Содержание
Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста
Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста
Статью подготовила: педагог-психолог Королёва М.В.
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дошкольник в 4-7 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий
- Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
- При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
- Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
- В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Подождите, запрос выполняется
Результатов, удовлетворяющих запросу, не найдено
Показать еще
Главная
\
Ольга Гаранина
\
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
\
Психология
Все статьи категории Психология
{{text}}
Занимаясь воспитанием и обучением дошкольников, родители основное внимание уделяют освоению малышами различных навыков и умений. Посещение спортивных секций, изучение азбуки и простейшей математики, занятия в творческой студии — все это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Однако не меньшее значение имеет эмоциональное воспитание дошкольника, т.к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности малыша.
Особенности эмоционального воспитания
В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия. От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Психологи даже выделяют некоторые очевидные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:
- Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
- Внезапность эмоций. Малыши, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой.
- Новые грани экспрессии. В возрасте 3−5 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
- Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать и т. д. В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
- Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями.
Формируем благоприятную эмоциональную среду
Многим родителям хочется научить ребенка управлять эмоциями, чтобы подготовить его к трудностям школьной, а затем и взрослой жизни. Универсальных способов это сделать даже опытные детские психологи предложить не смогут — нужно к каждому малышу подходить индивидуально. Однако нет сомнений, что, создав благоприятную эмоциональную среду, родители положительно влияют на эмоциональное развитие малыша. Психологи советуют следующее:
- Предлагайте разнообразные игрушки. Естественно, у каждого малыша свои предпочтения — кому-то ближе солдатики, кому-то — кубики. Но важно именно разнообразие. Если у ребенка в комнате представлены, в основном, агрессивные игрушки, типа пистолетов и автоматов, то и уровень его агрессии будет выше, чем у сверстников, имеющих доступ к конструкторам, мозаикам и др.
- Расширяйте общение. Социальные контакты крайне необходимы малышу, чтобы научиться распознавать и выражать эмоции. Не стоит ограничивать его общением только с близкими родственниками — позвольте ему самому устанавливать контакты с окружающими.
- Поощряйте творческую деятельность. С помощью музыки, рисования, лепки и др. видов творчества малыш может не только развивать концентрацию, но и выражать эмоции, передавать свои желания и переживания.
- Развивайте гуманные чувства у ребенка. Многие эмоции и чувства у дошкольников формируются самостоятельно, однако желание и умение помогать, сопереживать и сочувствовать необходимо развивать. Родителям нужно говорить о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу.
- Используйте ситуационно-ролевые игры, инсценировки, психологические упражнения. Наглядность — необходимый элемент эмоционального воспитания дошкольников. Чтобы понять эмоции, малышам нужно их видеть, поэтому так важно устраивать игры, направленные на их изучение.
Наконец, наиболее важную роль в эмоциональном развитии дошкольников играет атмосфера в семье. Именно внутрисемейные отношения определяют превалирующие эмоции в поведении малышей и оказывают влияние на степень и окраску их эмоциональной выразительности.
Насколько эмоционален ваш ребенок? Хотели бы вы скорректировать его эмоциональное состояние? Приходилось ли вам менять что-то в семье, чтобы обеспечить благоприятный эмоциональный фон? Делитесь своим опытом в комментариях.
Продукты от Растишки
Другие статьи категории Психология
«Делай раз, делай два!», или Пять полезных упражнений для школьников
«Толстый очкарик!»: как поговорить с малышом о буллинге
Кулинарный адвент: ждём праздника вкусно и с пользой
Как провести зимние каникулы с пользой
{{name}}
Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.
От 3 до 5 лет
Написано Флоренс Берд
В этой статье
- Дошкольники: управляются эмоциями
- Дошкольники и игра-фантазия
- Ваш самостоятельный дошкольник
- Интерес к половым органам здоров и естественен.
многое свое собственное лицо. У них есть определенные симпатии и антипатии, и их личность развивается с каждым днем. Они лучше используют слова, чтобы выразить свои чувства, что означает меньше истерик. Их настроение по-прежнему может резко меняться от одного момента к другому, но они чаще говорят о том, что злятся или грустят, а не о нервном срыве.
