Skip to content

Карточки слияния согласных и гласных сделать своими руками: слоги — Твердые и мягкие согласные звуки

«Слияние согласного звука с гласным. Алфавит». 1 класс

Тема. Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с алфавитом.

Цели урока. Закрепить знания детей о
слиянии согласного звука с гласным;

продолжить учить составлять звуковые схемы
предложений;

развивать фонетический слух, речь детей,
любознательность;

воспитывать интерес к учебе, стремление
учиться, узнавать новое.

Оборудование. Картинки с изображением
льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

схемы предложений, предметные рисунки,
карточки для обозначения звуков;

наборное полотно; магнитные буквы; листы
бархатной бумаги и нитка;

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.


II.

Актуализация опорных знаний.



Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в
гости в город Зверей к таким же школьникам как вы.
Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже
необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

Отгадайте на чем мы поедем в гости:

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус).



Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было
ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в
школе. (Дети составляют рассказ о школе).

Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы
можете рассказать о школе зверей?

(Ответы детей).



Учитель. Составте предложение,
соответствующее схеме.

Дети. – Зверята любят учится.

— Им нравится школа.

— Учит их лев.



Учитель. Что такое предложение? Из чего
состоит предложение? Сколько слов может быть в
предложении? (Ответы детей).

(Учитель обращает внимание детей на
иллюстрации
).

Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы,
изображенные на рисунке. С какого звука
начинается их название? (Даны рисунки: лось,
кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют
предметы и звуки
).



Учитель.Чем отличается произношение одних
звуков от других? (Ответы детей).



Дети.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.



Дети.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.



Артикуляционная гимнастика.

Учитель и дети.

С-с-с – змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,

Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,

Р-р-р – моторы тарахтят.



Учитель. А что такое слог?



Дети.

Дружат гласная с согласной

Образуя вместе слог.

“Ло” и “си”, а вмести “лоси”

К нам явились на урок.



Учитель. Следующее задание учителя Льва : по
предметным картинкам составить схемы к словам.

(Учитель выставляет на доске картинки с
изображением лосей, кота, льва. Один ученик
работает у доски, остальные — за партой
.)
Анализируется слово “лоси”.



Ученик. “Лоси”. В слове два слога. Слог “ло”
— в нем два звука, которые образуют слияние
согласного [л] с гласным [о] и т. д.

(Выставляется на наборном полотне две
карточки с изображением слияния
).

Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три
звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о
], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] –
согласный, находится за пределами слияния.

(Выставляет на наборном полотне одну
карточку с изображением слияния и одну с
изображением согласного звука
)

Третий ученик аналогично проводит работу со
словом “лев”.

Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?



Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот”
одинаковы.



Учитель. – Какой вывод можно из этого
сделать?



Дети. – Одна и та же схема может относиться к
разным словам.



Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

(На доске записывают дети слова кот и лев
печатными буквами
).

Упражнения на дыхание.

Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо.
Давайте его накачаем.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую
камеру. На счет “раз” — “два” —  сделать
глубокий вдох через рот; “три” — “четыре” -
усиленный выдох через рот, имитируя движениями
рук увеличивающуюся камеру. Повторить 3-4 раза в
медленном темпе.


III. Изучение нового материала.

Учитель. – Для того, чтобы написать слово,
используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть
буквы, что это такое, где они “живут”.

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!

Гласные! Согласные!

Разные такие!

Без них нельзя

Постичь науки!

Вы догадались?

Это …



Дети. – Звуки.



Учитель. Да, это звуки.

Но мы не можем их увидеть!

Их можно лишь услышать!

Звуки – невидимки!

Таинственные гости!

Их можно лишь услышать!

Произнести их просим.

Произнесите звуки, которые вам нравятся.

(Дети называют звуки).



Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки.
Для этого нужно построить для них домики. У людей
есть квартиры, у зверей норки, в которых они
живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них
особенные, их строят карандашом, ручкой,
фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И
называют эти дома буквами.

Букв — 33. И все они “живут” в городе, который
называется алфавитом или азбукой. Посмотрите
внимательно в учебнике страницы 22 -23. Все эти
буквы мы будем учить. Когда выучим все буквы
алфавита, научимся читать любые слова. А человек,
который умеет читать, может узнать много
интересного и нового из книг.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе
шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые
схемы. Все они перепутались, и теперь он не может
понять, какому слову какая соответствует схема.. (У
детей на партах лежит рисунок и несколько схем
).

— Помогите Слоненку . Найдите необходимые схемы.
(Учитель проверяет соответствие схемы и рисунка).

— А теперь на листике напишите букву, с которой
начинается слово, изображенное у вас на рисунке.
Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то
напишите это слово.



Физкультминутка.

Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок.

Встал на ножки,

Потянулся,

А потом присел, нагнулся

И немножко поскакал,

И на месте пошагал,

А потом опять прилег.

Но уже на левый бок.

(Сидя, повернуть вправо, влево, руки на поясе .
Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать,
сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на
поясе, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз,
шаг на месте
).



Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам
расскажут о себе, а вы поможете им построить
домики и расставить их по порядку на магнитной
доске. Будьте внимательны!

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С нами подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-

Прикатили на еже.

-У кого на парте буквы, которые я назвала,
расставьте их на магнитной доске в том же
порядке.

(Учитель готовит буквы для детей с учетом их
готовности к школе. Дети выходят к доске и
выставляют буквы, о которых только что услышали,
по порядку
.)



Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно.

(Дети выходят и выставляют буквы).

— П, Р, С, Т, У, Ф, Х –

Оседлали петуха.

(Дети выходят и выставляют буквы).

— Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-

Все теперь мои друзья.

(Дети выходят и выставляют буквы).

-Ъ, Ы, Ь.

Три сестренки опоздали

Заигрались в прятки,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

— Где нужно поставить эти буквы? (Дети
выставляют буквы, сравнивая свою работу с
алфавитом, который дан в книге
).

— Познакомьтесь с ними, дети,-

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.


V. Итог урока.

Учитель. – Пора прощаться с лесом и его
гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в
гостях в Лесной школе? А на память зверятам
давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге
нитью выложим первую букву алфавита. А
возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с
вами сегодня побывали?



Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной
школе.



Учитель. – А что мы там делали?



Дети. – Составляли предложения.

— Составляли звуковые схемы.

— Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

— Составляли алфавит.

— Подарили буквы зверятам.



Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта
встреча понравилась и вам, и зверятам.



Литература:

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные
задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах.
СПб. : Дельта,1999.

Новоторцева Н.В. Учимся писать . Обучение
грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия
развития, 1998.

МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Учимся читать слоги

Две половинки ( с 5 лет)
На карточках из картона напишите слоги( до 10 слогов на одну игру), с которыми вы уже познакомили ребенка. Каждую карточку разрежьте на две равные половины — верхнюю и нижнюю( или по диагонали)
 Если ребенок затрудняется в поиске, оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние разложите перед ребенком для выбора.
Печатные игры 

«Перекидные слоги» на пружинке можно приобрести в печатном виде, а можно сделать из тетради или блокнота на пружинке
«Паровозики»- ссылка на лабиринт:

Моё любимое пособие Барановой и О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать» привлекает даже самых непоседливых мальчиков 3-6 лет:

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

С помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Слоговое лото
Сделайте карточки со слогами ПА, ПУ, ПИ, ПУ, ПЫ, ПЕ и т. д.. Из настольных игр или журналов подберите картинки, названия которых начинаются на перечисленные выше слоги. Старайтесь подбирать к одному и тому же слогу несколько разных картинок. Например: СА — са-мо-лет, са-по-ги, ВА — ва-та, ва-за. Предложите ребенку выбрать одну из карточек со слогами и найти к каждому слогу соответствующую картинку из подготовленных для игры. Важно, чтобы ребенок сначала назвал то, что нарисовано на картинке. Слог нужно закрывать картинкой.
Ведущий  спрашивает: «Кому нужен … ?» (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующий слог, забирает картинку себе, закрывает ею слог. Выигрывает первый закрывший все слоги на своей карточке.
 Вариант:
На большие карточки приклейте предметные картинки, подготовьте отдельные карточки с соответствующими слогами. Сложите все карточки в мешочек. Ведущий будет доставать из мешочка карточки со слогами, а игроки закрывать ими картинки. Выигрывает также первый закрывший все картинки на своем листе.

На карточках наряду со слогами-слияниями напишите и обратные слоги, в которых после гласной буквы следует согласная (ИС, ОС, АС, УС …). Подберите картинки к этим слогам. Например: УТ — ут-ка, ЮБ — юб-ка, ЯБ — яб-ло-ко, ЮН — юн-га и т. п.

Слоговое лото Л. М. Козыревой- ребята выделяют слоги в начале слова, в конце и середине, складывают из слогов новые слова:

Слоговое домино с 5 лет
Подберите картинки с изображениями различных предметов, названия которых начинаются на слоги ПА, МИ, РО, ГА, BE и т. д..
Заготовьте картонные карточки. На правых половинках карточек напишите слоги, а на левые половинки приклейте предметные картинки.
Объясните ребенку правила игры. К каждой карточке нужно подбирать другую таким образом, чтобы написанные слоги совпали с картинками, на эти слоги начинающимися. Возьмите себе и дайте ребенку по 5-8 карточек. Оставшиеся карточки сложите в общую колоду. Стройте цепочки из слогов и картинок. Ходите по очереди. Если у вас или ребенка нет подходящей карточки, берите дополнительные из колоды. Выигрывает тот, кто первый остается без карточек на руках. Не забывайте просить ребенка читать слоги на карточках!
 Лучше подобрать больше картинок, названия которых начинаются с наиболее часто встречающихся в речи слогов. Например, НО — НО-ГИ, Но-РА; БА — БА-БОЧ-КА, БА-ТОН, БА-НАН, БА-РА-БАН. Специально следить за количеством картинок, подобранных к каждому слогу, не нужно — действуйте, исходя из возможностей вашего поиска.
Вариант:
Предложите ребенку самому построить цепочку из карточек. Пусть подбирает карточки таким образом, чтобы использовать в одной цепочке как можно больше слогов и картинок. Наилучший вариант такого задания — выкладывание всех карточек изготовленного комплекта в одну цепочку. По окончании составления цепочки попросите ребенка прочитать в ней все слоги.


Парочки
Приготовьте комплект карточек, из которого можно составить 8 пар одинаковых слогов.
Перемешайте карточки и разложите их на столе слогами вниз. Должно получиться 4 ряда по 4 карточки в каждом ряду. По очереди с ребенком пытайтесь найти одинаковые буквы. Откройте любые 2 карточки. Если вы открыли карточки с одинаковыми слогами, оставляйте их себе. Если открылись разные слоги, переверните их опять слогами вниз, оставляя на прежних местах. Следующий ход делает ваш ребенок. Объясните ребенку, что нужно стараться запомнить, где какой слог расположен на столе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

Игра учит ребенка не отвлекаться и долго удерживать внимание, действовать по алгоритму и запоминать пространственное расположение предметов.

Волшебная тарелка (с 5 лет)
Предлоги — это первые слова, доступные ребенку для самостоятельного чтения. Часть предлогов состоит из одной буквы, а часть совпадают со слогами. Стоит попробовать использовать это их преимущество для организации игры с ребёнком, когда он учится читать разные слоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите ее с помощью линейки и карандаша на 8 секторов. В каждом секторе напишите по одному предлогу: НА, В, ПО, ПОД, ЗА, ОТ, НАД, К.

Бросьте кубик на тарелку, посмотрите, на какой сектор он попал. Вам нужно придумать предложение с выпавшим предлогом. Теперь очередь вашего ребенка. Если малышу будет трудно придумывать предложения, помогите ему: подскажите, о чем можно придумать предложение с данным предлогом.

Когда ребенок научится придумывать предложения, усложните немного правила игры: предложений нужно придумывать столько, сколько точек на выпавшей грани кубика.
 Вариант:
Можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать ее с закрытыми глазами.

Е.В. Васильева: Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото.
 https://www.labirint.ru/books/460265/
Алла Аникушина: «Буквы, слоги и слова». Лото с проверкой https://www.labirint.ru/games/613001/

Наталия Нищева  «Слоговые таблицы»

Универсальное лото с звукоподражательными словами  из блога  Татьяны  Пироженко легко сделать самим.
 Квадратные (5х5 см) картонные карточки. На одной стороне  — животное или предмет, на другой — слог, изображающий издаваемый им звук. Например, «корова»-«му», «машина» — «би», «цыпленок»-«пи».

Играют в лото так:
Первый вариант — раскладывают карточки буквами кверху и предлагают ребенку найти среди них какое-нибудь изображение. Сначала ребенок просто переворачивает все карточки по-очереди, но потом догадается (может, надо будет задать наводящие вопросы), что гораздо быстрее найти нужное изображение по «его» слогу. И будет с одного взгляда узнавать этот слог, что очень поможет потом при чтении слов.
Второй вариант — ребенку показывают карточки по одной, буквами наверх. И спрашивают : «Как ты думаешь, кто нарисован на этой картинке?». Ребенок должен угадать картинку по слогу.

Для этой игры можно использовать и готовое печатное лото:

Скачать игру

Подвижная игра со слогами «Ворота»
Для игры нужно, чтобы двое взялись за руки и подняли их вверх, образуя ворота. Ребёнок берёт карточку с картинкой и проходит под воротами, называя первый звук в слове с картинки. Следующий уровень: ребёнок берёт карточку со слогом и читает его. Ворота захлопываются, если попытка чтения слога или называния звука не удалась.

Здесь можно скачать карточки со слогами

 Подвижная игра»Заколдованное место»
Карточки со слогами складываются на стуле в кругу. Игроки стоят по кругу. Один выходит в круг, берёт слог, показывает его любому игроку. Если тот может прочитать слог, то карточку забирает себе и  игроки меняются местами. Нужно следить, чтобы карточки в конце игры были у всех.
Пение со слогами
Для того чтобы ребенок быстрее запомнил слоги, предложите ему петь эти слоги на мелодию любой выбранной им детской песенки («Чижик-пыжик», «Жили у бабуси два веселых гуся», песни из детских мультфильмов — «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Пусть бегут неуклюже:», «Я на солнышке лежу:»; старые песни — «Катюша», «Подмосковные вечера» и другие). Сначала вместо всех слогов в песне поется слог «ля». Затем по очереди поются изучаемые  слоги.
СклАдушки- попевки Воскобовича-  эти стихи и песенки помогают запомнить слоги:

+ По ссылке отличная коллекция игр со складушками Воскобовича!

Складушки -попрыгушки.
 Попевку можно повторить, напрыгивая на карточки со слогами, разложенные на полу.
Ролики
Между карточками со слогами на полу нужно начертить или нарисовать линии. Ребёнок скользить одной ногой по линии, протягивая первый слог и читает второй( а может быть и третий) слог.
Игра в магазин
Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.
 В этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово «вата» годится, а «вода» нет, т. к. произносится «вада»).

Продавец — это вы. Покупатель — ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый слог слова и «заплатив» продавцу соответствующими «деньгами».

Поменяйтесь ролями: теперь вы — покупатель, а ребенок — продавец. Когда будете «покупать» продукты, специально выбирайте неправильный слог. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать продукт за предложенные вами «деньги».

В следующий раз в качестве «денег» используйте слоги, на которые заканчиваются названия предметов. Например: кол-ба-са — СА, бул-ка — КА, ма-ка-ро-ны — НЫ, мо-ло-ко — КО, яб-ло-ки — КИ, кон-фе-ты — ТЫ и т. д.

Можно заменить предметы картинками с их изображением. Это позволит значительно увеличить ассортимент вашего магазина. Например: за слог МА станет возможным приобрести не только ма-ка-ро-ны, но и ма-ши-ну.

Игра в аэродром (гаражи)
На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Самолетики
 На листах бумаги напишите слоги, которые вашему ребенку нужно запомнить и научиться читать. Для организации игры достаточно 6-10 слогов. Разложите листы на полу — это будут аэродромы.

«Превратите» ребенка в самолет: прочитайте стихотворение о самолете, сделайте вместе с малышом несколько движений-имитаций (расставьте руки в стороны, покачайте «крыльями»), погудите, как самолет («У-У-У»), дайте в руки игрушечный самолетик. Командуйте ребенку, на какой аэродром приземляться самолету. Говорите от имени диспетчера: «Внимание! Внимание! Объявляется посадка на аэродром …», «Посадка совершена на аэродром …».

Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет слоги, на которые будете «приземляться» вы. Специально приземляйтесь на неправильный аэродром, ребенок будет вас исправлять — провожать самолет на заданный аэродром.

Особый интерес игра вызовет у мальчика, т. к. ее сюжет соответствует темам мальчишеских игр. Чтобы игра стала интересна и девочке, переделайте ее в игру «Бабочки». Вырежьте из цветной бумаги яркие цветы разной формы. Напишите на них слоги. Разложите цветы на полу. «Превратите» девочку в бабочку: прочитайте стихотворение, загадайте загадку, выполните упражнение-имитацию («помашите крыльями»). Говорите ребенку, на какой слог-цветок приземляться. Поощряйте правильность и скорость нахождения заданного слога.

 Для игры полезно выбирать слоги, схожие между собой — имеющие в составе одинаковые согласные или одинаковые гласные буквы. Например, в одной игре используйте слоги ПУ, КУ, НУ, ЛУ, ГУ, ТУ, МУ, а в следующий раз напишите на «аэродромах» или «цветочках» слоги ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, BE.


Конфеты
Перед началом игры определите, какие слоги вы хотели бы выучить со своим ребенком. Количество слогов для одной игры не должно превышать 20. Из разноцветного картона вырежьте «конфетки». На каждой конфетке напишите ее название — слоги. На альбомных листах нарисуйте буквы, из которых состоят эти слоги, «оденьте» буквы в нарядные одежды, нарисуйте им лица и ручки. Постарайтесь сделать буквы привлекательными для ребенка. Чем ярче и эмоциональнее будут выглядеть буквы, тем больший интерес они вызовут у вашего малыша.
Здесь можно скачать буквы с личиками
или  весёлые  нарядные буквы

Расскажите ребенку, что буквы собрались на праздник, у них есть угощение — конфеты, но сами буквы не могут их поделить. Предложите ребенку помочь буквам: прочитать названия конфет и раздать их. При раздаче конфет нужно соблюдать правило: буква может получить только ту конфету, в названии которой она сама встречается. Например:  У можно угостить конфетами — КУ, ДУ, ВУ, БУ, букве Т ребенок может предложить и ТА, и ТО, и ТЫ, и ТЕ, конфетка СА может достаться и букве С, и букве А. Чтобы играть было интереснее, разговаривайте с ребенком от имени букв.

Вариант:
Те же «конфетки» используйте в игре «Магазин». Приходить за покупками будут буквы: вы можете их «озвучивать». Продавать конфетки будет ребенок. Условие — букве продают только те конфетки, в названии которых  встречаются звуки, обозначенные этими буквами. Не забывайте просить ребенка называть слоги.

Аналогично поиграйте в «Почту». Используйте те же изображения букв. Дополнительно подготовьте письма для букв. Для этого на конвертиках напишите слоги, состоящие из выбранных вами букв. Предложите ребенку разнести почту. Правило, по которому определяется, кому пришло письмо, то же, что и в игре «Конфеты»: буква может получить только то письмо, в названии которого она есть.

 Нарядные изображения букв пригодятся и для игры «В гости»
Расскажите ребенку сказку о том, как буква М пошла гулять и по дороге встречала своих знакомых. Во время рассказывания сказки объясняйте, как буквы встречаются друг с другом, здороваются за руки, говорите за буквы разными голосами. Сначала буква М встретила букву А, они взялись за руки и сказали: «МА». Когда буква М встретилась с буквой О, они поздоровались и сказали: «МО». С буквой У буква М поздоровалась уже другим словом — «МУ». Взяв букву Ы за руку, буква М сказала: «МЫ». А при встрече с буквой И буква М произнесла «МИ».
 Попросите ребенка повторить сказку, дайте ему возможность соединять буквы ручками друг с другом и произносить, как они здороваются.
 Следующую историю расскажите аналогично, но гулять уже пусть отправится буква П.

При ознакомлении ребенка с другими слогами используйте аналогичные короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: буква, обозначающая согласный звук, путешествуя, встречает на своем пути все гласные звуки. Они в паре поют «песенки»-слоги. Буква может «отправиться в лес за грибами» или «кататься на лифте», буквы могут заселяться в теремок к букве, обозначающей какой-либо гласный звук и т. п.

Дорожки из слогов
Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

пример бродилки


Тренажёр «окошечки»

Сделайте разметку на одном листе картона: положите лист горизонтально, разделите его на 2 равные части вертикальной линией, в каждой половинке на одинаковом уровне наметьте окошки, соблюдая одинаковый отступ от краев и от линии середины. С помощью ножниц вырежьте окошки. С обратной стороны приклейте заглушку из второго листа картона. Клей наносите только по линии середины, по правому и левому краю.

Раскройте альбом посередине, разожмите скрепки и вытащите двойной лист бумаги. Разрежьте его пополам вдоль так, чтобы получились две одинаковые полоски. Каждую полоску разметьте по всей длине: отчертите прямоугольники шириной, соответствующей высоте окошка в детали, выполненной из картона ранее. На одной полоске напишите гласные буквы А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Я, Ю, Э (по одной букве в каждом прямоугольнике). На второй полоске напишите согласные буквы М, П, Н, К, С, В, Т, Б, Д, Г, 3, Ф (так же по одной букве в каждом прямоугольнике).

 Вставьте полоски в картонную рамку: полоску с гласными буквами справа, полоску с согласными буквами слева.
 Теперь установите в левом окошке любую согласную букву, а правую полоску передвигайте так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Пусть ребенок читает образовавшиеся слоги. Например: МА — МО — МУ — МЫ — МИ — ME — МЁ — МЯ — МЮ — МЭ. Передвиньте полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигайте правую полоску, предлагая ребенку читать новые слоги.

В следующий раз оставляйте неизменной выбранную вами гласную букву, а изменяйте согласную, передвигая левую полоску в окошечках. Просите ребенка читать образовавшиеся слоги. Например: МА — ПА — НА — ВА — ТА — БА — КА — СА — ГА и т. д.

Можете поменять полоски местами, в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая согласная. Например: АП — AM — АН — АВ — AT — АС — АФ — АД, АК — ОК — УК — ЫК — ИК — ЕК — ЁК — ЮК — ЯК — ЭК.

Когда ребенок освоит чтение слогов, состоящих из двух букв, сделайте подобные «окошечки» на 3 или 4 буквы.




Продолжи слово
Педагог бросает мяч, называя при этом начало слова, ребенок должен продолжить слово одним и тем же слогом, например ША. Ма-ША, Ми-ША, ка-ША

Поймай верное слово
Педагог произносит цепочку из слов, среди которых одно правильное. Ребенок должен назвать правильный вариант. гебемот, бегетом, бетегом, БЕГЕМОТ.

скачать игру
скачать игру с двумя слогами

http://igromama. com/products/igra-soberi-poezd-po-cvetu-po-bukvam
 Раскрась слоги- скачать упражнение >>>>
Классная игра «Слоги в автобусе»
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-slogovoi-domik-neznaiki-uchim-bukvy-i-slogi.html

Упражнения


Чтение коротких слов
Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ.
 Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

Слова из двух слогов наглядно разделены на две части

Интересные рабочие листы в пособиях:
«Складываем слоги и слова. Лучшие упражнения для дошколят.»
«От буквы к слогу. Учимся читать по слогам. 5-6 лет» Сост. В.Г. Дмитриева:

Анна Левина «Начинаем читать»
Колдина «Начинаю читать» ( Конфетка)

Слоги в виде букв, которые дружат.
 Приём из «Букваря для малышей» Е. Бахтиной, «Русской азбуки» О. Жуковой и др

Планы занятий:
Obuchenie_gramote_detey_doshkolnogo_vozrasta_pl..

2.2 МБ

Письмо печатными буквами, уроки грамоты, чтение, раскраска:

Operenova_O_V__Ya_pishu_slova_Rabochaya_tetrad_..

1.6 МБ

Азбука раскраска:

Левик О.Н. «Азбука-читалочка. Готовимся к школе 5-7 лет. Я учусь читать»

Levik_O_N_Azbuka-chitalochka_Ya_uchus_chitat.djvu

Игра с карточками: на одной стороне картинка и слово, на другой стороне только крупное слово. Сначала ребёнок находит заданный звук в слове с картинки, затем находит букву или слог без опоры на картинку.

Серия книг «Читаем сами»  с рабочими листами и карточками для игры со слогами
Можно скачать по ссылке

Zayushka_poplyashi. djvu

740 КБ

I_opyat_poleteli.djvu

698 КБ

Zayka_sery_kuda_begal.djvu

633 КБ

Po_moryam_po_volnam.djvu

848 КБ

Masha_ela_kashu.djvu

782 КБ

Отличные рабочие листы с 24 стр до 42 «Читаем слоги»:

Uchimsya_chitat.pdf

11.5 МБ

 Флеш игры 

Источники: http://marypop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/uchimsya-chitat-po-slogam.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07w.shtml
https://moy-kroha.info/kak-nauchit-rebyonka-chitat-po-slogam-v-domashnih-usloviyah

 Примечание:
Регулярными можно назвать такие занятия, которые проводятся 5-6 дней в неделю. Причем, в каждый день по два занятия.  Продолжительность одного занятия от 3-х до 15-ти минут. Между занятиями нужно делать перерыв на 30-60 минут, чтобы малыш успел отдохнуть.
Обязательно делайте свободные от занятий дни и сообщайте об этом малышу: «Завтра у тебя выходной». 

Карточки с упражнениями на смешивание согласных гласных CV от Hungry Paper

Карточки с упражнениями на смешивание согласных гласных CV — это фантастический инструмент, облегчающий учащимся начало чтения.

Эти карточки можно адаптировать после того, как учащиеся уже выучили звуки своего алфавита и готовы начать смешивать свои первые согласные и гласные.

Учителя могут использовать эти карточки CV Blending Drill Card в небольших группах или один на один со своими учениками. Если ваши учащиеся все еще плохо разбираются в звуках алфавита, начинайте каждое занятие с изучения алфавита, используя изучение звуков букв с помощью карточек с упражнениями на буквы. Это действительно сгладит процесс смешивания резюме.

**Я рекомендую использовать эти карточки с короткими гласными звуками, и как только ваши ученики поймут и запомнят сочетания, перейдите к словам CVC. **

Руководство по эксплуатации

✔︎24 страницы карточек с биографическими данными

✔︎Всего 95 индивидуальных карточек с упражнениями

✔︎1 титульная карточка (по которой можно легко идентифицировать ваши карточки при их хранении)

Для более длительного использования этого пакета , распечатайте карточки с упражнениями на картоне, вырежьте их и заламинируйте.

Для получения дополнительной информации не стесняйтесь присылать любые вопросы, комментарии или предложения, которые могут у вас возникнуть.

Спасибо, что заглянули!!

Когда у вас есть шанс, обратная связь приветствуется!

ОСОБЫЕ СВЕДЕНИЯ О ОТЗЫВАХ:

За каждый доллар, потраченный на TpT, вы получите 1 кредит, и мы также округлим вам сумму! Если вы оставите честный отзыв о товаре стоимостью 4,75 доллара, вы получите 5 кредитов. Каждые 20 кредитов, которые вы зарабатываете, равны 1 доллару США, которые можно использовать для будущих покупок TpT.

Обратите внимание, что кредиты TpT начисляются только за отзывы, оставленные на активных платных ресурсах, созданных учителями. При покупке подарочных карт TpT нельзя оставить отзыв, поэтому за них не начисляются кредиты. Кредиты также не начисляются за отзывы, оставленные при бесплатных загрузках.

***ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ HUNGRY PAPER***

Весь контент в этой загрузке был создан Hungry Paper, включая все фотографии, используемые для отображения ресурсов в предварительном просмотре и эскизах. Пожалуйста, соблюдайте правила авторского права при использовании этого или любого другого продукта, созданного Hungry Paper. Копия этих рекомендаций также включена в загрузку. Вы можете загружать и распечатывать любое количество копий для личного или профессионального использования в классе и т. д., но, пожалуйста, не делитесь ими с другими. Вы МОЖЕТЕ направить других по этой ссылке, чтобы они могли приобрести этот продукт самостоятельно, или вы МОЖЕТЕ направить их в мой магазин TpT. Большое спасибо!

▼????_ путешествии ИЩЕТЕ БОЛЬШЕ РЕСУРСОВ???

Вам также могут понравиться:

Изучаем звуки букв с помощью карточек с упражнениями на буквы

Моя рабочая тетрадь для подготовки к письму

Набор «Алфавит» Вперед, рыба!

для печати и больше посетите Hungry Paper Tpt Store:

Hungry Paper Tpt Store

▼? путешествия ▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼

Не забудьте подписаться на мой магазин TpT, нажав «Следовать за мной» рядом с моим изображением продавца, чтобы получать уведомления о новых продуктах и ​​предстоящих распродажах.

Оставайтесь в курсе и следуйте за мной в социальных сетях:

Pinterest

Facebook

Instagram

Twitter

Как установить звуковую стенку в своем классе.

Звуковая стена — это способ организации и отображения различных звуков (или фонем), которые мы слышим в речи. В этом посте я поделюсь советами о том, как установить звуковую стену в детском саду, классе первого или второго класса, а также поделюсь подробностями о моем ресурсе виртуальной звуковой стены.

В последнее время я много делюсь информацией о Sound Walls. Я написал о преимуществах звуковых стен, создал ресурс звуковой стены и поделился видео с советами и идеями по ее использованию в классе.

Я в восторге от вашего энтузиазма! Многие из вас готовы разрушить эту стену слов и заменить ее звуковой стеной!

Я также получил много умных вопросов о звуковых стенах! Вы задаетесь вопросом о том, как лучше всего установить звуковую стену и как представить ее своим ученикам.

Я хочу, чтобы ваша звуковая стена была интерактивным инструментом. Тот, который поможет вашим ученикам получить знания и инструменты для уверенного чтения, правописания и письма. Я также хочу, чтобы это было чем-то, чем вы, как учитель, можете управлять. Чтобы убедиться, что это так, сегодня я делюсь 4 советами по установке звуковой стены.

1. Постройте звуковую стену вместе со своими учениками.

Вы, наверное, видели изображения звуковых стен, на которых есть ВСЕ ключевые слова под каждой фонемой. Они, вероятно, подавляют вас! Но не волнуйтесь — именно так мы хотим, чтобы звуковая стена выглядела в КОНЦЕ года! В начале года у вас не будут размещены все компоненты звуковой стены. Единственными компонентами, которые вы будете публиковать, являются фотографии артикуляции рта и звуковые орфографические карточки. Вы будете «открывать» новые фонемы одну за другой и строить свою звуковую стену ВМЕСТЕ со своими учениками по мере того, как будете представлять, подробно учить и практиковать каждую из них. (Фонемы, выученные в предыдущем классе, должны быть опубликованы и проверены в начале года).

Кроме того, как только вы разблокируете звук, вам нужно будет заклеить некоторые графемы стикерами или бумагой и открыть их, когда будете учить. Следуя объему и последовательности ваших основных навыков, научите наиболее часто встречающимся буквам или графемам, обозначающим звук. Например, после введения фонемы /f/ вы должны сказать своим ученикам, что графема f является наиболее распространенным произношением этого звука. Вы также можете прикрепить изображение ключевого слова, чтобы помочь учащимся увидеть фонему в контексте и запомнить произношение звуков.

2. Спланируйте необходимое пространство .

Да, ваша звуковая стена изначально пуста, но я знаю, что вам нужно знать, сколько места вам потребуется, когда она будет завершена! Как занятой учитель, у вас нет времени, чтобы измерить его и точно определить, где разместить каждую карточку, поскольку ваша стена растет!

Многие спрашивают, сколько места необходимо для звуковой стены. Размер моих досок объявлений как для долины гласных, так и для стены согласных звуков был 4 x 8 футов каждая! Их большие доски объявлений! У меня есть несколько идей, если у вас мало места в этом посте.

Чтобы помочь вам в планировании, я добавил замки в свой ресурс звуковой стены.

Установите всю стену согласных звуков и долину гласных и используйте замки или желтые крышки, чтобы скрыть каждый звук. Затем открывайте их одну за другой по мере того, как вы их учите. Замки делают вещи немного более захватывающими и привлекательными для студентов! Вы действительно можете вызвать предвкушение и волнение, когда говорите своим ученикам, что собираетесь «открыть» новый звук!

Если место на стене ограничено, распечатайте звуковые карты меньшего размера. Если эти карточки все еще слишком велики, вы можете настроить параметры масштаба на своем принтере или распечатать две страницы на одной, чтобы сделать их меньше. На этой фотографии учительница уменьшила карточки, чтобы поместить звуковую стену на двери шкафа.

3. Создайте подвижную стену согласных звуков и долину гласных.

Если у вас ограниченное пространство на стене или вы беспокоитесь, что учащиеся не смогут увидеть звуковые стены со своих мест? Создайте мобильную звуковую стену, используя тройную демонстрационную доску проекта. Используйте его на коврике для занятий со всем классом, принесите его к столу для небольших групп или поместите в центр, чтобы помочь учащимся в их самостоятельной практике!

Переносная звуковая стена также является отличным решением, если вы обучаете детей разных возрастов или групп. У каждого класса может быть своя звуковая стена!

Вы также можете распечатать отдельные папки звуковой стены, чтобы учащиеся могли использовать их в школе или дома. Недостатком этого варианта является то, что студенты могут быть перегружены, так как звуковые стены показывают ВСЕ фонемы и графемы с самого начала.

Ограниченное пространство на стене? Не заинтересованы в изменении размера карт, печати, ламинировании и т.д.?? Без проблем! Я создал для вас ВИРТУАЛЬНУЮ СТЕНУ ЗВУКА и ДОЛИНУ ГЛАСНЫХ! Эта звуковая стена имеет все компоненты, которые вам понадобятся, чтобы легко и четко представить каждую фонему своим ученикам, и НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ работы!

Я создал эту виртуальную интерактивную звуковую стену на слайдах Google, чтобы вы могли отображать ее на своей доске SmartBoard, проекторе или любой другой цифровой платформе, которую вы используете. Вы можете использовать его на ноутбуках с небольшими группами или отдельными учащимися и даже поделиться им с семьями для использования дома!

Хотите узнать больше? В этом видео данный ресурс подробно рассматривается и рассказывается обо всех включенных в него компонентах!

Обратите внимание, если вы являетесь владельцем физической звуковой стены, это 9В комплект добавлена ​​виртуальная версия 0003. Загрузите ее еще раз, чтобы получить это бесплатное обновление! Теперь у вас есть больше способов взаимодействия со звуковой стеной!

5. Печатайте звуковые карты с дополнительными буквами и используйте их по-разному.

Помните, что вы можете печатать карточки со звуковыми правописаниями столько раз, сколько захотите! Вот еще несколько способов использования карточек с фонемами и графемами:  

💗 Распечатайте дополнительный набор и поместите их там, где я обычно размещаю свою большую строку алфавита от A до Z.