КТП по учебнику А.В. Камкина «Истоки» для 3 класса. Истоки 3 класс учебник
КТП по учебнику А.В. Камкина «Истоки» для 3 класса
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Истоки», 3 класс
Учебник: А.В. Камкин «Истоки» ― М.: Издательский дом «Истоки», 2013.
№, дата
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
Материально-техническое обеспечение
Домашнее задание
УУД
1
Вводный урок
Какие знания дает предмет «Истоки»?
Знакомство с учебным пособием и рабочей тетрадью. Рассказ о Вере, Надежде , Любви и матери их Софии.
Минуты творчества
Родной очаг.
Родные просторы.
Труд земной.
Труд души.
Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки.
Ресурсный круг «Какие знания даёт детям предмет Истоки»?
Стихотворение «Солнышко в окошке», видеоряд по тексту стихотворения
Колокольные звоны, изображения храмов родного города.
Совместно с семьей прочитать в учебнике предание на стр. 5-8.
Для родителей: написать для учителя вопросы, возникшие при знакомстве с учебником
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу,
-составлять план и последовательность действий,
-выполнять учебные действия,
-сравнивать способ действия и его результат с эталоном,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения,
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,
-устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели,
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно,
-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки,
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь),
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи,
-добывать новые знания:
-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),
-наблюдать и делать самостоятельные выводы,
-поиск и выделение необходимой информации,
-перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста,
-ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений,
- находить нужную дидактическую иллюстрацию,
-работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью),
- сопоставлять условные обозначения учебника и тетради,
Коммуникативные УУД:
-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них,
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь,
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию,
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи,
-слушать и понимать речь других,
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
I.Вера
2
Вера
Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце? Как верит пытливый ум?
Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность.
Работа в паре
«Что объединяет Вера?»
Стихотворение о вере.
Презентация по тексту учебника.
Учебник стр.11-15, ответы на вопросы
Р.т. стр. 5, №1,2
3
С верой приходит доброе дело
Хождение к истокам одухотворенности. Усвоение детьми основных нравственных заповедей. Проявление веры в деле, в чувстве, в слове.
Признание. Православная вера.
Заповеди. Правила нравственности.
Вера Святой Руси
Православная вера. Заповеди.
Опыт.
Работа в паре
«Правила нравственности»
Портрет А.В. Суворова
Учебник стр. 16-19, записать 5-7 нравственных заповедей
4
Верность – знак веры
Дать понятие «Верности», «Совести»
Они неизменны. Хоть мы и меняемся со временем.
Показать веру в действии.
Вера – исток верности.
Что такое верность, почему она нужна?
Верность сынов Отечества.
Преданность. Надежность.
Присяга. Клятва.
Ресурсный круг
«Верность Родине»
Иллюстрации - проявление верности:
Верность другу
Верность профессии
Родительская верность
Верность светлой памяти
Верность Родине
Учебник стр. 20-25 читать.
Р.т. стр.8.
5
Верность
не знает мелочей
Верность в повседневных делах. Верность
семейным традициям.
Кто уверен в малом - не предаст в большом. Добрая слава, спокойная совесть.
Чувство долга.
Долг памяти.
Традиции.
Работа в паре
«Что помогает хранить верность?»
(оценивающий тренинг)
Презентация по тексту учебника.
Стихотворение
Д. Кедрина «В час испытаний поклонись Отчизне»
Учебник стр. 25-26 прочитать.
6
Правда – путь к истине
Довести до сердца детей стремление жить по правде. Идеалы прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей.
Что такое правда? Легенда о Правде и Кривде. Правда открывается не всем. Жить по правде.
Сила правды.
Правда в деле.
Правда в слове.
Правда.
Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово.
Работа в паре
«Пословицы о правде»
Пословицы о правде.
Загадки о правде.
Презентация по тексту учебника.
Совместно с семьёй прочитать статью на стр.27-29.
Р.т. стр. 10 № 4.
7
Правда – путь веры
Правда в образе. Правосудие.
Путеводный образ. Праведность. Справедливость.
Ресурсный круг
«Какой образ является путеводным?»
Стихотворение
С. Орлова «Россия есть у каждого своя»
Р.т. стр.8, №4
Мини-сочинение «Что значит беречь своё имя?»
Расспросить членов семьи, есть ли среди родных люди, имеющие награды? Напишите за что? Какие?
8
Честь
Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты). Из малых дел складывается ваша добрая репутация. Задача - как важно не уронить честь.
Воинская честь
М. Кутузова, честь за ум М.В. Ломоносову
Честь.
Честность.
Почести.
1. Работа в паре
«Честь»
2. Ресурсный круг
«Береги честь смолоду»
Песня О. Газманова «Офицеры»
Портреты Кутузова, Ломоносова.
Прочитать статью «Похвала мудрости», стр. 36-37
Р.т. стр. 12, №6, стр.14, №7 (с помощью семьи)
9
Обобщающий урок: Береги честь смолоду
Поклон Преподобному
Сергию Радонежскому.
Доброе имя.
Заслуги.
Работа в паре
«Честь по заслугам»
(оценивающий тренинг)
Видеоряд: портреты князя Владимира,
Сергия Радонежского,
Михаила Кутузова,
Михаила Ломоносова,
Минина и Пожарского
II.Надежда
10
Надежда
Разъяснить детям, что надежда - эта твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Важно не впадать в уныние и в отчаяние.
Разъяснить – что такое надежда. Надежда на свои силы и опыт. Что укрепляет надежда
Сила воли.
Отчаяние.
Воля.
Надежда.
Ресурсный круг
«Как в жизни помогает надежда?»
Презентация по тексту учебника.
Учебник стр. 44-48 читать.
11
Тщетная
и твердая надежда
К чему приводит тщетная надежда? Вавилонская башня. На Бога уповай, да без дела не бывай. Надежда, которая не умирает.
Самонадеянность. Упование.
Молитва.
Работа в четверке
«Что укрепляет надежду?»
Презентация по тексту учебника.
Иллюстрации Вавилонской башни
Стихотворение О. Скороходова «Красота»
Учебник стр. 48-50 читать.
12
Согласие
Согласие важно в любом общем деле, а так же дать понять детям, что важнее всего согласие со своей совестью. Согласие да лад для общего дела клад. Согласие укрепляет надежду.
Согласие.
Единодушие.
Ресурсный круг
«Строительство моста»
Басня Крылова «Лебедь, рак да щука».
Р.т. стр. 22.
13
Согласие ума, сердца, души
Встреча с прекрасным.
Духовная красота.
Семья – колыбель души каждого человека.
Как быть с обманом, ленью, завистью? Как согласие красоту творит (духовная красота). Спор. Ссора
до добра не доводит.
Единоверие. Единомыслие. Духовная красота.
Работа в четверке
«Согласие в деле»
Стихотворение
Д. Кедрина «Зодчие»
Иллюстрация собора Василия Блаженного.
14
Терпение
и умение
Доказать детям, что терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа.
Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе.
Высший подвиг - терпение.
Терпение.
Сострадание.
Работа в четверке
«В каких делах необходимо терпение?»
(оценивающий тренинг)
Пословицы о терпении
Иллюстративный ряд: образы терпения: мать и дитя, ученик и учитель, уход за больным, образ культурного наследия.
Подобрать произведения, где герои показаны терпеливыми.
