Гжельская роспись: узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами. Гжель рисунок тарелка


Роспись гжель картинки: как рисовать поэтапно?

13 Января 2017 Хобби

Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. Уже не первый век в данном стиле расписывают игрушки, посуду, сувениры. Характерная особенность такой росписи – использование всего нескольких цветов (белый и голубой, а также темно-голубой, ближе к синему), а также мазков определенной формы.

Роспись гжель: узоры

Легкие рисунки Гжель состоят из простых отдельных элементов, которые при должном усердии сможет осилить даже 4-5-летний кроха. К числу таких узоров относятся:

  • Нарисованные наискосок линии. К ним под прямым углом рисуются аналогичные штрихи, а в получившихся клетках ставят узоры – точки.

  • Точки – из них формируются самые простые цветочки, которыми обычно украшают бордюры изделия (тарелки, разделочные доски и т.п.).

  • Волнистые линии. Из них также будут рисоваться бордюры.

  • Капельки. Чуть более сложный художественный элемент. Из него будут состоять лепесточки для цветов, листики, сложные веточки с листиками.

  • Мазок с тенью. Суть элемента в его названии – кисточкой делается мазок, а затем в верхней или левой (правой) части мазка проводится полоса еще раз. Получается тень. Из таких элементов состоят объемные бутоны цветов.

Самые простые узоры Гжель для детей – точки и линии, а также простые мазки без тени. Даже с их помощью можно создать характерную роспись.

Роспись Гжель пошаговая

В качестве основных мотивов данного направления росписи выступают растительные и животные орнаменты (птицы, цветы, звери). Давайте попробуем сделать что-нибудь в стиле Гжельская роспись – как рисовать орнамент на тарелке.

Инструменты и материалы:

  • Глиняная тарелка белого цвета, не покрытая глазурью,

  • Краски

  • Кисточка

  • Простой карандаш

Итак, для начала рисуем схему будущего рисунка простым карандашом. Рисунок будет состоять из простого орнамента и большого цветка в центре тарелки.

Кайма, или бордюр, рисуется без предварительного нанесения карандашом. Это может быть волнистая линия с точками, проставленными в каждом втором углублении («волне»).

Чтобы нарисовать цветок, делаем отметку в центе тарелки.

Лепестки розы рисуются мазками с тенью. Именно с бутона начинаем нашу роспись. Потом переходим к прорисовыванию лепестков. В итоге у нас должно получиться вот такое изображение:

Кайму можно сделать такую или попроще, в одном из таких вот стилей:

Итак, Гжельская роспись (картинки которой вы уже изучили вместе с нами) - это несложно и очень красиво. А еще доступно даже детям, особенно если на помощь им придут терпеливые родители. Рисуйте вместе, и у вас все получится, даже расписывать в такой технике посуду или маленькие сувениры.

ezhevika.org

Гжельская роспись элементы поэтапного рисования узоров

Гжельский сувенир, игрушки и посуда ценятся во всём мире, за уникальность рисунка и самобытность. С давних времён подмосковный район Гжельский Куст, занимается росписью посуды, мебели и разной утвари.Мастера, работающие в технике гжель, бережно хранят традиции промысла.

В современном мире большой популярностью пользуются:

  • Сервизы.
  • Чайные пары.
  • Сахарницы.
  • Вазы для цветов.
  • Самовары.
  • Заварочные чайники.
  • Розетки для варенья.

Росписью под гжель традиционно используется фарфор и майолика

В изготовлении посуды мастер, работающий в гжельской технике, использует белую или красную глину — фарфор, тонкий и хрупкий или майолику, более прочный материал.

Изготовление изделий можно разделить на следующие этапы:

  1. Создание основы.
  2. Первый обжиг.
  3. Роспись.
  4. Второй заключительный обжиг.

По стилистике роспись делиться на три основные группы:

  • Орнаментальная роспись.
  • Растительная тематика.
  • Сюжетно ролевая тематика.

Гжельские мастера берут для сюжетов росписи элементы из самой природы.

Для росписи характерны: растения — листики, сказочные цветы, стебли веточки, животных, рыб и птиц.

Расписать посуду, или разделочную доску, или фигурку животного под силу начинающему мастеру. Главное, желание освоить удивительную технику росписи — гжель.

Для этого нужно:

Также рекомендуем прочитать:

  1. Освоить несколько приёмов.
  2. Понять отличия гжельской росписи.
  3. Научится делать сначала эскизы на бумаге.

Содержание материала

Галерея: гжельская роспись (25 фото)

Рисуем в технике «гжель» поэтапно

Для работы необходимо приготовить:

  • Листы плотной бумаги.
  • Гуашь, акварель или акриловые краски для рисования на бумаги.
  • Кисти разной фактуры и толщены.
  • Воду.
  • Палитру и тряпочку.

Ход работы:

Гжель мастер — класс по рисованию простых элементов росписи: капелька, точка, штрихи и линии. Соединив их, запросто получается узнаваемый гжельский узор.

Штриховка

Этот элемент часто используют для заполнения определённых областей рисунка.

Проводим на бумаге горизонтально или под углом, параллельные тонкие синие линии. Они должны быть на небольшом расстоянии.

Затем поверх этих линий нужно провести перпендикулярно такие же прямые линии.

Точки

Кончиком кисти слегка касаемся бумаги. Если точку сделать с усилием, то получится круг и возле которого нужно нарисовать точки поменьше, то можно получить настоящий гжельский цветок.

Капелька

Если прижать кисть лёгким движением к бумаге от основы до кончика, то появится вытянутая капелька, которая используется в композиции как лепесток или листик.

Линии

  • закруглённые;
  • плавные;
  • волнообразные линии или в виде завитков. Ими хорошо оформлять края изделия;
  • линии, заворачивающиеся, как усики растений.

Кисть, при рисовании постепенно приподнимается от бумаги. В этом случае у основания линия более толстая, к концу она значительно утончается.

Нужно обязательно потренироваться в вырисовывании этих элементов

Из полукругов нарисуйте «забор». Затем следует обязательно потренироваться в рисовании линий с загибами. Необходимо следить за тем, что бы все линии ложились равномерно.

Если соединить нарисованные элементы, то получится листик на стебле или своеобразный цветок

Осваиваем технику мазка.

Для оформления мазка нужно взять толстую кисть.

Для гжели характерен градиент — от насыщенного оттенка синего цвета к чисто белому.

Этот переход получится, если смыть немного краски с кончика, и сделать мазок по ширине кисти на бумаге. Излишки краски можно убрать, если повозить кисточкой по бумаге.

Мазок позволяет рисовать перья птицы, листья, лепестки, цветы.

Теперь стоит попробовать поиграть с мазками, поочерёдно нужно обмакнуть кисть в синюю и белую краску.

Нужно обязательно потренироваться в оформлении мазков с соответствующими оттенками. Стоит понаблюдать, как идёт распределение краски. Для этого не нужно бояться делать мазки контрастной фактуры поверх уже нарисованных линий.

Мастер класс по изготовлению эскизов для гжельской техники

Делаем эскиз на бумаге для самого распространённого узора «Птица Гжель».

Необходимые материалы:

  • бумага для черчения А4;
  • гуашевую краску цвета ультрамарин;
  • шпатель;
  • палитра;
  • вода;
  • кисти номер один, два, три, шесть и восемь.

Алгоритм изготовления эскиза:

  1. На палитру нужно нанести немного краски, затем добавить воды и шпателем размешать массу до плотности сметаны.
  2. Для этого используем кисть № 8, которую нужно опустить в воде, хорошо отжать о края, расправить как веер и опустить в краску так, чтобы одна сторона больше была измазана.
  3. Нужно сделать мазок полукругом, кисточку при этом нужно прижать к бумаге, в конце плавно отпустить. Мизинец руки при этом действии должен находиться на бумаге. Если все правильно сделать, то мазок будет в форме серпа — это туловище.
  4. Рисуем основание крыльев и бедра птицы с помощью каплевидных и коротких мазков.
  5. Формируем хвост птицы. Для этого нужно сделать кистью как ровные, так и волнообразные движения.
  6. Для рисования перьев на крыле нужно использовать кисть № 6. Мазки для рисования перьев используются волнистые.
  7. Кистью № 3 обвести крыло тёмными деталями.
  8. Завитки, глаза и прочие мелкие элементы следует делать самой тонкой кисточкой.

Эскиз готов. Начинающему мастеру нужно обязательно перенести эскиз с бумаги на поверхность изделия.

Знакомство с гжелью детей дошкольного возраста

Сегодня программа дошкольного воспитания предусматривает ознакомительные уроки с народными художественными промыслами: хохлома, дымковская игрушка, гжель. Гжельская роспись, приобщит ребёнка к исконно русскому творчеству, поможет развить эстетический вкус, фантазию, умение составлять узор по разнообразным мотивам.

Для начала следует попробовать выполнить гжельскую роспись с помощью раскраски для детей

Раскраски — это картинки в виде шаблонов, изображающих, посуду, птиц, и животных. Работать с раскрасками Гжель интересно и познавательно для детей в любом возраста. Простые элементы помогут без труда освоить этот вид росписи. Когда ребёнок потренируется на раскраске, можно пробовать оформлять тарелочку из глины, гипса или бумаги.

Мастер класс «гжель» по росписи лошадки

Нам потребуется:

  • Гипсовая фигурка лошадки.
  • Художественные акриловые краски синего и белого цвета.

Ход работы:

  1. Покрываем фигурку акриловым белым грунтом.
  2. Наносим простым карандашом рисунок.
  3. Приступаем к раскрашиванию голубым цветом.
  4. Сначала оформляем гриву, потом хвост и нижнюю часть ног.
  5. Наносим темно — синюю краску поверх карандаша.
  6. Делаем небольшие штрихи по голубому цвету.
  7. Покрываем фигурку лошадки лаком.

Не теряете времени и осваивайте класс по гжельской росписи вместе с детьми!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

1igolka.com

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

schci.ru

Урок рисования. Сказочная Гжель. - ЛАВКА Образов

Поверить трудно: неужелиВсего два цвета? Чудеса!..Вот так художники из ГжелиНа снег наносят небеса!Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли  народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения ро

kivaanna.livejournal.com

Мастер-класс «Декоративная тарелочка «Сказочная Гжель»»

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

Слайд 2

(Презентация «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель»)

Сказочная гжель (презентация)PPTX / 23 Мб

- Ребята, так что же такое «Гжель»?

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все – это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу-думать.

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).

- Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, - центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной "ширевки", ниже залегали пласты "пушнины" бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась "мыловка" - нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов - белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной.

Ручная работа

В начале 20-го века заводчики Подмосковья делали попытки поставить производство бело-синих изделий на поток, однако эта идея провалилась. Роспись посуды гжельскими узорами непременно должна делаться вручную опытными художниками, которые способны вложить в свою работу душу. Механическое нанесение рисунка уничтожает суть искусства, изделие становится безликим.

Гжельская роспись, узоры и орнаменты, геометрические фигуры или сюжеты из деревенской жизни - все это результат творчества талантливых художников, работающих на предприятиях народных художественных промыслов "Гжельского куста". Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

Гжельская роспись: узоры

Цветок, его нежные лепестки, стебель растения, листики на тонких черенках… Все это является классической темой гжельской росписи. Растения изображаются в стилизованном виде, но их характерные признаки просматриваются, ягоды смородины не спутаешь с калиной, а крыжовник не назовешь шиповником, даже при том, что все растения, цветы и ягоды одинакового ярко-синего цвета.

