Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе. Индивидуальная работа в старшей группе по экологии


Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Октябрь

1-ая

неделя

Тема: «Декоративные рыбки»

 

 

 

Наблюдение за аквариумными рыбками.

Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются».

Дидактическая игра

«Угадай по описанию».

Чтение художественной литературы: Л. Бере

«Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)

О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».

Рисование

«Моя любимая рыбка».

2-ая

неделя

 

Тема: «Человек – часть живой природы»

 

 

 

Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением.

Беседа о характере, поступках, интересах

Беседа о живой и не живой природе.

Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседа о человеке, о строении человеческого организма.

Дидактическая игра «Из чего состоит человек»

Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц».

Художественное творчество. Рисование человека.

 

3-я

неделя

Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»

НОД.

«Овощи и фрукты».

Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи».

Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».

Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».

Художественное творчество. Аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке».

4-ая

неделя

Тема: «Растения в нашем уголке природы»

НОД.

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.

Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).

Труд в уголке природы.

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Ноябрь

1-ая

неделя

Тема: «Осень золотая».

 

Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада.

Рассматривание репродукций художников об осени.

Беседа об осени.

Развлечение

«Осень –русская краса».

Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».

2-ая

неделя

Тема: «Птицы осенью»

 

 

 

НОД «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Наблюдения за птицами на участке.

Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

 3-я

неделя

Тема: «Птицы живого уголка»

 

Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).

Дидактическая игра

«Кто наблюдательный».

Уход за обитателями живого уголка.

Игра –имитация

«Я загадаю, а вы угадайте».

Дидактическая игра Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Художественное творчество. Лепка

«Красивая птица»

4-ая

неделя

Тема: «Жизнь хомяка в природе»

Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход.

НОД

«Жизнь хомяка в природе».

Чтение художественной литературы:

М. Зверев «Суслики», «Хомяки».

Дидактическая игра

«Замаскируй хомячка».

Художественное творчество. Рисование «Хомячок».

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Декабрь

1-ая

неделя

Тема: «Зимующие птицы».

 

 

 

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы».

Изготовление кормушек для птиц.

Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки».

Работа в дневнике наблюдений.

Дидактические игры

«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».

2-ая

неделя

 

Тема: «Как лесные звери проводят зиму».

 

 

НОД «Как лесные звери проводят зиму».

 

Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).

Дидактические игры

«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Художественное творчество. Лепка

«Звери на новогодний праздник».

 3-я

неделя

Тема: «Зимушка- зима».

 

 

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

НОД

«Пришла красавица зима».

Дидактические игры

«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»

4-ая

неделя

Тема: «Деревья зимой».

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Работа в фенологическом календаре.

Беседа о деревьях.

Дидактические игры

«Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами».

Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Художественное творчество. Рисование.

«Нарядная ёлка».

dohcolonoc.ru

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей подготовительной группе

Перспективный план

по экологическому воспитанию

в старшей – подготовительной группе.

2012-2013 уч.г.

Задачи:

формировать элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы;

развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;

воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

СЕНТЯБРЬ:

  1. Рассматривание рыбок в аквариуме. Беседа «как заботиться о рыбках».

  2. Беседа «Как живут комнатные растения».

  3. Беседа о домашних животных.

  4. «Кто живет в лесу?». Беседа о диких животных.

  5. Аппликация «Панно из осенних листьев» (полгот.гр.), «Грибы» (старшая группа).

  6. Рисование «Золотая осень» (подгот. гр.), «Ветка рябины в вазе» (старшая группа).

Экологические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Чьи детки».

ОКТЯБРЬ:

  1. Беседа «Мой четвероногий друг».

  2. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью».

  3. Труд на участке: уборка опавших листьев.

  4. Беседа «Как растения готовятся к зиме».

  5. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (овощи, фрукты).

  6. Беседа «Дождь: хорошо – плохо».

  7. Чтение «Улетают – улетели», Благининой Е.

  8. Рисование «Осенний лес» (старшая группа), «Ежиха с ежатами в ельнике» (подгот. гр.).

  9. Аппликация «Рыбки плавают в водице»

  10. Рассказ воспитателя «Чудесное яблоко или «зеркало нашей души».

Экологические игры: «Детки на ветке» «Что где растет?» «Загадай и отгадай».

Загадки об осенних явлениях в природе; народные приметы, связанные с октябрем; рассматривание иллюстраций «Осень», картины «Золотая осень» И. Левитана.

НОЯБРЬ:

  1. Праздник «Провожаем осень».

  2. Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме».

  3. «Где живут капли воды в детском саду». Экскурсия по детскому саду.

  4. «Какие семена путешествуют по воде и воздуху». Рассказ воспитателя.

  5. «Ноябрь – ворота зимы». Беседа.

  6. Заучивание стихотворения «Дуб» И. Токмаковой.

  7. Рисование «Комнатное растение» (с натуры, подгот. гр.).

  8. Составление детьми рассказов на тему «Дары природы».

  9. Д/и на классификацию и обобщение (овощи, фрукты, домашние и дикие животные).

Экологические игры: «С какой ветки детки», «Что здесь лишнее», «Найди по описанию».

ДЕКАБРЬ:

  1. Оформление выставки (в ДОУ, в СОШ № 4) «Зимушка - зима».

  2. Рисование (с применением различных средств изображения) «Снежинка», «Зимний пейзаж»

3. Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».

4. Изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдение за ними.

5.Экологическая викторина «Знатоки природы».

6.Беседа «Как человек приготовился к зиме».

7.Чтение стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает».

8. Беседа «Зачем человеку нос».

Экологические игры: «Что изменилось», «Кто, где живет», «Найди, что опишу».

Загадки о снеге, зимних явлениях, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре. Опыты со снегом.

ЯНВАРЬ:

  1. Чтение и заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима».

  2. Беседы «Дикие животные», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Зима в лесу»..3. Рисование «Нарисуйте своих любимых животных», «Деревья в «серебре».

4.Аппликация «Красивые рыбки».