15
Терпение
и спасение
Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом
и большом. Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя.
Нетерпимость.
Опыт терпения.
Ресурсный круг
«Самый терпеливый человек»
Толковый словарь: словосочетания о терпении. Презентация по тексту учебника
Учебник стр. 61-63.
16
Послушание опыту
Такие качества как послушание и своеволие (противоположность)
Чего больше у тебя?
Доказать, что пока необходимо целенаправленное послушание. Права и обязанности маленького гражданина. Послушание опыту предков.
Жизненный опыт
и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи.
Послушание. Родительское наставление.
Работа в четверке
«Послушание»
Презентация по тексту учебника
Цепочка действий: размышлении – совет – дело.
Р.т. стр. 26.
17
Обобщающий урок:
Послушание совести
и закону
Глаза – мера,
душа – вера,
совесть – порука.
Жизненные правила
и законы государства. Совесть – глас Божий.
Совесть. Законопослушание.
Работа в четверке
«Надежда – устремление
к доброму исходу дела»
(оценивающий тренинг)
Стихотворение
Н. Рачкова «Радостно»
Работа в семье: подобрать аргументы, подтверждающие, что терпеливые и послушные, то есть совестливые – это сильные духом и волей люди.
III. Любовь
18
Любовь – добро, единство – дружба
Самое главное довести до сердца детей, что любовь требует труда души. Надо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках.
Великая сила любви. Любовь должна быть с верою и надеждою. Легенда об уставшем человеке. Любовь к ближнему. Дружба. Любовь дружит с правдой и терпением.
Любовь.
Дружба.
Сердечная привязанность.
Работа в четверке
«В чем проявляется любовь к ближнему?»
Р.т. стр. 4.
19
Семейная любовь
Любовь родительская, сыновняя, братская, сестринская, святая любовь. Единство в семье - великая любовь. Это труд души. Там любовь - там Бог и правда. Легенда о Петре Февронии. Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь?
Лад. Взаимопонимание. Забота.
Ресурсный круг
«Почему любовь –
это труд души?»
Иллюстративный ряд образы любви. Иллюстрации икон Петра и Февронии.
Р.т. стр. 6.
20
Милосердие
Очень важно, чтобы детские сердца были не закрыты для таких качеств, как сострадание и милосердие. Не помнить зла - это особая милость. Дети должны знать, что милосердие может быть в образе строгости и праведного гнева, которые долго не помнятся.
Значение слова «милосердие»
Милосердие в деле.
«Приди к скорбящему со словом утешения».
Милосердие в слове.
Милосердие. Сострадание. Равнодушие.
Работа в четверке
«Милосердие»
Примеры милосердия из истории. Елизавета Фёдоровна. Н.И. Токарев. Неизвестная. И.А.Милютин. Современные образцы милосердия.
Р.т. стр.8 №5.
21
Где гнев – там и милость
Доброе дело – благо. Гнев и милость. Рассказ о сёстрах милосердия. Сострадание, утешение.
Жалеть - значит любить.
Благотворительность.
1. Работа в четверке
«Слово о милосердном человеке»
2. Ресурсный круг
«В чем проявляется твое милосердие?»
Современные образцы милосердия.
Прочитать статью учебника стр. 105-106.
Р.т. стр.10 № 8, 9.
22
Доброта
Приобретая добрые качества, о которых мы говорили раньше, человек становится неузнаваемо красив - это один из выводов. Духовная красота человека - важнее телесной. Дети учатся определять и ощущать доброту и в словах, и в делах.
Что такое доброта? Как её можно почувствовать, услышать?
Добрые слова и выражения. Жизнь дана на добрые дела.
Доброта.
Работа в четверке
«Добрые дела»
(оценивающий тренинг)
Иллюстрация к притче о добром самарянине.
Р.т. стр. 12.
23
Доброта истинная
и ложная
Доброта бывает разная. Делать добро – совершать духовный подвиг.
Доброжелательность. Истинная доброта.
Работа в четверке
«Доброта истинная
и доброта ложная»
Ресурсный круг
«Что такое
делать добро?»
Икона Святителя Николая Чудотворца
Прочитать с семьёй статью о доброте ложной и истиной стр.90-91.
Нарисовать символ Доброты.
24
Покаяние
Донести до детей смысл покаяния и прощения. Показать на
примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви.
Что значит простить? Обычаи прощения на Руси. Путь к раскаянию. Вербное Воскресение.
Раскаяние.
Грех, стыд. Покаяние. Прощение.
Работа в четверке
«Раскаяние»
Прочитать притчу о блудном сыне стр.98-100, обсудить с семьёй.
25
Покаяние
и любовь
Покаяние в храме (исповедь) таинство. Беседа в храме. Единство любви и покаяния. Великая сила любви.
Исповедь.
Работа в четверке
«На пути раскаяния»
Изображение храма
Ответить на вопросы учебника.
26
Обобщающий урок:
Сад добродетелей
Как любовь объединяет милосердие,
доброту
и покаяние? Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей?
Любовь.
Работа в четверке
«Сад добродетелей»
(оценивающий тренинг)
Ресурсный круг
«Почему любовь делает мир чище и лучше?»
IV. София
27
Ум да разум
«Ум без разума беда».
Уяснение двух сторон интеллектуального начала человека, ум внешний и ум внутренний, т.е. ум сердечный.
Добрый ум и умное сердце. Разум рассуждает, уму помогает. Чему и где учились наши предки?
Ум.
Разум.
Размышление.
Работа в четверке
«Ум да разум»
Пословицы про ум.
Прочитать текст учебника на стр. 104 и ответить на вопрос «Где человек может получить знания».
28
Ум да разум
Способы передачи знания из поколения в поколение. Святые Кирилл и Мефодий. Обряд «Каша». Разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья.
Вразумление.
Ресурсный круг
«Ум да разум»
Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия.
Стихотворение Хомякова «Просветители славянские»
Р.т. стр.18 №1.
29
Истина
Научить ребят определять и отделять
истинный образ да
слово от ложного образа, дела, слова.
Слово как важнейшее
хранилище истины.
Истина в слове. Житие.
«Поучение Владимира
Мономаха», «Священное писание»,
«Летописи».
Истина. Искренность.
Ресурсный круг
«Истина в слове»
Р.т. стр.23 № 3.
30
Истинный человек
Что именуется истовым делом? Слова, умение прислушиваться к опыту прошлых поколений.
Символы, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых
истин «Нерукотворный
образ «Спасителя».
Подлинность. Искренность, истовость
Истовость.
Ресурсный круг
«Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?»
31
Знания –
плод учения
Отрасли знания. Важно, что дети усвоили кто умный - тот знает очень много, но самое главное, что нужно для достойной жизни (знание кругозора). Мудрость - соединение истины, правды, любви.
Знания.
Работа в четверке
«Мудрые советы Владимира Мономаха»
(оценивающий тренинг)
Р.т. стр.26 №6, стр. 31 №7.
32
Мудрость
Мудрость и мудрецы. Духовные книги.
Мудрость.
Мудрецы.
Праведность.
Ресурсный круг
«Какими словами
ты расскажешь
о мудром человеке?»
33
Премудрость
София.
Премудрость. Истинное знание.
Работа в четверке
«Истоки победителя»
34
Обобщающий урок:
Дорога
Веры, Надежды, Любви
Почему
Вера, Надежда, Любовь –
родные сестры?
Единение
Веры, Надежды, Любви, Софии.
Твердая вера.
Истинная надежда.
Созидательная любовь.
1. Работа в четверке
«Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?»
(оценивающий тренинг)
2. Ресурсный круг
«Чему ты научился
на уроках по предмету "Истоки"?»
(итоговый тренинг)
infourok.ru
КТП по учебнику А.В. Камкина «Истоки» для 3 класса
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Истоки», 3 класс Учебник: А.В. Камкин «Истоки» ― М.: Издательский дом «Истоки», 2013. №, дата Тема урока Содержание Основные понятия Активные формы обучения Материально-техническое обеспечение Домашнее задание УУД 1 Вводный урок Какие знания дает предмет «Истоки»? Знакомство с учебным пособием и рабочей тетрадью. Рассказ о Вере, Надежде , Любви и матери их Софии. Минуты творчества Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки. Ресурсный круг «Какие знания даёт детям предмет Истоки»? Стихотворение «Солнышко в окошке», видеоряд по тексту стихотворения Колокольные звоны, изображения храмов родного города. Совместно с семьей прочитать в учебнике предание на стр. 5-8. Для родителей: написать для учителя вопросы, возникшие при знакомстве с учебником Регулятивные УУД: -формулировать и удерживать учебную задачу, -составлять план и последовательность действий, -выполнять учебные действия, -сравнивать способ действия и его результат с эталоном, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, -устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели, -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, -работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь), Познавательные УУД: -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, -добывать новые знания: -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), -наблюдать и делать самостоятельные выводы, -поиск и выделение необходимой информации, -перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста, -ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, - находить нужную дидактическую иллюстрацию, -работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью), - сопоставлять условные обозначения учебника и тетради, Коммуникативные УУД: -видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них, - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь, -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию, -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, -слушать и понимать речь других, -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). I.Вера 2 Вера Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце? Как верит пытливый ум? Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. Работа в паре «Что объединяет Вера?» Стихотворение о вере. Презентация по тексту учебника. Учебник стр.11-15, ответы на вопросы Р.т. стр. 5, №1,2 3 С верой приходит доброе дело Хождение к истокам одухотворенности. Усвоение детьми основных нравственных заповедей. Проявление веры в деле, в чувстве, в слове.Признание. Православная вера. Заповеди. Правила нравственности. Вера Святой Руси Православная вера. Заповеди. Опыт. Работа в паре «Правила нравственности» Презентация по тексту учебника, иллюстрации: икона Святой Благоверный князь Владимир Портрет А.В. Суворова Учебнschoolfiles.net
Рабочая тетрадь по Истокам 3 класс Котельникова Часть 1, 2
Рабочая тетрадь по Истокам 3 класс Котельникова Часть 1, 2
Издатель hbok: школа 55Год выхода: 2015-2017Формат тетради: фото - скрин Тип: Отличная Рабочая тетрадьКласс: 3
Выбери страницу и читай онлайн:
Авторы: Котельникова Н.В.Класс: 3Предмет: Истоки
Готовые задания Часть 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27Часть 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетради по истокам 3 класс рабочая тетрадь Котельникова, Твардовская ФГОС от Путина.
Исследователи жизни и т Вы будете наслаждаться Учитель, наверное, знаете, неотступно преследовала издателем Анализ набора недавно обнаруженный документ Учитель в дали и, наконец, результаты. НЕКОТОРЫХ рукописные фрагменты до последнего тома дневника В миссис Учитель, Вы пришли в этой книге руки. Они установили Авторство этого текста. Был Она написана «» Учитель, но сделал г ЦИИ почерков Форсунки Вы предлагаете, Е читать и прокомментировал другой мужчина женился на пару семей. В то время как список из набора букв отмечены здесь знак «» и мисс Валя, как В начале она называется. Потому что получатель письма в заклинание во внезапном только как «мой дорогой» или «дорогой», издатель первоначально в некоторых сомнений в его личности вы - и решает рука оставить ненадежность читатель. Благодаря таким головоломкам, как сказал бы вероятно, миссис Учитель, жизнь приобретает вкус.
Рабочая тетрадь по Истокам 3 класс Котельникова
Вырезки из газет и т других списков, собранных в отдельной папке ().
Издательство чувствует Обязательным в аффилированности добавить - на его защита - дневники, содержащие миссис Учитель не много строгих желтых и противоречивости. и начал писать их в виде личного дневника, и через некоторое время решили переработанные текст, намерены Ĉ потратить это для публикации. Однако, в типичном зубе делает его не очень методично и длится Для того, чтобы долго. Эта методология, это Если вы можете, так сказать, задолжала многочисленной спутанность муки и анахронизмы. Издательство надежды вести будущая публикации полной версии дневника в, принимая соответствующие сноски, угол тем не строги вы будете объяснено со светом (в той мере, плохо может возможно - из-за пути, в соответствии с которым однозначно живой ум миссис Учитель, являются очень запутанным).
Египтолог в возможно общих отношениях процентов с автором открытия 55, как совокупность маслянистая теперь гробница, открытая Айртона в 1907 году. Никогда не опубликовал официальный отчет о раскопках и описаниях, принимающих участие курильщиков в них б г си друг от друга в столь многих особ и Трудно поверить. Это не удивительно, конечно что ни один из них не упоминает присутствующих на работе
Рабочая по Истокам 3 класс Котельникова
профессора Учитель а с командой. Миссис Учитель версия, правда без сомнения, субъективные и не свободно от предрассудков ясно показывает, и предложения и рекомендации для удовлетворения профессора С до фирма пусть это ты археолог в.
Издатель Сообщение Вы спросите, эти предрассудки проблема сравнить отношения СРАВНЕНИЕ авторского текста с другим человеком б уз рифма выражает фон путь благодарность : Джим и Сьюзен из Метрополитен-музея для Трейл на неопубликованные рукописи дневника миссис Эндрюс; Деннис Форбс, издатель ГМД, возможность просматривать главу о 55, содержащихся в книге, готовой к публикации се пятн «Гробница, клады, мумии»; Г-н Джон Ларс, Восточный институт, отвечая бесчисленные вопросы, касающиеся Теодор Дэвис и кувшин в ресурс - и, наконец, Брок исследовать более поздние гробницы 55, кт ра руководство для нас на месте событий.
Они читали Мы г почти все книги и статьи ки для нас интересного. Библиография эти публикации (очень впечатляет с) передачи заинтересованы в смесительной по почте. Мы хотели бы в конце делает, версии Г-жа П. Учитель признать - и выразить убеждение, а смех и, как обычно, не так ли.
Бумага мертвый будет открытый
Позвольте мне бы дать мой рот
Птах, и пусть они открыты Железный инструмент,
кт рифма открывает свой рот бога в.
hbok.ru
Конспект урока + презентация по предмету "Истоки", 3 класс
Конспект урока
Педагог: Зорина Светлана Павловна
Тема: «Терпение и умение».
Класс: 3
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Цель занятия: создать условия для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения темы «Терпение и умение», способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи занятия -
образовательные:
Ознакомление учащихся с понятием «терпение», сформировать понятие «
Формирование умений учащихся отличать
Совершенствование навыков учащихся в работе с разными источниками информации.
развивающие:
Формирование навыков исследовательской работы в группах.
Формирование умения оформлять результаты работы.
Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.
Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.
воспитательные:
Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке.
Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.
Материально-техническое обеспечение урока
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- учебная презентация,
- карточки с заданиями для самостоятельной работы в группах,
- раздаточный материал (листы самооценки и карточки оценки работы учащихся в группе).
План урока:
I. Организационно-мотивационный момент - 3мин.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
III. Изучение новой темы – 10 мин.
IV. Закрепление изученного материала – 15 мин.
V. Рефлексия – 11 мин.
Деятельность учителя с указанием номера слайда
(при наличии презентации)
Деятельность ученика
Этап 1 урока. Организационный момент. 3 мин
Цель этапа (учителя):
- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке;
- включить всех учащихся в работу.
Цель этапа (ученика):
- настроиться на работу в рамках урока;
- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и друг с другом.
Деятельность 1
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу
- Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями.
- Садитесь.
Деятельность 1
Дети стоя повторяют слова за учителем и здороваются с гостями.
Деятельность 2
- Поздоровавшись, мы пожелали друг другу здоровья.
- На занятиях «Истоки» для нас важным является душевное здоровье.
-В нашей душе распускаются цветы нравственных понятий.
- Перед вами лежит изображение цветка. С каждым этапом работы он будет приобретать определённый цвет – цвет ваших эмоций.
Красный – активно работал на занятии, был настойчивым в достижении цели
Розовый – был не уверен в своих знаниях
Оранжевый – у меня всё получалось
Жёлтый – я молодец
Зелёный – у меня всё хорошо,
Синий - мне спокойно
Фиолетовый – мне интересно
Коричневый – мне нужна помощь
Серый - мне всё равно
Чёрный – мне плохо
Белый – я умею общаться и сотрудничать
Деятельность 2
Обдумывают слова педагога.
Рассматривают цветограмму
Деятельность 3
- На уроке мы будем использовать особые знаки.
(
!
показХочу сказать
?
Хочу спросить- На каждом этапе урока постарайтесь оценивать своё эмоциональное состояние.
- С каким настроением вы начинаете работу на уроке?
- Закрасьте один лепесток нужным цветом.
Деятельность 3
Дети запоминают инструкцию учителя.
Этап 2 урока Актуализация знаний. 5 мин.
Цель этапа (учителя):
- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических технологий воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся;
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;
- развитие эмоциональной сферы учащихся через применение активных форм ведения занятия.
Цель этапа (ученика):
- развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»;
- воспроизведение ранее изученных понятий;
-познакомиться и изучить новые понятия:
«терпение»
Деятельность 4
1. Создание эмоционального настроя на работу, снятие статического и эмоционального напряжения.
-Поговорим?
Учитель: - О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень. Чего - то знаешь ты. А что-то мне известно.
-Поговорим?
-Вдруг будет интересно!
-Посмотрите на доску.
-Что вы видите?
-Как он называется?
-А что такое «надежда»?
-Из какого источника ты узнала значение этого понятия?
-Какой лепесток распустился на этом цветке?
-А что такое согласие?
-А что послужило источником для получения этой информации?
-Мы повторили необходимые нам знания.
-У вашего цветка появился новый красивый лепесток.
Деятельность 4
Дети: - О чём?
-Дети: Поговорим!
- Цветок.
-Надежда.
-Это устремление к доброму исходу дела.
- Из учебника «Истоки» стр.43
-Согласие.
-У этого понятия несколько значений:
-Утвердительный ответ на что-нибудь – на просьбу что-нибудь сделать;
-единомыслие, единодушие, общность точек зрения, взаимная договорённость;
-мирные дружественные отношения.
-Толковые словари.
Деятельность 5
- Посмотрите на доску.
-Иллюстрацию к какой сказке вы видите?
-Связан ли сюжет этой русской народной сказки с понятиями «надежда» и «согласие»?
-А как?
-Молодцы.
-Подумайте и скажите, а какое ещё качество проявили герои сказки, чтобы справиться с упрямой репкой.
-Так скажите, с каким нравственным понятием мы познакомимся сегодня на занятии?
-Да тема сегодняшнего занятия «Терпение
-Какие цели можно перед собой поставить при знакомстве с этой темой?
-Молодцы.
-Тему занятия определили, задачи перед собой поставили.
-Закрасьте ещё один лепесток.
Деятельность 5
-Дети рассматривают иллюстрацию.
-Это сказка «Репка»
-Да
- Сажая репку, надеялись, что получат хороший урожай и осенью будет, что собирать.
-А согласие в работе позволило собрать урожай, вытянуть репку.
-Терпение.
- С терпением.
-Узнать, что такое «терпение», в чём оно проявляется, каким бывает, зачем и как нужно его воспитывать.
Деятельность 6
-Посмотрите на свои столы.
-Какие предметы вы видите.
-Как эти предметы связаны с темой нашего занятия?
-Молодцы.
А как сказать одним словом, в чём же в первую очередь мы проявляем терпение?
-Поэтому тему урока я сейчас расширю и назову «Терпение и умение»
-Закрасьте ещё один лепесток
Деятельность 6
-Коробочку с пазлами, бисер и ниточку, пшено, куклу, тетрадь и ручку, рисунок
-Чтобы собрать пазл нужно терпение, чтобы изготовить украшение из бисера –необходимо терпение, чтобы приготовить кашу, надо терпеливо перебрать пшено, чтобы воспитать ребёнка -нужно проявить терпение, чтобы приготовить качественно домашнее задание и нарисовать картину тоже нужно проявить терпение.
- В деле
Этап 3 урока. Объяснение нового материала. 10 мин.
Цель этапа (учителя):
- развитие у учащихся метапредметных компетенций через выполнение заданий, связанных с анализом, обобщением.
Цель этапа (ученика):
- в процессе практического исследования продолжить учиться работать с текстовой информацией;
-совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения коллективного задания.
Деятельность 7
-Как же вы понимаете, что такое терпение?
-А теперь узнаем значение этого понятия, прочитав статью в учебнике «Истоки» на стр.58.
Так что же такое «терпение»?
-В интернете я нашла следующие определения:
-Терпение – это способность долго, настойчиво, упорно делать что-либо;
- настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле, работе.
- А вот в библейском словаре о терпении говорится так:
-Терпение – это добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека.
-Можно ли сказать, что в учебнике «Истоки» дано ёмкое обобщение понятия «терпение»?
-Давайте прочитаем его ещё раз хором и постараемся запомнить.
-Мы выполнили первую задачу, поставленную в начале урока. Узнали, что такое терпение.
-Закрасьте ещё один лепесток.
Деятельность 7
- Дети высказывают свои предположения.
-Читают вслух, вызванные ученики, остальные следят по тексту.
-Умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.
-Да.
Деятельность 8
Деятельность8
Физкультминутка
Дружно помогаем маме - Мы бельё полощем сами, (наклоны) Раз, два, три, четыре, (движения в стороны ) Потянулись, (повесили бельё) Остановились. Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)
-Дети выполняют упражнения.
Деятельность 9
Стадия осмысления.
-А сейчас вы попробуете себя в роли исследователей.
-Работа с учебником.
-Назовите тему урока.
-Прочитайте про себя статью в учебнике «Без терпения нет умения» на стр. 59.
-Простым карандашом выделите информацию «людям, каких профессий и в каком, деле необходимо терпение.
-Проверим результаты вашей работы.
Видео и звуковой ряд.
-Посмотрите на изображения людей, названных вами профессий и послушайте звуки, которые сопровождают их деятельность.
-А человеку какой близкой вам профессии необходимо огромное терпение?
-А легко ли быть терпеливым?
-Давайте ещё раз прочитаем статью с 3-го абзаца и найдём в ней ответ на этот вопрос.
-Какую ещё важную информацию вы получили из этого текста?
-Молодцы. Всё отметили верно.
-Какие пословицы послужили вам примерами в этом тексте.
-Как же вы их понимаете?
-Дома постарайтесь ещё подобрать несколько пословиц на эту тему. Мы их разместим в нашей книге, чтобы следовать самим и передать в дар следующему поколению.
-Так, что же такое терпение?
-В чём оно проявляется?
-Мы выполнили ещё одну задачу урока, выяснили в чём может проявляться терпение.
-Закрасьте ещё один лепесток.
Деятельность 9
-Терпение и умение.
-Читают, выделяют.
Называют профессии людей и их занятия
-Терпение необходимо:
-учёному при проведении многолетних опытов;
-пряхе, чтобы напрячь пряжи;
-ткачихе, чтобы наткать полотна;
-музыканту, чтобы научиться игре на музыкальном инструменте;
-спортсмену, чтобы победить на соревнованиях.
-Просматривают и слушают.
-Учителю.
-Дети перечитывают статью с 3-го абзаца.
-Наспех ни в каком деле ничего, кроме срыва, получиться не может.
-Терпение – ключ к успеху во всяком деле.
-Ценят мастеров, умельцев. Их все знают, уважают, его труд вознаграждают.
-Особое терпение требуется тем, кто решил послужить ближнему.
-Терпение сливается с добротой и состраданием. Оно очищает душу.
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Терпение даёт умение»
Ответы детей
Ответы детей
Этап 4 урока. Закрепление учебного материала. 15 мин
Цель этапа (учителя):
- в процессе применения ИКТ технологий
проверить первичный уровень усвоения учащимися новых знаний;
Цель этапа (ученика):
- определить первичный уровень освоения нового материала;
- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.
Тренинг №15 (оценивающий)
Работа в четвёрке «В каких делах необходимо терпение?»
Деятельность 10
1.Подготовительный этап (присоединение к теме)
- Мы с вами определили, что такое терпение, выяснили, что в первую очередь это качество человек проявляет в деле.
-А теперь проверим, на каком уровне понимания этой темы находится каждый из вас.
-Выполним тренинг. Откройте тетрадь на стр.23
2. Индивидуальный этап. (5 мин.)
-Сначала, в течение 5 мин. работаете самостоятельно, выбираете 5 дел, в которых необходимо терпение.
3. Работа в четвёрке (10 мин.)
-Состав четвёрок и командиры:
1 –Батяшов П., Богов А., Александрова А., Бабенко А.
2 – Егоров Д., Оганян А.,Виноградова Ю., Гнедина К.
3 – Павлов Д., СипотенкоВ., Жукова А., Иванова Н.
4 – Стратиенко И., Холодилов И.,Захарова В., Кочнева Д.
5 – Тырин К., Тырин С., Любаева Д., Самохвалова К.
6 – Крезов Д., Русинова К, Синицына К., Торопова В., Фомина М.
Инструкция:
-Лидер предлагает выступить всем участникам группы и знакомит со своим вариантом выполнения задания.
-Если мнения всех членов группы совпали, вы готовитесь к представлению результатов.
- А если мнения разделились, лидер просит имеющих другой вариант ответа членов группы аргументировать своё мнение, но решение должно быть единым.
-Затем группа определяет, кто
будет представлять полученный совместно вариант решения.
-Это надо будет сделать аргументировано.
(учитель внимательно наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу и помогая лидеру и группе прийти к совместному решению)
4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
-Представьте результаты своей работы
(учитель сообщает экспертную оценку)
Экспертная оценка:
-нет ошибок -7 баллов;
-1 несоответствие – 6 баллов;
- 2 несоответствия – 5 баллов;
- 3 несоответствия – 3 балла
Перевод в пятибалльную систему:
7 баллов - «5»
5-6 баллов – «4»
3 балла – «3»
- Какой же вывод можно сделать, где же и когда необходимо терпение?
- Правильно
5.Рефлексия.
-Оцените работу лидеров и организуемое ими обсуждение.
-На листочках даны четыре предложения. Закончите их.
1.Группа работала______________
2.Лидер работал_______________
3.Моё пожелание группе____________
4.Моё пожелание лидеру_______________
- Оцените своё состояние на этом этапе урока.
-Закрасьте ещё один лепесток
Деятельность 10
Слушают и выполняют инструкцию учителя
-Лидеры представляют результаты, объясняя сделанный группой выбор.
Шить
Соблюдать пост
Заботиться о домашних животных
Помогать по хозяйству
Собирать грибы и ягоды
-Терпение необходимо в любом деле, если утверждается желание получить значимый результат.
Этап 5 урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание
Цель этапа (учителя):
- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося.
Цель этапа (ученика):
- выполняя творческое задание дома, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме.
- в ходе проведения рефлексии определить
уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою линию развития по изучаемой теме.
Деятельность 11
-С каким понятием познакомились на уроке?
-Узнали ли вы, что такое терпение?
- В чём же проявляется это качество человека?
-О чём мы продолжим разговор на следующем занятии по теме «Терпение»?
Деятельность 11
-Терпение
-Да. Терпение – это умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.
-В деле.
-В чём ещё проявляется терпение, зачем и как его надо воспитывать в каждом человеке.
Деятельность 12
- Наше первое занятие по теме «Терпение» завершилось, и на нашем цветочке появился ещё один лепесток.
-Как он называется?
-Посмотрите на свои цветочки. Какими они стали яркими.
- А какие оттенки преобладают?
-Значит, всем нам на занятии было ….
-Дополните следующие высказывания:
Рефлексия.
Я узнал……Я научился…Мне понравилось….Я бы хотел…
Деятельность 12
-Терпение
-Тёплые.
-Хорошо.
Каждый учащийся заполняет лист самооценки;
Деятельность 13
Домашнее задание
-Чтобы упрочить ваши знания
Даю домашнее задание. На выбор.
Подберите пословицы, сказки, в которых говорится о терпении
Деятельность 13
Записывают домашнее задание
Деятельность14
-Послушайте притчу.
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как- будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
— Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
-Так будем же мы всегда и во всём терпеливее!
Деятельность14
Обдумывают услышанное
infourok.ru
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
|||||||||||||||||||||
Организационный момент |
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг другу в глаза, поприветствуйте, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
– Какую тему в четверти вы изучаете? – Какую тему вы изучали на прошлом уроке? |
Любовь. Единство. |
||||||||||||||||||||
Целеполагание |
– «Притча о милосердии» (Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил он мальчика, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить? Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал: — Да, я могу изменить очень много... для этой звезды! Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах. |
Учащиеся слушают притчу о милосердии |
Регулятивные: волевая саморегуляция |
|||||||||||||||||||
Беседа – Что делал мальчик? – Почему проходящий человек его не понял? – Что может изменить мальчик для звезды? – Над чем бы вы задумались? – Что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»? – Какая тема нашего урока? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные: логические: выбор обоснований и критериев для сравнения |
||||||||||||||||||||
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из важных человеческих качеств – милосердии. (Вывесить на доску карточку с этим словом). – Как вы думайте какая будет цель урока? Цель: выяснить, что такое милосердие и как оно проявляется в жизни? Что нам предстоит сделать на уроке? План: 1.Что такое милосердие? 2.Милосердие в жизни 3.Каких людей называют милосердными? |
Дети дают предполагаемые ответы |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. |
||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний |
– А как вы понимаете слово «милосердие»? – От каких слов оно образовалось? – Вы видите, что в этом слове слились воедино два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идёт от сердца. Посмотрите фильм «Рождественская девочка» и подумайте над ответами следующих вопросов: Кто в этом фильме милосерден? Что он сделал? Как проявилось милосердие в фильме? Почему девочка милосердна? Кто оказался бессердечным в фильме? Почему девочка покормила собаку? Во время беседы на доске появляются карточки:
Во все времена есть люди сострадательные. Они своим примером показывают милосердие в деле. Обратимся к опыту нашей истории. В этом нам поможет учебник. Откройте учебник «Истоки» на стр.80 «Это поучительно». – Благодаря каким добрым делам вошли богатые сострадательные люди в историю? – Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева? (Дал денег на строительство ремесленной школы)– Вдумайтесь в смысл слова «богадельни». Что такое богадельни? – Как поступали сострадательные люди, если у них не было большого богатства? – Где были созданы первые богадельни? – Имена и дела милосердных людей с благодарностью помнят в каждом городе, в каждом посёлке. – Расспросите своих дедушек, бабушек, мам и пап о милосердных людях и их делах и на следующем уроке поделитесь с нами своими сообщениями. – Как именовались добрые дела? – Как ещё было принято на Руси называть милосердие? – Как называют людей, которые занимаются благотворительностью? – Кто такие благотворители? – История Белого цветка в России. Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья Николая II вместе со своими обязательными церемониями, балами, катаниями на яхтах и модных авто, привнесла и обычай совсем иного рода — благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных. Во время каждого приезда в Ялту, в новый Ливадийский дворец, семья Государя Николая II проводит благотворительную акцию — «День Белого цветка» для сбора помощи неимущим больным. Положенное в Крыму благое дело нашло отклик по всей стране. Начиная с 1911 года «Дни цветков» проходят по всей Российской империи благодаря поддержке императора. С 2005года «Белый цветок» вновь вернулся в крупные города Русского мира. Как и 100 лет назад, на украшенных к этому дню улицах волонтёры призывают участвовать в делах милосердия и собирают пожертвования, а взамен дарят сделанные своими руками цветочки. На открытой сцене выступают известные музыкальные коллективы. Выстраиваются ярмарочные ряды, как и при императрице, украшенные белоснежной тканью и цветами. Собранными на Белом цветке средствами были отправлены на приобретении дорогостоящих медикаментов, на оплату операций. С 2011 года «Белый цветок» возрождён в Москве. С 2013 года «Лига Белого цветка» возрождает праздник в регионах России: в Костроме, Белгороде, Воронеже, Курске, Соликамске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и др. Наша страна большая и сильная, но многие люди в стране нуждаются в помощи. Есть дети – сироты, которые нуждаются в помощи. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим лучше жилось. Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие, немощные люди, у которых не осталось близких людей. За ними некому ухаживать. А ведь бывает и так: взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Они забыли свой долг перед родителями, они совершили самое тяжёлое предательство в жизни. Время идёт очень быстро. Скоро вы тоже станете взрослыми и сильными, а ваши родители– слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям. Уважайте их старость! – Что называют милостыней? Во время беседы на доске появляются карточки:
|
Этимологический словарь: Милосердие – слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость". Толковый словарь Ушакова`Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. – Милосердие – милое сердце Милосердная девочка и продавец. Принес вещи и не взял куклу. Потому что она добрая. Продавец с бубликами Потому что собака голодная
Учащиеся читают выборочно текст учебника, отвечая на вопросы. – Строили на свои деньги больницы, бесплатные столовые, создавали дома для одиноких престарелых людей – богадельни. – Старались помочь ближнему небольшой суммой – милостыней, накормить, помочь делом. – В православных монастырях – Благом – Благотворительность. – Благотворителями Заранее подготовленные ученики рассказывают историю Белого цветка в России |
Познавательные: логические: – анализ объектов с целью выделения признаков; – подведение под понятие, выведение следствий; Общеучебные: – постановка и решение проблемы; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково – символические) – создавать и преобразовывать модели. |
|||||||||||||||||||
Будьте внимательны! Выбери дела милосердные:
|
Если называют милосердное дело, то встают из – за парты. Если нет – сидят спокойно. |
|||||||||||||||||||||
Активное занятие |
Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам). Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Сюжеты в приложение к уроку |
Дети выполняют задание в группах. |
Коммуникативные:
|
|||||||||||||||||||
-Можно ли научиться милосердию? -Какими словами расскажете о милосердном человеке? – Легко ли быть милосердным? Почему? – Надо ли учиться милосердию? Зачем? – Как стать милосердным? – Чем можно вылечить злость, обиду? – Какую профессию ты считаешь милосердной? Почему? – Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь, И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать. |
Можно. Трудно. Легче ответить обидой на обиду. Надо помогать людям. Добротой, сердечностью, вниманием, чуткостью, любовью. Рассмотреть ил. сестер милосердия.
Помощь людям в этих профессиях. |
|||||||||||||||||||||
– Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо. И заканчивая сегодня наш урок я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на голубка и подумайте – «А стоит ли?» Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.
|
|
|||||||||||||||||||||
Домашнее задание. |
1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.
2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов Выслушать – закричать Поделиться – отобрать Позавидовать – порадоваться Поссориться – уступить Обидеться – простить Протянуть ладонь – показать кулак Утешить – промолчать 3. Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке: Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый. 4. Составьте синквейн по теме урока со словом БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. |
|||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Заметка из газеты. Одна женщина – замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы. Как можно охарактеризовать поступок женщины? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Персики. (Ушинский К. Д.) Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один – продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал. Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком. Чей поступок был признан лучшим и почему? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Два путешественника. (Ушинский К.Д.) Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом. Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Орёл. (Л. Н. Толстой) Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма. Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Котята. (А. Щелыгин). Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят: «Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!» Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят! Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя… И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят. Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда… Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!» Почему родители решили оставить котят? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Сестра милосердия. (Камкин А. В.) Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить – это были смертельно раненные. Почти все были без сознания. И вдруг послышался слабый голос: «Где я? Все ушли… Все бросили…» – это на короткое время пришёл в сознание один умирающий. К нему бросилась девушка в белой косынке с красным крестом – сестра милосердия. «Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт – не дождётся. Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах. Помогла ли сестра милосердия умирающему? |
rosuchebnik.ru
Урок по предмету "Истоки" 3 класс.
Урок по предмету "Истоки" 3 класс.
Малкова А.К., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 города Костромы
Тема урока: "ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ".
Цель урока: осмысление социокультурных категорий "любовь", "доброта". Пробуждение в человеке способности к любви, как к одному из главных свойств человека.
Задачи:
Возвратиться к первоначальному значению понятия "любовь", как высокой нравственной категории.
Дать образец высокой любви и ее проявлений в человеке.
Довести до сердца детей, что любовь требует труда души.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что украшает человека, делает его чувства чистыми. А начнем мы наш урок с притчи.
Пример великой любви и покаяния дан в Библии. Её рассказал своим ученикам сам Иисус Христос. У богатого человека было два сына. Однажды младший сын стал настойчиво просить отца выделить положенную ему часть имущества.
Вероятно, отец не понимал, чем вызвана его настойчивость. Но он любил своих детей и не стал спорить. Он разделил имение между братьями.
И тогда младший сын совершил жестокий и безнравственный поступок. Он без спроса, своевольно ушел из дому, где его любили и воспитали. Имущество же свое потратил на удовольствия. Жил в грехе, а об отце и отчем доме даже и не вспоминал. Его совесть молчала.
Но вот кончились деньги, подступала нищета. Там, где он жил и промотал свое богатство, наступил голод. Пришлось пойти в пастухи и пасти свиней ради того, чтобы ему позволили есть вместе с ними. И только теперь он вспомнил об отчем доме. В его душе вспыхнул жгучий стыд. Он сказал себе: «Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он хотел стать простым работником в имении отца. Знал, что у них жизнь лучше, чем у него. На большее он не надеялся.
Но случилось чудо – чудо любви. Сердце подсказало отцу, что возвращается тот, кого уже не надеялись увидеть. Отец выбежал навстречу сыну, обнял его и поцеловал. Приказал принести ему лучшую одежду и обувь, украсить руку сына дорогим перстнем, приготовить роскошный пир.
Старший сын недоумевал. «Почему столько любви тому, кто был так неблагодарен и бездушен?» - думал он. И тогда отец пояснил ему все одной фразой: «О том надобно радоваться и веселиться, что твой брат был мертв и ожил, пропал и нашелся».
Учитель: О каком чуде нам рассказывает библейская притча?
Ученики: О чуде - ЛЮБВИ
Учитель: В этой притче всё богатство любви – отцовской, сыновней, братской. А что это такое отцовская любовь?
Ученики: Любовь отца к сыну, дочери; матери - к сыну, дочери.
Учитель: что такое братская любовь? Только любовь родных между собой людей, братьев и сестёр?
Ученики: Это любовь, когда можно сказать каждый человек человеку брат.
Работа с учебником. Стр. 74-75.
Учитель: Какие слова стоят рядом со словом любовь?
Ученики: (слова выносятся на доску)
Доброта
Дружба
Помощь
Правда
Терпение
Вера
Надежда
Честь
Послушание
Верность
Согласие
Учитель: Любовь к ближнему проявляется и в слове и в деле. А сейчас мы прочтем рассказ И.С. Тургенева "Два богача"
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Учитель: Какие мысли и чувства возникли у вас? (Обсуждение) В чем же богатство бедного крестьянина?
Ученики: У него душа богатая, он добрый.
Учитель: Что руководила его поступком?
Ученики: Сострадание, любовь к девочке-сироте.
Ресурсный круг.
Учитель: Подумайте и скажите, что значит любить?
Ученики: высказывают свое мнение.
Учитель: Кто для вас самые близкие люди?
Ученики: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Учитель: Представьте себе, что вы очень давно не видели свою маму и сейчас вы с ней встретились. Закройте глаза и представьте себе, что вы встречайтесь с мамой. Я смотрю на ваши личики. На них я увидела улыбку, радость. Какое чувства вы испытали к своей маме?
Ученики: Любовь.
Учитель: А кого вы еще любите?
Ученики: Брата, сестру, бабушку, дедушку.
Учитель: А какое качество помогает проявлять любовь к ближнему?
Ученики: Доброта.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ….доброта.
Работа с тетрадью. Активное занятие "В чем проявляется любовь к ближнему?"
Задание №1 (самостоятельно)
Выбери те поступки, к которых проявляется любовь к ближнему.
Помочь в трудном деле
Сказать добрые и приветливые слова
Защитить тех кого обидели
Жить по правде
Проявить терпение и заботу
Спорить и ссориться
Дать добрый совет
Проявлять неблагодарность
Радоваться успехам друзей
Задание 2. Работа в четверках.
Внимательно выслушайте друг друга и придите к согласию. Подчеркните единое решение группы.
Что за сокровище заключено в человеке? Может быть красивая внешность, знание или богатство? Но без этого можно прожить. Важнее всего в жизни любовь. Любовь очень ценное чувство.
Чтение стихотворения В. Берестова
Вечер. В мокрых цветах подоконник.Благодать. Чистота. Тишина.В этот час, голова на ладонях,Мать обычно сидит у окна.
Не откликнется, не повернется,Не подымет с ладоней лица.И очнется, как только дождетсяЗа окошком улыбки отца.
И подтянет у ходиков гирьки,И рванется на встречу ему.Что такое любовь в этом мире,Знаю я, да не скоро пойму.
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Сегодня на уроке мы говорили о любви. Любовь имеет огромную неизменную ценность и поэтому все так стремятся найти ее.
О чем написаны величайшие романы?
О чем сняты лучшие фильмы?
О чем поется в лучших песнях?
infourok.ru
КТП 3 класс истоки
«Рассмотрено»
На заседании МО
Протокол № ____________от
«_____» __________________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ Кологривская СОШ
__________________Топоркова Л. П.
«_______»__________________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ Кологривская СОШ
___________________Куликова С. Н.
Приказ № ___________________от
«_______»_________________2014 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Савиной Людмилы Васильевны
Категория 1
Стаж работы 25 лет
по курсу «Истоки»
Класс 3
Всего часов на учебный год 34
Количество часов в неделю 1
Составлено в соответствии с программой по учебному курсу «Истоки 1 – 4 класс» Москва «Дрофа» 2006 г., автор программы А. В. Камкин
Учебник «Истоки»: учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е, исправленное. – Москва: Издательский дом «Истоки», 2010 г.
2014– 2015 учебный год
Календарно - тематическое планирование учебного курса «Истоки» 3 класс
ВЕРА – 9 ЧАСОВ
№
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
1
Вводный урок
Четыре основные категории третьего класса: Вера, Надежда, Любовь, София.
Вера–полное признание, убеждение.
Надежда - твердая уверенность.
Любовь - сердечная привязанность.
София - высшая мудрость.
Родной очаг. Родные просторы.
Труд земной. Труд души.
Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки.
Ресурсный круг
«Какие знания дает предмет "Истоки"?»
2
Вера
Чему доверяет сердце?
Как верит пытливый разум?
Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность.
Работа в паре
«Что объединяет Вера?»
3
С верой приходит доброе дело
Душа верует.
Вера – опора дела. Доверие опыту.
Православная вера. Заповеди.
Опыт.
Работа в паре
«Правила нравственности»
4
Верность – знак веры
Вера и верность. Присяга и клятва.
Верность-знак веры. Верность Отечеству, Слову, Делу. Знаки верности - присяга, клятва, выполнение обещания, долг памяти. Вера живет в верности.
Преданность. Надежность.
Присяга. Клятва.
Ресурсный круг
«Верность Родине»
5
Верность
не знает мелочей
Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям.
Чувство долга. Долг памяти. Традиции.
Работа в паре
«Что помогает хранить верность?»
(оценивающий тренинг)
6
Правда – путь к истине
Жить по правде. Сила правды.
Правда в деле. Правда в слове.
Правда.
Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово.
Работа в паре
«Пословицы о правде»
7
Правда – путь веры
Правда в образе. Правосудие.
Путеводный образ. Праведность. Справедливость.
Ресурсный круг
«Какой образ является путеводным?»
8
Честь
Воинская честь и доблесть.
Честь и хвала мудрости.
Поклон преподобному.
Честь.
Честность.
Почести.
1. Работа в паре
«Честь»
2. Ресурсный круг
«Береги честь смолоду»
9
Обобщающий урок: Береги честь смолоду
Из малых дел складывается
доброе имя.
Доброе имя.
Заслуги.
Работа в паре
«Честь по заслугам»
(оценивающий тренинг)
НАДЕЖДА – 8 ЧАСОВ
№
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
10
Надежда
Надежда на силы и опыт. Сила воли.
Надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. Доверие к опыту предков становилось правилом жизни.
Отчаяние.
Воля.
Надежда.
Ресурсный круг
«Как в жизни помогает надежда?»
11
Тщетная
и твердая надежда
Тщетная надежда. Надежда,
которая не умирает.
Самонадеянность. Упование.
Молитва.
Работа в четверке
«Что укрепляет надежду?»
12
Согласие
Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего
дела клад». Следование добрым советам старших.
Согласие.
Единодушие.
Ресурсный круг
«Строительство моста»
13
Согласие ума, сердца, души
Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию.
Единоверие. Единомыслие. Духовная красота.
Работа в четверке
«Согласие в деле»
14
Терпение
и умение
Без терпения нет умения.
Терпение – ключ к успеху.
Терпение и надежда. Терпение – умение надеяться и ждать, стойкое перенесение испытаний и трудностей. Терпение – ключ к успеху в любом деле.
Терпение.
Сострадание.
Работа в четверке
«В каких делах необходимо терпение?»
(оценивающий тренинг)
15
Терпение
и спасение
Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. Терпение – высший подвиг человека, ежедневное внутреннее движение от зла к добру, великий труд души. Терпение делает человека сильным, выносливым.
Нетерпимость.
Опыт терпения.
Ресурсный круг
«Самый терпеливый человек»
16
Послушание опыту
Жизненный опыт
и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи.
Послушание. Родительское наставление.
Работа в четверке
«Послушание»
17
Обобщающий урок:
Послушание совести и закону
Глаза – мера, душа – вера,
совесть – порука.
Жизненные правила
и законы государства.
Совесть. Законопослушание.
Работа в четверке
«Надежда – устремление
к доброму исходу дела»
(оценивающий тренинг)
ЛЮБОВЬ – 9 ЧАСОВ
№
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
18
Любовь – добро, единство – дружба
Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему.
Любовь.
Дружба.
Сердечная привязанность.
Работа в четверке
«В чем проявляется любовь к ближнему?»
19
Семейная любовь
Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь?
Супружеское, родительское, братское единение. Отеческая любовь Бога к человеку.
Лад. Взаимопонимание. Забота.
Мир семейной любви.
Ресурсный круг
«Почему любовь – это труд души?»
20
Милосердие
Милосердие в слове. Милосердие в деле. Милосердие – дела любви. Милость сердца. Милость – желание добра кому-либо, щедрость
Милосердие. Сострадание. Равнодушие.
Работа в четверке
«Милосердие»
21
Где гнев – там и милость
Доброе дело – благо. Гнев и милость.
Искреннее и доброе слово утешения. Сестры милосердия.
Благотворительность.
1. Работа в четверке
«Слово о милосердном человеке»
2. Ресурсный круг
«В чем проявляется твое милосердие?»
22
Доброта
Доброе слово. Доброе дело.
Доброта – образ любви. Природная склонность человека к добру и благу, добросердечию.
Доброта.
Работа в четверке
«Добрые дела»
(оценивающий тренинг)
23
Доброта истинная
и ложная
Доброта бывает разная.
Добрый человек в добре проживает век.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброжелательность. Истинная доброта.
Работа в четверке
«Доброта истинная и доброта ложная»
Ресурсный круг
«Что такое делать добро?»
24
Покаяние
Раскаяние и прощение. Покаяние в храме. Покаяние – вершина любви, подвиг очищения и отречения от зла.
Раскаяние.
Грех, стыд. Покаяние. Прощение.
Работа в четверке
«Раскаяние»
25
Покаяние
и любовь
Почему покаяние и любовь неразлучны?
Исповедь.
Работа в четверке
«На пути раскаяния»
26
Обобщающий урок:
Сад добродетелей
Как любовь объединяет милосердие, доброту
и покаяние? Взращивание сада добродетелей в душе человека – нелегкий, но благородный труд и подвиг.
Любовь.
Работа в четверке
«Сад добродетелей»
Ресурсный круг
«Почему любовь делает мир чище и лучше?»
СОФИЯ – 8 ЧАСОВ
№
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
27
Ум да разум
«Ум без разума беда». Сердечный ум.
Второе рождение человека. Ум в ладу с сердцем – большая радость. Ум сердечный слышит голос совести.
Ум.
Разум.
Размышление.
Работа в четверке
«Ум да разум»
28
Ум да разум
Разум рассуждает, уму помогает.
Вразумление.
Ресурсный круг
«Ум да разум»
29
Истина
Истина в слове. Истина в образе.
Истина – подлинное, неложное знание. Истина живет в мудром ученом, священном слове.
Истина. Искренность.
Ресурсный круг
«Истина в слове»
30
Истинный человек
Истина в деле. Истина в художественном образе, символе, условном рисунке, цвете, жесте, святом образе. Истовое дело.
Истовость.
Ресурсный круг
«Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?»
31
Знания –
плод учения
Отрасли знания. Знание – плод учения. Грамотность – второе рождение человека. Мудрость – плод любви и сердца
Знания.
Работа в четверке
«Мудрые советы Владимира Мономаха»
(оценивающий тренинг)
32
Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Отрасли в науке. Предназначение их в общем деле обустройства земли и человеческом сообществе. София – высшая мудрость.
Мудрость.
Мудрецы.
Праведность.
Ресурсный круг
«Какими словами
ты расскажешь
о мудром человеке?»
33
Премудрость
София.
Премудрость. Истинное знание.
Работа в четверке
«Истоки победителя»
34
Обобщающий урок:
Дорога
Веры, Надежды, Любви
Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры?
Единение
Веры, Надежды, Любви, Софии.
Никакие соблазны не в силах сокрушить Веру. Никакие угрозы не устрашают Надежду. Все испытания преодолеет любовь.
Их никогда не оставит сердце. Премудрость Божия.
Твердая вера.
Истинная надежда.
Созидательная любовь.
1. Работа в четверке
«Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?»
(оценивающий тренинг)
2. Ресурсный круг
«Чему ты научился
на уроках по предмету "Истоки"?»
(итоговый тренинг)
Годовой заключительный экскурсионный урок.
Видеоматериалы, рекомендуемые для просмотра на уроках:
К уроку № 2:
«Ни-ни» (9 минут) – «Сказка перед сном» /1/, фильм 6.
К уроку № 7:
«О солнышке» (8 минут) – «Сказка перед сном» /2/, фильм 2.
К уроку № 16:
«О Рае» (17 минут) – «В гостях у батюшки» /2/, фильм 1.
К уроку № 19:
«Царские письма» (13 минут) – «В гостях у батюшки» /1/, фильм 2.
К уроку № 32:
«О горлице и змие» (10 минут) – «Сказка перед сном» /2/, фильм 4.
infourok.ru