Skip to content

Кгн подготовительная группа картотека: картотека с целями по самообслуживанию

картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе | Картотека (старшая группа) на тему:

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приёмы

Сентябрь

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

Октябрь

Питание

Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».

Одевание-раздевание.

Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Беседа «Каждой вещи своё место».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Заправка кровати

Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Чтение С. Михалков  «Я сам».


Ноябрь

Питание

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Одевание-раздевание

Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

Чтение И. Бурсов  «Галоши», С. Михалков «Я сам».

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком.

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).

Заправка кровати

Совершенствовать навыки заправки постели,  умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

Декабрь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Одевание –раздевание

Закреплять умение  аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».

Умывание

Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем.

Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

Беседа «Как заботиться о своей одежде».


Январь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Беседа «Культура поведения во время еды».

Одевание-раздевание

Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и правильно умываться.

Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание  в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.

Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья.

 Чтение Д.Крупской «Чистота»

Февраль

Питание

Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

Игра –соревнование  «Чей стол самый аккуратный»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках».

Умывание

Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Чтение отрывка из  сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

Дидактическое упражнение  «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё».


Март

Питание

Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой».

Одевание-раздевание

Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь

Чтение  М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Беседа «Микробы – наши враги»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья.

Беседа «Чистота – залог здоровья»

Апрель

Питание

Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

Беседа «Культура еды – серьёзное дело».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

Игра-соревнование  «Чей стул самый аккуратный»

Умывание

Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.

Чтение Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло.

Дидактическое упражнение  «Как помочь товарищу».


Май

Питание

Продолжать учить детей есть  с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости

Беседа  «Чистые руки – здоровые дети»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.

Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Июнь

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой.

Чтение О. Григорьев «Варенье».

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник.

Чтение С. Михалков «Всё сам».

Умывание

Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела

Чтение Т. Кожомбердиев « Всё равно».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»


Июль

Питание

Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не  на стол.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле.

Чтение Я. Аким «Неумейка».

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.

Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Полностью заправлять кровать после сна.

Показ, напоминание, указание.

Август

Питание

Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе».

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам.

Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный».

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости.

Напоминание

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.

Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

картотека с целями по самообслуживанию

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Беседа

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Загадки

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

Прочтите также: Методика проведения занятий по валеологии в детском саду

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло),
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода),
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Чтение, стихотворения

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья, Он руками ест варенье. Слиплись пальцы у Серёжи, Приросла рубаха к коже. Ног от пола не отнять, Рук от ног не оторвать. Слиплись локти и колени, Уши склеило варенье. Раздаётся жалкий всхлип – Сам к себе Сергей прилип.

После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме

Наглядность

Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:

  • картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться),
  • атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены — твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр. , чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки),
  • демонстрация (любой навык — пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом),
  • показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).

Игры

Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:

Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.

Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе
Название (оборудование)ЦелиХод игры
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов).
  • закреплять алгоритм одевания под конкретный сезон,
  • развивать логическое мышление, память.
Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду.
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).
  • обобщить знания ребят о ЗОЖ,
  • развивать монологическую речь.
Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры.
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены).Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены.Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать). Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами).

Прочтите также: Методика подготовки и проведения экологических игр в детском саду

Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки

В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь

За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл

Практические приёмы

Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:

  • экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом),
  • творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.
Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями

В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН

Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер

№ 1 Противопожарное хранилище | FireKing

Достаточно одной катастрофы, чтобы испортить незаменимые материалы. Но с небольшой предусмотрительностью и подготовкой этот страх потери можно свести к минимуму. Вот почему мы существуем.

Купить сейчасПодробнее

О компании FireKing

Мы серьезно и лично относимся к защите ваших основных материалов — так же, как и вы. Нам доверяют дома, офисы, торговые и коммерческие объекты по всему миру, разработанные для долговечности и созданные с определенной целью.

Подробнее

Какой продукт подходит именно вам?

Малые/домашние офисыКупить сейчас

Коммерческие товарыКупить сейчас

Образовательные товарыКупить сейчас

МедицинаКупить сейчас

Поиск по продуктам

Нам доверяют с 1951 года

FireKing — это бренд, синоним абсолютной защиты от пожара, кражи и других опасностей — для абсолютного спокойствия.

Спокойствие

Противопожарная защита

Партнерство на протяжении всей жизни

Hear What They Say

Trust

«Дом полностью рухнул и сгорел. Все исчезло, кроме рамы одной машины и моей картотеки FireKing»

Брэд Мессер

Trust

«Добавлена ​​защита для жизненно важных записи всегда будут мудрым деловым расходом».

Cynthia Balmer

Trust

«Ваш продукт выполнил свою задачу и превысил опубликованную вами информацию по критериям производительности.»

Дэвид Л. Престридж

Trust

«Я не могу передать вам, как мы благодарны вам за то, что у нас были ваши шкафы для защиты наших корпоративных книг, сертификатов и страховой документации.»

Janet K Reiss, CCAE

Trust

«Эти два картотечных шкафа были единственным, что уцелело. Ни на одной из бумаг не было следов обгорания. Я определенно рекомендую FireKing.»

JW Mills

Trust

«Это был сильнейший пожар в истории нашего города, но все документы в нашем деле FireKing уцелели.»

Kendall H. Hayhurst

Trust

«Досье FireKing подвергалось сильному нагреванию с 1:30 утра среды до 16:30 пятницы. Все документы, содержащиеся внутри, были в удовлетворительном состоянии».

Кендалл Х. Хейхерст

Доверительный фонд

«Ваш кабинет FireKing сделал то, что FireKing утверждал, что он сделает.»

Миссис Джеральд Дж. Адамс

Доверительный фонд

«Хотя я надеюсь, что больше никогда не попаду в беду, я уверен, что мой FireKing защитит все, что у него есть, что бы ни случилось».

Миссис Джеральд Дж. Адамс

Доверительный фонд

«Поскольку эти записи были важны для меня, я был очень благодарен за то, что они вернулись ко мне.»

Миссис Джеральд Дж. Адамс

Trust

«Весь дом был разбит на мелкие кусочки, и все же все в нашей картотеке FireKing уцелело».