Skip to content

Древнерусские былины короткие: Русские народные былины — читать онлайн

Русские былины — герои и персонажи — Щи.ру

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Подробнее >>


Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Подробнее >>


Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Подробнее >>


Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>


Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>


Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>


Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Подробнее >>


Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Подробнее >>


Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Подробнее >>


Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>


Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Подробнее >>


Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

Русские богатыри. Былины. Героические сказки. Библиотека Пескарь.

Peskarlib.ru > Сказки народов мира > Русские богатыри. Былины. Героические сказки

На высоких холмах стоит Киев город. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…

Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по за́водям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров – быков рогатых – и мелкого зверя видимо невидимо.  Читать далее…

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке Руси молодой богатырь – Вольга Всеславьевич.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольта брать дани по́дати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Жила была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын – богатырь Добрынюшка.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Много ли, мало ли времени прошло, женился Добрыня на дочери Микулы Селяниновича – молодой Настасье Микулишне.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка Косматушка, проскочил полторы версты.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки озёра перепрыгивает, холмы перелетает.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Ехал ехал Илья из Мурома по русской степи и доехал до Святых гор. Бродил по утёсам и день и два, приустал, раскинул шатёр, лёг и задремал.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Едет Илья по чистому полю, о Святогоре печалится. Вдруг видит – идёт по степи калика перехожий, старичище Иванчище.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской, стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Ездил Илья в чистом поле много времени, постарел, бородой оброс. Цветное платье на нём поистаскалось, золотой казны у него не осталось, захотел Илья отдохнуть, в Киеве пожить.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Тихо, скучно у князя в горнице. Не с кем князю совет держать, не с кем пир пировать, на охоту ездить…

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Шёл раз у князя Владимира большой пир, и все на том пиру были веселы, все на том пиру хвалились, а один гость невесел сидел, мёду не пил, жареной лебёдушки не ел, – это Ста́вер Годинович, торговый гость из города Чернигова.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Из под старого вяза высокого, из под кустика ракитового, из под камешка белого вытекала Днепр река.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Жил поживал в Великом Новгороде молодой Садко. Богат и славен город Новгород.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Из далёкого, из высокого гнезда вылетал молодой сокол, силу проверить, крылья размять.

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

Бывало живало, пришёл к князю Владимиру старый богатырь Данило Игнатьевич.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю Русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости.

Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович – всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую.

Изредка собирались они к князю Владимиру на двор – отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри воины, с честью встречает их Владимир князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне – гостиной горнице – для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…

Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Русская мифология: легенды и мифы

FacebookTwitterPinterest

Фольклор России — это фольклор сегодняшних русских и всех других этнических групп страны. Русский фольклор восходит к так называемому славянскому язычеству, то есть к народным традициям и верованиям древних славян, которые на протяжении веков вызывали споры в академических кругах.

Хотя сегодняшнее знание славянской культуры связывает ее мифологию с такими существами, как вампиры и стригои, которые, как сообщается, происходят из древнеславянской демонологии, понятие славянского, т.е. былины.

Содержание

Русская мифология

Русские сказки стали доступным источником информации между 1855 и 1863 годами, когда русский славист, собиратель фольклора и этнограф Александр Афанасьев издал сборник из 600 русских сказок и народных сказок. Произведение выполнено по мотивам сказок братьев Гримм, изданных в 1812 году. 

Былины — героические сказки Древней Руси, включающие в себя такие персонажи и фигуры, как драконы, великаны, духи, рыцари, эпические сражения, подводные царства и свистящие разбойники. Главной темой этих сказок является принцип «делай и дерзай», который веками был источником вдохновения и развлечения.

Былины появились примерно в 10 веке в виде эпических сказаний, сохранившихся в устной традиции. Они короткие, но содержательные, хотя и длиной всего в сто строк. Их чаще пели, а иногда и под аккомпанемент гуслей на струнном инструменте.

И народные сказки, и былины первоначально исполнялись при королевских дворах профессиональными бардами, прежде чем они распространились дальше в сельской местности, где их пели или рассказывали крестьянские сказители.

