Skip to content

Картотека дидактических игр по фэмп во второй младшей группе с целями: Картотека дидактических игр по ФЭМП во 2 младшей группе | Учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему:

Картотека дидактических игр по ФЭМП во 2 младшей группе | Учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему:

Картотека дидактических игр по ФЭМП во 2 младшей группе

Дидактические игры на развитие количественных представлений

«Малина для медвежат»

Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры: воспитатель говорит:

— Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

«В лес за грибами»

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один — много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Угостим белочек грибочками»

Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры: воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

«Угости зайчат»

Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры: воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

«Бабочки и цветы»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры: воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

«Жучки на листиках»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут

на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

Дидактические игры на развитие представлений о величине.

«Домики для медвежат»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

«Угости мышек чаем»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры: воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.

«Украсим коврик»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры: воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

«Подбери дорожки к домикам»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

«Почини коврик»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры: воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».

«Мостики для зайчат»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры: воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую — маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

«Сбор урожая»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

«Длинный — короткий»

Цель: учить детей различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление. 
Ход игры: игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки. 
                                                                    «Вкладыши» 

Цель: учить детей выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание. 
Ход игры: игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.

«Какого цвета не хватает?»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, кружок какого цвета отсутствует.
                                                    «Найди такой же цветочек» 

Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы. 
Ход игры: игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель. 
                                                         «Обведи и заштрихуй» 

Цель: развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета. 
Ход игры: воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

«Один — много»

Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов. 
Ход игры: игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

                                            «Разноцветные клубочки и прищепки» 
Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение. 
Ход игры: игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. 
Ход игры: игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя. 
                                                         «Разноцветные капли» 

Цель: продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление. 
Ход игры: игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

«Покажи такую же»

Цель: продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры. 
Ход игры: игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель показывает одну фигуру, называет ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«Красный, желтый, синий, зеленый»

Цель: учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. 
Ход игры: занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом. 

«Найди матрешке ведерко»

Цель: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь. 
Ход игры: игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.  
                                                            «Вставь втулочку»

Цель: продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление. 
Ход игры: игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям. 

«Бусинки»

Цель: развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память. 
Ход игры: игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам. 
                                                           «Зашнуруй сапожок»

Цель: учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление. 
Ход игры: игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

«Цветные колпачки»

Цель: закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

«Собери и разбери пирамидку»

Цель: развивать сенсорные способности детей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в своих действиях.

«Нанизывание колец на шнурок»

Цель: закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). 
                                                           «Цветное домино»

Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов. 
Ход игры: игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.

«Включи – выключи, открой — закрой»

Цель: продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

«Найди нужный цвет»

Цель: закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце. 
                      «Раскладывание однородных предметов разной величины»

Цель: учить детей находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины. 
Ход игры: игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

 

Дидактические игры на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур

«Назови геометрическую фигуру»

Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал: 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

Ход игры: воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит)

Ход игры: геометрические фигуры лежат на столе, предметы — на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.

«Что лежит в мешочке?»

Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал: набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)

Ход игры: на столе раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.

«Найди то, что я покажу»

Цель: учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур — образцов.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры: воспитатель показывает детям геометрические фигуры — образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо — круглой формы; флажок, конус, пирамидку — треугольной формы; книжка, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть : «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает: «Коробка и кольцо — предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.

«Какие бывают фигуры?»

Цель: познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их)

Материал: кукла, крупные картонные круги и квадраты для воспитателя и для детей: круги и квадраты из картона разных цветов — по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что к нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у не в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это — квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол — палец пошел наверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей. «А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру. Кукла Таня хвалит детей, за правильно выполненное задание.

«Подбери фигуру»

Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (картон).

Раздаточный: карточка с контурами пяти геометрических фигур по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигура разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начертанную фигуру только при полном совпадении.

Дидактические игры по математике во второй младшей группе: картотека с целями

В ДОУ проводятся дидактические игры по математике для детей в младшей группе. Каждый ребенок – маленький исследователь, познающий мир, в котором математика занимает не последнее место. Задача воспитателя – дать подсказки, но добиться того, чтобы каждый в группе постигал математику самостоятельно.

Сложные вещи, преподнесенные в простой форме, становятся очень понятными, а пальчиковые и дидактические игры – лучший способ знакомства дошкольника с миром чисел.

Ребенок исследует мир

Что такое дидактические игры

Дидактические игры по математике во второй младшей группе, картотека которых достаточно широка, самый простой способ научить детей основам математики. В каждом ДОУ есть заранее подготовленная программа, одобренная ФГОС. Следуя плану, воспитатель знакомит ребят с окружающим миром.

Дополнительная информация! Дидактическая игра – это один из методов активного обучения в игровой форме.

Каждый участник цельной команды старается выполнить общую задачу и выиграть.  Организуется интерактив, где воспитатель – правая рука и главный помощник для каждого в группе.

Цели дидактических игр

Дети, посещающие вторую младшую группу, должны научиться взаимодействовать с числами. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.

К концу года малыш обязательно должен уметь:

  • подбирать парные предметы – одинаковую пару обуви, кубики, вещи, подходящие по форме и размеру;
  • классифицировать предметы: одежда, еда, игрушки, книги;
  • отличать большое от маленького, горячее от холодного;
  • считать количество игрушек – 1,2,3;
  • исследовать новые предметы, опознавать их назначение, размер, форму;
  • собирать пирамиду, складывать матрешки, закреплять несколько форм друг на друге;
  • ориентироваться в пространстве по типу «близко-далеко», «низко-высоко»;
  • усвоить простейший принцип чередования предметов.

Дидактические игры в саду

Важно! Во второй младшей группе, согласно требованиям ФГОС, математика выделяется как отдельный предмет. Главные задачи – изучить такие понятия, как величина, форма, количество и научиться ориентироваться в пространстве, осознавать перемену времени с вечера до ночи.

Список интересных игр по математике для 2-й младшей группы

Для развития математических способностей у детсадовцев воспитатель проводит занятия и игры, используя картотеку в ДОУ. Задачи могут быть разными, например, поиск геометрически одинаковых фигур, определение времени по часам.

Примеры игр для развития аналитических способностей:

  • найди предмет. На одном столе лежат геометрические фигуры, на другом – предметы такой же формы. Задача ребенка – найти соответствия. Кто первый сможет это сделать, рассказывает остальным детям, почему он выбрал ту или иную форму. Игра длится до тех пор, пока не будут найдены и соотнесены все предметы;
  • матрешка. Воспитатель объявляет всем в группе, что он желает поиграть с очень необычной куклой. А где все матрешки? Дети говорят, что большая фигура содержит в себе много маленьких, и тогда матрешка разбирается, а каждой кукле дается имя. Следующий этап – подобрать кружки разного размера для каждой матрешки. Для большой куклы – большой круг, и для самой маленькой – маленький. Задача – собрать матрешку обратно и соотнести все фигурки по величине;

Сбор матрешки

  • длинно-коротко. Данная игра позволяет развить у ребенка чувство восприятия величины и длины. Используются полоски из картона и ленты, а также игрушки. Мишке Ване и кукле Маше нужны пояски, для куклы – короткий, для мишки – длинный. Дети начинают искать на столе ленты подходящей длины и завязывать их. После того, как они это сделают, воспитатель просит детей поменять пояса местами, и привязать на мишку короткий поясок, а на куклу длинный. Затем он объясняет, что короткую ленту не получится обвязать вокруг широкого мишки;
  • выбери фигуру. Дети выбирают картонные и пластмассовые фигуры и ставят их на лист бумаги. Важно, чтобы квадрат был поставлен на квадратный рисунок, а круглый мяч – на круг;
  • квадраты. Воспитатель показывает детям три квадрата разного размера и просит построить из них башню. Сначала ставится самая большая фигура, на нее средняя, а затем самая маленькая;
  • обруч. В центр обруча кладется игрушка. Задача детей – найти в садике все подходящие по свойствам предметы и положить их в круг. Это могут быть одинаковые по цвету, размеру, весу или форме предметы. Важно, чтобы малыш объяснял, почему он выбрал ту или иную фигуру;
  • лото. Детям показывают карточки с разными предметами – круглыми, квадратными, овальными. Ребенок должен назвать тип фигуры и подобрать к ней другие карточки. Например, если воспитатель держит рисунок круга, то воспитанник находит карточку с рисунком мяча, арбуза, солнца;
  • знакомство с фигурами. Задача воспитателя – научить не просто находить похожие фигуры, но и называть их. Так, если на карточке треугольник, ребенок указывает на все три угла и говорит, что это за фигура;
  • бусы. На длинной веревке разложены треугольники, круги. Дети пытаются сделать бусы, чтобы украсить новогоднюю елку. Они должны соблюдать ту же последовательность, что задана изначально – то есть, нанизывается синий треугольник, красный круг, потом снова синий треугольник;
  • наш день. В ходе игры дети учатся понимать и определять время суток, а также правильно называть и употреблять к месту обозначения времени. Педагог играет с куклой, и просит детей определить, какое время суток он изображает. Например, если Кукла Маша проснулась и чистит зубы, значит, сейчас утро, а если она обедает – день. Когда игра с куклой закончена, с помощью карточек создается последовательность дня;

Карточки с временами суток

  • красивый ковер. На полу лежит несколько ковров с пустыми клетками, который нужно заполнить. Для этого дети находят геометрические фигуры и складывают их на один ковер. Первый коврик должен получиться с зелеными квадратами, а второй с красными кругами. В ходе игры воспитатель обязательно общается с детьми и задает им вопросы о том, почему они выбрали ту или иную фигурку для украшения;
  • создай свой предмет. Из разных форм, валяющихся на полу, составляется цельный предмет. Например, неваляшка – это два круга, а дом – это квадрат и сверху треугольник. Чтобы помочь малышам, воспитатель зачитывает стихи и загадки, из которых можно выбрать какой-нибудь предмет;
  • большой медведь и маленький. По мотивам известной сказки дети пытаются разделить медведей по размеру. Кому должна достаться самая большая тарелка, а кому маленькая. Также дети выбирают для медведя кроватку, стол, стул. Воспитатель в это время читает сказку;
  • поиск предмета. Воспитатель сажает детей на стульчики по кругу, а потом говорит, что сегодня они будут искать квадратные игрушки. Дети сразу разбегаются по комнате и приносят обратно все, что смогут найти – кубики, конструкторы, коробочки. Затем игра повторяется, только дети ищут круги, овалы, треугольники.

Дополнительная информация! Математический урок во второй младшей группе сада – это не занудное заучивание цифр и сложные вычисления. Дети познают мир в игровой форме, сопоставляя игрушки по размерам, цветам и форме.

Как создать дидактическую игру для детей

Если карточки закончились, воспитатель может самостоятельно создать дидактическую игру, ориентируясь на нормы ФГОС. Находясь в игровом зале, дети могут искать предметы разных цветов, форм, а также игрушки, выполняющие определенные функции: «посуда», «куклы», «мебель».

Игра на поиск цвета и формы

Задания, которые можно предложить выполнить во время прогулки:

  • Сравнить длину подошвы с величиной другого предмета, который попадется на улице.