«Классный час » Поговорим о дружбе» (4 класс)». Классный час о дружбе класс 4
Классный час в 4 классе "Поговорим о дружбе"
Классный час в 4 классе
"Поговорим о дружбе"
Классный руководитель
Костарева Галина Михайловна
Сценарий классного часа
Цель:
Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения; развивать дружеские отношения между детьми в классном коллективе
Возрастная категория -обучающиеся 4 класса
Форма работы: индивидуальная и групповая; беседа с элементами познавательной игры
УУД:
Регулятивные: развивать творческие способности; контролировать и оценивать свои действия;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; постановка и решение проблемы; использовать действия моделирования
Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до окружающих; уважительно относиться к мнению других; осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; личностная ориентация на моральные нормы
Планируемый результат: сблизить и сплотить детский коллектив; воспитание положительного отношения к себе, друзьям, одноклассникам
1.Организационный момент.
2. Вступительная беседа. Игра "Знакомство"
- Ребята, мы с вами знакомы три года, но каждый из вас - одна большая загадка. Давайте познакомимся ближе. На столах лежат шаблоны «ладошек», возьмите «ладошку», напишите своё имя. Попробуйте подобрать к имени черту своего характера. Например, меня зовут Галина Михайловна. Имя начинается на букву «Г», значит подбираю черту характера тоже на букву «Г» – «гордая», запишите слово под именем на шаблоне. Можете воспользоваться памяткой. (приложение 1)
– Какие вы все разные, это очень интересно.
На доске открывается запись:(слайд 1)
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕАКТИВНЫЕ
– Прочитайте слова, которые помогут нам хорошо работать на занятии
– Какое слово здесь “спряталось”? (Дружба) (слайд2)
- Сегодня мы продолжим разговор о дружбе.
3. Работа со словарем.
1 группа.
Найти в “Толковом словаре” В. И. Даля объяснение слова “дружба”.
2 группа
Найти в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”.
3 группа.
Кого можно назвать приятель, товарищ, знакомый, друг. (слайд3, 4)
4. Обсуждение проблемных ситуаций.
Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат,А со мной не дружат!Бант у Кати расписной,Красные колготкиИ характер кроткий.Я шепчу: – Дружи со мной,Мы же одногодки,Как сестрички мы почти,Мы, как две голубкиИз одной скорлупки.Я шепчу: – Но ты учти – Ты во всём должна идтиДругу на уступки.Предлагаю Ильиной:Ты дружи со мной одной!Есть разряд у ИльинойИ спортивный свитер,И девчонок свита.Подружусь я с Ильиной,Стану знаменитой!Все пятёрки до однойУ Светловой Нади.Я прошу: – А ты со мнойПодружись хоть на день!Мы с тобой поладим.Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать.А девчонки на дыбы!Говорят: – Молчала бы!Не вставать же на колени,Уговаривать подругНапишу я объявление:“Срочно требуется друг!”
- Почему у героини стихотворения не было друзей? Что вы можете ей посоветовать? (слайд 5)
5. Законы дружбы
Составьте памятку "Законы дружбы" (слайд 6)
1.
2.
3.
4.
5.
-Какие из этих правил вы уже выполняете?
- Какое правило вам кажется самым легким? сложным?
- Каким правилам вам хотелось бы научиться?
6. Обсуждение ситуаций и выбор действия.
Витя и Коля - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Коля не очень. Витя по-доброму относится к Коле, постоянно дает ему списывать домашнее задание. А как бы вы поступили на месте Вити?
Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Тебе это не нравится, но он твой друг. Что делать?
Твой друг стал плохо учиться, родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?
7. Тренинг «Узор»
–Сложите листок пополам, ещё раз пополам, оторвите правый верхний угол, затем – левый верхний угол, нижний левый угол и т.д., оторвите кусочки по-своему усмотрению. Получились совершенно разные узоры.
– Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Все вы разные: каждый со своей внешностью, своим характером, своими особенностями, странностями, причудами. А что же вас объединяет? Что общего? (Мы класс, вместе учимся и отдыхаем!)
8. Игра «Найди достоинства»
– Теперь попробуем определить качества человека, которые помогают нам жить в обществе и ладить со всеми людьми.
– Кто в нашем классе самый честный? – Кто уважительно относится к окружающим? – Кто в нашем классе самый добрый? – Кто самый ответственный?
(дети берут "ладошку" и прикрепляют ее к сектору Честность, Уважение и т.д.)
