Содержание
Классный час по духовно — нравственному воспитанию «Добрый человек в доброте проживет век» (3 класс) | Классный час (3 класс) на тему:
Классный час «Добрый человек в доброте проживет век»
Цели классного часа:
- Присоединение групп, создание единого контекста, развитие толерантности, синергизма, социокультурного опыта прочувствованном восприятии «Добра»;
- Формирование ресурса успеха, проявление детской индивидуальности и позитивного отклика на суждения других, мотивация на добрые дела и слова.
- Вступительное слово учителя.
Наша крошечная планета просто перегружена информацией о людях страдающих и людях, наслаждающихся страданием других людей, о людях, которые богатеют, и людях, которые разоряются, об угнетаемых и угнетателях доходит до нас даже с противоположной стороны земного шара всего за несколько секунд.
Мир становится более разобщенным и чуждым, жизнь в нем усложняется. Мировые проблемы все углубляются.
Наша планета подобна цветку в пасмурную погоду, закрыла свои лепестки и ждет, когда люди проснуться и задумаются над тем, что может сделать каждый для нее. Она ждет, когда наконец сможет раскрыть свои прекрасные лепестки и порадовать всех людей своей необыкновенной красотой. И именно для нее, нашей матушки – Земли, мы сегодня будем вести разговор. Ибо Земля – это наш общий дом. А благополучие в нашем общем доме зависит от нас с вами.
Смысл жизни – нести благо людям. Потому что Добро остается Добром в прошлом, будущем и настоящем.
( на доске цветок с закрытыми лепестками)
- Подготовительный этап
Работа в микрогруппах.
— Какое самое ценное качество души, которому доверяет сердце? (доброта)
« Не ищи красоты, ищи доброты» — это правило, которое вывели наши предки и добавляли «Свет не без добрых людей». Они были уверены, что доброта, как и милосердие, происходит от любви. Она означает природную склонность человека к добру, благу, добросердечию.
— Говорят «Доброта – язык, на котором немые могут говорить, а глухие могут слышать». Как вы это понимаете? (доброту можно увидеть, услышать).
— Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце. Добрые слова, идущие от холодного и равнодушного сердца, не греют – они притворны, лицемерны.
— Доброту можно почувствовать 9от добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание).
Делаем вывод вместе с детьми: Добро – все, что помогает природе, человеку, жизни. Любовь и милосердие – высшие проявления добра.
Задание. Что лучше? (подчеркните ответ в каждой паре глаголов)
Выслушать — закричать
Поделиться – отобрать
Позавидовать – порадоваться
Поссориться – уступить
Обидеться – простить
Протянуть ладонь – показать кулак
Утешить промолчать
— Можно ли этими словами – глаголами, которые вы оставили, охарактеризовать категорию «Добро»?
3. Основной этап.
Самостоятельная работа.
— Серьезно продумайте аргументы и ответы на вопросы:
- Легко ли быть добрым? Почему?
- Какие качества помогают человеку быть добрым?
Обсуждение в микрогруппах (родители помогают детям найти аргументы, структурировать время, подводят к выводу: «Почему не все люди добрые? Каких людей больше: добрых или злых?). Один учащийся от каждой группы отвечает.
— Веками живет в нашем народе вера в то, что добрый человек в доброте проживет век, а в ком добра нет, в том и правды мало.
— Доброжелатель всем помогает, и оттого ему все рады, а злой заботится только о себе, и оттого он никому не нужен.
— Доброжелатель слышит слова любви и благодарности и оттого живет в согласии с совестью, а злой – лишь упреки и подозрения, и оттого его совесть неспокойна.
— Что вы поняли о себе, как о добром человеке?
— Как узнать доброжелательного человека среди людей?
- Если ты знаешь человека, который радуется твоим успехам, как своим собственным, то значит ты его уже встретил.
- Если кто- то за тебя замолвил доброе слово или поручился, то это он.
- Если есть человек, который встречает тебя доброй улыбкой и готов обсудить все твои дела, значит у тебя есть доброжелатель.
Ресурсный круг «Что значит нести благо людям?»
Сей добро
Посылай добро На доске
Жни добро
Оделяй добром
— А теперь попробуйте побыть в роли мудреца. Однажды мудреца спросили: «Какой период в жизни человека является самым главным: прошлое, настоящее или будущее?»
— Как вы думаете, что ответил старик?
(После ответов желающих, учитель знакомит с ответом мудреца: «Самый главный миг в жизни человека – это настоящее. Ибо прошлое нам уже не вернуть, будущее нам не подвластно, а сейчас спешите делать добро (благо)».
— Обратите внимание, благо (добро) можно дарить, давать, получать, творить и т.д. Образуйте из этих глаголов и слова благо имена существительные.
…………..Дарить (благодарить)
Б…………. .Получать (благополучие)
Л………….Давать (благодать)
А………….Творить (благотворительность)
Г………….Устраивать (благоустройство)
О………….Говорить (благословение)
…………Вещать (Благовещение)
— Продолжите фразу : «Я считаю, что нести людям благо – это значит…» (краткое обсуждение с родителями, дети по кругу продолжают фразу)
— Чьи мысли вам показались наиболее значимыми? Повторите их.
Показ рисунков детей «Наши добрые дела».
4.Итог занятия.
— Человек не ищет заслуги в том, что он сделал. Он повиновался велению своего отзывчивого, доброго сердца и мог поступить иначе.
Раскрывается цветок.
