Содержание
История возникновения, рисование и шаблон филимоновской игрушки
Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло — гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.
Содержание материала
- 1 История филимоновской росписи
- 2 Виды и рисунки детских филимоновских игрушек
- 3 Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)
- 4 Значение узоров или орнаментов
- 5 Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки
- 6 Этапы создания филимоновской игрушки
- 7 Занятия по филимоновской росписи в детском садике
- 7.1 Другие виды росписи и рисования
История филимоновской росписи
Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.
Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.
Виды и рисунки детских филимоновских игрушек
В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:
- Филимоновская уточка — это основной символ водной среды.
Использовали как оберег для малышей.
- Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
- Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
- Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
- Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
- Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
- Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.
Более поздними филимоновскими игрушками считаются:
- Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
- Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
- Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
- Образ Чаепития, посвященный самовароварению.
Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.
Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)
Значение узоров или орнаментов
Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики. Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:
- Треугольник изображает землю.
- Елочки — живую растительность.
- Зигзаг — это вода.
Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.
Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки
Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:
- Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
- Зеленый — возобновление самой жизни.
- Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.
Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.
Этапы создания филимоновской игрушки
По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.
Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).
И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.
Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.
Занятия по филимоновской росписи в детском садике
Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:
- Плакат с расписанными элементами росписи
- Несколько глиняных свистулек
- Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
- Палочки ватные либо кисточки
- Гуашь или цветные карандаши
- Палитра
- Емкость для мытья кисточек
- Салфетки
Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.
В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.
Другие виды росписи и рисования
Урок рисования во 2-м классе «Филимоновская игрушка»
Цель: Продолжить знакомство с
народными промыслами; познакомить детей с новым
для них народным промыслом – филимоновская
свистулька.
Задачи:
- Познакомить с особенностями этого промысла
(материал, форма, цвет, узор). - Освоить простейшие элементы филимоновской
росписи – полоски, “елочки”; познакомить с
традиционным элементом филимоновской росписи –
“цветком”. - Научить расписывать силуэты филимоновских
лошадок и петушков. - Развивать восприятие, воображение и
эмоционально-волевую сферу. - Формировать нравственно-эстетическую
отзывчивость на прекрасное в народном
творчестве.
Материал для учителя:
- гуашевые краски желтого, зеленого, красного
цвета; - кисти № 2 и № 4;
- банка с водой;
- мягкая салфетка для снятия лишней краски с
кисти; - альбомные листы;
- шаблоны филимоновских игрушек;
- лотки с названием промыслов и иллюстрации
изделий для игры “Ярмарка”; - Незнайка.
Материал для учащихся:
- альбом;
- гуашевые краски желтого, зеленого, красного
цвета; - кисти № 2 и № 4;
- банка с водой;
- мягкая салфетка для снятия лишней краски с
кисти.
Зрительный ряд:
- филимоновские свистульки,
- иллюстрации,
- открытки.
Литературный ряд:
- Н. Грибачев “Художник”,
- загадки.
Музыкальный ряд:
- Запись народных музыкальных инструментов.
План урока:
- Организационный момент.
- Игра “Ярмарка”.
- Беседа “Филимоновская игрушка”.
- Педагогический рисунок.
- Практическая работа учащихся.
- Выставка. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в
художников.
Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.
– Прослушайте стихотворение “Художник”,
подумайте и скажите, каким должен быть настоящий
художник.
Наш Сережка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода.
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги,
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.
Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то с боку голова?
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!
– Можно ли Сережку назвать Художником? (…)
– Почему? Каким должен быть художник? (…)
– Надеюсь, что вы будете внимательными,
старательными, терпеливыми, аккуратными
художниками. А чтобы работалось нам легко, надо
приготовить все материалы, инструменты и
помнить, что у каждой вещи – свое место.
Дети отгадывают загадки –проверяют и
размещают нужные инструменты и материалы на
парте.
Он признался ножу:
“Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог”.
Если ей работу дашь,–
Зря трудился карандаш.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым…
2. Игра “Ярмарка”.
– Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где
продаются изделия самых разных народных
промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот
беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не
открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески
повешены. А изделия еще не разложены. Как же так?
… Все понятно, расставить, разложить игрушки и
посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо,
ребята, ему помочь.
Дети по одному выходят и расставляют изделия по
лоткам, объясняя свой выбор.
– Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом
ящик, надо навести порядок, достать игрушки и
расставить их.
Из ящика достаются филимоновские
игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки
видят.
3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
– Петушок, коник, собачка, невеста с женихом,
солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к
нему – “Филимоновские игрушки”.
– Как вы думаете, из какого материала сделаны
эти фигурки? (…)
– Где их впервые стали делать: в городе или в
деревне? Почему вы так решили? (…)
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
– В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской
области, над речкой Упой стоит русская деревня
Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж
очень много кругом красной глины): и дома здесь не
деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей.
Да и по местному поверью основал деревню еще при
Иване Грозном умелый гончар Филимон. А
прославилась деревня на весь свет веселой,
забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но
несколько странную – удлиненную.
Удлиненные пропорции фигурок объясняют
свойствами местной глины. Она здесь вязкая и
однородная, как тесто, так что у мастера нет
необходимости лепить фигурку по частям,
примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина
сохнет, игрушку много раз оглаживают,
“подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока
она не “замрет”. Так вот с каждым таким
“подтягиванием” игрушка удлиняется в
пропорциях.
И раскрашивают в основном тремя красками:
Рис. 1
– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)
– И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки,
снежинки – цветы.)
– По длинной-длинной шее и маленькой головке,
по полосатому узору каждый сразу узнает
филимоновскую игрушку.
После возрождения промысла в 60-е годы игрушка
стала разнообразнее, но роспись в целом не
изменилась – пишут быстро и легко, как будто в
шутку.
4. Педагогический рисунок.
Рисунок выполняется на доске учителем и
одновременно детьми в альбомах.
Рис. 2
- Желтый фон.
- Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
- Узор из полос.
- “Елочки”.
Узоры демонстрируются на доске, дети
зарисовывают их в альбомы.
5. Практическая работа учащихся.
Рис. 3
Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один
ученик рассказывает план работы. Дети
раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из
Филимонова.
6. Подведение итогов.
Выставка.
Рис. 4
Рис. 5
– Что нового узнали на уроке?
– Кому понравилось рисовать филимоновские
игрушки?
– Кому нравится своя работа?
– Какая работа с выставки тебе больше нравится?
– Вы замечательно работали. У вас получились
очень красивые работы.
Народное творчество своими руками Александр Бабель
На этой красочной странице вы окунетесь в духовный мир наших предков. Вы узнаете немного о быте русских деревенских жителей и традициях прошлых веков, которые с любовью передавались из поколения в поколение.
Впервые с народным творчеством познакомился в художественной школе. Все эти работы сделаны мной на уроках прикладного искусства.
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка — русский народный художественный промысел. Свое название игрушка получила от деревни Филимонов, расположенной близ Одоево Тульской области. Здесь издавна (возможно, около семисот лет назад) крестьяне начали делать из особого сорта местной глины посуду и свистульки. А первым, по преданию, был Филемон, который обнаружил в этом месте превосходную по качеству, жирную и пластичную глину и стал делать из нее горшки.
Горшечниками обычно были мужчины, а женщины делали свистульки. Им помогали девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Зимними вечерами собирались мастерицы и под песни делали игрушки. А весной перед началом полевых работ эти продукты сжигали в специальных рожках. Печь строилась из кирпичей, в которой плотными рядами укладывалась посуда, а пустоты между горшками заполнялись свистульками. Закрыли все черепицей, обложили березовыми дровами и подожгли. Для всей деревни это было торжественным событием. До глубокой ночи горели эти огромные костры. По словам очевидцев, зажарка представляла собой необычайно красочное зрелище. Возле печей собрались нарядно одетые мужчины, женщины, дети в ожидании чудесного завершения всех зимних работ.
