Содержание
Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» Крылова (анализ, суть, смысл)
Басня «Лебедь, Щук и Рак». Художник В. Еромлаева |
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. (ч. IV, № 6).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Лебедь, Щука и Рак»: анализ, суть, смысл произведения.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» заключается в том, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно и т. д.
Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых трех строках:
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.»
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
«Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.
Так вот у таких товарищей дело… не пойдет, как не пошел воз, в который впряглись было лебедь, щука и рак.
Но случается при этом иногда еще и так, что всем придется с капитальцем проститься, а как кто рискинул последним, так и иди с сумой по миру.»
(Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни «Лебедь, Щука и Рак» в следующем:
«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. <…> На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец — ко взаимной невыгоде обеих сторон. На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело… («Лебедь, Щука и Рак», «Раздел»).»
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И.
А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Рисунок А. Н. Комарова |
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» видят суть и смысл басни так:
«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <…> Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях «Лебедь, Щука и Рак» и «Раздел».»
(«Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
По мнению авторов книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова», мораль басни такова:
«Правду сказать — и судить тут нечего, все виноваты: всякий, видимо, о себе, а не об общем деле думает.
Оттого и «воз ни с места!».» («Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Существует мнение, что прототипами героев басни стали члены Государственного совета. Разногласия между участниками совета были настолько велики, что в дело должен был вмешаться император Александр I:
«Эту басню… так часто применяли к различным коллективным учреждениям и преимущественно к Государственному совету, что наконец утвердилось мнение, будто она была вызвана несогласиями членов этого совета…»
(Кеневич В. Ф., Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)
Такова мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело не пойдет. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело не пойдет. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
ВикиЧтение
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Серов Вадим Васильевич
Содержание
Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело не пойдет
Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) И. А. Крылова (1769-1844). Употребляется в прямом смысле. См. также Лебедь, Рак и Щука.
Часть пятая. Подвергай свою жизнь сомнению, или Лучше может быть не только когда плохо, но и когда хорошо
Часть пятая. Подвергай свою жизнь сомнению, или Лучше может быть не только когда плохо, но и когда хорошо
Эта часть книги для тех, кто уже чего-то достиг в этой жизни.Для тех, кому кажется, что он чего-то достиг в жизни. И для тех, кому кажется, что он уже ничего не достигнет в
Совет № 60 Если из закрытого поворота медленно выезжает грузовик (старый автобус или другое большое и не очень скоростное транспортное средство), скиньте скорость: за тихоходом может быть водитель, которому надоело тащиться, и он вот-вот пойдет на обгон
Совет № 60
Если из закрытого поворота медленно выезжает грузовик (старый автобус или другое большое и не очень скоростное транспортное средство), скиньте скорость: за тихоходом может быть водитель, которому надоело тащиться, и он вот-вот пойдет на
Совет № 130 Нужно быть предельно внимательным, когда впереди вас движутся велосипед, скутер, мопед и пр. Не стоит обгонять их, когда такой водитель выполняет маневр (например, поворот) одновременно с вами. Пропустите его, обогнать двухколесный транспорт вы сможете и после поворота
Совет № 130
Нужно быть предельно внимательным, когда впереди вас движутся велосипед, скутер, мопед и пр. Не стоит обгонять их, когда такой водитель выполняет маневр (например, поворот) одновременно с вами. Пропустите его, обогнать двухколесный транспорт вы сможете и после
Глава седьмая. Цели и средства. Когда переговоры начинать, а когда — нет
Глава седьмая. Цели и средства. Когда переговоры начинать, а когда — нет
7.1. Вначале было слово: для чего мы говорим
Вам необходимо научиться правильно ставить цели общения. Хотите ли вы, чтобы человек изменил свою точку зрения или присоединился к вашей? Заставить
Когда в дело вмешался случай
Когда в дело вмешался случай
Главным действующим лицом этой операций стал Вальтер Шелленберг, тогда еще сотрудник СД, а впоследствии глава внешнеполитической разведки гитлеровской Германии.Осенью 1939 года немецким спецслужбам стали известны некоторые английские
А у меня, что дело, что не дело, / Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой
А у меня, что дело, что не дело, / Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Фамусова (действ. 1, явл. 4).Иронически о бюрократическом ведении дел в
Дело чести, дело славы, дело доблести и геройства
Дело чести, дело славы, дело доблести и геройства
Из Политического отчета Центрального Комитета ВКП(б) XVI съезду партии, который прочитал И. В. Сталин (1878—1953) 27 июня 1930 г. Так руководитель партии выразился о труде и должном к нему отношении в СССР.Используется как шутливое
И кому же в ум пойдет / На желудок петь голодный?
И кому же в ум пойдет / На желудок петь голодный?
Из басни «Стрекоза и Муравей» (1808) И. А. Крылова (1769—1844).Крыловский поэтический вариант известной поговорки «соловья баснями не кормят»
Когда пришли за коммунистами, я промолчал (не протестовал), потому что не был коммунистом.
Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не осталось никого, кто мог бы вст
Когда пришли за коммунистами, я промолчал (не протестовал), потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не
Умный в гору не пойдет, / Умный гору обойдет
Умный в гору не пойдет, / Умный гору обойдет
Из стихотворения «Происшествие в горах» (1938) поэта Сергея Владимировича Михалкова (р. 1913). Лирическому герою стихотворения, впервые приехавшему на Кавказ, посоветовали отправиться в горы, чтобы увидеть настоящую красоту.
Несчастные с Земли, Франц Фанон
Несчастные с Земли, Франц Фанон
Франц Фанон, 1961
Несчастные Земли
Глава 6.
Заключение
Источник: «Проклятые земли » Франсуа Маспро дитера в 1961 году;
Впервые опубликовано: в Великобритании Макгиббоном и Ки в 1965 г.;
Расшифровано: Доминик Твиди.
Приходите, тогда , товарищи; было бы также хорошо решить сразу же изменить наши пути. Мы должны стряхнуть с себя тяжелую тьму, в которую нас погрузили, и оставить ее позади. Новый день, который уже наступил, должен застать нас твердыми, благоразумными и решительными.
Мы должны оставить наши мечты и отказаться от наших старых верований и дружбы времен до начала жизни. Не будем тратить время на бесплодные литании и тошнотворную мимику. Оставьте эту Европу, где никогда не перестают говорить о Человеке, но убивают людей везде, где их находят, на углу каждой их собственной улицы, во всех уголках земного шара. Веками они душили почти все человечество во имя так называемого духовного опыта. Посмотрите на них сегодня, колеблющихся между атомарным и духовным распадом.
И все же можно сказать, что Европа преуспела настолько, насколько преуспело все, что она предпринимала.
Европа взяла на себя мировое лидерство с пылом, цинизмом и насилием. Посмотрите, как все дальше простирается тень ее дворцов! Каждое ее движение разрывало границы пространства и мысли. Европа отказалась от всякого смирения и всякой скромности; но она также противопоставила свое лицо всякой заботе и нежности.
Она показала себя скупой и скупой только в том, что касалось мужчин; она убивала и пожирала только мужчин.
Итак, братья мои, как же мы не понимаем, что у нас есть дела поважнее, чем следовать за той самой Европой?
Та самая Европа, где никогда не переставали говорить о Человеке и где не переставали провозглашать, что заботятся только о благе Человека: теперь мы знаем, какими страданиями заплатило человечество за каждое свое торжество разума.
Итак, товарищи, наконец-то закончилась европейская игра; мы должны найти что-то другое. Мы сегодня можем все, лишь бы не подражали Европе, лишь бы нами не овладело желание догнать Европу.
Европа живет теперь в таком бешеном, безрассудном темпе, что отбросила всякое руководство и всякий разум и бежит стремглав в бездну; мы бы сделали все возможное, чтобы избежать его со всей возможной скоростью.
Тем не менее, это правда, что нам нужна модель, нам нужны чертежи и примеры. Для многих из нас европейская модель является самой вдохновляющей. Итак, на предыдущих страницах мы видели, к каким унизительным неудачам привело нас такое подражание. Европейские достижения, европейская техника и европейский стиль не должны более соблазнять нас и выводить из равновесия.
Когда я ищу Человека в технике и стиле Европы, я вижу лишь череду отрицаний человека и лавину убийств.
Человеческое состояние, планы человечества и сотрудничество между людьми в тех задачах, которые увеличивают общую сумму человечества, являются новыми проблемами, которые требуют настоящих изобретений.
Решим не подражать Европе; давайте объединим наши мышцы и наши мозги в новом направлении. Попробуем создать цельного человека, которого Европа не смогла триумфально родить.
Два столетия назад бывшая европейская колония решила догнать Европу. Это удалось настолько хорошо, что Соединенные Штаты Америки превратились в монстра, в котором пороки, болезни и бесчеловечность Европы выросли до ужасающих размеров.
Товарищи, неужели у нас нет другого дела, как создать третью Европу? Запад считал себя духовным приключением. Именно во имя духа, во имя духа Европы Европа совершала свои посягательства, оправдывала свои преступления и узаконивала рабство, в котором держит четыре пятых человечества.
Да, европейский дух имеет странные корни. Вся европейская мысль развернулась в местах, которые становились все более пустынными и все более окруженными пропастями; таким образом обычай вырос в тех местах, где очень редко встречаются люди.
Постоянный диалог с самим собой и все более непристойный нарциссизм никогда не переставали подготавливать почву для полубредового состояния, когда интеллектуальный труд становился страданием, а реальность была вовсе не реальностью живого человека, работающего и творящего себя, а словами, различные сочетания слов и напряжения, возникающие из значений, содержащихся в словах. Тем не менее, некоторые европейцы призывали европейских рабочих разрушить этот нарциссизм и порвать с этой нереальностью.
Но вообще рабочие Европы не ответили на эти призывы; ибо рабочие также верят, что они являются частью удивительного приключения европейского духа.
Все элементы решения великих проблем человечества в разное время существовали в европейской мысли. Но европейцы не выполнили на практике выпавшей на них миссии, которая состояла в том, чтобы насильственно обрушить всю свою тяжесть на эти элементы, видоизменить их устройство и их природу, изменить их и, наконец, поставить проблему человечества на бесконечно более высокий план.
Сегодня мы находимся в стазисе Европы. Убежим, товарищи, от этого неподвижного движения, где постепенно диалектика превращается в логику равновесия. Давайте пересмотрим вопрос о человечестве. Давайте пересмотрим вопрос об мозговой реальности и мозговой массе всего человечества, чьи связи должны быть расширены, чьи каналы должны быть разнообразными и чьи сообщения должны быть заново гуманизированы.
Пойдемте, братья, у нас слишком много работы, чтобы играть в арьергард. Европа сделала то, что намеревалась сделать, и в целом сделала это хорошо; перестанем ее упрекать, а скажем ей твердо, чтобы она не сочиняла такую песню и не плясала об этом. Нам больше нечего бояться; так что давайте перестанем ей завидовать.
Третий мир сегодня сталкивается с Европой как колоссальная масса, цель которой должна состоять в том, чтобы попытаться решить проблемы, на которые Европа не смогла найти ответы.
Но давайте проясним: важно не говорить ни о выходе, ни об интенсификации, ни о ритме работы.
Нет, о возвращении к Природе не может быть и речи. Это просто очень конкретный вопрос о том, чтобы не тянуть людей к увечьям, не навязывать мозгу ритмы, которые очень быстро стирают его и разрушают. Предлог догонять нельзя использовать для того, чтобы толкать человека, отрывать его от самого себя или от его уединения, ломать и убивать его.
Нет, мы не хотим никого догонять. Что мы хотим делать, так это идти вперед все время, днем и ночью, в компании Человека, в компании всех людей. Караван не должен растягиваться, ибо в этом случае каждая очередь едва ли увидит предшествующих ей; и люди, которые больше не узнают друг друга, все меньше и меньше встречаются вместе и все меньше и меньше разговаривают друг с другом.
Речь идет о третьем мире, начавшем новую историю человечества, историю, которая будет учитывать порой чудовищные тезисы, выдвинутые Европой, но которая также не забудет преступлений Европы, самые ужасные из которых были совершены в сердце человека, и состояла в патологическом разрыве его функций и крушении его единства. А в рамках коллективности были дифференциация, расслоение и кровожадная напряженность, подпитываемая классами; и, наконец, в огромном масштабе человечества существовали расовая ненависть, рабство, эксплуатация и, прежде всего, бескровный геноцид, заключавшийся в уничтожении пятнадцати тысяч миллионов человек.
Итак, товарищи, не будем отдавать должное Европе, создавая государства, учреждения и общества, которые черпают в ней свое вдохновение.
Человечество ждет от нас чего-то другого, кроме такой имитации, которая была бы чуть ли не непристойной карикатурой.
Если мы хотим превратить Африку в новую Европу, а Америку в новую Европу, то оставим судьбу наших стран европейцам. Они будут знать, как это сделать лучше, чем самые одаренные из нас.
Но если мы хотим, чтобы человечество продвинулось на шаг дальше, если мы хотим вывести его на иной уровень, чем тот, который показала ему Европа, то мы должны изобретать и должны делать открытия.
Если мы хотим оправдать ожидания нашего народа, мы должны искать ответ не в Европе, а где-то еще.
Кроме того, если мы хотим ответить на ожидания народов Европы, то не стоит посылать им обратно отражение, даже идеальное отражение их общества и их мысли, от которых они время от времени безмерно тошнит.
Для Европы, для себя и для человечества, товарищи, мы должны открыть новую страницу, мы должны выработать новые концепции и попытаться поставить на ноги нового человека.
Radicals — Qing5 — Говоря во время женской речи Банк
Товарищи, некоторые товарищи поговорили немало. Все поднятые вопросы очень важны и касаются наших будущих дипломатических операций. В дипломатии я неопытен. Я должен учиться с самого начала так же, как я должен был выучить «Азбуку». в моем изучении английского языка. Мне нужно многому у тебя научиться. До освобождения мы имели дело с иностранцами в Нанкине, Чунцине, Шанхае, Пекине, но контакты с ними не были такими широкими и частыми, как теперь. Работа с иностранцами стала неизбежной работой партии, и мы всегда должны включать этот вопрос в нашу повестку дня для нашего внимания и удовлетворения. Весь мир пострадает, если мы не будем работать хорошо.
Следовательно, на каждом шагу мы должны учитывать, соответствует ли наша работа интересам широких масс людей мира. Все товарищи имеют в этом большой опыт. Я здесь, чтобы рассказать вам, чему я научился у председателя Мао, и выполнить свою обязанность как члена партии, передав вам его послания, потому что он очень занят. Даже при передаче сообщений сверху вниз я столкнулся со многими проблемами, потому что мой культурный уровень настолько ограничен, что я не могу правильно понимать сообщения и поэтому делаю ошибки. Пожалуйста, дайте мне вашу помощь и комментарии.
За последний год ситуация сильно изменилась. Факты подтвердили правильность предсказания председателя Мао о том, что «мы живем в великой эре социальных преобразований». Он сделал предсказание в начале 1960-х годов. Председатель Мао ясно указал: «Фокус мировых противоречий лежит между Азией и Африкой». Он указывал не только на направленность революции, но и на ее стратегические проблемы. Только под руководством правильной линии Председателя Мао мы смеем бороться и не боимся сдерживания, блокады, шантажа и запугивания, открытого и скрытого вмешательства, заговоров и саботажа. Это руководство сделало нас способными к борьбе, гибкими и способными говорить. а также драться. У нас есть два вида идеологической подготовки. В великой смуте, великом разделении, великой перестройке и великом беспорядке мира мы никогда не нарушали нашего революционного принципа в отличии себя от наших врагов и друзей и в понимании, на кого мы должны опереться, с кем мы должны объединиться. , кого разделять, кого разлагать, кого изолировать, кого бить. Пока мы сможем поднять наше единство до максимума, свести к минимуму изоляцию и понесенные нами удары и до последнего придерживаться принципа единства и борьбы, мы сможем утвердиться в неприступном положении.
Суть и душа идей марксизма-ленинизма-Мао Цзэ-дуна — приверженность учению о классовой борьбе и осуществление пролетарской диктатуры. Конечная цель революции — установить коммунистическое общество во всем мире. Чтобы достичь этой конечной цели, мы должны разделить революцию на несколько этапов. Пролетариат и его политическая партия должны решиться продолжать революцию и, в соответствии с требованиями различных этапов революции и для каждого отдельного исторического периода, выработать различную политику и стратегию. Первое — цель, второе — средство ее достижения.
Для этого исторического периода мы представили на основе характеристик периода мнение, что «страны хотят независимости, нации хотят освобождения, а люди хотят революции». В центре этого взгляда — народная революция. Пролетарский режим может быть установлен только под руководством пролетариата и его политической партии. Становление пролетариата, создание и развитие его политической партии зависят от революционного движения масс, которое, проносясь по стране, как буря демократии и национализма, стремится к национальной независимости и освобождению народа. Мы будем поддерживать движение за национальную независимость и народное освобождение. Мы будем помогать бедным и отсталым странам и поддерживать их в избавлении от политического контроля, экономического грабежа и культурной агрессии со стороны империализма и колониализма, ибо это необходимо для развития народного хозяйства и создания пролетарских войск, а тем более для организации революционной политической партии, чтобы возглавить этот великий класс. Это предварительная стадия, через которую должна пройти революция.
Крах колониализма и крах империализма являются предвестниками и предвестниками социалистической революции. Бедные и отсталые страны могут избавиться от контроля империализма и колониализма и добиться независимости. Однако они не могут избежать поляризации и разделения, вызванных несправедливым распределением богатства в обществе. Это деление дает материал для разжигания огня пролетарской революции. Развитие народного хозяйства является необходимым условием создания пролетарских войск и может воспламенить этот горючий материал. Нельзя добиться окончательной победы социалистической революции, отступив от национальной самостоятельности и развития народного хозяйства. Именно в этом мы отличаемся от оппортунистов. Мы всегда придерживались теории продолжающейся революции и разделения этапов развития революции, предусмотренных марксизмом-ленинизмом. Мы должны продолжать понимать три предложения (страны хотят независимости, нации хотят освобождения, а народы хотят революции), усваивая слова так же, как и борьбу. У нас есть два вида идеологической подготовки. В великой смуте, великом разделении, великой перестройке и великом беспорядке мира мы никогда не нарушали нашего революционного принципа в отличии себя от наших врагов и друзей и в понимании, на кого мы должны опереться, с кем мы должны объединиться.
, кого разделять, кого разлагать, кого изолировать, кого бить. Пока мы сможем поднять наше единство до максимума, свести к минимуму изоляцию и понесенные нами удары и до последнего придерживаться принципа единства и борьбы, мы сможем утвердиться в неприступном положении.
Суть и душа идей марксизма-ленинизма-Мао Цзэ-дуна — приверженность учению о классовой борьбе и осуществление пролетарской диктатуры. Конечная цель революции — установить коммунистическое общество во всем мире. Чтобы достичь этой конечной цели, мы должны разделить революцию на несколько этапов. Пролетариат и его политическая партия должны решиться продолжать революцию и, в соответствии с требованиями различных этапов революции и для каждого отдельного исторического периода, выработать различную политику и стратегию. Первое — цель, второе — средство ее достижения.
Для этого исторического периода мы представили на основе характеристик периода мнение, что «страны хотят независимости, нации хотят освобождения, а люди хотят революции». В центре этого взгляда — народная революция. Пролетарский режим может быть установлен только под руководством пролетариата и его политической партии. Становление пролетариата, создание и развитие его политической партии зависят от революционного движения масс, которое, проносясь по стране, как буря демократии и национализма, стремится к национальной независимости и освобождению народа. Мы будем поддерживать движение за национальную независимость и народное освобождение. Мы будем помогать бедным и отсталым странам и поддерживать их в избавлении от политического контроля, экономического грабежа и культурной агрессии со стороны империализма и колониализма, ибо это необходимо для развития народного хозяйства и создания пролетарских войск, а тем более для организации революционной политической партии, чтобы возглавить этот великий класс. Это предварительная стадия, через которую должна пройти революция.
Крах колониализма и крах империализма являются предвестниками и предвестниками социалистической революции. Бедные и отсталые страны могут избавиться от контроля империализма и колониализма и добиться независимости. Однако они не могут избежать поляризации и разделения, вызванных несправедливым распределением богатства в обществе. Это деление дает материал для разжигания огня пролетарской революции. Развитие народного хозяйства является необходимым условием создания пролетарских войск и может воспламенить этот горючий материал. Нельзя добиться окончательной победы социалистической революции, отступив от национальной самостоятельности и развития народного хозяйства. Именно в этом мы отличаемся от оппортунистов. Мы всегда придерживались теории продолжающейся революции и разделения этапов развития революции, предусмотренных марксизмом-ленинизмом. Мы должны понять три предложения (страны хотят независимости, нации хотят освобождения, народы хотят революции), ухватившись за этот пункт, и, основываясь на этом пункте, мы должны перейти к установлению позитивных дипломатических отношений с третьим миром путем поддерживать страны морально и экономически.
Как сказал председатель Мао принцу Сиануку. Купить оружие у нас? Нет! Мы можем дать их вам бесплатно, только при одном условии — революция». Мы будем бесплатно поддерживать национально-освободительные движения, потому что наша национальная дипломатическая политика определяется нашей социальной системой, которая требует от нас выполнения наших международных обязательств и стремления к всемирной победе социалистической революции. Можно сказать, что помощь всегда взаимна. Мы помогали странам, которые борются за национальную независимость. В свою очередь, их борьба также помогла нам. Партизанская война в Южной Африке против расовой дискриминации; борьба на Ближнем Востоке против гегемонии; борьба в Латинской Америке за национальную независимость, демократию и освобождение; революционная борьба в Восточной Европе за избавление от российского контроля; и борьба в Индокитае за освобождение, все пришло в соответствие. С востока на запад, с юга на север эти страны затягивали аркан на шеях империализма и социалистического империализма.
Ни американские империалисты, ни русские ревизионисты не могут поднять на нас руки. Это обеспечило нам мирную обстановку не только для ускорения строительства сельского хозяйства нашей страны, народнохозяйственных и производственных предприятий в целом, но и для удовлетворительного завершения социалистической революции на политическом, идейном и культурном фронтах. Мы вытащили на борьбу Лю Шао-ци, Линь Бяо и горстку других капиталистических агентов нашей партии, уничтожили всех бесов в нашем обществе, упрочили пролетарский режим, укрепили нашу национальную оборону. Между тем, поскольку волна национальных и демократических движений растет, мы сделали акцент в нашей дипломатической деятельности на «черных друзьях», «маленьких друзьях» и «бедных друзьях». Они ценят нас и стремятся вернуть доброту. Хотя у нас нет «белых друзей», «больших друзей» и «богатых друзей», мы не изолированы. При голосовании в ООН о нашем приеме во всемирную организацию большие страны подняли громкий шум и оказали угрожающее влияние, но наши маленькие друзья были многочисленнее и резче в своих голосах.
Мы наконец вошли в Организацию Объединенных Наций, и тогда большие страны подошли к нашему порогу и призвали нас.
На протяжении десятков лет мы изучали «Теорию противоречий» и «Теорию практики» Председателя Мао. Мы узнали, что узнавание и практика зависят друг от друга и что всегда и во всем присутствует противоположность и единство противоречий. Без противоречий мир не может развиваться. «Беспорядок» есть возбужденное состояние противоречий, а «покой» есть момент временного единства противоречий. «Беспорядок, а затем мир». Откуда покой без беспорядка? Если в мире не будет беспорядка, то реакционный класс может сохранить такое положение, при котором он может беспощадно и ненасытно давить и эксплуатировать трудящихся. Без беспорядка пролетарский класс не может устоять, а пролетарская политическая партия будет либо разделена, распущена, подкуплена, использована, либо изменит свой характер и погаснет. На это надеется реакционный класс, но нам бы этого не хотелось.
Когда председатель Мао встретился с Никсоном во время его визита в Китай, он большую часть времени говорил о философии с американским президентом. Киссинджер несколько раз встречался с нашим премьером, и помимо китайских и крупных мировых событий они обсуждали и философию. Неудивительно, что их взгляды отличаются от наших. На переговорах Киссинджер дал понять, что США намерены отказаться от Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы должны рассмотреть этот вопрос, разделив его на два. Мы считаем, что Киссинджер никогда не может отступить от критериев капиталистического государственного деятеля. Основные положения его взглядов ограничены стремлением отстаивать классовые интересы. Следовательно, он не может осмыслить и разрешить многообразные противоречия, вытекающие из сложной ситуации современного мира. Как и все прошлые государственные деятели реакционного класса, Киссинджер — авантюрист и пораженец. И Никсон, и Киссинджер признали, что политика США прошлого, то есть политика силы, проводившаяся после Второй мировой войны, сегодня неосуществима. Соединенным Штатам следует вернуться в мир реальности и не заниматься вмешательством в суверенитет и интересы других стран.
Киссинджер выдвинул идею сохранения баланса сил.
Фактически это означает, что он признавал противоречия, но не шел усиленно по пути борьбы в разрешении этих противоречий в новых условиях. Наоборот, он занял позицию уклончивости в трактовке этих противоречий. Одним словом, эта политика есть «страусизм». Уклонение от противоречий направлено на то, чтобы скрыть наличие этих противоречий. Противоречия сегодняшнего дня существуют только в колонии или на оккупированной земле? Могут ли США уклониться от них? С другой точки зрения, мы можем сказать, что отступление Америки и крах старого и неоколониализма стали результатом событий, которые не могут быть обращены вспять одним или двумя политиками. Следовательно, пролетариат и его политическая партия могут воспользоваться этой возможностью, чтобы неустанно разоблачать старый и неоколониализм и в то же время придерживаться единого фронта, включая работу по внутреннему разложению врага, а также к вооруженной борьбе в убеждении, что политическая власть исходит из дула ружья. Мы должны также придерживаться твердого убеждения, что, широко развернув массовое движение под руководством пролетарской политической партии, слабая страна обязательно может победить сильную, а маленькая — большую. Наконец-то она может захватить политическую власть и одержать победу социалистической революции. Как дипломатические работники, мы должны пропагандировать эту революционную доктрину перед людьми всего мира и в то же время ясно выражать нашу позицию, что пока это революция, мы будем поддерживать ее до конца. Наши слова означают то, что мы говорим. В отличие от американских империалистов и русских ревизионистов, мы никогда не бросим друзей, которые остались с нами в трудную минуту. Мы никогда не будем вступать в закулисные сделки с какой-либо сверхдержавой и продавать своих друзей. Мы также не будем обманывать, шантажировать и замышлять использовать наших друзей, превращая их в жертву в обмен на позорную прибыль.
Председатель Мао ясно видел ситуацию в Индокитае. Он также ясно видел развитие Южного Вьетнама после победоносного освобождения. Он сказал: «Вьетнам — это храм, в котором живут четыре главных монаха, которые становятся хозяевами любого, кто дает им пищу и одежду». Он попросил вьетнамского посла передать Тонг Дуэ Таню, Ле Дуану, Фам Ван Донгу, Во Вьен Зиапу, а также Нгуен Хун Тхо и Хюинь Тау Фапу следующие слова: «Выступать против империализма, не выступая против ревизионизма, в конечном итоге приведет ко второй революции». Понимают ли они этот момент? Очень трудно сказать. Когда люди говорят о Вьетнаме, они всегда считают, что Вьетнам не выживет после смерти Хо Ши Мина. Председатель Мао ясно дал понять это. Вьетнамские товарищи — революционеры, в сердце которых таится боль, которую мы должны понять. Не всегда следует говорить, что они не революционны.
Они борются с американскими империалистами, претендующими на звание сильнейших в мире. Они принесли большие жертвы в жизни, и их дух заслуживает нашего восхищения. Мы не должны критиковать их, пока не увидим развитие событий после победы.
Ситуация в Лаосе неплохая. . . . Ситуация во всем Индокитае прояснилась, и перед нами маячит горизонт надежды. Однако решение трех стран Индокитая знаменует собой лишь первый шаг 10-тысячного марша. Мир развивается; революция прогрессирует. Но многое еще предстоит сделать. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы улучшить наше самосознание при выполнении правильной линии, чтобы мы могли соответствовать потребностям и требованиям ситуации. Следовательно, я должен конкретно прокомментировать движение «критики Линь Бяо и Конфуция» на дипломатическом фронте. Всекитайское собрание народных представителей четвертого созыва указало в пресс-релизе: «Народ нашей страны должен продолжать расширяться и настойчиво участвовать в движении критики Линь Бяо и Конфуция и добиваться того, чтобы марксизм занял все сферы надстройки».
Задача на дипломатической линии фронта отличается от задач на других линиях фронта. Поскольку дипломатическим работникам приходится проводить значительно больше времени, работая за границей, наши требования к ним не могут быть такими же, как к нашим людям дома. Вы не можете выйти на улицы Нью-Йорка или Парижа, чтобы развесить громкие плакаты, критикующие министра иностранных дел или посла. Вы также не можете вмешиваться во внутренние дела других, излагая свои взгляды президенту иностранного государства или обстреливая его из тяжелой артиллерии. Следовательно, мы можем только подвергнуть конкретную ситуацию конкретному анализу и обработке. В прежние времена министерство иностранных дел добивалось хороших результатов, проводя такую политику, как «возвращение в страну, чтобы получить Священное Писание и вывозить его за границу для проповеди», «упор на самообучение и превращение себя в учителя для других», «проповедь и обучение других людей». близко и далеко, и ходить повсюду, чтобы проповедовать Священное Писание», и «должным образом сосредоточиваться на широком обмене мнениями». Отныне мы должны улучшать то, что нехорошо, и настаивать на том, что хорошо.
Сегодня я хочу лишь в общих чертах объяснить несколько основных проблем и выдвинуть некоторые требования. Пожалуйста, подумайте, подходят они или нет.
Во-первых, мы должны еще больше укрепить монолитное руководство партии. Старая китайская поговорка гласит: «Генералу, сражающемуся на фронте, позволено не подчиняться приказу государя». В социалистической стране нет феодального правителя, такого как император или король. Конечно, нет такого понятия, как «генералу, сражающемуся на фронте, позволено не подчиняться приказу государя». Но должны ли дипломатические работники ослабнуть (свои отношения) или сойти с пути монолитного руководства партии за границей? Конечно, не будут. Сегодняшняя ситуация отличается от той, что была несколько сотен лет назад. Очень удобны телеграфная, телефонная, радиофото и космическая связь. При необходимости вы можете сесть на самолет и через несколько часов вернуться домой. Почему вы не пользуетесь этими средствами? Тем не менее некоторые наши товарищи так не думают. Они подчеркивают особый характер своей работы и отрицают ее универсальный характер. Некоторые посольства, консульства и торговые конторы присылают телеграммы каждый день, а письма и телефонные звонки — через день, но все сообщения касаются дела. Что же касается политических исследований, то они, кажется, считают, что политическое движение не их дело, и поэтому оставляют его в покое. Особенно это касается посольств в странах Восточной и Центральной Африки. Они даже политику полгода не изучали. Они не делают отчетов об учебе. Они также не сообщают о ситуации каждого движения. В прошлом председатель Мао повторял: «Почаще спрашивайте направление, делайте больше отчетов, не бойтесь неприятностей и, если необходимо, чаще возвращайтесь в Пекин». Это не предназначено только для укрепления рабочих связей. Главная цель — сохранить связь наших дипломатических работников с центром, чтобы укрепить монолитное руководство партии. Это также позволит множеству дипломатических работников идти в ногу с народом дома, чтобы они могли погрузиться в движение, как и люди дома, повысить свою осведомленность, противостоять империализму, остерегаться ревизионизма и стать подавленными. земляные красные дипломаты.