Русский фольклор

Русский фольклор был записан и собран учеными, проследившими связь ранних вариантов народных сказок и легенд со славянскими мифами.

Во время так называемого «золотого века Киева» или периода расцвета Киевской Руси русский фольклор и традиции претерпели значительные изменения и изменения.

Киевская Русь — историческое государство с 880 по 1240 год нашей эры, предшественница Русского государства. Во время его основания знаменитый царь Владимир I вместе со своим правлением принес и навязал христианство.

Христианизация медленно осуществлялась на территории славяноязычных стран, включая Россию, и многие языческие верования и обычаи остались или сохранились, видоизменившись и включившись в христианские практики и ритуалы.

Сохранились верования и восхваления множества божеств, а также легенды и мифы, которые передавались грядущим поколениям.

Вот список из 15 русских мифов и легенд, которые стоит изучить:

Русские мифы и легенды

1. Миф об Аждае

Миф об Аждае повествует о демонизированном драконе. Русское слово «змай» означает «дракон» и относится к народному поверью, что он был создан из змеи, которая могла жить до 100 лет и иметь две или более головы.

Аждая выглядит как злобное существо, изрыгающее огонь и издавая мучительный рык. Он живет в горах или в пещерах и часто изливает свой гнев на людей, вызывая град или нападения на скот или людей.

Согласно историческим записям славянского фольклора или язычества, христианство приняло Аждаю как изображение дьявола, который представлен как жадное, голодное и враждебное существо.

2. Миф об Алконосте

В русском фольклоре миф об Алконосте повествует о величественном птицеподобном существе Алконосте, обитающем в Ирии (Небе).

Алконост — красивая птица с крыльями, хвостом и ногами птицы, но головой и туловищем женщины. У него красивый голос, и он приносит сообщения из потустороннего мира, распевая песни.

Когда наступает зима, она летает над морем и откладывает яйца на берегу моря, а затем бросает их на дно моря. Спустя семь дней, когда яйца вылупятся, начинают бушевать бури, поэтому Алконост управляет погодой.

3. Миф о Бабе Яге

Легенды и мифы о Бабе Яге – одни из самых популярных в русском фольклоре. Короче говоря, несмотря на то, что существуют вариации этого персонажа, славянские народные сказки представляют Бабу-Ягу как сверхъестественное существо, которое появляется как жестокая, уродливая старуха.

Баба Яга живет в избушке в лесу и стоит на курьих ножках. В большинстве сказок она ездит на метле или ступе, а в качестве оружия использует пестик. Она пугает детей, а также ест их.

Однако в некоторых версиях сказок Баба-Яга представлена ​​как персонаж мудрости, который также может помочь тем, кто ее ищет или встречает ее.

Ее роль в мифологии — материнская, хотя и загадочная, связанная с силой лесной дикой природы.

Тем не менее, Баба Яга – одна из самых запоминающихся и самобытных в восточноевропейском фольклоре.

4. Миф о Бабароге

Бабарога — мифическое существо, наиболее известное среди южных славян. Славянская мифология представляет ее фигуру как уродливую горбатую старуху, у которой изо лба растет рог.

Имя Баба Рога на самом деле происходит от ее отличительной черты лица, т.е. рога на голове, так как слово «рога» в переводе с русского означает «рог».

Баба Рога живет в темных пещерах в горах и в лесу, куда солнечный свет приближается только в Иванждан, фактически единственный день, когда она выходит из пещеры и носит с собой метлу.

Согласно сказке Баба Рога посещает ночью спящих детей, укутывает их и приносит им приятные сны. Считалось, что если ребенок проснется и увидит ее, она даст ему напугаться, чтобы травма подготовила его к тяготам взрослой жизни.

5. Легенда о Балачке

Среди множества русских мифологических существ есть и легенда о великане Балачке.

Балачко — великан с тремя головами. Из одной головы он мог извергать огонь, из другой мог дышать леденящим воздухом холодных ветров.

