Содержание
Сценарий классного часа «Чужой беды не бывает»
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Обоянская
средняя общеобразовательная школа
Сценарий
классного часа на тему: «Чужой беды не
бывает».(8 класс)
Подготовила:
Гурова
Елена Анатольевна,
учитель
иностранного языка МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Курской области
Цель классного часа: воспитание
сострадания, сочувствия к беде ближнего, доброты и милосердия.
Я расскажу вам интересные истории, которые
были на самом деле.
-Много лет прошло, как началась
Великая Отечественная война…
Война постепенно уходит в прошлое,
становится страницей истории.
Почему же мы вновь вспоминаем о ней?
Почему она так волнует нас?
От Бреста до Москвы – 1 000 километров, от
Москвы до Берлина – 1 600.
2 600 километров… поездом – четверо суток,
самолетом – четыре часа…
Дорогами войны – четыре года!
Четыре года! 34 тысячи часов! И более 26
миллионов погибших советских людей!
Если по каждому из них объявить минуту
молчания, страна будет молчать – 35 лет.
— В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге,
на Васильевском острове в доме №13/6 жила семья Савичевых. Это была большая и
дружная семья. Отец – Николай Родионович работал пекарем, но рано умер, еще до
войны. Мать – Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было пять детей:
Леонид или Лека, как звали его в семье (строгальщик), Евгения (обмотчица), Нина
(чертежница), Михаил (слесарь-сборщик) и Таня (ученица 4 класса). Помогала
вести хозяйство бабушка. Все вместе они жили на первом этаже, а на втором жили
два брата отца – дядя Леша и дядя Вася.
— 22 июня ранним воскресным утром вся
страна узнала о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной.
Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и
рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда
Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная
норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150.
Чтобы как-то унять голод ели хвойные лапки
елей, кору дуба, щи из подорожника и крапивы, котлеты из ботвы свеклы. Люди
теряли силы и умирали от истощения организма.
— Первой в семье Савичевых умерла Женя. В
этот день Таня сделала первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря
12.30 утра 1941 г.” Потом умерла бабушка и Таня записала в блокноте — дневнике:
“Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня 1942 г.” Каждая новая страничка
рассказывает и сегодня о горе и смерти в семье Савичевых. “Лека умер 17 марта в
5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша
10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г. Савичевы
умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Вся семья Тани умерла в дни блокады.
Лишь Нина и Михаил, ушедшие на фронт остались живы.
— А что же стало с самой Таней?
Умирающую Таню эвакуировали вместе с
воспитанниками детского дома №48 в Горьковскую область. Но девочка продолжала
болеть, теряла зрение, поэтому ее перевели в инвалидный дом. Умерла Таня 1 июля
1944 года в больнице города Шатки. Там ее и похоронили. А в мае 1972 года был
открыт памятник на ее могиле.
— В 1980 году одна из малых планет была
названа Таня, в честь ленинградской девочки, чье имя неразрывно связано с
историей нашей страны, чей дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном
комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Его
читали короли и министры, военные и простые рабочие из разных уголков мира.
Несколько страничек маленькой девочки рассказали всем о 470 000 жертвах
блокады.
Таня родилась в 1930 году, и когда
началась война, ей было 11 лет. Сегодня ей было бы 86, если бы она осталась
жива…
— Заканчивалась Великая Отечественная
война. Ничто не предвещало беды. Но… 6 августа 1945 года по приказу президента
США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на
японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая
атомная бомба на японский город Нагасаки. Огромный огненный, похожий на большую
поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво
падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами
бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. Америка
продемонстрировала свое новое оружие миру. Но никто не думал о последствиях его
применения – о выпадении зараженных осадков после ядерного взрыва.
— В Хиросиме жила-была японская девочка
Сасаки Садако. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Она
жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала –
ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе,
занималась спортом… Осадки атомного взрыва заразили воздух, воду, землю. Они
попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или
раком крови.
— Девочка попала в больницу, и доктор,
чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает
тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Журавль –
священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу
и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали
ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник.
Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и
привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах
разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые
журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая
журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Японского журавлика товарищ мне принес.
И с этим журавленочком история одна
Про девочку, которая была облучена.
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир.
Журавлик, журавлик, японский журавлик
Ты вечно живой сувенир.
“Когда увижу солнышко?” — спросила у врача
И вытянулась тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил коротко: “Когда пройдет зима
И тысячу журавликов ты сделаешь сама!”
Но девочка не выжила и вскоре умерла
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавленочек упал из мертвых рук
И умерла та девочка, как многие вокруг.