Детская тематика

Значительная часть изделий гжельских народных промыслов посвящена детям. Это лошадки и слоны, ослики и жеребята, разрисованные вагончики с паровозиком, машины и самолеты, на которых присутствует гжельская роспись. Узоры для детей так же искусны, как и для взрослых, но с гораздо большей ответственностью подходит к работе художник. Ведь ребенок ни в коем случае не должен разочароваться. Поэтому художники, приступая к росписи игрушек и других изделий детского ассортимента, стараются выполнить работу как можно лучше.

Мастер-классы

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись. Узоры для начинающих упрощенные, тем не менее процесс обучения состоит из нескольких этапов.

Первые уроки включают в себя обучение рисунку, а точнее, нанесению контуров будущего изображения. Штрихи наносятся чертежным карандашом средней мягкости на бумагу типа ватмана без нажима, чтобы можно было ластиком стереть неудачно обозначенные линии.

После того как контурный рисунок готов, можно приступать к раскраске. Пробное изображение лучше сделать водорастворимой краской - акварельной, акриловой или гуашью. Кисточка для это подойдет любая, но для начала можно воспользоваться 2-м номером. На отдельном кусочке бумаги следует сделать несколько мазков, чтобы подобрать синий цвет, подходящий по насыщенности. Затем нужно попробовать нарисовать цветок. Если изображение на бумаге получилось удачно, то на следующем этапе можно приступить к росписи керамического изделия.

Разнообразие рисунка

В базе данных каждого гжельского предприятия по выпуску керамики есть сюжетные и тематические зарисовки, используемые при необходимости технологами. Разнообразная гжельская роспись, узоры, фотографии, рисунки, копии - все идет в дело, когда нужно запустить очередную серию изделий.

Отдельными партиями выпускается авторская продукция, когда изделия от начала до конца выдерживаются в статусе эксклюзивности. Форма их уникальна, роспись неповторима. Такая гжель ценится высоко, знатоки стараются приобрести именно эту продукцию. Первосортные изделия отличаются от обычных детальной проработкой рисунка. Художник прорисовывает мельчайшие нюансы, и в результате рождается истинный шедевр гжельского народного промысла.

Продажа на месте

В последнее время появилась хорошая традиция - при гжельском производстве открывать магазин по реализации изделий местных мастеров. Произведения искусства стали более доступны, увеличился выбор. Крупные предприятия гжельского промысла наладили выпуск суперсервизов, наподобие тех, которые поставлялись императорскому двору в 19-м веке. Представители прежних поколений помнят наборы столовой посуды из 120 и более предметов. Были сервизы и поменьше, на 12 персон из 84 предметов. И совсем маленькие, на двоих, под названием "Тет-а-тет". Был сервиз даже на одну персону, миниатюрный, который назывался "Эгоист".

Царская монополия

В те далекие времена много гжельской продукции уходило за границу. Европейцы вывозили изделия русских мастеров вагонами. Так продолжалось довольно долго, пока главным покупателем заводской продукции не стало русское императорское казначейское ведомство. Довольно быстро возникла монополия, которая подчинила себе производство гжели, и с тех пор вся продукция отгружалась на склад казначейства.

Перспективы

В настоящее время гжель востребована как никогда. Заводы и небольшие мастерские работают с полной нагрузкой. Все жители так называемого Гжельского куста заняты на производстве белоснежной расписной керамики.

fb.ru

Гжель для детей

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары• Сервизы• Вазы для цветов• Заварочные чайники• Сахарницы• Розетки для варенья• Самовары• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью. 

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки• Подготовка к росписи и первый обжиг• Контроль и отбраковка изделий• Роспись• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера. 

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины. 

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон• Насыщенно-синий рисунок• Глазурирование поверхности• Многообразный и сложный растительный орнамент• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная• Растительная• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

7gy.ru