию. Его трансформация неизбежна.
В этой части книги важно то, что Фабер очень похож на архетипическую фигуру «старика» Карла Юнга. Согласно Юнгу в его эссе «Феноменология духа в сказках», архетип старика представляет собой, с одной стороны, знание, размышление, проницательность, мудрость, сообразительность и интуицию, а с другой стороны, он представляет такие моральные качества, как доброжелательность и готовность помочь, что делает его «духовный» характер достаточно простым. Фабер проявляет эти качества, и он, как и Кларисса, ассоциируется с белым цветом, символизирующим его духовную природу: «Он [Фабер] и белые оштукатуренные стены внутри были во многом одинаковыми. его щеки и волосы были белыми, а глаза потускнели, с белым в смутной голубизне». Здесь важен белый цвет, потому что он указывает на чистоту и доброту. Белый также противоположен черноте сожженных книг и темному пеплу, в который они сгорают.
Помимо просвещения Монтэга, Фабер расширяет свою философию использования книг, а также общества в целом. (Нельзя не думать, что дискуссия Фабера близка к собственной точке зрения Брэдбери, но, конечно, это утверждение — просто предположение.) Фабер объясняет, что у книг есть «качество» и «текстура», что они раскрывают суровую реальность, а не только приятный аспект жизни, но также и плохие аспекты жизни: «Они показывают поры на лице жизни», и их общество находит это неприятным. К сожалению, общество начало программировать мысли: людям больше не дают свободного времени, чтобы думать самостоятельно. Faber настаивает на том, чтобы досуг необходим для правильной оценки книг. (Под «досугом» Фабер не имеет в виду «нерабочее время», время, свободное от работы, а просто достаточно времени, чтобы подумать о вещах, выходящих за рамки собственного «я». ) Отвлекающие факторы, такие как всеохватывающие телевизионные стены, просто не позволят для досуга. В конечном счете, однако, Фабер считает, что правда в книгах никогда не сможет снова иметь ценность в этом обществе, если его люди не будут иметь «права совершать действия, основанные» на том, что они находят в книгах. Книги имеют ценность только тогда, когда людям предоставляется свобода действовать в соответствии с тем, что они узнали. В этом последнем пункте Фабер настроен пессимистично; он убежден, что люди в его обществе никогда не будут иметь свободы действовать в соответствии с тем, чему они научились.
Когда Монтэг представляет Фаберу свой план мести другим пожарным, Фабер настроен скептически, потому что «пожарные редко бывают нужны»; их уничтожение вряд ли гарантировало бы изменение в обществе. Фабер имеет в виду, что «Так мало кто больше хочет быть бунтарем». Люди слишком рассеяны, то есть слишком «счастливы», чтобы хотеть что-то изменить.
После того, как Фабер решает присоединиться к Монтэгу в его бедственном положении, Брэдбери позже описывает эту коалицию двух как «Монтаг-плюс-Фабер, огонь и вода». Образы огня и воды сливаются, потому что продуктом соединения этих двух отдельных и противоположных вещей является третий продукт — вино. Вино похоже на воду, но горит, как огонь. Монтаг и Фабер работают вместе, потому что в мире далеко не все хорошо.
Присоединившись к Монтэгу, Фабер также заявляет, что он, по сути, станет «пчелиной маткой», оставаясь в безопасности в улье; Монтэг — это «дрон». Перед расставанием они инициируют планы «[напечатать] несколько книг и ждать, пока война сломает шаблон и даст нам необходимый толчок. Несколько бомб и« семьи »в стенах всех домов, как арлекин. крысы, заткнитесь!» Возможно, эта подрывная деятельность (уничтожение телевидения) восстановит интерес публики к книгам. Однако, несмотря на свое решение помочь Монтэгу, Фабер признает, что в конечном итоге он трус. Он останется в безопасности дома, пока Монтэгу грозит наказание.
По мере того, как угроза войны возрастает, вы можете видеть, что война аналогична позиции Монтэга в отношении его личной битвы. Его внутреннее смятение усиливается. Вооруженный таким другом, как Фабер, двусторонней радиосвязью с зелеными пулями и начальными знаниями об истинной ценности книг, он теперь готов вести войну против Битти и остального застойного общества. Монтэг чувствует, что становится новым человеком, опьяненным своей вновь обретенной внутренней силой, но его идеалистическое знание смешивается с рвением новообращенного; он не рассматривал какой-либо прагматичный план реализации.
Когда Монтэг встречается с миссис Фелпс и миссис Боулз, он забывает, что они очень похожи на Милли; они преданы своим телевизионным семьям, они политически ослаблены и мало интересуются надвигающейся войной. Поскольку их мужей регулярно вызывают на войну, женщин это не волнует. Война была раньше и может случиться снова.
Слушая их пустую болтовню, воодушевленный своей мятежной позой, и с комфортным шепотом Фабера ему на ухо, Монтэг импульсивно кричит: «Давай поговорим». Он начинает читать с «Дуврского пляжа» Мэтью Арнольда:
Ах, любимая, будем верны
Друг другу! для мира, который кажется
Чтобы лежать перед нами, как страна грез,
Такой разнообразный, такой прекрасный, такой новый,
На самом деле нет ни радости, ни любви, ни света,
Ни уверенности, ни покоя, ни помощи от боли ;
И мы здесь, как на темнеющей равнине
Охваченные смутными тревогами борьбы и бегства,
Там, где ночью сражаются невежественные армии.