— Белые журавлики не смогли победить
страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садаки. Она умерла 25 октября
1955 года. В этом году ей бы исполнилось 66 лет.
Японские школьники и их родители в память
о тех, кто погиб от страшного оружия, впервые примененного над их городом,
собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк
Мира. И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей
Земли. Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой, словно напоминает
о той трагедии, которая произошла очень давно. А журавли курлычут и призывают:
“Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все
были здоровы, веселы и счастливы!”
— Из далекой Японии перенесемся в не менее
далекую Америку.
И опять минули года. Шел 1983 год. В
одноэтажном домике на окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями
жила-была американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Девочка как девочка,
ничем не отличалась от своих подруг. Но однажды она узнала про то, что если на
ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится. И
такая угроза исходит из СССР. Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: “Почему
русские хотят напасть на Америку?” Об этом она ни раз слышала по телевизору и
радио.
Немного подумав, она села за стол, взяла
ручку и тетрадь, и начала свое письмо.
“Мистер Советский Президент!
Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война…
Вы за войну или нет? Если вы против,
пожалуйста, напишите, как вы собираетесь не допустить войну?”
Идею девочки поддержали ее родители, хотя
сами мало верили, что их дочь получит ответ из Москвы. Письмо отправилось за
океан – в Советский Союз.
Саманта ждала, и ответ пришел. Не веря
своим глазам, она начала читать:
“Здравствуй, дорогая Саманта!…
Мне кажется, что ты смелая и честная
девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера.
Твой вопрос – самый главный. Отвечу на
него честно и серьезно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и
разрушительна война…
У Америки и у нас есть ядерное оружие –
страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не
хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее
производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.
Мы хотим мира для себя и для всех народов
планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.”
— А еще советский президент пригласил
Саманту вместе с ее родителями в гости в Россию. Они приехали и побывали в
Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере “Артек” на берегу Черного моря.
Везде ей были рады, везде ее встречали как родную. Саманта теперь точно знала,
что наши люди не хотят войны. Так весь мир узнал об американской девочке.
Саманта была очень любознательной
девочкой, и она хотела узнать о войне с фашистами. Ее с родителями привезли в
мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге и показали
пожелтевшие странички из дневника Тани Савичевой. Переводчик прочитал их на
английском языке. Тогда Саманта поняла, как ужасна война, что люди, пережившие
такое, никогда не начнут ее первыми.
Уезжая домой, Саманта сказала: “Люди здесь
кажутся мне такими же, как мои соседи. Они похожи на меня больше, чем я думала.
Это самое важное, что я поняла”.
Над крышей ласточка летала,
И в добром солнечном тепле
О счастье девочка мечтала
Для всех ребят на всей земле.
О счастье девочка мечтала,
А в море шел за валом вал…
Но море нас не разделяло,
И океан не разделял.
Ты с нами, Саманта, ты с нами!
Друзья остаются друзьями.
Мы дружбе навеки верны,
А дружба сильнее войны!
О счастье девочка мечтала,
О мирном небе на земле,
Без смертоносного металла
И воя бомб над головой.
Пускай в садах цветут пионы!
Под светом радуги-дуги!
Друзей у мира миллионы,
Но есть и лютые враги.
Мечту Саманта не таила,
Дарила всем ее она.
Жила в мечте такая сила,
Что всем врагам была страшна.
Войне опасны даже дети,
И рухнул с неба самолет…
Но все равно на всей планете
Саманта девочка живет.
К сожалению, Саманта трагически погибла.
Но ее до сих пор помнят в России как маленького американского посла мира.
— На этом наш экскурс в историю можно было
бы и закончить. Вы узнали о трех таких разных девочках из разных уголков
планеты, ваших сверстницах, о их желании жить в мире без войн на земле. Но…
Сегодня нельзя не сказать, нельзя не
вспомнить о тех страшных событиях, которые произошли в городе Беслане.
Было ясное сентябрьское утро. Дети в
парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки,
посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1
въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники
более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и
заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В
их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический
акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.
Случилось по-иному. Днем 3 сентября в
школе прогремел взрыв. Началась паника, многие из заложников пытались бежать,
боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими
телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На
сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека.. А
тем, кому удалось выжить, пришлось проходить лечение в больницах России.