Для создания игрушки берется комок глины, из которого рисуется сразу вся фигурка — при таком способе лепки игрушки получаются изящными, пластичными. В поперечном сечении все части корпуса должны быть круглыми.
После обжига «синица» (синяя) (глина здесь названа по цвету) становится белой, и можно сразу красить игрушку. Сначала откладываются желтые полосы и пятна, затем они очерчиваются красным «пером», затем зеленым, реже синим или фиолетовым. Роспись построена по традиционной схеме: цветные полосы чередуются с локальными пятнами. Встречаются и более сложные узоры, особенно на дамских юбках: разветвленная «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звезда» или «солнышко» переплетаются в радостные узорчатые соцветия. Блузки у дам и рубашки у солдат обычно окрашены в один цвет (малиновый, зеленый, желтый). Круг обозначает солнце, треугольник – землю, ели и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы.
Для росписи используются куриные и гусиные перья. Изначально анилиновые краски разводили на яйце, и картина имела сочные натуральные тона, но, к сожалению, быстро выцвела и потускнела. Затем мастера стали использовать ацетон — краска стала более стойкой, хотя тона немного потеряли в натуральности.
Герои и сюжеты филимоновских игрушек традиционны: это дамы, крестьянки, солдаты, танцующие пары, всадники на лошадях; из животных — коровы, овцы, лошади, медведи; из птиц курицы, петухи и многое другое. Все филимоновские игрушки — свистульки, даже дамы и господа. Свисток всегда в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Работы периода обучения в художественном училище в Новомосковске (Россия).
Керамика
Часы настольные «Тройка»
«Тройка», скульптурная композиция в стиле филимоново с часовым механизмом Челябинский часовой завод (ЧЧЗ), Александр Бабель, 2001.
- Подробнее
Абашевская игрушка
Тверская игрушка
Филимоновская роспись и узоры.
История филимоновской игрушки
История филимоновской игрушки, по некоторым подсчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках близ Тульской области была найдена одна из первых, самых примитивных, глиняных игрушек того периода. Насколько точно установлено, они были сделаны во времена правления Ивана Грозного. Из-за некоторых особенностей эти игрушки получили название свистульки. Это были маленькие фигурки птиц, животных и людей, которые были всего лишь конструкцией свистящего механизма.
Судьба свистульки
Считается, что в древности, во времена язычества, свист мог отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать дождь или засуху на земля и многое другое. Вот почему такую свистящую фигурку держали в каждом доме.
Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19 века. Как гласит история, свое имя Филимонову дала игрушка беглого каторжника — Филимон.
Дедушка был мастером не только в гончарном деле, но и в изготовлении глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал раскрашивать глиняные игрушки, чем внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только в 19 веке, но и в будущем.
В деревне, где он приютился, было месторождение голубой глины, послужившей ему материалом. Это село располагалось недалеко от города Одоева и, благодаря своей истории, в дальнейшем получило название Филимоновка, в честь мастера.
Работа над игрушкой
Впоследствии почти все мужчины деревни стали лепить горшки из голубой глины. Благодаря этому искусству им удалось прокормить свою семью. В моделировании принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы время в поле и дома. Это было одно из их любимых развлечений того времени.
Иногда женщины вместе с дочерьми, которым в то время могло быть не больше 7-8 лет, садились в круг и, распевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.
Важность игрушки Филимона
Игрушка Филимонова куплена домой, куплена в подарок. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также оберегает от злословия и злых чар.
Филимоновская игрушка для детей была так называемым охранником, охранником, который охранял малышей от зла. Многие из историков считают, что на заре своего создания такой свисток не был детской игрушкой. У него была совсем другая цель. Если внимательно присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенное значение.
Интересна и форма игрушки. Она предполагает, что каждый из них что-то значит.
Обжиг в печи
В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных изделий, а затем, в один из весенних дней, перед началом ее обработки в центре большого поля устроили большой праздник. Он заключался в том, чтобы сжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.
Сначала в центре поля выкопали большую яму, которую заложили кирпичами, сделав из кирпича подставки (блюда) под посуду (такая необычная печь называлась горн), а потом подожгли солому , который был разложен на посуде. После того, как солома сгорела, ждали, пока глина остынет, и после этого несли каждый свои, теперь уже белые, изделия домой.
Основное место на полках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно, что после обжига голубая глина приобрела красивый белый цвет. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет эту отличительную черту.
Очень удобно. Чтобы в дальнейшем красить, его не нужно покрывать специальной краской для основы. Обожженная глина уже готова к работе.
Филимоновские игрушки. Их изображения
Принято считать, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой присутствует конкретное обозначение.
Одним из важнейших образов является образ женщины. Считается, что образ женщины (дамы) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой является, конечно же, продолжение рода и вообще всего живого на земле. Визуально эта фигура выглядит очень необычно.
Другое изображение — животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберега для их будущей семьи. Лошадь — воплощение всего живого. Считалось, что конь — символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа.
Возле женщины, как правило, всегда изображались птицы. Именно птицы в старину считались образом воскресения всего живого на Земле. Заря, пробуждение земли, природы — все это воплощение птиц.
Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигурки животных и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют те или иные элементы филимоновской росписи.
У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокол и блузки, а у мужчины — яркой рубашки и брюк.
Филимоновская роспись имеет очень необычный, смелый, завораживающий вид. Узоры на одежде говорят о самом главном – о связи человека с природой.
Многие люди хотят знать, как нарисовать игрушку Филимона. Наряд представляет собой яркие, четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одежде рисовали пятна и кружочки, листочки и точки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. Юбка у женщины всегда была разноцветной, кофточка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каймой. Мужчине, должно быть, дали рубашку.
Филимоновская роспись. Раскраска лица
Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне синим или черным цветом рисуем глаза и брови. Иногда мои глаза были зелеными. Форма глаз всегда была одинаковой. Глаза – черточки. Рот обязательно должен был быть малиновым.
Никогда не разрешается рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигурка – это охранник, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.
Основные цвета
Одной из отличительных черт картины Филимонова является цвет использованных красок. Можно было применять оттенки всего 3-х цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.
Еще одна игрушка Филимона, окраска которой всегда была одинаковой, — это животное. Его тело и шея всегда были закрашены поперек, и цветовая гамма использовалась одна и та же: зеленая, желтая и малиновая. В результате животное окрашивалось разноцветными полосками с мордочкой красного или зеленого цвета.
Интересно, что свистулька — это филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кистями из куриных перьев.
Обряд «Соколиная охота»
Каждый мужчина хотя бы раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает смысл фразы «устроить свисток». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность кому-то что-то доказать.
На самом деле в середине 19 века это был один из самых красивых, интересных ритуалов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, плясать и все дружно насвистывать в свистульки. Этими действиями хотели поклониться умершим родственникам, это был некий поминальный обряд. После совершенных действий люди могли просить у Бога все, что хотели. Одни вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и радовались жизни.
Филимоновская лепка в наше время
Для многих Филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20 века мастеров филимоновской росписи осталось очень мало. Если бы не интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ века, секреты мастерства навсегда остались бы в прошлом.
Именно благодаря созданию группы выпускников Абрамцевской школы и объединению их с потомками филимоновских мастеров это творчество вышло на новый уровень.
Роспись филимоновской игрушки, как и создание ее глиняной основы, занимает довольно много времени. В течение нескольких дней (примерно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку необходимо постоянно разглаживать мокрыми руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, возникающие при высыхании изделия, — характерный признак голубой глины.
Только после полного высыхания игрушки ее отправляют в печь, где она приобретает красивый белый цвет. И только потом начинает красить.
Дети и красивые игрушки
Большое поощрение и поддержка получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду – один из творческих проектов, прочно вошедших в программу обучения малышей.