Несмотря на легкомыслие и болтовню, женщины тронуты, но опять же не понимают почему. Хотя Милдред выбирает, что читать ее мужу, стихотворение Мэтью Арнольда олицетворяет пессимизм Монтэга, когда он пытается понять пресный, бесцельный образ жизни трех женщин. Стихотворение заставляет женщин реагировать — миссис Фелпс слезами, а миссис Боулз гневом. Улыбки Чеширского кота, которые носят Милли и ее друзья, указывают на их иллюзию счастья. Монтаг представляет, как эти улыбки прожигают стены дома. По иронии судьбы, улыбки должны означать радость, но не в этом случае, как и в случае с Монтэгом. Однако улыбки этих женщин разрушительны и, возможно, злы. Кроме того, для Милли и ее друзей характерны образы огня; они зажигают сигареты и выпускают дым изо рта. У всех у них «выгоревшие на солнце» волосы и «блестящие» ногти. Они, как флотилия пожарных, движутся к собственной гибели.
После катастрофической ситуации с Милли, миссис Фелпс и миссис Боулз Монтэг с тревогой готовится к встрече с Битти. Подозрение капитана Битти в отношении Монтэга неуклонно возрастает, когда он наблюдает за Монтэгом «алкогольно-пламенным взглядом». В то время как Битти дразнит Монтэга, чтобы тот проболтался о краже книг, Фабер доказывает, что он хороший партнер Монтэга, и поддерживает его на протяжении всего противостояния. В самой поразительной обличительной речи Битти показывает, что он чрезвычайно начитан; он точно цитирует авторов самых разных исторических периодов и умеет применять прочитанное. Он, очевидно, думал о том, что означают эти работы, и любопытным образом использует их с пользой против Монтэга. Он знает о новообретенном рвении Монтэга (как утверждает Битти: «Прочитай несколько строк, и ты свалишься с обрыва. Бац, ты готов взорвать мир, отрубить головы, сбить с ног женщин и детей, разрушить власть, «) и ему удается подтолкнуть Монтэга в направлении, которое заставит его отказаться от своих недавно приобретенных гуманистических убеждений. Игнорируя название книги, возвращенной Монтэгом, Битти показывает, что он знает о коллекции Монтэга и пытается заставить Монтэга признать свою вину. Кроме того, Битти хочет доказать Монтэгу, что название (и сама книга) не имеет значения. Единственный важный момент в книге — это то, что ее нужно уничтожить.
Монтэг не может ответить на донос Битти на него (без сомнения, его опровержение было бы с треском провалено), потому что срабатывает пожарная сигнализация. В колоссальной иронии Монтэг понимает, когда пожарных призывают к действию, что его собственный дом является целью пожарных. Вместо того, чтобы реализовать план по подрыву пожарных, подбрасывая книги в их дома, Монтэг, в гротескном искажении ожиданий, сам становится жертвой.
Часть вторая посвящена первому личному опыту Монтэга с идеями, найденными в книгах, и подробно описывает его превращение в социального бунтаря. Раздел, казалось бы, заканчивается на ноте поражения.
Глоссарий
Мы не можем сказать точный момент, когда зарождается дружба. Как при наполнении сосуда по капле, в конце концов найдется капля, из-за которой он переполнится; так что в ряду доброты есть, наконец, одна, которая заставляет сердце биться чаще. жизнь без видимой причины.
Любимый предмет. Сам. взято из письма британского биографа Джеймса Босуэлла от 16 июля 1763 года. Цитата подчеркивает пропасть, отделяющую Монтэга от Милдред, которая избегает самоанализа и погружается в наркотики и телевизионные программы, успокаивающие ее разум.
наполовину из пещеры Брэдбери намекает на аллегорию Платона о пещере, найденную в Книге 7 его Республики . Аналогия описывает, как люди полагаются на мерцающие тени как на источник реальности.
Фабер имя персонажа предполагает имя Питера Фабера (1506-1545), наставника Игнатия Лойолы и основателя двух иезуитских колледжей.
Мистер Джефферсон? Мистер Торо? Томас Джефферсон, главный автор Декларации независимости, и Генри Дэвид Торо, автор книг Walden и Civil Неподчинение . Эта фраза используется для иллюстрации ценности всех книг и авторов. Эти два автора выбраны, чтобы показать, кто писал о революции и борьбе с угнетением.
зубная паста любой препарат для чистки зубов. Это слово является частью фразы, которую Монтэг постоянно слышит в метро.
Рассмотрите полевые лилии. Они не трудятся, как и они. В своем сюрреалистическом броске в метро к дому Фабера Монтэг пытается прочитать строчку из Нагорной проповеди Иисуса из Евангелия от Матфея. Строка, взятая из Главы 6, стихи 28-29, заключает: «И все же говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе не был одет, как один из них». Эта цитата напоминает Монтэгу, что духовный голод сильнее материальных нужд.
Преторианская гвардия Цезаря отсылка к телохранителям, окружавшим римских цезарей, начиная с первого римского императора Октавиана, позже названного Августом. Сдерживая толпу, преторианцы обладали верховным контролем над правителями, которых они стремились защитить, и, как полагают, они убили Калигулу и заменили его Клавдием, искалеченным историком, которого они выбрали преемником.