Русская пословица гласит: “Чужой беды не
бывает”. 24 страны мира откликнулись на эту трагедию. Из Италии, США, Франции,
Норвегии, Греции, Австрии, Германии, Польши, Болгарии, Китая, ЮАР, Швеции,
Венгрии, Нидерландов, Монголии, Сербии и Черногории, Турции, Великобритании,
Египта, Чехии, Испании, Армении, Азербайджана, Украины, Киргизии, Белоруссии,
Молдовы и Узбекистана, Эстонии были доставлены медикаменты, медицинское
оборудование, машины скорой помощи, перевязочные материала, донорская кровь,
продукты, теплая одежда и обувь, игрушки и канцтовары.
Общей болью и скорбью отозвалась в каждом
сердце гибель невинных жертв. Каждый человек стремился помочь горю Беслана.
Кто-то участвовал в концертах, выставках,
благотворительных аукционах, чтобы перечислить заработанные средства для
пострадавших. Кто-то организовывал экскурсии по городам страны, чтобы хотя бы
немного отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то писал стихи и сочинял
песни, чтобы рассказать миру о трагедии в Осетии. В память о школьниках,
погибших при освобождении заложников, в Саранске посадили 100 каштанов, во
Флоренции назвали площадь.
3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем
памяти. Годы идут. Говорят, время лечит. Боль отступает, но не уходит… У нас
нет возможности исправить прошлое. Мы можем только бороться за наше будущее.
Много задач стоит перед людьми. Но главная
задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по
масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным
шаром.
— Дети и сейчас гибнут под бомбами. Умирают
от голода и болезней. Не знают что такое теплый дом, мамина ласка, умная книга.
Таких обездоленных маленьких жителей планеты еще много. Дети смотрят леденящие
душу кадры кинофильмов, где убивают, взрывают, уничтожают жизнь. Они
протестуют, как умеют. Рисуют плакаты и картины, пишут стихи и поют песни,
собирают подписи под воззваниями за мир, вместе со взрослыми выходят на
демонстрации и митинги протеста против войны..
Пусть все дети растут в мире!
Пусть все дети будут счастливы!
Пусть все дети ходят в школу!
Пусть все дети будут всегда сытыми,
обутыми и одетыми!
Пусть у каждого будут свои книжки и
игрушки!
Пусть у всех детей всегда будет крыша над
головой!
Пусть каждому ребенку вовремя будет
оказана медицинская помощь!
Пусть у всех будут друзья на всей планете!
Пусть всегда будет солнце, небо, мама и
мы!
Подведение итогов классного часа:
Дорогие ребята! За годы, что вы проучились
в школе, вы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся
все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов
и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим
товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости,
соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит.
Даже мир на нашей планете.
Классный час на тему: «Чужой беды не бывает»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа
№ 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Классный час на тему: «Чужой беды не бывает».
Подготовила: Щелокова. А. С.
Старый Оскол
2018/2019
Классный час на тему:
«Чужой беды не бывает».
Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным; воспитание в детях доброты, привитие учащимся нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно быть милосердным.
Развивающая:
Развивать речь, развивать умение формулировать и высказывать свое мнение
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к людям, нуждающимся в нашей помощи.
Оформление и оборудование: мультимедио, цветная бумага, оформление доски.
Ход мероприятия.
Ребята, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
— Мне приятно видеть вас всех сегодня такими красивыми. А в вашем понимании, что значит «Быть красивым»?; в чем, по вашему мнению, заключается красота человека? (мнения детей). Бывает красота не только внешняя, но и внутренняя, а в чем заключается она?
Чтобы совершать красивые, хорошие поступки, каждый человек должен иметь определенные чувства, побуждающие его к этим поступкам. Ребята, я вам приготовила несколько слайдов, посмотрите их, и постарайтесь ответить на вопрос, какие чувства у вас возникали, когда вы смотрели на эти фотографии?(слайд) Заставили ли вас эти фотографии сочувствовать, сопереживать?
Итак, сегодня мы поговорим о таком качестве человеческой души, без которого невозможна настоящая красота.
Это качество означает способность человека сочувствовать, сопереживать, соучаствовать в делах других людей. Оно позволяет видеть горе другого человека и помогать ему. Оно позволяет ответственно и с любовью относиться к братьям нашим меньшим. Оно позволяет прощать своего обидчика, и не только прощать, но и помогать ему в трудную минуту. Сердце такого человека становится как бы зрячим, он чувствует чужую боль, как свою собственную.
Как вы думаете, о каком качестве человеческой души идет речь? ( О милосердии) (слайд)
В толковом словаре Ожегова даются такие объяснения значения этого слова….
Милосердие- готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.
Милосердие- гуманное отношение(отношение направленное на благо других, человеколюбивый, отзывчивый) к страдающему человеку.
Милосердие- соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека.
Милосердие- умение отказаться от собственного ради того, чтобы доставить облегчение другому.
