Skip to content

Классный час по экологическому воспитанию: Классные часы на тему экологии — Классные часы

Содержание

Классный час: Экологический марафон «Береги природу»

Восточно-Казахстанская область

  Кокпектинский район

 с. Преображенка

 КГУ «Преображенка орта мектебі»

 

 

 

 

 

 

Направление:
Экологическое воспитание

Классный час

Тема:
Экологический марафон

«Береги природу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:
Рейхерт Анастасия Николаевна учитель математики,

классный руководитель 8 «б» класса

Капирулина Ольга Александровна учитель
химии,

классный руководитель 7 «б» класса

 

 

2013-2014 учебный год

 

Пояснительная записка

Направление: Экологическое воспитание.

Классный час: Экологический марафон
«Береги природу».

Экологическое образование выступает
как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший
компонент экологической культуры, развиваемой у школьников. Одним из важнейших
принципов экологического образования считается принцип непрерывности –
взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении
всей его жизни. Чтобы сформировать
у детей ответственное отношение к природе нужно запастись терпением, так как
это сложный и длительный процесс. В результате дети должны не только овладеть
определенными знаниями и умениями, но и быть эмоционально отзывчивыми, желать и
уметь активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

С самого раннего детства, в период,
когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик, нужно учить ребенка
чувствовать красоту природы, понимать и читать ее язык, беречь ее богатства. В
нашей школе экологическое воспитание ведется с первого класса. Преподавая экологию,
перед учителем стоит важная, серьезная задача: воспитывать гуманное отношение
ко всему живому. Готовясь к этому классному часу, мы ставили следующие цели и
задачи:

Целью классного часа
является формирование экологической культуры, которая включает комплекс
нравственно — этических норм и деятельностных принципов поведения во
взаимоотношениях человека, природы и общества.

Задачи:


Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и
коллективно-мыслительной деятельности.

— Развивать умения публично
выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.

— Воспитывать бережное отношение к
планете.

— Формировать основы экологических
знаний; расширить представление детей об экологии, экологических законах, об
этических правилах поведения в природе.

— Развивать наблюдательность и
интерес к окружающему миру, творческие способности, развивать артистизм,
художественный вкус, стремление детей активно, наравне со взрослыми,
участвовать в охране природы.

— Способствовать воспитанию
патриотизма, гуманного, ответственного и бережного отношения к родной природе,
к богатству Родины.

Актуальность.

Актуальность заключается в том, что
современное экологическое образование реализует потребности общества в целом в
решении проблемы выживания, охраны природной среды, развития гармоничной
личности, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других
жизненных ценностей в подрастающем поколении. Классный час связан как с
получением знаний и навыков в области общей и практической экологии , так и с
переосмыслением мировоззренческих, ценностных ориентиров учащихся, становлением
целостной гармонически развитой личности.

В процессе урока экологии к детям
приходит понимание того, что природу нужно беречь, а не только восхищаться ею.

Инновационность.

 Классный час рассчитан на реализацию
принципов развивающего обучения и по перечисленным признакам его можно считать
инновационным.

— обеспечение ситуации успеха каждому
участнику через учет его индивидуальных особенностей;

— многообразие видов активной
познавательной деятельности учащихся;

— индивидуализация учебного процесса
и возможность работать в группе при желании;

— создание условий для проявления
особенностей, выявление и развитие творческой активности;

— использование ресурсов кабинета,
дополнительной литературы и компьютеров.

— организация атмосферы
эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной
коммуникации;

— урок экологического характера будет
служить в формировании у учащихся отношения причастности к проблемам своей
малой Родины, патриотических чувств, активной жизненной позиции, а также
потребности в исследовательской деятельности, развивающей успех и стремление к
новым достижениям.

Формы
и методы работы.

 Разнообразие форм и методов работы
развивает познавательный интерес и снимает необходимость нудных и длительных
разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в
процессе изучения. Дети самостоятельно приходят к тому, что знание и выполнение
этих правил имеет огромное значение для человека. Основными формами и методами
работы  являлись беседы, практикумы, групповая, творческая работа и
исследовательская работа.