Огонь и холодный ветер были оружием этого гиганта, и когда он, наконец, израсходовал последние резервы, ему потребовалось некоторое время, прежде чем он снова выздоровел. В этот момент у него не будет защиты, и он станет легкой мишенью для убийства.

Согласно легенде, один из русских царей воспользовался этим случаем, чтобы убить великана и спасти принцессу, похищенную Балачко.

6. Легенда о Бауке

В истории южнославянских верований Баук был страшным звероподобным существом со своеобразной походкой.

Согласно легенде, Баук прятался в темных местах или заброшенных зданиях, где он сидел и подстерегал добычу, которую он в конце концов схватил и пожрал.

Единственным способом отпугнуть его было использование света и шума. Некоторая интерпретация атрибутов баука привела к выводу, что это мифическое существо на самом деле является описанием настоящего медведя.

7. Миф о Беде

Миф о Беде рассказывает историю о демоне, который в основном известен в южнославянском фольклоре.

Беда представлен как тощее и слизистое существо, которое быстро размножается и любит красть вещи людей, а затем закапывать их под землю.

Слово «беда» можно перевести как «страдание», что, очевидно, относится к злому существу, которое приносит человечеству трудности.

Беда — нисхождение призраков, а в некоторых версиях Чума — мифологическое олицетворение чумы.

Беда чудес по всему миру нападает на людей и истязает их души и тела. В истории русского фольклора есть даже поговорки, в которых упоминается Беда, относящаяся к недобросовестности или судьбе человека.

8. Легенда о Бесомаре

В русской мифологии Бесомар представлен как демон, который ассоциируется с ненавистью и отвращением. По некоторым версиям легенды об этом демоне он является верховным демоном-богом всей нечисти.

Его имя происходит от слова «bes», что означает «ярость, гнев» на английском языке, и «mora», что переводится как «пытки, смерть».

9. Легенда о Гостомысле

Русская легенда о Гостомысле является вызовом для каждого современного историка и связана с князем из Новогорода в 9 в. век.

Согласно легенде, во время своего правления Гостомысл объединил северные племена, которые в середине IX века противостояли варяжской угрозе, и объединил чудь, ильменских славян, кривчей и меря.

По мнению некоторых историков, столица этой конфедерации находилась на территории сегодняшней России, а Гостомысл был одним из лидеров.

10. Миф о Чернаве

Чернава — мифологический персонаж, представленный в образе русалки и дочери Морского Царя (Морского Царя по-русски). Она также является духом, олицетворяющим одноименную реку.

Голова и туловище Чернава принадлежат человеческой женщине, а нижняя часть тела имеет рыбий хвост.

В одной из былин Чернава описана как одна из 900 русалок. Это молодая крошечная девочка, которую морской царь предлагает музыканту-барду Садко, застрявшему в подводном царстве, в качестве его новой жены.

Садко согласился и провел ее в первую брачную ночь, он ее не трогал, а просто лежал рядом. Когда он спал, Чернава превратилась в реку и помогла ему вернуться в человеческий мир, поэтому он работал на берегу у реки Чернава и, наконец, снова оказался в объятиях своей первой жены.

11. Легенда о Деде Морозе

Одна из популярных историй современной массовой культуры, история о Деде Морозе, имеет свою версию в славянской мифологии и русской традиции, среди множества других, разбросанных по миру.

Дед Мороз — легендарный персонаж и фигура, родственниками которого являются Дед Мороз и Санта-Клаус. Традиция, связанная с Дедом Морозом, является неотъемлемой частью культуры России и восточнославянских стран.

Дед Мороз представлен как старый, пухлый, высокий пожилой мужчина с седыми волосами и бородой, который приносит подарки благовоспитанным детям в канун Нового года или Рождества (в зависимости от конкретной традиции).

У Дедо Мороза есть помощница по имени Снегурочка. Снегурочка одета в длинные бледно-голубые и серебряные одежды и белую меховую шапку или корону из снежинок.

Она его внучка и уникальный компаньон, поскольку нет других культур, которые представляют сказки о Санта-Клаусе с женщинами-помощницами и компаньонами.

Согласно легенде, резиденция Деда Мороза в России в городе Великий Устюг Вологодской области.

