Skip to content

Классный час по терроризму с презентацией 5 класс: Школьнику о терроризме | Презентация к уроку (5 класс) по теме:

Содержание

Презентация для начальной школы — Классный час «Терроризм – угроза обществу»

Поделиться  

7,173
просмотра

Презентации / Педагогика / Классный час «Терроризм – угроза обществу»

Скачать презентацию Понравилось   |   3

Текст этой презентации

Слайд 1

Терроризм – угроза обществу

Слайд 2

Террористы – это крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас.

Слайд 3

Взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унёс жизни более 10 людей.

Слайд 4

Уже в 1990 году было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в результате кровавых столкновений погибло более 1 500 человек, было ранено более 10 000 граждан, а 600 000 стали беженцами.

Слайд 5

В 2000 г. в мире было совершено 423 террористических акта: 405 человек погибли, 791 человек получили ранение.

Слайд 6

За 10 последних лет совершено 6 500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 000 человек, пострадали 11 000 человек.

Слайд 7

9 сентября 1999 г. в Москве произошёл чудовищный теракт: Погибли 124 человека, Ранены 164 человека.

Слайд 8

Террористический акт 9 мая 2002 года во время парада в Каспийске унёс жизни 45 человек, 86 – ранено.

Слайд 9

23 октября 2002 год. 50 чеченских боевиков (18 из них – женщины) захватили в Москве театр на Дубровке во время представления Норд-Ост и удерживал заложников в течение трёх дней: Погибло 130 человек, десятки ранено.

Слайд 10

Взрывы в Московском метро 29 марта 2010 г. двумя террористками-смертницами дагестанского происхождения унесло жизни людей из нескольких стран: погибло 40 человек, ранено 88.

Слайд 11

Террористический акт в Домодедово Московского аэропорта в зале международных прилётов 24 января 2011 г. Погибло 37 человек, 117 – ранено.

Слайд 12

Взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года унёс жизни 5 417 человек из 90 стран.

Слайд 13

ВСЕМ кто сгорел в захваченном самолете, взорван бомбою на улице, в кафе, автобусе, скоростном экспрессе, умерщвлен, будучи взят заложником, завален облом-ками зданий бессмысленно и навсегда посвящается стихотворение «Ещё вчера вы были живы»

Слайд 14

Правила поведения в случае угрозы террористического акта.
Помните – ваша цель остаться в живых. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву. Сообщайте взрослым или в полицию. Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

Слайд 15

1 сентября 2004 года

Слайд 16

Праздник 1 сентября 2004 года. Террористы захватили школу № 1 города Беслана (Республика Северная Осетия). В течение двух суток в спортзале удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 335 человек, в том числе 186 детей. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории. Это тоже наши слёзы.

Слайд 17

Памятник жертвам терактав Беслане

Слайд 18

Похожие презентации

Классный час «Терроризм – угроза общества»

Классный час «День матери»

Классный час «Дружба»

Классный час о дружбе для 1 класса

Классный час «От норм ГТО – к олимпийским медалям!»

Классный час «Мир без террора!»

org/BreadcrumbList»>
Разделы:

ОБЖ, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Цель классного часа: формирование
общественного сознания и гражданской позиции
студентов колледжа.

Задачи:

  • закрепление знаний о терроризме и способах
    сохранения жизни при захвате заложников;
  • обучение логической цепочке действий поведения
    при теракте;
  • воспитание ответственного отношения к своей
    жизни и жизни окружающих.

Ход классного часа

Включается презентация

Включается слайд 1.

Педагог-психолог: Уважаемые студенты!
Тема нашего классного часа “Мир без террора!”

Студент 1:

Чужого горя не бывает,
Как не бывает и чужой беды.
От терроризма мир страдает
И перед ним мы все равны.
Террор – палач, он губит души
Невинных и беспомощных людей,
Нет, и не может ничего быть хуже,
Чем беззащитных расстрелять детей.

Включается слайд 2.

Педагог-психолог: 3 сентября — День
солидарности в борьбе с терроризмом.

Включается слайд 3.

Педагог-психолог: Эта новая памятная
дата России была установлена в соответствии с
федеральным законом Российской Федерации “О
днях воинской славы (победных днях) России” в
редакции от 21 июля 2005 года. Она напрямую связана с
событиями в Беслане (Северная Осетия) 1-3 сентября
2004 года.

