Содержание
Характеристика царя Гвидона, описание внешности и поступков
Сказка Пушкина повествует о любви и предательстве. Александр Сергеевич не пожалел красок, описывая приключения героев, их образ, поэтому характеристика царя Гвидона вырисовывается после знакомства с ним. Автор не сам придумал историю, а записал народные предания в различных интерпретациях. Литературная форма поначалу была смешанной — стих и проза, но затем осталась только первая. Произведение появилось на свет в результате соревнования Пушкина и Жуковского.
Внутренние качества
Когда Гвидон и его мать оказываются в бочке, будущий князь острова показывает свои внутренние качества. Ему удается договориться с морем о том, чтобы оно вынесло их на берег, ведь иначе они могут погибнуть в море. Это указывает на то, что Гвидон обладает волшебными способностями.
Выбравшись из бочки, Гвидон сразу же начал работать, чтобы прокормить себя и свою мать.
Голодный Гвидон помогает лебедь-птице и отпускает ее на свободу, за что оказывается награжден: Гвидон становится князем.
Князь Гвидон – дружелюбный человек. Он открыт для общения с корабельщиками, которые прибыли на остров. Князя отличает гостеприимство и доброта.
Несмотря на доброту, Гвидон умеет и мстить тем, кто отстранил его от собственного отца. Превратившись в комара, муху, шмеля, Гвидон мстит ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе.
В сказке А. С. Пушкина особое место занимает описание царя Гвидона как правителя острова. Князь Гвидон – хороший правитель, которому характерна справедливость и любовь к своему народу. Когда белка приносит богатство, то из него «льют монету да пускают в ход по свету». Князь Гвидон не единолично пользуется этими богатствами, а использует их для блага всего народа. Также князь Гвидон заботится о защите своего народа, прося царевну Лебедь о том, чтобы к нему пришли из моря тридцать три богатыря.
О чудесах и хорошем правителе Гвидоне информация распространяется по всему свету. О князе острова Буян знает и отец Гвидона царь Салтан.
Для Гвидона семья и любовь являются высшими жизненными ценностями. Он защищает свою мать, хочет встретиться со своим отцом, мечтает жениться на прекрасной девушке. Князь Гвидон женится на царевне, с которой они живут счастливо.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Царя Гвидона», рассмотрит внешние и внутренние черты героя пушкинской «Сказки о царе Салтане».
Сочинение «Сказка о царе Салтане»
3.4
(45)
Александр Сергеевич Пушкин написал много замечательных сказок: «Сказку О рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде» … Но мне больше всего нравится «Сказка О царе Салтане … », потому что положительные герои преодолевают все преграды на пути к счастью и получают заслуженную награду.
Царь Салтан — добрый, справедливый и незлопамятный, хотя, к сожалению, слишком доверчивый. Получив ложное известие о том, что царица родила «неведому зверюшку», он мудро приказывает дожидаться его возвращения.
Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха завидуют молодой царице. Они готовы на всё, чтобы погубить её вместе с сыном. Все трое злы, коварны и хитры. Но почему-то они кажутся не страшными, а скорее смешными, особенно когда князь Гвидон, превращённый в комара, а затем в муху и шмеля, поочерёдно кусает каждую.
Князь Гвидон — настоящий сказочный богатырь. Он силён, смел и отважен. Гвидон защищает слабых: вступается за царевну Лебедь и убивает злого коршуна.
Гвидон мудро правит на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За это он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей во главе с Черномором и жену-волшебницу — прекрасную и мудрую Царевну Лебедь. Спасённая Гвидоном, она помогает ему советом и волшебством.
Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху. Это светлое и доброе произведение приятно перечитывать вновь и вновь.
3.4 / 5. 45
.
Описание героя
По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.
В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:
- красивый;
- имеет высокий рост;
- ловкий и сильный;
- необычайно отзывчивый и добрый к людям;
- человек, способный заниматься государственными делами;
- хорошо воспитанный, умный.
Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.
План сказки
- Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
- Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
- Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
- Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
- Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.
Популярные сочинения
- Сочинение Что такое язык
Язык — это особый набор символов, которые человек использует для того, чтобы общаться с другим и выражать свои чувства, переживания, эмоции. Многие люди никогда не задумывались о сущности языка - Окружающая среда — сочинение
С древних времён люди не стремились оберегать природу, были потребителями. Создавая промышленные предприятия, вырубая леса, загрязняя воду, мы нарушаем экологическое равновеси - Прогулка в зимнем лесу — сочинение рассказ
Хорошо зимой в лесу! Особенно в морозное утро.
Поступки молодого князя
На протяжении всего рассказа автор показывает, какие благородные поступки совершает Гвидон. Характеристика героя у Пушкина однозначно положительная. Сначала он вызволяет мать и себя из заточения в бочке, затем спасает царевну Лебедь от когтей коршуна. Даже желания героя, исполняемые прекрасной должницей, не носят ультимативный характер. Они напоминают просьбы или крик души.
У героя нет зависимости от денег или материальных благ. Добываемое белочкой богатство справедливый правитель делит между жителями острова, поэтому они живут в палатах.
Когда главный персонаж захотел увидеть отца, то Лебедь превратила его в комара. Проникнув на кораблик, молодой князь увидел Салтана. Отец ему понравился, а злые родственники вызвали раздражение. Но даже тогда он смог выбрать совершенно безобидный способ отомстить за несправедливость, ведь укус комара, пусть и болезненный, но проходит быстро. Пусть с позиции человека из современного общества это выглядит по-детски наивно, но такой поступок говорит, что для молодого человека важен сам факт действия, а его форма не имеет значения.
Литературный образ, который дает автор, говорит о любви и восхищении поведением князя Гвидона. В моменты грусти Пушкин ему сочувствует, а правильные поступки описывает с восторгом.
Характеристика главных героев
Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.
Царь Салтан
Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:
- добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
- мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
- любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
- смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.
Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.
Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.
Князь Гвидон
Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:
- доброта;
- сочувствие;
- всепрощение.
Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.
Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.
Сватья баба Бабариха и сёстры
Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.
Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.
Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.
Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей.
Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.
Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.
Царевна-лебедь
Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.
Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.
Мудрый правитель
Освободившийся пленник действует смело, решительно. Он мастерит лук, чтобы накормить ужином мать. Отважно защищает царевну – лебедь. Читатель понимает, что маленький мальчик стал настоящим рыцарем, заботливым сыном, благородным человеком.
Юный князь волей народа избирается правителем чудесного города. Несмотря на юный возраст, он прекрасно справляется со своими обязанностями. Развлекается тем, что собирает иноземные чудеса. На его острове живет белочка, грызущая золотые орешки. Побережье острова стало местом обитания тридцати богатырей, подчиняющихся дядьке Черномору. Гвидон — гостеприимный хозяин, уважительный человек. Иноземные купцы рады посетить владения князя, рассказать о заморских чудесах.
Счастливую жизнь Молодого человека омрачает тоска по Родине. Он мечтает увидеть отца, хочет отомстить своим обидчикам. Исполнить желания ему помогает Царевна – Лебедь. Гвидон — добрый юноша, поэтому месть его скорее смешна, чем жестока. Обернувшись сначала комаром, потом мухой, шмелем, он больно кусает злых обманщиц.
Качества персонажа
Особых подробностей о внешности нет, может выглядеть как угодно, но указано:
- силён, так как сам проламывает бочку;
- заботлив — мастерит лук, чтобы поохотиться и добыть еду для себя и мамы;
- покладистый, добродушный, смелый — отчество в полном названии произведения подчёркивается не зря.
- обладает с детства сверхспособностями — сумел договориться с волнами, чтобы они доставили бочку на берег. Описание малыша этот факт подтверждает:
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Александром Сергеевичем положительно описан Гвидон: характеристика героя вырисовывается из его поступков. Юноша не любит несправедливость и стоит на стороне слабых. Увидев, что коршун бросается на несчастного лебедя, юноша не раздумывал ни минуты, тотчас пустил единственную стрелу в хищника, рискуя остаться голодным. Такое действие показывает благородство молодого парня. И уже впоследствии оказалось, что лебедь — прекрасная царевна, а коршун — злой колдун.
В награду волшебница воздвигает город, жители которого зовут Гвидона на княжество. Юноша почитает свою маму, так как соглашается с предложением лишь с её разрешения. После чего начинает заниматься непосредственными обязанностями.
Получив от новой знакомой способность летать насекомым к отцу и с ним хоть так познакомиться, Гвидон очень возмутился пакостями, которые творили всё те же заговорщицы, и он их наказал, покусав. На папу зла не держит и заметно скучает, хотя даже не представляет, какой Салтан из себя:
Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца.
https://youtu.be/q-yO_m3FKJk
Сочинение Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане
Эта сказка о торжестве справедливости в жизни и о непременном наказании зла. Одним из главных положительных героев произведения является князь Гвидон – сын царя Салтана. Он — правитель острова, на который попал когда-то вместе со своей матерью необычным способом, не по своей доброй воле. Недоброжелатели желали им погибели. Они замуровали мать с младенцем в бочку и бросили в океан, которую потом прибило к берегу острова. Пленники смогли выбраться из заточения на свободу. Ребёнок за это время вырос. Обрести княжество и стать его правителем Гвидону помогла царевна лебедь, которую он спас от гибели.
У героя множество положительных качеств. Прежде всего, это смелый, решительный человек, который находит выход в самых тяжёлых обстоятельствах. Попав на необитаемый остров, он делает лук и стрелы, чтобы поймать дичь на ужин. Гвидон – любящий сын, который всё время заботится о матери и уже с юных лет берёт на себя ответственность за неё. Он стремится наладить отношения с отцом, хотя никогда не видел его до этого, то есть для него ценны семейные отношения.
Гвидон – очень добрый человек и всегда приходит на помощь тем, кто в ней нуждается. Он спасает Лебедь от ястреба, жертвуя единственной стрелой, которая была предназначена для другой цели.
Гвидон – мудрый, предприимчивый правитель и гостеприимный хозяин. Горожане довольны князем и хвалят его. Он стремится приобрести в княжество что-нибудь новое, необычное: на острове много диковинных чудес. Всех гостей князь встречает приветливо, щедро угощает, обо всём расспрашивает.
Гвидон обладает необычными способностями, может усмирить море, уговорить волну. Желая посмотреть на своего отца, он с помощью царевны лебеди волшебным образом превращается в различных насекомых.
Гвидон – настоящий богатырь. Будучи ещё ребёнком, он растёт не по дням, а по часам. Мальчик легко продавливает дно бочки головой, тем самым освобождает себя и мать из заточения. Пушкин мало внимания уделяет описанию внешности Гвидона. Царевна лебедь характеризует князя словами: «прекрасный», «могучий избавитель».
Пушкин с любовью относится к своему герою, называя его в оглавлении славным и могучим богатырем.
Для меня князь Гвидон представляется симпатичным, великодушным, воспитанным человеком, для которого на первом месте – семья и добрые отношения между родными.
В итоге, сказка Пушкина показывает, что ложь всегда будет раскрыта, а виновные, если полностью раскаются, могут заслужить прощение.
2 вариант
Князь Гвидон – главный герой сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане». Писатель не дается своему герою подробной характеристики, образ князя складывается из деталей: поступков Гвидона, его слов, взаимоотношений с окружающими.
Гвидон является сыном царя Салтана. Рождение наследника произошло в тот момент, когда царь был в отъезде. Ткачиха, повариха и Бабариха, завидующие молодой царице, воспользовались этим обстоятельством. Они дважды похитили письмо у гонца, в результате их интриг царицу с сыном замуровывали в бочке и бросили в океан. Сын Салатан растет не по дням, а по часам. Когда бочка с царицей и царевичем оказывается выброшенной на берег, князь Гвидон предстает перед читателями уже не в образе младенца, а смелым решительным юношей.
Царица с сыном оказываются на острове. Гвидон мастерит лук и стрелы, чтобы раздобыть еды. Князь отважно защищает царевну Лебедь, которая за свое спасение делает Гвидона правителем чудесного города.
Князь Гвидон – мудрый гостеприимный правитель, он радушно принимает иноземных купцов. Корабельщики рассказывают Гвидону о царстве славного Салтана, о заморских чудесах. Купцы с радостью посещают чудесный город, расположившийся на некогда безлюдном пустынном острове. Гвидон в своем царстве собирает иноземные чудеса. На остров живет белка, грызущая золотые орешки с изумрудными ядрами. Дозором обходят остров тридцать три богатыря под руководством дядьки Черномора. Лишь одно омрачает правление молодого князя: Гвидон тоскует по родине, он хочет увидеться с отцом. Осуществить мечту князю помогает царевна Лебедь. Гвидон – добрый юноша, его месть ткачихе, поварихе и Бабарихе скорее смешна, чем жестока. Герой, обернувшись сначала комаром, затем мухой и после шмелем кусает по очереди своих теток и сватью.
Царь Салтан, прослышав о чудесах островного города, отправляется навестить князя, в котором узнает своего сына. Воссоединение семьи становится счастливым концом сказки. Главный герой – воплощение лучших качеств русского народа: мужественности, решимости, доброты. Гвидон прощает своих обидчиков, он не таит на них зла. Заслуженной наградой князя становится его воссоединение с семье и женитьба на царевне Лебедь.
Другие сочинения:
← Онегин — герой своего времени↑ ПушкинПо произведению Сказка о мертвой царевне →
Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане
Несколько интересных сочинений
контент, интересные факты, видео, история > Детские спектакли
ПО. Римского-Корсакова опера «Сказка о царе Салтане»
Фантастическая опера Н.А. Римского-Корсакова написана им к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из его любимых музыкальных произведений. Сам он признавался в письмах друзьям, что его одолевают гордость и восхищение от собственного творчества.
Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и много интересных фактов об этом произведении можно найти на нашей странице.
Characters | Vote | Description |
Saltan | bass | good and fair king Tmutarakan |
Mithris | soprano | Queen , младшая из трех сестер |
Weaver | mezzo-soprano | middle sister who wanted to stumble a lot of linen |
Cook | soprano | elder sister wishing to make a feast |
Guidon | tenor | Tsarevich , сын Салтана и Милитрис |
Царевна Лебедь | сопрано | красивая девушка превратилась в лебедя |
Свати Бабаиха | контральто | сватия сестры царицы |
Краткое содержание
Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь, проходя под окнами избы, случайно услышал разговор трех сестер и очень заинтересовался ими. Но больше всего ему нравилась речь его младшей сестры и ее желание родить своего героя. Он сразу пригласил их жить во дворец, и третья сестра выбрала его женой. Но как это часто бывает в сказках, две другие девушки на зависти решили отомстить ей. Как только король уехал на войну, ему написали письмо, в котором сообщали, что государь родил «неизвестное животное». Конечно, это неожиданное известие сильно огорчило его. Усилиями сестер юную Милитрис и ее новорожденного сына тут же заточили в бочку и выпустили в открытое море.
Когда волны прибили к берегу острова Буян большую бочку, заключенных наконец удалось освободить. Гвидон, заметно повзрослев, тут же отправился на поиски добычи. Вдруг он услышал крик Царевны-Лебедя, за которой гнался злой Коршун. Гвидон поразил коварного злодея и в благодарность за это Лебедь пообещал отплатить юноше добром.
Рано утром Милитрис и Гвидон увидели, что густой туман рассеялся и каким волшебным появился чудесный город Конфеты. Жители стали горячо встречать дорогих гостей и просили Гвидона царствовать в их чудесном городе. Однако юноша невесел, ведь все это время он не перестает думать об отце и очень тосковать, надеясь хоть когда-нибудь увидеть его. Царевна Лебедь обещала помочь ему в этом деле. Благодаря ее волшебной силе Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы встретить своего отца Салтана. Там от богатых купцов он узнал о необычных чудесах: белке, поющей песни, морских богатырях, а также о прекрасной принцессе. Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к царевне-лебедю. И в этом случае она смогла ему помочь, подарив ему белку и храбрых рыцарей с Черного моря. Когда Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную принцессу, птица-лебедь раскрыла свою главную тайну. Оказалось, она и есть настоящая прекрасная принцесса! Теперь ничто не могло остановить любовь влюбленных, и Милитрис с радостью благословила их.
В это время на остров прибыл корабль Салтана вместе с королем и всей его свитой. Долгожданные гости вошли в шикарный дворец Гвидона и встретились с неведомыми чудесами. Удивленный, Султан тут же попросил его представить его царице и, к великой радости, узнал в ней свою любимую жену Милитрис, а в Гвидоне — своего сына, которого он уже не надеялся когда-либо встретить. Коварные сестры-изменницы тут же стали молить о пощаде, опасаясь, что им грозит суровое наказание, но царь Салтан простил их.
Продолжительность действия | ||||||
I действие | действие II | действие III | действие IV 9006 5 мин. | 30 мин. | 25 мин. | 45 мин. |
Фото :
Интересные факты
- Интересные факты
- Когда композитор В. Сафонов прислал ему партитуру для ознакомления «фотографии для ознакомления» сразу же получил в музыкальное сопровождение партитуру. телеграмма. В сообщении он признался, что всю ночь читал это произведение, при этом восхищаясь гениальностью автора. (Это о мастерстве Римского-Корсакова в оркестровке)
- Примечательно, что в опере композитор использовал настоящую колыбельную, и сам Римский-Корсаков признавался, что когда-то ее пели вместе с детьми. Это колыбельная для малыша Гвидона.
- Музыкальный критик Василий Ястребцев назвал «Салтана» русским «Зигфридом».
- Этот спектакль продолжает линию, берущую начало в произведениях Шахерезады и Садко. Это тема моря и морских образов.
- Композитор активно участвовал в процессе постановки оперы и ему удалось убедить режиссера исключить на сцене механических кукол в роли белки и шмеля. В итоге эти роли были отведены детям по настоянию Римского-Корсакова.
- Легендарный и популярный «Полет шмеля» из третьего акта стал визитной карточкой как самого композитора, так и многих виртуозов-исполнителей, с удовольствием исполняющих на бис.
- Знаете ли вы, что для своих опер Римский-Корсаков придумал сказки, изобрел свой особый лад, который называется уменьшенной гаммой? С помощью такой новой краски композитор подчеркивал в своих произведениях загадочные и фантастические образы.
- Сам автор назвал свою партитуру «гидом по трюкам» из-за необычной оркестровки
- На премьере партию Царевны исполняла певица Надежда Забела, жена художника Михаила Врубеля, разработавшего декорации к спектаклю.
Популярные номера
Ария Царевны Лебедь от ACT II — Слушание
Три чудеса (Little Squirrel, 33 Bogatyrs, Swan) — прослушивание
444444401744444401744444444440174. История создания
Опера поставлена по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, автор либретто В. И. Бельский. Примечательно, что именно этот либреттист был постоянным соавтором композитора, после оперы «Садко».
Есть информация, что идею написать сказочную оперу на этот сюжет маэстро подал известный критик В. Стасов. Уже зимой 1898 года Римский-Корсаков активно начал разрабатывать сценарий, в следующем году занялся музыкой. Так, осенью 189 г.9 опера была написана полностью, а в начале 1900 года была закончена партитура. Во время работы над спектаклем автор и Бельский постоянно переписывались и обсуждали все важные моменты, касающиеся оперы. Например, некоторые предложения Бельского, Римского-Корсакова были вынуждены отвергнуть, например, предложение добавить реализма Гвидону за счет его желания покончить с собой, если он нигде не найдет прекрасной Царевны. Бельский также предлагал показать Гвидону ребенка за счет преувеличенных детских интонаций. Но некоторые идеи либреттиста Римского-Корсакова встретили восторженно – намеченный драматургический замысел, подчеркивающий появление на сцене волшебного города. Кстати, именно эта сцена произвела настоящий фурор во время премьеры, отчасти благодаря Врубелю, спроектировавшему декорации.
Примечательно, что композитор задумал оперу максимально приближенной к первоисточнику, однако она содержит ряд существенных отличий. Римский-Корсаков намеренно усилил прекрасный образ Царевны-Лебедь и максимально усилил сатирическую линию в образах Салтана, Бабариха и ее сестер, высмеивая их пороки. Спектакль насыщен народным бытом, гуляньями и скоморохами.
Производство
Премьера оперы состоялась в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спектакль был очень восторженно принят публикой. Даже сам композитор в своей автобиографической книге отмечает, что «Султан» поставлен удачно. Врубель занимался костюмами и декорациями. Партию Милитрис исполнила Е. Цветкова, Лебедя — Н. Забель, Салтана — Мутин. Дирижер — М. Ипполитов-Иванов.
После успешной премьеры опера была блестяще поставлена на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. В 1902 публика Петербургской консерватории смогла оценить творчество композитора, в 1906 году состоялась премьера в Зиминском оперном театре.
Любопытно, что спектакль ставился на главных сценах императорских театров только в 1913 (Большой) и 1915 (Мариинский). В советское время театральные сцены из разных городов радовали публику сказочной оперой. Кроме того, спектакль с успехом был поставлен в Барселоне, Брюсселе, Милане, Софии и Париже и многих других городах Европы.
Среди современных постановок стоит отметить спектакль 1997 года, поставленный на сцене Московского музыкального театра. Режиссером на этот раз был А.Титель. С успехом оперу ставили также в Мариинском театре (2005 г.), Московском детском музыкальном театре. Наталья Сац и Ростовский музыкальный театр (2008). Интересная версия была представлена публике в ноябре 2016 года в Самарском музыкальном театре. В этом спектакле активно использовались современные технические средства. Яркие картины оперы – облик волшебного города, сказочную Царевну-Лебедь, сцену нападения коршуна зрители могли увидеть в формате 3D.
Опера «Сказка о царе Салтане» — это прежде всего сказка, настоящая, добрая, где добро всегда побеждает зло. Эта работа отлично подойдет для семейного просмотра и понравится всем без исключения. В этом прекрасном спектакле все: и свадьба, и любовь, и праздник на весь мир, и необыкновенно красивая, проникновенная, красочная, яркая, колоритная музыка Римского-Корсакова. Неслучайно сам композитор высоко оценил это произведение. Предлагаем вам оценить и посмотреть прямо сейчас оперу «Сказка о царе Салтане» в оригинальной постановке и отличном качестве.
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане — одна из самых известных сказок русского фольклора. Он вдохновил многих художников, которые создали книги, стихи, иллюстрации, картины, музыку и сценические проекты на основе царя Салтана и других персонажей этой классической русской сказки.
«Сказку о царе Салтане» иногда также называют «Царевна-Лебедь», но не следует путать ее с «Царевной-Лебедь», успешным фильмом, основанным на еще более популярном балете «Лебединое озеро» (который, кстати, тоже частично по мотивам русских народных сказок). Вероятно, лучше всего предоставить какой-то …
Вообще у нас две версии.
Первый был написан в 19 веке, когда десятки ученых в Европе начали собирать старинные сказки, басни, сказки, легенды и вообще все, что могло бы помочь сохранить культурное наследие в быстро развивающемся обществе, где новые нормы без особых усилий заменяли традиции подумал, неужели все старое так плохо, что заслуживает забвения. Самый известный сборник тех времен, конечно же, известен как «Сказки братьев Гримм».
Второй, и сегодня более известный вариант «Сказки о царе Салтане» был написан в 1831 году Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837).
Основной сюжет тот же:
1. У нас есть три сестры и царь Салтан, который случайно слышит, что о нем говорят. Он женится на младшей, а двое старших завидуют ей.
2. Когда младшая сестра рожает малышей, ее сестры (или их помощницы, в зависимости от версии) заменяют их щенками и с некоторыми дополнительными интригами юную королеву запечатывают в бочке вместе с младшим сыном и бросают в океан .
3. Бочка натыкается на башмак необитаемого острова и обоим выжившим (с некоторой магической помощью, которая опять же отличается в разных версиях) удается построить прекрасный дворец с полной инфраструктурой.
4. Бродячие купцы видят дворец, прекрасных царицу Марфу и князя Гвидона и рассказывают царю Салтану о чудесных происшествиях на прежде необитаемом острове.
5. Несмотря на некоторые дополнительные препятствия (и еще магию), он посещает остров и, наконец, находит правду. Все потерянные сыновья возвращены, и у нас классический счастливый конец.
Начнем наше визуальное знакомство с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), который сделал очередной набор иллюстраций к книгам (эта сказка издавалась в разных вариантах и по разным поводам). Вы узнаете все основные сцены, начиная с короля, подслушивающего у дверей, и заканчивая счастливым концом.
6
Билибин также выполнил декорации к опере в четырех действиях (плюс пролог), которые представлены ниже вместе с афишей. Opera was written by Rimsky-Korsakov at Pushkin’s centenary (1899) and premiered in 1900.
Bilibin wasn Не единственный художник, принявший участие в декорациях оперы по сказке о царе Салтане. Следующие картины принадлежат Михаилу Александровичу Врубелю (1856-1919 гг.).10) и есть даже фото его жены Надежды Забелы Врубель (1868-1913), известной оперной певицы, в роли Царевны-Лебедя.
Последний набор иллюстраций выполнен Борисом Зворыкиным (1872-1942), имевшим схожий художественный стиль, много лет прожившим во Франции и любившим те же народные мотивы, что и Билибин, но не сумевшим добиться своей известности из-за политических проблем. Теперь мы можем хотя бы отдать ему должное последними пятью иллюстрациями.
Той же сказкой вдохновлялись и другие художники, и вот еще две ссылки на их работы, первая Натальи Сергеевны Гончаревны (1881-1962) и вторая Александра Михайловича Куркина (1916-):
https://archive.org/details/contedetsarsalta00push
http://www.lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt
Все представленные изображения находятся в открытом доступе и редактируются мной.