В начале советской эпохи Дедо Мороз был запрещен коммунистами, но позже он стал важным элементом советской культуры.

12. Миф о Кикиморе

В славянской мифологии Кикимора представлена ​​как женский домашний дух, а русский фольклор описывает ее как существо, которое является «плохим» духом дома. Кикимора всегда стоит плечом к плечу с Домовым, «добрым» домашним духом.

Говорят, Кикимора живет за кухонной плитой или на потолке и по ночам издает звуки, похожие на домовые мыши.

На самом деле русские называли Кикимору (форма множественного числа) для объяснения сонного паралича, поэтому Кикимора считается демоническим посещением.

13. Миф о Домовом

Согласно славянской и русской традиции, Домовой – добрый дух дома и домашний бог.

По мнению русских фольклористов, Домовой олицетворяет в славянском язычестве верховное божество по имени Род, связанное с личной судьбой или жизненным планом, данным при приходе в этот мир.

В некоторых версиях у Домового есть спутница по имени Домания, и она представлена ​​как богиня дома. В сказке у Домового есть способность превращаться во многих других духов и менять функции в доме в разных ситуациях.

Считается, что Домовой защищает благополучие семьи и особенно бережет детей и животных. Он делится хорошим и плохим с членами семьи и предупреждает их о любых возможных бедствиях, которые могут возникнуть как угроза роду.

Обычно Домовой изображается как пожилой мужчина с седыми волосами и большими сверкающими глазами, хотя в некоторых версиях сказок его дух проявляется в виде животного или давно ушедшего предка в семье.

14. Легенда о Хозяйке Медной горы

Легенда о Хозяйке Медной горы отсылает к персонажу русских сказок и славянской мифологии, также известному как «Малахитовая дева».

Она существо, олицетворяющее горный дух Уральских гор и Уральских горняков в России. Дева описывается как очаровательно красивая женщина с зелеными глазами, одетая в красивое малахитовое платье.

Ее волосы заплетены в косы, а в качестве аксессуаров она носит ленты из меди, а также драгоценные камни. Горничная — горный дух, который всегда окружен маленькими ящерицами в своих подземных богатствах.

Согласно легенде, если ее увидит шахтер или человек, она воспользуется магией и заклинаниями, чтобы очаровать их. Горничная также может быть доброй и помогать людям находить золото или драгоценные камни, но если они не подчинятся ей, они могут потерять свою удачу и даже закончиться фатальной смертью.

Легенда была рассказана в нескольких вариациях с течением времени, и горняки также приняли этого народного персонажа в качестве своей покровительницы и защитницы подземелья, которая может контролировать добычу металлов и камней.

Сакральный элемент в миф о Деве внес соблюдение ряда обрядов, поэтому женщины никогда не спускались в шахту, так как она считалась местом, управляемым только Девой, а юноши, искавшие помощи у нее, никогда не женились . С другой стороны, детям сказали вести себя тихо, спускаясь в шахты, чтобы не беспокоить ее.

15. Легенда о Синюшкином колодце

В славянской мифологии существует легендарная сказка о Синюшкином колодце, известная также как «Синяя Старушка Родник» или «Синяя Бабка Болотная».

Эта народная сказка возникла в Сибири, на Уральских горах, и до сих пор является одной из самых популярных историй в русском фольклоре.

Эту легенду рассказывает воображаемый старик по имени Старик Слышко (по-русски Дед Слышко, т.е. Дедушка Слышко). Колодец Сынушки находится в горах и покрыт туманом. Он охраняет горные богатства от плохих, жадных людей.

Идет мужик по горам и подходит к колодцу попить воды, как вдруг из воды выходит старуха, т.е. Синушка, и велит мужику вернуться в полнолуние и она его обогатит.

Мужчину интересует только ее красота, но она показывала свое лицо только смелым людям,

Мужчина никогда не мог ее забыть, но женился на другой девушке, похожей на нее, и вскоре столкнулся со своей трагической верой, когда его возлюбленная умерла от туберкулеза.