саламандра пожирает свой хвост Фабер, который создает способ вовлечь пожарных в их собственную угрозу и тем самым уничтожить их, характеризует свой сюжет образом самоуничтожения.
эта электронная трусость Фабер, старик, который слишком напуган, чтобы противостоять капитану Битти, хочет направить конфронтацию Монтэга с помощью своего электронного устройства для прослушивания и разговора.
Книга Иова Фабер выбирает эту книгу Ветхого Завета, в которой описывается, как Иов испытывается Богом. Результатом борьбы Иова со страданиями, потерями и искушениями является то, что он учится доверять.
Везувий вулкан недалеко от Неаполя, извержение 24 августа 79 г.э., хороня жителей Помпеи и Геркуланума.
Чеширский кот ухмыляющийся кот, персонаж из 6 главы книги Льюиса Кэрролла Алиса в стране чудес .
Снова на входе снова на выходе Финнеган — обычный бессмысленный стишок, указывающий на то, что миссис Фелпс не беспокоится о войне и участии в ней ее мужа. Цитата повторяет: «Опять, снова, снова ушел, Финнеган», краткая телеграмма о железнодорожной катастрофе от Финнегана (железнодорожного начальника) Фланагану (его работодателю).
огонь плюс вода Монтэг, который осознает расщепленные половины своего существа, предвкушает дистилляцию своего огненного «я» в вино после того, как Фабер сформировал его интеллект мудростью и учением.
Кто немного умнее, тот лучший дурак строчка из стихотворения Джона Донна «Тройной дурак», которую Битти использует, чтобы сбить с толку и задушить Монтэга.
овца возвращается в загон. Мы все овцы, которые время от времени заблудились. всех нас». Сообщение подразумевает, что Монтэг предал своих товарищей-пожарных.
Истина есть истина, в конце концов монтаж цитат Битти переходит к стиху из шекспировского Мера за меру , Акт V, Сцена I, Строка 45.
Они никогда не бывают одиноки, если их сопровождают благородные мысли стих из « Аркадии» сэра Филипа Сиднея , который, в свою очередь, перефразирует строчку из « Лекарства от любви» Бомонта и Флетчера , действие III, сцена 3.
Сладкая пища сладко изреченного знания строка из книги сэра Филипа Сидни «Защита поэзии» .
Слова подобны листьям, и там, где их больше всего, Много плодов смысла внизу редко можно найти Битти цитирует двустишие из Эссе о критике Александра Поупа как циничный комментарий к своему обильно искаженному и противоречивому чтению.
Мало учиться — опасно. Пейте до дна или не пробуйте пиерианский источник; Там мелкие сквозняки опьяняют мозг, а выпивка в значительной степени снова отрезвляет знаменитая пара куплетов из « Эссе о критике» Александра Поупа , которые предупреждают учащегося о том, что ученость требует самоотверженности для достижения максимального эффекта.
Знания более чем эквивалентны силе афоризм из 13-й главы книги доктора Сэмюэля Джонсона « Расселас».
Не тот мудрец, который отказывается от уверенности ради неопределенности афоризм из книги Бездельника доктора Сэмюэля Джонсона.
Правда выйдет наружу, убийство долго не скроют! из пьесы Шекспира Венецианский купец , действие II, сцена 2, строка 86.
О Боже, он говорит только о своей лошади парафраз «он только и делает, что говорит о своей лошади» из шекспировского Венецианского купца , действие I, сцена 2, строки 37-38.
Дьявол может цитировать Писание для своих целей из Шекспира Венецианский купец , действие I, сцена 3, строка 99.
Этот век лучше думает о позолоченном дураке, чем об изношенном святом в школе мудрости куплет из книги Томаса Деккера Old Fortunatus .
Достоинство истины утрачено из-за многочисленных протестов строка из книги Бена Джонсона Заговор Катилины , Акт III, Сцена II.
Туши истекают кровью при виде убийцы строка из книги Роберта Бертона Анатомия меланхолии , часть I, раздел I, член 2, подраздел 5.
траншейный рот инфекционное заболевание, характеризующееся изъязвлением слизистых оболочек рта и горла и вызываемое бактерией; происходит из-за его распространенности среди солдат в окопах.
Знание — сила строчка из книги Фрэнсиса Бэкона Развитие обучения , Книга I, i, 3.
Карлик на плечах великана видит дальше всех двух из Демокрита читателю , парафраз Роберта Бертона из книги Лукана Гражданская война , который перекликается с письмом сэра Исаака Ньютона Роберту Гуку от 5 февраля 1675 или 1676 года.
Глупость принимать метафору за доказательство, поток словесности за родник главных истин, а себя за оракула врождена в нас парафраз книги Поля Валери Введение в метод Леонардо да Винчи .
Что-то вроде отличного немого дискурса Строка из шекспировской «Бури» «Буря» , Акт III, Сцена III, Строка 38.
Все хорошо, что хорошо в конце парафраз Шекспира Все хорошо, что хорошо кончается , Акт IV, Сцена IV, Строка 35.
тирания большинства из книги Джона Эмериха Эдварда Далберга-Актона «История свободы и другие очерки» .
451 градус по Фаренгейту: Сводка и анализ, часть 1 | Подготовка к тесту | Учебное пособие
Резюме
В первой части « по Фаренгейту 451 » представлен персонаж Гай Монтэг, тридцатилетний пожарный из двадцать четвертого века (напомним, что роман был написан в начале 1950-х). В этом антиутопическом (ужасном и гнетущем) сеттинге люди мчатся по дорогам на «реактивных автомобилях», чтобы избавиться от стресса, «гостиные стены» — это большие экраны в каждом доме, используемые одновременно для развлечения и правительственной пропаганды, а дома были пожаробезопасными, что делает работу пожарных, как их обычно называют, устаревшей. Однако у пожарных появилась новая профессия; они сжигатели книг и официальные цензоры государства. Как пожарный Гай Монтэг несет ответственность за уничтожение не только книг, которые он находит, но и домов, в которых он их находит. Книги не следует читать; они должны быть уничтожены без вопросов.
Для Монтэга: «Жечь было приятно». Государство постановило, что все книги должны быть сожжены. Поэтому Монтэг вместе с другими пожарными сжигает книги, чтобы показать соответствие. Без идей все подчиняются, и в результате все должны быть счастливы. Когда людям доступны книги и новые идеи, возникают конфликты и несчастья. Сначала Монтэг считает, что он счастлив. Когда он смотрит на себя в зеркало пожарной части после ночи горения, он ухмыляется «жестокой ухмылкой всех людей, опаленных и отброшенных пламенем».
Однако читатель быстро замечает, что все не так, как хочет Монтэг. Когда Монтэг встречает Клариссу Макклеллан, свою новую жизнерадостную соседку-подростка, он начинает сомневаться, действительно ли он счастлив. Кларисса просветляет Монтага; она расспрашивает его не только о его личном счастье, но и о его роде занятий и о том, что он мало знает правды об истории. В то же время она также дает читателю возможность увидеть, что правительство резко изменило то, что его граждане воспринимают как свою историю. Например, Монтэг никогда не знал, что пожарные тушат настоящие пожары или что рекламные щиты раньше были всего 20 футов в длину. Не знал Монтэг и того, что люди действительно могут разговаривать друг с другом; использование стен гостиной правительством устранило необходимость в непринужденной беседе. Кларисса пробуждает любопытство Монтага и начинает помогать ему обнаружить, что настоящее счастье давно отсутствует в его жизни.
После встречи Монтага с Клариссой он возвращается домой и находит свою жену Милдред Монтаг (Милли) без сознания; она лежит на кровати с радиоприемниками Seashell в ушах и приняла передозировку транквилизаторами и снотворным. Милли спасают два беспристрастных техника, которые приносят аппараты для промывания желудка и полного переливания крови, но, возможно, у нее снова может случиться передозировка, и она даже не узнает об этом — по крайней мере, так может показаться. Вопрос о передозировке — будь то попытка самоубийства или результат чистой глупости — так и не был решен. Хотя Монтэг хочет обсудить вопрос о передозировке, Милли этого не делает, и их неспособность договориться даже по этому вопросу предполагает глубокое отчуждение, существующее между ними.
Несмотря на то, что Монтэг и Милли женаты уже много лет, Монтэг понимает после случая с передозировкой, что на самом деле он вообще мало что знает о своей жене. Он не может вспомнить, когда и где он впервые встретил ее. На самом деле все, что он знает о своей жене, это то, что ее интересует только ее «семья» — иллюзорные образы на трехстенном телевизоре — и тот факт, что она водит их машину с бешеной скоростью. Он понимает, что их совместная жизнь бессмысленна и бесцельна. Они не любят друг друга; на самом деле они, вероятно, ничего не любят, кроме, возможно, сжигания (Монтаг) и жизни из вторых рук за счет воображаемой семьи (Милли).
Когда Монтэг возвращается на работу на следующий день, он касается Механической гончей и слышит рычание. Механическую гончую лучше всего описать как средство террора, машину, извращенно похожую на обученную собаку-убийцу, но улучшенную с помощью усовершенствованной технологии, которая позволяет ей безжалостно выслеживать и захватывать преступников, оглушая их транквилизатором. Монтэг опасается, что собака почувствует его растущее несчастье. Он также опасается, что Пес каким-то образом знает, что он конфисковал несколько книг во время одного из своих рейдов.
Начальник пожарной охраны капитан Битти тоже чувствует недовольство Монтэга. Войдя на верхний уровень пожарной части, Монтэг спрашивает, может ли Механическая гончая думать. Битти, который действует как апологет антиутопии, указывает, что Пес «не думает ничего такого, чего мы не хотим, чтобы он думал». Мгновенно Битти с подозрением относится к этому внезапному любопытству Монтэга и спрашивает, чувствует ли Монтэг в чем-то себя виноватым.
Еще через несколько дней встречи с Клариссой и работы в пожарной части Монтэг переживает две вещи, которые заставляют его понять, что он должен изменить свою жизнь. Первый инцидент — это когда его вызывают в дом неизвестной женщины, чтобы уничтожить ее книги. Соседка обнаружила тайник с книгами, поэтому их нужно сжечь. Женщина упорно отказывается покидать свой дом; вместо этого она предпочитает сжигать свои книги. Второй инцидент, который происходит позже тем же вечером, — это когда Милли говорит Монтэгу, что Макклеланы уехали, потому что Кларисса погибла в автомобильной аварии — ее «сбила машина».