Милосердие- помощь нуждающимся.
Какие организации вы знаете, которые помогают людям в трудную минуту?
«Красный крест», «служба спасения -911» много создано благотворительных фондов, а я вам хочу рассказать об одной из первых таких организаций которая была основана в 1948 году. Начиналось это так…
В августе 1910 года в городе Скопье родилась девочка, звали ее Агнесс Годжа Бояджиу в дальнейшем ее стали называть мать Тереза. Она была учительницей, помогала справляться с нищетой и бедностью, умела делать уколы, обрабатывать раны, часто ее видели в трущобах, где люди получали от нее помощь. А начала она задумываться о своей дальнейшей деятельности еще будучи маленькой, примерно в том же возрасте что и вы, Агнес знала, что будет помогать людям, тем людям которые нуждаются в помощи, которые попали в беду. А каким бы вы цветом написали слово «беда»?
Если мы хотим помочь человеку, то частичку этой беды мы можем взять на себя, давайте попробуем, и посмотрим что у нас получится.
А вы видите что у нас осталось от «беды»? (ответы)(слайд)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Те, кто помогает справиться с бедой, взамен отдает частичку своего сердца.
Я вам предлагаю сделать маленькое сердечко.
Изготовление сердечка. (слайд)
Поднимите вверх сердечки которые у вас получились. Говорят, что у человека который щедр на доброту — большое сердце, а вы готовы помочь, поделиться теплотой своего сердца? Если готовы, тогда подойдите и прикрепите сердечко к этому большому сердцу. Прочитайте что написано внутри сердца. А как вы думаете , бывает все-таки чужое горе, или оно общее, для тех кто умеет сострадать, жалеть, любить?
Вступительная речь Джона Робертса: прочтите стенограмму
Председатель Верховного суда Джон Робертс произнес вступительную речь на выпускном вечере своего сына в девятом классе в прошлом месяце, дав советы, которые противоречили многим типичным вступительным речам.
«Вступительные ораторы, как правило, также желают вам удачи и желают вам всего наилучшего, — сказал Робертс. «Я не буду этого делать, и я скажу вам, почему. Я надеюсь, что время от времени в ближайшие годы с вами будут обращаться несправедливо, так что вы узнаете цену справедливости. Я надеюсь, что ты потерпишь предательство, потому что это научит тебя важности верности».
Выпускной в Cardigan Mountain School — школе-интернате в Нью-Гэмпшире для мальчиков с шестого по девятый классы — состоялся 3 июня и стал широко освещаться в Интернете после того, как об этом сообщила газета Washington Post .
Полные комментарии Робертса читайте здесь:
Большое спасибо.
Дождь, как кто-то сказал, похож на конфетти с небес. Так что даже небеса празднуют это утро, присоединяясь к остальным из нас на этой замечательной церемонии открытия. Прежде чем мы двинемся дальше, выпускники, вам предстоит выполнить важное задание, потому что за вами стоят ваши родители и опекуны. Два, три или четыре года назад они заехали в Кардиган, высадили, помогли устроиться, а потом развернулись и уехали обратно за ворота. Для них это была невероятная жертва. Они по тропе слез вернулись к более пустому и одинокому дому. Они сделали это, потому что решение о вашем образовании, как они знали, касалось вас. Дело было не в них. Эта жертва и другие жертвы, которые они принесли, привели вас к этому моменту. Но это утро касается не только тебя. Это также и о них, поэтому я надеюсь, что вы встанете, обернетесь и устроите им бурные аплодисменты. Пожалуйста.
Теперь, когда меня спросят, как прошло выступление в Кардигане, я смогу сказать, что оно было прервано аплодисментами. Поздравляем, выпуск 2017. Вы достигли важной вехи. Важный этап вашей жизни позади. Мне жаль, что я говорю вам, что это самый легкий этап в вашей жизни, но он есть в книгах. Работая в Cardigan, вы также являетесь частью важного международного сообщества. И я думаю, что это нужно особо отметить.
[Робертс дал краткие комментарии на других языках.]
Сейчас по стране сегодня в колледжах, гимназиях, средних школах перед нетерпеливыми выпускниками стоят выпускные ораторы. И они почти всегда говорят одно и то же. Они скажут, что сегодня вступительное упражнение. «Это начало, а не конец. Вы должны смотреть вперед». И я думаю, что это достаточно верно, однако я думаю, что если вы собираетесь смотреть вперед, чтобы понять, куда вы идете, хорошо знать, где вы были, и также оглянуться назад. . И я думаю, если вы оглянетесь на свой первый день здесь, в Кардигане, возможно, вы вспомните, что были одиноки. Возможно, вы вспомните, что вы были немного напуганы, немного встревожены. А теперь посмотри на себя. Вас окружают друзья, которых вы называете братьями, и вы уверены, что сможете сделать следующий шаг в своем образовании.
Стоит подумать, почему это так. И когда вы это сделаете, я думаю, вы оцените, что это произошло благодаря поддержке ваших одноклассников в классе, на спортивной площадке и в общежитии. А что касается уверенности, я думаю, вы оцените, что это не потому, что вы преуспели во всем, что делали, а потому, что с помощью ваших друзей вы не боялись потерпеть неудачу. И если вы терпели неудачу, вы вставали и пробовали снова. И если вы снова потерпели неудачу, вы встали и попробовали снова. И если вы снова потерпите неудачу, возможно, пришло время подумать о том, чтобы заняться чем-то другим. Но не только успех, но и отсутствие страха потерпеть неудачу привели вас к этому моменту.
Теперь вступительные ораторы, как правило, также желают вам удачи и передают вам добрые пожелания. Я не буду этого делать, и я скажу вам, почему. Я надеюсь, что время от времени в ближайшие годы с вами будут обращаться несправедливо, так что вы узнаете цену справедливости. Я надеюсь, что ты потерпишь предательство, потому что это научит тебя важности верности. Извините, но я надеюсь, что время от времени вы будете одиноки, чтобы не воспринимать друзей как должное. Я снова желаю вам неудачи время от времени, чтобы вы осознали роль случая в жизни и поняли, что ваш успех не полностью заслужен, и что неудачи других также не полностью заслужены. И когда вы проигрываете, а вы будете время от времени, я надеюсь, время от времени, ваш противник будет злорадствовать над вашей неудачей. Это способ понять важность спортивного мастерства. Я надеюсь, что вас будут игнорировать, чтобы вы знали, как важно слушать других, и я надеюсь, что у вас будет достаточно боли, чтобы научиться состраданию. Желаю я этих вещей или нет, они произойдут. И выиграете ли вы от них или нет, будет зависеть от вашей способности увидеть послание в ваших несчастьях.
Теперь ожидается, что выступающие на церемонии вручения дипломов также дадут несколько советов. Они дают великие советы, и они дают несколько полезных советов. Самый распространенный великий совет, который они дают, — это быть собой. Странный совет давать людям, одетым одинаково, но вы должны — вы должны быть собой. Но вы должны понимать, что это значит. Если вы не совершенны, это не значит, что не нужно ничего менять. В определенном смысле вы не должны быть собой. Вы должны попытаться стать чем-то лучше. Люди говорят «будь собой», потому что хотят, чтобы ты сопротивлялся импульсу соответствовать тому, кем хотят тебя видеть другие. Но вы не можете быть собой, если не узнаете, кто вы есть, и вы не сможете узнать, кто вы есть, если не подумаете об этом.
Греческий философ Сократ сказал: «Непроверенная жизнь не стоит того, чтобы жить». перед вами. И один важный ключ к хорошей жизни — не пытаться жить хорошей жизнью. Лучший способ потерять ценности, которые являются центральными для вас, — это откровенно не думать о них вообще.
Так что это глубокий совет. Теперь несколько советов по подготовке к новой школе. Кроме того, за последние пару лет я довольно хорошо узнал многих из вас, молодых людей, и я знаю, что вы хорошие ребята. Но вы также привилегированные молодые люди. И если у вас не было привилегий, когда вы пришли сюда, то теперь у вас есть привилегии, потому что вы были здесь. Мой совет: не веди себя так.
Когда вы доберетесь до своей новой школы, подойдите и представьтесь человеку, который сгребает листья, сгребает снег или выбрасывает мусор. Узнайте их имя и называйте их по имени во время вашего пребывания в школе. Еще один совет: когда вы проходите мимо людей, которых вы не узнаете на прогулке, улыбнитесь, посмотрите им в глаза и поздоровайтесь. Худшее, что может случиться, это то, что вы станете известны как молодой человек, который улыбается и здоровается, и это неплохо для начала.
Вы были в школе только с мальчиками. Большинство из вас будут ходить в школу с девочками. У меня нет для тебя совета.
Последний совет, который я вам дам, очень прост, но я думаю, что он может сильно изменить вашу жизнь. Раз в неделю вы должны написать кому-нибудь записку. Не электронная почта. Заметка на листе бумаги. Это займет у вас ровно 10 минут. Поговорите со взрослым, пусть расскажет, что такое штамп. На конверт можно поставить марку. Опять же, 10 минут, один раз в неделю. Я помогу тебе, прямо сейчас. Я продиктую вам первую записку, которую вы должны написать. В нем будет сказано: «Дорогой [введите имя учителя в школе Кардиган-Маунтин]». Скажите: «Я пошел в эту новую школу. Мы читаем [пусто] по-английски. Футбол или тренировки по футболу даются тяжело, но я получаю от этого удовольствие. Спасибо, что научили меня». Вложите его в конверт, наклейте на него марку и отправьте. Это будет иметь большое значение для людей, которые — по причинам, которые большинство из нас не может себе представить — посвятили себя обучению мальчиков в средней школе. Как я уже сказал, это займет у вас ровно 10 минут в неделю. К концу учебного года вы разошлете записки 40 людям. Сорок человек почувствуют себя немного более особенными из-за того, что вы это сделали, и они будут думать, что вы очень особенная из-за того, что вы сделали. Никто другой не будет нести эти дивиденды во время вашего обучения в школе.
Достаточно советов. Я хотел бы закончить, прочитав несколько важных текстов. Ранее я цитировал греческого философа Сократа. Эти тексты принадлежат великому американскому философу Бобу Дилану. Им почти 50 лет. Он написал их для своего сына Джесси, которого не хватало во время гастролей. В нем перечислены надежды, которые родитель может возлагать на сына и дочь. Они также являются хорошими целями для сына и дочери. Желания прекрасны, они вне времени. Они универсальны. Они хороши и правдивы, за исключением одного: это желание дало песне название и припев. Это желание — плач родителей. Это не очень хорошее пожелание. Итак, это текст песни Боба Дилана Forever Young:
Пусть Бог благословит тебя и хранит всегда
Пусть все твои желания сбываются
Пусть ты всегда делаешь для других
И пусть другие делают для тебя
Пусть ты построишь лестницу к звездам
И поднимешься на каждую ступеньку
И пусть ты останешься вечно молодойПусть ты вырастешь праведником
Пусть ты вырастешь верным
Пусть ты всегда будешь знать правду
И увидишь окружающие тебя огни
Пусть ты всегда будешь мужественным
Стой прямо и будь сильным
И пусть ты всегда будешь молодымПусть твои руки всегда будут заняты
Пусть твои ноги всегда будут быстрыми
Пусть у тебя будет крепкий фундамент
Когда ветры перемен перемен
Пусть твое сердце всегда будет радостным
Пусть твоя песня всегда будет петь
И пусть ты останешься вечно молодымСпасибо.
Пишите Кэти Рейли по адресу [email protected].
Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты
Мудрость
Как ни примечателен текст Enchiridion , будучи одним из канонических текстов стоической философии и одним из самых важных древних документов, к которым нам посчастливилось иметь доступ, история его создателя в равной степени как впечатляюще. Эпиктет стал одним из самых важных философов-стоиков, но путь к этому достижению был полон трудностей.
Он вырос в рабстве у богатого человека, который позволил ему изучать философию, однако некоторые источники утверждают, что именно его хозяин покалечил Эпиктета в молодом возрасте. К счастью, когда ему было 33 года, Эпиктет был освобожден и преподавал философию в Риме, пока снова не вмешалась могущественная личность, на этот раз римский император Домиций, изгнавший всех философов из Рима, включая Эпиктета. Именно тогда Эпиктет основал свою школу и преподавал классы, которые стали основой Энхиридион .
Будучи уважаемым учителем, Эпиктет получил похвалу от самых уважаемых ученых. Ориген, раннехристианский философ, сказал, что Эпиктет был даже более популярен, чем Платон, а один из учителей Марка Аврелия, Герод Аттик, считал Эпиктета «величайшим из стоиков». Самому Маркусу одолжили копию Эпиктета, и он поблагодарил за это своего наставника Юния Рустика в Meditations .
Несмотря на свою впечатляющую родословную, Эпиктет жил простой и скромной жизнью. Он учил, что философия — это, прежде всего, образ жизни, и только во вторую очередь — рассуждения о том, почему мы должны так жить. Его учения прежде всего подчеркивают, что мы должны безоговорочно принимать все, что находится вне сферы нашего контроля. Что может вызвать удивление, так это то, что Эпиктет не оставил никаких собственных сочинений, скорее это его ученик Арриан записал за него его слова, точно так же, как Платон записал диалоги Сократа. Это общая тема со стоиками, которые были деятелями и сосредоточились на жизни и воплощении философии. Сам Марк Аврелий никогда ничего не писал, и нам повезло, что у нас есть его личный дневник, который теперь известен как Meditations , чтобы выжить и пробиться к нам, так же как нам посчастливилось иметь доступ к лекциям Эпиктета.
Резюме
Короче говоря, Энхиридион представляет собой концентрированное собрание мудрейших учений Эпиктета и содержит все основы его философии. Это руководящий текст, обязательный к прочтению для изучающих стоическую философию.
В книге основное внимание уделяется основополагающим стоическим принципам, в частности тому, что не нужно заботиться о том, что находится вне вашего контроля. Эпиктет учит, что у нас никогда не должно быть желаний или отвращений, управляемых внешними событиями — для многих принятие учений Энхиридиона, как и стоицизма в целом, означает радикальный сдвиг в том, как мы смотрим на мир и взаимодействуем с ним. Мы найдем истинную ценность только в том, чтобы действовать добродетельно и принимать все, что с нами происходит, и даже принимать все, что происходит во всем мире.
Эта книга адресована в первую очередь тем, кто стремится стать философом, что для Эпиктета означает тех, кто ведет определенный образ жизни, а не людей, которые рассуждают о философских теориях. Когда Эпиктет говорит о разнице между философами, которые ценят только то, что исходит изнутри, и простолюдинами, которые гонятся за внешними вещами и находятся под их влиянием, помните, что почти все мы являемся «простолюдинами» по его определению. Мы основываем свое счастье на окружающем нас мире. Это стандартное психологическое состояние человека. Но мы можем стать философами, если захотим, и чему мы учимся в Enchiridion поможет нам на этом пути.
Ниже приведены некоторые из наиболее важных уроков из книги.
- Сосредоточьтесь на собственных действиях
Мы контролируем только наши собственные действия и восприятие. Если мы сосредоточимся на наших собственных действиях, а не на чем-либо, что зависит от действий других или каких-либо других обстоятельств, находящихся вне нашего непосредственного контроля, мы будем свободны.
Мы рабы, когда хотим чего-то, что может дать нам только кто-то другой или какое-то обстоятельство, потому что тогда наше счастье зависит от внешнего и должно действовать определенным образом, чтобы быть счастливым. Эпиктет учит нас упрощать то, что нас интересует, и не поддаваться эмоциональному влиянию того, что происходит в этом огромном мире, где мы не имеем власти ни над чем, кроме того, что делаем сами. Если случится что-то плохое, это не должно вас расстраивать, если только вы сами этого не сделали.
Эпиктет советует нам,
«Работать, чтобы иметь возможность сказать каждому резкому внешнему виду: «Ты всего лишь видимость, а не совсем то, чем кажешься».
Полностью избегать того, что есть обычно считается неприятным в жизни, невозможно. Лучше, если мы сможем переносить такие вещи без беспокойства.
Когда что-то выходит из-под нашего контроля, говорит Эпиктет,
«Будьте готовы сказать, что для вас это ничего не значит».
- Характер — это ключ
Добродетельная жизнь — это одна из немногих вещей, к которым нельзя относиться равнодушно. Для стоиков характер и добродетель — это все.
Эпиктет считал, что мы должны поступать правильно и никогда не беспокоиться, если кто-то другой не одобряет добродетельный поступок. Вы должны оставаться равнодушными к негативным отзывам и никогда не позволять другому человеку контролировать вас своей критикой, заставляя вас реагировать.
Эпиктет проповедовал самообладание — сопротивляться искушению часто бывает приятнее, чем потакать ему.
Не стоит слишком увлекаться развлечениями и пустыми разговорами на популярные темы, чтобы не зацикливаться на мелочах. (Развлечение и массовая политика часто подобны аллегории Платона о пещере: большинство людей наблюдают за движущимися тенями на стене. Не будь таким.)
Он советует нам не говорить слишком много о себе, потому что другим это может не понравиться. столько, сколько мы делаем. Эпиктет также советует не участвовать в грубых и вульгарных разговорах и не давать понять другим, что вы не одобряете такие разговоры. (Например, сплетни и дискуссии, которые сексуально объективируют женщин).
- Плывите по течению
Человек, который входит в реку с быстрым течением и пытается плыть вверх по течению, быстро устанет и не продвинется вперед. Жизнь подобна такой реке, и желать и работать против того, что с нами происходит, бесполезно. Эпиктет говорит, что вместо того, чтобы желать того, чего мы хотим, и упрямо придерживаться этого,
«Не требуйте, чтобы все происходило так, как вы хотите, но желайте, чтобы оно происходило так, как оно происходит».
Живите по этому принципу, и вас ничего не будет беспокоить.
Нашим инстинктом может быть сопротивление такому, казалось бы, пассивному образу жизни. Но Эпиктет не советует просто позволить всему случиться. Скорее, Enchiridion о том, чтобы действовать в соответствии с несколькими основными интересами и не беспокоиться, если какой-либо из наших планов пойдет наперекосяк или мы столкнемся с несчастьем. Преследование целей, которые мы считаем значимыми, и готовность отказаться от них в любой момент, если это необходимо, не являются взаимоисключающими.
Как говорит Эпиктет,
«Используйте только соответствующие действия преследования и избегания; и даже это легко, с мягкостью и сдержанностью ».
В жизни мало вещей, которые нам действительно нужны. Что касается остального, мы должны быть готовы их потерять, и лучше всего для нас быть счастливыми, даже если мы не получаем того, чего хотим. Эпиктет говорит, что мы должны помнить, что все, что нам дает жизнь, когда-то отнимется у нас, и мы не должны горевать, когда что-то теряем. Ничто в этой жизни не принадлежит нам.
Три упражнения/урока
Главный вывод Энхиридиона состоит в том, что события вне нашего контроля не должны нас ни в малейшей степени беспокоить. Первый шаг — перестать видеть в них несчастье . Для этого используйте метод Эпиктета и подумайте, является ли несчастье вашим собственным действием или связано с результатами действий других или природы. Если это не ваше собственное действие, вы его не контролируете. В каждом таком случае вы должны твердо сказать себе, что это не имеет значения. Чтобы это изменило ваш мыслительный процесс, вы должны делать это каждый раз, поэтому держите под рукой напоминания. Повторение является ключевым.
Ключевой урок Энхиридиона и важная часть достижения просветления в стоическом стиле — ограничение своих желаний и антипатий. Желание, чтобы все шло определенным путем, часто приводит к разочарованию, что приводит к недовольству причиной этого разочарования, которой является природа. Если вы разочарованы результатом, вы не принимаете естественный ход вещей. Чтобы реализовать это в своей жизни, не ждите и не возлагайте надежды на какой-то конкретный результат. Размышляя о будущих возможностях, помните, что с вами все будет в порядке, что бы ни случилось, если вы не позволите своему персонажу испортиться.
Наконец, Эпиктет учит, что не может быть мирской жизни, основанной на внешних удовлетворениях, и философской жизни, в которой счастье приходит изнутри. Мы должны полностью посвятить себя отрицанию видимости вещей, которые кажутся хорошими или плохими, но находятся вне нашего контроля.
Как говорит Эпиктет,
«Ты должен развивать либо свою собственную управляющую способность, либо внешние, и прилагать себя либо к вещам внутри, либо вне тебя; то есть будь либо философом, либо одним из простолюдинов».
Чтобы практиковать это, вы должны отдавать приоритет философии вещам, которые вы очень хотите, но которые могут вас эмоционально беспокоить.
Пожертвуйте занятиями, которые могут поглотить вас, ради работы над своим характером и совершения добродетельных поступков.
***
10 лучших цитат из «Энхиридиона» Эпиктета
«Кто хочет быть свободным, пусть ничего не желает, пусть ни от чего не отказывается, что зависит от других, иначе он обязательно должен быть рабом».
«Людей беспокоят не вещи, а принципы и представления, которые они составляют о вещах».
«Вещи, находящиеся под нашим контролем, по своей природе свободны, ничем не ограничены, беспрепятственны; но те, кто не под нашим контролем, слабы, рабы, сдержанны, принадлежат другим».
«Эти рассуждения не связаны между собой: «Я богаче вас, следовательно, я лучше»; «Я красноречивее тебя, поэтому я лучше». Связь скорее такая: «Я богаче тебя, поэтому мое имущество больше твоего». «Я красноречивее тебя, поэтому мой стиль лучше твоего». Но ты ведь не собственность и не стиль.
«Состояние и характеристика вульгарного человека такова, что он никогда не ожидает ни пользы, ни вреда от себя, но от внешних. Состояние и характеристика философа таковы, что он ожидает всего вреда и пользы от себя».
«Не гордись никаким превосходством, которое не принадлежит тебе».
«Лучше умереть с голоду, без горя и страха, лучше умереть, чем жить в достатке и беспокойстве; и лучше пусть твой слуга будет плохим, чем ты несчастным».
«Когда кто-либо причиняет вам вред или говорит о вас плохо, помните, что он действует или говорит, исходя из предположения, что это его долг… говорите при каждом случае: «Ему так показалось».
«Если вам случится когда-нибудь обратить свое внимание на внешнее, чтобы кому-то понравиться, будьте уверены, что вы разрушили свой план жизни».
«Не требуй, чтобы все происходило так, как ты хочешь, но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и все будет хорошо».