Skip to content

Классный час мы против террора: Классный час : Мы против террора

Содержание

Классный час : Мы против террора

Классный час:Мы —
против террора

 

ЦЕЛИ: воспитание умения
сопереживать, чувствовать сопричастность к

глобальным проблемам современного
мира

ЗАДАЧИ: актуализировать
проблему террора, дать знания о природе террора, об

истории его существования.

Класс оформлен:

1) плакаты: « Мы против
терроризма!», «Путь всегда будет Солнце’.», «Пусть всегда будем Мы!», «Мы с
вами, дети Беслана!».

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: — проектор,ИКТ

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Ведущий 1:

ХХ век стал
временем неслыханного в истории террора: государственного,политического,
национального, религиозного. Сейчас мировое сообщество содрогается при
сообщениях о все новых террористических актах. Терроризм представляет собой
одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более
угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут

массовые
человеческие жертвы, и разрушение материальных и духовных ценностей, не
поддающихся порой воссозданию; он порождает недоверие и ненависть между
социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в
течение жизни целого поколения.

Ведущий 2:

Растущее в мире
число террористических актов сделало необходимым

создание
международной системы борьбы с ними, координацию усилий

различных
государств на самом высшем уровне. Очень страшно, что для многих людей, групп и
организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем —
политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д. К нему
сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путём не могут

достичь успеха в
открытом бою, политическом соперничестве, утверждении или отстаивании
национальной независимости, реализации своих бредовых идей переустройства мира
и всеобщего счастья.

Ведущий 1:

Террор..
.терроризм… это уже глобальная проблема человечества. Cлово “террор“ из
латинского языка — cтрах, ужас. Террор – это

систематическое
использование крайнего насилия, угрозы насилия для достижения публичных или
политических целей.

Терроризм
трактуется как угроза насилием, индивидуальные акты насилия или компании
насилия, ставящие целью в первую очередь постоянно внушить людям страх —
терроризировать. Терроризм может означать международное преступление,
совершаемое посредством насилия и устранения для достижения определённых целей
и задач.

Ведущий 2:

Терроризм
определялся как акты, сами по себе являющиеся традиционными формами
общеуголовных преступлений, но совершаемые преднамеренно, с целью вызвать
панику и беспорядок в организованном обществе, разрушить общественный порядок,
парализовать противодействие террору со стороны общественных сил и
интенсифицировать беды и страдания общества.

Ученик 1:

В толковом словаре
В.И.Даля подчёркивается основной смысл,

нацеленность
терроризма – устрашать смертью, казнью, насилием. Трактовка В.И.Далем слова
терроризм ближе к современному понятию терроризировать: устрашать, запугивать,
держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения; творить
расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п. Сейчас
международный террористический

разбой угрожает
безопасности на суше, на море и в воздухе, даже под землёй, если иметь в виду
метро.

Ученик 2:

С.И.Ожегов
уточняет такую деталь: террор – это физическое насилие,

вплоть до
физического уничтожения, по отношению к политическим

противникам. Такое
уточнение неоправданно сужает понятие терроризма, если его относить только к
политическим противникам. Выходит, что, если виновный осуществил насилие из
политических мотивов в отношении не политических противников, а, например,
простых граждан, то такие действия нельзя отнести к терроризму.

Ученик 3:

В словаре
иностранных слов (под ред. И. В. Левихина) террор

определяется как
применение насилия вплоть до физического уничтожения противника.
Терроризировать трактуется как преследовать, устрашать насилиями и репрессиями.
Далее, террорист есть участник террористических актов, террористический —
свойственный террору, внушающий ужас, страх.

Ведущий 1:

Терроризм
представляет собой повышенную опасность, потому что часто влечёт за собой
массовые человеческие жертвы, психические травмы, приводит к разрушению
материальных и духовных ценностей, которые иногда бывает трудно, а подчас и
невозможно воссоздать.

Ведущий 2:

Терроризм сегодня-
это мощное оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти,
но очень часто- и самой властью для достижения своих целей.

Ученик 1:

Опасность
проявления терроров — действие против мирных жителей.

Ученик 2:

Цель: запугать,
внести панику сомнения.

Ученик 3:

Задача — вовлечь
большую массу людей, часто — молодёжь, которая, в силу умственной и моральной
незрелости, легко «клюёт» на радикальные, социальные и религиозные идеи.

Ведущий 1:

В России терроризм
кон. 19- нач.20в входил в арсенал борьбы русского

революционного
движения. Казалось, современную Россию не коснутся

трагические
события. Но хроника последних лет говорят о другом:

Ученик 1: — 1декабря
1988года-в Минеральных водах захват автобуса с детьми 4 класс. Есть раненые.

Ученик 2: —
14 июня 1995 года — Будёновск, захват больницы, 100 заложников. Погибло свыше
150 мирных жителей, сотрудников МВД и военнослужащих 18 ноября 1996 года —
взрыв дома в Каспийске, погибло 67 человек

Ученик
3: — 4 сентября 1999 года — взрыв автомобиля в Буйнакске. Погибло 64
человека

Ученик 4: — 2
июля — одновременно 5 террактов в Гудермесе,

Новогрозненском,
Урус — Мартане, Аргуне. Погибло 33 человека, 84- ранены, 3- пропали без вести.