Итог:
- Хором прочитайте слово, которое получилось (по часовой стрелке). ЧУДО
- Это действительно ЧУДО, когда все ваши Я превратились в МЫ.
- МЫ - это дружный класс, который живет по законам доброты, честности, ответственности и уважения. (слайд)
9. Рефлексия.
Дополни предложения: (слайд 7)
Мне понравилось.......
Меня удивило.............
Мне удалось................
(Все встают в круг)
Сценка:
- А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
- Спасибо за работу!
Приложение
1. Памятка «Черты характера»
АзартныйАккуратныйАктивныйБлагородныйБлагосклонныйБыстрыйВежливыйВеселыйВнимательныйВолевойГениальныйГибкийГолосистыйГордыйДеликатный | ДеловойДерзкийДобродушныйДоброжелательный ЕршистыйЖалостливыйЖелезный характерЗаботливыйЗвонкоголосыйИзящныйИнтересныйИскреннийКапризныйКрасивыйЛасковый | ЛовкийЛюбопытныйМилыйМогучийМужественныйНадежныйНапористыйНастойчивыйНеобычныйНовыйОпрятныйОтважныйОтзывчивыйОткрытыйОтчаянный | ПорядочныйПравдивыйПреданныйРаботящийРадостныйРазумныйРобкийСамостоятельныйСамый-самыйСердечныйСтойкийСчастливыйТалантливыйТерпеливый Трудолюбивый | УважительныйУдачливыйУмныйУпорныйФизически сильныйХрабрыйХранящий тайныЧеловеколюбивый ЧестныйЧудесныйЧуткийШаловливыйЩедрыйЭмоциональныйЮркий |
2. Законы дружбы
Ученые-психологи изучали правила дружбы у разных народов мира. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы:
-доверять другу
-делиться новостями
-уметь хранить чужие тайны
-радоваться вместе с другом его успехам
-предлагать свою помощь
-стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций
-защищать друга
-не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине)
-уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
-всегда выполнять свои обещания
-Какие из этих правил вы уже выполняете, а каким предстоит учиться?
-Какое из правил вам кажется самым легким?
-Какое правило вам кажется самым сложным?
kopilkaurokov.ru
Конспект классного часа о дружбе 4 класс.
Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
Цель:
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
формировать умение различать дружбу и товарищество;
.
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.
Высказывания по теме.
Для истинных друзейТы жизни не жалей,Но отличить умей,От недругов друзей.
Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Классный руководитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель.
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Учитель: Что считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Учитель: А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по отношению другому.
Прочитайте следующую ситуацию и скажите:
Как бы вы вышли из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
Итог : Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.
Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”. Игра «Знаю ли я своего друга?»
Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
Классный руководитель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется)
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Подведение итогов
Классный руководитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
infourok.ru
Классный час для 4 класса "Что такое дружба?"
классный час. «что такое дружба?».
Цели:
формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
содействовать формированию дружного коллектива.
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
Класс разделён на три группы.
Звучит песня в записи. (2 слайд)
Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.)
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надежный друг В беде протянет руку.
Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня?
Итак, тема нашего классного часа: «Дружба».
2. Знакомство с понятием «дружба»
Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)
– Как вы понимаете слово «дружба»?
– Что значит «дружить»?
Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти: . (3 слайд)
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
3. Работа с пословицами.
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Учащиеся получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.
1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой».
2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».
3-я группа. « Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.»
Учитель. Молодцы, пословицы у вас получились.
Какие пословицы о дружбе вы знаете ещё. (4,5,6,7,8,9,10 слайды)
4. Рассуждения, что такое дружба?
Послушайте мысли Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»: (11 слайд)
Что такое дружба? Каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Слово «дружба» что обозначает?Может быть, поход вдвоём в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок даёт ему списать…Ну, а может, дружба - это еслиДруг приятно говорит всегда,Речь свою пересыпая лестью,И не скажет резкость никогда.
Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба — это если друг твой боленИ не может в школу приходить, —Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот.Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год...Если друг твой что-то, к сожаленью.Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, понять он всё не сможет,Может быть, обидится он вдруг.Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на земле объединяетВсех детей — и белых, и цветных.Дружба - это если пишут детиПисьма детям из другой страны.Дружба — это мир на всей планетеБез сирот, без ужасов войны.
Учитель:
Что такое дружба, по мнению автора?
5. Качества друга.
Учитель: А какими качествами должен обладать друг?
