Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал | |
1. | Организационный момент | Добрый день, прошу садиться Мы сейчас начнем учиться! Я надеюсь, что у вас Настроенье – просто класс! ( смайлы на парте у каждого) Если это так – поднимай скорее знак Смайл с улыбкой вижу я Все в порядке у тебя! Если равнодушен ты – Знак с полоской подними Буду я настороже Все внимание тебе! Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! | Слайд № 1 |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока | Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. — Что такое интерес? ( Осознанная потребность в чем либо, или в ком-либо.) — Какие бывают интересы? (Деловыми, корыстными.) (эмоциональными, бескорыстными). — Как интересы проявляются в деятельности людей? (Интересы пробуждают наши чувства, мысли, желания. Они организуют нашу деятельность. Отсутствие интересов делает нашу жизнь скучной, неинтересной и бессодержательной. Скука ведет к одиночеству.) У каждого человека существует своя иерархия интересов. А что такое иерархия? (иерархия – последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от неглавного к главному. Так же я вам задавала составить свою иерархию интересов на сегодняшний день. Давайте послушаем некоторых из вас. | Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд №4 |
2. | Сообщение темы урока | I. Скажите мне, а смогут ли одноклассники, учителя, и просто знакомые , узнав наши интересы оценить нас?….Конечно!….А вы сможете оценить себя?……Правильно!… Ребята, тема нашего сегодняшнего урока — «Как человек оценивает себя и других». Откроем тетради, напишем число и тему нашего сегодняшнего урока. Дискуссия: «Как мы оцениваем других людей?» Совершенно верно. Мы оцениваем людей автоматически. Даже для того чтобы сделать какие-то действия, например чтобы поставить стакан с водой, мы сначала думаем, как его надо держать, чтобы не пролить, холодная или горячая вода, смотрят ли на меня взрослые при этом, культурно ли я выгляжу. И чем дольше живет человек, тем больше нам приходится совершать оцениваний. Наша жизнь в обществе пронизана миллионами оценок – вы оцениваете себя и других, другие оценивают вас и по результатам своего оценивания строят с вами соответствующие отношения….например, если вас оценили как болтуна, знайте, что вам мало кто будет доверять свои тайны. | Слайд № 5 |
3. | Работа с учебником Работа над новой темой | II. а как вы думаете, Нужно ли знать себя? Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?» Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. — Что лучше: переоценить или недооценить себя? — Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»? — Как вы думаете, знаете вы себя? (Дети высказывают свои предположения.) Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым. Игра в группах «Кто я? Какой я?» — Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.) А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ. Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут). — А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу? (Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.) — Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя? Дети отвечают. Вот то, что вы сейчас проделали – называется самооценкой. Давайте запишем в тетради понятие самооценка – Самооценка это – оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей. Самооценка бывает заниженной и завышенной. — Как вы думаете, как можно объяснить завышенная самооценка?……(преувеличение, своих возможностей). — А заниженная? (неуверенный человек принижает свои способности, хотя у него для этого есть все задатки). | Слайд № 6 СЛАЙД №7 СЛАЙД №8 |
4. | Продолжение работы над новой темой Работа в учебниках и в тетрадях. | III. Мини-лекция «Что такое самооценка?» — Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе. Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца. И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой. Если есть за что вас похвалить (способности, успехи)это состояние называется самоуважением. А если, напротов, вы находите в себе множество недостатков, это называется- самоуничтожением. — Давайте с вами прочитаем об этом в учебнике на стр.29 IV. Тест «Самооценка» — Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя. Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания. А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку. Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. | СЛАЙД №9 |
5. | Физическая пауза | Ау кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка?. …а хотите ее снова повторить? Под осенние напевы | СЛАЙД №10 |
6. | Работа над новой темой | Продолжим с вами урок. А как вы оцениваете свои поступки?….Например, если вы сделали что-то не так, плохо…или, наоборот, предложили кому-то свою помощь Так вот, взрослея, человек все больше оценивает свои поступки с точки зрения – морали. Давайте запишем что такое мораль. Мораль это – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлении о добре и зле…. Не будь моральных норм, мы бы зависели только от мнения окружающих. К примеру, ваш друг назвал вас предателем, но у вас были на то причины., так как вы посчитали что его поступок был нарушен с честью и достоинством. И как быть?…Важно в жизни опираться на нормы морали «Не укради», «Не лги» «Не убий», «Относитесь к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. | СЛАЙД №11 |
Обобщение по новой теме | Так скажите мне. Как вы понимаете фразу, «Человек существует в оценке других людей?» А можете объяснить смысл понятия самооценка?… | ||
Домашнее задание | §4 Ответить на вопросы. 1-3. Практикум под цифрой 1. | СЛАЙД №,12,13 | |
10. | Итог урока Подведение итогов (рефлексия) | — Подведем итоги урока — Была ли вам интересна тема познания себя? — Что вы узнали о различных вариантах самооценки? — Как может верная самооценка помочь человеку в жизни? — Что нового узнали вы сегодня о себе? — Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой? — Понравился ли вам урок? Примерные ответы детей: — Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере. — Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется. — Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. — Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы. — Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе. | Запись домашнего задания в тетради и дневниках |
Презентация по обществознанию на тему «Как человек оценивает себя и других» (5 класс)
Тема:
как человек оценивает себя и других.
