Skip to content

Изложение тургенев воробей: Помогите пожалуйста нужно срочно написать изложение по теме Воробей Тургенев

Краткое изложение рассказа Ивана Тургенева «Воробей»и отзыв для читательского дневника

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

На сайте Литерагуру представлен рассказ Ивана Тургенева «Воробей» в кратком изложении, а также отзыв по нему для читательского дневника.

Краткое изложение

Центральный персонаж в рассказе – умный и добродушный охотник, именно он является повествователем событий, происходивших в произведении.

Как-то раз рассказчик возвращался домой с охоты. Он двигался по садовой аллее. Его собака по кличке Трезор бежала впереди. Неожиданно она замерла, как вкопанная, и приникла к земле. Затем пес стал тихо красться к какой-то еще невидимой добыче.

Вглядевшись, охотник заметил на тропе крохотного воробышка. Видимо, желторотый птенчик вывалился из гнезда. Беззащитный воробей сидел на дорожке, беспомощно расправив крылья. Он не знал, как себя вести и что нужно делать.

Собака незаметно приближалась к воробышку.  И в это мгновение она увидела, что вниз, наземь, слетает второй воробей с черной грудкой. Это была старая птица. Оказавшись на земле, храбрый воробей всеми способами старался отвлечь пса от своего птенца.

Было видно, что взрослый воробей сам испытывал сильный страх, но, невзирая на то,  он отчаянно приближался к собачьей пасти. Несомненно, для маленькой птицы, пес казался великаном, но она была готова принести в жертву собственную жизнь, лишь бы спасти жизнь своему желторотому малышу.

Собака замерла, ощутив невиданную стойкость и смелость воробья. Герой-рассказчик заторопился отозвать смущенного Трезора, так как не хотел, чтобы пес навредил самоотверженной птице.  На самого охотника увиденное произвело сильное впечатление, и он еще долго вспоминал об этом.

Продолжая свой путь, главный герой теперь думал о величайшем чувстве, которое может одержать победу над страхом и смертью. Это светлое и сильное чувство называют любовью, и именно, благодаря ему, происходит развитие жизни.

Отзыв

Рассказ Ивана Тургенева «Воробей» создан в 1878 г. и вошел в его известный цикл прозаических стихов. Опубликовал произведение впервые в 1882 году журнал «Русский вестник». Мне оно понравилось, потому что имеет большой поучительный смысл, и в нем благополучный конец. Центральная тема рассматриваемого рассказа – любовь родителя к собственному ребенку. А основная мысль его состоит в том, что любовь является главной движущей силой существования и развития нашего мира. Все живые организмы находят в ней мудрость, для воспроизведения себе подобных, продления и сохранения рода. 

Рассказ «Воробей» предлагает поразмышлять о многом. Ведь в основе всего живого лежит любовь, без нее жить невозможно, и это чувство должно быть большим, сильным и искренним. Людям нужно стремиться любить самоотверженно и смело, так, как это делает старый воробей в произведении Тургенева. Я с волнением и с восторгом читала и перечитывала этот рассказ, каждый раз поражаясь воробьиной любви и его готовности любой ценой, даже ценой собственной гибели сохранить жизнь своему ребенку.

Также этот рассказ напомнил мне о своем участии в спасении птиц и животных.  Я не раз наблюдала аналогичные случаи в природе и помогала избежать гибели раненому скворцу, выпавшим птенцам ласточки, ежонку. Также мне вспомнился удивительный случай, как однажды ласточки подняли меня на рассвете истошным щебетаньем, прося о помощи, подлетев к открытой форточке, когда к их гнезду попытался подобраться кот. Тогда я заторопилась прогнать обидчика, и ласточки всей стаей, опережая меня, бросались на него, норовя клюнуть. А кот, прижав уши и сузив глаза, решительно приближался к гнезду. Мой громкий крик и вид хворостины напугал его, и он, сорвавшись на пол террасы, торопливо скрылся в садовых кустах. А ласточки словно благодарили меня – они принялись весело порхать и щебетать надо мной. Я очень обрадовалась, что помогла птицам. Я тоже люблю природу, всегда стараюсь защитить животным, часто наблюдаю за поведением птиц и других живых существ, и мое мнение совпадает с мнением писателя, что любовь нужно ценить и беречь во всяком ее проявлении.