Если Пес и капитан Битти являются показателем растущей «болезни» Монтэга (слово Брэдбери), известие о смерти Клариссы в сочетании с вызовом пожарной охраны в дом неопознанной женщины приводит к его обращению. Монтэг решает поговорить с Милли о своей неудовлетворенности своей работой пожарным и о внутренних ценностях, которые человек может получить из книг. Внезапно он видит, что Милли не способна понять, что он имеет в виду. Все, что она знает, это то, что книги незаконны и что любой, кто нарушает закон, должен быть наказан. Опасаясь за свою безопасность, Милли заявляет, что невиновна в каких-либо правонарушениях, и говорит, что Монтэг должен оставить ее в покое.
После этой конфронтации с Милли Монтэг развлекается идеей бросить работу, но вместо этого он решает притвориться больным и ложится спать. Когда капитан Битти, который уже с подозрением относится к недавнему поведению Монтэга, обнаруживает, что Монтэг не пришел на работу, он звонит Монтэгу домой по болезни. Битти подбадривает Монтэга, объясняя ему, что каждый пожарный рано или поздно проходит через период интеллектуального любопытства и крадет книгу. (Кажется, Битти каким-то чудом узнал, что Монтэг украл книгу — или книги.) Битти решительно подчеркивает, что в книгах нет ничего правдоподобного. Он пытается убедить Монтэга, что это просто истории — вымышленная ложь — о несуществующих людях. Он говорит Монтэгу, что, поскольку каждого человека злит хоть какая-то литература, самое простое решение — избавиться от всех книг. Избавление мира от разногласий кладет конец спорам и позволяет людям «все время оставаться счастливыми». Битти даже поддерживает своего рода извращенный демократический идеал: избавление мира от всех противоречивых книг и идей делает всех людей равными — каждый человек является отражением других людей. Он завершает свою лекцию, уверяя Монтэга, что профессия сжигателя книг почетна, и поручает Монтэгу вернуться к работе в тот же вечер.
Сразу же после визита Битти Монтэг признается Милдред, что, хотя и не может объяснить почему, за последний год он украл не одну книгу, а небольшую библиотеку книг для себя (всего около 20 книг, одна из них Библия). Затем он начинает раскрывать свою библиотеку, которую он спрятал в системе кондиционирования воздуха. Когда Милли видит тайник с книгами Монтэга, она паникует. Монтэг пытается убедить ее, что их жизнь уже находится в таком плачевном состоянии, что исследование книг может быть полезным. Милли не уверена. Чего ни один из них не знает, так это того, что Механическая гончая (вероятно, посланная капитаном Битти) уже идет по следу Монтэга, по-видимому, зная разум Монтэга лучше, чем сам Монтэг.
Анализ
451 по Фаренгейту в настоящее время является самым известным письменным произведением Брэдбери в области социальной критики. В нем рассматриваются серьезные проблемы контроля над массами средствами массовой информации, запрета книг и подавления ума (цензурой). Роман исследует несколько ключевых дней жизни человека, сжигателя книг и, следовательно, инструмента подавления. Этот человек (Монтаг) живет в мире, где прошлое было уничтожено керосиновыми шлангами и правительственными методами промывания мозгов. За несколько коротких дней этот человек превращается из ограниченного и предвзятого конформиста в динамичную личность, приверженную социальным изменениям и жизни, в которой книги спасаются, а не уничтожаются.
Прежде чем начать роман, обратите внимание на значение названия: 451 градус по Фаренгейту, «температура, при которой книжная бумага загорается и горит». Также обратите внимание на эпиграмму Хуана Рамона Хименеса: «Если вам дадут линованную бумагу, пишите по-другому». Хименес (1881–1958) был испанским поэтом, получившим Нобелевскую премию по литературе в 1956 году и во многом ответственным за внедрение модернизма в испанскую поэзию. Последствия обоих понятий — одного, простого факта, и другого, вызова авторитету — приобретают огромное значение к заключению книги.
В первой части « по Фаренгейту 451 » Брэдбери использует машинные образы для создания обстановки и окружения книги. Он представляет Гая Монтэга, пиромана, которому «особое удовольствие видеть, как что-то съедается, как что-то чернеет и меняется». Он сжигает книги, которые не читал и даже не подвергал сомнению, чтобы обеспечить соответствие и счастье. На лице Монтэга навсегда запечатлена улыбка; он не думает о настоящем, прошлом или будущем. По мнению его правительства, единственная эмоция, которую должен испытывать Монтэг, помимо разрушительной ярости, — это счастье. Он смотрит на себя в зеркало после ночи горения и ловит себя на том, что улыбается, и он думает, что все пожарные должны выглядеть как белые люди, маскирующиеся под менестрелей, ухмыляющиеся под масками с «обожженными пробками».
Позже, когда Монтэг засыпает, он понимает, что его улыбка по-прежнему сжимает мышцы лица даже в темноте. Язык — «пламенная улыбка, все еще схваченная мышцами лица» — предполагает, что его улыбка искусственная и натянутая. Вскоре он поймет, что этот маленький кусочек правды является для него огромной правдой. В настоящее время Монтэг, кажется, наслаждается своей работой пожарным. Он «улыбающийся пожарный». Однако эта улыбка и позднее осознание ее искусственности предвещают возможную неудовлетворенность Монтэга не только своей работой, но и своей жизнью. Монтэг улыбается, но он недоволен. Улыбка, как и его «обгоревшее пробковое» лицо, — это маска.