Вид: урок изучения нового
материала.
Тип: урок с
компьютерной поддержкой
Технология: личностно-ориентированное
развивающее обучение
Цели :
1. обучающая:
познакомить
учащихся с понятием «общение»,
сформировать первоначальное
представление о значении общения в жизни человека и общества, дать учащимся
представление о самооценке, морали, способности.
— Формировать
относительно целостное представление учащихся об обществе и человеке,
о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
-Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
2
развивающая:
— осознанное
отношение к результату своего учебного труд
— умение
получать информацию из различных источников.
— развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности; развитие социального кругозора и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
3.воспитывающая:
·
воспитывать
чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу.
Задачи:
1.Развивать ответственного отношения к учению,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию
2.организация
учебного процесса на основе представленной диагностики (восприятия и мышления)
учащихся 5-го класса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие
основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных
психологических особенностей учащихся.
3.развитие
гигиенических навыков.
4.Воспитание
навыков культурного поведения, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
5.развитие
самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.
1. Орг.
Момент
2.
Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В чем заключается тайна
существования человека?
«Единственная настоящая роскошь —
это роскошь человеческого общения»А. Сент-Экзюпери
Общение с другими людьми является
жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.
3)
Актуализация знаний.
-Где человек общается? (В школе,
дома, во дворе)
-С кем человек общается? Приведите
примеры. ( С друзьями, с родителями, родственниками, с учителями в школе,
просто с окружающими людьми. А можно ли общаться с животными? Вспомним
Каштанку, Белого Клыка, рыбок в аквариуме, элементы природы.)
-Как вы думаете, для чего человек
общается? (чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким,
узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря
общению)
-Кто может объяснить, что же такое
«общение»? Какие слова могут охарактеризовать общение?
Выслушав ответы учащихся,
формулируем понятие:
общение — это взаимодействие людей
друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от
простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом
самих себя.
Итак, мы выяснили, что общение
присутствует в нашей жизни всегда и везде; в школе, дома, на работе, на улице,
и даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм,
мы продолжаем, общается-с героями произведений, а часто и с самим собой.
4)
Первичное усвоение новых знаний.
Заполняем схему. Выполните
упражнение: подберите слова, близкие по смыслу к слову «конфликт», запишите в
тетрадь. Проверяем, могут быть названы варианты: столкновение, раздор, спор,
ссора, перепалка, потасовка, схватка, неполадки, разногласие, перебранка, размолвка,
скандал, стычка.-
III. Практическая работа учащихся.
1.Что мешает, а что помогает
общению.
-Скажите, всегда ли ваше общение с
другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли
учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
В процессе обсуждения приходим к
выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно
учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Если мы проанализируем,
с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно
часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит?
Что же помогает и что мешает общению? Сейчас я вам прочитаю качества человека,
а вы определите, какие из них облегчают общение, а какие усложняют общение с
другими людьми?
5)
Первичная проверка понимания
Качества: хвастливость, сочувствие,
умение слушать, злоба, тактичность, взаимопонимание, зависть, жадность,
себялюбие, спокойствие, недоверие, доброта.
Заполните таблицу:
Что помогает общению? Что
мешает общению?
Сочувствие, Умение слушать,
Тактичность, Взаимопонимание, Спокойствие,
Доброта Хвастливость, Злоба
Зависть, Жадность, Себялюбие, Недоверие
Проверяем.
-Какие качества человека помогают
общению? А какие мешают? Что бы вы еще добавили? Допишите в таблицу свои
варианты ответа на эти вопросы. А теперь подчеркните качества, которые у вас
есть. Что лично вам мешает, а что помогает общаться с другими людьми?
6)
Первичное закрепление.
Умение слушать своего собеседника-
важное качество, которое облегчает общение. Давайте проверим «Умеете ли вы
слушать?»
Каждый учащийся получает бланк с
вопросами:
Ты часто отвлекаешься, когда с
кем-то разговариваешь?
Не делаешь ли ты только вид, что
слушаешь, а сам думаешь о другом?
Реагируешь ли ты эмоционально на
слова рассказчика?
Ты часто перебиваешь собеседника?
Ты слушаешь или только делаешь вид,
что слушаешь?
Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь
других?
Возможно, ты обдумываешь, что
сказать, когда слушаешь собеседника?
Теперь подсчитайте результаты: чем
больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. У кого при тестировании
ответ «да» преобладал ,дома подумать над вопросом: «Что мешает нам слушать
других?», ответ написать в тетрадь.
Общение — сложное искусство.
Древний мыслитель Сократ считал, что для успеха в жизни умение общаться с
людьми гораздо важнее обладания талантом. К сожалению часто в процессе общения
люди конфликтуют.
-Как вы думаете, почему? Почему
люди ссорятся?
Все варианты ответов записываются
на доске:
Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всем доминировать.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.
Многочисленные исследования
свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия
культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других вместо того, чтобы
обратить внимание на свое поведение. Важно уметь владеть собой при общении с
другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Давайте
составим правила, которые помогут добиться этого. Класс делится на группы по
4-5 человек. Задание группам: разработать правила, которые помогут вам общаться
в коллективе. Время выполнения-5 минут. Запишите свои ответы на лист бумаги. А
теперь давайте их обсудим.
Принимаем общие для вашего
коллектива правила.- Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить?
Может быть, что-то нужно добавить? Важно, чтобы эти правила приняли все дети.
Записываются на доске.
Можно выполнить работу на
ватмане, чтобы повесить в классном уголке. Примерные правила
• Доверие друг к другу.
Недопустимость насмешек.
Выслушай того, кто говорит, не
перебивай!
Не возвышай самого себя над
другими!
• Уважай права других!
Не причинять вреда другим людям!
Каждый имеет право на свое мнение.
Проявляй терпимость к чужому мнению!
Соблюдай принятые правила!
— Что нового вы узнали об общении?
Что такое самооценка?
— Где могут быть использованы
изученные средства общения?
7)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подумайте дома над таким
высказыванием «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены».
Постарайтесь его объяснить. Задание для тех, у кого при тестировании ответ «да»
преобладал, подумать над вопросом: «Что мешает нам слушать других?» ответ
написать в тетрадь.
8.Рефлексия.
Что для вас было новым на занятии?
Что вам было уже известно?
Что понравилось на занятии? Трудно
ли было оценивать себя? Что нового вы узнали о себе? Что бы вы хотели в себе
изменить?
Давайте оценим наше занятие.
Поставьте свою оценку нашей работе.
Как оценить групповую работу
Разработка курса
Учащиеся, работающие в небольших группах, часто узнают больше и демонстрируют лучшее запоминание, чем учащиеся, обучающиеся в других формах обучения. Когда инструкторы включают групповые задания и мероприятия в свои курсы, они должны принимать обдуманные решения относительно того, как организовать группу, как помочь ей и как оценить выполненную работу.
Оценки инструкторов
- Создайте рубрику, чтобы установить стандарты оценки, и поделитесь ею со студентами, чтобы сообщить об их ожиданиях.
- Оцените работу группы и ее отдельных участников.
- Оставляйте регулярные отзывы, чтобы участники группы могли оценивать свой прогресс как в группе, так и индивидуально.
- Решите, на каких критериях будут основываться окончательные оценки. Например, вы можете по-разному взвешивать готовый продукт, командную работу и индивидуальный вклад.
- Рассмотрите возможность корректировки оценок на основе оценок коллег.
Коллегиальная оценка
Рассмотрите возможность создания рубрики для последовательной коллегиальной оценки участия, качества и количества работы.
- Это может выявить проблемы с участием, о которых инструктор мог бы и не узнать.
- Учащиеся, знающие, что их оценят сверстники, могут внести больший вклад в работу группы и больше участвовать в проекте.
- Проведение оценок в начале проекта позволяет группам определить, как они могут улучшить свою работу.
Общие стратегии оценивания
- Обеспечьте, чтобы группы знали, как работает каждый участник, внедрив оценивание на протяжении всего проекта.
- Группам необходимо знать, у кого могут быть проблемы с выполнением заданий, а участникам необходимо знать, что они не могут сидеть сложа руки и позволять другим выполнять всю работу. Вы можете оценивать прогресс отдельных учащихся, проводя выборочные тесты, и оценивать прогресс группы, назначая встречи с каждой группой для проверки статуса проекта.
- Дайте учащимся возможность оценить эффективность своей группы.
- Один или два раза во время группового задания попросите членов группы заполнить групповую и/или экспертную оценку для оценки эффективности команды. Вы можете задать вопрос: «Какое полезное для группы действие предпринял каждый участник? Какие действия мог бы предпринять каждый участник, чтобы сделать группу более эффективной?»
- Дайте учащимся возможность оценить себя.
- Помогите учащимся подумать о том, что они узнали и как они это узнали. Вы можете попросить студентов заполнить небольшой опрос, в котором основное внимание уделяется их индивидуальному вкладу в работу группы, тому, как группа взаимодействовала вместе, и тому, что отдельный студент узнал из проекта по отношению к остальной части курса.
- Решите, как оценивать членов группы.
- Объясните учащимся вашу систему оценок до того, как они приступят к работе. Система должна поощрять командную работу, позитивную взаимозависимость и индивидуальную ответственность. Если вы собираетесь рассмотреть групповую оценку работы каждого участника, лучше всего, чтобы учащиеся оценивали друг друга независимо и конфиденциально.
Пример рубрики оценки групповой работы
Вот пример рубрики оценки групповой работы. Заполнение критерия для каждого члена группы может помочь инструкторам оценить индивидуальный вклад в группу и роль человека как командного игрока.
Эта рубрика также может использоваться членами группы в качестве инструмента для обсуждения в середине семестра или проекта того, какой вклад каждый человек вносит в группу.
Навыки | 4 Расширенный — превосходит ожидания | 3 Компетентный — соответствует ожиданиям | 2 Выполняется — не полностью соответствует ожиданиям | 1 Начало — не соответствует ожиданиям |
---|---|---|---|---|
Взносы и отношение | Всегда готовы сотрудничать. Регулярно предлагает полезные идеи. Всегда демонстрирует позитивный настрой. | Обычно сотрудничает. Обычно предлагает полезные идеи. Обычно демонстрирует позитивный настрой. | Иногда сотрудничает. Иногда предлагает полезные идеи. Редко проявляет позитивный настрой. | Редко сотрудничает. Редко предлагает полезные идеи. Является разрушительным. |
Сотрудничество с другими | Сделал больше, чем другие. Высокопроизводительный. Очень хорошо работает с другими. | Выполнил часть рабочей нагрузки самостоятельно. Кооператив. Хорошо работает с другими. | Можно было бы разделить большую нагрузку. Имеет трудности. Требует структуры, направлений и лидерства. | Не выполнял никакой работы. Не способствует. С другими плохо работает. |
Фокус, обязательства | Пытается заставить людей работать вместе. Почти всегда сосредоточен на задаче. Очень самостоятелен. | Не вызывает проблем в группе. Большую часть времени сосредотачивается на задаче. На этого человека можно рассчитывать. | Иногда фокусируется на задаче. Не всегда хороший член команды. Необходимо подталкивать и напоминать, чтобы он продолжал выполнять задание. | Часто не является хорошим членом команды. Не сосредотачивается на задаче. Пусть другие делают эту работу. |
Выполнение командной роли | Участвует во всех собраниях группы. Берет на себя руководящую роль. Выполняет работу, назначенную группой. | Участвует в большинстве групповых собраний. Обеспечивает лидерство, когда его об этом просят. Выполняет большую часть работы, заданной группой. | Участвует в некоторых собраниях групп. Обеспечивает некоторое лидерство. Выполняет часть работы, заданной группой. | Участвует в нескольких групповых собраниях или вообще не участвует в них. Не обеспечивает лидерства. Выполняет мало или совсем не выполняет работу, назначенную группой. |
Способность к общению | Всегда слушает, делится и поддерживает усилия других. Обеспечивает эффективную обратную связь. Передает много актуальной информации. | Обычно слушает, делится и поддерживает усилия других. Иногда слишком много говорит. Обеспечивает некоторую эффективную обратную связь. Передает некоторую основную информацию, относящуюся к теме. | Часто слушает, делится и поддерживает усилия других. Обычно больше всего говорит. Редко слушает других. Дает мало обратной связи. Дает очень мало информации по теме. | Редко слушает, делится или поддерживает усилия других. Всегда говорит и никогда не слушает других. Не дает обратной связи. Не передает никакой информации товарищам по команде. |
Точность | Работа завершена, хорошо организована, безошибочна и выполнена вовремя или раньше срока. | Работа в целом завершена, соответствует требованиям задачи и в основном выполняется вовремя. | Работа имеет тенденцию быть беспорядочной, неполной, неточной и обычно задерживается. | Работа, как правило, неаккуратна и неполна, содержит большое количество ошибок и чаще всего выполняется с опозданием. |
Всего баллов ______
Примечания и комментарии:
Ресурсы
Гельдензоф, Л. Э., и Мэй, Г. Л. (2002). Совместная экспертная оценка: передовой опыт групповой оценки. Business Communication Quarterly, 65 (1), 9-20.
Джонстон, Л., и Майлз, Л. (2004). Оценка участия в групповых заданиях. Оценка и оценка в высшем образовании, 29 (6), 751-768.
Окли, Б., Фелдер, Ф.М., Брент, Р., и Эльхадж, И. (2004). Превращение студенческих групп в эффективные команды. Журнал студенческого обучения, 2 (1) 9-34.
Расширение прав и возможностей учащихся: объяснение модели 5E
При выборе модели обучения учителя ищут стратегии, которые помогут учащимся получить полное представление о новых концепциях. Они нацелены на то, чтобы вовлечь учащихся, мотивировать их учиться и направлять их к развитию навыков. Один из способов сделать это — внедрить исследовательские подходы, такие как модель 5E, которая основана на активном обучении.
Исследования показывают, что существует определенный порядок событий, который облегчает обучение, известный как цикл обучения. Педагоги Дж. Майрон Аткин и Роберт Карплюс утверждали в 1962 году, что эффективные циклы обучения включают три ключевых элемента: исследование, введение термина и применение концепции. «В их схеме исследование позволяло учащимся заинтересоваться предметом, задавать вопросы и выявлять точки неудовлетворенности их текущим пониманием. Затем последовало введение новых идей и терминов, в первую очередь инструктором, но по согласованию как с инструктором, так и со студентами. Наконец, применение понятий предоставило учащимся возможность в классе применить свои новые идеи, опробовать новое понимание в новых контекстах и оценить полноту своего понимания», — пишет Кимберли Д. Таннер в статье «Порядок имеет значение: использование Модель 5E для согласования преподавания с тем, как люди учатся».
Теоретические основы
Выводы Аткина и Карплюса напрямую повлияли на создание модели 5E, которая направлена на то, чтобы позволить учащимся понять концепцию с течением времени через ряд установленных шагов или фаз. Эти этапы включают в себя участие, исследование, объяснение, разработку и оценку.
Модель 5E
Модель 5E, разработанная в 1987 г. организацией Biological Sciences Curriculum Study, способствует совместному, активному обучению, при котором учащиеся вместе решают проблемы и исследуют новые концепции, задавая вопросы, наблюдая, анализируя и делая выводы.
Модель 5E основана на конструктивистской теории обучения, которая предполагает, что люди создают знания и смысл из опыта. Понимая и размышляя над действиями, учащиеся могут согласовать новые знания с предыдущими идеями. По словам эксперта в предметной области Беверли Джобрэк, «образовательные движения, такие как обучение на основе запросов, активное обучение, экспериментальное обучение, исследовательское обучение и накопление знаний, являются вариантами конструктивизма».
В классе конструктивизм требует от педагогов включения вопросов, исследований и оценок в свой учебный подход. Во многих отношениях это означает, что учитель играет роль фасилитатора, направляя учащихся по мере того, как они изучают новые понятия.
Онлайн-программы обучения для выпускников Lesley
4 программы
Начальное общее образование
Язык и грамотность
Математическое образование
Наука в образовании
Объяснение модели
Ниже приводится обзор пяти этапов модели 5E.
ENGAGE
На первом этапе цикла обучения учитель работает над тем, чтобы получить представление о предыдущих знаниях учащихся и выявить любые пробелы в знаниях. Также важно поощрять интерес к предстоящим концепциям, чтобы учащиеся были готовы к обучению. Учителя могут поручить учащимся задавать вступительные вопросы или записывать то, что они уже знают по теме. Это также, когда концепция представлена учащимся в первый раз.
ИЗУЧЕНИЕ
На этапе исследования учащиеся активно изучают новую концепцию посредством конкретного учебного опыта. Их могут попросить пройти научный метод и пообщаться со своими сверстниками, чтобы сделать наблюдения. Этот этап позволяет учащимся учиться на практике.
EXPLAIN
Это этап под руководством учителя, который помогает учащимся синтезировать новые знания и задавать вопросы, если им нужны дополнительные разъяснения. Чтобы этап «Объяснение» был эффективным, учителя должны попросить учащихся поделиться тем, что они узнали на этапе «Изучение», прежде чем вводить техническую информацию в более прямой форме, в соответствии с «Учебной моделью 5E: подход цикла обучения для преподавания наук, основанного на исследованиях». ” Это также когда учителя используют видео, компьютерное программное обеспечение или другие вспомогательные средства для улучшения понимания.
РАЗРАБОТКА
Фаза разработки модели 5E направлена на то, чтобы дать учащимся пространство для применения того, что они узнали. Это помогает им развивать более глубокое понимание. Учителя могут попросить учащихся создать презентации или провести дополнительные исследования, чтобы закрепить новые навыки. Этот этап позволяет учащимся закрепить свои знания перед оцениванием.
ОЦЕНКА
Модель 5E допускает как формальную, так и неформальную оценку. На этом этапе учителя могут наблюдать за своими учениками и видеть, полностью ли они понимают основные понятия. Также полезно отметить, подходят ли учащиеся к проблемам по-разному в зависимости от того, что они узнали. Другие полезные элементы этапа оценки включают самооценку, оценку сверстников, письменные задания и экзамены.
Применение и эффективность
Модель 5E наиболее эффективна, когда учащиеся впервые сталкиваются с новыми понятиями, потому что есть возможность пройти полный цикл обучения. По словам соавтора Роджера В. Байби, модель 5E лучше всего использовать в течение двух-трех недель, в течение которых каждый этап является основой для одного или нескольких отдельных уроков. «Использование модели 5E в качестве основы для одного урока снижает эффективность отдельных фаз из-за сокращения времени и возможностей для проверки и реструктуризации концепций и способностей — для обучения», — объясняет Байби. И если на каждую фазу тратится слишком много времени, структура становится не такой эффективной, и учащиеся могут забыть то, что они узнали.
Постоянное использование эффективной учебной модели, основанной на исследованиях, может помочь учащимся освоить фундаментальные понятия в науке и других областях.
Учебная модель BSCS 5E: происхождение и эффективность
Следующие результаты исследований иллюстрируют положительное влияние модели 5E в классах: инструкция», согласно Биохимия и молекулярная биология Образование .
Модель 5E позволяет преподавателям создавать уникальные условия обучения для учащихся. Учителя, которые могут использовать учебные модели, такие как модель 5E, в своих классах, помогают учащимся заложить прочную основу знаний посредством активного участия.