Ученик 5: —
18 апреля 2002 года — взрыв фугаса в Грозном. Погибло 17

человек.

Ученик 6: 3
сентября и 5 декабря (2003 года) — взрывы Электричек

Кисловодск — Мин
воды. Погибло 47 человек, 269 — ранено.

Ученик 7: — 6
февраля 2004 года — взрыв в поезде московского Метро на

станции
«Автозаводская», погибло 40 человек, более 100 — ранены.

Ученик 8: -25
августа 2004 года — одновременно взорваны 2 самолёта.

Погибло 90
человек.

Ученик
9: — август 2004 года взрывы на остановках, общественного

транспорта в
Воронеже и Москве, на площади Рижского вокзала.

Ученик 10: —
1 сентября 2004 г.

Ведущий
1: Страшным останется в памяти сентябрьское утро 2004 г. в Бесланской
школе № 1.

Ученик:
То, что весь мир увидел по телевидению с 1 по 3 сентября 2004 года, не
поддается никакому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на каждом
метре. Первое сентября в школе № 1 в городке Беслан стало черным днем. В один
момент праздник превратился в трагедию. Что произошло, как могло получиться,
что цветы первоклашек, принесенные учителям, валяются в лужах крови?

Сияло солнце над Бесланом,

Срывался первый жёлтый лист,

Когда негаданно, нежданно

Ворвался в город террорист.

А во дворе у первой школы

(Где приходилось быть не раз)

Звучал из старой радиолы

Неповторимый «Школьный вальс».

Неслись волнующие звуки,

Кружились в такт ученики.

Открылись двери в храм науки,

Настали школьные деньки.

На лицах радость и волненье

От добрых слов и телеграмм.

Сверкали слёзы умиленья,

Пришедших в школу пап и мам.

Директор тёплыми словами

Поздравить школьников хотел

И лишь сказал: «Друзья, мы с вами…»

Но речь закончить не успел.

Бандиты в масках, словно черти,

Перемахнув через вокзал,

Согнали всех под страхом смерти

В тот небольшой спортивный зал.

Ведущий1
сентября 2004 года группа вооружённых боевиков подъехала к зданию школы № 1 в
Беслане .На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка,
посвящённая Дню знаний, перенесённая из-за жары с традиционных 10 часов утра на
9. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1128 человек —
детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько
террористов обошли школу со стороны  Школьного переулка, чтобы отрезать людям
путь к бегству. Несмотря на окружение, захвата избежали, по разным оценкам, от
50 до 150 человек — в основном старшеклассники, успевшие в суматохе выбежать со
двора. Однако в заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из
девяти бесланских детсадов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта,
вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей[.  
Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные
попали в тренажёрный зал, душевые и столовую. Террористы досконально знали план
здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав
заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото- и видеоаппаратуру, а
также мобильные телефоны, которые разбивали. Снаружи школы были установлены
камеры видеонаблюдения.
Следующим шагом захватчиков стало баррикадирование здания. Для этой цели они
отобрали порядка 20 мужчин и старшеклассников, которых заставили стаскивать
стулья и парты к выходам и окнам. У входов и в коридорах были установлены
самодельные взрывные устройства, изготовленные с использованием пластита и
готовых поражающих элементов (металлических шариков). В спортзале взрывчатка
была разложена на стульях.  Заложникам было приказано говорить только на
русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались. Отец двоих
детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском
языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения. Другой заложник,
Вадим Боллоев, был тяжело ранен выстрелом за отказ опуститься на колени[ и
позже скончался. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы
стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и
пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на
протяжении всего захвата.

Ведущий2День
второй.
В случае штурма  боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно
просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в
коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой,
в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали.Террористы,
переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26
человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя
хорошая новость          с момента захвата школы.Там трое суток
без воды,

В невыносимой духоте.

Сидели дети без еды,

Сидели, молча в темноте.

Угроз не повторяя дважды,

Смеялись нагло палачи,

Когда боролись дети с жаждой

Глотками собственной мочи.

 

Ведущий 1: Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для
многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать
тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали
через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К
уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали
родственники и военные. Заложников вели, подхватывая на руки.Почти все школьники
были в майках и трусиках – в школе была страшная жара. Несмотря на шок, первое,
что просили дети, — пить. С этого взрыва начался вынужденный штурм. Бойцы
спецназа, которые после взрывов пошли в бой, закрывали собой заложников.

Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника
к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3
сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более
900 человек получили ранения…Ученик:

Разве это люди?
Нет! Не люди.

Люди не стреляют
детям в спины!Люди не приносят в школы мины!

Кровь и слезы,
ненависть и страх

Вместо счастья в
крохотных сердечках.

Пусть гремит набат
во всех церквях.

Мы за упокой
поставим свечки.

Вы, кто плачет,
потеряв родных,

Знайте: вся Россия
плачет с вами.

Помолчим. Понятно
все и так.

Нашу скорбь не
выразить словами.

Пятна крови на
тетрадках ярких.

Ничего страшнее
нет на свете,

Чем, смотря на
детские останки,

Понимать, что это
Ваши дети.

Стал Беслан
синонимом террора.

Не сдадимся проклятому
змию!

Пусть сгорает в
пламени позора

Скорпион,
ужаливший Россию.

Ведущий 2:

Самое святое на
свете –

Это наши любимые
дети!

О чём они мечтают,
мы знаем,

И их желания
всегда мы выполняем.

Ученики:

1. Мечта детей
Беслана в те роковые дни:

— Хоть чашечку,
стаканчик, ну хоть глоток ВОДЫ!

2. Последнее
желанье. Последний крик души:

«Ну дайте нам
водички!

Все дети: Воды!
Воды! Воды!

3. А вечером,
второго, заснуть все не могли.

И пить очень
хотели, и съели все цветы.

4. Вдруг разговор
о смерти тихонько завели.

5. Мальчишка им
поведал историю о том,

Что ангелов
красивых недавно видел он:

Мальчик: «Летели
и смеялись, со шлейфами они,

И на детей похожи.
Наверно – это мы!?

Мы полетим далёко,
на небо, прямо в рай.

Ведь умирать не
страшно, не плачь, не унывай!»

(звучит
песня»Мама , так хочется жить!»)

Выходят дети:

         1. Мы мирно спим,

             А кто-то замышляет зло.

             Мы видим сны,

             А террорист готов уже
давно.

        2. Он со взрывчаткой

            Пробирается тайком,

            Чтобы несчастье

            Принести в твой дом.

        3. Но если я и ты, и мы

            Всегда будем внимательны,

            Не сможет террорист пройти,

            Чтоб смерть с собою принести.

Каждый школьник должен знать и выполнять следующие правила
предупреждения и поведения в случае угрозы или возникновения террористического
акта. 1. Живёшь ты на земле своей

    И сам не муравей.

    Будь человеком – человек

    Ты на земле своей.

2. Солнце греет, ветер веет,

    Ясный синий небосвод.

    Наш народ всегда на страже,

    Террорист здесь не пройдёт.

3. Пусть мир торжествует на свете,

    И дружат народы Земли.

    И также на солнышке дети

    Пускают весной корабли.

4. И сегодня здесь со сцены

    Мы желаем вам одно,

    Чтобы в мире мирно жили,

    Терроризм искоренили,

    Чтобы счастливо росли

    Дети матери Земли.

Хочется верить в то, что уже нигде на Земле не прогремят взрывы.

Все террористические акты являются жестокими и бесчеловечными. Разве
можно назвать этих варваров людьми, если они убивают детей? Чтобы добиться
своих целей, террористы используют физическое насилие. Но сила построенная на
насилии не является силой. И только объединившись всем миром, мы можем
искоренить это зло. Пусть на это потребуются годы и даже десятилетия. Просто надо
думать не только о себе, но и о людях, находящихся рядом и приходить на помощь.
Если все станут более внимательными и осмотрительными, то мы сможем избежать
ужасных последствий.

Мир может развиваться только тогда, когда в нём нет террора. И у нас
есть надежда, что мы победим терроризм. Есть надежда на светлое, спокойное
будущее. На этом тяжёлом и трудном пути в борьбе с терроризмом смелые и
отважные победят.

(Исполняется песня на мотив песни «Солнечный круг»)

Классный
руководитель: Ребята, вы увидели и  услышали страшную историю бесланской
трагедии. Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы
этого не повторилось..  Желаю вам солнца и голубого неба над головой.
Пусть рядом с вами всегда будут ваши родные и близкие, дорогие вам люди
оставайтесь человечными, и тогда мир станет добрее.

 

 

Классный час на тему «Мы против террора» (4 «А» класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

                                            
  Подготовила и провела:  Гаджиева Лазинат А.

 

 

 

 

                     

 

  «Мы
против терроризма».

                           Внеклассное
мероприятие.

Цель: формирование
общественного сознания и гражданской

           позиции
подрастающего поколения, объяснить сущность

          
терроризма, изучение правил поведения при теракте.

Задачи:

образовательные –
закрепление знаний о терроризме и способах сохранения жизни при захвате
заложников; обучение логической цепочке действий;

коррекционные –
развитие умений систематизировать полученные знания;

воспитательные –
воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих.

 

Ход мероприятия.

 

— Ребята, вы
родились и живёте в огромной стране, которая в своё
время перенесла две мировые войны. Первая мировая война была  с 1914 года  по
1918 год. Вторая мировая война длилась с 1941 года по 1945 год. События и факты
этих периодов жизни нашей страны известны вам из уроков истории, по фильмам, по
рассказам педагогов.

 Но
вот уже несколько лет идёт, можно сказать. Третья мировая война – вся планета
борется с терроризмом.

 Слово
«террор», которое сегодня знают все, существует во многих странах мира и
обозначает страх и ужас. Именно страх и ужас вызывают у людей действия
террористов.

Террористы
совершают взрывы, устраивают пожары и поджоги, угоняют самолёты, захватывают
заложников, убивают, применяют вещества для массового отравления людей.
Жертвами террористов становятся невинные граждане.

 Но
только после трагических событий в Беслане, когда террористы 1сентября
захватили школу, взяли в заложники детей и удерживали их три дня без еды, воды,
лекарств в нечеловеческих условиях.

3
сентября объявлен днём солидарности в борьбе с терроризмом. А 1 сентября теперь
не только День знаний, но и день скорби по погибшим людям, в том числе и детям
в Беслане.

 

Сияло
солнце над Бесланом,

Срывался
первый жёлтый лист,

Когда
негаданно, нежданно

Ворвался
в город террорист.

А во
дворе у первой школы

(Где
приходилось быть не раз)

Звучал
из старой радиолы

Неповторимый
«Школьный вальс».

 

Неслись
волнующие звуки,

Кружились
в такт ученики.

Открылись
двери в храм науки,

Настали
школьные деньки.

 

На
лицах радость и волненье

От
добрых слов и телеграмм.

Сверкали
слёзы умиленья,

Пришедших
в школу пап и мам.

 

Директор
тёплыми словами

Поздравить
школьников хотел

И
лишь сказал: «Друзья, мы с вами…»

Но
речь закончить не успел.

 

Бандиты
в масках, словно черти,

Перемахнув
через вокзал,

Согнали
всех под страхом смерти

В
тот небольшой спортивный зал.

 

Там
трое суток без воды,

В
невыносимой духоте.

Сидели
дети без еды,

Сидели,
молча в темноте.

 

Угроз
не повторяя дважды,

Смеялись
нагло палачи,

Когда
боролись дети с жаждой

Глотками
собственной мочи.

 

Взорвав
подвешенную мину,

Бандиты
стали у дверей

И
хладнокровно детям в спину

Стреляли
будто бы в зверей.

 

Промчатся
годы и века,

Исчезнет
напрочь тень угроз,

Но
Терек – быстрая река,

Не
смоет в Каспий наших слёз.

 

Что
со страной, скажи, Беслан?

Кто
за подобное ответит?

За
что погиб мой друг Аслан?

За
что погибли наши дети?

 

И
где найти теперь слова,

Чтоб
всех погибших воскресили.

С
тобою плачет вся Москва,

С
тобою плачет вся Россия.

 

Выходят
дети:

        
1. Мы мирно спим,

            
А кто-то замышляет зло.

            
Мы видим сны,

            
А террорист готов уже давно.

 

       
2. Он со взрывчаткой

           
Пробирается тайком,

           
Чтобы несчастье

           
Принести в твой дом.

 

       
3. Но если я и ты, и мы

           
Всегда будем внимательны,

           
Не сможет террорист пройти,

           
Чтоб смерть с собою принести.

 

Каждый
школьник должен знать и выполнять следующие правила предупреждения и поведения
в случае угрозы или возникновения террористического акта. Внимание на экран
(показ слайдов).

 

1.
Живёшь ты на земле своей

   
И сам не муравей.

   
Будь человеком – человек

   
Ты на земле своей.

 

2. Солнце
греет, ветер веет,

   
Ясный синий небосвод.

   
Наш народ всегда на страже,

   
Террорист здесь не пройдёт.

 

3.
Пусть мир торжествует на свете,

   
И дружат народы Земли.

    И
также на солнышке дети

   
Пускают весной корабли.

 

4. И
сегодня здесь со сцены

   
Мы желаем вам одно,

   
Чтобы в мире мирно жили,

   
Терроризм искоренили,

   
Чтобы счастливо росли

   
Дети матери Земли.

 

Хочется
верить в то, что уже нигде на Земле не прогремят взрывы.

Все
террористические акты являются жестокими и бесчеловечными. Разве можно назвать
этих варваров людьми, если они убивают детей? Чтобы добиться своих целей,
террористы используют физическое насилие. Но сила построенная на насилии не
является силой. И только объединившись всем миром, мы можем искоренить это зло.
Пусть на это потребуются годы и даже десятилетия. Просто надо думать не только
о себе, но и о людях, находящихся рядом и приходить на помощь. Если все станут
более внимательными и осмотрительными, то мы сможем избежать ужасных
последствий.

Мир
может развиваться только тогда, когда в нём нет террора. И у нас есть надежда,
что мы победим терроризм. Есть надежда на светлое, спокойное будущее. На этом
тяжёлом и трудном пути в борьбе с терроризмом смелые и отважные победят.

(Исполняется
песня на мотив песни «Солнечный круг»)

1.
Солнечный круг,

    
Небо вокруг,

    
Это рисунок мальчишки.

    
Нарисовал он на листке

    
И подписал в уголке:

                              
Пр-в:   Терроризм не прорвётся,

                                           
Бомба здесь не взорвётся.

                                           
Терроризм – это плохо,

                                           
Терроризм – это зло.

2.
Против беды,

   
Против войны

   
Будем, друзья, все на страже.

   
Солнце наверх,

   
Счастье навек.

   
Скажем терактам мы – нет!

                              
Пр-в:

3.
Взрыв городов,

   
Вокзалов, домов –

   
Это великое горе.

   
Будь начеку,

   
Теракт наяву,

   
Встанем за мир мы горою.

                              
Пр-в

Противодействие терроризму Модуль 4 Ключевые вопросы: определение терроризма

 
  Этот модуль предназначен для лекторов  

 

 

Перед изучением значения и связанных с ним понятий и принципов (международного) уголовного правосудия и международного уголовного права в их применении к террористическим преступлениям, прежде всего необходимо кратко рассмотреть некоторые основные причины и последствия отсутствия общепризнанного определения терроризма, в том числе то, как ключевые институциональные и государственные субъекты подходили к решениям уголовного правосудия в отсутствие такового.

Как обсуждалось в Модуле 1, понятие «террор» не новое, оно существовало в разных формах на протяжении веков. Причин этому много. Этому есть ряд возможных объяснений, некоторые из которых рассматриваются ниже в связи с текущими усилиями по согласованию Всеобъемлющей конвенции.

 

Обычное определение терроризма

Хотя в настоящее время нет единого мнения относительно универсального юридического определения этого термина, были некоторые споры относительно возможного существования, по крайней мере частичного, обычного определения терроризма. Это последовало за несколько противоречивым решением Специального трибунала по Ливану в 2011 г., который установил, что по крайней мере с 2005 г. определение «транснационального терроризма» существует в рамках обычного международного права:

Как мы увидим, ряд договоров, резолюций ООН, а также законодательная и судебная практика государств свидетельствуют о формировании в международном сообществе общего opinio juris , сопровождаемого практикой, соответствующей такому opinio, эффект, что обычная норма международного права в отношении международного преступления терроризма, по крайней мере в мирное время, действительно возникла. Это обычное правило требует наличия следующих трех ключевых элементов: (i) совершение преступного деяния (такого как убийство, похищение человека, захват заложников, поджог и т. д.) или угроза совершения такого деяния; (ii) намерение посеять страх среди населения (что обычно влечет за собой создание общественной опасности) или прямо или косвенно принудить национальный или международный орган предпринять какие-либо действия или воздержаться от их совершения; (iii) когда деяние включает транснациональный элемент. ( Промежуточное решение , 2011 г., пар. 85).

Придя к такому выводу, Трибунал в первую очередь полагался на соответствующую политику, практику и нормы Организации Объединенных Наций, включая нормы и правила Генеральной Ассамблеи, а также на национальную и международную судебную практику. Кроме того, Трибунал заявил, что в рамках международного права также существуют необходимые материальные (объективные и субъективные) элементы для двух других категорий террористических преступлений: военных преступлений, совершенных в ходе международного или немеждународного вооруженного конфликта; и те действия, которые переходят порог, чтобы считаться преступлениями против человечности, независимо от того, совершаются ли они в мирное время или во время вооруженного конфликта.

В то время как существование (хотя и не обязательно толкование) последних двух категорий правонарушений не вызывает споров и хорошо установлено в рамках международного права (включая договоры и соответствующую судебную практику), существование международного преступления в мирное время в рамках обычного международного права не является широко считается урегулированным. Безусловно, всякий раз, когда терминология терроризма упоминается в документе Организации Объединенных Наций, таком как резолюция, ее не следует понимать как подразумевающую наличие общепринятого определения. В частности, как будет видно, Декларация Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма (резолюция 49/60) требует политической цели, а проект Всеобъемлющей конвенции — нет. Между тем Резолюция 1566 (2004) Совета Безопасности сосредоточена на повторении секторальных преступлений, не включает все формы терроризма и не требует каких-либо особых намерений или мотивов.

Постановление Трибунала вместе с лежащей в его основе правовой основой подверглись серьезной критике и не получили широкого признания, в том числе за несоответствие необходимым юридическим пороговым критериям с точки зрения государственной практики и opinio juris . Как отметил в то время ведущий обозреватель Бен Саул:

Хотя существует множество отраслевых договоров, касающихся конкретных преступных средств и методов, используемых террористами, ни один из [договоров, на которые ссылается Специальный трибунал] — по отдельности или в совокупности — не содержит всеобъемлющее определение терроризма или устанавливает общее международное преступление транснационального «терроризма». Самое большее, конкретные правонарушения в некоторых договорах могут быть включены в обычное право, например, угон самолета или захват заложников. В отсутствие общего преступления терроризма в договорном праве никакая параллельная норма обычного права не может возникнуть из этих договоров. Секторальный подход был принят именно потому, что государства не могли договориться о «терроризме» как таковом. (Саул, 2012, стр. lxxi).

Действительно, как далее комментирует Саул, хотя Трибунал стремился полагаться на региональные документы по борьбе с терроризмом как на частичное подтверждение своих выводов, их правильное прочтение на самом деле показывает, что не существует согласия относительно общего определения терроризма (Саул, 2012, стр. lxxi), как было показано выше. В более общем плане консенсус, как представляется, заключается в том, что обычное определение терроризма потенциально эволюционирует, но о его существовании было объявлено Специальным трибуналом преждевременно.

 

Последствия отсутствия универсального определения терроризма

Последствия отсутствия универсального определения терроризма для юридических целей весьма разнообразны. Во-первых, отсутствие определения может способствовать политизации и неправильному использованию термина «терроризм» для пресечения нетеррористической (а иногда даже непреступной) деятельности. В свою очередь, это может привести к тому, что государства, например, нарушат права своих граждан или граждан других государств, такие как права международного права в области прав человека, в ходе своих усилий по борьбе с терроризмом.

В тех случаях, когда внутренние законы также страдают неясностью в отношении их полного охвата и значения с точки зрения криминализируемых действий и их последствий, такие законы могут нарушать принцип законности, или nullumcrimen, nulla poena sine lege . Эта максима требует, чтобы лицо не подвергалось уголовному преследованию или наказанию в соответствии с внутренним или международным уголовным правом, за исключением деяния, которое было криминализовано в то время, когда деяние предположительно было совершено, а это означает, что уголовный закон не может применяться задним числом. Особый интерес здесь представляет то, что неотъемлемым аспектом этого правового принципа является то, что в законе должна быть определенность, с тем чтобы уголовно наказуемые деяния и сопутствующие им наказания были четко определены, без сомнений или двусмысленности, до их предполагаемого совершения.

Еще одной важной проблемой является отсутствие гармонизации между национальными и региональными законами и нормативными стандартами по борьбе с терроризмом. Как обсуждалось в Модуле 3, после террористических атак 11 сентября Совет Безопасности принял резолюцию 1373 (2001), которая требует от государств принятия эффективных национальных законодательных мер в рамках их глобальных усилий по более эффективному противодействию терроризму. Хотя, с одной стороны, это обязывало государства принимать законодательные меры, в отсутствие общепризнанного определения терроризма результатом были смешанные законодательные меры и подходы государств-членов, иногда способные скорее препятствовать, чем способствовать международному сотрудничество.

 

Подход Организации Объединенных Наций

В рамках системы Организации Объединенных Наций в связи с отсутствием общепринятого определения этого термина в ее материалах можно найти различные термины, описывающие понятие «терроризм». Как правило, они не предполагают существование согласованного определения терроризма (хотя, в конечном счете, это одна из искомых, но в настоящее время неуловимых целей проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (Всеобъемлющая конвенция), обсуждаемой ниже). Наоборот, они предназначены для использования в качестве контрольных ориентиров, чтобы помочь государствам, например, в выполнении действий, запрашиваемых или требуемых конкретными результатами и инструментами. В качестве иллюстрации здесь рассматриваются различные примеры, взятые из ряда различных источников.

Первым примером является резолюция 49/60 Генеральной Ассамблеи, которая направлена ​​на криминализацию ряда вооруженных действий, считающихся «террористическими» по своему характеру:

[Д]акты, направленные или рассчитанные на то, чтобы спровоцировать состояние террора среди населения , группа лиц или отдельные лица в политических целях ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера они не оправдывались. (пункт 3).

Особая сила этого подхода заключается в том, что он был принят на основе консенсуса, то есть без голосования, Генеральной Ассамблеей. Поэтому он пользуется высоким уровнем легитимности как результат полностью представительного форума Генеральной Ассамблеи и, таким образом, сохраняет влияние. Однако как итог Генеральной Ассамблеи он не имеет обязательной силы. Об этом выводе свидетельствует и тот факт, что пока не удалось согласовать универсальное определение в контексте продолжающихся переговоров по проекту Всеобъемлющей конвенции. Безусловно, резолюция 49 Генеральной Ассамблеи/60 признал необходимость прогрессивной разработки и кодификации антитеррористических норм (пункт 12). По этим причинам, несмотря на то, что резолюция 49/60 остается важной и влиятельной, в том числе благодаря ежегодному повторному принятию Генеральной Ассамблеей ее резолюций о мерах по ликвидации терроризма, остается неясным, какая потенциальная законотворческая роль.

Другим примером терминологии, связанной с терроризмом, является Резолюция 1566 (2004 г.), целью которой было оказание помощи государствам в выполнении их обязательств в соответствии с Резолюцией 1373 (2001 г.) Совета Безопасности по принятию внутренних законодательных мер. Он относится к «терроризму» как:

…преступные действия, в том числе в отношении гражданских лиц, совершенные с намерением причинить смерть или тяжкие телесные повреждения, либо захват заложников, с целью вызвать состояние ужаса у населения или у группы лиц или у отдельных лиц , запугивать население или принуждать правительство или международную организацию к совершению или воздержанию от совершения каких-либо действий, которые представляют собой преступления в рамках и в соответствии с определением в международных конвенциях и протоколах, касающихся терроризма, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного подобного характера и призывает все государства предотвращать такие акты и, если они не предотвращены, обеспечить, чтобы такие акты наказывались санкциями, соответствующими их тяжкому характеру. (пункт 3).

Принятая Советом Безопасности в соответствии с главой VII, потенциально можно привести аргумент, что резолюция является юридически обязательной для всех государств-членов. Однако на практике любое такое предложение, например о том, что существует сопутствующее обязательство принять и применять конкретное определение «терроризма», скорее всего, будет решительно отвергнуто государствами. (См. далее Совет Безопасности, обзор Контртеррористического комитета S/2016/50). Тем не менее, Резолюция 1566 сыграла важную роль в оказании влияния и помощи в гармонизации некоторых определений терроризма в национальных законах. Это также имело большое значение с точки зрения устранения пробелов в отношении таких преступлений в национальной уголовной системе (Young, 2006) и является частью свода норм, влияющих на то, как сегодня классифицируются и рассматриваются преступления терроризма.

Еще один подход (рассматриваемый ниже) существует в контексте статьи 2 проекта Всеобъемлющей конвенции. И вновь можно заметить некоторые важные различия между используемой здесь терминологией и терминологией, используемой Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. С одной стороны, она более ясна по своему охвату, чем Декларация Генеральной Ассамблеи 1994 г. и Резолюция 1566 Совета Безопасности, поскольку прямо указывает на материальный ущерб как часть преступного деяния. С другой стороны, в нем менее подробно излагаются основания, которые никогда не оправдывают террористические акты. Это может быть связано, по крайней мере частично, с тем фактом, что как потенциально юридически обязывающий договор проект Всеобъемлющей конвенции является предметом более тщательного процесса переговоров и проверки по сравнению с резолюциями.

В более общем плане, как более подробно рассматривается ниже, большинство универсальных документов по борьбе с терроризмом не содержат определения терроризма из-за сопутствующей ему политической деликатности. Однако одним заметным исключением является обсуждаемый здесь пример статьи 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Это положение предусматривает уголовную ответственность за финансирование терроризма в следующих терминах:

1. Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если это лицо любыми средствами, прямо или косвенно, незаконно и преднамеренно предоставляет или собирает средства с намерением их использования или с осознанием того, что они будут использованы, полностью или частично, для осуществления аут:

(a) Деяние, которое представляет собой правонарушение в рамках и согласно определению в одном из договоров, перечисленных в приложении; или

(b) Любое другое действие, направленное на причинение смерти или серьезного телесного повреждения гражданскому лицу или любому другому лицу, не принимающему активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, когда цель такого действия определяется его характера или контекста, заключается в запугивании населения или принуждении правительства или международной организации к совершению или воздержанию от совершения какого-либо действия.

Этот текст был подтвержден резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности, в которой содержится призыв ко всем государствам «как можно скорее стать участниками соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, включая Международную конвенцию о борьбе с терроризмом». Финансирование терроризма от 9 декабря 1999 года». (пункт 3(d)).

 

Региональные и национальные подходы

Помимо государств, многие региональные организации имеют инструменты по борьбе с терроризмом (см. модуль 5), которые содержат собственные определения терроризма, отражающие региональные приоритеты. Однако в отношении многих из этих определений возникли те же проблемы, что и в отношении национальных подходов, а именно то, что их межрегиональные расхождения в подходах могут скорее препятствовать, чем способствовать более широкому международному сотрудничеству между их членами. Кроме того, между региональными организациями и их отдельными государствами-членами могут возникнуть важные различия в подходах к определениям. В свою очередь, это может привести к коллизии правовых проблем в отношении того, какая норма должна превалировать – договорное право или внутреннее право – в случае несоответствия между двумя наборами норм, которые не могут быть согласованы. (см. далее Устав Организации Объединенных Наций 1945, статья 103; Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, статья 30). Как правило, в том числе в соответствии с принципом инкорпорации, обсуждаемым в Модуле 3, на практике превалирует национальное законодательство, в том числе по конституционным причинам.

В следующей таблице представлены основные подходы к определениям тех региональных организаций, которые рассматриваются в Модуле 5. Ни один из них не предлагается в качестве универсально согласованного определения терроризма в системе Организации Объединенных Наций.

Подходы к региональным определениям

 
(1) Исключение для вооруженной национально-освободительной борьбы или борьбы за самоопределение

Этот подход проводит различие между тем, что считается незаконными, преступными террористическими актами, и актами насилия, совершаемыми в рамках того, что считается законной борьбой против любой оккупации, агрессии или господства иностранных сил, делая последнее исключением из уголовного производства, например:

  • Арабская конвенция о борьбе с терроризмом (принята 22 апреля 1998 г. , вступила в силу 7 мая 1999 г.), статья 2(а) гласит:
    • «Все случаи борьбы любыми средствами, включая вооруженную борьбу, против иностранной оккупации и агрессии за освобождение и самоопределение, в соответствии с принципами международного права, не считаются правонарушением. Это положение не распространяется на любой акт, наносящий ущерб территориальной целостности любого арабского государства».

Аналогично:

  • Конвенция Организации Исламская конференция (ОИК) о борьбе с международным терроризмом (принята 1 июля 1999 г., вступила в силу 7 ноября 2002 г.), статья 2(а).
  • Конвенция Организации африканского единства (ОАЕ) о предупреждении терроризма и борьбе с ним (принята 14 июля 1999 г., вступила в силу 6 декабря 2003 г.), статья 3(1).

В этих региональных документах используются разные подходы к криминальным элементам, необходимым для установления факта терроризма. См. далее:

  • Арабская конвенция о борьбе с терроризмом, статья 1(2).
  • Конвенция Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом, статья 1(2).
  • Конвенция Организации африканского единства о предупреждении терроризма и борьбе с ним, статья 1(3).

 

(2) Ссылка на отраслевые конвенции о борьбе с терроризмом

Подход большинства других региональных конвенций заключался в перекрестных ссылках на подход отраслевых конвенций о борьбе с терроризмом, которые не дают определения терроризму, а вместо этого ссылаются на уголовные элементы конкретных преступлений. Региональные конвенции, попадающие в эту категорию:

  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (принята 16 мая 2005 г., вступила в силу 1 июня 2007 г.), статья 1(1).
    • Статья 1(1): Для целей настоящей Конвенции «террористическое преступление» означает любое из преступлений, подпадающих под действие одного из договоров, перечисленных в Приложении (т. е. всех отраслевых конвенций), и согласно его определению.
    • Примечание Секретариата: «Действия вооруженных сил во время вооруженного конфликта, как эти термины понимаются в соответствии с международным гуманитарным правом, которые регулируются этим правом, не регулируются настоящей Конвенцией, а действия, предпринимаемые вооруженными силами Стороны при исполнении своих официальных обязанностей, поскольку они регулируются другими нормами международного права, не регулируются настоящей Конвенцией».

Аналогично:

  • Межамериканская конвенция о борьбе с терроризмом (принята 3 июня 2002 г., вступила в силу 6 июля 2003 г.), статья 2(1).
  • Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии о борьбе с терроризмом (принята 4 ноября 1987 г.), статья 1.
  • Конвенция Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о борьбе с терроризмом (принята 13 января 2007 г., вступила в силу 27 мая 2011 г.), статья II.

 

(3) Гибридный подход

Гибридный подход принят Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (принята 15 июня 2001 г. , вступила в силу 29 марта 2003 г.). Статья 1(а) перекрестно относится к существующим антисекторальным договорам. Однако в статье 1(b) также дается определение, отражающее региональные приоритеты:

«Любое другое действие, направленное на причинение смерти или тяжких телесных повреждений гражданскому лицу или любому другому лицу, не принимающему активного участия в боевых действиях в ситуации вооруженного конфликта, или на причинение крупного ущерба какому-либо материальному объекту, а также в отношении организации, планирования, содействия и подстрекательства к такому акту, когда цель такого акта по своему характеру или контексту состоит в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить государственные органы или международную организацию совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия и преследоваться в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

 

(4) Принятие регионального определения, отражающего международные нормы

Это был подход Европейского Союза, который определил свой собственный подход:

  • Европейский союз, Совет Европейского союза, Рамочное решение Совета от 13 июня 2002 г. о борьбе с терроризмом, статья 1.

Как уже упоминалось, существует множество примеров, когда термин «терроризм» определялся на национальном уровне в отсутствие согласия относительно универсального определения. Некоторые примеры различных национальных подходов включены в рекомендуемую литературу для этого модуля.

 

Следующая страница

Вернуться к началу

 

Мы лидируем в анализе, понимании и реагировании на террористическую угрозу

Перейти к содержанию

Главная страница NCTC

Офис директора Национальной разведки

 

Мы возглавляем и объединяем национальные усилия по борьбе с терроризмом (CT), объединяя зарубежную и внутреннюю информацию CT, предоставляя анализ терроризма, обмениваясь информацией с партнерами по всему предприятию CT и направляя общегосударственные действия для достижения наших национальных целей CT.

Кто мы

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Внутри НЦТС

Inside NCTC заглянет в нашу историю, функции и наших сотрудников, которые лидируют в анализе, понимании и реагировании на террористическую угрозу.

Руководство по борьбе с терроризмом

Веб-сайт The CT Guide, готовое справочное руководство для сотрудников правоохранительных органов, разведки, вооруженных сил и службы безопасности, специалистов по планированию действий в чрезвычайных ситуациях или граждан, обеспокоенных международными террористическими угрозами.

JCAT: продукты и ресурсы

Разведывательные продукты, предназначенные для повышения осведомленности о террористических угрозах, тактике, методах и процедурах, предназначенных для защиты от потенциальных террористических атак.

Посмотреть все функции

Как мы работаем

NCTC проводит анализ, поддерживает авторитетную базу данных известных и подозреваемых террористов, обменивается информацией и осуществляет стратегическое оперативное планирование. В штате NCTC работает более 1000 сотрудников со всего IC, федерального правительства и федеральных подрядчиков. Сотрудники NCTC представляют около 20 различных департаментов и агентств, что является данью признания разведкой, национальной безопасностью и правоохранительными органами роли NCTC в защите страны от террористических угроз.

 

Анализ угроз

В соответствии с IRTPA NCTC выступает в качестве основной организации в правительстве США по анализу и интеграции всей разведывательной информации, имеющейся или полученной правительством США и относящейся к терроризму и контртеррористической деятельности, за исключением разведданных, относящихся исключительно к внутреннему терроризму.

Обмен информацией

NCTC гарантирует, что другие агентства с миссиями CT имеют доступ и получают информацию, необходимую для выполнения поставленных задач. Анализ NCTC координируется в рамках IC, поддерживая высокопоставленных политиков и других представителей политики, разведки, правоохранительных органов, обороны, национальной безопасности и иностранных дел.

Национальное управление разведки

Роль NCTC в качестве Национального управляющего разведкой для CT (NIM-CT) требует интеграции миссии CT через разведывательные функции, дисциплины и действия для достижения единства усилий и результатов.

 

Управление идентификацией

В соответствии с законом NCTC несет ответственность за то, чтобы служить центральным и общим банком знаний об известных и подозреваемых террористах и ​​международных террористических группах, а также об их целях, стратегиях, возможностях и сетях контактов и поддержки.

Стратегическое оперативное планирование

Согласно закону NCTC несет ответственность за стратегическое оперативное планирование деятельности по борьбе с терроризмом в правительстве США, интегрируя все инструменты национальной власти — дипломатические, финансовые, военные, разведку, национальную безопасность и правоохранительные органы внутри и между агентствами. .

 

Как мы работаем

Отдел новостей

Адрес симпозиума GEOINT 2022

NCTC выпускает первое в своем роде мобильное приложение для федеральных и военных партнеров

Показатели мобилизации воинствующих экстремистов в США, 2021 г.