Почти сразу (когда Монтэг встречает Клариссу Макклеллан) вы обнаруживаете, что он несчастен. Сравнивая и противопоставляя двух персонажей, вы можете видеть, что Брэдбери изображает Клариссу как спонтанную и любопытную от природы; Монтэг неискренен и пресыщен. У Клариссы нет жесткого распорядка дня: Монтэг — человек привычки. Она говорит ему о красоте жизни, о человеке на луне, о росе раннего утра и о наслаждении, которое она получает, обоняв и глядя на вещи. Монтаг, однако, никогда не занимался такими «незначительными» вопросами.
Кларисса живет с матерью, отцом и дядей; У Монтэга нет семьи, кроме жены, и, как вы вскоре обнаружите, его семейная жизнь несчастлива. Кларисса принимает Монтага таким, какой он есть; Монтаг находит особенности Клариссы (то есть ее индивидуальность) слегка раздражающими. «Ты слишком много думаешь», — говорит он ей.
Несмотря на все эти различия, эти двое притягиваются друг к другу. Жизнерадостность Клариссы заразительна, и Монтэг находит интригующим ее необычный взгляд на жизнь. Действительно, она частично ответственна за изменение отношения Монтэга. Она заставляет Монтэга думать о вещах, о которых он никогда раньше не задумывался, и заставляет его обдумывать идеи, о которых он никогда не задумывался. Более того, Монтэг, кажется, находит в Клариссе что-то, что является давно вытесненной частью его самого: «Как зеркало похоже и на ее лицо. Это невозможно, ибо сколько людей вы знали, которые преломляли ваш собственный свет?»
По крайней мере, Кларисса пробуждает в Монтаге любовь и желание наслаждаться простыми и невинными вещами в жизни. Она говорит ему о том, как ей нравится, когда дождь падает ей на лицо и в рот. Позже Монтэг тоже поворачивает голову вверх под ранний ноябрьский дождь, чтобы набрать глоток прохладной жидкости. По сути, Кларисса в очень немногих встречах оказывает сильное влияние на Монтага, и он больше никогда не сможет обрести счастье в своей прежней жизни.
Тем не менее, если водные образы этой ранней сцены подразумевают возрождение или возрождение, эти образы также связаны с искусственностью жизни людей в футуристической антиутопии 451 по Фаренгейту. Каждый вечер перед сном Милдред втыкает в уши маленькие радиоприемники Seashell, и музыка уносит ее прочь от унылой повседневной реальности. Когда Монтэг лежит в постели, комната кажется пустой, потому что волны звука «пришли и унесли ее [Милдред] своими огромными волнами звука, плывя с широко раскрытыми глазами к утру». Однако музыка, которую Милдред считает живительной, на самом деле лишает ее знаний и смысла жизни. Она отказалась от реальности, используя эти крошечные технологические чудеса, которые внушают бессмысленность. Радиоприемники Seashell служат для Милли убежищем, потому что они помогают ей избегать мыслей.
Милли Монтэг, хотя она никогда не призналась бы — или не смогла бы — в этом, тоже недовольна. Ее потребность в радиоприемниках Seashell для сна незначительна по сравнению с ее пристрастием к транквилизаторам и снотворным. Когда Милли принимает передозировку снотворного (что Брэдбери никогда полностью не объясняет как случайность или самоубийство), ее спасает машина и два похожих на машину человека, которым все равно, выживет она или умрет. Эта машина, которая откачивает желудок человека и заменяет кровь свежей, используется для предотвращения до десяти необъяснимых попыток самоубийства за ночь — машина, которая очень красноречиво говорит о социальном климате.
Монтэг понимает, что их неспособность обсудить попытку самоубийства свидетельствует о глубоком отчуждении, которое существует между ними. Он обнаруживает, что их брак находится в руинах. Ни он, ни Милли ничего не помнят о своем совместном прошлом, и Милли больше интересует ее трехстенная телевизионная семья. Телевизор — еще одно средство, которое Милдред использует, чтобы уйти от реальности (и, возможно, от своего недовольства жизнью и Монтэгом). Она пренебрегает Монтэгом и вместо этого уделяет внимание своим телевизионным родственникам. Телевизионная семья, которая никогда не говорит и не делает ничего существенного, скоростная самоотверженность, с которой она водит машину, и даже передозировка снотворного — все это указывает Монтэгу на то, что их совместная жизнь бессмысленна.
Для Монтэга эти открытия трудно выразить словами; он лишь смутно осознает свое несчастье — и несчастье Милли — когда у него происходит первый инцидент с Механической гончей. В некотором смысле недоверие Гончей к Монтэгу — его рычание — является барометром растущего несчастья Монтэга.
Капитан Битти интуитивно чувствует растущее недовольство Монтэга своей жизнью и работой. Битти — умный, но в высшей степени циничный человек. Как это ни парадоксально, он начитан и даже готов позволить Монтэгу немного поинтересоваться содержанием книг. Однако Битти, как защитник государства (тот, кто пожертвовал своей моралью ради социальной стабильности), считает, что всякое интеллектуальное любопытство и жажда знаний должны быть подавлены на благо государства — для конформизма. Он даже допускает извращение истории, как она появляется в Пожарные Америки : «Учрежден в 1790 году для сжигания книг с английским влиянием в колониях. Первый пожарный: Бенджамин Франклин…» Битти может терпеть любопытство к книгам, пока оно не влияет на его действия. Когда любопытство к книгам начинает сказываться на поведении человека и его способности подчиняться — как это происходит у Монтэга, — это любопытство должно быть строго наказано.
Когда Монтэга вызывают в дом неизвестной женщины «в древней части города», он с удивлением обнаруживает, что женщина не бросит ни свой дом, ни свои книги. Женщина явно мученица, и ее мученичество глубоко потрясло Монтэга. Прежде чем ее сожгут, женщина делает странное, но важное заявление: «Сыграйте в мужчину, мастер Ридли; сегодня мы зажжем такую свечу, по милости Божьей, в Англии, которая, я надеюсь, никогда не погаснет». Николас Ридли, епископ Лондона в шестнадцатом веке, был одним из первых мучеников за протестантскую веру. Он был признан виновным в ереси и приговорен к сожжению на костре вместе с другим еретиком Хью Латимером. Слова Латимера Ридли — это те, на которые намекает неизвестная женщина, прежде чем ее подожгут. (Обратите внимание, что пара визуальных метафор знания традиционно изображала женщину, иногда купающуюся в ярком свете или держащую горящий факел.) По иронии судьбы, слова женщины пророческие; из-за ее собственной смерти в огне недовольство Монтэга заставляет его исследовать, что на самом деле представляют собой книги, что они содержат и какое удовлетворение они предлагают.
Монтэг не в состоянии понять перемены, происходящие внутри него. С тошнотворным осознанием он понимает, что «всегда ночью приходит тревога. Никогда не днем! Это потому, что огонь ночью красивее? Больше зрелища, лучше шоу?» Он задается вопросом, почему этот конкретный вызов огня было так трудно сделать, и он задается вопросом, почему его руки кажутся отдельными существами, пряча одну из книг женщины под его пальто. Ее упрямое достоинство заставляет его открывать для себя то, что написано в книгах.
Если Кларисса возобновляет его интерес к чистому волнению жизни, а Милдред раскрывает ему несчастье существования отдельного человека в его обществе, то женщина-мученица представляет для Монтэга силу идей и, следовательно, силу книг, за которые его общество борется. подавлять.
Когда Милдред сообщает Монтэгу, что Макклелланы уехали из-за того, что Кларисса погибла в автокатастрофе, неудовлетворенность Монтэга своей женой, своим браком, своей работой и своей жизнью усиливается. По мере того, как он все больше осознает свое несчастье, он чувствует себя еще более вынужденным улыбаться фальшивой, молчаливой улыбкой, которую он носил. Он также понимает, что его улыбка начинает исчезать.
Когда Монтэгу впервые приходит в голову мысль бросить работу на некоторое время из-за того, что Милли не проявляет сочувствия к нему, он симулирует болезнь и ложится спать. (Справедливости ради, однако, Монтэга тошнит, потому что накануне он сжег женщину заживо. Его болезнь, так сказать, тяготит его совесть.)
Капитан Битти, как отмечалось ранее, с подозрением относится к недавнему поведению Монтэга, но он не знает об интеллектуальных и моральных изменениях, происходящих в Монтэге. Однако он признает недовольство Монтэга, поэтому навещает Монтэга. Он говорит Монтэгу, что книги — плод воображения. Огонь хорош тем, что устраняет конфликты, которые могут принести книги. Позже Монтэг приходит к выводу, что Битти на самом деле боится книг и маскирует свой страх презрением. По сути, его визит является предупреждением для Монтэга, чтобы он не позволял книгам соблазнить его.
Обратите внимание, что Битти постоянно демонстрирует отличные знания книг и чтения в этом разделе. Очевидно, он использует свои знания, чтобы бороться с сомнениями, которые испытывает Монтэг, и искажать их. Фактически, Битти указывает, что книги бессмысленны, потому что человек как существо удовлетворен до тех пор, пока его развлекают и не оставляют в чем-либо неуверенным. Книги создают слишком много путаницы, потому что интеллектуальная модель человека такова: «из детской в колледж и обратно в детскую». Таким образом, книги нарушают обычный интеллектуальный образ жизни человека, потому что им не хватает окончательной ясности.
Еще один интересный момент, обсуждаемый Битти в этом разделе, — это то, как люди относятся к смерти. Обсуждая смерть, Битти отмечает: «Через десять минут после смерти человек превращается в пылинку. Давайте не будем придираться к людям с воспоминаниями». Таким образом, Битти вводит идею о том, что в настоящее время люди не оплакивают смерть. Также в этой дискуссии между Битти и Монтэгом читатель может задаться вопросом, была ли смерть Клариссы случайной, поскольку Битти заявляет: «Такие странные, как она, случаются нечасто. Мы знаем, как пресечь большинство из них в зародыше, на ранней стадии».
Основные события первой части связаны с выродившимся будущим, в котором книги и независимое мышление запрещены. Обратите внимание, однако, на неявную надежду и веру Брэдбери в простого человека, изображающего жизнь пожарного из рабочего класса. Хотя Монтэг не обладает глубокими мыслями или речью, его трансформация произошла благодаря врожденному чувству морали и растущему осознанию человеческого достоинства.
Обратите также внимание на двойственный образ огня в его разрушительной и очистительной функциях. Хотя огонь разрушительен, он также согревает; отсюда и название первой части «Очаг и Саламандра». Очаг предполагает дом и утешительный аспект огня — его способность согревать и готовить. В древней мифологии саламандра была существом, способным выжить в огне. Возможно, сам Монтэг представлен в отсылке к саламандре. Его работа требует, чтобы он жил в среде огня и разрушения, но Монтэг понимает, что саламандра способна уйти от огня — и выжить.
Глоссарий
этот великий питон пожарный шланг, напоминающий великого змея; ключевой образ в романе, который служит напоминанием об искушении Адама и Евы не повиноваться Богу в Эдемском саду.
451 градус по Фаренгейту температура, при которой книжная бумага загорается и горит.
книги с голубиными крыльями книги оживают и хлопают крыльями, когда их бросают в огонь. Эта связь между книгами и птицами продолжается на протяжении всего текста и символизирует просветление через чтение.
черный шлем цвета жука в литературе жук с выступающими черными рогами является символом сатаны. Здесь транспортные средства напоминают жуков в антиутопическом обществе.
бесконечно отсутствие пределов или границ; выходит за пределы измерения или понимания.
саламандра мифологическая рептилия, напоминающая ящерицу, которая, как говорят, живет в огне. В концепции природы саламандра является визуальным представлением огня. В мифологии он выносит пламя, не сгорая.
феникс в египетской мифологии птица-одиночка, которая живет в аравийской пустыне 500 или 600 лет, а затем поджигает себя, возрождаясь обновленной из пепла, чтобы начать новую долгую жизнь; символ бессмертия.
Кларисса имя девушки происходит от латинского слова ярчайшая .
Гай Монтэг его имя предполагает две важные возможности: Гай Фокс, зачинщик заговора с целью взорвать здание английского парламента в 1605 году, и Монтэг, торговая марка Mead, американской бумажной компании, производящей канцелярские принадлежности и печи.
человек на луне восприятие детьми контуров поверхности луны как лица, которое смотрит на них сверху вниз. Изображение отражает деспотический характер общества, которое сжигает книги, потому что человек на Луне всегда наблюдает за ними.
мавзолей большая внушительная гробница; часто используется в литературе как символ смерти. Используется для описания интерьера спальни Гая.
лунный камень опал или молочно-белый полевой шпат с жемчужным блеском, используемый в качестве драгоценного камня. Лунный камень связан с Меркурием, мифологическим проводником, который ведет души в подземный мир.
черная кобра «сосущая змея», которая качает желудок Милдред, повторяет предыдущее изображение питона; у безличных разнорабочих, которые им управляют, «глаза слоеных гадюк». Тот факт, что у него есть глаз, предполагает зловещую и инвазивную оптоволоконную трубку, которая исследует внутренние органы тела и даже душу.
электронных пчел футуристических «наперстков-ракушек», которые блокируют мысли и заменяют их бессмысленными развлечениями.
Телевизионный зал многоплановая медиа-семья, которая вовлекает зрителя в действие, тем самым вытесняя реальную семью зрителя.
Это то, что сказала дама Быстрое возвращение на сцену, которое Милдред использует вместо обычного разговора.
хоботок трубчатый орган чувств; нос или морда.
морфин или прокаин седативное и анестезирующее средство.
Битти хорошо известен капитан пожарной охраны, который «приманивает» Монтэга.
4 ноября пожарные играют в карты рано утром в День озорства (4 ноября), накануне Дня Гая Фокса, когда костры и сжигание парней в чучелах отмечают его Пороховой заговор, неудавшуюся попытку уничтожить Якова I и его сторонников-протестантов, которые угнетенных католиков.
Stoneman и Black пожарные, чьи имена предполагают, что твердость их сердец и цвет их кожи и волос обусловлены контактом с дымом.
Бенджамин Франклин основатель первой в Америке пожарной компании в Бостоне в 1736 году.
Сыграй мужчину, Мастер Ридли; сегодня мы зажжем такую свечу, по милости Божией, в Англии, которая, я надеюсь, никогда не погаснет! Епископы Хью Латимер и Николас Ридли, протестантские сторонники покойной королевы Джейн Грей, были сожжены на костре за ересь в Оксфорде 16 октября 1555 года. Генрих VIII родился после того, как женился на жене своего покойного брата Екатерине Арагонской. Позже капитан Битти цитирует последнюю часть цитаты и указывает, что он кое-что знает об истории.
крикет Английский сленг для честной игры; спортивное мастерство.
Время уснуло в лучах полуденного солнца из 1 главы Dreamthorp , сборника эссе Александра Смита, кружевницы из Глазго.
Вавилонская башня в Бытии 11:1-9, мифическом объяснении того, как дети Ноя стали говорить на разных языках. Слово вавилон означает смешение голосов, языков или звуков.
центрифуга вид вращающегося в большом круговороте иллюстрирует впечатление Монтэга об отделении от реальности.
какофония резкий, резкий звук; бессмысленный шум.
pratfall сленговое обозначение падения на ягодицы, особенно для комического эффекта, как в бурлеске.
автоматический рефлекс Битти использует этот термин для описания того, как люди перестали использовать свой мозг и начали зависеть от нервных функций, не требующих мышления.