Skip to content

Казачьи игры для детей дошкольного возраста: «Казачьи забавы». Подвижные игры для детей.

Реализация казачьего компонента в МБДОУ №11 «Берёзка»

В нашем детском саду «Берёзка» ведется работа по сохранению, распространению и развитию регионального компонента на основе региональной программы «Родники Дона» (автр: Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина). Творческой группой детского сада был разработан перспективно-тематический план «Мой край родной, казачий край».

В детском саду создана соответствующая предметно — развивающая среда. Создана галерея поделок совместного детско-родительского творчества: «Казачий курень», «Двор казака», «Утварь предков — казаков».

У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Реализация патриотического регионального направления включает совместную деятельность педагогического коллектива детского сада, участие родителей (законных представителей) воспитанников и социокультурных организаций. В каждой группе созданы уголки казачьего быта, сооружены макеты «Казачий курень», «Казачье подворье», мини — музеи — «История моей станицы», «Донщина — Родина моя». Функционирует мини-музей «Комната казачьего быта», в котором собрана коллекция предметов обихода и посуды заводской и сделанной руками детей. Большую помощь в создании мини-музея нам оказали родители, педагоги, дети и казаки станицы Николаевской.

В мини — музее находится:

— посуда, которая может быть использована детьми в ролевых и режиссерских играх;

— подборка дидактических игр, стихотворений, загадок, пословиц, сказок соответствующей тематики;

— методические разработки для занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

— предметы казачьего обихода — мебель, утварь, одежда Донских казаков.

На веранде МБДОУ расположен мини — музей «Казачья утварь».

Дети с удовольствием посещают музеи, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини — музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.

В МБДОУ функционирует два кружка «Моя Родина — Донской край», «Тропинка».

В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, беседы с показом презентаций, разработаны такие проекты как: «Слава Богу, что мы — казаки», «Мы — донские казаки!».

В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Всадники», «Удалой казачок» и другие. С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков.

Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя — песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их — развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т. д.). Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр — это казачья частушка, она в озорной форме может рассказать о быте, об отношениях между казачатами.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (Дом культуры, библиотека, социально реабилитационное отделение, школа искусств).

Сотрудники нашего сада тесно и плодотворно взаимодействуют с представителями духовенства и казачества, где дошколят знакомят с историей донских казаков.

Традиционным стало в нашем детском саду празднование календарных казачьих праздников: «Покрова Пресвятой Богородицы», «Масленица», «Рождество», «Праздник первых штанов», «День матери казачки», «Пасха», «Троица», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались».

Практически на всех праздниках нашими гостями и участниками являются старейшина станицы Ивахненко А.Г. и станичные казаки. Проведение данных праздников, позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества.

Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

Воспитанники нашего МБДОУ принимают активное участие в районной акции «Рождественские колокола», «Казачок».
Только в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота своей Родины.

Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным краем проводят в тесном сотрудничестве с родителями. В перспективный план деятельности включены следующие формы работы с родителями:

— беседы с родителями

— круглый стол

— домашние задания.

— родительские уголки.

— творческие конкурсы, праздники, развлечения, в которых родители — мамы и папы воспитанников детского сада являются активными участниками.

Работа с родителями укрепила семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно — нравственном воспитании детей.

Правильно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию на истории и традициях казачества даёт положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у детей и родителей. Дошкольники знакомятся с историческим прошлым родного края, у них сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко-культурных ценностей. Этот приобретаемый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.

«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому — любовь к России». Это замечательные слова Тютчева и мы, педагоги, родители, стремимся воплотить их в жизнь.

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению дошкольников с историей Донского казачества

Нормативные документы

Методическая копилка

Фотоальбом

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры» » Детский сад № 35

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре.

Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Включение в Образовательную программу регионального компонента, отражающего культурные особенности нашего региона, позволяет сформировать у детей чувство патриотизма, любви к малой родине. Мы педагоги детского сада, имеем большие возможности для воспитания в духе родной культуры, потому что именно живём вместе с детьми, и фольклор становится не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украшением и одухотворением её. Навыки, умения и специфические знания о культуре кубанского народа формируются незаметно, как бы исподволь.

С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине, в перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент — современная и старинная музыка Кубани, как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности.

Одним из средств реализации задач духовно – нравственного воспитания стало проведение совместных (детей, педагогов, родителей) таких праздников, как Рождество, Пасха, яблочный и медовый Спас. По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового.

Игры – импровизации на различные сюжеты включают ситуации, вовлекающие детей в разнообразные виды художественной деятельности. Дети могут отправиться в путешествие на казачью ярмарку, где знакомятся со старинными предметами быта, традиционными кубанскими блюдами, попасть на посиделки и состязаться в пении казачьих песен.

Мы знаем, что казачья песня сопровождается «подыгрыванием» на музыкальных инструментах. Поэтому, предметно — развивающая среда музыкального зала и групповых комнат оснащена разнообразными шумовыми инструментами. Это способствует развитию творческих способностей детей, пробуждает интерес детей к самовыражению, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Большим интересом и творческим стимулом для детей являются выступления в детском саду и перед местными жителями на праздничных концертах, посвященных дню хутора, дню Победы. Это помогает наиболее полно раскрыть музыкальные и творческие способности, придаёт детям уверенность, развивает желание к дальнейшему освоению песенного кубанского фольклора.

В дошкольном возрасте детям очень важно иметь возможность потрогать руками, прикоснуться к предметам старинного быта, произведениям декоративно – прикладного искусства, которые передавались от дедов и прадедов.

Для получения знаний о богатом культурном наследии кубанского народа в детском саду организованна комната кубанского быта, где дети имеют возможность, познакомится с предметами быта кубанских казаков.

Мой опыт работы подсказывает мне, что внесение кубанского фольклорного материала в жизнь детей не должно носить обособленный характер, не должно быть оторвано от современной жизни, от современных интонаций и ритмов.

Подготовила воспитатель: Петрова Ю.А.

7 Любимые русские игры для детей

Не у каждого ребенка в России есть время или деньги, чтобы посетить любимые места, чтобы поиграть во время каникул. Но, тем не менее, отдых — это вторая потребность после еды, особенно для детей.

Чтобы сохранить свои «веселые» метры на высоте, российские дети найдут свои собственные способы развлечься, например, поиграть со своими любимыми игрушками или выйти из дома с друзьями, а также заняться своими делами. Эти занятия могут быть разными: от короткой прогулки по окрестностям до посещения парков или игр.

Есть много популярных игр, в которые русские дети играют в свободное время. Хотите узнать, в какие игры играли дети? Ниже представлены семь любимых русских игр для детей!

1. Нож

Еще в советское время дети играли в эту игру со своими друзьями, чтобы развеять скуку. В те времена у детей не было возможности развлечься, поэтому они использовали для игры все, что находили. Узнайте больше о некоторых занятиях, которыми дети в советское время занимались вне дома.

В этой игре используются острые предметы, поэтому настоятельно рекомендуется присутствие взрослых. Несмотря на то, что игра довольно опасная, некоторые российские подростки все же играли в нее.

Игра очень простая, для игры достаточно как минимум двух игроков. С помощью ножа игроки чертят на земле круг. Затем круг делится на территории в зависимости от количества игроков. Если игроков двое, круг делится пополам; одна треть, если есть три игрока, и так далее.

Каждый игрок по очереди бросает нож на территорию другого игрока, чтобы получить свою. Победит игрок с большей территорией. Если вы хотите играть в эту игру, вам нужно будет найти достаточно мягкую поверхность, чтобы нож прилипал, а не отскакивал. Вы можете метнуть нож в землю или деревянные доски, но не в своих друзей.

Эта игра идеально подходит для детей, чтобы развить их навыки в точности, обращении с лезвием и чувстве осторожности. Просто следите за своими детьми, если они играют в такие игры.

2. Казаки и бандиты (менты и разбойники)

Эта игра, пожалуй, лучшая игра про полицейских и разбойников, и она поможет вашим детям стать хорошими секретными агентами. В этой игре игроки должны разделиться на две команды. Одни как казаки, а другие как бандиты. Затем обе команды указывают место, где они хотят играть, со двора, леса и даже внутри дома.

Правила игры довольно просты, бандиты должны придумать секретное слово, которое они должны держать в секрете от казаков. Затем бандиты должны попытаться избежать поимки казаков, спрятавшись в указанных местах. Прячась, бандиты должны оставлять какие-либо отметки (палками, мелками) на любой поверхности, указывающие направление их движения. Это также можно использовать, чтобы отвлечь казаков, отметив неправильное направление.

Казаки, с другой стороны, должны найти каждого бандита или заставить одного из них раскрыть секретное слово, если они его поймали. Чтобы заставить их проболтаться, казаки могут применять к бандитам легкие «пытки», например, щекотать их. Им также приходится охранять своих пленников, чтобы другие бандиты не смогли освободить их товарищей.

3. Кольцо

В эту игру когда-то играли дочери аристократов в 19 веке, но сегодня в ней могут участвовать даже мальчики. Каждый игрок садится в ряд, сложив руки чашечкой. Затем назначается лидер, который тайно передает небольшой предмет одному из игроков. Ведущий подходит к каждому игроку, держа свои руки над руками игрока, произнося фразу «Я держу кольцо!».

После того, как предмет будет сдан, ведущий скажет: «Кольцо-кольцо, выходи на крыльцо!». Затем игрок, получивший его, подпрыгивает, чтобы убежать от других игроков, поскольку им придется поймать того, у кого есть предмет (кольцо).

4. Я знаю пять имен

Эта игра проверит знания детей об их окружении. Игроки будут отбрасывать резиновый мяч, при каждом отскоке бросающий игрок должен будет упомянуть пять имен из выбранных ими тем, например, «пять названий животных» или «пять названий городов» и так далее.

Количество имен не ограничено пятью. Игроки могут сделать их больше или меньше пяти, чтобы изменить задачу.

5. Hot Potato

Эта игра была очень веселой до того, как использование Интернета стало настолько популярным. Каждый игрок должен будет стоять внутри маленького круга и не может выходить за его пределы. Затем они должны бросить мяч друг другу. Мяч нужно немедленно бросить снова, потому что мяч — горячая картошка.

Если кто-то из игроков держит мяч слишком долго или выходит за пределы своего круга, он должен сесть в свой круг и стать картофелиной (как печально). Затем картошка должна будет поймать мяч, не вставая. Если кому-то из картошек удалось поймать мяч не стоя, то ему разрешается встать, а игрок, у которого он поймал, превращается в картошку.

6. Вишибали (Вышибалы)

Уникальность этой русской версии вышибалы в том, что игроки не делятся на две команды, вместо этого группа игроков должна будет уворачиваться от мячей с двух сторон. Эта игра хороша для детей, так как помогает развивать их ловкость, выносливость и самоотверженность.

Два игрока стоят на противоположных сторонах поля (может быть и круг), а остальные должны стоять посередине. Два игрока на противоположных сторонах должны будут передавать мяч через поле вперед и назад, пытаясь попасть в одного из игроков в середине. Чтобы не вылететь из игры, игроки в середине должны уворачиваться от падающих мячей.

Игроки, которые все еще находятся в середине, могут спасти выбывших игроков, поймав мяч в воздухе. Если игрок ловит мяч после того, как он коснулся земли, выбывает и тот, кто его поймал.

Когда остается только один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему сейчас лет. Если он это сделал, все выбывшие игроки вернутся в игру. Ура!

7. Колдунчики

Эта игра ничем не отличается от большинства популярных игр в пятнашки. Лидер должен поймать каждого игрока и пометить его. Затем отмеченные игроки должны присесть или замереть, ожидая, пока их спасут другие. Чтобы предотвратить спасение отмеченного им игрока, лидер не должен преследовать оставшихся игроков слишком далеко от первого.

Русские дети всегда играли в эту игру на каникулах, в основном летом. Чтобы сделать процесс более увлекательным и «освежающим», ведущий будет брызгать водой, чтобы пометить игрока. Хороший способ спастись от жары, играя на свежем воздухе.

Звучит весело, правда? Русские дети время от времени играли в эти игры, в некоторые из них даже играли со времен Российской империи, и до сих пор в них интересно играть. Эти игры также не заставляют детей выходить из безопасной зоны. Простое открытое пространство, такое как двор, просто идеально.

Забудьте о популярных детских площадках в больших городах. Если бы дети могли развлекаться в своих собственных дворах, зачем им было бы посещать эти места?

Кузнецова З.В., Баландин В.А. Структура программы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных кубанских казачьих средств в условиях дошкольных образовательных организаций

Главная › Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (133) – 2016

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p131-137

Структура программы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных кубанских казачьих средств в условиях дошкольных образовательных организаций Баландин , доктор педагогических наук, профессор,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация
В статье представлено обоснование внедрения программы этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры кубанских казаков в образовательных организациях. На современном этапе развития общества наблюдается тенденция к недостатку духовной, психологической культуры подрастающего поколения на фоне неуклонного снижения уровня здоровья и физической подготовленности. Однако использование этих технологий в большинстве случаев носит фрагментарный характер. Поэтому были предложены программы, которые будут способствовать повышению уровня здоровья, физической подготовленности, с формированием здорового образа жизни, в том числе воспитание физической культуры личности, приобщение детей старшего возраста к ценностям физической культуры кубанских казаков. .
Ключевые слова: этническая культура кубанского казачества, дети дошкольного возраста, этнологическая программа физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александров С.Г. (1999), Генезис, систематика и технология использования народных игр кубанских казаков в физическом воспитании курсантов военно-учебных заведений , дис.
  2. Аслаханов С.-А.М. (2015), «Педагогические принципы, методы и средства реализации воспитательного потенциала этнофизкультуры», Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта , Том. 127, № 9, стр. 42-47.
  3. Баландин В.А. (2001), Научно-технические основы процесса обновления физической воспитанности в начальной школе , диссертация, Краснодар.
  4. Волков Г.Н. (2001), Этнопедагогизация целостного образовательного процесса, Новая школа, Москва.
  5. Горелов А.А., Немеровский В.М. и Говердовская Е.В. (2008), «Интеграция народного творчества в народный образ деятельности дошкольного учреждения», Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта , Том. 43, № 9, стр. 42-47.
  6. Карпухин А.П. (2011), Традиционные казачьи средства содержания физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования , дис.
  7. Кыласов А.В. и Гавров С.Н. (2011), «Этническое и культурное разнообразие – новая парадигма развития спорта», V Международный конгресс «Человек, спорт и здоровье» 21-23 апреля 2011 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса , изд. В.А. Таймазов, Олимп-СПб, СПб, стр. 161-163.
  8. Леонтьев А.Н. (2004), Деятельность. Сознание. Личность , Академия, Москва.
  9. Рослякова Н.И. (2010), Вариативность подхода к формированию профессиональной идентичности педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе вузовской подготовки: монография , Краснодар.
  10. Савельев Е.П. (2002), Древняя история казачества , Вече, Москва.
  11. Саркисян Т.Н. (2009), Духовное наследие кубанского казачества , дисс., Краснодар.
  12. Соленова, Р.И.(1999), Подготовка и адаптация детей 6-8 лет к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания , диссертация, Краснодар.
  13. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования , режим доступа: http://rg.