Содержание
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания | Статья по окружающему миру:
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в детском саду? Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
— воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, поэтому принципом моей работы, способствующим развитию познавательного интереса детей, является китайская народная мудрость: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я пойму».
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
В своей работе используем организованные формы работы по экологическому воспитанию, а также и совместную деятельность воспитателя и детей.
Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
В группе оборудован экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений, коллекции, экологические макеты («Болото», «Антарктида») и другие материалы.
Мы создали уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники, которые формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Таким образом, можно сделать вывод о широких возможностях в условиях ДОУ для экологического образования. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.
Экологическое воспитание в детском саду – Детский сад и ребенок
С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов –воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.
Экологическое воспитание в детском саду способствует:
- формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;
- формированию бережного отношения к природе.
Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:
- Базисная программа развития дошкольников «Истоки»,
- Рыжова Н.
А.: «Наш дом — природа»,
- Николаева С.Н.: «Юный эколог»,
- Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию»,
- Кондратьева Е.Е.: «Мы»,
- Вересов А.: «Мы земляне»,
- Попова Т.И.: «Мир вокруг нас»,
- Кочемасова Е.Е.: «Здравствуй, мир!».
Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя
Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений.
Любопытным является исследование, проведенное в Тюменской области. В нем принимало участие более 200 респондентов: 167 воспитателей и 71 заведующая из местных дошкольных учреждений. Исследование проводилось в форме анкетирования. Приведем показательные данные.
На вопрос о том, проводится работа в ДОУ по экологическому направлению воспитателями, не имеющими соответствующего образования или специалистами-экологами, оказалось, что
- только в 1,4% детсадов занятия проводят специалисты-экологи;
- в 98,6% случаев занятия проводят воспитатели, не имеющие экологического образования.
Кроме этого, в большинстве своем дошкольные учреждения испытывают недостаток в программно-методических материалах экологической направленности:
- только 16,9% детских садов обеспечены необходимым оборудованием и методическим материалом в достаточном количестве;
- в 56,3% детских садах наблюдается недостаток в методматериале;
- в 26,8% ДОУ нет вообще никаких образовательных материалов экологической направленности.
О необходимости прибегнуть к помощи методиста-эколога заявили заведующие 84,5% дошкольных учреждений.
Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм:
- самыми популярными оказались экологические занятия и беседы – 33,9%;
- экскурсии и фенологические прогулки – 22,6%,
- наблюдения в природе – 14,5%,
- досуговые занятия – 10,8%,
- игры – 9,7%;
- практическая работа (опыты) – 4,8%,
- консультации с родителями – 2,2%,
- тематические выставки – 1,6%.
Формы экологического воспитания в детском саду
Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.
Формы работы с детьми
Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения» и другие.
Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями готовит экологические праздники: «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы».
Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе. Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.
Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.
Дети подготовительной группы могут вести «экологический дневник», в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.
Формы работы с педагогическим коллективом
Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив нуждается в повышении квалификации, приобретении соответствующих навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры, например, «Экологическое воспитание средствами живой природы», обзоры парциальных программ, семинары «Дидактические игры с экологическим содержанием».
Востребованным оказывается практикум «Новые игровые приемы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников».
Одним из стимулирующих факторов является дух соревновательности. Организуются вернисажи педагогических идей «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».
Для повышения уровня экологической грамотности педагогов выпускаются буклеты по актуальным экологическим проблемам в мире вообще и в городе в частности.
Формы работы с родителями
Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.
Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике, озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.
Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету.
Автор — Даниленко Мария.
Благая весть, экология и христианская этика
%PDF-1.7
%
1 0 объект
>/Метаданные 2 0 R/Контуры 5 0 R/Страницы 3 0 R/StructTreeRoot 6 0 R/Тип/Каталог/ViewerPreferences>>>
эндообъект
2 0 объект
>поток
приложение/pdf
Prince 12.5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 6.0 Linux Kernel 2.6 64bit 18 мая 2016 г. Библиотека 10.1.0Appligent AppendPDF Pro 6.02019-11-04T09:45:05-08:002019-11-04T09:45:05-08:002019-11-04T09:45:05-08:001uuid:c387681d-acdf-11b2-0a00-58f1b0000000uuid:c387681f-acdf -11b2-0a00-b0cc1527fd7f
конечный поток
эндообъект
5 0 объект
>
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
11 0 объект
>
эндообъект
12 0 объект
>
эндообъект
14 0 объект
>0]/P 41 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
15 0 объект
>1]/P 13 0 R/Pg 40 0 R/S/Ссылка>>
эндообъект
16 0 объект
>2]/P 13 0 R/Pg 40 0 R/S/Ссылка>>
эндообъект
17 0 объект
>3]/P 13 0 R/Pg 40 0 R/S/Ссылка>>
эндообъект
22 0 объект
>9]/P 21 0 R/Pg 40 0 R/S/Ссылка>>
эндообъект
25 0 объект
>13]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
26 0 объект
>15]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
27 0 объект
>>17 18]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
28 0 объект
>20]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
29 0 объект
>22]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
30 0 объект
>24]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
31 0 объект
>26]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
32 0 объект
>28]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
33 0 объект
>31]/P 24 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
37 0 объект
>37]/P 35 0 R/Pg 40 0 R/S/Link>>
эндообъект
35 0 объект
>
эндообъект
40 0 объект
>/MediaBox[0 0 612 79WՃu=’)yr0zZdp5~+rq91jg}}d32#Zh~=u{hbP|zaop-9/ +~1B IP(I
Божья воля или экологическая катастрофа? Мексика нацелилась на меннонитскую вырубку лесов
- Резюме
- https://reut.
rs/3nRGEyn
ВАЛЬЕ-НУЭВО, Мексика, 12 июля (Рейтер) — Самый большой тропический лес в Северной Америке уступает идеальным рядам кукурузы и сои. шляпы с полями мчатся по грунтовой дороге на лошадях и повозках, мимо простых кирпичных домов и побеленного школьного здания: община меннонитов на юге Мексики.0007
Здесь, в штате Кампече на полуострове Юкатан, на северной окраине леса майя, меннониты говорят, что живут в соответствии с традиционными пацифистскими ценностями и что расширение ферм для обеспечения простой жизни их семей — это воля Бога.
В глазах экологов, а теперь и мексиканского правительства, которое когда-то приветствовало их сельскохозяйственное мастерство, фермы меннонитов представляют собой экологическую катастрофу, быстро разрушающую джунгли, один из крупнейших поглотителей углерода на континенте и дом для находящихся под угрозой исчезновения ягуаров.
По данным некоммерческой организации Global Forest Watch, занимающейся мониторингом вырубки лесов, лес майя меньше только Амазонки и ежегодно сокращается на площадь, равную площади Далласа.
Правительство президента Андреса Мануэля Лопеса в настоящее время оказывает давление на меннонитов, чтобы они перешли на более устойчивые методы, но, несмотря на соглашение между некоторыми меннонитскими поселениями и правительством, в двух деревнях, которые агентство Reuters посетило в феврале и мае, была заметна продолжающаяся расчистка земель.
Фермерам, таким как Исаак Дайк Тиссен, лидер меннонитского поселения Чави, трудно приспособиться.
«Наши люди просто хотят, чтобы их оставили в покое», — сказал он, стоя на затененном пороге, спасаясь от неумолимого послеполуденного солнца. За его аккуратной фермой возвышалась зеленая стена тропического леса.
В поисках земли и изоляции меннониты, для которых сельскохозяйственный труд является основным догматом их христианской веры, увеличились в численности и распространились в отдаленные районы Мексики после того, как впервые прибыли из Канады в начале 20-го века.
Несмотря на отказ от электричества и других современных удобств вдали от работы, их сельское хозяйство эволюционировало и включает в себя бульдозеры и бензопилы, а также тракторы и комбайны.
В Кампече, куда меннониты прибыли в 1980-х годах, за последние 20 лет было утрачено около 8000 кв. км леса, что составляет почти пятую часть древесного покрова штата.
Группы, в том числе производители пальмового масла и скотоводы, также занимаются широкомасштабной расчисткой земель. Данные о том, в какой степени вырубка лесов вызвана поселенцами-меннонитами, а в какой — другими группами, недоступны.
Одно исследование, проведенное в 2017 году под руководством мексиканского Университета Веракрусана, показало, что на территории Кампече, принадлежащей меннонитам, темпы вырубки лесов в четыре раза выше, чем на собственности, не принадлежащей меннонитам.
Расчистка контрастирует с традициями местных фермеров, которые выращивали кукурузу и собирали лесные продукты, такие как мед и натуральный каучук, с тех пор как города майя господствовали в джунглях от Юкатана до Сальвадора.
Под давлением международного сообщества, стремящегося к защите окружающей среды, в августе правительство убедило некоторые поселения меннонитов Кампече подписать соглашение о прекращении вырубки лесов.
Не все сообщества зарегистрировались.
ОГОНЬ И ПИЛЫ
На окраине отдаленной деревни Валье-Нуэво журналисты агентства Рейтер стали свидетелями того, как фермеры расчищали джунгли и разжигали костры, готовясь к посадке.
Джейкоб Хардер-младший, школьный учитель-меннонит из Валье-Нуэво, сказал, что соглашение не повлияло на подход Валье-Нуэво к сельскому хозяйству.
«Мы ничего не меняли», сказал Хардер.
Лидер Дайк Тиссен и адвокат, представляющий некоторые общины и фермеров, заявили, что меннониты, придерживающиеся пацифистского подхода к конфликту, почувствовали себя атакованными и признанными козлами отпущения со стороны правительства.
Хосе Уриэль Рейна Текуа, адвокат, сказал, что их несправедливо обвиняют, в то время как правительство уделяет меньше внимания другим, которые вырубают леса.
На одном из собраний в прошлом году Агустин Авила, высокопоставленный чиновник федерального министерства окружающей среды, предупредил жителей деревни, что военные могут быть привлечены в этот район для предотвращения вырубки лесов, если общины не изменят свой образ жизни, сказала Рейна Текуа.