Дошкольники: управляют эмоциями
Несмотря на то, что ваш трехлетний ребенок начинает понимать эмоции, которые он испытывает, он еще очень слабо их контролирует. Если они найдут что-то смешное, они будут истерически смеяться. Если что-то заставляет их грустить или злиться, они разрыдаются.
В этом возрасте ваш дошкольник еще не научился контролировать свои импульсы. Если они что-то чувствуют, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с этим. Это может означать вырвать игрушку у другого ребенка, если он хочет с ней поиграть, или расстроиться, когда он хочет перекусить после того, как ему сказали, что ему нужно подождать до обеда. Отсроченное удовлетворение ничего для них не значит — они хотят его и хотят прямо сейчас.
Трех- и четырехлетние дети могут использовать удары, укусы или толкание для разрешения конфликтов. Они просто еще не понимают разницы между уместным и неуместным взаимодействием. Ваша задача — научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражения эмоций и решения проблем с другими.
Когда ваш ребенок станет старше, он начнет видеть связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Истерика может закончиться «тайм-аутом» или отнятием любимой игрушки. Эти последствия помогают вашему 4-летнему ребенку понять, что истерика — недопустимый способ выражения эмоций.
Ваш 4-летний ребенок также является начинающим комиком. У них начинает развиваться чувство юмора, они любят шутить и смешить людей. Не удивляйтесь, если вы услышите, как они называют своего друга «какашкой», а затем истерически смеются; 4-летние дети находят разговоры о горшке очень интересными.
Эмпатия также начинает проявляться в возрасте около 4 лет. Четырехлетние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они могут понять, когда другу грустно или больно. Они могут захотеть обнять плачущего друга или поцеловать его.
К 5 годам ваш ребенок совершил скачок в своем эмоциональном развитии. Они стали намного лучше контролировать свои эмоции и легко говорят о своих чувствах. Они также стали лучше контролировать свои импульсы. Они терпеливо ждут своей очереди и часто сначала спрашивают, прежде чем брать то, что им не принадлежит.
Когда что-то выводит вашего 5-летнего ребенка из себя, он с большей вероятностью выразит свой гнев словами, а не припадками или закатит истерику. Обратной стороной этого является то, что они могут начать использовать злые слова и обзывать, когда злятся или расстроены.
Примерно в этом возрасте ваш дошкольник может начать интересоваться сексуальностью. Они могут задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Они очарованы собственным телом и могут начать трогать или играть со своими гениталиями. Они также могут быть заинтересованы в изучении гениталий других людей. Все это совершенно нормально, но важно, чтобы ваш 5-летний ребенок знал, что уместно, а что нет.
Убедитесь, что они понимают, что интересоваться «личными частями тела» — это нормально, но нельзя играть с ними или показывать их на публике. Также убедитесь, что они понимают, что другие люди никогда не могут прикасаться к их гениталиям, за исключением мамы или папы во время купания, если там что-то болит, или во время приема у врача, пока мама или папа находятся в комнате.
Дошкольники и игра-фантазия
Примерно в возрасте 3 лет у детей начинает развиваться живое воображение. В этом возрасте ваш дошкольник начнет проводить много времени в придуманном им самим фантастическом мире. У их кукол и мягких игрушек есть имена и характеры. Они могут болтать с воображаемыми друзьями. Родители иногда беспокоятся, что воображаемые друзья — это признак одиночества или изоляции, но на самом деле все наоборот. Дети используют этот тип фэнтезийной игры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для «реального мира». В возрасте, когда ваш ребенок очень мало контролирует свою жизнь, мир его фантазий — это его собственное творение. Они главные.
Примерно в то же время, когда ваш дошкольник начинает разговаривать с воображаемым другом, у него также может развиться страх перед монстром, живущим под его кроватью. Такие страхи распространены. Они также довольно серьезны с ними, так что не делайте из этого шутку. Лучшее, что вы можете сделать, это заверить ребенка, что он в безопасности и ничто не причинит ему вреда.