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Все вместе, используя «ромашку», отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».
( добрый, внимательный, отзывчивый, верный, уступчивый, вежливый)
Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. ( 12,13 слайды) Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
6. Чтение стихотворения и его обсуждение.
Учитель. Предлагаю послушать стихотворение, которое подготовили две наши ученицы.
Стихотворение читают заранее подготовленные дети.
1-я ученица.
Все живут не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».
В о п р о с ы для обсуждения:
– Почему с девочкой никто не хотел дружить?
– Что бы вы ей посоветовали?
– Можно ли заставить насильно дружить?
Друг напомнил мне вчера,Сколько делал мне добра:Карандаш мне дал однажды,(Я в тот день забыл пенал),В стенгазете, чуть не в каждой,Обо мне упоминал.Я упал и весь промок -Он мне высохнуть помог.Он для милого дружкаНе жалел и пирожка:Откусить мне дал когда-то,А теперь представил счёт.Не влечёт меня, ребята,Больше к другу не влечёт.
Учитель: А для чего нужны друзья?
Если есть друзья на свете –Всё прекрасно, всё цветёт.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живём на светеДля хороших славных дел.
7. Комментирование ситуаций.
Учитель: А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
8. Выполнение теста и анализ его результатов. Тест “Хороший ли ты друг”.
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких, как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
9. Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
10. Угадай песню о дружбе.
11.Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. – Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам вместе разработать законы дружбы.
Законы дружбы
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
8. Заключительная часть.
Учитель. Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали.
6.Рефлексия. «Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты?
Ребята спасибо вам большое за совместную работу!ИграА теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба и самый замечательный класс!
multiurok.ru
Классный час на тему "Погорим о дружбе" (4 класс)
Ожидаемые результаты внеклассного занятия:
понимание ценности дружбы и дружеских отношений;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
понимание и сопереживание чувствам других людей
Формирование УУД:
Личностные:
уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
уметь понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны;
понимать значимость дружбы и доброты;
уметь пользоваться культурой дружбы;
соблюдать традиции дружбы в коллективе;
быть настоящим другом.
Коммуникативные:
умение общаться;
умение работать в коллективе;
развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;
Регулятивные:
высказывать свое мнение, предположение;
прогнозировать предстоящую работу;
умение вести диалог.
Познавательные:
развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
на основе анализа делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
мотивация к познавательной деятельности.
Ход классного часа:
I. Орг. Момент (2 мин.)
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете?
– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
На доске открывается запись:
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕАКТИВНЫЕ
– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.
– Какое слово здесь “спряталось”? (Дружба)
– Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе.
II. Стадия вызова.
2. Прием «Дерево предсказаний»
Учитель просит обучающихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
Звучит песня В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”.
Учитель: Каким должен быть настоящий верный друг?
Учитель: Разгадали кроссворд и восстановите предложения «… - это счастье!… - это боль!… - это радость!… - это всё!»
Дружба - это счастье!
Дружба - это боль!Дружба - это радость!Дружба - это всё!
Учитель: Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба
ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг.
3. Этап осмысления.
а) фронтальная работа
Учитель: Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
б) работа в паре
Учитель: Подобрать пословицу по ключевым словам.
Каждая пара выбирает ключевые слова и объясняет её смысл.
… – ищи ,а нашел – …
Не имей … … ,а имей … ….
Человек без …… ,что дерево без ….
… – как стекло разобьешь – не ….
Недруг поддакивает, а …спорит.
Заслушивание ответов .( Прокомментировать пословицу.)
Учитель: О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Учитель: Что свойственно дружеским отношениям?
Поиграем в игру «Ромашка». Игра-тренинг «Ромашка»
Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
( по очереди выходят к доске, куда прикрепляют лепестки качества необходимые для дружбы.
Учитель: Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
Лепестки ромашки:(не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)
Анализ ситуаций.- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Послушайте рассказ «Друзья». Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”. - Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформер. И опять первым возле него оказался Максим.- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Случаи из жизни
Друга потерять очень легко, если его не ценить. Разрешите проблемы, которые могут случиться в жизни. Как бы в каждой из них поступил настоящий друг?
Ситуация 1
- Привет!
- Привет! Что нам задали по математике?
- Задачку. Ты решила?
- Нет, я не смогла ее решить.
Ситуация 2
- Вова!
- Заходи, Коля!
- Пошли на речку купаться. Водичка - прелесть!
- Мне некогда, картошку нужно дочистить.
Ситуация 3
-Ты почему на велосипеде не катаешься?
- А ты никому не скажешь? -Нет.
- Я не умею.
. Игра “Доскажи словечко”… (Слайд 14).
Если есть друзья на све…. те Все прекрасно, все цве….. тет Даже самый сильный ве…., тер Даже буря не сло….. . мает Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело ша… . гать При любой погоде дру…. – жим Дружбы этой не пор….. . вать И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для………… Для хороших славных дел.
Упражнение «Мой идеальный друг»
уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.
Упражнение “Подарок”
- Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.
-Я предлагается взять из коробки по одной или по две звездочке и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: “Я дарю тебе звездочку, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Тем детям, которым никто не подарит, это нужно сделать учителю, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
Вот и подходит к концу наш классный час. А что бы вы хотели сказать друг друг ?
- Так давайте, давайте дружить.
Пусть не раз нам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить.
То любое желание исполниться!
- Хороших и верных друзей всем нам! Пожелаем, чтобы нас всегда окружали только надежные и верные друзья! Ребята, давайте жить дружно!
infourok.ru
Классный час "О дружбе" (4 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа № 1»
Классный час
«Слово о дружбе»
Рогачёва Г.П.,
учитель начальных классов
Камчатский край
г. Вилючинск
2015г.
Классный час «Слово о дружбе»
Цель: Формирование нравственного качества: умение дружить и беречь дружбу
Задачи:
Развивать умение вести дискуссию
Формировать умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника
Развивать способность чувствовать, сопереживать
Развивать коммуникативные возможности учащихся
Форма классного часа: классный час - дискуссия
Возраст учащихся: 9-10 лет (4 класс)
Оборудование, оформление:
Чистый и уютный кабинет
Столы и стулья стоят по кругу
Выставка книг о дружбе
Плакаты со словами о дружбе (« Человек без друзей, что сокол без крыльев», «Без друга в жизни туго», «Вместе дело спорится и быстро делается, а врозь – хоть брось»)
Презентации
Материал для работы в парах (конверты с перечнем черт характера человека, перечень пословиц и поговорок)
Материал для работы в группах (каждой группе в конверте дано описание своей ситуации)
Ручки, карандаши, бумажные ключи, магниты.
Большое бумажное сердце на доске с надписью «Дружба»
песня «О дружбе» В. Шаинского
Мультфильм про кота Леопольда
Классный час начинается под музыкальное сопровождение песни «О дружбе» В. Шаинского
1. Вступительная беседа. Сообщение учителем темы классного часа.
2. На доске написано предложение: «Друг – это тот, кто…»
- Ребята, продолжите это предложение, как вы считаете, кто такой друг и кого можно назвать своим другом. (Ответы детей по цепочке)
3. Чтение по ролям сказки.
Чтение по ролям сказки «Лиса и журавль »
-Почему не сложилась дружба у журавля и лисы?
- Чем питаются в природе журавли и лисы?
- Назовите ещё сказки о дружбе животных
- Назовите другие литературные произведения, в которых говорится о друзьях и дружбе
4. Притча.
Есть о чём задуматься…
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
- Ребята, о чём стоит задуматься первому соседу?
- Ребята, а вы бы сейчас хотели оказаться на месте первого или второго соседа?
5. Диалог «Портрет друга»
-Может ли человек прожить без друзей?
-Есть ли у вас друзья?
-Почему вы считаете его своим другом?
-Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь в своём друге?
-Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твоё благополучие?
-А ты готов ли поступиться своими интересами, если этого требуют его дела, его благополучие?
-Имеешь ли ты право требовать от него этого, он от тебя?
-Почему нужно дорожить дружбой?
-Помогает ли тебе дружба в жизни, в учёбе?
6. Работа в группах:
Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, описание которых находится в конвертах.
Твой друг не умеет играть в баскетбол (футбол)и подводит команду.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить
Твой друг предлагает тебе поступить плохо
Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты
Ребята обсуждают ситуацию, сообщают всем, комментируют, аргументируют свою точку зрения, представители других групп высказывают своё мнение
7. Слово учителя.
-Ребята, мы общаемся с разными людьми, не только с друзьями, не только с теми, кто нам нравится. Бывает, что мнения и желания людей не совпадают, а даже они прямо противоположны друг другу, люди ссорятся.
-Почему люди ссорятся?
-Почему распадается дружба?
-Каковы чаще всего бывают причины, из-за которых распадается дружба?
-Как избежать ссор?
-Как помириться после ссоры?
- А я предлагаю игру «Помоги другу», которая поможет вам утешить друга, ведь не зря говорят «Разделённое горе - полгоря, разделённое счастье – два счастья!
8. Игра « Помоги другу» Ребята становятся в круг, в середине один ребёнок, который должен сыграть роль плачущего человека. Педагог считает по кругу: «Раз, два, три – другу помоги!» Тот ребёнок, на котором счёт остановился, должен утешить плачущего и помочь ему справится с грустным настроением.
А я предлагаю игру
9. Работа в парах
Работа с пословицами и поговорками.
Каждая пара подбирает пословицу, к данному списку черт характера человека (У каждой пары своя пословица или поговорка, список черт характера один)
Осторожность, смелость, лесть, решительность, торопливость, упрямство, лживость, правдивость, необдуманность поступков, нерешительность, трусость, ловкость, жизнерадостность, унылость, раздражительность, грубость, торопливость, жадность, вежливость, сила воли, предусмотрительность, драчливость, хвастливость, скромность, трудолюбие, равнодушие.
После драки кулаками не машут
Родина – мать, умей за неё постоять
Умный себя винит, глупый своего товарища
Риск – благородное дело. Волков бояться в лес не ходить
Не думай, щука, как влезть, думай, как вылезть
Наше дело сторона
Ласковый взгляд, да на сердце яд
Всякому молодцу ремесло к лицу
В чужих руках всякое дело легко
Не место красит человека, а человек – место.
Вывести кого-то на чистую воду
Выступление ребят по цепочке.
10. Итог классного часа. Коллективная работа «Ключи от сердца»
У каждого ребёнка бумажный ключик, на доске большое сердце с надписью «Дружба», каждый ребёнок записывает, своё, как он считает, самое главное, правило дружбы прикрепляет рядом с сердцем.
-Для чего нужны друзья?
-Легко ли быть настоящим другом?
-С другом не страшны никакие трудности – правда ли это?
11. Мультфильм про кота Леопольда.
www.metod-kopilka.ru
Классный час "Дружба" - Начальные классы
Классный час в начальной школе на тему: Дружба
Классный час для младших школьников «Дружба»
Цели: 1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. 3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Задачи:1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».2.Развитие способности формулировать суждения,аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.
Пояснительная записка:Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.
Ход классного часа
Учитель:- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?(Звучи музыка и продолжение сказки):Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)
Учитель: «Руку дружбы протянитеВ глаза друг другу посмотритеПусть любовь в сердцах у вас всегда звучитДружба крепкая нас всех объединит»
2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:Чтец: Кто верит в дружбу горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку.
Учитель:- Ребята, о чем это стихотворение? Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Ларошфуко
Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
- Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».
- Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.
Учитель:- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? - С любым ли человеком дружат? - А каким должен быть настоящий друг? - Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…
Чтец: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря!
3.Творческое задание: «Настоящий друг»Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)
СИТУАЦИИ
1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. "Плохо”. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
- Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?
4. Письменная работа «Письмо другу»Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.Чтец:Раздаются порой голоса, Что чудес никаких не имеется. Есть на Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится.
Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. - Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. - Каких карточек больше? - На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна) Чтец:Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для хороших, славных дел.
5. Творческая работа «Дерево дружбы». Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.1. Не обзывай и не унижай своего друга. 2. Помогай другу в беде. 3. Не обманывай друга, будь с ним честен. 4. Не предавай своего друга. 5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом. 6. Будь внимателен к своему другу.7. Умей уступать своему другу.
6. Игра «Клубочек».А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)8. Песня «Мир похож на цветной луг»9. Подведение итогов Учитель: - Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.
multiurok.ru
«Классный час » Поговорим о дружбе» (4 класс)»
Классный час на тему: «Поговорим о дружбе». Слайд 1 - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку. Слайд 2,3 Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. - Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). -Итак, тема нашего классного часа «Поговорим о дружбе» «Дружба» - Что такое Дружба?- Спросила я у птицы. - Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: - Что такое Дружба?- - Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: - Дружба – что такое? - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и взрослые , и дети! + Песня «Дружба» Учитель:- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, и о правилах дружбы. Учитель: - Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда. Как вы, ребята, понимаете что такое дружба ? Зачем она нужна людям? (высказывания детей). Слайд4 В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля Дружба – это «бескорыстная стойкschoolfiles.net