Skip to content

Иллюстрация к сказке айога: «Айога». Иллюстрации Р. Халилова. — sergeevna_1405 — LiveJournal

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по чтению художественной
литературы

«Нанайская сказка «Айога», в
подготовительной к школе группе

 Цель:  Продолжать развивать
интерес к художественной литературе, способность испытывать сострадание и
сочувствие к героям, отождествлять себя с персонажем.

 Задачи:

-Учить
принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться,
обобщать, рассуждать.

-Пополнять
литературный багаж сказками, пословицами.

-Продолжать
совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в
драматизации (эмоциональность исполнения, умение интонацией, жестом передать
своё отношение к содержанию фразы).

-Развивать
мышление, творческое воображение.

-Продолжать
учить работать в паре, подгруппе.

-Воспитывать
доброту, желание прийти на помощь,  уважение к родителям.

Оборудование, предметно – развивающая среда:
книга со сказкой, выставка книг народных сказок, мнемотаблицы для рассказывания
эпизодов сказки, указка, «страницы из книги – иллюстрации к сказке», экран,
проектор, ноутбук, презентация, магнитофон, коробка с зеркалом, аудиозапись для
физминутки

https://audiohunter.ru/?song=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0

Методы и приёмы: Использование
ИКТ, сюрпризный момент, работа в парах, вопросы к детям, указания,
предоставление права выбора – «страницы из книги – иллюстрации к сказке»

Форма организации:
группа, подгруппы, пары

Предварительная работа:
Чтение сказок разных народов, разучивание пословиц и объяснение их смысла.
Знакомство детей с народом – нанайцы, с местом их проживания, с нанайским народным
костюмом.

Словарная работа: стойбище,
напёрсток, очаг

Работа с родителями: Оформление
выставки книг со сказками, заучивание пословиц о труде, доброте и объяснение их
смысла.

Организация детей:
дети сидят полукругом. Обращаю внимание на осанку детей.

Ход:

Воспитатель:
Я знаю, вы очень любите сказки. Назовите ваши любимые. (ответы детей)
Вспомните, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения.

— Скажите, почему некоторые сказки называются
народными?
(потому что их сочинил  народ).


А если их написал сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими)

Вы
уже знаете не только русские и татарские народные сказки, но и сказки других
народов. 21 февраля мы отмечали международный День родного языка и читали много
сказок. Назовите их («Ленивая внучка» Башкирская народная сказка, «Добро лечит»
Марийская народная сказка, «Как собака себе друга искала»  Мордовская народная
сказка,  «Алый цветок» Удмуртская народная сказка,  «Лиса и дятел» Чувашская
народная сказка…..)

Обращаю внимание на выставку книг.

Проблемная
ситуация

 —
Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз (показываю коробку).
Ребята, коробочка не простая. Это коробка – загадка. Вы хотите узнать, что в
ней находится? (ответы детей) Вы можете мне задавать вопросы, но вопросы надо
задавать так, чтобы я ответила только «да», или «нет». Если не получится быстро
отгадать, загадываю загадку.

 И
сияет, и блестит,

Никому
оно не льстит,

А
любому правду скажет —

Всё
как есть ему покажет.

(Зеркало)

— Ребята, вы смотрите на себя  в зеркало? (Ответы
детей).

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это
хорошо или плохо?

 — Почему хорошо? (Приводишь
себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо?
(Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать
делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)


Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться
осторожно. Если много собой любоваться, то может произойти беда.

— Вспомните названия сказок, где герои тоже любили
смотреться или пользовались зеркалом?
(«Снежная
королева», «Сказка о мёртвой царевне») И какие были последствия?

Каю
из этой самой сказки Андерсена в глаз попал осколок зеркала,
Зеркало было не простое, а волшебное, травмы глаза он не нанёс, а вот
на характер Кая повлиял кардинально, он стал равнодушным, злым, чёрствым.

В сказке Пушкина о мертвой царевне и
о семи богатырях очень важную роль играет говорящее зеркало.
Наделив зеркало таким волшебным свойством, поэт подчеркнул настоящее
назначение этого предмета: лишь зеркало способно сказать правду даже
самой царице, ведь оно только отражает то, что есть на самом деле.

ll.
Основная часть


Ребята, сегодня мы окунёмся в волшебный мир сказки. Познакомимся с
 нанайской сказкой «Айога» про девочку, которая очень любила
любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.


Предположите, кто или что такое Айога? (имя девочки)

— Сказка народная?
(да)

— Какой народ сочинил?
(нанайский)

Слушайте 
внимательно, в сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в своей
речи: стойбище – это место, поселение где живут нанайцы. По другому деревня или
посёлок.

Очаг
— место или устройство для разведения и поддержания огня.

Наперсток
— колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при
шитье.

Читаю сказку «Айога», затем беседую с детьми.

— Назовите героев сказки? (Айога,
мама, соседка)

— Что сказочного вы заметили?
(превращение в гуся)

— Как начинается сказка?
(.Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога.
Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее
дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась
Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и
не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный
смотрится, то на своё отражение в воде. Ничего делать Айога не стала. Всё
любуется собой. Ленивая стала Айога…)
—  Какая Айога была? (Айога была красивой, ленивой, хитрой, злой, гордой.)

— А соседская девочка какой была?
(доброй, отзывчивой, вежливой, ласковой.)

— Как бы вы назвали эту сказку?
(ответы детей)


 О чем попросила дочку мама? (мама попросила дочку принести воды. )

— Как поступила Айога?
(нашла много причин, чтобы не ходить.)

(слайд
1) Давайте вспомним их диалог с мамой. Что бы вам было легче вспомнить все
причины, которые придумывала Айога в разговоре, посмотрите на экран. Работа в
парах (мнемотаблица). Кто будет мамой, а кто Айогой?

Вот
один раз говорит ей мать:

— Пойди
воды принеси, Айога!

Отвечает
Айога:

— А
я в воду упаду.

— А
ты за куст держись!

— Куст
оборвётся! — говорит Айога.

— А
ты за крепкий куст возьмись!

— Руки
поцарапаю…

Говорит
Айоге мать:

— Рукавицы
надень!

— Изорвутся, —
говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так
зашей рукавицы иголкой!

— Иголка
сломается!

— Толстую
иголку возьми! — говорит отец.

— Палец
уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток
из крепкой кожи — ровдуги — надень!

— Напёрсток
прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.

— Какая у Айоги мама? (трудолюбивая,
мудрая, терпеливая, справедливая. )

— Почему мама отдала лепешку соседской девочке?
(потому что она принесла ей воды.)

— Что случилось потом?
Давайте, продолжим их диалог с мамой.

(слайд
2)  Работа в парах (мнемотаблица).

Замесила
мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела
Айога лепёшки, кричит матери:

— Дай
мне лепёшку, мать!

— Горячая
она — руки обожжёшь, — отвечает мать.

— А
я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы
мокрые.

— Я
их на солнце высушу!

— Покоробятся
они, — отвечает мать.

— Я
их мялкой разомну!

— Руки
заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою
портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

— Правильно ли поступила мама, что не накормила
собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке?

(да)

— Почему? (потому что Айога
не принесла воды, а соседская девочка помогла её маме.)


 Мама поступила по справедливости? (да)

— Как бы вы поступили на месте Айоги?

— Каким тоном надо разговривать с родителями,
старшими?
(уважительно, спокойно)

В
народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».Как
вы думаете, подходит ли она к данной ситуации?
(да) Объясните её смысл.

— Что было дальше?

— Какими словами в сказке говорится про то, как
разозлилась Айога?
(Стала
Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная
стала. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы
растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную
лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.).

– Давайте
изобразим, как выглядела Айога в эти минуты. (Дети повторяют
последовательность превращения девочки в гуся.)

— Чем закончилась сказка?
(Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и
превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах,
какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала,
плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только
имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит,
чуть людей завидит: — Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!)

Музыкаьная физминутка «Три хлопка»

Сейчас,
я предлагаю пересказать сказку с помощью иллюстраций. (7 детей)  

Слайд
3. Посмотрите, у нас 7 иллюстраций, значит надо 7 человек. Но они перепутались.
Каждый выберет себе эпизод, вам надо восстановить последовательность и
рассказать. А мы послушаем у кого пересказ получится более полным, кто более
точно повторил фразы из сказки. (распечатанные картинки выбирают и встают в
нужной последовательности)

Слайд
4.  Давайте проверим правильно ли дети составили последовательность.


Сказка оканчивается грустно для Айоги. Хотелось бы вам, что — то изменить в
сказке? Придумайте такое продолжение, чтобы получился счастливый конец.  Дети
выполняют. Если затрудняются, помогаю, какой должна стать Айога, чтобы
снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

 lll.
Заключительная часть

– Часто
говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».


Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Нужно быть не только красивой
лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других. )

В сказке
Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не
видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

 — Почему у разных народов мира есть сказки о доброте?

 (
все народы во все времена ценят доброту, честность, уважение к родителям)

– Вы
знаете много пословиц и поговорок на эту тему. Какая из них подошла бы к этой
сказке?

Продолжи
пословицу:

«Не
одежда красит человека, а его добрые дела»

 «Человек
от лени болеет, а от труда здоровеет»

«Всякий
человек в деле познаётся»

 «Без
труда нет добра»

«Маленькое
дело лучше большого безделья»

 «Труд
кормит, а лень портит»

— Ребята, скажите, чем мы занимались сегодня на
занятии?
(работали со схемой, коробка – загадка,
пересказывали сказку, придумывали концовку сказки, пословицы повторяли,
познакомились с нанайским народом)

— Что вам особенно понравилось?

— Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других? Что
удивило?

 —  Чему она вас научила?

Я
хотела отметить на сегодняшнем занятии работу Лики, она придумывала интересные
названия и концовки к сказке. Мирослава очень выразительно показала образ
Айоги. Алиса назвала много разных народных сказок.

Молодцы!
Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Интернет-аукцион Мешок

Интернет-аукцион Мешок

Загрузка …

Все с рубля!

  •  

 Увлеченным

Антиквариат и ИскусствоВидео, ФильмыВинтажКниги, журналы, газетыКоллекционноеМузыкаСделано своими руками

 Электрическое

Бытовая техникаЭлектроника и ОптикаВидео, Фото, КиноКомпьютерная техникаТелефоны

 Себе и любимым

Драгоценности и украшенияДетскоеКрасота и здоровьеОдежда, Обувь и АксессуарыСпорт-снаряжениеЧасыК Новому году

 Все в дом

Видео, ФильмыДомашний очаг, Сад, ДачаКниги, журналы, газетыМузыкаСтроительство и РемонтФлора и Фауна

 Передвигаемся

ВоздухоплаваниеАвто, Мото, ЗапчастиПлавсредства

 Остальное

Для бизнесаНедвижимостьУслугиРазное

Или так:

Рекомендуемые
Новые за день 
Новые за 3 дня 
Активные торги 
Завершающиеся

С рубля, $ или €
Благотворительные
Избранные


Добро пожаловать

Мешок — это интернет аукцион, где Вы можете совершать выгодные покупки. Используйте тематические разделы слева или строку поиска сверху.

Хотите узнать больше?

  • Как работает аукцион?
  • Зачем регистрироваться?
  • Как покупать?
  • Как продавать?

Рекомендованные лоты: (показать все)

   Новые лоты    Со ставками    Завершающиеся    Избранные  
НаименованиеЦенаНачало
Эксклюзивная Коллекционная монета «Леонид Брежнев — 100 лет » Смотрите другие лоты!
230.00 р.7 секунд
NOBLESTAR LN 90
50. 00 р.8 секунд
2012. 100 лет судостроительному заводу «Северная верфь». 2 листа. 1638
1.00 р.8 секунд
Капитан Артиллерии Владимир Глебов Муж Лидии / Архив Майор Мед Службы Лидия Глебова / Г2
1.00 р.8 секунд
TOM FORD MANDARINO DI AMALFI ДУХИ СЕЛЕКТИВНЫЙ ПАРФЮМ ТУАЛЕТНАЯ ВОДА 100 МЛ ЗА ЦЕНУ 1 P
1.00 р.8 секунд
MAISON FRANCIS KURKDJIAN A LA ROSE ДУХИ СЕЛЕКТИВНЫЙ ПАРФЮМ ТУАЛЕТНАЯ ВОДА 70 МЛ НОВЫЙ ЗА ЦЕНУ С 1 Р!
1.00 р.8 секунд
2012. Герои Российской Федерации. № 1586-1590. Листы серия
1.00 р.8 секунд
Смотреть дальше →

Набирают популярность

Mongolia5 пенни1907 годЕлизавета ПетровнаЛОЗСПБ HIХохломавесы12мм9 мая1900 годДостоевскийЗдравоохранениеСоюз-Аполлонвокалкулон сереброакссесуарыоткрывашкапроигрывательгодовой наборпачка сигаретстрахованиеOZZY OSBOURNEРусская Финляндиясотовый телефонДевушки10 пенни300 лет флотубисквитЭксмоПОЛЬША10 марокполный комплектграмота СССРграмотамеднолитая пластикаСМбисквитный фарфорфото СССРженские часы Еще…

 Вход:

 Для Вас и Вашего сайта:
• Открой свой магазин
• Партнерская программа