Когда ваш ребенок подрастет, игра с фантазиями останется важной частью его жизни, но он будет лучше понимать разницу между фантазией и реальностью. их фантазии станут более изощренными и изощренными, и не удивляйтесь, если иногда они будут включать в себя насилие. Не позволяйте играм в стрелялки беспокоить вас; для детей совершенно нормально увлекаться оружием и насилием в этом возрасте, и это не признак того, что они станут жестокими, когда вырастут.
Ваш самостоятельный дошкольник
Чем старше становится ваш дошкольник, тем больше он жаждет независимости. Это может звучать как противоречие, но лучший способ воспитать в дошкольнике независимость и уверенность в себе — правильно структурировать его жизнь. Дайте им выбор, но не давайте им бесконечный выбор. Позвольте им выбрать один из двух нарядов или спросите их, хотят ли они бутерброд с индейкой или макароны с сыром на обед. Когда они просят сделать что-то, что, как вы знаете, не является хорошей идеей, держитесь твердо. Предоставление возможности выбора в рамках структурированной структуры поможет повысить их уверенность в себе и в то же время даст им понять, что они в безопасности.
Эмоциональное развитие дошкольников – HealthyChildren.org
Яркая фантастическая жизнь вашего трехлетнего ребенка поможет ей исследовать и смириться с широким спектром эмоций, от любви и зависимости до гнева, протеста и страха. Она не только сама принимает различные образы, но и часто приписывает живые качества и эмоции неодушевленным предметам, таким как дерево, часы, грузовик или луна. Например, спросите ее, почему ночью выходит луна, и она может ответить: «Чтобы поздороваться со мной».
Время от времени ожидайте, что ваш дошкольник познакомит вас с одним из своих воображаемых друзей. У некоторых детей есть один воображаемый компаньон на протяжении шести месяцев; некоторые меняют притворных товарищей по играм каждый день, в то время как у других их вообще нет или они предпочитают вместо этого воображаемых животных. Не беспокойтесь, что эти призрачные друзья могут сигнализировать об одиночестве или эмоциональном расстройстве; на самом деле это очень творческий способ для вашего ребенка попробовать различные действия, линии разговора, поведение и эмоции.
Вы также заметите, что в течение дня ваш дошкольник будет свободно перемещаться между фантазией и реальностью. Иногда она может быть настолько вовлечена в свой воображаемый мир, что не может сказать, где он заканчивается и начинается реальность. Ее игровой опыт может даже вылиться в реальную жизнь. Однажды вечером она придет к обеденному столу, убежденная, что она Золушка; в другой день она может прийти к вам в слезах, услышав историю о привидениях, в которую она верит.
Хотя важно успокоить ребенка, когда он напуган или расстроен воображаемым происшествием, будьте осторожны, чтобы не унижать его и не высмеивать. Этот этап эмоционального развития является нормальным и необходимым, и его не следует обескураживать. Прежде всего, никогда не шутите с ней на тему «запереть ее, если она не съест свой обед» или «бросить ее, если она не поторопится». Она может поверить вам и испытывать ужас до конца дня или даже дольше.
Время от времени старайтесь присоединиться к ребенку в его фантазийной игре. Поступая таким образом, вы можете помочь ей найти новые способы выражения своих эмоций и даже решить некоторые проблемы. Например, вы можете предложить «отправить ее куклу в школу», чтобы узнать, как она относится к посещению дошкольного учреждения. Однако не настаивайте на участии в этих фантазиях. Частью радости фантазии для нее является возможность управлять этими воображаемыми драмами, поэтому, если вы подбрасываете идею для выдумки, отойдите в сторону и позвольте ей сделать из нее то, что она хочет. Если затем она попросит вас сыграть какую-нибудь роль, держите свое выступление сдержанным. Пусть мир притворства будет единственным местом, где она правит балом.