В день солидарности в борьбе с терроризмом не
только в Беслане, но и по всей стране вспоминают
жертв террористических актов, а также
сотрудников правоохранительных органов,
погибших при выполнении служебного долга. Так же
студенты техникума в этот день почтили память о
жертвах терроризма минутой молчания.

Включается слайд 4.

Педагог-психолог: В нашей стране за
последние десятилетия произошло большое
количество страшных террористических актов. Но
самым ужасным из них, без сомнения, можно назвать
трагические события, произошедшие в Беслане
(Северная Осетия), когда погибло множество детей.
Тогда, 1 сентября 2004 года, когда дети с родителями
пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и
радуясь новому учебному году. Боевики проникли в
школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их
родителей и учителей. В здании школы преступники
целых три дня удерживали 1.128 человек.

Итогом этого террористического акта стала
гибель более 350 человек, что составило около 1%
населения города. Среди погибших были не только
заложники и мирные жители, но также и
военнослужащие. Половина погибших являлись
несовершеннолетними лицами. Особая трагичность
этого теракта заключается в том, что погибли в
основном дети и женщины. Ранено было более 500
человек.

Включается слайд 5.

Педагог-психолог: После этого теракта
правительство нашей страны осуществило
серьёзные меры по усилению безопасности школ и
других общественных объектов.

Вспоминают россияне 3 сентября также жертв и
других терактов, происходивших в столице, а также
в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и
других регионах нашей страны.

В этот день традиционно проходят панихиды,
возлагаются цветы к мемориалам погибших,
проводится всероссийская минута молчания. Во
время минуты молчания во многих российских
городах в небо выпускают белых голубей, которые
призваны символизировать мир. В школах нашей
страны к этой дате приурочены специальные уроки,
посвященные проблемам борьбы против терроризма
и экстремизма

Включается слайд 6.

Студент 2:

Терроризм — это страшное слово
Это боль, отчаянье, страх,
Терроризм — это гибель живого!
Это крики на детских губах.
Это смерть ни в чём не повинных —
Стариков, женщин, детей!
Это подлое злое деянье
Озверевших, жестоких людей.

Включается слайд 7.

Педагог-психолог: Наверное, не все
знают, но мировой терроризм имеет уже достаточно
длительную историю. Он впервые появился не в наше
время, а еще во времена Великой французской
революции. Что касается России, то у нас первые
террористические группы возникли еще до
революции. Террористы своими действиями, прежде
всего, стараются оказать психологическое
воздействие на общество. Они пытаются любыми
способами запугать людей. Ведь и само слово
“террор” в переводе с латыни означает “ужас”. К
теракту просто невозможно подготовиться
заранее, по этой причине всегда следует быть
настороже.

Терроризм в настоящее время является одной из
важнейших угроз безопасности человечества и
современному миру в целом. К сожалению, нужно
отметить, что именно наша страна стала одной из
главных мишеней террористов. В последние годы
фиксируется рост количества подобных
преступлений.

Включается слайд 8.

Педагог-психолог: Дети и взрослые в
России и во всем мире должны знать, что с
терроризмом необходимо не только бороться,
гораздо важнее и эффективнее предупреждать его
возникновение.

Только объединившись, все вместе мы сможем
противостоять терроризму, не только
национальному, но и международному.

Каждый из нас просто обязан проявлять
ответственность и бдительность, ведь никто не
застрахован от попадания в подобную страшную
ситуацию. А лучшей профилактикой экстремистских
настроений в обществе являются толерантность и
взаимоуважение.

Мы должны уважать культурные и религиозные
особенности всех тех народов, которые населяют
нашу многонациональную страну.

Включается слайд 9.

Педагог-психолог: Трагические события
в Беслане потрясли весь мир и имели широкий
общественный резонанс. Этот день призван
символизировать объединение государства и
общества в борьбе с общим врагом.

Напомним, что 3 сентября 2005 года органы
государственной власти, общественные и
религиозные объединения по всей территории
России организовали и провели различные
памятные мероприятия, включающие в себя
богослужения и шествия со свечами по улицам
городов. Состоялась и “Всероссийская вахта
памяти”.

Включается слайд 10.

Педагог-психолог: 26 февраля 2006
Госдумой был принят закон “О противодействии
терроризму”. Он предусматривал создание
государственной системы противодействия
терроризму. Главные полномочия по борьбе с
терроризмом были возложены на ФСБ. Во главе
оперативного штаба поставлен директор ФСБ.

Включается слайд 11.

Педагог-психолог: А сейчас, ребята, мы
обсудим, что же нужно предпринять, чтобы не
оказаться в беде.

  • В заложники лучше не попадать.
  • Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и
    сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
  • Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и
    сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
  • Обращайте внимание на подозрительных людей,
    предметы, на любые подозрительные мелочи.
  • Обращайте внимание на подозрительных людей,
    предметы, на любые подозрительные мелочи.
  • Всегда узнавайте, где находятся резервные
    выходы из помещения.
  • Если произошел взрыв, пожар, землетрясение,
    никогда не пользуйтесь лифтом.
  • Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни
    произошло.

Включается слайд 12.

Педагог-психолог: Существуют
некоторые правила поведения в толпе.

Террористы часто выбирают для атак места
массового скопления народа. Помимо собственно
поражающего фактора террористического акта,
люди гибнут и получают травмы еще и в результате
давки, возникшей вследствие паники.

Включается слайд 13-14.

Педагог-психолог: Необходимо помнить
следующие правила поведения в толпе:

  • Избегайте больших скоплений людей.
  • Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось
    посмотреть на происходящие события.
  • Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас,
    но попытайтесь выбраться из неё. Глубоко
    вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть
    в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
  • Стремитесь оказаться подальше от высоких и
    крупных людей, людей с громоздкими предметами и
    большими сумками.
  • Любыми способами старайтесь удержаться на
    ногах.
  • Не держите руки в карманах.
  • Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше,
    ставьте ногу на полную стопу, не семените, не
    поднимайтесь на цыпочки.
  • Если давка приняла угрожающий характер,
    немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой
    ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и
    шарфа.
  • Если что-то уронили, ни в коем случае не
    наклоняйтесь, чтобы поднять.
  • Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее
    подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки
    (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на
    мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя
    опору, “выныривайте”, резко оттолкнувшись от
    земли ногами. Если встать не удается, свернитесь
    клубком, защитите голову предплечьями, а
    ладонями прикройте затылок.

Включается слайд 15.

Педагог-психолог:

  • Попав в переполненное людьми помещение, заранее
    определите, какие места при возникновении
    экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы
    между секторами на стадионе, стеклянные двери и
    перегородки в концертных залах и т.п.), обратите
    внимание на запасные и аварийные выходы,
    мысленно проделайте путь к ним.
  • Легче всего укрыться от толпы в углах зала или
    вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до
    выхода.
  • При возникновении паники старайтесь сохранить
    спокойствие и способность трезво оценивать
    ситуацию.
  • Не присоединяйтесь к митингующим “ради
    интереса”. Сначала узнайте, санкционирован ли
    митинг, за что агитируют выступающие люди.
  • Не вступайте в незарегистрированные
    организации. Участие в мероприятиях таких
    организаций может повлечь уголовное наказание.
  • Во время массовых беспорядков постарайтесь не
    попасть в толпу, как участников, так и зрителей.
    Вы можете попасть под действия бойцов
    спецподразделений.

Включается слайд 16.

Педагог-психолог: При угрозе теракта:

  • Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя,
    особенно когда находитесь на объектах
    транспорта, культурно — развлекательных,
    спортивных и торговых центрах.
  • При обнаружении забытых вещей, не трогая их,
    сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта,
    службы безопасности, органов полиции.
  • Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного
    пакета, коробки, иного предмета.
  • Не подбирайте бесхозных вещей, как бы
    привлекательно они не выглядели. В них могут быть
    закамуфлированы взрывные устройства (в банках
    из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте
    на улице предметы, лежащие на земле.
  • Если вдруг началась активизация сил
    безопасности и правоохранительных органов, не
    проявляйте любопытства, идите в другую сторону,
    но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.
  • При взрыве или начале стрельбы немедленно
    падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр,
    торговую палатку, машину и т.п.). Для большей
    безопасности накройте голову руками.

Включается слайд 17.

Педагог-психолог: К сожалению, никто
из нас не защищен от ситуации, когда мы можем
оказаться в заложниках у террористов. Следует
помнить, что:

  • Только в момент захвата заложников есть
    реальная возможность скрыться с места
    происшествия.
  • Настройтесь психологически, что моментально
    вас не освободят, но помните, что освободят вас
    обязательно.
  • Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать
    свое возмущение.
  • Если начался штурм, необходимо упасть на пол и
    закрыть голову руками. Старайтесь при этом
    занять позицию подальше от окон и дверных
    проемов.
  • Держитесь подальше от террористов, потому что
    при штурме по ним будут стрелять снайперы.
  • Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не
    перепутали с террористами.
  • Не старайтесь самостоятельно оказать
    сопротивление террористам.
  • Если на вас повесили бомбу, нужно без паники
    голосом или движением руки дать понять об этом
    сотрудникам спецслужб.
  • Фиксируйте в памяти все события, которые
    сопровождают захват. Эта информация будет очень
    важна для правоохранительных органов.

Включается слайд 18.

Студент 3:

Жестокий, подлый терроризм –
Угроза всей планете.
Международный катаклизм,
Страшнее нет на свете!
Это деянья не людей,
А дьявольских садистов.
Итог болезненных идей,
Родивших террористов.
Д.Каверин.

(Минута молчания)

Конгресс.гов | Библиотека Конгресса

перейти к основному содержанию

Предупреждение

: для более удобной работы с Congress.gov включите JavaScript в
ваш браузер.

Справка

  • Как выбрать страницу поиска
  • Знакомство с поиском
  • Средства поиска
  • Глоссарий
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Другие полезные инструменты

  • Просмотр законодательства по номеру
  • Просмотр отчетов комитета по номеру
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Конгресс.гов Обучение
  • Свяжитесь с нами

Или попробуйте поискать в Справочном центре

Контент сайта

  • Законодательство
  • Отчеты комитетов
  • Заседания комитета
  • Публикации Комитета
  • Запись Конгресса
  • Индекс рекордов Конгресса
  • участников
  • Номинации
  • Договорные документы
  • Домовые коммуникации
  • Связь Сената
  • Законодательный процесс
  • О Конгресс. гов

Справка

  • Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
  • Глоссарий
  • Средства поиска
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Вебинары

Способы подключения

  • Twitter (внешняя ссылка)
  • YouTube (внешняя ссылка)
  • Видео
  • Получать оповещения и обновления по электронной почте
  • Блог – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса

Ресурсы

  • Веб-архив Конгресса
  • Отчеты CRS
  • Код США
  • GPO govinfo
  • Юридическая библиотека Конгресса
  • Путеводитель по закону онлайн
  • Планы уроков для учителей
  • Веб-сайты законодательного собрания штата
  • Массовые данные статуса счета
  • Конгресс. гов API
  • Поименное голосование
  • Конституция с комментариями
  • Отчеты юридической библиотеки

Домашние ссылки

  • House.gov
  • Деятельность на полу
  • Представители
  • Комитеты
  • Слушания (Видео)
  • Законопроекты к рассмотрению
  • Лидерство
  • История, искусство и архивы
  • Дополнительные ресурсы для дома

Ссылки Сената

  • Senate.gov
  • На этаже Сената
  • Сенаторы
  • Комитеты
  • Слушания (расписание)
  • Лидерство
  • История, искусство и статистика
  • Дополнительные ресурсы Сената

Наверх

Противодействие терроризму Модуль 4 Ключевые вопросы: определение терроризма

 
  Этот модуль предназначен для лекторов  

 

 

Перед изучением значения и связанных с ним понятий и принципов (международного) уголовного правосудия и международного уголовного права в их применении к террористическим преступлениям, прежде всего необходимо кратко рассмотреть некоторые основные причины и последствия отсутствия общепризнанного определения терроризма, в том числе то, как ключевые институциональные и государственные субъекты подходили к решениям уголовного правосудия в отсутствие такового.

Как обсуждалось в Модуле 1, понятие «террор» не является новым, оно существовало в различных формах на протяжении веков. Причин этому много. Этому есть ряд возможных объяснений, некоторые из которых рассматриваются ниже в связи с текущими усилиями по согласованию Всеобъемлющей конвенции.

 

Обычное определение терроризма

Хотя в настоящее время нет единого мнения относительно универсального юридического определения этого термина, были некоторые споры относительно возможного существования, по крайней мере частичного, обычного определения терроризма. Это последовало за несколько противоречивым решением Специального трибунала по Ливану в 2011 г., который установил, что по крайней мере с 2005 г. определение «транснационального терроризма» существует в рамках обычного международного права:

Как мы увидим, ряд договоров, резолюций ООН, а также законодательная и судебная практика государств свидетельствуют о формировании в международном сообществе общего opinio juris , сопровождаемого практикой, соответствующей таким opinio, эффект, что обычная норма международного права в отношении международного преступления терроризма, по крайней мере в мирное время, действительно возникла. Это обычное правило требует наличия следующих трех ключевых элементов: (i) совершение преступного деяния (такого как убийство, похищение человека, захват заложников, поджог и т. д.) или угроза совершения такого деяния; (ii) намерение посеять страх среди населения (что обычно влечет за собой создание общественной опасности) или прямо или косвенно принудить национальный или международный орган предпринять какие-либо действия или воздержаться от их совершения; (iii) когда деяние включает транснациональный элемент. ( Промежуточное решение , 2011 г., пар. 85).

Придя к такому выводу, Трибунал в первую очередь полагался на соответствующую политику, практику и нормы Организации Объединенных Наций, включая нормы и правила Генеральной Ассамблеи, а также на национальную и международную судебную практику. Кроме того, Трибунал заявил, что в рамках международного права также существуют необходимые материальные (объективные и субъективные) элементы для двух других категорий террористических преступлений: военных преступлений, совершенных в ходе международного или немеждународного вооруженного конфликта; и те действия, которые переходят порог, чтобы считаться преступлениями против человечности, независимо от того, совершаются ли они в мирное время или во время вооруженного конфликта.

В то время как существование (хотя и не обязательно толкование) последних двух категорий правонарушений не вызывает споров и хорошо установлено в рамках международного права (включая договоры и соответствующую судебную практику), существование международного преступления в мирное время в рамках обычного международного права не является широко считается урегулированным. Безусловно, всякий раз, когда терминология терроризма упоминается в документе Организации Объединенных Наций, таком как резолюция, ее не следует понимать как подразумевающую наличие общепринятого определения. В частности, как будет видно, Декларация Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма (резолюция 49/60) требует политической цели, а проект Всеобъемлющей конвенции — нет. Между тем Резолюция 1566 (2004) Совета Безопасности сосредоточена на повторении секторальных преступлений, не включает все формы терроризма и не требует каких-либо особых намерений или мотивов.

Постановление Трибунала вместе с лежащей в его основе правовой основой подверглись серьезной критике и не получили широкого признания, в том числе за несоответствие необходимым юридическим пороговым критериям с точки зрения государственной практики и правовое заключение . Как отметил в то время ведущий обозреватель Бен Саул:

Хотя существует множество отраслевых договоров, касающихся конкретных преступных средств и методов, используемых террористами, ни один из [договоров, на которые ссылается Специальный трибунал] — по отдельности или в совокупности — не содержит всеобъемлющее определение терроризма или устанавливает общее международное преступление транснационального «терроризма». Самое большее, конкретные правонарушения в некоторых договорах могут быть включены в обычное право, например, угон самолета или захват заложников. В отсутствие общего преступления терроризма в договорном праве никакая параллельная норма обычного права не может возникнуть из этих договоров. Секторальный подход был принят именно потому, что государства не могли договориться о «терроризме» как таковом. (Саул, 2012, стр. lxxi).

Действительно, как далее комментирует Саул, хотя Трибунал стремился полагаться на региональные документы по борьбе с терроризмом как на частичное подтверждение своих выводов, их правильное прочтение на самом деле показывает, что не существует согласия относительно общего определения терроризма (Саул, 2012, стр. lxxi), как было показано выше. В более общем плане консенсус, как представляется, заключается в том, что обычное определение терроризма потенциально эволюционирует, но о его существовании было объявлено Специальным трибуналом преждевременно.

 

Последствия отсутствия универсального определения терроризма

Последствия отсутствия универсального определения терроризма для юридических целей весьма разнообразны. Во-первых, отсутствие определения может способствовать политизации и неправильному использованию термина «терроризм» для пресечения нетеррористической (а иногда даже непреступной) деятельности. В свою очередь, это может привести к тому, что государства, например, нарушат права своих граждан или граждан других государств, такие как права международного права в области прав человека, в ходе своих усилий по борьбе с терроризмом.

В тех случаях, когда внутригосударственные законы также страдают неясностью в отношении их полного охвата и значения с точки зрения криминализируемых действий и их последствий, такие законы могут нарушать принцип законности, или nullumcrimen, nulla poena sine lege . Эта максима требует, чтобы лицо не подвергалось уголовному преследованию или наказанию в соответствии с внутренним или международным уголовным правом, за исключением деяния, которое было криминализовано в то время, когда деяние предположительно было совершено, а это означает, что уголовный закон не может применяться задним числом. Особый интерес здесь представляет то, что неотъемлемым аспектом этого правового принципа является то, что в законе должна быть определенность, с тем чтобы уголовно наказуемые деяния и сопутствующие им наказания были четко определены, без сомнений или двусмысленности, до их предполагаемого совершения.

Еще одной важной проблемой является отсутствие гармонизации между национальными и региональными законами и нормативными стандартами по борьбе с терроризмом. Как обсуждалось в Модуле 3, после террористических атак 11 сентября Совет Безопасности принял резолюцию 1373 (2001), которая требует от государств принятия эффективных национальных законодательных мер в рамках их глобальных усилий по более эффективному противодействию терроризму. Хотя, с одной стороны, это обязывало государства принимать законодательные меры, в отсутствие общепризнанного определения терроризма результатом были смешанные законодательные меры и подходы государств-членов, иногда способные скорее препятствовать, чем способствовать международному сотрудничество.

 

Подход Организации Объединенных Наций

В рамках системы Организации Объединенных Наций в связи с отсутствием общепринятого определения этого термина в ее материалах можно найти различные термины, описывающие понятие «терроризм». Как правило, они не предполагают существование согласованного определения терроризма (хотя, в конечном счете, это одна из искомых, но в настоящее время неуловимых целей проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (Всеобъемлющая конвенция), обсуждаемой ниже). Наоборот, они предназначены для использования в качестве контрольных ориентиров, чтобы помочь государствам, например, в выполнении действий, запрашиваемых или требуемых конкретными результатами и инструментами. В качестве иллюстрации здесь рассматриваются различные примеры, взятые из ряда различных источников.

Первым примером является резолюция 49/60 Генеральной Ассамблеи, которая направлена ​​на криминализацию ряда вооруженных действий, считающихся «террористическими» по своему характеру:

[Д]акты, направленные или рассчитанные на то, чтобы спровоцировать состояние террора среди населения , группа лиц или отдельные лица в политических целях ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера они не оправдывались. (пункт 3).

Особая сила этого подхода заключается в том, что он был принят на основе консенсуса, то есть без голосования, Генеральной Ассамблеей. Поэтому он пользуется высоким уровнем легитимности как результат полностью представительного форума Генеральной Ассамблеи и, таким образом, сохраняет влияние. Однако как итог Генеральной Ассамблеи он не имеет обязательной силы. Об этом выводе свидетельствует и тот факт, что пока не удалось согласовать универсальное определение в контексте продолжающихся переговоров по проекту Всеобъемлющей конвенции. Безусловно, резолюция 49 Генеральной Ассамблеи/60 признал необходимость прогрессивной разработки и кодификации антитеррористических норм (пункт 12). По этим причинам, несмотря на то, что резолюция 49/60 остается важной и влиятельной, в том числе благодаря ежегодному повторному принятию Генеральной Ассамблеей ее резолюций о мерах по ликвидации терроризма, ее потенциальная законотворческая роль остается неясной.

Другим примером терминологии, связанной с терроризмом, является Резолюция 1566 (2004 г.), целью которой было оказание помощи государствам в выполнении их обязательств в соответствии с Резолюцией 1373 (2001 г.) Совета Безопасности по принятию внутренних законодательных мер. Он относится к «терроризму» как:

…преступные действия, в том числе в отношении гражданских лиц, совершенные с намерением причинить смерть или тяжкие телесные повреждения, либо захват заложников, с целью вызвать состояние ужаса у населения или у группы лиц или у отдельных лиц , запугивать население или принуждать правительство или международную организацию к совершению или воздержанию от совершения каких-либо действий, которые представляют собой преступления в рамках и в соответствии с определением в международных конвенциях и протоколах, касающихся терроризма, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного подобного характера и призывает все государства предотвращать такие акты и, если они не предотвращены, обеспечить, чтобы такие акты наказывались санкциями, соответствующими их тяжкому характеру. (пункт 3).

Принятая Советом Безопасности в соответствии с главой VII, потенциально можно привести аргумент, что резолюция является юридически обязательной для всех государств-членов. Однако на практике любое такое предложение, например о том, что существует сопутствующее обязательство принять и применять конкретное определение «терроризма», скорее всего, будет решительно отвергнуто государствами. (См. далее Совет Безопасности, обзор Контртеррористического комитета S/2016/50). Тем не менее, Резолюция 1566 сыграла важную роль в оказании влияния и помощи в гармонизации некоторых определений терроризма в национальных законах. Это также имело большое значение с точки зрения устранения пробелов в отношении таких преступлений в национальной уголовной системе (Young, 2006) и является частью свода норм, влияющих на то, как сегодня классифицируются и рассматриваются преступления терроризма.

Еще один подход (рассматриваемый ниже) существует в контексте статьи 2 проекта Всеобъемлющей конвенции. И вновь можно заметить некоторые важные различия между используемой здесь терминологией и терминологией, используемой Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. С одной стороны, она более ясна по своему охвату, чем Декларация Генеральной Ассамблеи 1994 г. и Резолюция 1566 Совета Безопасности, поскольку прямо указывает на материальный ущерб как часть преступного деяния. С другой стороны, в нем менее подробно излагаются основания, которые никогда не оправдывают террористические акты. Это может быть связано, по крайней мере частично, с тем фактом, что как потенциально юридически обязывающий договор проект Всеобъемлющей конвенции является предметом более тщательного процесса переговоров и проверки по сравнению с резолюциями.

В более общем плане, как более подробно рассматривается ниже, большинство универсальных документов по борьбе с терроризмом не содержат определения терроризма из-за сопутствующей ему политической чувствительности. Однако одним заметным исключением является обсуждаемый здесь пример статьи 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Это положение устанавливает уголовную ответственность за финансирование терроризма в следующих терминах:

1. Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если это лицо любыми средствами, прямо или косвенно, незаконно и преднамеренно предоставляет или собирает средства с намерением их использования или с осознанием того, что они будут использованы, полностью или частично, для осуществления аут:

(a) Деяние, которое представляет собой правонарушение в рамках и согласно определению в одном из договоров, перечисленных в приложении; или

(b) Любое другое действие, направленное на причинение смерти или серьезного телесного повреждения гражданскому лицу или любому другому лицу, не принимающему активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, когда цель такого действия определяется его характера или контекста, заключается в запугивании населения или принуждении правительства или международной организации к совершению или воздержанию от совершения какого-либо действия.

Этот текст был подтвержден резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности, в которой содержится призыв ко всем государствам «как можно скорее стать участниками соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, включая Международную конвенцию о борьбе с терроризмом». Финансирование терроризма от 9 декабря 1999 года». (пункт 3(d)).

 

Региональные и национальные подходы

Помимо государств, многие региональные организации имеют инструменты по борьбе с терроризмом (см. Модуль 5), которые содержат собственные определения терроризма, отражающие региональные приоритеты. Однако в отношении многих из этих определений возникли те же проблемы, что и в отношении национальных подходов, а именно то, что их межрегиональные расхождения в подходах могут скорее препятствовать, чем способствовать более широкому международному сотрудничеству между их членами. Кроме того, между региональными организациями и их отдельными государствами-членами могут возникнуть важные различия в подходах к определениям. В свою очередь, это может привести к коллизии правовых проблем в отношении того, какая норма должна превалировать – договорное право или внутреннее право – в случае несоответствия между двумя наборами норм, которые не могут быть согласованы. (см. далее Устав Организации Объединенных Наций 1945, статья 103; Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, статья 30). Как правило, в том числе в соответствии с принципом инкорпорации, обсуждаемым в Модуле 3, на практике превалирует национальное законодательство, в том числе по конституционным причинам.

В следующей таблице представлены основные подходы к определениям тех региональных организаций, которые рассматриваются в Модуле 5. Ни один из них не предлагается в качестве универсально согласованного определения терроризма в системе Организации Объединенных Наций.

Подходы к региональным определениям

 
(1) Исключение для вооруженной национально-освободительной борьбы или борьбы за самоопределение

Этот подход проводит различие между тем, что считается незаконными, преступными террористическими актами, и актами насилия, совершаемыми в рамках того, что считается законной борьбой против любой оккупации, агрессии или господства иностранных сил, делая последнее исключением из уголовного производства, например:

  • Арабская конвенция о борьбе с терроризмом (принята 22 апреля 1998 г. , вступила в силу 7 мая 1999 г.), статья 2(а) гласит:
    • «Все случаи борьбы любыми средствами, включая вооруженную борьбу, против иностранной оккупации и агрессии за освобождение и самоопределение, в соответствии с принципами международного права, не считаются правонарушением. Это положение не распространяется на любой акт, наносящий ущерб территориальной целостности любого арабского государства».

Аналогично:

  • Конвенция Организации Исламская конференция (ОИК) о борьбе с международным терроризмом (принята 1 июля 1999 г., вступила в силу 7 ноября 2002 г.), статья 2(а).
  • Конвенция Организации африканского единства (ОАЕ) о предупреждении терроризма и борьбе с ним (принята 14 июля 1999 г., вступила в силу 6 декабря 2003 г.), статья 3(1).

В этих региональных документах используются разные подходы к криминальным элементам, необходимым для установления факта терроризма. См. далее:

  • Арабская конвенция о борьбе с терроризмом, статья 1(2).
  • Конвенция Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом, статья 1(2).
  • Конвенция Организации африканского единства о предупреждении терроризма и борьбе с ним, статья 1(3).

 

(2) Ссылка на отраслевые конвенции о борьбе с терроризмом

Подход большинства других региональных конвенций заключался в перекрестных ссылках на подход отраслевых конвенций о борьбе с терроризмом, которые не дают определения терроризму, а вместо этого ссылаются на уголовные элементы конкретных преступлений. Региональные конвенции, попадающие в эту категорию:

  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (принята 16 мая 2005 г., вступила в силу 1 июня 2007 г.), статья 1(1).
    • Статья 1(1): Для целей настоящей Конвенции «террористическое преступление» означает любое из преступлений, подпадающих под действие и согласно определению в одном из договоров, перечисленных в Приложении (т. е. во всех отраслевых конвенциях).
    • Примечание Секретариата: «Действия вооруженных сил во время вооруженного конфликта, как эти термины понимаются в соответствии с международным гуманитарным правом, которые регулируются этим правом, не регулируются настоящей Конвенцией, а действия, предпринимаемые вооруженными силами Стороны при исполнении своих официальных обязанностей, поскольку они регулируются другими нормами международного права, не регулируются настоящей Конвенцией».

Аналогично:

  • Межамериканская конвенция о борьбе с терроризмом (принята 3 июня 2002 г., вступила в силу 6 июля 2003 г.), статья 2(1).
  • Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии о борьбе с терроризмом (принята 4 ноября 1987 г.), статья 1.
  • Конвенция Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о борьбе с терроризмом (принята 13 января 2007 г., вступила в силу 27 мая 2011 г.), статья II.

 

(3) Гибридный подход

Гибридный подход принят Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (принята 15 июня 2001 г. , вступила в силу 29 марта 2003 г.). Статья 1(а) перекрестно относится к существующим антисекторальным договорам. Однако в статье 1(b) также дается определение, отражающее региональные приоритеты:

«[Любое] иное действие, направленное на причинение смерти или тяжких телесных повреждений гражданскому лицу или любому другому лицу, не принимающему активного участия в боевых действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинение крупного ущерба какому-либо материальному объекту, а также в отношении организации, планирования, содействия и подстрекательства к такому акту, когда цель такого акта по своему характеру или контексту состоит в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить государственные органы или международную организацию совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия и преследоваться в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

 

(4) Принятие регионального определения, отражающего международные нормы

Это был подход Европейского Союза, который определил свой собственный подход: