Skip to content

Игры на слуховое внимание для подготовительной группы: Дидактические игры для развития слухового внимания | Картотека по логопедии на тему:

Дидактические игры для развития слухового внимания | Картотека по логопедии на тему:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.  Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа.  Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.  

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, орган чик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, до стает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети си дели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Угадай, что делают»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным мо лоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. 

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медлен но, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сей час зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 — 5 раз.

Дидактические игры на развитие внимания для подготовительной группы.

Дидактические игры на развитие внимания для подготовительной группы.

Внимание – это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Внимание  дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями.  Ребёнок  сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение  внимания,  поэтому  дети  редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.

В  дошкольном  детстве развивается:          

Непроизвольное   внимание, которое  связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов и т.д. всё это вначале объясняют и показывают взрослые, потом  ребёнок  замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает  внимание  само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты.  Дети  замечают новую одежду приятеля, необычные цветы и т.п. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.

Произвольное внимание, которое проявляется в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, что задумал, ребёнок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут корова какая-то вышла!». Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят: «Если затих, – значит что-то затевает».   Хотя  дети  4 – 5 лет и начинают овладевать произвольным  вниманием, непроизвольное  внимание  остаётся преобладающим на протяжении всего  дошкольного  детства. Детям  трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность  внимания  является одним из основания, по которым  дошкольное  обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного  внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности и их частая смена, позволяют поддерживать  внимание   детей  на достаточно высоком уровне. Внимание  имеет огромное значение в жизни  детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов  внимания  дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели  внимания  значительно возрастают в различных играх, а особенно в дидактических.

Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников:

 I. Развиваем зрительное внимание. 

1. «Сделай как у меня»                                                                                                     

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т. п. (Можно использовать палочки Кюизенера)                   

2. «Расставь как было»           

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3. «Дорисуй»                                                                                                                       

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

4. «Найди отличия»     

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

5. «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. «Кто спрятался?»                                                                                                   

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»       

7. «Срисовывание по клеточкам»   

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. «Найди лишнее»                                                                                                           

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк,воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).                                                                               

II. Развиваем слуховое внимание.

1. «Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. «Что звучало?»                                                                                                               

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные  инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

3. «Повтори за мной»

Дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4. «У кого колокольчик?»

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

5. «Слова»

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.                                                                                                                                   

6.«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

7. «Расскажи как было»                                                                    

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

8. «Кто это?»      

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.

III. Развиваем моторно-двигательное внимание.     

1. «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. «Повторяй за мной»

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

3. «Летает, прыгает, плавает»

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т. д.

4. «Зимующие и перелётные птицы»

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если  птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

5. «Овощи и фрукты»

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

6. «Запретное движение»

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

7. «Поезд»

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едит в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

8. «Внимательные ребята»    

Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соотвествующего цвета с названым объектом. Например, воспитатель называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и  т.д.

3

5 лучших упражнений на аудирование для групповых занятий | Справочник учителя

Эмили Смит

Когда у вас есть группа людей среднего размера, иногда бывает трудно заставить их всех слушать. Иногда большие группы могут создавать больше энергии в классе, что мешает вашим ученикам сосредоточиться. Особенно это касается младших школьников. Даже если вам удастся заставить весь класс замолчать, как узнать, действительно ли они вас слушают?

Слушание — это навык. Даже когда вы слушаете, как кто-то говорит на вашем родном языке, вам может быть трудно оставаться сосредоточенным и не отвлекаться. Представьте, насколько сложнее вашим ученикам, которые слушают второй или третий язык! Итак, какие есть отличные упражнения и занятия, которые помогут вашим ученикам улучшить навыки слушания? Мы составили список из пяти заданий на слушание, которые хорошо подходят для групповых занятий.

1. Нарисуй это. Один из способов заставить вашу группу слушать — сделать так, чтобы они не знали, что это игра на слушание. В «Нарисуй это» ваши ученики будут просто думать, что они рисуют. Итак, как это работает? Дайте каждому из ваших учеников чистый лист бумаги. Теперь дайте одну инструкцию по рисованию, например, «Нарисуй квадрат». Затем попросите учащихся передать лист следующему ученику, чтобы у каждого был новый лист. Теперь дайте другую инструкцию по рисованию, например: «Под квадратом нарисуй треугольник». Продолжайте давать инструкции, пока бумаги не обойдут всю комнату. Теперь посмотрите, какие бумаги получились правильно. Вы можете изменить инструкции в соответствии с уровнем языка ваших учеников.