— Как вы думаете, если доброта будет все больше и больше заселять нашу планету, наш общий дом, цветок раскроется, расцветет?
— Давайте попробуем представить, как это будет.
— А вам на память я бы хотела передать добрый совет из старинной книги.
О дитя любимое!
Рассмотри и уразумей истину,
Не долго спи, не долго лежи,
Если же будешь спать без меры,
Добра не добудешь,
Горя не минуешь,
Славы доброй не получишь…
Классный час духовно — нравственное направление
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Переваловская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Методическая разработка участника
Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Номинация: классный час в начальной школе
Тема: «Поступки человека – зеркало души»
Адресат: учащиеся 9- 10 лет.
Автор-составитель: Клименко Елена Владимировна,
учитель начальных классов, стаж работы 13 лет
г.Тюмень
2020 год
Классный час « Поступки человека – зеркало души»
Цель: формирование представления нравственных качествах человека.
Задачи: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению; развивать самооценку, творческие способности; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Методы обучения
Интерактивный.
Творческий.
Проблемно-поисковый.
Учебная дискуссия.
Словесные, наглядные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Методы эмоционального стимулирования.
Технологии
Развивающее обучение.
Проблемное обучение.
Коммуникативные технологии
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология игрового обучения.
Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое оборудование
ТСО: компьютер, проекционное оборудование.
Зрительный ряд: презентация с иллюстрациями, текстовым материалом, видеоклипами;
Ожидаемые образовательные результаты
Личностные: понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
Регулятивные: участие в постановке учебной задачи, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение формулировать выводы;
Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и для реализации проектной деятельности;
Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
1.Орг момент. Психологический настрой. Приветствие.
Однажды. Некий отшельник вышел из своего уединения и спрашивает у прохожих: «У тебя есть сердце?» Один прохожий ему отвечает: «Почему ты не спрашиваешь о душе, о разуме, а именно о сердце?»
— Как вы думаете, что ответил отшельник? Обсудите в парах.
( Если у человека злое сердца, то и все его дела будут злые. Человек без сердца не человек. Нет сердца — нет доброты, нет любви.) https://www.youtube.com/watch?v=SR0PGXgUqms
Под музыку дети рассаживаются в круг, закрывают глаза. Учитель читает текст психологического настроя.
-Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Его лучи ласкают ваше лицо. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое нежно-зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза. –
Анализ состояния:
Какие чувства вы испытали?
Что интересного и необычного увидели?
Удалось ли ощутить тишину и покой?
— А я заметила, что от ваших слов, улыбок, настроения в классе стало светлее, а всё потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди.
2.Обсуждение темы урока.
Прочитайте эпиграф нашего урока
«Всё хорошее в природе – от солнца, а всё доброе в жизни – от человека».
Эти слова принадлежат М.Пришвину, писателю-натуралисту.
— Кто-то уже догадался о теме нашего урока? Обсуждение темы урока.
Я хочу вам подарить притчу «О мальчике и морской звезде»
https://www.youtube.com/watch?v=SJ3fg1MhN6Q
-Каким делом был занят мальчик?
-Почему он спасал морские звезды?
-Какие общечеловеческие ценности принадлежать этому мальчику?
-Можно ли назвать мальчика красивым человеком и почему?
— Всегда ли внешняя красота совпадает с внутренней?
— Какими качествами должен обладать красивый человек?
ВЫВОД: Даже самый скромный, неприметный человек, который не имеет от природы внешней красоты, но богат душевной красотой — прекрасен.
4. Физминутка
Игра «Лети, лети, лепесток»
Дети держатся за руки таким образом, чтобы руки, закругляясь, изображали лепестки. Учитель, беря за руку по очереди каждого, как бы открывает лепесток. Со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели» учитель, кружа ученика, подводит его к тому из ребят, перед которым он может как-то по-доброму проявить себя. «Лепесток», оказавшись около одноклассника, говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, может быть, извиняется за какой-то свой поступок. Так проходят свой путь все «лепестки».
5. Работа над понятием нравственность.
1. Работа в парах (Приложение 1)
-Ребята прочитайте слова, которые записаны на доске.
мораль нрав поведение нравственный порядочность
правила воспитание нравынравиться этика совесть
доброта чистота качество чувство характер честь
уважение воспитанность поступок честность
благородство человечность приличия понимание
добродушие добродетель достоинство
Соберите слово , которое объединяет все эти понятия .
НРАВСТВЕННОСТЬ
— А что такое нравственность? Давайте обратимся к словарю Ожегова и словарю понятий в учебнике (ответы детей)
— На вашем столе лежат бумажные незаполненные таблицы. Ваша задача –распределить в один столбик понятия -нравственные качества, в другой — безнравственные.
— Прочитайте что у вас получилось (по одному от каждой пары)
— А теперь посмотрите на доску. Видите на ней весёлый смайл? Какие лучики мы к нему прикрепим?
— Правильно, все самые хорошие.
— Подумайте, почему этот смайл улыбается и похож на солнышко?(ответы детей)
— Верно, потому, что он сам добрый, от него идет тепло, к нему тянутся люди и у него много друзей.
— Прочитайте что написали во втором столбце .
— Будет ли человек с такими качествами такой же радостный, солнечный? (ответы детей)
— В нашей истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности. ( Демонстрация портретов выдающихся людей России М.Ломоносов, А Невский, Г. Жуков, доктор Рошаль и тд.) (Приложение 2)
Человеку свойственно оценивать окружающих его людей, будь это коллеги по работе или сосед по парте, и каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни.