Ранее мы делали упор на лидерство и образование сотрудников недавно созданных посольств в Европе и Америке, полагая, что посольства в африканских странах имеют более долгую историю и, следовательно, имеют более прочную основу. Теперь мы видим, что мы должны хорошо усвоить их все. Это будет бесполезно, если мы не усвоим их как следует. Постичь кем? Это требует укрепления монолитного руководства партии. За дело должны взяться отдел связи партийного центра и министерство иностранных дел. Каждый посол и партийный секретарь в каждом посольстве должен разобраться в этом деле. Его следует тщательно усвоить на каждом уровне. Как и в различных подразделениях на внутреннем фронте, в посольствах во всей работе должен принимать участие партийный секретарь, а ответственными должны быть специально назначенные лица. Мы должны хорошо, гибко и твердо усвоить четыре вещи: формулирование планов, установление лидерства в малых группах, усиление изучения и регулярные отчеты. Если руководители продолжают отказываться браться за дело и уклоняться от своих обязанностей, центральный отдел связи и отдел пропаганды должны просить партийный центр назначить людей для выполнения этой обязанности от их имени. Короче говоря, мы должны немедленно изменить явление, когда «делаешь успехи в дипломатии, но остаешься отсталым в продвижении движений».
Это первое, что нужно понять на дипломатическом фронте.
Во-вторых, что касается содержания учебы и устава движения, то партийный центр 2 февраля специально настаивал на четырех «запрещено», пяти «можно» и шести «должно». Не тянуть народ на борьбу, не добиваться увольнения чиновника, не расклеивать громких плакатов, не заниматься фракционностью. Однако вы можете отправлять бумаги с мелким шрифтом; вы можете отправлять домой рекомендательные письма, минуя своего начальника; вы можете изложить свои взгляды лицом к лицу с руководителем вашей организации; вы можете обмениваться опытом в учебе, участвовать в изложении своих взглядов или делать доклады, минуя вышестоящее звание; а в случае крупных событий вы можете попросить вернуться домой, чтобы сделать отчет. В любом случае вы должны объединиться перед внешним миром, вы должны в любом случае уделять внимание расследованиям, вы должны подчиняться указаниям, вы должны учитывать коллективные интересы, вы должны защищать национальный престиж и поддерживать монолитное лидерство партии. . Кроме того, вам не разрешается действовать импульсивно. Вы должны стремиться к большой гармонии и терпеть незначительные различия. Вы никогда не должны делать ничего, что может «огорчить друзей и порадовать врагов». Между тем, когда вы сталкиваетесь с особыми обстоятельствами, вы должны понимать особые обстоятельства, в которых находятся некоторые товарищи, и их личности. Не следует считать посла разъедаемым буржуазией после того, как он увидел его на званом обеде у капиталистов, вызванном работой единого фронта.
Поскольку все вы стоите на первом фронте антиимпериалистической борьбы, вы столкнетесь с разными людьми. Вы должны усилить свою революционную бдительность против засахаренных артиллерийских снарядов противника и его заговоров, направленных на то, чтобы завоевать вас. Пай Сян-го ни разу не был сражён американскими и чанкайшистскими артиллерийскими снарядами за свои десятки лет революции, но он не может устоять перед искушением ядовитых змей в облике красивых женщин. Это урок, который мы должны усвоить. Конечно, этим недостатки Пай Сян-го не исчерпываются. Надеемся, он исправится и продолжит работу. Он сам держит ключ.
Большинство послов и других ответственных лиц, которых мы отправили за границу, имеют многолетний революционный опыт. Богат опыт, но тяжела их ответственность. Они представляют председателя Мао, премьера, Чу-старшего, партийный центр и народы всей страны в их борьбе с империалистическим ревизионизмом за границей, в контрборьбе и в совершении революции вместе с революционными народами мира. Достижения являются основным благом. Они исправят свои ошибки, как только на них укажут люди. Когда вы представляете свои взгляды, вы должны быть мотивированы добротой и давать им время, чтобы обработать и признать ваши взгляды. Этот момент довольно важен. Конечная цель нашего движения — обучать людей, а не зачищать их до смерти. Мы должны прояснить этот момент.
Вы прочитали отчет Чен Чу. Вы бы увидели в нем, что головы довольно энергичны в революции. Одна фраза в отчете очень хороша: «Живя в шумном городе и сталкиваясь с империалистами, ревизионистами и реакционерами, я храню яркое солнце в своем сердце и всегда буду следовать за партией».