Skip to content

Исследуем свойства воды 3 класс: Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 29 – 32

Содержание

Вода стр. 51 — 54. Окружающий мир 3 класс 1 часть

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое вода и какими свойствами она обладает.

Практическая работа «Свойства воды»

Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради.

Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит?

Цель этого опыта определить, является ли вода прозрачной.

Опускаем в полный стакан ложку и замечаем, что её видно как над поверхностью, так и под ней.

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли она цвет?

Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.

Сравниваем воду в стакане с полосками из учебника. Убеждаемся, что она не красная, не зелёная, не синяя, и даже не белая.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт 3.

Определи, имеет ли чистая вода запах.

Цель опыта определить, имеет ли вода запах.

Понюхаем воду в стакане. Никакого запаха мы не ощущаем.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.

Поместим в стакан немного соли и размешаем. Соль исчезла, она растворилась. В другой стакан бросим измельчённый мел и размешаем. Мел не растворился.

Вывод: вода может растворять многие вещества, но не всё.

Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязнённую воду.

Нальём в стакан загрязнённую воду чрез бумажный фильтр. В стакане она окажется уже чистой, а фильтр станет грязным.

Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.

Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в кипяток. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при нагревании.

Колбу с водой поставим в кипяток и увидим, что в колбе она поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется, так как её частицы начинают двигаться быстрее.

Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?

Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при охлаждении.

Колбу с водой поставим в тарелку со льдом. Вода в колбе опускается.

Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как её частицы начинают двигаться медленнее.

Свойства воды

1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.

Это верные предложения, которые раскрывают значение воды для живых существ.

Из текста мы узнаем, что вода входит в состав любого живого организма, а значит никто не может существовать без неё.

А также, мы узнаем, что для многих организмов вода — природный дом. А значит эти организмы не могут существовать без воды.

2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.

При нагревании её частицы начинают двигаться быстрее, они сильнее ударяются о друг друга и разлетаются на большие расстояния. А значит она при нагревании расширяется, увеличивает свой объём.

При охлаждении происходит обратное. Частицы движутся медленнее, слабее ударяются и разлетаются на небольшие расстояния. Значит, при охлаждении вода сжимается, уменьшает свой объём.

3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.

Свойство растворять другие вещества используется в кулинарии. Мы растворяем соль, сахар, кофе, чтобы придать пище приятный вкус или получить аппетитный напиток.

Вывод: способность воды растворять другие вещества давно используется человеком для своих целей.

Проверь себя

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?

Без неё невозможно существование живых организмов. Ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является ещё и домом.

2. Как мы изучали свойства воды?

Мы изучали её свойства с помощью опытов.

3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?

Я знаю такие свойства, как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, растворять другие вещества.

4. Как можно очистить загрязнённую воду?

Её можно очистить с помощью специальных фильтров.

Задание для домашней работы

Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров жидкостей. Потому что без этого человек не может прожить ни дня.

Смотрите также:

  • Википедия о свойствах воды
  • Тема учебника «Превращения и круговорот воды»

На следующем уроке

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:

1. Из чего состоят облака?

Облака состоят из водяного пара и капелек.

2. Почему идёт дождь?

Дождь идёт потому, что капли в облаках становятся слишком большими, и не могут удерживаться в воздухе.

3. Как образуется снег?

Снег образуется при замерзании в воздухе капелек.

Исследуем свойства воды – опыт с водой (3 класс, окружающий мир)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 123.

Обновлено 29 Июня, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 123.

Обновлено 29 Июня, 2021

На Земле 71 % поверхности покрыто водой. Это Мировой океан и воды материков. В составе всех живых организмов присутствует вода, поэтому без воды жизнь на планете невозможна. Многие природные явления объясняются свойствами воды. Для того чтобы лучше их понять, исследуем свойства воды на примере разных явлений в быту или природе.

Простейшие свойства

Такие свойства воды, как текучесть, прозрачность, отсутствие цвета и запаха, хорошо известны.

Текучесть воды хорошо видна на водопадах.

Рис. 1. Водопад Серебряный призрак, Камчатка.

Где найти воду с запахом? Рядом с вулканом вода имеет резкий запах, так как насыщена газами.

Если в реке мутная вода, животные ориентируются, используя эхолокацию и слух, например, амазонский дельфин.

Что нужно для опытов

Перед исследованием нужно подготовить посуду и вспомогательные материалы.

  • Понадобятся прозрачные стаканы, 2 миски, 2 колбы с трубкой.
  • Приготовить ложки, сахар, соль, краски, мел, растительное масло, фильтровальную бумагу, воронку.
  • Принести кочан китайского салата.
  • Заранее приготовить лёд.

Вода — растворитель

Налить воду в 2 стакана, в один насыпать сахар, в другой — соль. Размешать, попробовать. Сахар и соль растворились, у воды появился вкус. Так же поступает хозяйка, когда варит компот или суп.

Налить воду в 2 стакана, в один налить масло, в другой насыпать мел. Размешать. Масло плавает в воде, от мела вода белая. Видно, что вода растворяет не все вещества.

Вырезать кружок из фильтровальной бумаги, свернуть, положить в воронку, налить воду с мелом. Из воронки капает чистая вода, мел остаётся на фильтре. Песок — природный фильтр. Вода, просачиваясь через слои песка, очищается, — в колодец поступает чистая вода.

По тонким сосудам вода двигается вверх. Свежесорванные листья салата изменят цвет, если поставить их на 1–2 дня в подкрашенную воду. Это свойство важно для растений, вода добирается до самых тонких веточек. Так же подкрашивают розы.

Рис. 2. Синяя роза.

Вода и лёд

Налить в 2 колбы воду, вставить трубки. Одну поставить в миску со льдом — вода опустится, её объём уменьшится. Вторую поставить в горячую воду — вода по трубке поднимется. Горячая вода увеличивается в объёме, поэтому в чайник не наливают слишком много воды.

Налить полный стакан воды, поставить в морозильник. Через день лёд поднялся над стаканом, его объём больше, чем объём воды.

В регионах с морозной зимой водопроводные трубы прячут под землю, иначе их разорвёт замёрзшая вода.

Достать из формочки лёд, опустить в воду. Лёд плавает, так как он легче воды. Это свойство видно во время ледохода.

Рис. 3. Ледоход.

Что мы узнали?

Опыты с водой демонстрируют её свойства: способность растворять или не растворять разные вещества, увеличиваться или уменьшаться в объёмах, в зависимости от температуры. Наблюдая природные явления, можно увидеть, как влияют свойства воды на окружающий мир. А исследовав эти свойства самостоятельно, о результатах можно рассказать на уроке в 3 классе.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 123.


А какая ваша оценка?

ПЛАН УРОКА «СВОЙСТВА ВОДЫ» — ПОЛНЫЙ УРОК НАУЧНЫХ ВЕЩЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 5E

В конце этого плана урока «Свойства воды» учащиеся смогут определить физические и химические свойства воды и описать, насколько важны свойства воды. к динамике планеты. Каждый урок разработан с использованием метода обучения 5E, чтобы обеспечить максимальное понимание учащимися.

В следующем посте вы познакомитесь с каждым из шагов и действий из свойств плана урока по воде.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Цель Введение

В начале урока класс проведет «Подумай-пары-поделись», чтобы обсудить цель.

Классовая деятельность
  1. Напишите на доске следующие слова:
    • Физические свойства
    • Химические свойства
  2. Объясните учащимся, что после просмотра видео они будут делать записи в виде диаграммы/таблицы/картинки (по их выбору) о свойствах воды.
  3. Демонстрация видео – Свойства воды
Деятельность учащихся
  1. Пусть они разделятся на небольшие группы (на ваш выбор по размеру).
  2. В каждой группе проведите мозговой штурм того, что должно быть в их таблице.
  3. Составьте свои заметки к диаграммам/таблицам/картинкам.
  4. Попросите одну или две группы представить свой конечный продукт.

Учитель поможет развеять любые заблуждения о свойствах воды. Некоторые основные заблуждения заключаются в том, что учащиеся думают, что объекты плавают в воде, потому что они легче воды. Не всегда — подумайте о поверхностном натяжении. Кроме того, студенты считают, что молекулы льда холоднее молекул воды. Действительно молекулы льда имеют меньшую кинетическую энергию, чем молекулы воды.

Приблизительное время занятия: 20-30 минут

ИССЛЕДОВАНИЕ

Эта лаборатория для студентов создана для того, чтобы студенты могли начать изучать свойства воды. Четыре станции считаются входными станциями, где учащиеся изучают новую информацию о свойствах воды, а четыре станции являются выходными станциями, где учащиеся будут демонстрировать свое мастерство в отношении входных станций. Каждая из станций дифференцирована, чтобы бросить вызов учащимся, использующим другой стиль обучения. Вы можете прочитать больше о том, как я создал лабораторию станции здесь.

ИССЛЕДУЙ!

Учащиеся будут работать в парах, чтобы лучше понять, что это означает, когда вода описывается как имеющая поверхностное натяжение. Учащиеся будут следовать указаниям на карточках с заданиями, проводя мини-лабораторную работу по поверхностному натяжению с помощью капельницы и монеты.

СМОТРЕТЬ!

На этой станции учащиеся будут смотреть семиминутный видеоролик, объясняющий свойства воды. Затем учащиеся ответят на вопросы, связанные с видео, и запишут свои ответы в лист лабораторной станции. Например: Опишите, что такое водородная связь. Что такое поверхностное натяжение? Приведите два примера из видео того, как свойства воды важны для жизни на Земле.

ИССЛЕДУЙТЕ!

Исследовательская станция позволит учащимся взаимодействовать с симуляцией, позволяющей им создавать молекулы воды. Он научит студентов полярности и тому, как молекулы могут быть слиты с помощью химической связи. Затем учащимся будет предложено ответить на несколько вопросов, основанных на проведенном ими исследовании.

ПРОЧИТАЙТЕ ЭТО!

Эта станция предоставит учащимся одностраничное чтение о капиллярном действии. В чтении студенты узнают, что такое капиллярное действие и почему оно важно в нашей повседневной жизни. Есть 4 дополнительных вопроса, на которые учащиеся должны ответить, чтобы продемонстрировать понимание прочитанного предмета.

ОЦЕНИТЕ ЭТО!

Станция оценки — это место, куда учащиеся доказывают свое мастерство в изучении понятий, которые они изучили в лаборатории. Вопросы составлены в стандартном формате с несколькими вариантами ответов. Некоторые вопросы включают: Что лучше всего иллюстрирует электрический заряд молекулы воды? Какое свойство воды отвечает за капиллярное действие? Почему хороший пример свойства воды называется поверхностным натяжением? Какой ответ лучше всего описывает сплоченность?

НАПИШИТЕ ЭТО!

Учащиеся, способные ответить на открытые вопросы о лабораторной работе, действительно понимают изучаемые концепции. На этом этапе учащиеся будут отвечать на три карточки с заданиями: Опишите, что означает полярность с точки зрения свойства воды. Что такое испарение и как оно способствует выживанию видов? Какие свойства воды позволяют организмам выживать подо льдом?

ПОКАЖИ ЭТО!

Эта станция понравится вашим ученикам-зрителям. Сначала учащиеся должны будут выполнить часть, посвященную исследовательской станции, потому что учащимся нужно будет нарисовать модель, показывающую 4 молекулы воды, связанные вместе. Студенты могут использовать компьютерное устройство для справки.

ОРГАНИЗУЙ ЭТО!

Станция организации позволяет учащимся размещать карточки, содержащие определения правильных словарных слов, которые они описывают.

Приблизительное время изучения: 1–2 занятия по 45 минут

ОБЪЯСНЕНИЕ

Объяснение станет намного более увлекательным для класса после того, как они закончат лабораторию исследовательской станции. Во время пояснительной части учитель прояснит любые неправильные представления о свойствах воды с помощью интерактивной презентации PowerPoint, опорных диаграмм и интерактивных заданий в тетради. Свойства урока воды включает в себя PowerPoint с разбросанными повсюду заданиями, чтобы заинтересовать учащихся.

Студенты также будут взаимодействовать со своими журналами, используя шаблоны INB для свойств воды. Каждое задание INB предназначено для того, чтобы помочь учащимся разделить информацию для лучшего понимания концепции. Свойства шаблона INB для воды позволяют учащимся сосредоточить свои заметки на изучении словарного запаса и его определений.

Расчетное время изучения: 2–3 занятия по 45 минут

РАЗРАБОТКА

Уточняющая часть метода обучения 5E предназначена для того, чтобы дать учащимся возможность выбора того, как они могут доказать свое владение концепцией. Когда учащимся предоставляется выбор, «покупка» намного выше, чем когда учитель сообщает им проект, который им предстоит создать. Уточняющий проект позволит учащимся создать презентацию, чтобы рассказать о свойствах воды. Расчетное время занятий для проработки: 2-3 урока по 45 минут (также можно использовать в качестве домашнего проекта)

ОЦЕНКА

Последняя часть модели 5E предназначена для оценки понимания учащимися. В каждый урок 5E входит домашнее задание, оценивание и модифицированное оценивание. Исследования показали, что домашняя работа должна быть значимой и применимой к реальной деятельности, чтобы быть эффективной. Когда это возможно, я предпочитаю давать открытые оценки, чтобы по-настоящему оценить понимание учащимся.

Расчетное время занятия для проработки: 1, 45 минут занятий

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ УРОК СЕЙЧАС

Полный урок доступен для загрузки в моем магазине TpT. Сэкономьте себе массу времени и возьмите его сейчас.

Свойства планов уроков по воде

Ищете свойства планов уроков по воде? Несколько простых действий помогут понять важные научные понятия, такие как испарение, когезия, адгезия, вода как растворитель и капиллярное действие. Продолжайте читать идеи для вашего класса.

Наша любимая учительница четвертого класса заглянула в свои свойства планов уроков по воде. Затем она открыла свой научный кабинет и собрала множество простых материалов для недельных экспериментов по науке о воде.

«Мне просто нужно взять тарелку для пирога из дома», — сказала себе мисс Снид. «В противном случае мы готовы исследовать свойства воды».

Начните с эксперимента по испарению

В понедельник ученики мисс Снид создали лабораторию по испарению.

«Чтобы обеспечить честный тест при использовании научного метода, — сказала она, — вы будете контролировать все переменные, кроме одной».

Каждая группа отмерила 50 мл воды в два пластиковых стаканчика. Первые две группы научных лабораторий поместили одну из своих чашек в солнечное место, а другую — в темное. Вторые две группы добавляли соль в одну чашку, но не добавляли в другую. Наконец, третий набор групп покрыл одну чашку, но не другую.

«Мы проверим их позже на неделе, чтобы узнать, сколько воды испарилось».

Чувствуете ли вы себя «заряженным»? Не стесняйтесь прикреплять изображения из этого поста.

Свойства воды Планы уроков сцепления и сцепления

Во вторник утром ученики побежали на свои эксперименты по испарению, чтобы посмотреть, что произошло. К сожалению, никаких изменений они не увидели.

«Подождите, — сказала мисс Снид. «Сегодня и завтра мы рассмотрим два свойства воды: когезия и адгезия».

«А?» — выпалила одна девушка.

«Я знаю», — ответила мисс Снид. «Новый словарь. Но на самом деле мы просто исследуем липкость воды».

Сплоченность

Первый набор действий в свойствах планов уроков по воде включал сплоченность.

Сначала мисс Снид провела демонстрацию. «Кто из вас думает, что эта скрепка будет плавать?» Несколько поднятых рук нерешительно. Остальной класс покачал головами.

Затем их учительница медленно положила скрепку на поверхность воды – и она поплыла!

«Почему эта скрепка плавает?» спросила она. После небольшого обсуждения класс пришел к выводу, что поверхность воды каким-то образом поддерживает его.

«Вы правы. Молекулы воды прилипают друг к другу. Мы называем это сплоченностью . Из-за когезии возникает поверхностное натяжение . Только подумайте о том, что происходит, когда кто-то прыгает в бассейн…»

«Плюх животом!» — крикнули несколько детей.

«Далее, — сказала мисс Снид, — вы будете играть с водой». Она быстро раздала вощеную бумагу, небольшие емкости с водой, пипетки, зубочистки и монетки. Следуя своим лабораторным листам, студенты капали воду на вощеную бумагу.

Сначала они использовали свои зубочистки, чтобы разделить капли на все более мелкие и более мелкие капли. Затем они подтягивали капли воды близко к другим каплям.

«Мисс. Снид! Эти капли магнитятся», — сказал один из студентов. «Когда я помещаю их рядом друг с другом, они притягиваются и притягиваются друг к другу».

Учитель улыбнулся. «Простые практические занятия наукой могут помочь понять сложные концепции», — сказала она себе.

Во втором задании дети использовали пипетку, чтобы накапать капли воды на монетку. Пока г-жа Снид ходила по комнате, она слышала много разговоров:

«Двадцать шесть, двадцать семь, о-о-о!»

«Сколько ты получил?»

«Попробуем еще раз!»

Адгезия

На следующий день класс мисс Снид работал над адгезией. Сначала они просто смотрели на поверхность воды в стеклянном градуированном цилиндре.

Первый ребенок, попробовавший это, посмотрел сквозь очки. «Ого, он изогнут».

Во-вторых, они согнули пять зубочисток пополам и сложили их в форме звезды. Когда они капнули воду в центр звезды, она заполнилась, но, как ни странно, кончики остались вместе.

Когда дети заполняли лабораторные листы, они делали обобщения относительно адгезии (прилипания воды к другим поверхностям).

Мисс Снид видела, как одна девушка опустила палец в емкость с водой, подняла его и увидела, как две капли медленно стекают. «Мой палец все еще мокрый», — сказала она.

«Ага. Адгезия, — ответила ее учительница.

Свойства воды Планы уроков по изучению воды как растворителя

В четверг г-жа Снид устроила еще одну демонстрацию. Налив около дюйма воды в форму для пирога, она поставила ее под документ-камеру, чтобы все могли видеть. Затем она бросила четыре цветных леденца.

«Вау! Посмотри на это!» В мгновение ока конфеты начали таять.

Затем г-жа Снид попросила научные группы отмерить 50 мл воды в чашке. Затем всыпали 10 мл соли и перемешали.

«Я больше не вижу соли», — заметил один ребенок.

После того, как соль растворилась, дети измерили соленую воду. «Хм, — сказал мальчик с кудрявыми волосами, — этой воды меньше 60 мл. Как это может быть?»

После того, как ее ученики заполнили свои лабораторные листы, мисс Снид проинформировала их. «Когда вещество растворяется, оно распределяется равномерно. Поэтому он может заполнять промежутки между молекулами воды».

«Да, но откуда мы знаем, что соль все еще там?» — спросила девушка за дальним столиком.

Мисс Снид оглядела комнату. «Ну, если вы попробуете воду, вы почувствуете вкус соли», — предположил студент.

Их учитель взял одну чашку соленой воды и вылил ее в форму для пирога. «Мы оставим это на несколько дней. Когда вода испарится, посмотрим, что останется».

Развлекайтесь с Capillary Action

В пятницу мисс Снид стояла перед своим классом, держа стебель сельдерея. «Что произойдет, если я положу этот сельдерей в чашку с подкрашенной водой?» спросила она.

— Это все знают, — пробормотала девушка в первом ряду. «Мы проводили этот эксперимент каждый год, начиная с первого класса».

«Я так и думала», — ответила мисс Снид. — Но просто для удовольствия, давайте сделаем это снова. Она швырнула сельдерей в воду.

«Итак, раз ты это уже сделал, что происходит?»

— Цветную воду всасывают вены, — предложила девушка в первом ряду.

«Кто-нибудь знает как?» Она оглядела комнату. Нет желающих. «Хорошо, сегодня мы создадим еще несколько лабораторий, чтобы исследовать капиллярное действие . Когда вы завершите задание на лабораторных листах, я устрою еще одну демонстрацию».

Подробнее Capillary Action

Пока ее ученики готовили хроматографию, мисс Снид поставила три чашки с водой рядом друг с другом. Она положила желтый пищевой краситель в чашку слева. Затем она добавила синий пищевой краситель в правую чашку.

«Хорошо, все, остановитесь на минутку», — сказала она. Пока они смотрели, она свернула два бумажных полотенца. Она опустила один конец первого бумажного полотенца в желтую воду, а другой — в прозрачную. Затем она поместила один конец второго бумажного полотенца в прозрачный, а другой — в красный. «Поскольку вы смотрите на свои кофейные фильтры, — сказала она, — вы также можете прийти сюда и посмотреть, что происходит».

В течение следующих 20 минут дети ходили туда-сюда между своими лабораторными группами и набором бумажных полотенец.

Сначала учащиеся делали простые наблюдения, например: «Посмотрите, бумажные полотенца впитывают воду».

Дальше все стало интереснее. «О Боже мой! Чернильная точка на кофейном фильтре разделяется на разные цвета!»

И еще более увлекательно. «Какие? Вода в средней чашке стала зеленой! Эй, как это случилось?

После того, как волнение улеглось и все было убрано, класс еще раз подвел итоги. «Силы сцепления и когезии, — резюмировала г-жа Снид, — позволяют воде бросать вызов гравитации и проникать в пористые материалы. Хотя мы знаем, что это поглощает, ученые называют это 9.0043 капиллярное действие ».

Расширение изучения водных ресурсов

С течением времени г-жа Снид добавила в свою учебную программу больше занятий по науке о воде. Помимо свойств планов уроков по воде, она также рассказывала о гидросфере, круговороте воды, волнах и течениях, а также о загрязнении воды. Каждый аспект гидрологии помог ее детям осмыслить научные концепции. И им было очень весело в пути!

Наслаждайтесь преподаванием

За время своей карьеры г-жа Снид поняла, что есть 6 шагов, чтобы получать удовольствие от преподавания.