2. Ежедневная викторина. Чтобы ваши ученики были внимательны на протяжении всего урока, в конце дня рекомендуется устроить им веселую викторину на слух. Вы можете сделать вопросы занимательными. Например, если вы рассказали своим ученикам анекдот о своей собаке, одним из вопросов может быть «Как звали эту собаку?» Тест должен состоять всего из 2-5 вопросов. Учащиеся, давшие наибольшее количество правильных ответов, получают золотую звезду. В конце каждого месяца учащийся с наибольшим количеством золотых звезд получает приз, такой как выбор игры, проведение мероприятия или демонстрация с классом 15 минут своего любимого фильма (конечно, на том языке, который вы преподаете). ). Эта система вознаграждений избавляет от тяжести слова «викторина».

Даже когда вы слушаете, как кто-то говорит на вашем родном языке, вам может быть трудно оставаться сосредоточенным и не отвлекаться. Представьте, насколько сложнее вашим ученикам, которые слушают второй или третий язык!

3. Прослушивание рассказа. Прочитайте ученикам рассказ. После рассказа подведите итог истории в группе. Попросите одного учащегося рассказать о первом значимом событии в рассказе, затем другого учащегося о следующем и так далее. Ученикам придется потрудиться, чтобы слушать, чтобы не подвести одноклассников!

4. Прослушивание мин. Название звучит пугающе, не правда ли? Не волнуйся; это простая игра, которая понравится вашим ученикам! Во-первых, очистите все парты в стороне от класса. Затем выберите двух учеников, которым завяжут глаза, и двух учеников, которые будут руководить этими учениками. После того, как двоим завяжут глаза, быстро перетащите стулья и парты в центр класса, создав полосу препятствий или «мину». После того, как мина будет установлена, пусть двое учеников с завязанными глазами начинают с одного конца комнаты, а двое других дают инструкции, как пройти на другой конец. Если ученик с завязанными глазами наткнется на мину, он выбывает. Выигрывает тот, кто первым окажется в другом конце комнаты!

5. Телефон. Это одна из старейших игр в книге, но она по-прежнему интересна! Пусть ваши ученики встанут в круг. Один человек начинает «телефонный звонок», шепча секретное сообщение на ухо человеку рядом с ним. Затем этот человек шепчет это следующему и так далее. Слушатель получает только один шанс правильно услышать сообщение; он / она должен передать все, что было услышано. Как только сообщение проходит весь круг, последний человек повторяет его вслух. Обычно это будет зашифрованная версия исходного сообщения.

Вот несколько проверенных заданий на прослушивание для групповых занятий или больших классов. Вы можете изменить задания в соответствии с потребностями учащихся. Если вы попробуете какое-либо из наших занятий по прослушиванию, сообщите нам, как оно сработало в вашем классе!

Лучшие занятия по развитию социальных навыков для детей, которые помогут улучшить навыки слушания | And Next Comes L

Ищете веселые игры для прослушивания? Попробуйте одно из этих увлекательных занятий по прослушиванию для детей!


Большинство родителей, если не все, отмечают, что их дети в какой-то момент не слушают их. Вы удивляетесь:

Почему мои дети не слушаются?


Как заставить ребенка слушать и следовать указаниям?


Тьфу..мой ребенок меня не слушает!

Вы знаете, мы все были там…

Мы все доходим до точки, когда мы безжалостно повторяем свои слова снова и снова, и тем не менее, дети все еще не делают то, о чем мы просили.

И вы знаете, что важно развивать умение слушать. Вот почему ты здесь, верно?

Итак, давайте погрузимся в эти 50 веселых игр и занятий для детей !

50 веселых игр и занятий для детей с прослушиванием

Ниже вы найдете множество творческих заданий для детей. Некоторые из этих игр для прослушивания практически не требуют подготовки и/или не требуют материалов. Другие занимаются музыкой и искусством. А есть и другие, которые побуждают вас исследовать природу и выходить на улицу.

1. 10 игр для детей – простые и классические игры, которые понравятся вашим детям!

2.  Игра «Сопоставление звуков – Сердца – сможете ли вы использовать только уши, чтобы сопоставлять звуки?»

3. Игра «Музыкальная имитация ритма». Можете ли вы воспроизвести ритм, который слышите? Вместо этого вы также можете попробовать хлопать в ладоши!

4. Две простые игры с барабанами. Можете ли вы ходить в такт ударам барабана? Можете ли вы бить в барабан синхронно с метрономом?

5. Музыкальные прятки – новая классика!

6. Телефон с лапшой в бассейне. Попробуйте прошептать эту идею себе или другим!

7. Аудирование с кубиками от Hands on as we Grow

8. Прогулка на свежем воздухе от Fantastic Fun & Learning

9. Игра «Сделай три дела» от Inspiration Laboratories

10. Спиной к спине и от уха к уху Игра «Слушание» от Mosswood Connections

11. Сможете ли вы скопировать то, что вы не видите? Игра с рисованием от NutureStore

12. Занятие по прослушиванию звуков птиц от Things to Share & Remember

13. Sound Buckets Listening Activity Inspired by Horton Hears a Who от мамы JDaniel4

14.