— Сейчас вы поработаете в группах и докажите почему эти качества так важны для людей.
2.Работа группах
— Каждой группе предстоит обсудить важные человеческие качества.
Задание 1 группе
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро, надо делать его правильно».
Я предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций, они лежат у вас на столе. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.
(Приложение 3)
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно
Задание 2 группе
Вспомните героев сказок, былин и рассказов и их мужественные поступки. Расскажите о них.
Задание 3 группе
Разыграйте сценку «Случай в школе» и ответьте на вопросы.
-У тебя правда нога болит?
-Никакая у меня нога не болит. А у тебя, правда, в животе колет?
-Ничего у меня в животе не колет.
-Ловко мы с тобой в классе остались! Ребята сейчас там. На физкультуре, прыгают, а мы просто так сидим – красота! Давай через парты прыгать!
— Как вы расцениваете поступок девочек? Какие качества проявила девочка?
-Нужны такие качества человеку?
-А как проявляется честность в вашей повседневной жизни?
Задание 4 группе
«Звезда милосердия»
Нарисуйте звезду милосердия и на ее лучиках напишите пять разных способов помощи людям в ситуации «Кого-то в классе обижают»
Задание 5 группе
Составьте кодекс чести, т. е правила дружбы.
3. Защита проектов
6. Рефлексия
игра «Кейс».
— Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два совета, какие бы вы взяли с собой после нашей встречи?
-Почему именно эти?
7.Домашнее задание.
Прочитать рассказ К Паустовского «Рассказ о лимоне»
8.Заключительная минута урока.
Закройте глаза вспомните, о чем мы сегодня говорили на уроке. Подумайте о том, что вам поможет быть красивым настоящим человеком. Я хотела бы закончить наш урок красивым стихотворением Н. Ашурова
https://www.liveinternet.ru/users/romanitsa/post254408261/
С угрюмым видом молчаливо
Ты возле зеркала не стой –
Труднее в жизни быть красивым,
А не родиться с красотой.
Открытий много в нашем веке,
Но эта истина проста:
В любом обычном человеке
До срока дремлет красота.
Жизнь красотою не обидела
Ни мудреца, ни подлеца,
Но красоту души увидеть
Всегда труднее, чем лица.
Увы, но может не растрогать
Лица иного красота,
Когда в душе его нет Мира –
Душа по-прежнему пуста.
Лишь только души раскрывая,
Мы понимаем до конца –
Душа красивою бывает.
Приложение 1
честность | жадность |
ответственность | лживость |
трудолюбие | эгоизм |
смелость | грубость |
отзывчивость | равнодушие |
вежливость | зависть |
Приложение 2
Приложение 3
Ситуация 1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:
«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Ситуация 1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:
«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Нравственное воспитание – Краткая история нравственного воспитания, Возвращение к воспитанию характера, Современные подходы к нравственному воспитанию полностью реализованные люди. Большинство мыслителей, педагогов и родителей признают, что дети рождаются беспомощными и нуждаются в заботе и руководстве взрослых в подростковом возрасте, а часто и позже.
В частности, дети должны научиться гармонично жить в обществе. Исторически миссия школ заключалась в том, чтобы развивать у молодежи как интеллектуальные, так и моральные качества. Забота о моральных добродетелях, таких как честность, ответственность и уважение к другим, является областью нравственного воспитания.
Нравственное воспитание, таким образом, означает помощь детям в приобретении тех добродетелей или нравственных привычек, которые помогут им индивидуально вести достойную жизнь и в то же время стать продуктивными и полезными членами своих сообществ. С этой точки зрения нравственное воспитание должно способствовать не только учащимся как личностям, но и социальной сплоченности общества. Слово мораль происходит от латинского корня ( mos, moris ) и означает кодекс или обычаи народа, социальный клей, который определяет, как люди должны жить вместе.
Краткая история нравственного воспитания
Каждое устойчивое сообщество имеет моральный кодекс, и взрослое общество несет ответственность и заботу о том, чтобы внедрить этот кодекс в сердца и умы своей молодежи. С момента появления школьного образования взрослые ожидали, что школа внесет положительный вклад в нравственное воспитание детей. Когда в Новом Свете были основаны первые общеобразовательные школы, главной задачей было нравственное воспитание. Пуритане Новой Англии считали, что моральный кодекс содержится в Библии. Поэтому было крайне важно, чтобы дети учились читать, чтобы иметь доступ к его основополагающей мудрости. Еще в 1642 году в колонии Массачусетс был принят закон, обязывающий родителей давать образование своим детям. В 1647 году знаменитый закон о старом обманщике сатаны усилил закон. Не умея читать Священное Писание, дети попадут в сети сатаны.
Колониальный период. По мере того, как в колониях распространялась общая школа, нравственное воспитание детей считалось само собой разумеющимся. Формальное образование имело отчетливо моральный и религиозный акцент. Гарвардский колледж был основан для подготовки священнослужителей к их работе. Те люди, которые отделили Соединенные Штаты от британской короны, рисковали своим состоянием, своими семьями и самой своей жизнью в своем мятежном мятеже. Большинство из них имели классическое образование в области философии, теологии и политологии, поэтому они узнали, что великие мыслители истории относились к демократии с пренебрежением. Они знали, что демократия содержит в себе семена собственного разрушения и может выродиться в мобократию, когда многие охотятся на меньшинство, а политические лидеры потворствуют голоду граждан на хлеб и зрелища. Работы основателей, особенно Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Джона и Эбигейл Адамс и Бенджамина Франклина, наполнены увещеваниями о том, что в их новой стране образование является первоочередной задачей. В то время как первые лидеры видели экономические причины для большего и более продолжительного обучения, они были убеждены, что форма правления, которую они приняли, была, по сути, моральным соглашением между людьми.