Тургенев, сочиняя рассказ «Воробей», затронул весьма серьезные моральные проблемы и вопросы, такие как, сложный нравственный выбор, признание любви, жертвенность любви родителей, благополучие детей, взаимоотношения в природе.

Пес Трезор, столкнувшись с проявлением жертвенной родительской любви старого воробья, отказался от коварного намерения поймать птенца. Он был поражен воробьиной смелостью. Мое впечатление о рассказе «Воробей» положительное. Я рада, что рассказ имеет благополучное завершение:  и охотник, и собака не причинили воробьям вреда, оставили их в естественной среде обитания.

Подводя итог, хочется отметить, что рассказ И.С. Тургенева «Воробей» имеет очень глубокий поучительный смысл. Писатель показал, какой огромной и жертвенной может быть любовь родителя по отношению к своим детям. Содержание этого произведения помогает читателям увидеть, что материнским инстинктом владеют не только люди, но и другие живые существа. Только наличие этого чувства движет поведением родителей, заставляя их совершать высокие, самоотверженные поступки, до последнего защищать жизнь и благополучие каждого своего ребенка.

Читайте также:

Adblock
detector

Изложение в 5 классе по рассказу Тургенева И.С. «Воробей»


Урок развития речи

По учебнику Е.И.Никитиной «Русский язык. Русская речь»


Повествовать – значит …

рассказывать.

Тема урока

Рассказ

Цель урока

Научиться писать рассказ


Задачи урока:

  • 1. Узнать признаки …
  • 2. Выяснить, что лежит в основе …
  • 3. Узнать, из каких частей состоит …
  • 4. Находить все части в тексте …
  • 5. Написать …


Работа с учебником

  • Прочитайте теоретический материал на странице 47.
  • На какие вопросы о рассказе вы можете ответить?


Нарисуйте схему композиции рассказа


Композиция рассказа

Кульминация

Завязка

С

Л

У

Ч

А

Й

Развязка

Вступление

Заключение


Работа с текстом упр. 61

  • Прочитайте текст.
  • Это рассказ?
  • Почему?
  • Придумайте 2 варианта заглавия:

1) отражает тему текста;

2) отражает основную мысль текста.

  • Определите композиционные части текста.


Композиция рассказа

Вперёд без страха и сомнения!

Кульминация

Только не беги!

Свирепое животное отступило

Завязка

Развязка

Встреча на тропе с собакой

Убегать ещё страшней

Вступление

Заключение


Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев)


Подробное изложение по рассказу И.С.Тургенева «Воробей»


Задачи написания подробного изложения:

  • Воспроизвести содержание текста
  • Пересказать точно, подробно, последовательно
  • Раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор
  • Сохранить языковые особенности текста


ЛЮБОВЬ : склонность, пристрастие к чему-нибудь Л. к музыке. Л. к музыке к искусству


Страх

  • СТРАХ : очень сильный испуг. сильная боязнь. Задрожать от страха. Навести страх на кого-нибудь. Нагнать страху .


  • Прочитаем текст рассказа И.С.Тургенева «Воробей» (стр.51, упражнение 62)
  • Как вы понимаете выражение: он жертвовал собою?
  • Что побудило воробья жертвовать собою?
  • Определите основной тип текста.
  • Какой тип речи использует автор при появлении птенца?
  • Какой тип речи представлен в заключении?
  • Укажите вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение рассказа.


Композиция рассказа «Воробей»

Храбрый защитник

Кульминация

Желторотый птенец на аллее

Трезор признал силу воробья

С

Завязка

Л

У

Ч

А

Й

Развязка

Возвращение с охоты

Любовь сильнее смерти

Вступление

Заключение


Лексическая работа

  • Дичь
  • Упасть камнем
  • Искажённый
  • Детище
  • Трепетать
  • Жертвовать
  • Благоговеть
  • Героический

Благоговеть — без меры, глубоко уважать и ценить чьи-то достоинства


Составляем цитатный план текста


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.


Собака уменьшила шаги и начала красться…


«…Увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове».


«Старый воробей заслонил собой своё детище…»


«Трезор остановился, попятился».


«Я благоговел перед…маленькой героической птичкой, перед любовным её порывом».


План.

  • 1. «Я возвращался с охоты…»
  • 2. «Собака начала красться…»
  • 3. «…Увидал молодого воробья…»
  • 4. «Старый воробей заслонил собой своё детище…»
  • 5. «Трезор остановился, попятился».
  • 6. «Я благоговел перед … маленькой героической птичкой, перед любовным её порывом».


Запишите слова, вставив пропущенные буквы.

  • ш…л
  • с…бака
  • прибл…жалась
  • уд…лился
  • г…роический


Объясните правописание окончаний.

  • шёл по алле е
  • вдоль алле и
  • усидеть на ветк е
  • сильнее его вол и

держ и тся

движ е тся


Запишите и запомните.

  • Как бы зачу я в
  • желт и зна
  • отча янн ый
  • смущ ённ ый
  • бл а г о г о вея


Удачной работы!

Тургеневские птицы. Справочник орнитолога к «Отцам и детям»

Тургенев, конечно, любил снимать птиц, но они тоже постоянные гости в его творчестве. Я подумал, что было бы забавно найти всех птиц, которые фигурируют в его самом известном романе « Отцы и дети », и посмотреть, есть ли там лейтмотив птицы. Я нашел много птиц, и не стоит беспокоиться, он не стреляет ни в одну из них. Последняя страница книги «Отцы и дети » является окончательным подтверждением той важной роли, которую он отводил птицам:

«В одном из отдаленных уголков России есть небольшое деревенское кладбище. Как и почти все наши кладбища, оно имеет жалкий вид; окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты лежат поваленными и гниющими под некогда раскрашенными фронтонами; каменные плиты все смещены, как будто кто-то толкает их сзади; два-три голых дерева дают мизерную тень; овцы беспрепятственно бродят среди могил… Но среди них есть один, нетронутый человеком, не потоптанный зверем, только птицы садятся на него и поют на заре. Вокруг него железная ограда; посажены две молодые ели, по одной на каждом конце. В этой могиле похоронен Евгений Базаров».

Только птицам позволено сидеть на могиле одного из величайших героев русской литературы…

***

Краткое содержание Отцы и дети

Главный герой Базаров — нигилист, он верит в ничего, кроме науки. Его друг Аркадий немного моложе и равняется на него. Вместе они посещают сначала отца Аркадия, а затем родителей Базарова. Родители обожают своих сыновей и очень рады их визиту, но сыновьям легко становится скучно, и они не задерживаются надолго. В течение лета друзья расходятся; Аркадий отказывается от своих нигилистических идеалов и обручается. Базаров возвращается к родителям и помогает отцу-врачу в его практике. Однажды в городе он помогает препарировать крестьянина, который умер от тифа, случайно порезался, заразился и вскоре умер.

***

Теперь давайте попытаемся проанализировать большое разнообразие птиц, которых можно найти в этом коротком романе. Символические значения птиц сильно различаются как по времени, так и по региону, поэтому я постарался использовать только наиболее распространенные значения и характеристики, которые смог найти.

1 Цыпленок

«Пухлый молодой цыпленок в пестром оперении важно расхаживал по ним, крепко постукивая большими желтыми когтями».

– Это сцена, когда отец Николай с нетерпением ждет сына Аркадия. Курица символизирует потребность в укрытии и защите. Отец очень хочет, чтобы его сын вернулся домой, чтобы снова присматривать за ним, хотя сын уже большой. Базаров потом пару раз называет Аркадия цыпленком.

2 Голубь

«Большой серый голубь слетел на дорогу и поспешно принялся пить из лужи у колодца. Николай Петрович стал смотреть на это, и тут его слух уловил звук приближающихся колес».

– Та же сцена, Николай все еще ждет. Голубь, конечно же, символ мира и, что более важно, в библейских терминах: вестник мира и избавления. В самом деле, Николай может быть спокоен, как только он увидел птицу, или его сын прибыл. Древнеславянские поверья гласят, что в голубку переходит душа умершего, поэтому голубка могла быть и матерью Аркадия, которая давно умерла, тем более что Николай как раз думал о ней.

3/4 Жаворонки и грачи

«Повсюду жаворонки лили свою песню нескончаемыми звонкими потоками. Крики чибисов кружили над низменными лугами или молча бегали среди пучков травы. Бродили грачи, красиво темнея в нежной зелени низкой яровой пшеницы и исчезая во ржи, которая уже начинала белеть, то тут, то там проглядывая головы среди ее дымных волн».

– Это сцена, которая встречает Аркадия и Базарова, когда они едут к дому Николая. Полевой жаворонок, чибис и грач – все трое прочно ассоциируются в России с весной, оптимистичной, веселой весной. Жаворонок также символизирует божественное, летящее к небу с пением. В деревенской России есть несколько поговорок о ладье, и большинство из них о земледелии. Николай недавно превратил свое поместье в «ферму», компанию с оплачиваемыми работниками. Это еще не очень хорошо.

5 Бекас

«У вас там болото, возле осиновой рощицы. Вот тут я и завел с полдюжины бекасов. Можешь пойти и убить их, Аркадий. — Ты сам не охотник? — Нет. Он использует слово «убийство», явно не разделяя хобби своего друга. На бекасов, как известно, трудно охотиться из-за их беспорядочного полета.

6 Длиннохвостый чиж

«С потолка на длинном шнуре свисала клетка с короткохвостым чижом; он беспрестанно стрекотал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и тряслась, и конопляные семена сыпались на пол».

— Эта клетка висит в комнате Фенечки. Она неофициальная жена Николая; Николай вдовец, но теперь у него есть ребенок от юной Фенечки, дочери его бывшей домработницы. Позже он женится на ней, но на данный момент ему все еще стыдно за отношения. Чиж — типичная русская птица, а Фенечка — типичная русская девушка со всеми качествами, вообще с ней связанными.

7 Перепел

«Дуняша с удовольствием хихикала бы над ним и бросала на него многозначительные косые взгляды, пробегая мимо него, вся порхая, как перепелка».

– Дуняша – служанка в доме Николая, и ей понравился сварливый Базаров. Она пытается привлечь его внимание. В России перепелка символизирует молодую женщину.

8 Ласточки

«Ласточки летали высоко; ветер совсем стих;

– Собственно, по этой короткой фразе уже можно сказать, что сейчас теплый летний вечер. Николай в стороне думает о своей любви к природе и поэзии и разрыве поколений между ним и его сыном, который считает поэзию чепухой. Ласточка означает свободу. Николай слишком беспокоится о том, что подумают другие, и считает себя старым, но ему всего за сорок, и он независим, свободен жениться на Фенечке. Несколько ласточек, пролетающих над вами, — хороший знак, Николай будет счастлив.

9 Соловей

«А теперь я надеюсь, Арина Власьевна, насытив материнское сердце досыта, вы подумаете о том, чтобы насытить наших дорогих гостей, потому что, как известно, даже соловьи не могут жить одними песнями».

– Давно потерянный сын Базаров вернулся домой к своим восторженным и обожающим родителям вместе со своим другом Аркадием. Отец велит матери перестать плакать о его возвращении и вместо этого устроить ужин, потому что буквально там сказано: «Не годится кормить соловьев баснями», таким образом, Базаров и Аркадий — соловьи. Соловьи обычно считаются поэтическими птицами, которых ценят за красивое и разнообразное пение. Я думаю, что здесь отец буквально имеет в виду, что его жена должна перестать плакать и кормить этих умных соловьев. Соловьи всегда считались хорошей приметой.

10 Рассказать птице с ее полета

«Пожалуйста, по-вашему», — с дружеской гримасой ответил Василий Иванович. «Возможно, сейчас меня положат на полку, но я также немного побывал в мире и могу сказать, что такое птица, по ее полету».

– Отец Базаровых думает, что Аркадий – избалованный юноша, привыкший к роскоши, Аркадий это отрицает, но отец явно ему не верит. Он, вероятно, думает, что Аркадий никогда не сможет быть настоящим нигилистом, как его сын Базаров, потому что он из аристократической семьи. Это второй раз, когда Василий использует выражение с птицей.

11 Птенец ястреба

«Где-то высоко на верхушках деревьев жалобно раздавался непрекращающийся визг птенца ястреба».

– Базаров и Аркадий лежат в стоге сена, разговаривают, а на заднем фоне слышен ястреб и кричат ​​друг на друга петухи. Их разговор заканчивается ссорой. Агрессивного человека можно назвать ястребом, а петухи также известны своей агрессией. Это один из первых признаков того, что друзья расходятся.

12 Сокол

«Ничего, Вася! Наш сын отрезан от нас. Он сокол, как сокол, хотел прилететь и прилетел сюда, потом захотел уйти и улетел. Но мы с тобой всего лишь пара старых грибов, мы застряли в дупле дерева, сидим рядышком и не двигаемся. Только я для тебя останусь всегда, во веки веков, как и ты для меня, — Василий Иванович убрал руки от лица и вдруг обнял свою жену, своего верного друга, еще крепче, чем когда-либо прежде. Он привык обнимать ее в юности, потому что она утешала его в его горе».

– Типичное и гениальное тургеневское произведение; в некотором роде он резюмирует всю книгу, фиксируя разницу между поколениями. В русских сказках сокол олицетворяет юношу: бесстрашного, смелого и быстрого. Он также символизирует безграничную энергию юности, часто граничащую с безумием. Так что завоевывать мир предстоит молодым, и Арина и Василий правильно делают, что оставляют на свободе своего сокола (я заметил, что Тургенев иногда употребляет слово «сокол» как ласкательное слово). Вот мать Базарова употребляет и выражение с птичкой.

13 Воробьи

«Он держал в руке полураскрытую книгу, а она достала из корзины последние крошки белого хлеба и бросила их маленькой семейке воробьев, которые со свойственной им трусливой наглостью прыгали, щебеча у ее ног».

– Аркадий сидит в саду с Катей, собирается признаться ей в любви. Она кормит воробьев, что в русской народной традиции широко ассоциируется с женитьбой. Эта сцена ясно говорит о том, что она готова выйти замуж.

14 Зяблик

— — Я полагаю, — начал он опять уже более взволнованным голосом, как раз в тот момент, когда зяблик в березовой листве над ним небрежно запел, — я полагаю, долг всякого честного человека быть до конца откровенным с теми… с теми, кто… с близкими ему людьми, то есть… и поэтому я, э-э, намереваюсь…»

– На следующий день Аркадий хочет сделать Кате предложение, и зяблик «небрежно» начинает петь. Птица-самец (небрежно!) поет, чтобы привлечь самку, но Аркадий чувствует себя совсем не небрежно. Зяблики — моногамные птицы, поэтому Катя и Аркадий могут рассчитывать на счастливые и гармоничные отношения.

15 Галка

«До свиданья, дружище!» — сказал он Аркадию, когда тот уже забрался в телегу и, указывая на пару галок, сидящих рядышком на крыше конюшни, добавил: «Есть урок для ты! Учись у них! — Что это значит? — спросил Аркадий. ‘Какие? Нельзя быть таким плохим в естественной истории! Или вы забыли, что галка — самая респектабельная семейная птица? Пусть они будут вашим примером! Прощайте, синьор!»

— Здесь Базаров даже разъясняет нам суеверный смысл; галки действительно являются партнерами на всю жизнь, и в некоторых культурах пара, сидящая на крыше, предсказывает новое прибытие. Галки, смотрящие на путника (Базаров уже в коляске!) — это, однако, очень дурное предзнаменование…

16 Тетеревиная курочка

«Арина Власьевна так растерялась и так бегала по дому, что Василий Иванович сравнил ее с тетеревиной-курочкой, а купированный хвост ее коротенькой кофточки действительно напоминал птицу похожий взгляд».

– Базаров снова вернулся домой и его мать во всех штатах. Тургенев использует визуальный образ тетеревиной курицы, чтобы оживить сцену. Мы, конечно, можем представить, как она бегает, как маленькая куропатка.

17 Кричащий петух

«У всех были вытянутые лица, и воцарилась странная тишина. Шумно кричащего петуха сняли со двора и увезли в деревню, совершенно не понимая, почему с ним так обращаются».

– Когда Базарову становится плохо, со двора убирают шумного петуха. Боевой дух Базарова покинул и его, он умирает.

***

Легенда гласит, что последняя страница книги «Отцы и дети » была вся в слезах. Ну, я точно не могу это читать без слез, так что, наверное, это правда. Читать и плакать, дорогие читатели..

«Часто из близлежащей деревушки приезжают в гости два совсем немощных старика — муж и жена. Поддерживая друг друга, они идут к ней тяжелыми шагами; они подходят к ограде, падают и остаются на коленях, и долго и горько плачут, и тоскуют, и пристально смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; переговариваются короткими словами, стирают пыль с камня, поправляют ветку ели и снова молятся, и не могут оторваться от этого места, где они кажутся ближе к своему сыну, к своим воспоминаниям о его…. Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь, не всесильна? О, нет! Как ни страстно, грешно и непокорно сердце, скрытое во гробе, цветы, растущие над ним, безмятежно смотрят на нас своими невинными глазами; они говорят нам не только о вечном покое, о том великом покое «безразличной» природы; расскажи нам также о вечном примирении и о жизни без конца».

Библиография

-Отцы и дети Тургенева. Я читал голландский перевод Карела ван хет Реве и английский перевод Констанс Гарнетт. Цитаты о 17 птицах взяты из Оксфордского издания.

Фото жаворонка из Википедии, картина В.Г.Перова «Старые родители у могилы сына».

© Элизабет ван дер Меер 2020

Опубликовано с Blogsy

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Ивану Тургеневу не доверяли ни левые, ни правые

Русские левые и правые не доверяли ему после публикации « Отцы и дети » (1862 г.). Первый считал, что роман слишком критичен по отношению к молодым революционерам, а второй — недостаточно. Но роман сделал его ненадолго деканом русской литературы в глазах Запада — то есть до публикации романов Достоевского « Преступление и наказание» (1866) и Толстого « Война и мир».0004 (1867 г.).

Критики и романисты двадцатого века, вслед за Генри Джеймсом, в основном рассматривали его как мастера портретной живописи и изысканного стилиста, но лишенного интеллектуального веса. Джеймс предпочитал Тургенева и Достоевскому, и Толстому, но, восхваляя романиста за его деликатность и тонкость в ущерб его идеям, он выставлял его просто эстетом. Джеймс считал, что портреты русских крепостных Тургенева в его первой книге, например, Зарисовки из охотничьего альбома , превосходят портреты Гарриет Бичер-Стоу9. 0003 Хижина дяди Тома именно потому, что Тургенев излагает свою позицию посредством «совокупности показаний множества тонких штрихов».

Отголосок «изящных штрихов» Джеймса звучит в замечании Владимира Набокова о том, что Тургенев был «писателем не великим, но приятным». Несколько лет назад А. Н. Уилсон вслед за Набоковым писал, что Тургенев, может быть, и был автором нескольких «совершенно приятных книг», но ему не хватает силы ни Достоевского, ни Толстого. Даже « Отцов и Сыновей », утверждал Уилсон, потерпели неудачу. Он состоит из «красиво нарисованного набора сцен. . . персонажи реалистичны. Мебель, одежда и еда описаны точно. . . . Мы видим свежесобранные букеты сирени, расставленные возле самовара. . . . Вы можете видеть все это. Но в этой «Русской Литературе-Lite» есть полная пустота, которая оставляет читателя голодным».

Уилсон прав в том, что « Отцы и дети» не равняются лучшим книгам Достоевского (хотя, на мой взгляд, лучше, чем   Братья Карамазовы ) или эпопеям Толстого, но его утверждение, что это просто «хорошо», так же глупо, как это датировано.

В своей лекции 1970 года «Отцы и дети: Тургенев и либеральные затруднения» Исайя Берлин заметил, что Тургенева «часто описывали как чистого эстета и сторонника искусства ради искусства, и обвиняли в эскапизме и отсутствии гражданской позиции». смысл. . . . Однако эти описания ему не подходят». Берлин продолжает исследовать тонкую критику Тургеневым материализма и нигилизма через персонажа Базарова в романе. Портрет был настолько броским, что один из либеральных друзей Тургенева, пишет Берлин, велел ему сжечь рукопись, «поскольку она навсегда скомпрометирует его перед прогрессистами», что он и сделал. Тургенев, конечно, отказался, без сомнения, красиво.

Одна из больших идей Тургенева — и в Доме дворян у, и в Отцы и дети — состоит в том, что жизнь состоит в основном из потерь, хотя и не безвозвратно. Вопрос в том, что можно спасти и как. Решения, которые мы принимаем в юности — часто по прихоти, мало понимая себя и мир, — могут изменить ход нашей жизни. Трагический исход этих решений в полной мере ощущается только тогда, когда уже слишком поздно. В других случаях мир меняется без нас, оставляя нас чужими в собственных домах, и мы мало что можем с этим поделать. Жизнь несправедлива, и удел взрослых, рассуждает Тургенев, — реагировать на такое положение вещей смиренно и хладнокровно.

В Дворянин , например, мы следим за жизнью Федора Лаврецкого, богатого помещика, который влюбляется в красивую женщину по имени Варвара Павловна после того, как он видит ее в опере в Москве. Через полгода они поженились. Они переезжают в Париж, где Павловна становится популярной хозяйкой салонов художников и журналистов. Через некоторое время Лаврецкий узнает, что у нее роман с молодым французом. Вместо того, чтобы развестись с ней или добиваться аннулирования брака, он дает ей годовой доход и отсылает ее. После путешествия в Италию Лаврецкий возвращается в Россию, где влюбляется в молодую, но добродетельную женщину по имени Лиза. Она тоже испытывает к нему чувства, и похоже, что брак возможен после того, как Лаврецкий узнает, что его жена умерла.

Однако их надежды рушатся, когда Варвара Павловна неожиданно появляется в доме Лаврецкого с дочерью на буксире и сообщает ему о своем решении поселиться в родовом имении. Лиза уходит в монастырь, а Федор Лаврецкий доживает свои дни в одиночестве, поддерживая его только своими воспоминаниями о времени, проведенном с Лизой. Хотя Лаврестский мог бы поддаться «какому-то дешевому всеобщему скептицизму», подобно одному из других персонажей романа, он принимает свою судьбу, признавая свою роль в ее определении, какой бы несправедливой она ни казалась, не набрасываясь по-детски.

Отцы и дети одинаково мудры. Роман начинается с того, что Николай Петрович Кирсанов ждет на вокзале своего сына Аркадия, возвращающегося из университета на лето. Приезжает Аркадий с другом, нигилистом по имени Базаров, который все знает и издевается над всеми, кто с ним не согласен (особенно над братом Николая, Павлом Петровичем, за его старомодность). Аркадий, как щенок, любит все, что говорит и делает Базаров.

Базаров и Павел беспрестанно спорят. Базаров принял все новое мышление; Павел – человек прошлого. Он никогда не был женат и держится за свои аристократические идеалы, потому что это единственное, что у него осталось. Но тот мир быстро уходит, и, как пишет Тургенев, «теряя свое прошлое, он потерял все».

В середине романа, после особенно жаркого спора, Павел горько сетует: «Так-то! . . . так вот какие у нас юноши этого поколения! Они такие — наши преемники!» Это приводит Николая к твердому выводу, который он все же принимает:

«Наши преемники!» — повторил Николай Петрович с унылой улыбкой. Он сидел на терниях во время всего спора и только и делал, что украдкой, с болью в сердце, поглядывал на Аркадия. — Знаешь, что мне это напомнило, брат? Однажды у меня был спор с нашей бедной матерью; — бушевала она и не слушала меня. Наконец я сказал ей: «Конечно, вы меня не понимаете; мы принадлежим, — сказал я, — к двум разным поколениям». Она ужасно обиделась, а я подумал: «Ничего не поделаешь. Это горькая пилюля, но она должна ее проглотить». Видите ли, теперь пришел наш черед, и наши преемники могут сказать нам: «Вы не нашего поколения; проглоти таблетку».

Может показаться, что Николай слишком легко сдается, но в его смирении есть мудрость, и она заключается в следующем: хотите вы этого или нет, молодое поколение заменит вас и будет поддерживать идеи, которые вы находите глупыми или ужасными, и однажды ничего не поделаешь. Да, молодые люди могут быть дерзкими и глупо самоуверенными (настолько самоуверенными, на самом деле, настолько боящимися показаться незнающими чего-то, что не понимают, насколько очевиден фарс). Однажды их тоже заменят.

Это не значит, что старшее поколение должно просто сдаться. Нисколько. Николая нет, но речь его приправлена ​​солью смирения. Он знает, что он ограничен, и находит утешение в том, что другие люди тоже ограничены.

Если вы читали роман, то знаете, что он оборачивается благополучно и для Николая, и для Аркадия.