Skip to content

Игры для детей устные: Словесные игры для детей и взрослых: 62 устные игры

Словесные игры и упражнения для детей в детском саду, Картотека словесных игр в детском саду

Игровая деятельность дошкольника > Игры для детей

Добренькая Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ д/с №17 г. Алексеевка Белгородская область

«Что круглое, а что овальное?»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру.

Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко — круглое, а яичко — овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжов­ник? Верно, слива — овальная, а крыжовник — круглый». (По­могает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, каба­чок-яблоко).

В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«Летает — не летает»

Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назы­вать предметы, когда он скажет слово «летает», а затем назы­вать другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Педагог говорит: «Летает».

Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог про­износит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное — несъедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое-неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

И т. д.

«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»

Ход игры: Педагог предлагает детям подумать и на­звать то, что бывает только наверху.

Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами — небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.).

После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«Что бывает сладким?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Педа­гог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«Отвечай быстро»

Ход игры: Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следу­ющему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Например «Зеленый», — говорит педагог (делает ма­ленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.

«Трава», — отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов оди­накового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.

Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.

«Стол», — отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Камен­ный».

«Дом» — отвечает следующий играющий и говорит: «Же­лезный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любо­му играющему.

«Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему иг­року.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно услож­нить, предложив называть не один, а два или несколько пред­метов.

«Чем похожи?»

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то по­хожи.

Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думае­те, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас на­зовет свои два похожие между собой предмета».

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова

«Будь внимательным!»

Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слу­шать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

После каждого вы­деленного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяс­нить принцип группировки.

«Слушай внимательно!»

Ход игры: Педагог говорит ребенку: «Я буду назы­вать слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».

В случае затруднения он медленно повторяет оп­ределенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.

«Узнай!»

Ход игры: Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Слова для предъявления — капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

«Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам — два раза».

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема — инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

— лимон и груша

— малина и земляника

— яблоко и слива

— смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

«Раздели на группы»

Ход игры: «Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак».

«Подбери слова»

Ход игры:

  1. Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.).
  2. Другой вариант этого же задания.

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч | мебель

тополь | цветок

шкаф | насекомые

тарелка | дерево

пальто | одежда

муравей | посуда

щука | игрушка

роза | рыба

«Сходства и различие»

Ход игры: Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга — тетрадь | День — ночь

Лошадь — корова | Дерево — куст

Телефон — радио | Помидор — огурец

Самолет — ракета | Стол — стул

«Найди противоположный объект»

Ход игры: Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции «съедобное — несъедобное», «полезное — вредное»и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

«Поиск аналогии»

Ход игры: Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше «аналогов», т. е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.)

«Назови одним словом»

Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

— стол, стул, шкаф — это…

— собака, кошка, корова — это…

— чашка, блюдце, тарелка — это…

— василек, ромашка, тюльпан — это.

«Найди общее слово»

Ход игры: В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
  2. а, б, с, в, н
  3. стол, диван, кресло, стул
  4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
  5. январь, март, июль, сентябрь».

Обобщающим может быть слово «весенние месяцы», а может быть «месяцы года» и т. д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

«Слова-близнецы»

Ход игры: Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т. е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.

Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);

5) часть ружья и часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

«Что чему нужно»

Ход игры: Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе «транспорт».

Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? Почему?

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.

«Почему?»

Ход игры: Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

— Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

— Кот или кит? Какое больше? Почему?

— Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

— Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?»

Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

«Выбери главное»

Ход игры: Взрослый говорит детям: Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова.

Например, сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?… Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

«Данетка»

Ход игры: Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно».

Например: «Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».

Темы для «данеток»и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

— Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

— Это листовой овощ? (Капуста, салат)

— Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

— Это мужское имя?

— Имя начинается с гласной?

— В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

— Это верхняя одежда?

— Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

— Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?

— Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно?

Какой цвет я задумал?

Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?

Какую страну я задумал?

Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Какую известную битву я задумал?

«Черный ящик»

Ход игры: Детям показывают «черный ящик»или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать — что там? И т. д.

— Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Перечисли предметы»

Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию «Я иду гулять», тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного — «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Противоположность»

Ход игры: Ведущий называет группе детей слово. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.

Например, ведущий говорит слово «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска»(чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце»(чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода»(вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Придумай загадку»

Ход игры: Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Кто кем (чем) будет?»

Ход игры: Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш отвечал на вопрос грамотно.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

— цыпленок — петухом;

— мальчик — мужчиной;

— теленок — коровой или быком — бумага — книгой;

— снег — водой;

— вода — льдом;

— семечко — цветком;

— мука — блинчиками;

и т. д.

Игра-наоборот: «Кто кем был?».

— лошадь — жеребенком

— цветок — семенем

«Третий лишний»

Ход игры: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

— молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают;

— машина, лошадь, трамвай;

— шапка, платок, сапоги;

— роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

— дождь, снег, река;

— врач, турист, шофер;

— тень, солнце, планета;

— мороз, вьюга, январь;

— камень, глина, стекло;

— дверь, ковер, окно;

— море, река, бассейн.

«Какое что бывает?»

Ход игры: Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.

— Что бывает длинным? (коротким)

— Что бывает широким (узким) ?

— Что бывает круглым (квадратным) ?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

«Что снаружи, что внутри?»

Ход игры: Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек-деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.

Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?»

Ход игры:

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: «Кому что нужно?»Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: Детям называем части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, получает одно очко. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Ход игры: Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

«Подумай и подбери!»

Ход игры: Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь — «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать», а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла».

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше.

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь — людей насмешишь.

а) Клоун смешит людей.

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

3. Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

в) Зеркало висит криво.

5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6) О деле судят по результатам.

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело — гуляй смело.

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

б) Мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает.

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8. Не в свои сани не садись.

а) Если не знаешь дела, не берись за него.

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

в) Езди только на своих санях.

9. Не все золото, что блестит.

а) Медный браслет блестел, как золотой.

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.


Игровая деятельность:
| | | | | в ДОУ

7 словесных игр, которые подойдут детям любого возраста

Когда сил на активные и требующие тщательной подготовки игры не остаётся, на помощь приходят словесные. Мы собрали подборку из семи классных игр, для участия в которых нужно лишь быть в компании больше двух человек и иметь хорошее настроение! А ещё в них можно играть по видеосвязи.

1. «Угадай слово!»

Количество игроков: от 2 человек

Очень простая и смешная игра. На одного игрока надеваются наушники, в которых громко играет музыка, чтобы он ничего не слышал. Его задача — угадать слово по губам, когда его произносит другой игрок. Если участвует несколько людей, то можно объяснять слово по очереди или распределиться по парам.

2. «Я никогда не…»

Количество игроков: от 2 человек

Сегодня у этой игры есть множество вариаций. Мы предлагаем самую распространённую версию. Участники по очереди должны называть какое-то действие, которое они никогда не делали. Например, игрок А говорит: «Я никогда не опаздывал на уроки». Все, кто на них опаздывал, загибают один палец. Игра продолжается до тех пор, пока у кого-то из участников не будут загнуты все пальцы рук. По основной версии игры, человек, который первый загнул все пальцы, проиграл, зато прожил самую насыщенную жизнь!

Кстати, играть можно и на английском языке, если вы хотите другой уровень сложности.

3. «Тематические слова»

Количество игроков: от 2 человек

Правила игры предельно просты. Вам с другими участниками нужно придумать тему, на которую вы будете называть слова. Например, «школа». Дальше все участники по кругу должны называть существительные, которые относятся к главной теме. Если кто-то из участников думает больше пяти секунд или повторяет уже сказанное слово — он выбывает. Побеждает тот, кто остался последним. Когда круг закончился, можно начинать новый на другую тему, пока кто-то из участников не победит, например, три раза.

4. «П»

Количество игроков: от 3 человек

Сначала всем игрокам нужно договориться, какие слова будут использованы на протяжении всей игры: только существительные, или можно употреблять названия, глаголы и словосочетания. Дальше один игрок загадывает другому на ухо какое-нибудь слово. Тот должен объяснить его другим участником игры, используя для описания только слова, начинающиеся на букву «п». Например: «Пожалуйста, посмотрите, подумайте, почтальон приносит почту…» Задача всех игроков — назвать загаданное слово. Когда оно названо, объяснявший придумывает угадавшему новое.

Если такая версия игры уже поднадоела, предлагаем загадывать не только слово, но и букву, с помощью которой игроку нужно объяснять слово.

Кстати, выражать согласие или несогласие с ходом мыслей игроков, которые отгадывают, объясняющему тоже нужно только словами на выбранную букву. Например, «правильно» и «подумай получше».

5. «Я беру с собой в поход…»

Количество игроков: от 3 человек

В начале игры нужно выбрать ведущего. Этот человек должен придумать принцип, по которому он будет брать других с собой в поход. Например, тех, кто называет предметы на конкретную букву, или тех, чьи слова состоят из пяти букв.

Дальше игроки по очереди начинают говорить фразу «Я беру с собой в поход…» и называть предмет. Если он подходит под загаданный принцип, то ведущий отвечает: «Да, и ты идешь со мной в поход». Если слово не подходит: «Нет, ты не идёшь со мной в поход».

Задача всех игроков — угадать принцип, по которому ведущий отбирает людей. Если кто-то из участников догадывается, он должен тихо высказать свое предположение на ухо ведущему или написать в телефоне. Игра продолжается до тех пор, пока все не отгадают принцип.

6. «Алиби»

Количество игроков: от 4 человек

В начале игры нужно выбрать двух человек, которые будут играть роли преступников. Они должны изолироваться от остальных в другую комнату и до мельчайших подробностей продумать, что они вместе делали в тот день, когда ограбили банк: какая была погода, во что были одеты, кого встречали на улице, всю последовательность действий. Главная цель преступников — продумать идеальное алиби.

Пока они этим занимаются, остальные игроки превращаются в детективов. Им нужно придумать 10–15 вопросов, которые они зададут преступникам, чтобы вывести их на чистую воду и раскрыть преступление.

Когда обе команды готовы, первый преступник входит в комнату и начинает рассказывать, что делал в день преступления, с утра до вечера. Важно, чтобы второй преступник в этот момент оставался в другой комнате и не слышал речь первого. Когда первый закончит говорить, детективы задают ему подготовленные вопросы и запоминают ответы. После чего в комнату входит второй преступник, рассказывает свою историю и также отвечает на вопросы.

В игре побеждает команда детективов, если они нашли три несостыковки в рассказе преступников. Например, один сказал, что они ехали утром на автобусе, а другой — на машине. Если разногласий не обнаружено, то побеждает команда преступников. Количество вопросов и несостыковок может меняться по желанию участников.

7. «Контакт»

Количество игроков: от 4 человек

В начале игры выбирается ведущий. Он загадывает слово — существительное в единственном числе. И называет другим участником первую букву. Например, «а».

Дальше любой игрок из команды, кто придумал слово на эту букву, должен начать объяснять его товарищам по игре. Нужно, чтобы угадали они, но не ведущий. Например, Саша говорит: «Это такой сладкий крупный красный плод, который все едят летом». Если кто-то из игроков догадался, о чём идет речь, он должен сказать: «Есть контакт». После этого они вместе вслух считают от одного до пяти. Если слово совпало, ведущий называет следующую букву. Например, «в». Теперь игроки должны придумывать слова, взяв за основу начало на «ав». Если слова игроков не совпали или ведущий успел назвать слово, пока два игрока считали до пяти, то участники продолжают играть с одной буквой.

Объясним на примере. Ведущий объявляет, что его слово начинается на букву «а». Саша придумывает любое слово и говорит: «Ребята, это такой общественный транспорт…» Рома догадывается, о чём речь, и произносит: «Есть контакт!» Они вдвоём считают до пяти, и оба вслух называют слово: «автобус». Слово совпало. Поэтому ведущий говорит: «Вторая буква — „р“». Рома говорит: «Струнный музыкальный инструмент». Маша догадывается о слове и кричит: «Есть контакт!» Они начинают считать до пяти, но на третьей секунде ведущий называет слово «арфа», которое загадал Рома. Поэтому он не говорит им третью букву.

Цель игры — отгадать слово, задуманное ведущим. Это можно сделать как в процессе отгадывания, так и назвав его сразу (бывают такие случаи).

Иллюстрация: Shutterstock (arkana.studio)

12 Вербальные игры для развития речи, слушания и мышления

Я много играю в словесные игры со своими девочками, особенно когда мы в дороге или ждем на приеме. Вербальные игры отлично подходят для развития навыков говорения и слушания, словарного запаса, способностей мышления и рассуждений и даже социальных навыков, таких как очередность. И бонус в том, что нам не нужно ничего, кроме нашего мозга и нашего голоса, чтобы играть в них!

Сегодня я делюсь с вами 12 весёлыми играми для развития словесной грамотности, которые нам очень нравятся. Некоторые из более простых подходят для игр с детьми от 3,5 лет, другие лучше подходят для детей от детского сада до школьного возраста.

1. Сколько? Эта простая игра началась, когда Имми было около трех лет, и она была очарована животными, но ее можно легко адаптировать к другим темам. Я начинал с вопроса об определенном атрибуте (см. несколько примеров ниже), и она вызывала столько ответов, сколько могла придумать;

  • Сколько животных вы можете назвать, которые вылупляются из яиц в младенчестве?
  • Сколько животных вы можете назвать, у которых есть узоры на теле?
  • Сколько животных вы можете назвать, которые едят листья?
  • Сколько насекомых с шестью ногами вы можете назвать?
  • Сколько автомобилей с четырьмя колесами вы можете назвать?
  • Сколько предметов, имеющих форму конуса, вы можете назвать?

2. Я думаю о…: Упрощенная версия из 20 вопросов, несколько проще, чем я. Шпионю. Когда мы едем в машине, мы начинаем эту игру, имея в виду один объект и фразу «Я Я думаю о чем-то…», а затем назовите свойство или свойство предмета или вещи. Так что это может начаться так: «Я думаю о чем-то синем». Другие игроки могут сделать предположение или попросить другую подсказку, и мы ходим туда-сюда между подсказками и догадками, пока они не найдут правильный ответ.

3. Кто я?: Мы начали играть в эту игру, когда Имми было четыре года, и играем в нее почти так же, как в игру № 2, но сосредотачиваемся на книге сказок или персонаже фильма, а не на предмете.

4. Я пошел на рынок: Цель этой игры состоит в том, чтобы запомнить как можно больше товаров в корзине. Первый игрок начинает со слов: «Я пошел на рынок и купил ___», добавляя предмет, который он хотел бы купить. Например: «Я пошел на рынок и купил мешок картошки». Следующий игрок в очереди продолжает: «Я пошел на рынок и купил (вставьте название предмета первого игрока) и ___ (добавил новый купленный предмет)». Например: «Я пошел на рынок и купил мешок картошки и шоколадный батончик».

Третий игрок добавляет к цепочке покупок: «Я пошел на рынок и купил мешок картошки, шоколадный батончик и газету». Игроки продолжают ходить по очереди. Любой игрок, допустивший ошибку, выбывает, пока не останется только один победитель.

5. Что лучше: Эта динамичная игра просто спрашивает детей об их предпочтениях между двумя вещами –

«Что лучше – банан или яблоко?»
«Банан»
«Что лучше — банан или сыр?»
«Сыр»
«Что лучше — сыр или шоколад?»
«Шоколад»
«Что лучше — шоколад или мороженое?»

Еду, конечно, выбирать не надо — книги, сериалы, супергерои, спорт — все это честная игра. Дебаты о различных вариантах выбора, которые делают дети, дают много информации об их индивидуальности и предпочтениях.

6. Нечетный: Начните с названий трех предметов – двух, которые каким-то образом связаны, и одного, который не связан (вы можете сделать это настолько простым или сложным, насколько пожелаете, в зависимости от возраста и интересов вашего ребенка). детей) и попросите детей выбрать лишнее. Например, с «поездом, автобусом, волосами» легко определить лишнее. «Утконос, кобра, лошадь» сложнее. «Отбивная, курица, корабль» фокусирует игру на распознавании различных звуков. «21, 63, 78» превращает это в математическую задачу.

7. Секретное сообщение: В эту хорошо известную игру лучше всего играть с группой детей от детсадовского возраста и старше. Все сидят в линию или в круг, и первый человек шепчет короткое сообщение следующему человеку в очереди, а затем сообщение передается от человека к человеку шепотом вдоль линии или по кругу. Последний человек объявляет сообщение, которое он услышал, всей группе, и все смеются над тем, как сообщение неизменно менялось по мере его распространения.

8. Глупые песенки: Маленькие дети любят слушать забавные детские песенки, созданные путем изменения рифмованных слов знакомых детских песенок. Например,

«Мерцай, мерцай, маленькая летучая мышь,
Как мне интересно, где ты?»
или
«Баа-баа паршивая овца, у тебя есть яйца?
Нет-с, нет-с, но у меня есть колышки.

Разгадывание забавных стишков доставит удовольствие маленьким детям, а детям постарше (от 5 лет) понравится сочинять стишки вместе с вами.

9. Скороговорки: Придумайте свои собственные забавные скороговорки, выбрав букву или звук и работая вместе, чтобы составить предложение с как можно большим количеством слов, начинающихся с выбранного звука.

10. Теннис с рифмами: Игроки договариваются о семействе рифм (скажите «at», как в слове «шляпа») и по очереди, туда и обратно, каждый из которых произносит новое слово, подходящее семейству.

11. Звуковой теннис: Игроки договариваются о начальном звуке или сочетании, говорят «Р», а затем по очереди повторяют одно слово, начинающееся с этого звука, пока раунд не закончится, когда один игрок не может придумать новое слово, начинающееся с назначенного звука. Мы позволяем другому игроку, «победителю», выбрать новый звук для следующего раунда.

12. Алфавитная цепочка: Выберите категорию и по очереди назовите предмет, соответствующий категории, в соответствии с последовательностью букв алфавита. Итак, первый человек выбирает слово, начинающееся с а, второй человек — слово, начинающееся с б, третий — с с и т. д. Категория может быть любой — животные, страны, имена, сверхспособности и т. д.

I хотел бы добавить в нашу коллекцию игр. Какие словесные игры вы любите с детьми?

Сохранить

Кристи Бернетт — учительница, ведущая, писательница и мать двоих детей. Она создала «Детство 101» как место, где учителя и родители могут получить доступ к увлекательным и качественным учебным идеям.

5 классических игр-разговоров, в которые можно играть с детьми

Автор Алисса Маркиз Цорн, 6 мая 2014 г. (обновлено 12 декабря 2019 г.)

Игры-разговоры — это классический способ скоротать время. Они могут превратить самые обыденные задачи в бесценное времяпрепровождение вместе, стоите ли вы в очереди в банке, едете ли вы в машине или делитесь едой. Если вы ищете вдохновение, попробуйте эту классику:


5 Классические игры-разговоры

Имя Десять

Имя 10 — это классическая игра-разговор, в которой один человек объявляет категорию, например Фрукты, а другие игроки должны придумать 10 примеров из этой категории. Тот, кто придумал категорию, должен определить, подходят ли примеры.

Это похоже на игру Scattergories, где команды или отдельные лица придумывают ответы, соответствующие букве, выпавшей на кубике, и категориям, указанным на их карточке. Scattergories пользовались успехом в нашей семье, когда я рос, — отличная игра для любой семьи, которая любит играть в слова.

Меня зовут Алиса

В этой игре-разговоре каждый человек по очереди добавляет имя и предмет в алфавитном порядке. Первый человек может сказать:  А меня зовут Алиса, и я люблю яблоки , а следующий человек может сказать  А меня зовут Алиса, и я люблю яблоки, Б меня зовут Бобби, и я люблю медведей , и так игра продолжается. с каждым человеком, читающим и добавляющим к цепочке.

  • Если у вас есть маленьких детей , вы можете отказаться от повторения того, что сказали другие, и просто попросить их написать следующую букву, чтобы она могла быть первым человеком, говорящим A меня зовут Энн и я люблю самолеты и следующий человек говорит B меня зовут Бен и я люблю мячи .
  • Если у вас есть детей старшего возраста , попробуйте, чтобы каждый человек добавлял к каждой букве, когда он читает. первый человек может сказать  A меня зовут Эбигейл, и я люблю инопланетян , следующий человек должен не только написать свою букву, но и добавить к предыдущим буквам A меня зовут Эбигейл, и я люблю инопланетян и атомы, B меня зовут Бетти и я любим бананы .

Факт или вымысел

В этой игре каждый игрок по очереди рассказывает о себе два факта, которые являются правдой, и один факт, который не соответствует действительности. Затем другие игроки должны угадать, что правда, а что вымысел. Маленькие дети могут не совсем «понимать» эту игру с разговором, но часто их дополнения к разговору все равно забавны.

Чтобы получить научную версию этой игры, ознакомьтесь с игрой Educational Insights Sci or Fi. Ваша семья может попытаться отличить научные факты от вымысла, попутно узнавая интересные факты.

Я шпион

Эта игра традиционно начинается с фразы Я шпионю своим глазком что-то … а затем добавляется один дескриптор, например красный, меньше мыши, сделанный из дерева. Остальные по очереди пытаются угадать, что это за предмет. Тот, кто угадает, становится «шпионом». Идеальная разговорная игра для автомобильной поездки. Здесь вы можете найти больше идей для игр о путешествиях.

  • С младшими детьми хорошо быть совершенно очевидным, например: «Я вижу большую желтую М». Удовольствие для них заключается в обнаружении, и это также облегчает им быть «шпионами». Может быть веселее, если вы будете использовать простую колоду карт, созданную для маленьких детей в поездках, чтобы у них было наглядное представление о том, что они должны искать. Нам очень нравится эта карточная игра «Я шпионю».

Только вопросы

Все, что кто-либо говорит, должно быть сформулировано в форме вопроса.