Вернуться в реальную жизнь; пусть ваша дошкольница знает, что вы гордитесь ее новой независимостью и творческими способностями. Поговорите с ней, послушайте, что она говорит, и покажите ей, что ее мнение имеет значение. Дайте ей выбор, когда это возможно — в продуктах, которые она ест, в одежде, которую носит, и в играх, в которые вы играете вместе. Это придаст ей чувство важности и поможет ей научиться принимать решения. Однако пусть ее варианты будут простыми. Например, когда вы идете в ресторан, сузьте ее выбор до двух-трех блюд. В противном случае она может быть ошеломлена и не сможет принять решение. (Поход в магазин мороженого или магазин замороженных йогуртов, где продаются разные вкусы, может быть мучительным, если вы не ограничиваете ее выбор.)
Каков наилучший подход? Несмотря на то, что мы уже сказали, один из лучших способов воспитать в ней независимость — поддерживать достаточно жесткий контроль над всеми сторонами ее жизни, в то же время предоставляя ей некоторую свободу. Дайте ей понять, что вы по-прежнему у руля и не ожидаете, что она будет принимать важные решения. Когда ее подруга предлагает ей залезть на дерево, а она боится, вам будет приятно, если вы скажете «нет», чтобы ей не пришлось признаваться в своих страхах. По мере того, как она преодолевает многие из своих ранних тревог и становится более ответственной в принятии собственных решений, вы, естественно, даете ей больше контроля. При этом важно, чтобы она чувствовала себя в безопасности.
Так же, как это было, когда ему было три года, фантазийная жизнь вашего четырехлетнего ребенка останется очень активной. Однако теперь он учится отличать реальность от вымысла и сможет перемещаться между ними, не путая их.
По мере того, как игры в притворство становятся все более продвинутыми, не удивляйтесь, если дети будут экспериментировать с вымышленными играми, включающими в себя ту или иную форму насилия. В эту категорию попадают военные игры, убийства драконов и даже такие игры, как теги. Некоторые родители запрещают своим детям играть с купленными в магазине игрушечными пистолетами только для того, чтобы увидеть, как они вырезают, склеивают и делают картонные пистолеты или просто показывают пальцем и кричат «бам, бах». Родители не должны паниковать по поводу этих действий. Это не является доказательством того, что эти дети склонны к насилию. Ребенок понятия не имеет, что значит убить или умереть. Для него игрушечные пистолеты — невинный и забавный способ соревноваться и повысить свою самооценку.
Если вы хотите оценить развивающуюся у вашего ребенка уверенность в себе, прислушайтесь к тому, как он разговаривает со взрослыми. Вместо того, чтобы оставаться в стороне, как он, возможно, делал в два или три года, теперь он, вероятно, дружелюбен, разговорчив и любопытен. Он также, вероятно, будет особенно чувствителен к чувствам других — взрослых и детей — и любит делать людей счастливыми. Когда он увидит, что им больно или грустно, он проявит сочувствие и заботу. Это, вероятно, проявится как желание обнять или «поцеловать боль», потому что это то, чего он больше всего хочет, когда ему больно или он несчастлив.
Примерно в возрасте четырех-пяти лет ваш дошкольник также может начать проявлять живой интерес к базовой сексуальности, как своей собственной, так и противоположного пола. Он может спросить, откуда берутся дети и об органах, участвующих в репродукции и элиминации. Он может захотеть узнать, чем отличаются тела мальчиков и девочек. Столкнувшись с такого рода вопросами, отвечайте простыми, но правильными терминами. Четырехлетнему ребенку, например, не нужно знать подробности полового акта, но он должен свободно задавать вопросы, зная, что получит прямые и точные ответы.
Наряду с этим повышенным интересом к сексуальности он, вероятно, будет также играть со своими гениталиями и может даже демонстрировать интерес к гениталиям других детей. Это не сексуальные действия взрослых, а признаки нормального любопытства, не требующие порицания или наказания.
В какой момент родители должны установить ограничения на такое исследование? Это действительно семейное дело. Вероятно, в этом возрасте лучше не слишком остро реагировать на это, так как это нормально, если делать это в меру. Тем не менее, дети должны узнать, что является социально приемлемым, а что нет. Так, например, вы можете решить сказать своему ребенку: