Skip to content

Интересные уроки в 1 классе: 13 учительских лайфхаков, которые оживят уроки в начальных классах — журнал

Содержание

12 способов сделать школьный урок интересным

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.

Как сделать уроки продуктивными

Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.


Как превратить любой урок в интересный

Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы

Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.

Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.

7.

Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.


Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю

Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

10. Думайте на перспективу

Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.

11. Изучите ФГОС

Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.

12. Зайдите в поиск

В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.

Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!

Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)

Как проводить уроки в первом классе, чтобы заинтересовать детей: практические советы

Порой учителя не знают, как проводить уроки в первом классе, чтобы детям не было скучно. Чтобы найти оптимальный формат, придётся экспериментировать с подходами. Но когда решение будет найдено, интересно станет не только ученикам, но и самому педагогу, ведь новые открытия всегда пробуждают массу положительных эмоций.

Использовать разные форматы

Первоклашки — это вчерашние детсадовцы. Им сложно включиться в серьёзный учебный процесс. Поэтому многие вещи можно донести до сознания в форме игры. Конечно, превращать каждый урок в развлечение не получится. Но можно чередовать форматы, особенно если учитель заметил, что дети устали, а их внимание рассеивается.

Для лучшего запоминания желательно использовать наглядные пособия, тем более что распечатать карточки и плакаты сейчас можно прямо в школьном кабинете. К примеру, для счёта можно использовать не стандартные пособия с изображением фруктов, а картинки с блоками из «Майнкрафта». Благодаря узнаваемым образам материал лучше закрепляется, а ученик получает от урока удовольствие. Также в процессе обучения используют интерактивные материалы, например, короткие обучающие видео. В интернете есть масса бесплатных роликов.

Давать возможность высказаться

Учитель в классе главный. Это незыблемое правило. Однако и маленьким детям хочется высказаться. Во время урока неплохо бы устраивать пятиминутки, когда первоклассники могут выразить своё мнение по проходимой программе.

Чтобы не сорвать урок, следует чётко регламентировать время обсуждения. В противном случае есть опасность, что учитель не справится с потоком высказываний и не выполнит учебный план.

Подойти творчески к домашним заданиям

К сожалению, порой инициатива учителя доставляет много головной боли родителям. Педагоги, желая развить креативность подопечных, дают тем непосильные для их возраста задания: сделать поделку из природных материалов, нарисовать рисунок красками, сделать аппликацию. В большинстве случаев домашнюю работу придётся выполнять и без того загруженным родителям.

Поэтому детям в начальной школе лучше давать простые, но творческие задания: придумать короткую историю (устно), вспомнить сказки, в которых есть числа, перевести англоязычное название любимой игры на русский язык. Благодаря такому подходу дети будут с нетерпением ждать нового урока, чтобы поделиться своими находками. Главное, избегать формальностей и чрезмерных нагрузок. А поделки лучше делать в классе под руководством учителя.

Импровизировать

Даже при тщательной подготовке к уроку всё может пойти не по плану. К примеру, дети не в настроении или тема для них скучная. Опыт помогает находить выход из любых ситуаций. Менять последовательность блоков можно прямо на ходу.

При объяснении можно использовать примеры из жизни: так детям проще понять сложные вещи. К примеру, ученикам нужно рассказать про важность доброты и взаимовыручки. Можно донести до них информацию на примере героев сказок, а можно рассказать жизненную историю, как чья-то поддержка помогла в трудной ситуации. Примеры можно брать как из своей жизни, так и из СМИ.

Воспитать в детях ответственность

Не каждый урок можно превратить в тематическую игру или обсуждение. Порой приходится выполнять монотонную работу: писать в прописях по чёрточкам, работать над ошибками.

Чтобы ученики проще переносили скучные части урока, стоит объяснить детям, что их труд на уроке — это работа. Родителям тоже не всегда хочется что-то делать, тем не менее им приходится заниматься и неинтересными вещами. В качестве поощрения можно пообещать поход всем классом в кино на выходных или поездку на пикник на каникулах.

Быть доброжелательной личностью

Ни одному ребёнку не захочется слушать невыразительную речь и смотреть на погруженного в свои проблемы педагога. Умение отвлекаться от забот — хорошее качество учителя. Нужно лишь взять за правило оставлять все неприятности за порогом школы. Преподаватель умеет удивлять и интриговать, объяснять сложное простыми словами.

Если учитель создаст в классе атмосферу счастья, то любая, даже самая неинтересная, тема будет вызывать живой отклик у школьников. Хороший педагог всегда первый помощник в учебных и внеурочных делах.

Загруженность на работе убивает в педагоге все творческие начинания. Но у учителя начальных классов есть преимущества перед коллегами — один класс, который он ведёт целых 4 года. Уже в первые недели после знакомства учитель видит всю картину целиком: какие дети ему достались, в чём сила и слабость каждого первоклассника, что их вдохновляет, а что утомляет. Благодаря наблюдательности и гибкости педагог может находить оригинальные подходы к организации учебного процесса.

  • Автор: qup