Оборудование и наглядные
пособия.

Оформление: иллюстрации животных, растений,
природы, цветов, высказывания о природе и экологии, буклет с животными
занесенными в Красную книгу, книжная выставка, книги: «Животный мир Казахстана»
цветы и голуби ручной работы, выполненные из бумаги, вазы для цветов из
пластиковых бутылок, макет дерева выполненный из сухой ветки дерева.

 

Технические средства
обучения.

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки,
учебные презентации.

Звуковое оформление: аудиозапись
голосов  птиц и животных, аудиозапись песни «Красная книга».

Применяемые технологии.

Развивающее обучение, личностно-ориентированное,
КТД, ИКТ.

Классный час проходит в виде
марафона-соревнования.

Одновременно в игре могут участвовать
2-3 команд по 6 человек. Классный час рассчитан на учащихся среднего школьного
возраста (6 — 8 классы). Время проведения — 60 минут. Ход классного часа спланирован
так, чтобы в процессе проведения отдельных этапов конкурса учащиеся смогли
затронуть все аспекты экологического воспитания. Экологический марафон «Береги
природу» сочетает в себе различные задания на знание природы и экологической
обстановки нашей области и страны. Марафон состоит из 5 этапов. Первый этап это
викторина в ходе, которой учащиеся проверяют свои знания по экологии. Второй
этап — слово учителя. Здесь учитель рассказывает о современных проблемах
стоящих перед мировым сообществом по загрязнению окружающей среды. (Ведется
демонстрация слайдов). На третьем этапе учащиеся работают над конкретными
экологическими ситуациями и ищут пути их решения. На четвертом этапе учащиеся
работают с Красной книгой Казахстана. Их задача найти животное или растение,
занесенное в Красную книгу и сделать о нем сообщение. На следующем этапе перед
учениками ставиться гипотеза «Мы считаем, что загрязняя окружающую среду,
человек ухудшает качество жизни». На ноутбуках   у каждой группы есть
презентация. Их задача доказать данную гипотезу и сделать выводы. Далее
учащиеся вместе с учителем делают предложения по поводу улучшения качества
жизни. На следующем этапе подводится итог классного часа, где учитель объявляет
результаты.

Экологический марафон «Береги
природу»  предназначен для проверки и усвоения экологических знаний, обучающихся
о родном крае. Данную разработку  могут использовать  в своей работе  учителя
биологии, географии, классные руководители и заместители директоров ОУ по
воспитательной работе для проведения внеклассных мероприятий.

Ожидаемые результаты.

 Учащиеся должны:

·                    
Углубить знания по экологии;

·                    
Уметь оформлять и представлять собственный
исследовательский проект и презентацию;

·                    
Применять в жизни полученные знания в ходе
проведения классного часа;

·                    
Уметь работать со справочной и
дополнительной литературой;

·                    
Иметь ответственное отношение к окружающей
среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

Класс: 7-8

Тема: Экологический марафон
«Береги природу»

Цель:  формирование
экологической культуры, которая включает комплекс нравственно — этических норм
и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и
общества.

Задачи:


Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной
деятельности.


Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.


Воспитывать бережное отношение к планете.


Формировать основы экологических знаний; расширить представление детей об
экологии, экологических законах, об этических правилах поведения в природе.


Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, творческие
способности, развивать артистизм, художественный вкус, стремление детей
активно, наравне со взрослыми, участвовать в охране природы.


Способствовать воспитанию патриотизма, гуманного, ответственного и бережного
отношения к родной природе, к богатству Родины.

Формы и методы работы.

 Разнообразие
форм и методов работы развивает познавательный интерес и снимает необходимость
нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они
усваиваются естественно в процессе изучения. Дети самостоятельно приходят к
тому, что знание и выполнение этих правил имеет огромное значение для человека.
Основными формами и методами работы  являлись беседы, практикумы, групповая,
творческая работа и исследовательская работа.

Межпредметные связи:
география Казахстана, история Казахстана, биология, химия.

Оборудование и наглядные пособия.

Оформление: иллюстрации
животных, растений, природы, цветов, высказывания о природе и экологии, буклет
с иллюстрациями  животных  занесенными в Красную книгу, книжная выставка,
книги: «Животный мир Казахстана»,  цветы и голуби изготовленные руками детей, выполненные
из бумаги, вазы для цветов из пластиковых бутылок, макет дерева, выполненный из
сухой ветки дерева.

Технические средства обучения: компьютер,
интерактивная доска, ноутбуки, учебные презентации.

Звуковое оформление: аудиозапись
голосов  птиц и животных, аудиозапись песни «Красная книга».

Применяемые технологии: развивающее
обучение, личностно-ориентированное, КТД, ИКТ.

Ход классного часа.

Психолого- педагогический этап.

Классный руководитель 1:

 Здравствуйте
ребята. Сегодня мы с вами проводим классный час. Ребята, а с каким настроение
вы сегодня пришли на урок? (Дети отвечают). Если кто-то пришел не с очень
хорошим настроением, то вы можете зарядиться им от нашего солнышка, которое
разносит хорошее настроение.(Слайд 1). Теперь, когда вы все в хорошем
настроении мы можем приступать к нашему классному часу. Как вы думаете, какая
тема нашего сегодняшнего урока. (Обратить внимание на оформление) ответы
учащихся.

 Классный
руководитель 2
.

Тема
нашего классного часа Экологический марафон (Слайд 2-3) «Береги
природу», а эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Экология стала самым громким
словом на земле, громче войны и стихии». Как вы понимаете эти слова? (Ответы
детей)

 Постановка
целей учащимися. Сегодня вы сможете углубить свои знания о экологии, повторим
правила поведения в природе, узнаем о некоторых растениях и животных занесенных
в Красную книгу, поговорим о экологических катастрофах происходящих по вине
человека и о методах борьбы с ними. Обратите внимание, что у нас стоит сухая
веточка от дерева (Показать макет дерева), ребята, а как вы думаете в ваших
силах с помощью знаний «оживить» эту сухую веточку? (Ответы детей). В течении
урока  за правильный ответ вы получаете цветочек и после каждого этапа крепите  его
на веточку, с каждым этапом она у нас будет «оживать».

Классный руководитель 1.

Сегодняшний
урок мы проводим не в традиционной форме. На уроке мы будем работать в командах,
а для этого нам нужно разделиться на группы. У нас на столе стоит ваза с
цветами мы предлагаем вам выбрать понравившийся цветок. Учащиеся выбравшие
цветы зеленого и желтого цвета объединяются в одну команду, а голубого и
красного в другую (учащиеся делятся на группы). Далее учитель зачитывает
характеристику каждого цвета. Теперь обратите внимание на то, с какой легкостью
вы выбрали себе цветок, а вы не задумывались над тем, что каждый цвет
обозначает не только цвета в природе, но и ваш внутренний мир. Если вы выбрали
зеленый цветок — любите природу, больше находится среди растений, желтый цветок
— вы как солнышко, яркие и дарите свет и радость людям, голубой цветок — вы
очень легкие, с вами легко и комфортно, красный цветок — вы яркие и
эмоциональные личности. Поставьте свои цветы в вазы, которые стоят у вас на
столах пусть они вам принесут хорошее настроение на сегодняшнем уроке.

Классный
руководитель 2. Познакомить учащихся в планом урока. (Слайд 4)

Сейчас
вы должны придумать название своей команды и девиз, под которым вы будите
сегодня работать (приветствие команд).

1 этап. Разминка. (Слайд
5)

Классный руководитель 1. А
сейчас, давайте мы с вами проведем небольшую разминку в ходе, который вы
проверите свои знания по экологии, что вы уже знаете и, что вам предстоит
узнать сегодня на нашем уроке. Вопросы к викторине.

 1.Экология–это:
(Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой)
2. Доля, какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие хозяйственной
деятельности человека: (Углекислого газа)
3. Почему опасно собирать грибы и лекарственные растения рядом с автомобильными
дорогами?
4. Почему нельзя разжигать костры вблизи стволов деревьев?
5. Почему учёные – экологи считают, что люди, экономно расходующие воду,
электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?
6. Весной многие люди жгут прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая
трава будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что это делать нельзя.
Почему?
7. Какая человеческая деятельность приводит к росту оврагов?

8.
В чём преимущество селективного сбора бытовых отходов?

9.
Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения (в них содержится ртуть)

10.
Что такое «Гринпис» (независимая международная организация по охране окружающей
среды)
11. Почему нельзя включать в лесу громкую музыку?

12.
Можно ли уничтожать хищных птиц?

Подвести
итог разминки раздать детям цветы и украсить дерево.

2 этап. Главные источники загрязнения окружающей
среды.
(Слайды 6-14)

 Классный
руководитель 2.
Среди всех современных проблем, стоящих перед мировым
сообществом особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды.
Многие люди считают, что источником загрязнения является только химическое
производство. Ребята, а как считаете вы? (ответы учащихся). Ведь не многие задумываются,
какой огромный вред природе наносит сам человек. Главным источником загрязнения
окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и
потребления человеческого общества. А теперь представьте, что на том месте, где
находятся свалки, могли бы быть цветники, парки, леса.(Слайды 15-21)

Классный
руководитель 1.
Сегодня мы пошли гулять, (Слайды22-23)
Благо лес – рукой подать!

Закупили
все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит

А
пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
Лес, он что, ничей?

Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги, руби и бей!

Урны
нет!

Неси
в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем.
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

Мы
– цари! Молчи, Природа.
Все здесь наше – лес и воды!

Выводы
учащихся по стихотворению ( раздать цветочки за ответы)

3 этап. Экологические ситуации.

Классный руководитель 2.

1- команда

1.
Что будет, если прольется нефть в реку или в море…

2.
Что будет, если вырубить лес…

2- команда

1.
Что будет, если уничтожить хищных птиц…

2.
Что будет, если осушить водоем …

Команды
готовят ответы, к чему приводят экологические катастрофы.
(Слайды 25-29) (раздать цветочки за ответы)

Классный руководитель 1. Выводы
по экологическим ситуациям. Какие факторы приводят к экологическим катастрофам?
(Слайды 30-32)

Фактор-
разрушение природной среды обитания.

Расширение
посевных площадей, вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и городов
отнимают у животных и растений жизненное пространство.

Загрязнение
окружающей среды.

Загрязнение
водоемов вызывает гибель обитателей водной среды; различные ядохимикаты
сельскохозяйственных полей, попадая в растения, приводят к массовой гибели птиц
и насекомых

Фактор
беспокойства.

Он
возникает вблизи городов, поселений;

отдыхающие
входят в лес без оружия, но их поведение доставляет не малое беспокойство
лесным обитателям;

они
вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, кричат, включают громкую музыку.
Обеспокоенные животные уходят из этих мест.

Фактор-браконьерство

Люди
ловят рыбу, во время икрометания, при этом используют сети.

Производят
не упорядоченный отстрел диких животных в неположенные сроки.

Массовая
заготовка лекарственных растений.

Все
это приводит к исчезновению диких животных и растений.

Все
эти факторы приводят к исчезновению диких животных и растений. Для охраны
животного и растительного мира наше государство делает очень много, создает
заповедники, заказники (обратить внимание на выставку книг).

4 этап. По страницам Красной книги.

Классный руководитель 2. В
нашей стране, также как и во многих других странах, есть книга, в которой
собраны все исчезающие растения и животные. Как называется эта книга? (ответы
учащихся) (Слайды 33-34) Красная книга Казахстана состоит из двух томов:
Животные и Растения. Том, посвящённый животным, состоит из трех частей, первая
часть была опубликована в 1978, вторая в 1991, третья в 1996. Ребята, а какие
исчезающие виды животных и растений вы знаете (ответы учащихся). А чтобы вы
больше узнали о некоторых из них, вам дается следующие задание. На слайдах
показаны некоторые виды исчезающих растений и животных ваша задача прочитать о
них в книге и сделать сообщение (предложить учащимся книги о животном и растительном
мире Казахстана, нужные страницы отметить). (Слайды 35-36) (раздать
цветочки за ответы)

5 этап. Защита презентаций.

Классный руководитель 1. Ребята
мы с вами выяснили, что загрязненная окружающая среда наносит вред флоре и
фауне. А ка вы думаете, человек загрязняя окружающую среду, ухудшает себе
качество жизни? (ответы учащихся). Мы перед вами ставим такую гипотезу: «Мы
считаем, что загрязняя окружающую среду, человек ухудшает качество  жизни» (Слайд
37
). У вас на столах ноутбуки, на рабочем столе есть презентация, ваша
задача сделать защиту данной презентации (Слайды 38-39) (раздать
цветочки за ответы).

 

 

Классный руководитель 2.

Выводы
по гипотезе (Слайд 40). Но исходя из поставленной гипотезе мы пришли к
выводу  что, загрязняющие вещества попадают в продукты питания человека. Значит,
ухудшается качество жизни каждого из нас.

Ведь
каждый брошенный окурок, фантик вносит свою лепту в загрязнение окружающей среды.

И надо срочно думать, как

остановить этот бумеранг.

Классный руководитель 1.

Наши
предложения (Слайд 41-43). Мы думаем, что если каждую субботу 
школьники хотя бы 1 час убирали бы свой район, то вокруг стало бы намного чище.
Да и сами школьники будут меньше мусорить, потому что будут знать, что убирать
придётся. А
местным органам управления  мы предлагаем ужесточить контроль над применением
на производствах морально устаревших природоразрушающих технологий и отдавать
приоритеты разработке и применению новых природосберегающих технологий
промышленного производства.

6 этап. Рефлексия.

Классный руководитель 2.

А
теперь подведем итог нашего сегодняшнего урока. Обратите внимание на наше
дерево. Добились ли мы того что сухая веточка тоже может зацвести благодаря
вашим знаниям и стараниям (ответы учащихся). Но в наших силах не только оживить
сухую веточку, а также: Мы смотрим на небо  сквозь дым. В наших силах…
ИЗМЕНИТЬ  ЭТО! Мы живём в загазованном городе. В наших силах… ИЗМЕНИТЬ 
ЭТО! В лесах  растут
горы мусора. В наших силах… ИЗМЕНИТЬ  ЭТО! Реки превратились в свалки. В наших
силах…ИЗМЕНИТЬ  ЭТО! Вода наших рек стала «мёртвой». В наших силах… ИЗМЕНИТЬ 
ЭТО! В каком мире будут
жить наши дети? В наших силах…ИЗМЕНИТЬ  ЭТО! Доколе будем разрушать? Начнём сегодня…
СОХРАНЯТЬ!!! (показ слайдов о том, как мы можем изменить мир Слайды 44-50).

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Подошёл
к концу наш классный час. Все вы сегодня молодцы.  Справились со всеми
предложенными заданиями. Приятно было видеть как слаженно, работала каждая
группа. До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет источники и
литература.

Литература

Животные сокровища
Казахстана. . Э.А. Бычкова, Издательство «Казахстан» Алма-Ата 1979 г.

Определитель птичьих
гнезд. А.В. Михеев, Москва «Просвещение» 1975 г.

Растительный мир нашей
Родины. В.В. Петров , Москва «Просвещение» 1991 г.

Звери в природе. В.М.
Смирин, Ю.М. Смирин, издательство Московского университета 1991 г.

Удивительный мир
беспозвоночных. По страницам Красной книги. Алматы 2006 г.

Животный мир Казахстана.
А.Ф. Ковшарь, В.А. Ковшарь. Алматык
iтап 2004 г.

По страницам Красной
книги Казахстана. Позвоночные животные .
Алматыкiтап 2004 г.

Растительный мир
Казахстана. А.А. Иващенко,
. Алматыкiтап 2006 г.

Заповедники и
национальные парки Казахстана. Алматык
iтап 2006 г.

Читаем, учимся, играем.
Выпуск 5, 1999г.

 

 

 

 

Классный час в 9 классе на экологическую тему «Природа — экология — безопасность — мы» | Классный час (9 класс) на тему:

Тема: «Природа – экология – безопасность – мы»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

План классного часа

 I. Организационный момент.

II Вступительное слово.

— Начать сегодня классный час хочу со слов французского ученого-естествоиспытателя 19 века Жана Батиста Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

— Как вы понимаете слова Ламарка? (варианты ответов: речь идет о потребительском отношении человека к природе; используя природу как источник ресурсов, загрязняя, истощая ее, человек приведет свой род к гибели).

 — Какой же теме, на ваш взгляд, будет посвящен наш классный час? (разные варианты ответов учеников, учитель заостряет внимание на ключевых словах, сообщает тему классного часа «Природа – экология – безопасность – мы»).

 Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение  в экологической культуре.

 Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

  Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами.

III. Интерактивная беседа

  Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

 Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

— Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. Эти 4 закона сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

  Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

 1. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

 2.Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

3.В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

4. — Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

 — Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

  Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

 . Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте   строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает.)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е.Евтушенко)

 О чем говорит здесь поэт?

 Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

 Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

 . Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

 

 

Экологическое образование | Edutopia

Джордж Лукас Образовательный фонд

Edutopia

Edutopia

Поиск

Сорту мест с помощью цифровых инструментов, чтобы получить новые перспективы.

Джеймс Фестер

318

  • Как сделать Неделю жирного медведя частью ваших занятий в классе

    Предоставление учащимся возможности заглянуть в жизнь бурых медведей — это интересный способ разнообразить уроки естествознания и математики и пробудить интерес к сохранению животных.

    Джеймс Фестер

    393

  • Помня о безопасности, школы проводят занятия на открытом воздухе

    Существует множество вопросов логистики, которые следует учитывать, но педагоги говорят, что занятия на открытом воздухе обеспечивают безопасность детей и учителей и обеспечивают столь необходимый свежий воздух.

    Лаура Ли

    12,9k

  • Преподавание изменения климата в социальных науках

    Поскольку эта проблема затрагивает как отдельных людей, так и общество на многих уровнях, она хорошо подходит как для занятий по общественным наукам, так и для занятий по естествознанию.

    Jennifer Fischer

    151

  • Помощь учащимся в восприятии себя творцами перемен

    Учащиеся могут увидеть, как они могут повлиять на изменения, если они разбивают большие проблемы, такие как изменение климата, на более мелкие и более доступные задачи.

    Мишель Бланше

    395

  • Научные уроки на открытом воздухе Фостер охраны окружающей среды

    Предоставляя учащимся возможность учиться на свежем воздухе, учителя могут связать свои классы с природой посредством практических занятий.

    Джим Спандиков

    479

  • Как скрытая динамика в классе может поставить девочек в тупик в STEM

    Если мы хотим сократить гендерный разрыв в науке, нам нужно обратить внимание на невидимые силы, формирующие культуру в классе.

    Юки Терада

    1,8k

  • Изменение климата в начальной школе

    Сделайте эту большую проблему личной для юных учащихся, показав им, как они могут найти решение с помощью общественных наук.

    Кайли Уош

    267

  • Использование PBL для создания сильного учебного сообщества

    Учебная единица, основанная на проектах, обеспечивает академические и социальные преимущества, поскольку учащиеся работают как в небольших группах, так и в целом классе.

    Холли Бержерон

    620

  • День Земли: планы уроков, списки для чтения и идеи для занятий

    Ресурсы из Интернета для включения Дня Земли в ваш класс.

    Мэтт Дэвис

    4,5k

  • Построение устойчивого будущего — по одному классу за раз

    Поле для мини-гольфа, сплав на каноэ по местной реке, обсуждение экологической справедливости. Вот как школы учат школьников науке об окружающей среде.

    Хоа П. Нгуен

    792

  • Использование природы для вовлечения учащихся в процесс обучения

    Природа бывает разных форм и размеров — от парка до растения в горшке, — и учителя могут использовать ее, чтобы стимулировать обучение и создать сообщество в классе.

    Krista Galleberg

    836

  • 8 простых шагов для запуска программы обучения на свежем воздухе

    Регулярные занятия на свежем воздухе — в течение учебного периода или в многодневной поездке — могут улучшить успеваемость и здоровье учащихся.

    Майк Чепмен

    609

  • Междисциплинарный подход к науке об окружающей среде

    Преподаватели любой предметной области могут использовать проектное обучение для изучения экологических проблем со своими учениками.

    Джеймс Фестер, Хорхе Валенсуэла

    538

  • 7 советов по изучению экологических наук с помощью проектного обучения

    Служба национальных парков располагает большими ресурсами для студентов, которые могут выполнять настоящую экологическую работу, даже если они не посещают парк.

    Джеймс Фестер

    703

  • академиков: M.Ed. в области экологического образования

    The Bard M.Ed. в программе экологического образования готовит педагогов к созданию информированных и вовлеченных граждан, поддерживающих продвижение к справедливому, процветающему и устойчивому будущему. Благодаря интенсивной академической подготовке, реальному профессиональному опыту и возможностям карьерного роста программа магистра экологического образования позволяет выпускникам делать успешную и высокоэффективную карьеру в частных школах, неправительственных организациях, государственных агентствах по управлению земельными ресурсами, частных организациях по охране земель, музеях, экологических образовательные центры и консалтинговые фирмы.

     

    Класс для достижения результатов через 9 месяцев:

    Привлечение подрастающего поколения к решению важнейших проблем устойчивого развития, от изменения климата до утраты биоразнообразия, загрязнения океана и токсичных веществ в воздухе, является неотложной задачей. Уникальная программа Bard MEd позволяет учащимся приступить к высокоэффективной работе уже после девяти месяцев обучения. Студенты проводят два семестра интенсивной работы в Bard, осваивая инструменты, необходимые для обучения следующего поколения экологических лидеров. В июне второго года они затем распространились по США и по всему миру, оказывая влияние посредством обязательной 4-6-месячной профессиональной стажировки высокого уровня, за которой следует ориентированный на результат проект Capstone, который обычно основывается на стажировке.

    Первый год: академическая подготовка

    Студенты, обучающиеся по программе M.Ed. пройти тщательно подобранную программу, которая сочетает в себе уроки экологического образования с курсами для выпускников программ MS в Центре экологической политики, программой магистра педагогических наук (MAT) и факультативными вариантами других программ бакалавриата и магистратуры, включая MBA в Устойчивость. В дополнение к основному учебному плану, акцент на экспериментальном обучении вынуждает студентов отправиться в горы, чтобы пройти практический интенсивный курс в январе, посвященный обучению на месте и на открытом воздухе. Повсюду внимание уделяется экологическому просвещению в местах, где живут учащиеся, от городских парков, водно-болотных угодий и водных путей до сельских сельскохозяйственных угодий и лесов.

    Курсы первого года обучения охватывают несколько ключевых тем: 

    • Экология естественной и искусственной среды

    • Основы экологического образования

    • Обучение на местах и ​​на открытом воздухе

    • Разработка учебного плана

    • Подростковая идентичность, культура и обучение

    Второй год: высокоэффективная профессиональная подготовка

    Начиная с июня второго года обучения, учащиеся изучают свои индивидуальные профессиональные интересы в течение обязательной 4–6-месячной профессиональной стажировки на полный рабочий день, а также путем исследования и написания проекта Capstone. Места стажировок варьируются от Австралии до Китая, от Южной Африки до Женевы, от Нью-Йорка до округа Колумбия и по всей территории США. В последнем семестре студенты выполняют завершающий проект для получения степени магистра под руководством преподавателя Барда, одновременно посещая онлайн-семинары по завершающему этапу. Студенты собираются в Барде на две однонедельные резиденции в течение этого последнего семестра.

    Двухлетняя учебная программа гарантирует, что выпускники приобретут широкие и глубокие знания в области экологических наук и педагогики образования; сильный набор аналитических, коммуникативных навыков и навыков решения проблем; инструменты для построения образовательных организаций; значительный профессиональный опыт в выбранной сфере; и, наконец, специализированная экспертиза по конкретной теме их исследовательского проекта. Короче говоря, магистерские программы Bard предназначены для того, чтобы обеспечить истинное мастерство в области деятельности студента, обеспечивая прочную основу для успеха в карьере.