5. Чтение «Ветер и солнце» К.Д. Ушинского, «Холодно в лесу, холодно», «Лес зимой» В. Бианки.

6. Экологический КВН «Для чего человеку вода»?

7. Беседа «Самая быстрая улитка в мире»

Экологические игры: «Зимующие и перелетные», «Айболит осматривает комнатные растения», «Узнай растение».

ФЕВРАЛЬ:

  1. Рисование «Красивое развесистое дерево зимой», «Ваза с ветками».

  2. Поделка из веток «Зимний букет».

  3. Рассматривание картины «Зимняя столовая».

  4. Беседа на тему «Что мы знаем о птицах», «Как много интересного бывает зимой».

5. Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

6. Чтение «На пороге весны» Г. Скребицкого, «Февраль» С. Маршака.

Экологические игры: «Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» (птицы).

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях.

МАРТ:

  1. Рассматривание картины «Грачи прилетели» Г. Саврасова.

2. Рисование «Весенние ветки», лепка «Птицы на кормушке», аппликация «Ваза с ветками».

3. Наблюдение за ветками, поставленными в воду.

4.Чтение стихотворений П. Воронъко «Журавли».

5.Беседа «Как поссорились март и февраль», «Что мы знаем о рыбах», «О перелетных птицах».

6. Чтение «Март» В. Бианки, «Весна света и воды» М. Пришвин.

7. Заучивание стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут»

8.Игровое занятие: «Что и как человек ест».

Экологические игры: «Где чьи детки», «Кто летает, прыгает, плавает».

Загадывание загадок о первых весенних явлениях в природе и перелетных птицах.

АПРЕЛЬ:

  1. Чтение: «Апрель» В. Бианки, «Весенняя песенка» Г. Ладонщикова.

  2. Рассматривание иллюстраций о весне.3. Слушание музыки Красева «Кукушечка».5. Беседа «Апрель-месяц бурного пробуждения и рассвета».

6.Рисование «пришла весна, прилетели птицы», «Комнатное растение», лепка «Белочка грызет орешки», «Животные жарких стран».

Экологические игры: « Отгадай, что за растение», «Живое-неживое».

Поговорки и пословицы об апреле. Приметы апреля.

МАЙ:

  1. Чтение «На лесной полянке» Г Скребицкого, «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева.

  2. Беседа о весне «Правила друзей леса».

  3. Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого.

4.Рисование «Весенний дождь», «Узор из весенних цветов», аппликация «Весенний ковер».

5.Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях).

6.Изготовление поделок из природного материала.

Экологические игры: «Что где растет», «Загадай, мы отгадаем».

Загадки о солнце. Пословицы и поговорки о мае.

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ:

  1. Рисование «Летнее настроение».

  2. Чтение сказки «Дудочка и кувшинчик» В Катаева.

  3. Уход за цветами на клумбах.

4. Хоровод «Во поле березка стояла».

5. Экскурсия в рощу.

6. Вечер развлечения «Праздник мыльных пузырей».

7. Рассказ воспитателя «Растения могут быть опасными», «Правила поведения в природе».

8. Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»(закаливание организма).

Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Магазин», «Цветы», «Почтальон принес посылку».

Загадывание загадок о лете, пословицы и поговорки о лете.

gigabaza.ru

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе. – УчМет

Дата Тема Программное содержание
Сентябрь 3неделя 4 неделя Лето. Наши четвероногие друзья. Расширять знания детей о временах года, изменениях в природе.Учить детей видеть красоту природы. Формировать у детей представление о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним.
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Правила поведения в природе. Осень. Овощи и фрукты на нашем столе. Как человек охраняет природу. Формировать представления детей о природе, как о едином целом. Учить детей бережно относиться к природе. Закрепить с детьми правила поведения в природе.

Познакомить с характерными признаками осени, учить устанавливать причинные связи.

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад.

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники. Показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Уходит осень золотая Как люди помогают лесным обитателям. Планета Земля. Грибы. Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется. Развивать художественное восприятие.

Формировать у детей представление о жизни обитателей леса, о лесниках и их природоохранной деятельности. Рассмотреть транспорт который они используют для заготовки кормов.

Дать детям представление о том, что планета Земля- это огромный шар. Учить детей с детства любить природу, изучать ее.

Расширять представления детей о грибах, продолжать знакомить их с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами.

Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Что за зверь? Жизнь хомяка в природе Лес-это дом для многих жильцов. Наша елочка красивая Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе. Расширять знания детей о белых медведях.

Познакомить детей с местом обитания хомяка, с его образом жизни. Дать представления о приспособленности строения тела и поведения.

Дать детям первоначальное представление о том, что лес –это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.

Учить детей видеть красоту дерева в разное время года, наслаждаться ароматом ели.

Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя Лекарственные растения. Письма заболевшим детям. Станем юными защитниками природы Расширять знания детей о растениях, о том, что растения бывают лекарственными. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям. Поговорить о том, что письма отправляют на разном виде транспорта.

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по- доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.

Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Экскурсия в библиотеку. Растения в нашем уголке природы Зоопарк Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке. Познакомить детей с библиотекой- учреждение в котором имеется собрание книг для всех желающих. Предложить детям рассмотреть книги о Москве.

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни. Учить детей описывать внешний вид растения.

Формировать у детей представление о разнообразии животного мира планеты. Развивать способность анализировать, делать выводы.

Воспитывать доброе отношение к близким людям. Познакомить детей с произведениями искусства.

Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Бережно относимся к бумаге. Береги деревянные предметы. Весна Как люди заботятся о своем здоровье весной. Познакомить детей с разными видами бумагами и ее назначением.Учить детей бережно обращаться с книгами и чистой бумагой. Дать понятие детям, что карты делают из бумаги.

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом, познакомить с резной игрушкой.

Расширять знания детей о временах года, изменениях в природе с наступлением весны.

Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей. О том, что организм надо укреплять и развивать.

Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Весна в степи. Хлеб всему голова!!! Весна кончается –лето начинается. Посадка рассады.  Закрепить знания детей о весне, ее признаках. Рассмотреть наступление весны в степи. Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Прививать любовь и бережное отношение к хлебу, к людям, которые его выращивают.

Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни.

Дать детям знания о том, что у всех цветов есть семена, рассмотреть их и вместе с детьми посадить их в землю. Учить детей заботиться о рассаде.

Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Как одуванчики ложатся спать. Весна в жизни лесных зверей. Викторина. К. В.Н. Уточнить знание детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия. Обратить внимание детей на интересное явление- цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Расширять знания детей о растениях.

Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.

Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе, активизировать словарь.

Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

www.uchmet.ru

Перспективный план по экологии; старшая группа - Экологическое воспитание - Дошкольное образование

Старокорова Наталья Александровна, воспитатель 2 категории МБДОУ №12 "Гусельки" г.Набережные Челны

  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.

  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.

  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  • Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.

  • Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.

  • Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.

  • Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

  • Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.

  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

  • Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.

  • Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

  • Темы занятий

    Цель

    НОД с детьми

    Работа с родителями

    Январь

    Птицы должны жить

    (живот мир)

    Учить анализировать связь образа жизни птиц с климатом, сезонными изменениями

    Чтение Е.Благининой "Мороз", игра "Чем птицы отличаются друг от друга", дид. игры, лепка "Сова"

    Изготовление кормушек для зимующих птиц

    Путешествие Капельки

    Познакомить детей с круговоротом воды в природе, почему выпадает снег.

    Рассматривание мнемотаблицы "Круговорот воды в природе", эксперименты

    Постройка снежных фигур на участке группы, украшение их

    Февраль

    Почему не тонут айсберги

    Уточнить предст. детей о свойствах льда, дать понятие об айсбергах

    Рассматрив. иллюстраций, игры-эксперименты со льдом

    Готовим фотовыставку "Зимние забавы"

    Диковинные животные

    Дать понятие об исчезающих видах животных, птиц. Знакомство с Красной Книгой РТ.

    Рассм. и беседа по Красной Книге РТ, акцент на причинах сокращения численности животных, птиц.

    Составление рассказа, презентации о любом животном или птице родного края

    Март

    Здоровье весной

    Дать представление об органах чувств, знакомить со строением и функцией разл орга нов тела, о здоровье человека, расши -рять предст. об эколог связях

    Рассм. иллюстр., таблиц "Строение человека", Игра "Расскажи о вкусе плодов" и т.п., "Представь свои ощущения при ходьбе босиком"

    Изготовление различных массажных ковриков из природного и бросового материала

    Айболит рассматривает комнатные растения

    Систематизировать знания о комнатных растениях, учить узнавать их по внеш виду, выделять факторы окруж. среды, необх. для роста и развития растений

    Беседа "Для чего выращивают комн. цветы?", знакомство с бегонией РЕКС, опыт "Как растение дышит", эксперимент "На свету и в темноте"

    Привлечение родителей к посеву рассады для клумбы на участке

    Апрель

    В гостях у хозяйки Медной Горы

    Познакомить с минералами: камен. уголь, пемза, соль, известняк, глина ( твёрдость, цвет, прозрачность, блеск, растворимость в воде)

    Рассматривание почвы, игра - беседа "Что такое полезные ископаемые"

    Оформление коллекции минералов в экологический уголок

    Космическое путешествие

    Познакомить с планетами Солнечной системы, спутником Земли - Луной (фазы )

    Экскурсия в музей Космонавтики, рассматривание глобуса, разл. макетов, фото из космоса, скафандр

    Подготовить выставку рисунков "Мой космос" совместно с детьми

    Май

    Весеннее пробуждение

    Развивать умение видеть весенние изменения в природе, установит связь м/у переменами в погоде и живой природой. Познакомить с экологич. пирамидой.

    Чтение стихов о весне, наблюдение за растениями, игра - беседа о цветах "Отгадай, где я вырос?"

    Уборка на участке,

    замена песка в песочнице, покраска МАФов

    Испытание магнита

    Познакомить с физическим явлением - магнетизмом, развивать интерес к эксперим. деятельности.

    Рассматривание магнитных игр, проведение опытов с магнитами

    Обеспечение детей наглядными материалами, постановка ?для дом. исследований

    Июнь

    Кладовая здоровья

    Познакомить детей с лекарств. растениями Татарстана (душица, мать-и-мачеха, иван-чай)

    Дид игры "Угадай расте -ние по цветку (листу), беседа "Растения просят о помощи!" (Красн книга)

    Привлечь к сбору гербария лекарств. трав, посадка на участке мяты, душицы

    Солнце дарит нам тепло и свет

    Дать предст. о солнце как источнике тепла и света, исследовать "световую энергию", степень её поглоще- ния разными предме тами, материалами

    беседа "Если бы не было солнца" (Чтен "Краденое солнце" Чуковск), опыты на прогулке с нагреванием предм, материалов на солнце

    Конкурс "Нужные вещи из ненужного мусора"- изготов украшений, поделок на веранду, участок

    Июль

    Зёрнышки

    Расширять предст. о культурных злаках (пшеница, кукуруза, овёс)

    Экскурсия и наблюдения на "поле"за ростом пшеницы, игра " Колосок"

    Посадка новых цветов на клумбах, сбор гербария для наблюдения детей

    Крылатая радуга

    Расширять предст о насекомых, позн. с редкими бабочками, показать связь с окр природой, о вреде и пользе для людей

    Викторина по сказкам "Узнай меня", рассм. таблиц "Строе- ние насекомых"

    Подготовить рассказ о насекомом, которое нравится ребёнку

    Август

    Овощи и фрукты на нашем столе

    Обобщить предст. об овощах, фруктах, ягодах средней полосы, уточнить условия роста и созр. (плодород.земля, влага, свет, тепло)

    ОПТ в огороде, наблюдения, игра "Где что растёт?"

    Рисование и лепка овощей

    Выставка "Диковинный урожай"(необычные по форме и цвету овощи, фрукты)

    Дыхание и горение

    Дать предст., почему в спальне не стоит держать много комнатных растений, как воздух сохраняет тепло

    Эксперименты с воздухом, рассматрив. схем, таблиц

    Подготовка атрибутов для опытов, рассказ "Для чего нужен воздух" с детьми

    Сентябрь

    Угадай, где я вырос?

    Учить классифицир. цветы на садовые, дикораст. луговые, полевые, лесные; закрепить названия цветов, воспитывать бережное отношен к природе края

    Дид. игры с изобр. и названиями цветов, наблюдения и уход за цветами на клумбе , опыт "Почему цветы осенью умирают"

    Пересадка многолетних цветов, сбор семян

    Грибные истории

    Расширять знания о грибах, показать их значение для людей учить отличать съедобные грибы от несъедобных

    Загадки, чтение стих. "Грибная электричка", дид. игры о грибах, рассм. грибов

    Подготовка фотовыставки "Собираем грибы"

    Октябрь

    Деревья моего двора

    Отметить осенние изменения в природе, учить различать деревья по коре, листьям

    Рисование осенних деревьев, сбор гербария на терр. дет сада

    Подготовка рассказа или презентации на предложенную тему с детьми

    Земля заповедная

    Дать понятие о назначении заповедника и зоопарка, о Красной Книге раст и жив-х

    Занятие "О чём бы рассказала сорока?", загадки

    Ноябрь

    Почему дует ветер?

    Уточнить предст. о причине и свойст-вах ветра: горячий поднимается вверх, холодный- вниз.

    Занятие с экспериментом, рассм. схемы "Движение воздушных масс"

    Изготовление из подручных бросовых материалов разных вертушек

    Птицы наших лесов

    Закрепить знания о внешнем виде, поведении зимующих птиц

    Дид. игры, рассматривание иллюстраций, фотографий

    Совместная деятельность с детьми - рисование птицы

    Декабрь

    Как звери зимуют в лесу

    Установить связь между погодой и поведением диких животных зимой

    Дид. игры про жив-х, рассм. сюжетн. картин, чтение рассказов В.Бианки

    Подготовить с детьми рассказ об одном из диких животных наших лесов

    Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

    Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)

    Занятие - экспер. лепка из снега, рассматривание иллюстраций

    Лепка и рисование "Зима пришла" совместно с детьми

    pedsovet.su

    Индивидуальная работа с детьми старшей группы

    План индивидуальной работы на 2015 – 2016 учебный год группа № 1

    Дата и время индивидуальной работы

    Ф.И.ребёнка

    Цель индивидуальной работы

    Материал

    01.09.15

    Утро.

    Развивать логическое мышление и умение доказывать правильность своих действий.

    Дидактическая игра «Логические цепочки»

    01.09.15

    Прогулка.

    Формировать умение катать мяч между предметами, не задевая их.

    Мячи, кегли

    01.09.15

    Вечер.

    Формировать умение детей замечать ошибки.

    Развивать наблюдательность.

    Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    02.09.15

    Утро.

    Развивать умение группировать предмета по цвету.

    Дидактическая игра «Подбери по цвету»

    02.09.15

    Прогулка.

    Развивать мелкую моторику, координацию движений, ловкость.

    Шишки

    02.09.15

    Вечер.

    Упражнять в чётком произношении названий животных.

    Игра «Назови как можно больше животных»

    03.09.15

    Утро.

    Формировать умение рассматривать и описывать игрушку.

    Игрушка.

    03.09.15

    Прогулка.

    Формировать умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку.

    Мостик

    03.09.15

    Вечер.

    Формировать умение внимательно рассматривать пейзаж и отвечать на поставленные вопросы.

    Картинка с осенним пейзажем

    04.09.15

    Утро.

    Закрепить геометрические фигуры, развивать логическое мышление.

    Дидактическая игра «Собери картинку»

    04.09.15

    Прогулка.

    Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площадки, развивать чувство равновесия, глазомер.

    игра «Пройди по дорожке»

    04.09.15

    Вечер.

    Развивать умение выкладывать по образцу.

    Мозаика

    Дата и время индивидуальной работы

    Ф.И.ребёнка

    Цель индивидуальной работы

    Материал

    07.09.15

    Утро.

    Формировать у ребёнка правильно сочетать слова в предложении.

    Дидактическая игра «Кто что делает»

    07.09.15

    Прогулка.

    Прыжки с места на двух ногах.

    07.09.15

    Вечер.

    Формировать умение пересказывать небольшое произведение.

    Сказка В. Сутеева «Кораблик»

    08.09.15

    Утро.

    Формировать умение образовывать ласкательные существительные.

    Дидактическая игра «Назови ласково»

    08.09.15

    Прогулка.

    Развивать умение бросать мяч о землю и ловить его двумя руками.

    Мяч

    08.09.15

    Вечер.

    Формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать композицию.

    Карандаши, лист бумаги.

    09.09.15

    Утро.

    Развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

    Игра «Шнуровка.»

    09.09.15

    Прогулка.

    Перепрыгивание через скакалку.

    Скакалка.

    09.09.15

    Вечер.

    Закрепить умение вырезать из квадрата круг.

    Ножницы, вырезанный квадрат.

    10.09.15

    Утро

    Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.

    Дидактическая игра «Части суток»

    10.09.15

    Прогулка

    Попадания мяча в цель.

    Мяч

    10.09.15

    Вечер.

    Развиваем речь и память, заучивание потешек.

    О домашних животных

    11.09.15

    Утро.

    Формировать умение устанавливать соотношение между числом и цифрой.

    Игра «Сколько предметов»

    11.09.15

    Прогулка.

    Формировать умение бегать, держа друг друга за руку,

    11.09.15

    Вечер.

    Закреплять знание цветов, умение правильно держать карандаш, формировать интерес к рисованию.

    Восковые мелки, цветные карандаши, лист бумаги.

    Дата и время индивидуальной работы

    Ф.И.ребёнка

    Цель индивидуальной работы

    Материал

    14.09.15

    Утро.

    Развитие связной речи, с использованием опорных предметных картинок.

    Дидактическая игра «Составь рассказ»

    14.09.15

    Прогулка.

    Прыжки на двух ногах с мешочками, зажатыми между коленями.

    Мешочки с песком.

    14.09.15

    Вечер.

    Формировать умение правильно держать вилку и ложку.

    15.09.15

    Утро.

    Развивать мелкую моторику рук и воображение.

    Дидактическая игра собери фигуру.

    15.09.15

    Прогулка.

    Упражнять детей в подбрасывании мяча и ловле его двумя руками.

    Подвижная игра «Подбрось и поймай»

    15.09.15

    Вечер.

    Развивать умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.

    Краски, гуашь, лист бумаги.

    16.09.15

    Утро.

    Закрепить математические навыки.

    Дидактическая игра «Состав числа»

    16.09.15

    Прогулка.

    Формировать умение прыгать на двух ногах на месте.

    Игра «Поймай комара»

    16.09.15

    Вечер.

    Развивать зрительное внимание и память.

    Игра «Выложи по образцу».

    17.09.15

    Утро.

    Формировать умение ориентироваться в пространстве.

    Дидактическая игра «Справа, слева»

    17.09.15

    Прогулка.

    Развивать умение правильно и ловко катать обручи.

    Обруч

    17.09.15

    Вечер.

    Формирование интереса к лепке, развитие мелкой моторики рук.

    Пластилин, стеки, досточки для лепки

    18.09.15

    Утро.

    формировать умение пересчитывать предметы, обозначать их

    количество соответствующей цифрой 1-5.

    Дидактическая игра «Что изменилось»

    18.09.15

    Прогулка.

    Совершенствовать прыжки через длинную скакалку.

    Скакалка

    18.09.15

    Вечер.

    Рисовать капельки дождя. Развивать мелкую моторику рук.

    Краски, лист бумаги.

    infourok.ru

    Индивидуальная работа в старшей группе детского сада

    Старший дошкольный возраст — важный этап в жизни ребёнка, ведь именно на него приходится подготовка к будущей школьной жизни. Вооружить воспитанника всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками — главная задача воспитателя в этот период. И без чётко организованной, систематической индивидуальной работы не обойтись. Она поможет не только подготовить ребёнка к школе, но и сделает лёгким переход на новую ступень развития.

    Цели индивидуальной работы в старшей группе детского сада

    Индивидуальную работу с воспитанниками педагоги детских садов проводят систематически с первых дней поступления ребёнка в детский сад. Её главные цели:

    • Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Вся работа с дошкольниками проводится на основе внимательного изучения психофизических особенностей, личных качеств и предпочтений малышей. Уважение индивидуальности, личности ребёнка провозглашено Федеральным государственным стандартом (ФГОС) как один из ключевых принципов дошкольного образования.
    • Осуществить личностно-ориентированный подход, сделать ребёнка равноправным участником образовательных отношений.
    • Развивать и совершенствовать способности детей в соответствии с новыми требованиями к дошкольному образованию.
    • Создать комфортные условия пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, обеспечить его полноценное участие в образовательном процессе и всех видах деятельности. И дети часто болеющие, и с ограниченными возможностями здоровья не должны чувствовать, что они в чём-то отстают, ущемлены. Здесь помогут как умелые действия педагогов, так и специально оборудованная развивающая среда в детском саду.

    Особенное значение индивидуальные занятия имеют в старшей группе, поскольку немало детей идут в школу после неё, минуя подготовительную. Индивидуальная работа с детьми шестого года жизни, в отличие от более ранних групп, преследует цель подготовки ребёнка к школе. В специально подобранных упражнениях, беседах, тренингах совершенствуются знания и умения детворы, формируется положительное отношение к школе, учителям, новому коллективу, изменению привычного уклада жизни.

    Старшие дошкольники делают значительный качественный скачок в психическом и физическом развитии, и долг воспитателя — поддержать воспитанников на этом важном этапе жизни, развивая лучшие качества детской личности

    Виды и задачи индивидуальной работы

    Индивидуальная работа с дошкольниками делится на четыре основные группы, каждая из которых преследует определённые задачи.

    Коррекционная работа

    Она проводится с детьми, имеющими некоторые отклонения или особенности развития: чрезмерно возбудимыми или слишком застенчивыми, неспособными сконцентрировать внимание на выполнении игровой задачи, выполнить поручение, просьбу. С такими малышами работает психолог. Постановкой правильной речи занимается логопед. Случается, у дошкольников старшей группы возникают сложности с выполнением некоторых движений, физических упражнений (ходьба по скамье, наклонной доске, лазанье по гимнастической стенке и пр.). Таким детям уделяет внимание инструктор по физкультуре.

    Коррекционную работу могут проводить только профильные специалисты, поставив родителей ребёнка в известность и получив их согласие. Обычно родители понимают всю важность коррекционной работы на пороге школы, поддерживают педагогов и выполняют их рекомендации: занимаются с малышами дома, приобретают специальную литературу, пособия.

    Опытные педагоги и психологи рекомендуют относиться к отклонениям в поведении и мышлении именно как к особенностям, а не нарушениям. Психика дошкольника чрезвычайно гибка, непредсказуема и развивается по собственным законам. Нередки случаи, когда дети, «запаздывавшие» с выполнением заданий в детском саду, менялись в школе и становились успешными учениками, поскольку проявляли терпение и усидчивость.

    Занятия с психологом помогут ребёнку избавиться от тревог и страхов, поднять свою самооценку

    Компенсирующая индивидуальная работа

    Этот вид работы направлен на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках детей, которые отсутствовали в детском саду долгое время по причине болезни, поездки в санаторий и т. п., а также новичков. Проводит её воспитатель группы.

    В старшем дошкольном возрасте дети уже сравнивают свои успехи с достижениями других ребят, переживают собственные неудачи, поскольку им присуща самокритичность. Индивидуальные занятия с педагогом помогут ребятам как можно скорее наверстать упущенное, влиться в общую деятельность на равных.

    Особенностью компенсирующей работы в старшей группе является то, что к ней иногда можно привлекать в качестве помощников самих детей. Это способствует формированию ответственности, собранности, возникновению чувства дружбы и доброжелательности.

    Старшие дошкольники способны оказать помощь товарищу и личным примером, и советом

    Дополнительная работа

    На дополнительное образование в настоящее время направлено большое внимание дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), поскольку таланты и увлечения детей должны находить поддержку и развитие на всех этапах дошкольного детства. В старшей группе предпочтения воспитанников становятся более чёткими, осмысленными. Ребёнок может не только сказать, что ему нравится делать больше всего, но и пояснить, почему он это любит: «Нравится лепить, потому что глина мягкая, послушная. Люблю играть в театре, потому что хочу стать артисткой».

    Для осуществления всесторонней дополнительной работы по развитию способностей детей в ДОУ организуют кружки различных направленностей (драматический, познавательно-исследовательский, экологический и др.), а также наполняют развивающую среду групп наглядными пособиями, игрушками, предметами для стимуляции самостоятельной деятельности детей в соответствии с их увлечениями.

    Общеразвивающие индивидуальные занятия

    Они проводятся по очереди со всеми детьми группы, чтобы закрепить и повторить то, что узнали во время непосредственной образовательной деятельности, чтения художественной литературы, наблюдений, экскурсий и т. д. Проводя эту работу, воспитатель должен опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или разучить с ребёнком стихотворение, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру.

    Для того чтобы родители были в курсе жизни группы и успехов малышей, на ширмах, стендах в раздевалке размещают информацию о том, что должен знать и уметь ребёнок на пороге школы (как ориентировочную, но не обязательную для каждого малыша), тексты стихотворных произведений, буклеты и распечатки дидактических игр. Если дети имеют некоторые проблемы с усвоением материала на занятиях и в другой деятельности, педагог беседует с их родными наедине, даёт практические советы, рекомендации.

    Чтобы объединить усилия родителей и педагогов, необходимо создать богатое информационное пространство в групповом помещении

    Приёмы работы со старшими дошкольниками

    Среди приёмов индивидуальной работы наиболее популярными являются наглядные, словесные, практические и игровые.

    Наглядные приёмы

    Занимаясь с дошкольником индивидуально, воспитатель использует рисунки, картины, иллюстрации (серии иллюстраций), а также схемы, поскольку мышление детей шестого года жизни позволяет им воспринимать схематическое изображение и соотносить с реальными предметами, действиями. Часть информации можно давать детям в виде таблиц (алгоритм мытья рук, сервировки стола, ухода за растениями и т. д.) Существует ряд таблиц по развитию речи, где детям схематически представлены основные признаки предмета. Их с успехом применяют в индивидуальной работе.

    Как наглядное пособие можно использовать и работы самих детей: ребёнок изготавливает аппликацию или рисунок, а потом описывает, что изображено, что было раньше и будет потом с изображёнными персонажами. Такие упражнения развивают не только речь, но и фантазию, воображение, коммуникативность.

    Фотогалерея: схемы и таблицы для использования в индивидуальной работе со старшими дошкольниками

    Словесные приёмы

    Поскольку мышление детей старшей группы от наглядно-образного переходит к абстрактно-логическому, словесные приёмы необычайно важны. Но, подбирая их, педагог должен учитывать, что в этом возрасте дети должны быть не пассивными слушателями, воспринимающими информацию, а собеседниками. Поэтому рассказ, объяснение необходимо проводить с опорой на опыт самих детей, задавая различные вопросы. Вопрос должен не подразумевать автоматический ответ «да, нет», а стимулировать мышление, познавательную активность дошкольника, вызывать интерес к деятельности, её анализу, побуждать к сравнению и выводам.

    Очень важным словесным приёмом является оценка педагога, причём она не всегда бывает только положительной. В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать критику, если она подносится в виде дружеского совета, справедлива и не ущемляет достоинства ребёнка. Зачастую воспитатель не прямо указывает на ошибку, а спрашивает ребёнка: «Сегодня ты хорошо потрудился, но всё ли тебе удалось? Как думаешь, где ты ошибся и почему? Как можно избежать ошибки в следующий раз?» Это научит будущего школьника анализу собственных достижений, поможет организовывать деятельность более рационально.

    Используя приём оценки, не следует сравнивать разных детей. Лучше вспомнить прошлые и настоящие достижения одного ребёнка, показать ему, каких успехов он достиг: «На прошлом занятии ты сложил фигуру из десяти палочек, а сегодня — из пятнадцати! Молодец!».

    Ещё одной ошибкой будет начинать индивидуальное занятие с негативной оценки: «Ира и Даша, давайте решим задачи, на занятии вы не очень хорошо с ними справились». Куда полезнее создать положительный настрой, вызвать у детей веру в свои силы: «Ира, Даша, нам прислал письмо Дядя Фёдор из Простоквашино! В нём задачи о его друзьях. Он знает, как вы любите решать задачи, и уверен что и с этими вы легко справитесь. Хотите послушать, о чём он пишет? (задачи должны быть о героях из Простоквашино)».

    Одним из главных приёмов индивидуальной работы в старшей группе является беседа. Дети хотят, чтобы их выслушали, им необходимо поделиться тем, что они увидели и почувствовали. Кроме того, целью общения со взрослым у них уже является не только игра, но и получение новой интересной информации.

    Беседы могут отражать практически всё, что видит ребёнок в окружающем мире, что его взволновало, заинтересовало, будь то явления природы или общественной жизни. Пятилетние с удовольствием расскажут о своей семье, друзьях, увлечениях, любимых мультфильмах, блюдах, играх. Кроме познавательных бесед, с детьми следует проводить и морально-этические: о доброте, помощи окружающим, честности, смелости, культуре поведения и человеческих взаимоотношений. Естественно, что большинство детей раскроется именно в индивидуальной, а не в общей беседе, когда самые бойкие ребятишки нередко выкрикивают и перебивают других.

    Вбеседе с педагогом робкие и нерешительные дети раскрывают свои таланты и способности, делятся своими тацнами и мечтами

    Практические приёмы

    Среди практических приёмов в индивидуальной работе первое место занимает упражнение. Упражнения присутствуют во всех образовательных областях, но больше всего их используют при ознакомлении с грамотой, формировании элементарных математических представлений, в развитии речи, изобразительной деятельности, физическом развитии.

    Широко используются такие приёмы, как моделирование, опыты, экспериментирование. Во время их проведения дети непосредственно убеждаются в достоверности полученной информации. Знания, подтверждённые практическим путём, всегда запоминаются лучше. Чтобы сформировать у детей верное представление о картине окружающего мира, воспитателю недостаточно сообщить информацию. Необходимо создать условия для детского экспериментирования, моделирования, в том числе и в виде индивидуальных занятий.

    Игровые приёмы

    Игра и на шестом году жизни остаётся ведущим видом деятельности ребёнка, но выходит на качественно новый уровень: фантазийный. Теперь для воплощения игрового замысла дети используют не только действия с предметами и выполнение ролей, но и своё воображение. Причём то, что происходит в их фантазиях, для них не менее реально, чем настоящие события. Элементы фантазийных игр может использовать и педагог, но для этого ему нужно хорошо знать, чем увлечены дети группы, какие фантазии их наиболее привлекают: о феях, принцессах, путешествиях в экзотические страны, космос, мир сказок и мультфильмов.

    Не стоит забывать о гендерных предпочтениях детей. Девочки проявят себя в счёте кукольных платьев, цветов для букета, а мальчики охотнее пересчитают и построят по росту динозавров, роботов, супергероев. Не теряют своей актуальности и привлекательности для дошкольников сюрпризные моменты, приглашение в сказку, путешествия, встречи с любимыми персонажами (причём нередко дети догадываются, кто из взрослых скрывается под маской персонажа, но охотно включаются в игру).

    Мультфильмы, сказки лучше использовать отечественные, а если ребёнок чрезмерно увлекается зарубежными персонажами (Губка Боб, Человек-паук, Феи Винкс), то стоит чаще обращать внимание на героев народных сказок и былин (Крошечка Хаврошечка, Терёшечка, Илья Муромец, Добрыня Никитич), рассказывать об их положительных качествах, добрых поступках. В рамках изучения культурного наследия Родины можно вводить татарские, башкирские, адыгейские, чувашские и другие народные сказки, беседы по их содержанию, рисование иллюстраций.

    Волшебство народных сказок положительно влияет на развитие эмоциональной сферы дошкольников и стимулирует фантазию

    Эвристические приёмы

    Эвристические (поисковые) приёмы вводят в индивидуальной работе с детьми, проявляющими повышенный познавательный интерес к окружающему миру, хорошо понимающими юмор, шутку, обладающие развитым логическим мышлением. Особенность эвристического метода состоит в том, что он нацелен не на воспроизведение уже известных ответов, а на поиск новых, ранее неизвестных. Открытие, творчество, неожиданные повороты событий — в этом ценность и суть этого метода.

    Вот некоторые эвристические приёмы работы с пятилетними:

    • Бином фантазии (предложен знаменитым писателем Джанни Родари). Берутся два далёких по смыслу существительных, к примеру, облако и жираф. Дети пытаются составить сказку, историю, в которой бы эти слова были связаны по смыслу: «Гуляя, жираф смотрел на облака и мечтал научиться летать, чтобы парить рядом с облаками. Однажды жирафу приснилось, что он стал облаком и в его тени спрятались от солнышка все звери. Облако устало плыть по небу, спустилось низко над землёй, и его задел своей длинной шеей жираф».
    • Изменение окончания сказки. Как сделать, чтобы Колобок вернулся домой? Как накормить голодную Лисичку? Как подружить Серого Волка и Красную Шапочку?
    • «Сказка из мусора» (предложен Л. Б. Фесюковой). В коробку складывается бросовый материал, который постепенно достают и включают в ход сказки. Благодаря непредсказуемости появления следующего предмета и возможности включения самых разных вещей, игрушек детей эта форма работы неизменно нравится дошкольникам, вызывает радость и побуждает к активному участию всех без исключения.

    Проведение индивидуальной работы в старшей группе детского сада

    Индивидуальные занятия по составу участников могут быть трёх типов:

    • Совместная деятельность педагога и ребёнка.
    • Совместная деятельность двух детей (тот, кто уже знаком с материалом, помогает товарищу).
    • Самостоятельная деятельность ребёнка с игровыми и наглядными пособиями. Этот вид работы вводят, когда ребёнок хорошо усвоил материал и не делает ошибок, например, занимаясь решением примеров по карточкам, звуковым анализом слов. В противном случае ошибочные знания могут закрепиться и стать помехой в овладении новым материалом.

    Организуя индивидуальное занятие, воспитатель должен продумать такие моменты:

    • Место проведения. Обычно это помещение группы или кабинет профильного специалиста, игровая площадка группы, спортивный или музыкальный зал. Выбор места зависит от того, кто будет заниматься с ребёнком, и от наличия свободных помещений (музыкальный и спортивный зал не должны быть заняты детьми другой группы).
    • Время проведения. Коррекционную работу проводят обычно в первой половине дня до обеда, остальные виды — в утренние, дневные или вечерние часы. Воспитатель планирует регулярные развивающие занятия три раза в день, во время утреннего приёма, прогулки и вторую половину дня после полдника.
    • Количество участников. Одновременно занимаются с 1–3 детьми, а если ребят 4 и больше, то такое занятие называют подгрупповым.
    • Продолжительность. Индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами могут длиться 15–20 минут, занятия с воспитателем группы зависят от того, насколько он свободен и может уделить время ребёнку. Утром, поскольку нужно принимать детей, индивидуальная работа короче, до 5 минут, днём длится от 5 до 10 минут, а в вечерние часы, когда дети заняты самостоятельной игровой, конструктивной или изобразительной деятельностью, педагог может заниматься с 1–3 детьми 10–15 минут.

    Во вторую половину дня воспитатель имеет возможность дольше уделять время одному ребёнку

    Занимаясь с малым количеством детей, воспитатель должен держать в поле зрения всю группу. Старшие дошкольники более организованы, самостоятельны, чем годом-двумя раньше, но оставлять их без присмотра нельзя. Если педагог выбрал для индивидуальной работы игру или упражнение, которые требуют его повышенного внимания, детей группы необходимо поручить другому взрослому (няне).

    Мотивация к деятельности

    Согласно новым требованиям к дошкольному образованию, деятельность ребёнка должна возникать из его естественных потребностей, а не навязываться взрослыми. Это относится и к индивидуальной работе. Умелое руководство воспитателя проявляется в том, что он направляет деятельность дошкольников, предлагает новый вид занятия, учитывая их желания и интересы. Если между ребёнком и взрослым установились доброжелательные и доверительные отношения, дети охотно отзываются на просьбы поиграть, рассмотреть новую книжку, помочь, какими обычно начинают индивидуальную работу опытные воспитатели.

    Таблица: примеры мотивации старших дошкольников к индивидуальному занятию

    Если у воспитателя запланирована индивидуальная работа с определённым воспитанником в определённое время, а тот увлечён игрой с товарищами, нельзя разрушать игру детей, отзывать ребёнка. Лучше провести индивидуальное занятие чуть позже, но не огорчить маленького человека грубым нарушением его права на игру.

    Детская игра — не менее важный вид деятельности, чем труд взрослого, и относиться к ней нужно соответственно

    Планирование индивидуальной работы в старшей группе

    Индивидуальные занятия воспитатель группы вносит как в перспективный (на месяц) план, так и в календарный (ежедневный). При этом нужно помнить:

    • Перспективное планирование всей работы, в том числе и индивидуальной, должно соответствовать теме месяца, недели. Темы распределяются таким образом, чтобы в течение учебного года ознакомить детей со всеми явлениями окружающего мира. В то же время, гибкая система планирования допускает включение работы и по другим темам, если педагог считает необходимым её провести.
    • В перспективном плане указывают 1–2 вида работы на день, в календарном — три (утром, на прогулке, вечером). Имена детей, с которыми будет проведена работа, вписывают в ежедневный план, поскольку невозможно знать в начале месяца, будет ли ребёнок присутствовать в нужный день в ДОУ.
    • Кроме запланированной, ежедневно проводится внеплановая ситуативная индивидуальная работа, предпосылки которой возникают в ходе выполнения режимных моментов.
    • Для индивидуальных занятий не существует отдельных тем, упражнений или игр. Воспитатель берёт материал из разных образовательных областей, над которым считает необходимым работать.
    • В утреннее время проводят игры по экологии, ознакомлению с социумом, беседы на моральные темы, по валеологии, о безопасном поведении дома и на улице. Индивидуальную работу по ФЭМП (математике), формированию звуковой культуры речи, развитию движений, музыке планируют на прогулке или во вторую половину дня. Отработку навыков изобразительного искусства, конструирования можно проводить как утром, так и вечером.

    Таблица: картотека игр для индивидуальной работы в старшей группе, составила М. В. Корж

    Карта индивидуального развития ребёнка

    Чтобы обеспечить индивидуализацию образования, отслеживать личный вектор развития ребёнка и намечать пути дальнейшей эффективной работы, составляется карта индивидуального развития воспитанника ДОУ, в которой указываются:

    • Общие сведения. Фамилия, имя, сведения о родителях, даты рождения и поступления в ДОУ, время начала наблюдений.
    • Антропометрические данные. Рост, вес, степень адаптации к детскому саду, ведущая рука, группа здоровья.
    • Личные особенности. Черты характера, темперамент, эмоциональность, как ведёт себя в разных видах деятельности.
    • Показатели развития. Память, внимание, освоение основных движений, успехи в освоении программы.
    • Особенности здоровья. Какие заболевания перенёс, аппетит, сон.
    • Яркие качества и особенности, увлечения, черты характера. Этот пункт очень важно заполнить наиболее подробно, поскольку карта развития передаётся в школу, чтобы учитель имел представление о будущем ученике и наметил пути взаимодействия с ним.

    Карта индивидуального развития заполняется в течение всего времени пребывания дошкольника в образовательном учреждении дважды в год, в октябре и апреле, а при поступлении в школу её копию выдают родителям. Другим лицам, кроме родителей (их законных представителей) ребёнка и педагогического коллектива, индивидуальную карту развития малыша не предоставляют.

    Чтобы получить данные для карты, ведётся постоянная диагностика и мониторинг деятельности воспитанников в ДОУ. Результаты делятся на уровни: высокий, достаточный и низкий. Педагог должен объяснить родителям, что низкий уровень знаний, умений или навыков, который показал ребёнок, ни в коем случае не означает отставание или нарушения развития. Это лишь указатель направления работы, на который следует обратить больше внимания. Также недопустимо упрекать или винить малыша за низкие результаты. Это разовьёт в нём неуверенность и низкую самооценку.

    Большинство детей шестого года жизни обладают устойчивым вниманием, хорошей памятью и развитой речью. Если же воспитанник старшей группы имеет некоторые трудности с поведением или усвоением материала, с ним занимаются воспитатели и другие специалисты дошкольного учреждения. Успех индивидуальной работы в ДОУ зависит от слаженного взаимодействие семьи и педагогического коллектива, а также грамотного планирования занятий с каждый ребёнком.

    Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    melkie.net