«Это была прямая угроза», сказала Рейна Текуа.
В ответ на вопрос агентства Рейтер о предполагаемых комментариях Авилы министерство окружающей среды опровергло любое упоминание об использовании военных, заявив, что правительство действовало на основе диалога.
Карлос Тукуч, глава отделения Национальной лесной комиссии Мексики (CONAFOR) в Кампече, сообщил Рейтер, что правительство не выделяет меннонитов, а также занимается другими причинами вырубки лесов.
ДВИЖЕНИЕ НА ЮГ
[1/25] Молодой человек катит колесо трактора в меннонитской общине Эль-Сабиналь, штат Чиуауа, Мексика, 22 апреля 2021 г. REUTERS/Jose Luis Gonzalez/File Photo
Следы меннонитов их корни уходят в группу христианских радикалов в Германии 16 века и прилегающих районах, которые выступили против как римско-католической доктрины, так и основных протестантских верований во время Реформации.
В 1920-х годах группа из примерно 6000 человек переехала в северную Мексику и зарекомендовала себя как важные производители сельскохозяйственных культур.
Все еще говорящие на языке плаутдич (смесь нижненемецкого, прусского и голландского диалектов) несколько тысяч человек переехали в леса Кампече в 1980-х годах. Они покупали и арендовали участки джунглей, некоторые из которых принадлежали местным коренным общинам майя. В последние годы их стало больше, поскольку изменение климата усугубило засуху на севере. читать дальше
В 1992 году законодательство упростило разработку, аренду или продажу ранее охраняемых лесов, что привело к увеличению вырубки лесов и увеличению количества ферм в штате.
Когда Мексика открыла использование генетически модифицированной сои в 2000-х годах, меннониты в Кампече восприняли эту культуру и использовали средство от сорняков на основе глифосата Roundup, предназначенное для работы с ГМО-культурами, по словам Эдварда Эллиса, исследователя из Университета Веракрусана.
Более высокие урожаи означают больший доход для поддержки больших семей — 10 детей — обычное дело — и вести простой образ жизни, поддерживаемый землей, — сказал историк Ройден Лёвен, пояснив, что поселения часто инвестируют до 90% прибыли на покупку земли.
По меньшей мере пять меннонитов, которые говорили с Рейтер, сказали, что хотят приобрести больше земли для своих семей.
В то время как большинство мексиканских меннонитов остаются на севере, в настоящее время в Кампече проживает от 14 000 до 15 000 человек, разбросанных по примерно 20 поселениям.
«Если Бог даст вам, то вы растете», сказал Дайк Тиссен, который присутствовал на заседаниях правительства, но не подписал соглашение.
ПЛАТА ЗА ЛЕС
Меннониты в основном поддерживают напряженный мир с местными коренными общинами, которые служат охранниками окружающего леса, но также арендуют оборудование у своих новых соседей для своей земли.
«С ними у нас появился доступ к технике. Мы видим, что это дает нам результаты», — сказал Вильфредо Чикав, 56 лет, фермер майя.
Такой прогресс в эффективности сельского хозяйства сказался на лесу майя, где обитает фауна, насчитывающая до 400 видов птиц.
Его 100 видов млекопитающих, включая ягуара, находятся под угрозой исчезновения в Мексике, если его среда обитания сократится, сказал Тукуч из комиссии по лесному хозяйству.
В период с 2001 по 2018 год три штата, в состав которых входят леса Мексики, потеряли около 15 000 кв. км древесного покрова, площадь, которая покрыла бы большую часть Сальвадора.
Это приводит к сокращению сезона дождей. Фермеры раньше планировали посадку на первое мая, теперь они часто ждут до июля, так как меньше лесов означает меньшее количество дождевых осадков, что приводит к снижению поглощения влаги в воздухе и уменьшению количества дождей, сказал Тукух
Министр окружающей среды Кампече Сандра. Лаффон сказал, что у меннонитов в штате не всегда были необходимые документы, чтобы превратить лес в сельскохозяйственные угодья.
Рейна Текуа признала проблемы с покупкой земли. По его словам, семьи иногда становятся жертвами сделок, основанных на рукопожатии и словесных словах, и продавцы могут воспользоваться этим, пообещав землю, которая изначально не выставлена на продажу по закону.
Соглашение, подписанное в прошлом году, создало постоянную рабочую группу между правительством и общинами меннонитов, чтобы попытаться решить вопросы, связанные с выдачей разрешений, землевладением, административными и уголовными жалобами против них со стороны местных жителей, в том числе за незаконную вырубку леса.
Лаффон сказал, что есть признаки того, что соглашение оказывает влияние. Данные Global Forest Watch показали уменьшение вырубки лесов в Кампече в 2021 году, но говорят, что это может быть результатом таких факторов, как нехватка оставшихся земель, пригодных для сельского хозяйства, и государственных программ стимулирования, которые включают общенациональную схему, популярную среди коренных фермеров майя, которая вознаграждает деревья. посадка.
Лидеры меннонитов ждут от правительства предложения, которое не приведет к резкому сокращению производства, сказала Рейна Текуа.