Skip to content

Конспект нод по фгос старшая группа: Конспект НОД в старшей группе (интегрированное занятие) на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий) | План-конспект занятия (старшая группа):

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Тема: Путешествие в страну Красивой речи.

Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
  • упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  • закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
  • учить детей передавать образ пластическим способом, используя прием разглаживания пластилина по контуру.

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую связную речь, образное представление;
  • расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
  • развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;
  • развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Воспитательные:

  • воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;
  • воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное;
  • художественное творчество — лепка;
  • физическое развитие.

Словарная работа: фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • просмотр мультипликационных фильмов;
  • отгадывание загадок;
  • выполнение физкультурных разминок.

Методические приемы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Материалы и оборудование:

  • воздушный шар;
  • письмо;
  • «Лучи солнышка» с заданиями;
  • мелодия «волшебной музыки»;
  • магнитная доска с картинками;
  • пластилин;
  • колокольчик.

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.

— А что такое фантазия? (ответы детей)

Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.

Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Включается сказочная музыка)

II Основная часть

Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.

Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?

(ответ детей)

Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)

(на доске висит солнышко без лучиков)

— А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
— Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)

— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.

А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)

— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1 задание «Назови ласково»

Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково

— бык – бычок;
— жук – жучок;
— . обезьяна – обезьянка;
— бегемот – бегемотик;
— собака – собачка;
— кабан – кабанчик;
— барсук – барсучок и т. д.

Прикрепляем первый лучик к солнышку.

2 задание Игра «Скажи наоборот»

— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:

Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)

Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … («нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — … («враг»)

Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).

— Прикрепляем лучик.

3 задание «Назови признаки»

В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

  • матрешка из дерева, значит она деревянная;
  • дом из кирпича – кирпичный;
  • ваза из стекла – стеклянная;
  • ложка из железа – железная;
  • самолётик из бумаги – бумажный;
  • сумка из кожи – кожаная.

Прикрепляем лучик.

4 задание

А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (жук)

Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж.

Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)

5 задание

Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке. Затем рассказывают сказку.

6 задание

«Зачеркни лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия.

7 Задание

«Сколько слогов в слове?»

— Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей)

(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)

Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

Физкультминутка

В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.

Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!

Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике « пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу. Прежде чем начать работать разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:

Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем, Выполняют хватательные движения щепотью.
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

— Дети выполняют задание.

Молодцы ребята!

Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)

А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!

III Заключительная часть

Итог:
  1. Что вам больше всего понравилось?
  2. Что было особенно трудно?
  3. Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!

Скачать

Автор: Виноградова Елена Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Ермишинский детский сад №3
Месторасположение: Рязанская область р. п. Ермишь

Дата изменения: 29.10.2021
Дата публикации: 14.04.2020

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»

Тема: «Наш город»

Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями;

2. Учить детей подбирать cлова признаки;

3. Активизировать словарный запас детей.

4. совершенствовать монологическую форму речи, умение составлять рассказы по мнемотаблице.

5.Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Ход:

Воспитатель:Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Здравствуйте.А с каким настроением вы пришли сегодня в садик? С хорошим, радостным, веселым. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети вкруг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Молодцы, надеюсь, вы зарядились хорошим настроением на весь день.

Воспитатель: Ребята, я совсем забыла про нашего гостя. Это Снеговик . Когда я шла в детский сад, у наших дверей я встретила его . Он путешествовал по городам и попал в наш город .Ребята давайте познакомим и расскажем про наш город. Согласны?

Дети: Да согласны.

Воспитатель: Ребята и ты снеговик, послушайте стихотворение

На большой планете городов не счесть,

Но один лишь город родной на свете есть.

Самый он любимый, самый дорогой.

Там, где ты родился – город твой родной!

Воспитатель: А как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети: В стихотворение говориться о городе.

Воспитатель:Правильно. На свете очень много больших и малых городов.А мы будем говорить о нашем городе.

Воспитатель: Каждый город имеет своё название. Как называется город, в

котором мы живём?

Дети: Город, в котором мы живем, называется Вяземский.

Воспитатель:Правильномы с вами живем в замечательном городе под названием Вяземский.

Воспитатель:А как называют людей, которые живут в Вяземском?

Дети: Люди, которые живут в нашем городе, называются Вяземцы

Воспитатель: Дети, а почему город называется «Вяземский»?

Дети: Наш город назван в честь инженера Ореста Полиеновича Вяземского

Воспитатель: Правильно, город назван в честь инженера Ореста Полиеновича Вяземского, который возглавлял строительство Уссурийской железной дороги.

Воспитатель: Вяземский — это наша малая Родина. Дети, а что такое Родина?

Дети: Место, где родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.

Воспитатель: Ребята давайте скажем красивые слова о родном городе и подарим ему букет. Возьмите со стола цветы и подойдите к доске. Ставьте цветок в вазу и называйте Вяземский какой?

Дети: Вяземский родной город, Вяземский уютный город,

(любимый, красивый, тихий, шумный, зеленый, чистый, зимний, солнечный, многолюдный, спортивный, современный, гостеприимный).

Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Я, например, живу на улице К.Маркса, а вы? А ты Снеговик, на какой улице живешь? Давайте Снеговику расскажем, какие улицы есть в нашем городе? (Моя улица называется …) Проводится игра с мячом. Дети стоят в кругу.

Дети: Моя улица называется…Школьная, Чапаева, и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята .

Воспитатель: Снеговику понравилась играть, и я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».

Например: длинная улица – короткая улица; узкая улица – широкая улица; чистая улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, зимняя улица – летняя улица и т.д.)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь Снеговик будить знать, какие есть у нас улицы.

Воспитатель: Снеговик спрашивает, а как называется улица, на которой находится наш детский сад? 

Дети: Наш детский сад находится на улице Чехова 49 

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам.

Воспитатель: давайте покажем Снеговику фото нашего города . (Демонстрация слайдов с фотографиями города).

Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за здание?

Дети: это здание называется городская поликлиника .

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: Чтобы ходить лечится.

Воспитатель: Правильно, мы ходим в поликлинику лечиться.

Воспитатель: А кто работает в поликлинике?

Дети: В поликлинике работают врачи.

Воспитатель: А вот здание, которое хранит историю нашего города. Кто знает, как оно называется?

Дети: Это здание называется краеведческий музей

Воспитатель: А вы были в музее? Что вы там видели?

Дети: Зверей, экспонаты.

Воспитатель: А это здание вам знакомо?

Дети: Это здание называется Кинотеатр

Воспитатель: Зачем мы туда ходим?

Дети: Чтобы посмотреть фильмы, мультфильмы, сказки

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: Что это за здание?

Дети: Это здание называется Дом культуры

Воспитатель: Что вы там видели?

Дети: Сказки, концерты.

Воспитатель: Вот еще одно знакомое вам всем место в нашем городе. Что это? Кто узнал это красивое двухэтажное здание?

Дети: Это здание называется администрация

Воспитатель: Правильно это здание районной администрации, там работает глава администрации нашего района.

Воспитатель: Ребята, а это место вы узнаете?

Дети: Это здание называется Ж/Д вокзал.

Воспитатель: Правильно, это здание нашего Ж/Д вокзал.

Воспитатель: Зачем нам нужен Ж/Д вокзал?

Дети: Чтобы поехать в гости на поезде.

Воспитатель: Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, музей и библиотеки, зелёный парк и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Воспитатель: Ребята, Снеговик предлагает поиграть в игру.

Игра «Продолжи предложение»

Я пойду в парк….. чтобы подышать воздухом.
Я пойду в кинотеатр…….Чтобы посмотреть кино
Я пойду в библиотеку,……Чтобы взять книгу
Я пойду в музыкальную школу,……чтобы учиться играть на скрипке
Я пойду в школу…. .чтобы учиться
Я пойду в детский сад……чтобы играть
Я пойду в аптеку…..чтобы купить лекарство
Я пойду в магазин…..чтобы купить продукты
Я пойду на речку…..чтобы покупаться
Я пойду на стадион…..чтобы побегать

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.

Физминутка.

Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (показывают знак кистями «класс»).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам рассказать о нашем городе. А чтоб рассказ получился интересным, Поможет вам в этом таблица (выставляется мнемотаблицы). Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать.

Примерный рассказ: Я живу в городе Вяземский . Вяземском живет много людей. Вяземском много высоких домов, широких улиц, много деревьев и цветов. Вяземском есть музеи, стадионы, парк. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город.

Дети: Я живу в г.Вяземский . Мой город – небольшой, уютный, красивый и чистый. В Вяземском много школ, есть музей, библиотека, кинотеатр. Я очень люблю свой родной город.

Воспитатель: (обращается к Снеговику) Вот видишь, Снеговик, какой у нас большой и красивый город. И называется он (все вместе)Вяземский. Не забывай нас, приходи к нам в гости ещё, мы будем рады. Правда, ребята?

Мнемотаблицы
DOCX / 2.3 Мб

мой грод
PPTX / 4.39 Мб

Повелитель мух Глава 1. Сводка и анализ

Сводка: Глава 1

Светловолосый мальчик спускается по камням к лагуне на пляже. В лагуне он встречает другого мальчика, пухлого, интеллектуального и в очках с толстыми стеклами. Светловолосый мальчик представился Ральфом, а пухлый представился Хрюшей. Из их разговора мы узнаем, что в разгар войны над океаном был сбит транспортный самолет с группой английских мальчиков. Он разбился в густых джунглях на необитаемом острове. Разбросанные по обломкам, выжившие мальчики потеряли друг друга и не могут найти пилота.

Ральф и Пигги осматривают пляж, гадая, что стало с другими мальчиками из самолета. Они обнаруживают большую раковину кремового цвета, которую, как понимает Пигги, можно использовать как своего рода импровизированную трубу. Он убеждает Ральфа продуть скорлупу, чтобы найти других мальчиков. Призванные взрывом снаряда, мальчики начинают выползать на пляж. Самому старшему из них около двенадцати лет; самым младшим около шести. Среди группы есть хор мальчиков, одетый в черные платья и возглавляемый мальчиком постарше по имени Джек. Они идут к пляжу двумя параллельными шеренгами, и Джек огрызается на них, заставляя стоять по стойке смирно. Мальчики насмехаются над Хрюшей и издеваются над его внешностью и прозвищем.

Мальчики решают выбрать лидера. Хористы голосуют за Джека, но все остальные мальчики голосуют за Ральфа. Ральф побеждает в голосовании, хотя Джек явно хочет занять эту должность. Чтобы успокоить Джека, Ральф просит хор служить охотниками за группой мальчиков и просит Джека возглавить их. Помня о необходимости исследовать их новую среду, Ральф выбирает Джека и члена хора по имени Саймон для исследования острова, игнорируя ноющие просьбы Хрюши. Трое исследователей покидают место встречи и отправляются через остров.

Перспектива исследования острова воодушевляет мальчиков, которые чувствуют, как между ними зарождается связь, когда они вместе играют в джунглях. В конце концов они достигают конца джунглей, где высокие острые скалы упираются в крутые горы. Мальчики поднимаются по склону одного из крутых холмов. С вершины видно, что они на острове без признаков цивилизации. Вид потрясающий, и Ральфу кажется, что они открыли свою собственную землю.

Возвращаясь к пляжу, они находят дикую свинью, запутавшуюся в лианах. Джек, только что назначенный охотник, вытаскивает свой нож и подходит, чтобы убить его, но колеблется, не в силах заставить себя действовать. Свинья вырывается и убегает, а Джек клянется, что в следующий раз не вздрогнет от акта убийства. Трое мальчиков совершают долгий путь через густые джунгли и в конце концов оказываются рядом с группой мальчиков, ожидающих их на пляже.

Анализ: Глава 1

Повелитель мух драматизирует конфликт между инстинктом цивилизации и инстинктом варварства, которые существуют во всех людях. Художественный выбор, который Голдинг делает в романе, призван подчеркнуть борьбу между упорядочивающими элементами общества, к которым относятся мораль, закон и культура, и хаотическими элементами диких животных инстинктов человечества, к которым относятся анархия, кровожадность, стремление к власти. , аморальность, эгоизм и насилие. На протяжении романа Голдинг изображает взлет и стремительное падение изолированной импровизированной цивилизации, которую раздирают на куски дикие инстинкты тех, кто ее создал.

Узнайте больше об острове в романе.

В этой первой главе Голдинг устанавливает параметры, в рамках которых функционирует эта цивилизация. Начнем с того, что он населен исключительно мальчиками — группой молодых английских школьников, сбитых над тропическим островом, где происходит действие романа. Примечателен тот факт, что персонажи — всего лишь мальчики: молодые мальчики лишь наполовину сформированы, сидят между цивилизацией и дикостью и, таким образом, воплощают центральный конфликт романа.

Прочтите обзор главных героев романа.

На протяжении всего романа в основе Голдинга лежит идея о том, что моральные и социальные ограничения приобретаются, а не являются врожденными — что человеческая склонность подчиняться правилам, вести себя мирно и следовать приказам навязывается системой, которая сама по себе не является фундаментальной частью человеческая природа. Маленькие мальчики являются подходящей иллюстрацией этой предпосылки, поскольку они живут в постоянном напряжении в отношении правил и предписаний, которым они должны следовать. Предоставленные сами себе, они часто ведут себя с инстинктивной жестокостью и насилием. В связи с этим цивилизация, сложившаяся в 9 в.0021 Повелитель мух — продукт социальных инстинктов мальчиков предподросткового возраста — с самого начала кажется находящимся под угрозой исчезновения.

В Главе 1 мальчики, все еще не знающие, как вести себя без присмотра взрослых, в основном придерживаются усвоенного поведения цивилизации и порядка. Они пытаются воссоздать структуры общества на своем необитаемом острове: выбирают лидера, устанавливают разделение труда и приступают к систематическому исследованию острова. Но даже на этом раннем этапе мы видим опасность, которую врожденные инстинкты мальчиков представляют для их цивилизации: мальчики жестоко издеваются над Хрюшей, а Джек проявляет яростное желание быть избранным лидером группы.

Узнайте больше о теме борьбы за построение цивилизации.

На протяжении всего романа Повелитель мух Голдинг широко использует символы для представления тем и драматических конфликтов романа. В этой главе, например, Голдинг представляет Хрюшу в очках как представителя научных и интеллектуальных аспектов цивилизации. Хрюша критически думает о раковине и определяет, как ее продуктивно использовать — созывать других мальчиков на пляж.

Узнайте больше о важности очков Хрюши.

Раковина сама по себе является одним из самых важных символов в романе. Раковина олицетворяет закон, порядок и политическую законность, поскольку она вызывает мальчиков с их разбросанных по острову позиций и дает своему владельцу право говорить перед группой. Позже в романе Голдинг резко противопоставляет раковину другому природному объекту — зловещей голове свиньи, известной как Повелитель мух, которая стала символом первозданного хаоса и ужаса.

Узнайте больше о раковине и о том, что она символизирует.

Повелитель мух Глава 4 Резюме и анализ

Здесь, невидимый, но сильный, было табу старой жизни. Вокруг сидящего на корточках ребенка была защита родителей, школы, милиции и закона.

См. объяснение важных цитат

Краткое содержание: Глава 4

Вскоре жизнь на острове приобретает повседневный ритм. Утро приятное, с прохладным воздухом и сладкими запахами, и мальчики могут весело играть. Однако к полудню солнце становится невыносимо жарким, и некоторые мальчики дремлют, хотя их часто беспокоят причудливые образы, которые, кажется, мелькают над водой. Хрюша отвергает эти изображения как миражи, вызванные солнечным светом, падающим на воду. Вечер снова приносит прохладу, но темнота наступает быстро, а ночь становится пугающей и трудной.

Малышей, которые большую часть дня едят фрукты и играют друг с другом, особенно беспокоят видения и дурные сны. Они продолжают говорить о «зверюге» и опасаются, что монстр охотится во тьме. Большое количество фруктов, которые они едят, вызывает у них диарею и желудочные заболевания. Хотя жизнь малышей в значительной степени отличается от жизни старших мальчиков, есть несколько случаев, когда старшие мальчики мучают малышей. Один злобный мальчик по имени Роджер присоединяется к другому мальчику, Морису, жестоко топтать замок из песка, построенный малышами. Роджер даже бросает камни в одного из мальчиков, хотя он остается достаточно осторожным, чтобы не задеть мальчика своими камнями.

Джек, одержимый идеей убить свинью, маскирует лицо глиной и углем и отправляется в джунгли на охоту в сопровождении нескольких других мальчиков. На берегу Ральф и Хрюша видят на горизонте корабль, но они также видят, что сигнальный огонь погас. Они спешат на вершину холма, но разжигать пламя уже поздно, и корабль за ними не идет. Ральф в ярости на Джека, потому что в обязанности охотников входило следить за поддержанием огня.

Джек и охотники возвращаются из джунглей, залитые кровью и распевающие причудливую песню. Они несут мертвую свинью на колу между собой. Разъяренный безответственностью охотников, Ральф обращается к Джеку по поводу сигнального огня. Охотники, действительно сумевшие поймать и убить свинью, настолько возбуждены и обезумели от кровожадности, что едва слышат жалобы Ральфа. Когда Хрюша пронзительно жалуется на незрелость охотников, Джек сильно шлепает его, разбив одну из линз его очков. Джек насмехается над Хрюшей, имитируя его ноющий голос. Ральф и Джек ведут жаркий разговор.

Наконец, Джек признает свою вину за неудачу с сигнальным огнем, но никогда не извиняется перед Хрюшей. Ральф идет к Хрюше, чтобы использовать свои очки, чтобы зажечь огонь, и в этот момент дружеские чувства Джека к Ральфу сменяются обидой. Мальчики жарят свинью, а охотники дико танцуют вокруг костра, напевая и изображая жестокость охоты. Ральф заявляет, что созывает собрание, и в одиночестве спускается с холма к пляжу.

Анализ: Глава 4

К этому моменту романа группа мальчиков уже некоторое время живет на острове, и их общество все больше напоминает политическое государство. Хотя вопрос власти и контроля занимает центральное место в жизни мальчиков с того момента, как они выбирают лидера в первой главе, динамика общества, которое они формируют, требует времени для развития. В этой главе сообщество мальчиков отражает политическое общество, в котором безликие и напуганные малыши напоминают массы простых людей, а различные мальчики постарше занимают влиятельные и важные позиции по отношению к этим подчиненным. Некоторые из старших мальчиков, в том числе Ральф и особенно Саймон, добры к малышам; другие, включая Роджера и Джека, жестоки к ним.

Прочтите важные цитаты Роджера.

Короче говоря, на острове возникают две концепции власти, соответствующие философским полюсам романа — цивилизация и дикость. Саймон, Ральф и Пигги представляют идею о том, что власть должна использоваться на благо группы и для защиты малышей — позиция, представляющая инстинкт к цивилизации, порядку и морали. Роджер и Джек представляют идею о том, что власть должна позволять тем, кто ею владеет, удовлетворять свои собственные желания и действовать в соответствии со своими импульсами, обращаясь с малышами как со слугами или объектами для собственного развлечения — позиция, представляющая инстинкт дикости.

Узнайте больше о цивилизации и дикости как о теме.

По мере нарастания напряженности между Ральфом и Джеком мы видим все более явные признаки потенциальной борьбы за власть. Хотя Джек глубоко завидовал силе Ральфа с момента его избрания, они не вступают в открытый конфликт до этой главы, когда безответственность Джека приводит к отказу сигнального огня. Когда огонь — символ связи мальчиков с цивилизацией — гаснет, первый шанс мальчиков на спасение исчезает. Ральф приходит в ярость, показывая, что им все еще руководит желание добиться блага всей группы.

Узнайте больше о том, почему Джек ненавидит Ральфа.

Но Джек, только что убивший свинью, слишком взволнован своим успехом, чтобы сильно беспокоиться об упущенном шансе сбежать с острова. Действительно, жажда крови и жажда власти Джека пересилили его интерес к цивилизации. Если раньше он оправдывал свою приверженность охоте, утверждая, что это было на благо группы, то теперь он вообще больше не чувствует необходимости оправдывать свое поведение. Вместо этого он указывает на свою новую ориентацию на дикость, раскрашивая свое лицо как варвар, ведя дикие песнопения среди охотников и извиняясь за свою неспособность поддерживать сигнальный огонь только тогда, когда Ральф, кажется, готов сразиться с ним из-за этого.

Узнайте больше об опасностях менталитета толпы в качестве темы.