Девятнадцатый век. По мере формирования молодой республики школьное образование поощрялось как по светским, так и по моральным причинам. В 1832 году, когда некоторые из отцов-основателей были еще живы, Авраам Линкольн написал в своем первом политическом заявлении (9 марта 1832 года): «Я желаю увидеть время, когда образование и с его помощью нравственность, трезвость, предприятие и промышленность, станут гораздо более распространенными, чем в настоящее время». Гораций Манн, поборник общеобразовательных школ девятнадцатого века, решительно выступал за нравственное воспитание. Он и его последователи были обеспокоены широко распространенным пьянством, преступностью и бедностью в джексоновский период, в котором они жили. Обеспокоенность также вызывали волны иммигрантов, наводнивших города, неподготовленных к городской жизни и особенно не готовых к участию в демократической гражданской жизни. Манн и его сторонники считали бесплатные государственные школы этической закваской общества. В 1849 г.В своем двенадцатом и последнем отчете Совету по образованию штата Массачусетс он писал, что если дети в возрасте от четырех до шестнадцати лет смогут испытать на себе «возвышающее влияние хороших школ, темного сонма личных пороков и общественных преступлений, которые теперь ожесточают домашний покой и пятнают цивилизация века может быть в 99 случаях из каждых 100 изгнана из мира» (стр. 96).
В девятнадцатом веке учителей нанимали и обучали с явным расчетом на то, что они будут продвигать моральную миссию школы и заниматься формированием характера. Литература, биография и история преподавались с явным намерением привить детям высокие моральные стандарты и хорошие примеры для руководства их жизнью. Заголовки студенческих тетрадей предлагали возвышающие мораль мысли: «Сварливые люди всегда опасные товарищи» и «Похвала следует за усилием». Самыми успешными учебниками в девятнадцатом и начале двадцатого веков были знаменитые книги для чтения Макгаффи, которые были полны моральных историй, побуждений и уроков. В этот период нашей эволюции как нации нравственное воспитание было глубоко укоренено в самой ткани наших школ.
Однако в структуре нравственного воспитания было еще кое-что, из-за чего оно стало проблематичным: религия. В Соединенных Штатах, как группе колоний, а затем как новой нации, преобладающей религией был протестантизм. Библия короля Иакова, хотя и не так популярна, как в пуританскую эпоху, тем не менее, была основным продуктом государственных школ США. Считалось, что там находится корень морального кодекса. Однако по мере того, как с середины девятнадцатого века в страну прибывали волны иммигрантов из Ирландии, Германии и Италии, панпротестантский тон и ортодоксальность школ стали объектом пристального внимания, и началась реакция. Обеспокоенные тем, что их дети будут отлученные от своей веры, католики разработали собственную школьную систему. Позже в двадцатом веке другие религиозные группы, такие как евреи, мусульмане и даже различные протестантские конфессии, создали свои собственные школы. Каждая группа желала и продолжает желать, чтобы ее нравственное воспитание основывалось на ее соответствующей вере или кодексе.
Двадцатый век. В этот же период конца девятнадцатого и двадцатого веков также росла реакция против организованной религии и веры в духовное измерение человеческого существования. На интеллектуальных лидеров и писателей оказали глубокое влияние идеи английского натуралиста Чарльза Дарвина, немецкого политического философа Карла Маркса, австрийского невролога и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и немецкого философа и поэта Фридриха Ницше, а также все более строгое толкование разделение церковного и государственного учения. Эта тенденция усилилась после Второй мировой войны и еще больше усилилась из-за того, что в конце XIX века в моральном консенсусе нации появились серьезные трещины. 60-е годы. Поскольку для очень многих американцев самые прочные корни моральных истин находятся в их религиозных убеждениях, педагоги и другие лица стали опасаться использования школ для морального воспитания. Все больше и больше считалось, что это прерогатива семьи и церкви. Некоторые педагоги стали сторонниками «бесценностного» обучения, игнорируя тот факт, что невозможно создать школу, лишенную этических вопросов, уроков и противоречий.
В течение последней четверти двадцатого века, когда многие школы пытались игнорировать моральный аспект обучения, произошли три вещи: показатели успеваемости начали снижаться, проблемы с дисциплиной и поведением усилились, и раздались голоса, обвиняющие школы в обучении светскому гуманизму. . В то же время педагогам было предложено решать моральные проблемы учащихся, используя два подхода: разъяснение ценностей и когнитивно-развивающее нравственное воспитание.
Первое, разъяснение ценностей, , основано на небольшом количестве теории, кроме предположения, что учащиеся должны практиковаться в выборе моральных альтернатив и что учителя должны быть помощниками в процессе разъяснения, а не проповедниками определенных моральных идей или выбора ценностей. Этот подход, хотя и широко применялся, подвергся резкой критике, среди прочего, за пропаганду морального релятивизма среди студентов. Хотя в настоящее время немногие преподаватели уверенно выступают за разъяснение ценностей, сохраняется остаточный нейтралитет учителей и нерешительность в отношении активного решения этических вопросов и моральной сферы.
Второй подход, когнитивное развитие, нравственное воспитание, , возник из работы швейцарского психолога Жана Пиаже и получил дальнейшее развитие у Лоуренса Кольберга. В отличие от разъяснения ценностей, когнитивное нравственное развитие сильно зависит от теории и мало требует применения в классе. В своей наиболее популярной форме Кольберг постулировал шесть последовательных стадий морального развития, которых потенциально могут достичь люди. Каждый этап представляет собой особый способ мышления человека о моральной ситуации или проблеме. Учителям рекомендуется вовлекать учащихся с раннего возраста и на протяжении всего обучения в обсуждение моральных вопросов и дилемм. В последние годы своей жизни Кольберг призывал педагогов превратить свои школы в «справедливые сообщества», среду, в которой ускорится нравственное развитие учащихся.
Возвращение характера Образование
В начале 1980-х годов, на фоне всеобщего беспокойства по поводу плохой академической успеваемости и поведения учащихся, педагоги заново открыли для себя слово характер. Нравственное воспитание имело религиозный оттенок, что многих беспокоило. Характер с его упором на формирование хороших привычек и устранение вредных привычек вызвал популярный и традиционный отклик. Слово символ имеет греческий корень, происходящий от глагола «гравировать». Таким образом, характер говорит об активном процессе создания отметин или знаков (т. е. хороших привычек) на человеке. Широко признано, что раннее формирование хороших привычек отвечает интересам как отдельного человека, так и общества.
Кроме того, формирование характера считается тем, что родители начинают рано, но едва завершают работу, когда ребенок идет в школу. В концепции характера имплицитно признается, что взрослые начинают процесс формирования привычки к уважению к другим, самоконтролю и ответственности, затем в работу вносят свой вклад учителя и другие люди, но в конце концов молодой человек берет на себя формирование или формирование характера. его собственный характер. Тем не менее, очевидно, что детские школьные годы с их требованиями к обучению и тяжелыми событиями являются главной возможностью для формирования положительного и отрицательного (т. е. добродетели и пороки) характера.
Импульс и энергия, стоявшие за возвращением воспитания в американские школы, исходили не из образовательного сообщества. Этому способствовало, во-первых, родительское стремление к упорядоченным школам, где особое внимание уделяется стандартам поведения и хорошим привычкам, и, во-вторых, государственные и национальные политики, которые отреагировали на эти тревожные опасения родителей. Во время своего президентства Уильям Клинтон провел пять конференций по воспитанию характера. Президент Джордж Буш расширил программы предыдущей администрации и сделал воспитание характера одним из основных направлений своей программы реформы образования. Один из политически привлекательных аспектов воспитания характера, в отличие от нравственного воспитания с его религиозным подтекстом, заключается в том, что воспитание характера больше говорит о формировании хорошего гражданина. Широко повторяющееся определение (например, воспитание характера помогает ребенку познавать добро, желать добра и делать добро) затрагивает этот вопрос. Для одних людей внутренняя направленность воспитания характера может быть одновременно религиозной и гражданской, а для других направленность может быть строго гражданской, направленной исключительно на формирование хорошего гражданина.
Текущие подходы к нравственному воспитанию
Подавляющий процент усилий в рамках государственного образования по решению проблемы нравственности в настоящее время проводится под флагом воспитания характера. Кроме того, поскольку эти сознательные усилия по решению проблем формирования характера были предприняты относительно недавно, их часто называют программами воспитания характера . Однако термин программа предполагает отдельные инициативы, которые заменяют деятельность или добавляются в школьную программу (например, новая программа чтения или программа математики). И, хотя существуют программы воспитания характера, коммерческие и другие, большинство защитников призывают государственные школы применять комплексный подход к воспитанию характера.
Инфузионный подход. В общем, подход вливания к воспитанию характера направлен на то, чтобы вернуть формирование характера учащихся на центральное место в школьном обучении. Вместо того, чтобы просто добавить формирование характера к другим обязанностям школы, таким как умение считать, грамотность, профессиональное образование, санитарное просвещение и другие цели, акцент на хорошем характере пронизывает весь школьный опыт. По сути, воспитание характера объединяет интеллектуальное развитие в качестве всеобъемлющей цели школы. Кроме того, воспитание характера рассматривается не как конкурирующее или вспомогательное по отношению к целям приобретения знаний и навыков, а как важный фактор, способствующий достижению этих целей. Чтобы создать здоровую учебную среду, учащиеся должны развивать такие качества, как ответственность и уважение к другим. Они должны избавиться от привычек лени и неряшливости и приобрести привычки к самоконтролю и усердию. Инфузионный подход основан на представлении о том, что хорошие привычки, которые способствуют формированию характера, в свою очередь напрямую способствуют академическим целям школьного обучения.
Основой метода вливания является восстановление, переделка или создание заявления о миссии школы, которое отражает приоритет, отданный развитию хорошего характера. Такое утверждение узаконивает внимание как взрослых, так и учащихся к этой образовательной цели. Он говорит администраторам, что учителей и сотрудников следует нанимать с хорошим характером в качестве критерия; он говорит учителям, что ученикам следует не только подчеркивать характер, но и демонстрировать их собственные характеры; он говорит тренерам, что на легкую атлетику следует смотреть через призму спортивного мастерства, а не через призму побед и поражений; и он говорит учащимся, что их усилия и трудности, их успехи и разочарования — все это часть более крупного процесса, формирования их характера.
