Skip to content

Картотека игр экспериментов в старшей группе: Игры -эксперименты в старшей группе. | Опыты и эксперименты (старшая группа) по теме:

Содержание

«Картотека игр-экспериментов» в старшей группе

 

        Возьмите стакан со свежей
газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее
воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа,
похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка
всплывет.

      Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит.
Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется
пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока
вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается
настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться,
мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А
надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и
рыба всплывает.

 

  Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну
банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую
банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды).
Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая
вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.      А теперь
положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из
обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни
всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди
раствора.                    

Когда опыт проведен, можно
показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет
всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая
и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

  

Как достать монету из
воды, не замочив рук? 

Как выйти сухим из
воды?

     Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как
ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой
клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте
ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух
выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода
втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

 

     Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными
лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите
разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки
цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает,
становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

      Если вам понадобилось
разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху,
сделать это очень просто.

     Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху
затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите
ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой
или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа,
сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект
получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на
задней стенке банки прозрачным скотчем.

 

     Возьмите недлинную
стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем
(если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и
самый краешек свечи остались над поверхностью.

      Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет
подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что
она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит
почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет
причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

 

Как добыть воду для
питья?

      Выкопайте яму в земле
глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой
пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой
травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края
землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и
слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды
готово.

     Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь
осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и
посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните
ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться,
выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения
оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта
вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и
положили туда  камень.  Теперь вам осталось придумать интересную историю о
путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой
воду, и начинайте увлекательное путешествие.

      Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине,
согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на
сгибы спичек. Наблюдайте.

Постепенно спички начнут расправляться и образуют
звезду.                                                     

Причина этого явления, которое
называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет
все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна
«толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают
расправляться.

  

Умывальников начальник.
Сделать умывальник — это просто

      Малыши имеют одну
особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая
возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к
тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто.
Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

      Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее
боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем
отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие
пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы
получите струйку воды, завинчивая — вы «закроете кран» своего
умывальника.

 

     В пузырек с водой капните
чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку
растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте
смесь.

      Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь
впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

 

   Налейте в трехлитровую банку
горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и
поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет
охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя
облако.

      Этот эксперимент моделирует процесс формирования
облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается,
капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они
жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются,
становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

 

     Приготовьте три миски с водой: одну — с холодной,
другую — с комнатной, третью — с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку
в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут пусть
он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или
холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно
доверять своим рукам?

 

    Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской.
Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет
проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его.
Такое явление всасывания воды называется осмосом.

 

    Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по
диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте
трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу.
Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки
образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются
из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

 

      Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых
контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и
даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю
часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два
отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую
повесьте, например, на спинку стула.      Уравновесьте контейнеры. А теперь в
такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и
тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

 

 

 

«Паинька и
ванька-встанька».

   Сначала попробуйте поставить
целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

    Проткните в концах яйца две
дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность
тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение
одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с
белилами так, чтобы она стала незаметной.

     Насыпьте в скорлупу чистого
и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же
способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить
его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том
положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и
поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

      Чтобы сделать
«ваньку-встаньку» (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо
30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить
яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит
дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

    Неваляшку невозможно будет
уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на
ручке ножа.

    Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или
приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

    Если на столе лежат два яйца,
одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно,
каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку — ему
будет интересно.

    Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром
тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно
крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом,
поэтому сырое яйцо крутиться не может.

 

      Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под
лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую
таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

    

 Поставьте ее на стол, перевернув «вверх ногами», и
ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет
бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

«Волшебные
зеркала» или 1? 3? 5?

     Поставьте два зеркала под
углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

     Вот тут и начинается, но
только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать
угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

      Другими словами, чем меньше
угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

      Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока
сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь
поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от
травы коленку?

       Возьмите свежие листья
любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и
залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей
водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный
кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики.
Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев
выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям
«питаться» солнечной энергией.

       Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если
ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом
или одеколоном.

Куда делся запах?

       Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в
которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10
минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое
вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют
адсорбцией.

Что такое упругость?

       Возьмите в одну руку
небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из
пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

      Как вели себя мячик и
шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не
подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть, потому, что он круглый, или
потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

       Предложите своему ребенку
быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет,
согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и
подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с
мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного
вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в
мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

        А пластилиновый или
деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к
твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

      Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как
деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть
невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный
шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется,
поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

      Надуйте небольшой воздушный
шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как
шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке,
а самое главное — к ребенку.

     Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный
электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами
происходит разделение электрических разрядов.

       Нарежьте алюминиевую
фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными
полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную
к отрезкам.

        Полоски начнут «танцевать». Это
притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или
Можно ли висеть на голове?

         Сделайте легкий волчок
из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в
верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой
головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

        Пустите волчок «танцевать» на столе, а
сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка
пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться,
«вися на голове».

       Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает
рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем
нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как
невидимое превращается в видимое.

Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и
секретное письмо можно будет прочитать.

        Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок
подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это
место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо
покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте
обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.         
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из
подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А
сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает
отпечаток видимым.

     Вырезать из плотного картона
круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга
нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая
должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа
картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

      А теперь растяните резинки в разные стороны.
Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и
вы увидите две фигурки, стоящие рядом.

Тайный похититель
варенья. А может, это Карлсон?

      Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок
натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку
скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпечаток
узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на
банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

 

      Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани
(белой, голубой, розовой, светло-зеленой). Нарвите лепестков от разных цветов:
желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного
оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.
Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как
непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную
композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и
раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные
«краски», натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр
юного дарования готов! Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Тонет, не тонет.

    В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы.
(Выталкивает более легкие предметы)

.    Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к
центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится
тяжелее и лепестки распускаются)

 

Чудесные спички.

   Надломить спички по середине капнуть несколько капель
воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева
впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

Капля шар.

      Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем
шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну
большую каплю, образование облаков).

 

 Можно ли склеить
бумагу водой?

      Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой
в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю
воду, пробуем сдвигать листы — не двигаются (Вода обладает склеивающим
действием).

 

Чем пахнет вода.

     Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один
из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми
веществами, которые в неё положены).

 

Есть ли у воды вкус?

     Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и
сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)

 

Куда делись чернила?
Превращение.

    В стакан с водой капнули чернил, туда же положили
таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает
своей поверхностью молекулы красителя)

 

Из чего птицы строят
гнезда?

 

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц
весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие
веточки, палочки, камешки. Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что
птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить
его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал
пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из
готовых изображений и материалов.

 

 

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка
поменьше и полиэтиленовая пленка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте
его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и,
поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

 

 

 

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета —
воспроизводим эффект радуги. Материалы: Необходимое условие — ясный солнечный
день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место.
Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните
зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая
картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная
«радуга».

 

 

 

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от
размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».
Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

 

 

Солнечная лаборатория.

 

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого)
быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных
цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они
греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет
самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы
темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают
его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

 

 

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2
баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение
(гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки). Ход: Налить чернила в
баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов
результат будет виден.

 

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря
тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

 

           

 

    

Экспериментирование в старшей группе: картотека опытов и экспериментов

Дети старшего дошкольного возраста находятся на такой стадии развития мышления, когда им не только интересен окружающий мир. Юных исследователей интересуют и причины происходящего в нём. Им уже мало узнать «почему», детям также любопытно узнать «как».

Экспериментирование в старшей группе

Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.

Полезно наблюдение за животными

К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.

Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • умения сотрудничать со сверстниками;
  • анализировать полученные результаты.

Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.

Эксперименты в ДОУ развивают

Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.

К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.

Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.

Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.

Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:

  • Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
  • Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
  • Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.

Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат.

Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.

В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.

Занятия-эксперимент в старшей группе

Планируя занятие-эксперимент в дошкольной группе старшего возраста, воспитателю рекомендуется составить конспект, проект занятия, презентацию, определить тему и опыты, которые он собирается предложить провести детям во время занятия, определить и собрать необходимый набор инструментов и материалов.

Эксперимент с песком увлекает

Картотека опытов и экспериментов

Для упрощения планирования занятий-экспериментов, разработаны картотеки опытов, объединённых одной темой.

Детям наиболее интересны будут опыты с материалами, веществами или средами, с которыми они регулярно встречается в своей повседневной жизни:

  • вода;
  • воздух;
  • песок;
  • глина.

После того как дошкольники ознакомятся с экспериментами на занятиях, они смогут их самостоятельно повторить.

Эксперименты с воздухом

Картотека опытов с воздухом знакомит детей с его свойствами, ролью в жизни человека, способами его обнаружения:

  • Опыт № 1. Как обнаружить воздух? Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, смять его, показать, что он пустой. Наполнить его воздухом и закрыть отверстие. После этого опять попробовать его смять. Пакет не мнётся. Выводы: воздух принимает форму предмета, в котором он находится. Воздух — «невидимка», так как даже через пакет, наполненный воздухом, можно видеть другие предметы.
  • Опыт № 2. Воздух занимает место. Внутри пустого стакана ко дну прикрепить кусочек бумаги. Перевернуть стакан, и строго перпендикулярно опустить его в воду. После этого достать стакан и проверить бумагу. Она сухая. Выводы: воздух не позволил воде смочить бумагу, следовательно, он занимает место.
  • Опыт № 3. Воздух необходим для жизни. Попросить детей вдохнуть полной грудью, затем выдохнуть. После этого попросить малышей задержать дыхание насколько смогут. Выводы: человек не может не дышать долгое время, значит без воздуха он не сможет жить.

Эксперименты с водой

Картотека опытов с водой, которые знакомят детей с её свойствами, состояниями:

  • Опыт № 1. Окрашивание воды. Взять несколько стаканов с тёплой и холодной водой. Положить на дно каждого маленький предмет. Его можно увидеть через стенки стакана. Потом в каждый добавить разное количество краски разных цветов (один стакан — один цвет краски) и помешать воду. Вода в емкости окрасилась в цвет краски. Выводы: вода прозрачная, ей можно придать любой цвет, в тёплой жидкости краска растворяется быстрее, чем больше краски, тем насыщенней цвет воды.

Эксперименты с водой пойдут на пользу

  • Опыт № 2. Испарение воды. Набрать в металлическую ёмкость воду. Поставить на горелку с сухим спиртом и поджечь его. Наблюдать, что происходит с водой, пока она полностью не выкипит. Над закипающей жидкостью на держателе закрепить холодную крышку от ёмкости с таким расчётом, чтобы на ней конденсировался пар. Выводы: вода при нагревании испаряется, на холодных предметах оседает (конденсируется). Внимание: данный опыт проводить только под надзором воспитателя.
  • Опыт № 3. Таяние льда. На три тарелки положить по куску льда. В одну емкость подлить тёплую воду, в другую — холодную, в третью ничего не доливать. Наблюдать, что происходить с кусочками льда и фиксировать время их таяния. Выводы: лёд — это замёрзшая вода, в тёплой жидкости лёд тает быстрее, в холодной быстрее, чем на воздухе.

Опыты с магнитом

Картотека опытов с магнитом, которые знакомят детей с его свойствами, понятием магнетизма:

  • Опыт № 1. Что может притянуть магнит? Разложить на столе вещи из разных материалов, хорошо знакомых детям: карандаш, лист бумаги, стальную скрепку, пластмассовый деталь конструктора, металлический, но не железный предмет, и т. д. К каждой вещи поднести магнит и наблюдать, что происходит. Выводы: магнит притягивает только стальные (железные) предметы.
  • Опыт № 2. Воздействие магнита через препятствие. С одной стороны бумажного листа положить стальную скрепку, с другой — приложить магнит. Наблюдать, что происходит со скрепкой. Взять толстую и тонкую разделочную доски вместо листа бумаги и наблюдать за поведением скрепки. Затем взять пластиковый и стеклянный стаканы с водой, и поочередно бросить в них скрепку и, воздействуя магнитом снаружи, достать скрепку из стакана. Выводы: магнит притягивает предметы через препятствия и, чем толще препятствие, тем слабее воздействие магнита.
  • Опыт № 3. Намагничивание стальных предметов. Держа магнит на весу, примагнитить к нему скрепку, а уже к ней — другую. Каждый ребёнок по очереди прикрепляет свою скрепку к получившейся цепочке. Выводы: железные предметы под воздействием магнита временно приобретают его свойства.

Магнетизм изучают уже в ДОУ

Опыты с песком

Картотека опытов с песком, которые знакомят детей с его свойствами:

  • Опыт № 1. Из чего состоит песок? Рассыпать на листе бумаги горсть сухого песка, отделить от неё малую часть, разделить её на составляющие. Внимательно, через увеличительное стекло, рассмотреть составляющие песка. Выводы: Песок состоит из отдельных маленьких частиц-песчинок.
  • Опыт № 2. Сыпучесть песка. Взять горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой на лист бумаги. Наблюдать образовавшуюся кучку. Затем таким же образом каждый ребёнок насыпает песок сверху на эту кучку. Наблюдать, что происходит с песчаной кучкой. Выводы: песок образовал конусовидную горку, чем больше насыпать, тем выше конус, и шире его основание.
  • Опыт № 3. Свойства мокрого песка. В ёмкость с сухим песком вылить стакан воды. Наблюдать, что произошло с водой. Взять намокший песок и лепить из него разные фигуры, по желанию детей. Оставить их до полного высыхания. Наблюдать, что произошло с фигурами. Выводы: мокрый песок может принять любую форму, вода «склеивает» отдельные песчинки, после высыхания фигура снова распадается на отдельные песчинки.

Игры-эксперименты

Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.

Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.

Практическое пособие

Планируя занятия с проведением опытов, воспитателю следует изучить методическую литературу по этой теме.

Литература от Тугушевой и Чистяковой

Одним из таких пособий является книга «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», авторы Тугушева Г.  П., Чистякова А. Е. В ней собраны примеры конспектов занятий по экспериментально-исследовательской деятельности, опытов, игр-экспериментов с указанием необходимых материалов и оборудования для их проведения, подобраны схемы для изготовления поделок своими руками.

Все должно происходить под наблюдением воспитателя

Данное пособие значительно облегчает педагогу организацию и проведение занятий-экспериментов.

Опытно-экспериментальная деятельность в старших группах ДОУ необходима для гармоничного развития дошкольников и подготовки их к школе. Подобные занятия не требуют значительных финансовых средств, для их организации необходимо желание педагога.

21 тимбилдинг и игры, от которых ваша команда не вздохнет. Проще сказать, чем сделать. Это потому, что на самом деле тимбилдинги трудно проглотить. Некоторым из ваших коллег может быть неудобно вести себя по-детски, в то время как другие могут уже подумать о том, сколько всего они могут сделать за это время.

Хорошая новость: так быть не должно. Весь смысл следующих действий заключается в том, чтобы руководители всей команды объединились в одном направлении и работали с удовольствием в одно и то же время. Никаких сверхурочных или мучительных проектов, которые могли бы лишить вас жизни.

Именно в этом заключается наша миссия в Paymo. Paymo — это программное обеспечение для планирования проектов, которое поможет вам работать более слаженно с момента подписания контракта до планирования, совместной работы и даже выставления счетов вашему клиенту. Таким образом, у вас есть время сосредоточиться на том, что для вас важнее всего, как на работе, так и в личной жизни.

Начните бесплатно и получите скидку 50% на любой месячный план. Используйте код P64WMR.

Прежде чем двигаться дальше, имейте в виду, что:

  • Тимбилдинг — это не разовое глупое мероприятие, а часть непрерывного процесса. Их цель? Укрепить доверие между членами команды и убедиться, что все движутся в одном направлении, следуя общему набору ценностей.
  • Успех зависит не от количества часов, проведенных в офисе, а от качества вашей работы. В свою очередь, это связано с вашим самочувствием. Работа с высокой рабочей нагрузкой может вызвать усталость и выгорание в долгосрочной перспективе. У отдыха есть свои преимущества, поскольку он помогает взглянуть на проблемы с другой, более творческой точки зрения.

Технологические гиганты и стартапы, в частности, уже переняли этот образ мышления, предоставляя офисные привилегии и общественные мероприятия в виде бесплатных обедов, столов для пинг-понга, хакатонов и регулярных вечеринок.

Они рано поняли, что продуктивность связана со свободной от стресса рабочей средой, где все работают с удовольствием и выкладываются по полной, а также находят время, чтобы выпустить пар. В конце концов, взрослые — это взрослые дети, которым нужно играть, чтобы задействовать творческую сторону своего мозга.

Все еще не убеждены? Взгляните ниже на положительный эффект командообразующих инициатив для работы.

Преимущества тимбилдинга

  • Рост доверия – это волшебный ингредиент любой высокоэффективной команды. На рабочем месте можно использовать веселые тимбилдинги для укрепления доверия. Люди, которые доверяют своим коллегам как по характеру, так и по способностям, охотнее выходят из своей зоны комфорта и преследуют общую цель. Они прикрывают друг друга, а это значит, что им не нужно беспокоиться о том, что кто-то постоянно проверяет их работу. Вместо этого они полагаются на сильные стороны каждого из своих коллег и вместе создают нечто большее, чем могли бы сделать поодиночке. В конце концов, никто не хочет работать с полунезнакомцами, которых они боятся. Гэри Ви резюмирует это лучше, когда говорит, что «люди работают намного лучше, когда вы используете мед вместо уксуса».
  • Конструктивная критика – Относится к смелости высказывать свое мнение, не опасаясь последствий. Это означает, что вы можете свободно делиться информацией, даже если она неверна, и без особых усилий улавливать чужие мысли. Конечно, ошибки могут и будут происходить, но лучше полагаться на команду поддержки, которая укажет вам правильное направление, а не на того, кто будет вести счет.
  • Более компактная и быстрая адаптация — Мы говорим о процессе помощи новым сотрудникам адаптироваться к культуре компании. Чем раньше вы поможете им понять роли и процедуры компании и лично встретиться с коллегами, тем быстрее они будут готовы работать и вносить значимый вклад. Сделайте эту часть правильно, и у вас будет больше шансов сохранить ценный талант на более длительные периоды времени.

Если вы по-прежнему чувствуете себя неуклюже из-за деятельности по сплочению команды, не волнуйтесь. Мы составили простой список групповых мероприятий по созданию команды, чтобы вы могли обращаться к нему всякий раз, когда чувствуете, что пришло время укрепить свою команду. Он содержит 21 игру, разделенную на пять категорий, в зависимости от цели, которую вы хотите достичь:

  • Icebreaker Games
  • Стратегический
  • Решение проблем
  • Работа в команде
  • Творческая деятельность

Игры на ледоколе

Часто мы работаем как машины: нам нужно разогреться, чтобы нормально работать. Если это ваша цель, используйте ледоколы, чтобы разрядить атмосферу, подготовить почву для более сложных действий или ввести новых сотрудников в команду.

QuizBreaker

Вам потребуется: адрес электронной почты для каждого человека в вашей команде
Время: 3 минуты в неделю
Размер группы: от 3 до 50

QuizBreaker — это еженедельная викторина, рассылаемая по электронной почте, чтобы лучше узнать вашу команду. Это онлайн, просто, весело и занимает меньше времени. Они отвечают на вопросы ледокола, а затем должны угадать, кто сказал какой ответ. Например, Сара или Роб сказали, что их любимый сериал всех времен — «Игра престолов»? Чтобы настроить свою учетную запись, просто пригласите каждого члена вашей команды в свою учетную запись QuizBreaker и попросите их ответить как минимум на пять ледоколов. После этого викторина будет автоматически выходить каждую пятницу во второй половине дня или в любое время по вашему выбору.

Компаж/стена памяти

Вам понадобится: Доска, липкие ноты, маркеры
Время: 30-45 минут
от 5 до 10 слов, связанных с работой, на стикерах, таких как «Первый рабочий день», «Командная работа», «Дополнительные проекты» или «Празднования». Разместите стикеры на одной стороне доски, чтобы их могла видеть вся команда. Затем соберите своих коллег в круг и попросите добровольца отклеить слово, чтобы поделиться своим опытом. После этого они могут опубликовать его на другой стороне доски, чтобы отметить начало ветки истории. Остальные могут придумать похожие истории и придумать свои собственные слова. Они могут прикрепить их к доске, чтобы продолжить сюжетную цепочку, или выбрать слово, которое уже существует, если ничего не приходит им в голову. Цель состоит в том, чтобы создать набор взаимосвязанных историй, которые действуют как архив костра.

Office Trivia

Вам понадобится: 20-25 учетных карточек
Время: 30 минут
Размер группы: Неограничено

Инструкции 9003 Кто больше всего знает о вашем офисе1 9003: 900 Узнайте это с помощью простого тимбилдинга, такого как викторины. Придумайте 20-25 забавных вопросов о мелких деталях вашего рабочего места, которые могут остаться незамеченными. «Какой фильм изображен на афише конференц-зала?», «Какого цвета кофемашина?», «Сколько людей с именем «Андрей» работает в компании?», «Сколько людей используют ПК с Windows? ” и т. д. Это проверит навыки наблюдения вашей команды и вызовет серьезные сессии смеха. Помните, что нельзя задавать вопросы, которые носят слишком личный характер и могут поставить члена команды в неловкое положение, например: «Кто самый болтливый в офисе?».

Коллекционные карточки

Вам понадобится: каталожные карточки, маркеры
Время: 10-15 минут
Размер группы: Без ограничений

Инструкции: Торговые карточки Pokemon? В этом увлекательном тимбилдинге вас «торгуют». Раздайте каждому члену команды большие каталожные карточки и маркеры. Попросите их создать личную коллекционную карточку с их именем, автопортретом, псевдонимом и одним фактом о них, о котором мало кто знает. Затем пусть карты переходят от одного человека к другому в произвольном порядке. Участники могут сохранить карточку, если они найдут факты на карточке интересными и захотят узнать о ней больше от ее владельца. Упражнение прекрасно, потому что оно дает всем визуальный снимок каждого игрока, одновременно запуская разговоры на ходу.

Пенни для размышлений

Вам понадобится: пенни или любые монеты с указанным годом, коробка или ведро
Время: 10-15 минут
Размер группы: Неограниченно

It

Инструкции 1903 трудно начать работу над проектом, не зная должным образом своих коллег. Чтобы за короткое время разрядить атмосферу, соберите монеты с указанными годами, чтобы у вас было по одной для каждого участника. Затем бросьте их в коробку или ведро. Не забудьте проверить каждую монету, чтобы даты не были старше самого младшего члена команды. Наконец, пусть каждый член команды вытянет монету и расскажет о памятном моменте из своей жизни, произошедшем в год, когда была отчеканена монета. Это создает между ними ощущение знакомства и сглаживает будущие разговоры.


Групповые занятия по стратегическому тимбилдингу

На первый взгляд они могут показаться ледоколами, но не дайте себя одурачить. Их цель состоит в том, чтобы способствовать формированию общей командной идентичности, изучая, как ваши сотрудники воспринимают компанию и что влияет на их мнение.

Все новости

Вам понадобится: газеты, белая доска, скотч, ножницы, маркеры
Время: 60 минут
Размер группы: 6-20

Инструкции: 0031 Вы всегда хотели заглянуть в мысли своих сотрудников, чтобы узнать, как они воспринимают компанию? Теперь у вас есть шанс. Для этого группового тимбилдинга разделите людей на команды по 3 или 6 человек, желательно по отделам. Дайте каждой команде газету и попросите их придумать заголовки о том, чего, по их мнению, достигнет компания или отдел в будущем. Особых правил нет. Они могут наклеивать вырезки из газет или писать заголовки прямо на доске. Когда время истекло, команды закрепляют свою работу и обсуждают каждую идею, чтобы увидеть, осуществимы они или нет. Упражнение отлично подходит для выявления скрытых возможностей или угроз. Это также прививает чувство лояльности, поскольку каждый член команды чувствует, что его ценят и что он может внести свой вклад в развитие компании.

Заявление о миссии Mad Lib

Вам понадобится: бумага, ручки
Время: 45 минут
Размер группы: 6-20

Инструкции: Создание бренда сложно не знаю, что вы отстаиваете. Вот почему у вас есть миссия: убедить других людей в том, что ваш продукт или услуга может (и не может) сделать и почему вы важны. Как и в предыдущем упражнении, разделите вашу команду на группы от 3 до 6 человек, а затем возьмите копию вашего заявления о миссии для каждой команды, чтобы они могли воспроизвести его. Побеждает та команда, которая придумает наиболее достоверное заявление о миссии. Это также, возможно, возможность изменить старый или рассказать всем о ценностях вашей компании.

Компания Концентрация

Вам понадобится: каталожные карточки
Время: 45-60 минут
Размер группы: Без ограничений

Инструкции «Много как в детстве», 1 вы перевернули две карты одновременно, чтобы найти совпадающие пары, это занятие требует ловкости и наблюдательности. Создайте колоду карт с фотографиями или словами о вашей компании. Это могут быть фотографии вашей команды, логотипы, продукты или заявления о ценности. Переверните все карты лицом вниз, затем разделите группу на команды. Каждая команда должна по очереди поднимать только две карты, чтобы проверить, совпадают ли они. Выигрывает тот, кто быстрее найдет все пары. Мероприятие идеально подходит для новых сотрудников, которым нужен веселый, но быстрый способ узнать больше о компании. Но это не ограничивается только ими. Старые сотрудники также могут освежить свои знания и быть в курсе последних организационных изменений.

Хронология группы

Вам понадобится: доска, кнопки, бумага, ручки
Время: 60 минут
Размер группы: 5-8

Инструкции: график. Не забудьте указать дату, когда родился ваш самый старший сотрудник или когда была основана компания. Прибавьте к этому годы, а затем запишите на листочках самые важные даты компании (например, когда она была основана, слилась и т.  д.). Прикрепите их к соответствующему году. Затем попросите членов вашей команды подумать о 3 или 4 событиях, которые ознаменовали их жизнь (например, окончание колледжа, переезд за границу, рождение ребенка и т. д.), и зафиксируйте их на временной шкале, когда они произойдут. Деятельность выводит на первый план разрыв между поколениями. Это отличная отправная точка для дебатов о том, как вы сотрудничаете в команде.


Действия по решению проблем

Научить вашу команду продуктивно работать вместе — это не просто прогулка по парку. Определите действия по решению проблем, чтобы помочь им выйти из зоны комфорта и стремиться к общей цели. Некоторые из них требуют небольшой логистики и времени. Другие более сложны и включают длительные состояния концентрации.

Web of Wools

Вам понадобится: пряжа
Время: 30 минут
Размер группы: 9-12

Инструкции: Разбейте группу на равные команды. Затем пусть каждая команда образует паутину из шерсти, чем сложнее, тем лучше. А вот и самое приятное: поменяйте команды, чтобы у каждого была своя сеть, отличная от их собственной. Затем каждая команда должна завязать глаза члену команды и попросить его распутать паутину, следуя только устным инструкциям. Выигрывает команда, первой сделавшая это. Звучит легко, правда? На самом деле это не так. Вы должны давать краткие советы и быть достаточно восприимчивыми, чтобы следовать за своими коллегами и инстинктами — если вы будете с завязанными глазами.

Загадочное убийство в поезде

Вам понадобится: смартфон
Время: 90 мин. тимбилдинг по расследованию убийств сочетает в себе увлекательную задачу с изюминкой! Когда сеанс начнется, менеджер мероприятия виртуально проинформирует группу, предоставив информацию об убийстве. Вы виртуально отправитесь в прошлое, в 1920-е годы, чтобы раскрыть дело об убийстве, которое находится в движении. Затем команды используют свои смартфоны, чтобы просмотреть улики, нажимая на интерактивную карту и объекты. Собирая улики, участники также должны использовать видео и дополненную реальность на своих смартфонах, чтобы собрать информацию и выяснить, кто убийца. Победит команда, которая найдет убийцу и наберет больше всего очков.

Bridge Build

Вам понадобится: строительные материалы (например, лего, игрушечные кубики, соломинки, зефир и т. д.), скотч, бумага, ручки, листы
Время: 50 минут
Размер группы: 8-16

Инструкции: Прежде чем приступить к совещаниям, требующим серьезных умственных усилий, разогрейтесь с помощью этой игры. Разделите группу на две команды. Затем объясните, как каждый из них должен построить половину моста из предоставленных материалов. В итоге мосты должны быть похожи по конструкции и соединению. Хитрость в том, что они не могут видеть друг друга, поэтому им придется полагаться на словесное общение. Не забудьте сначала подготовить комнату и поместить простыни, чтобы разделить их. Кроме того, предоставьте одинаковое количество предметов каждой команде. Что касается времени, дайте им 10 минут на разработку дизайна и 30 минут на сборку.

Бартерная головоломка

Вам понадобится: пазл
Время: 60-90 минут
Размер группы: 12-20

Инструкции: 900-31 они находятся под давлением? Пусть договариваются, чтобы узнать. Разделите их на команды по 4 или 5 человек. Затем дайте каждой команде разные пазлы одинаковой сложности. Объясните им, что головоломки перемешаны и содержат части других. Цель состоит в том, чтобы первыми решить свою головоломку, участвуя в переговорах, таких как бартер, обмен членами команды, распределение ролей лидеров и т. д. Помните, что эти действия должны предприниматься всей командой, а не индивидуально. Чтобы сделать игру более интересной, вы можете раздать каждой команде несколько торговых фишек без присвоения им ценности. Несмотря на то, что это занятие занимает много времени, оно выявляет лучших переговорщиков в каждом человеке и дает вам представление о том, как они вырабатывают стратегию принятия решений.

Шар/трубопровод для желоба

Вам понадобится: Половина труб, мрамор
Время: 45-60 минут
Размер группы: 8-15

: Это упражнение. шарики разного размера с одной стороны комнаты на другую, не касаясь пола. Как? Через короткие отрезки полутруб. Каждый член команды получает один и должен сбалансировать его, чтобы он прошел без проблем. Вот в чем хитрость. Фасилитатор, в этом случае вы можете добавить препятствия между начальной и конечной точками, чтобы усложнить задание. Вы даже можете придумать дополнительные правила, которые требуют, чтобы члены команды ходили по очереди, или, например, обе ноги должны оставаться на полу. Разбейте группу на команды, пусть они придумают план, а затем определите, сколько времени потребовалось, чтобы шарики прошли вниз. Побеждает та команда, которая дольше всех удерживает шарик. Небольшой совет: постарайтесь сделать гонку сложной, но не невозможной, чтобы каждый член команды осознавал, чего они могут достичь вместе.


Работа в команде

Коммуникация, баланс и доверие – это черты здоровой командной работы. Следующие игры и веселые тимбилдинги для работы проверят вас и заставят понять, что ценность команды больше, чем сумма всех ее членов.

Роботы

Вам потребуется: веревка для обозначения линии старта, повязки на глаза, «бомба» в виде мяча
Время: 30 минут
Размер группы: 6-12

Инструкции: Этот групповой тимбилдинг — отличный способ увидеть, как ваша команда работает вместе в неконтролируемой среде. Цель? Общаться так, чтобы достать фальшивую «бомбу» раньше других команд. В каждой команде от 3 до 5 человек. Следует помнить три ключевые роли:

  • Робот (1) — стоит с завязанными глазами перед стартовой линией, лицом к бомбе, и только ему разрешено двигаться.
  • Коммуникатор (2) — стоит за линией и не смотрит в зону активности или на робота.
  • Наблюдатель (3) – стоит перед коммуникатором лицом к рабочей зоне, но не может говорить.

Командная игра начинается с наблюдателя, который может использовать любой другой канал связи для передачи направления коммуникатору. Коммуникатор, в свою очередь, должен интерпретировать эти сигналы и давать роботу инструкции по извлечению бомбы. Ваша цель как фасилитатора — наблюдать за тем, как каждый из участников общается как вербально, так и невербально. Обратите особое внимание на роботов, когда дело доходит до активного слушания. Эта групповая деятельность отлично подходит для людей, которые хотят лучше понять механику Scrum. Роботы могут представлять скрам-команду, которая проводит спринты. Коммуникатор — это Скрам-мастер, который действует как слуга-лидер для Скрам-команды. Между тем, наблюдатель похож на владельца продукта, который расставляет приоритеты в спецификациях продукта и координирует команду Scrum.

Волшебная трость или гелиевая палочка

Вам понадобится: световая палочка или трость
Время: 20 минут
Размер группы: 8-12

Magic Stick или Helium Cane3 Инструкции1 900 простое, но разочаровывающее задание, требующее от команд опускания легкой палки на землю только указательными пальцами. Для начала группа выстраивается в две линии лицом друг к другу. Затем они вытягивают руки с указательными пальцами перед тростью, лежащей на них сверху. Посоветуйте группе сбалансировать высоту пальцев, пока трость не станет горизонтально, а затем опустите ее. Они, вероятно, сначала сделают рейз и сбросят его, но они наберутся опыта. Не забывайте, что все ноги должны оставаться на земле. Защемление или захват палки не допускается. Упражнение побуждает коллег признать, что каждый из них необходим для успеха команды.

Построение вслепую/Идеальный квадрат

Вам понадобится: длинная веревка, повязка на глаза
Время: 20-25 минут
Размер группы: 4-8 Инструкции 3: 9 9

команда в круг и пусть они садятся. Затем завяжите им глаза и дайте каждому по длинной веревке, завязанной на каждом конце. Их задача состоит в том, чтобы вместе образовать идеальный квадрат. Закончив, они могут снять повязку с глаз и посмотреть, чего они добились. Если результаты небрежны, а времени достаточно, дайте им второй шанс сделать это лучше. Вы также можете увеличить сложность, заглушив случайного участника или изменив форму (например, звезду или квадрат). Задача требует более тесного сотрудничества и доверия, поскольку приглушенный человек должен полагаться на что-то, кроме зрения и словесного общения, для выполнения своей работы.

M&M Arm Wrestle

Вам понадобится: пакет M&Ms
Время: 15 минут
Размер группы: 4-20

Инструкции: 4-20

Инструкции: борцовская позиция. Они могут стоять как на полу, так и на столе. Всякий раз, когда они прижимают руку своего партнера, они получают очко. Цель состоит в том, чтобы заработать как можно больше очков до истечения времени — обычно 10 секунд. Вы заметите, что люди будут больше сосредотачиваться на соперничестве и борьбе друг с другом (ситуация «выиграл-проиграл»), чем работать вместе и выигрывать очки для обеих сторон (ситуация «выиграл-выиграл»). Дайте им пару дополнительных раундов, чтобы они могли понять это сами. Суть в том, что победа любой ценой, даже за счет вашего коллеги, контрпродуктивна. Но подождите, а где M&Ms вступают в игру? За каждый заработанный балл участники получат конфету M&M. Отличный стимул как для детей, так и для взрослых. И вы можете использовать их во время всех мероприятий по тимбилдингу.

Вы также можете играть в эту командную игру, используя Skittles вместо M&Ms, как это делали наши клиенты из Flourish Marketing.


Творческая работа в команде

Довольно часто в каждом из нас находится творец, дремлющий и не потревоженный. Чтобы пробудить этот дух, попробуйте следующие мероприятия по построению команды, основанные на импровизации и решении проблем по мере их поступления.

Торговое поле

Вам понадобится: любой случайный стол
Время: 60 минут
Размер группы: 6-12

Инструкции: Эта командообразующая игра основана на импровизации. Каждый коллега должен взять случайный предмет со своего стола и принести его в конференц-зал. Теперь это их продукт, и им нужно импровизировать вокруг него. Пусть они придумают название, логотип и девиз, чтобы сделать упражнение более реалистичным. Попросите их провести двухминутную презентацию, чтобы убедить остальных купить ее. Попросите участников, которые хотят купить какой-либо продукт, поднять руки и вести счет. В конце обсудите, какие продукты были самыми продаваемыми и почему. Это простое групповое занятие отлично подходит для переосмысления существующего положения дел и взгляда на вещи с другой точки зрения.

Сумки для захвата

Вам понадобится: бумажные пакеты, случайные предметы
Время: 45-60 минут
Размер группы: 12-20

Инструкции: 90 снять напряжение в веселой и энергичной форме. Команды от 3 до 6 получают бумажный пакет, наполненный случайными предметами — из офиса или предварительно купленными. Их задача? Чтобы создать 4-5-минутную пародию, используя эти объекты. Суть в том, что никто не знает, что в сумках. Это поощряет использование общих объектов в качестве замены для разных терминов (например, пара очков может выступать в роли велосипеда). Помните, что каждый член команды должен быть спикером хотя бы один раз. Поначалу это напугает интровертов, но также даст им возможность стать более непринужденным и сблизиться со своими коллегами.

Shark Tank

Вам понадобится: флипчарт, бумага, ручки
Время: 60-90 минут
Размер группы: 6-24

1 Инструкции: 90 встать на сторону Марка Кьюбана или представить свою идею перед жюри? Теперь у вас есть шанс. Этот тимбилдинг является побочным продуктом популярного телешоу Shark Tank.

Разделите группу на команды от 2 до 6 человек и попросите их придумать бизнес-идею, которую нужно представить всего за 10 минут. Это может быть что угодно, от обычного магазина до веб-сайта электронной коммерции — даже дополнительная функция или услуга, которая может быть частью вашего продукта. Чтобы сохранить профессиональную атмосферу, попросите их составить бизнес-план, включающий данные об их целевом рынке, стратегии ценообразования, финансовых прогнозах и уникальном торговом предложении. Затем выберите четырех акул, чтобы сформировать жюри и дать им фальшивые деньги, чтобы инвестировать в идеи. Поощряйте их действительно ставить себя на место инвесторов, задавая подробные вопросы о бизнес-моделях. Выигрывает команда, получившая наибольшее финансирование. Офис будет наполнен предпринимательским духом и творческим мышлением, качествами, необходимыми для успеха на конкурентном рынке.

Эмблема компании

Вам потребуется: бумага, ручки, маркеры
Время: 30-45 минут
Размер группы: 3-12

Инструкции: 3-12

Разделить на группы, желательно поменьше1 по отделам, чтобы сосредоточиться на общей идентичности группы. Раздайте каждому бумагу, ручки, маркеры и мелки и скажите, что им нужно нарисовать эмблему компании или щит. Это может отражать ценности компании, прошлые и настоящие достижения, а также ее будущее направление. В конце концов, вы заметите разные взгляды каждого отдела. Подведите итоги занятия, позволив всем командам прокомментировать и задать вопросы о значении каждой эмблемы. Это укрепит доверие между членами команды и еще раз напомнит им, что они вместе.


Любите другие тимбилдинговые игры для офиса?

Это лишь несколько увлекательных мероприятий по созданию команды, которые вы, возможно, захотите попробовать. Вы также можете выбрать «классические» игры: настольные игры, настольный футбол, пинг-понг или даже аркадные консоли, как это делают наши клиенты в Thankium:

Хотите вообще выйти из офиса? Попробуйте заняться тимбилдингом на свежем воздухе, например развести настоящий костер, заняться рафтингом или охотой за мусором — в зависимости от того, насколько авантюрна ваша команда. Вы даже можете совместить это с общественным делом, точно так же, как наши клиенты в MECLABS участвовали в уборке пляжа со своими семьями.

Или вы можете попробовать Книгу рекордов Гиннесса, как это сделала американская розничная компания Aaron’s Inc., когда они сформировали самые большие костяшки домино из человеческих матрасов с 1200 участниками на собрании национальных менеджеров в качестве физического тимбилдинга.

Суть в том, чтобы общаться и узнавать своих коллег вне работы в веселой и развлекательной обстановке. Как говорится, за час игры можно узнать о человеке больше, чем за год разговоров.

Виртуальные тимбилдинги

Но что, если вы работаете дома, можете ли вы создать корпоративную культуру, находясь за много миль? Конечно, можно, хотя и не так просто, как раньше. Невербальные сигналы в основном отсутствуют, а технические трудности могут возникать слишком часто. Но еще более важно в этих условиях активно вовлекать свою команду в качестве противоядия от присущего удаленной работе одиночества, которое может привести к падению мотивации и общей производительности.

Вот несколько виртуальных занятий по сплочению команды, которые помогут вам. БОНУС! Вы также можете загрузить карту бинго, чтобы сделать следующий видеозвонок более увлекательным.

Теперь ваша очередь

Слишком много командной работы, чтобы ее переварить, верно? Не о чем беспокоиться. Их использование во многом зависит от вашей цели, размера команды и свободного времени. Большинство из них практические, и в них можно играть в помещении, в вашем офисе, поэтому логистика сведена к минимуму. Нет лучшего времени, чтобы начать, чем сейчас. Независимо от того, являетесь ли вы опытным руководителем проекта или тем, кто все еще пытается понять, как попасть в PM, всегда полезно сосредоточиться на воспитании своей команды.

Дополнительные ресурсы для тимбилдинга

Венчурный тимбилдинг — набор из более чем 60 мероприятий для тимбилдинга от лучших тренеров с советами по созданию атмосферы и предполагаемыми результатами обучения

Gamestorming (книга) — пособие для Новаторы, нарушители правил и новаторы

Игральные карты и монеты — Мир науки

Предложите своим ученикам положить монету в чашку, не касаясь ее.

Решение состоит в использовании инерция в свою пользу, убирая игральную карту как можно быстрее.

Это простой (и менее затратный!) способ попрактиковаться в «трюке официанта» — вытаскивании скатерти из-под тарелки. Это демонстрация, которую они могут легко воссоздать дома, не разбивая при этом всю посуду!

Полное объяснение задействованной физики включено в ресурс Pull the Tablecloth .

Цели

Материалы

Ключевые вопросы

  • Какие силы действуют на чашку до проведения демонстрации?
  • Какие силы действуют на карту до проведения демонстрации?
  • Когда вы подбрасываете карту, какие силы действуют на монету?
  • Работает ли этот трюк с более легким предметом (например, ватным тампоном)? Почему или почему нет? Поэкспериментируйте и посмотрите, насколько легким может быть объект, чтобы трюк сработал.

Что делать

  1. Предложите учащимся положить игральную карту на горлышко чашки и положить сверху монетку прямо над центром чашки.
  2. Предложите им выяснить, как положить монетку в чашку, не касаясь ее и не поднимая карточку.
  3. Как только они найдут решение, пусть попробуют с пачкой монет. Сколько монет они могут бросить в чашку сразу?
  • Решение: Учащиеся должны быстро щелкнуть карточкой пальцем, чтобы она вышла из-под монеты и упала в чашку.

О наклейке

Выжившие

Художник: Джефф Кулак

Джефф — старший графический дизайнер в Science World. Его иллюстрации публиковались в журналах Walrus, The National Post, Reader’s Digest и Chickadee Magazine. Он любит заниматься музыкой, кататься на велосипедах и проводить время в лесу.

О наклейке

Яйцо BB

Художник: Джефф Кулак

Джефф — старший графический дизайнер в Science World. Его иллюстрации публиковались в журналах Walrus, The National Post, Reader’s Digest и Chickadee Magazine. Он любит заниматься музыкой, кататься на велосипедах и проводить время в лесу.

О наклейке

Comet Crisp

Художник: Джефф Кулак

Джефф — старший графический дизайнер в Science World. Его иллюстрации публиковались в журналах Walrus, The National Post, Reader’s Digest и Chickadee Magazine. Он любит заниматься музыкой, кататься на велосипедах и проводить время в лесу.

О наклейке

T-Rex and Baby

Художник: Мишель Йонг

Мишель — дизайнер, специализирующийся на создании веселых цифровых впечатлений! Ей нравится исследовать потенциальные формы, в которых идея может выразить себя, и помогать ей обретать форму.

О наклейке

T-Rex Бадди

Художник: Мишель Йонг

Мишель — дизайнер, специализирующийся на создании веселых цифровых впечатлений! Ей нравится исследовать потенциальные формы, в которых идея может выразить себя, и помогать ей обретать форму.

О наклейке

Геодезия

Художник: Мишель Йонг

Мишель — дизайнер, специализирующийся на создании веселых цифровых впечатлений! Ей нравится исследовать потенциальные формы, в которых идея может выразить себя, и помогать ей обретать форму.

О наклейке

Научные друзья

Художник: Тай Дейл

Тай родился в Канаде в Ванкувере, Британская Колумбия, в 1993 году. В своем хаотичном рабочем пространстве он рисует в нескольких различных иллюстративных стилях с толстыми контурами, смелыми цветами и причудливыми детскими рисунками. Тай преобразует окружающий мир в его базовую геометрию, побуждая нас взглянуть на обыденное по-другому.

Портфолио

О наклейке

Западный динозавр

Художник: Тай Дейл

Тай из Канады родился в Ванкувере, Британская Колумбия, в 1993 году. В своем хаотичном рабочем пространстве он рисует в нескольких различных иллюстративных стилях с толстыми контурами, смелыми цветами и причудливыми детскими рисунками.