Критически важным для метода вливания является использование учебной программы в качестве источника воспитания характера. Это особенно верно в отношении учебных программ по языкознанию, общественным наукам и истории. Основное внимание в этих предметах уделяется изучению людей, реальных и вымышленных. Наши великие повествовательные истории несут моральные уроки. Они передают молодым яркие образы людей, которыми наша культура восхищается и хочет, чтобы они подражали. Эти предметы также показывают им, как можно тратить жизни или, что еще хуже, как люди могут предать себя и свое сообщество. Узнать о героизме бывшего раба Соджорнера Трута, ставшего евангелистом и реформатором, и о предательстве Бенедикта Арнольда, офицера американской армии, предавшего свою страну британцам, — это больше, чем собрать историческую информацию. Встреча с этими жизнями разжигает моральное воображение учащегося и углубляет его понимание того, что представляет собой жизнь характера. Другие предметы, такие как математика и естествознание, могут научить учащихся необходимости интеллектуальной честности. Учебные программы наших школ содержат не только основные знания о нашей культуре, но и о нашем моральном наследии.
В дополнение к формальной или явной учебной программе в школах и классах также есть скрытая или тайная учебная программа. Школьные ритуалы, традиции, правила и процедуры влияют на понимание учащимися того, что правильно и неправильно, а также желаемого и нежелательного поведения. То же самое можно сказать и о студенческой культуре школы. То, что происходит в столовой, туалетах, раздевалках и в автобусе, передает студентам мощный сигнал. Этот дух или моральный климат школы трудно наблюдать и четко классифицировать. Тем не менее, он находится в центре серьезного внимания педагогов, приверженных методу вливания.
Важным элементом метода вливания является язык, с помощью которого школьное сообщество обращается к вопросам характера и моральной сфере. Учителя и администраторы, приверженные методу вливания, используют язык добродетели и говорят о хорошем и плохом поведении, о правильном и неправильном. Такие слова, как ответственность, уважение, честность и настойчивость, входят в рабочий лексикон как взрослых, так и учащихся.
Другие подходы. Одним из самых популярных подходов к воспитанию характера является сервисное обучение. Этот подход, который иногда называют общественными работами, представляет собой сознательную попытку дать учащимся возможности, руководство и практику в том, чтобы быть моральными деятелями. Основываясь на концепции формирования характера греческого философа Аристотеля (например, человек становится добродетельным, совершая добродетельные поступки; храбрым, совершая смелые поступки), во многих школах и школьных округах есть комплексные программы обучения служению. Начиная с детского сада, детям даются мелкие обязанности, такие как кормление песчанки в классе или распрямление парт и стульев. Позже они переходят к обучению младших школьников и, в конечном итоге, переходят к более требовательной деятельности в последние годы старшей школы. Как правило, эти мероприятия по обучению служению на уровне средней школы проводятся за пределами кампуса в доме для слепых, больнице или детском саду. Помимо размещения, школа обеспечивает обучение, руководство и поддержку в решении проблем учащихся, когда они сталкиваются с проблемами и трудностями.
В последние годы школы по всей стране приняли добродетель (или ценность) месячного подхода, когда все школьное сообщество уделяет особое внимание такому качеству, как сотрудничество или доброта. Рассмотрение добродетели в этот конкретный месяц отражено в учебной программе, на специальных собраниях, в холлах и классных комнатах, а также в школьных бюллетенях. С этим связаны общешкольные программы, такие как проекты без унижений, в которых внимание сосредоточено на разрушительных и вредных последствиях сарказма и оскорбительного языка, а учащихся учат заменять унижения цивилизованными формами общения.
Существует несколько стратегий развития навыков и обучения в классе, которые часто связаны с формированием характера. Среди наиболее распространенных — обучение навыкам посредничества и разрешения конфликтов, когда студентов напрямую учат тому, как справляться с разногласиями и потенциальными драками между однокурсниками. Многие сторонники совместного обучения утверждают, что обучение студентов с использованием этого учебного процесса имеет дополнительное преимущество, заключающееся в обучении студентов привычкам помогать другим и налаживанию дружеских отношений между студентами, с которыми они иначе не стали бы общаться.
Проблемы и разногласия
Нравственное воспитание детей вызывает глубокую озабоченность у всех, от родителей до общественных и религиозных лидеров. Не случайно этот предмет вызывал опасения и споры на протяжении всей истории американских школ. Вопросы морали затрагивают самые фундаментальные убеждения человека. Поскольку американцы, по международным стандартам, достаточно религиозно соблюдают и весьма религиозно разнообразны, неудивительно, что споры о моральном воспитании и воспитании характера часто имеют религиозный источник. Особенно после периода, когда нравственное воспитание не было в повестке дня большинства государственных школ, его возвращение вызывает тревогу у некоторых граждан. Многие враждебно настроенные по отношению к религии люди видят в возрождении интереса к нравственному воспитанию возвращение религиозных взглядов в школу «через черный ход». С другой стороны, многие религиозные люди с подозрением относятся к его возвращению, поскольку считают его попыткой подорвать религиозное воспитание их семьи с помощью спонсируемого государством светского гуманизма. Однако в начале двадцать первого века возобновившееся внимание к этой области было относительно бесспорным.
Положительному климату способствует использование термина характер , а не мораль. В то время как мораль для многих несет религиозный подтекст, слово характер говорит о хороших привычках и гражданских добродетелях, которые скрепляют сообщество и позволяют нам жить вместе в гармонии.
Второй вопрос касается уровня школ и возраста учащихся. Возрождение воспитания характера в наших школах было в большей степени заметно в начальных школах. Здесь школы могут сосредоточиться на моральных основах, в отношении которых существует широкий общественный консенсус. То же самое верно, но в несколько меньшей степени, для средних и неполных средних школ. И хотя есть много положительных примеров средних школ, которые внедрили широкие и эффективные программы воспитания характера, преподаватели средних школ не решаются принять воспитание характера. Частью этого являются ведомственные структуры и временные требования учебной программы; частью этого является возраст и искушенность их учеников; и отчасти это связано с тем, что немногие учителя средних школ считают, что у них есть четкие полномочия заниматься вопросами морали и характера.
Третий вопрос касается обучения учителей. В то время как когда-то обучающиеся преподаватели проходили курсы по философии и истории образования, знакомившие их с традиционным для американской школы отношением к нравственному воспитанию и воспитанию характера, теперь эти курсы требуются лишь в немногих штатах. В начале двадцать первого века в американских школах наблюдается массовый уход профессиональных учителей на пенсию и замена их большим количеством новых учителей. Эти молодые учителя, как правило, являются выходцами из начальных и средних школ, где учителя уделяли мало или совсем не уделяли прямого внимания нравственному воспитанию и воспитанию характера. Кроме того, 19Исследование, проведенное Партнерством по воспитанию характера в половине национальных педагогических учебных заведений, показало, что, хотя более 90 процентов руководителей этих программ считали, что воспитание характера должно быть приоритетом в подготовке учителей, только 13 процентов были удовлетворены усилиями своего учреждения. .
Оценка морального воспитания и воспитания характера
Существует несколько программ воспитания характера с обнадеживающими результатами оценки. Проект развития характера (CDP) уже более 18 лет участвует в нескольких школах K–6, и в тех школах, где учителя получали повышение квалификации и поддержку на местах, более 52 процентов переменных результатов учащихся показали значительные различия. Бойскауты Америки разработали учебную программу «Обучение для жизни» в начале 19 века. 90-е годы для начальной школы. Этот коммерчески доступный автономный учебный план обучает основным моральным ценностям, таким как честность и ответственность. В крупномасштабном контролируемом эксперименте с участием 59 школ учащиеся, ознакомившиеся с материалами «Обучения ради жизни», продемонстрировали значительный прогресс в понимании основных ценностей учебной программы, но, по мнению учителей, они также стали более самодисциплинированными и способными. оставаться на задании.
Тем не менее, оценку и оценку характера и нравственного воспитания лучше всего описывать как незавершенную работу. Эта область сдерживается отсутствием общепринятого набора надежных инструментов, отсутствием широкого согласия в отношении индивидуальных или общешкольных результатов, а также краткосрочным характером большинства существующих исследований. Эти ограничения усложняет еще одно: отсутствие теоретического согласия в отношении того, что такое характер. Человеческий характер — это одна из тех всеобъемлющих сущностей, которыми занимаются ученики от философии до теологии, от психологии до социологии. Кроме того, даже внутри этих дисциплин существуют конкурирующие и противоречивые теории и понимания природы человеческого характера. Но хотя проблемы с оценкой пугают, они меркнут по сравнению с размахом желания взрослого сообщества видеть, что наши дети обладают моральным компасом и хорошими привычками, необходимыми для здорового характера.
Что означает «духовное образование»?
by runbei
Несектантские духовные принципы являются повседневной чертой жизни в LWS. Поощряются и приветствуются добрые отношения, сотрудничество, концентрация и радостное устремление. (Щелкните, чтобы увеличить.)
Первое общественное служение, которое предпринял Парамханса Йогананда после того, как стал свами, заключалось в основании школы для мальчиков. Начиная с 1916 года в деревне Дихика, Бенгалия, всего с семью учениками, он «был полон решимости основать школу, в которой мальчики могли бы развиваться до полного мужественного роста». Год спустя он перевел школу в Ранчи и основал Йогода Сатсанга Брахмачарья Видьялая, которая существует до сих пор. Почти шестьдесят лет спустя, в 1972 года в деревне Ананда была основана первая школа Ананды, основанная на идеалах и направлениях, которые Йогананда изложил в отношении образования. Начав также с семью учениками, первоначальная школа Ананда теперь имеет кампус из семи классов с девяноста учениками, а также филиалы школ в Пало-Альто, Портленде и Сиэтле. Следующая статья взята из выступления Свами Криянанды, в котором он обсуждает систему образования для жизни , используемую в школах Ананды.
Что я пытался сделать в своей жизни, так это взять основные учения Йогананды и применить их во многих сферах жизни — бизнесе, искусстве, отношениях, воспитании семьи, школах, сообществах и так далее. Воспитание детей было очень дорого сердцу Йогананды, но того, что он на самом деле говорил об этом, было очень мало. На протяжении многих лет мы брали то, что он нам дал, медитировали на это и применяли наше понимание в классах Школы Ананды, чтобы углубить наше понимание и настроиться на видение Йогананды в отношении духовного образования.
«Алтарь всех религий» в классе Школы Живой Мудрости. Общие принципы великих мировых духовных традиций дают нам научную формулу успеха и счастья в жизни. (Щелкните, чтобы увеличить.)
В Ананде мы пытаемся разработать систему под названием Образование для жизни, то, что сегодня очень необходимо обществу. Причина многих проблем в нашем мире в том, что мы даем детям то, что Йогананда назвал по существу атеистическим взглядом на жизнь. Когда мы строго исключаем все духовные учения и высшие ценности, наши дети в конце концов узнают, что высших ценностей нет и что нет даже Бога. У детей есть естественная тяга к ценностям и идеалам, но наше общество дает им вселенную и жизнь, в которые они не верят. Циничные учения современного образования настолько ориентированы на эго, деньги и работу, что, когда дети вырастают циничными и злыми на вселенную, вряд ли чему-то можно удивляться. Это вина нашего общества, что такое происходит.
Цель духовного образования состоит в том, чтобы реализовать божественный потенциал детей и подготовить их к жизни, дав им инструменты, необходимые для продолжения обучения на протяжении многих событий, которые их ждут.
Когда мы говорим о духовном образовании, мы не имеем в виду церковное образование. Мы имеем в виду помочь детям понять, что они будут намного счастливее, если будут добры к другим и будут работать во имя высоких идеалов. Ребенок, у которого есть маленький мешочек фиников и который сам их съедает, далеко не так счастлив, как ребенок, который делится этими финиками с другими. Во всех случаях мы видим, что эгоистичные люди просто несчастливы, а бескорыстные счастливы. Они могут применять это понимание не только в школе, но и дома и везде в жизни. Если мы можем донести такое учение до детей, то это и есть духовное образование.
Еще одной целью духовного образования является развитие личности на всех уровнях. Мы триединые существа, состоящие из тела, ума и души, и если какая-то часть нас голодает за счет других, то мы не полны. Интересен тот факт, что люди, которые пишут, в качестве примера умственной деятельности, очень часто также делают что-то физически, чтобы оставаться на земле. Когда Йогананда впервые испытал космическое сознание, его гуру, Шри Юктешвар, протянул ему метлу, сказав: «Давайте подметем крыльцо». Мы должны научиться сохранять эти миры в гармонии друг с другом. Если мы отпускаем одно в пользу другого, мы в некотором роде становимся неуравновешенными.
Образование, игнорирующее индивидуальные различия и пытающееся прогнать детей через конвейер, обязательно приведет к дрянным результатам. Образование, которое является глубоким, продолжительным и эффективным, должно быть в высшей степени индивидуализированным. (Щелкните, чтобы увеличить.)
Воспитывая наших детей, мы должны помочь им развить характер и разум, но мы также должны помочь им подготовиться к успешной жизни в этом мире. Мы не хотим, чтобы они вышли в общество и оказались не в состоянии понять, что происходит. Они должны иметь факты, которые являются частью нашего современного воспитания. Но им не нужно, чтобы их учили этим фактам таким образом, чтобы заставить их поверить в то, что ни в чем нет ценности. Сегодня большое внимание уделяется неправильным вещам. Основа духовного воспитания состоит в том, чтобы подготовить их к жизни в обществе таким образом, чтобы они оставались идеалистами.
Предположим, у вас есть дети, которые научились любить всех, научились добру жизни. Выходя в мир, они могут столкнуться с ненавистью, преступной деятельностью и многими другими негативными вещами. Смогут ли они справиться с этим? Это, вероятно, главная забота людей о духовном образовании. Ответ нужно видеть в тех, кто живет с любовью. Это не значит, что они становятся глупыми или теряют способность относиться к миру таким, какой он есть. На самом деле самое широкое понимание исходит из того, что сосредоточено на любви; самое узкое понимание — это то, что сосредоточено на ненависти. Если вы находитесь на самом низком уровне, вы можете относиться только к самому низкому уровню; если вы находитесь на самом высоком уровне, вы можете относиться ко всем уровням. Чтобы убедиться, что это правда, мы можем указать на примеры людей, которые живут таким образом и способны гораздо лучше справляться со многими жизненными трудностями. Я заметил, что люди, которые являются полноценными людьми, обычно более успешны. Духовное образование действительно может гарантировать больший успех даже в том смысле, в каком его определяют мирские люди.
Хорошим примером является самый продвинутый ученик Йогананды, Раджарши Джанакананда. Он был председателем нескольких крупных компаний и владел несколькими другими. У него была ясность, спокойствие и сосредоточенность, чтобы он мог отвлечься от всего стресса и волнения и найти способ решить трудные вопросы. Секрет его успеха заключался в том, что его сознание было укоренено в Боге и в стремлении к правильным действиям.
Дети рождаются с разными склонностями, с разными сильными и слабыми сторонами и потребностями в воспитании. Одним из неприятных аспектов современного образования является конвейерный подход к обучению, при котором одна и та же информация более или менее выдается всем. Нет никакой философии; это просто информация. Небольшие классы, в которых учитель может познакомиться с каждым ребенком лично, необходимы для индивидуального внимания и выявления естественного уровня понимания для каждого ребенка.
Главным учеником Парамхансы Йогананды был Джеймс Дж. Линн, американский бизнесмен, добившийся собственного успеха, который сказал, что смог за час сделать то, на что у других ушло бы много часов, благодаря своему владению методами медитации, подобным тем, которым обучают в Школе Живой Мудрости. (Щелкните, чтобы увеличить.)
Обучая детей доброте, сосредоточенности, силе воли, силе характера, правдивости и другим высшим качествам, жизнь становится богаче. Это очень важно для развития человека, но такие вещи сегодня не преподаются в государственном образовании. Конечная цель жизни состоит не только в том, чтобы получить работу. Так много людей живут так, а затем умирают, но не от старости, а от глубокого разочарования в жизни, которую они вели. Если вы не знаете, как быть по-настоящему счастливым, деньги вам этого не купят.
Духовное образование — это подготовка людей к жизни. Сколько людей женятся, а затем разводятся, потому что не знают, как ладить со своим супругом? Они не образованы для этого.