FacebookTwitterPinterest

Пригласите нас в свой почтовый ящик

Присоединяйтесь к 6347 другим людям, интересующимся славянской культурой. Мы не спамим и будем присылать вам по электронной почте только один или два раза в месяц последние и самые популярные статьи о славянах.

Имя

Лучшие книги по лучшим русским рассказам

Что вас впервые заинтересовало русской литературой?

Мне посчастливилось выучить русский язык в школе, при поддержке моего отца, который посетил Советский Союз в 1957 лет, и мой дедушка, который вступил в коммунистическую партию, когда был студентом Кембриджа. Он разочаровался, когда в начале 1930-х посетил Москву и ему сказали, что в Англии нет телефонов, но сохранил интерес к русской культуре. Так что я начал читать Тургенева и Чехова в оригинале, когда мне было 16 лет. Поначалу мне все это казалось ужасно трудным, но затем я вдохновился, когда в начале 1980-х провел время в Ленинграде, будучи студентом.

Трудно не поддаться страсти и серьезной увлеченности русских писателей, и было радостно узнать, что в Советском Союзе их почитали как национальных героев, как это было в деспотические дни царского режима. . [Александр] Солженицын не преувеличивал, называя русскую литературу вторым правительством страны. Писателям часто выпадало быть носителями истины.

Вы выбрали пять книг, посвященных рассказам. Как бы вы определили их как жанр, в отличие от больших русских романов, таких как « Война и мир »?

Действительно, когда речь идет о русской литературной традиции, мы думаем о романах раньше, чем о рассказах, но все великие романисты писали и несравненные рассказы. А учитывая их глубокое влияние на русские романы, а также на оперы, эти рассказы иногда незаслуженно упускают из виду. Хотя мы не ожидаем найти в них глубоких рассуждений о смысле существования, произведения Чехова, безусловно, достойны сравнения. Он бунтовал, сочиняя только короткую прозу, и для его подрывного стиля типично то, что его рассказы так обманчиво просты — он бросал вызов условностям, задавая вопросы, а не давая ответы. И если Чехов смог разорвать и переписать свод правил написания рассказа, то это заслуга всех предшествующих русских писателей, рассказы которых его вдохновляли.

«Солженицын не преувеличивал, когда называл русскую литературу вторым правительством страны».

Форму рассказа, безусловно, намного легче усвоить – многие великие русские рассказы по-настоящему захватывают страницы, и их интересно читать. Они могут стать идеальным введением в русскую литературу для тех, кого пугают большие романы, и, как правило, охватывают гораздо более широкий социальный и географический спектр, поэтому они столь же ценны, как и источники понимания русского менталитета, прошлого и настоящего. Мой выбор этих пяти отдельных работ был основан на художественных достоинствах. Но я также хочу передать кое-что из стилистического диапазона и тематического разнообразия русской новеллы. Неизбежно это означает, что нужно сделать некий оскорбительный выбор и исключить превосходные произведения таких писателей, как Гоголь, Тургенев, Достоевский, Набоков, Булгаков и Солженицын.

Первый рассказ, который вы рекомендуете, — это «Пиковая дама » Александра Пушкина из коллекции Oxford World’s Classics.

Каким бы ни был критерий, невозможно пропустить Пиковая дама . Это рассказ об азартных играх и первый бесспорный шедевр в жанре писателя, которого у себя на родине называют «русским Шекспиром». Пушкин был многогранным гением, превратившим громоздкий русский язык XVIII века в гибкий и красивый литературный язык, используемый сегодня. Хотя он был прежде всего лириком, он начал двигаться к прозе в конце своей короткой жизни, как вы можете видеть в Евгений Онегин , первый в России великий роман, написанный в стихах.

Помимо захватывающего чтения, Пиковая дама — это квинтэссенция петербургской сказки и удивительно современное произведение. Его автор был гораздо более вспыльчивым, чем можно предположить по великолепно хладнокровному, отстраненному стилю повествования. За свои мятежные идеи он был отправлен в ссылку, а затем вынужден был вытерпеть передачу своих рукописей Николаю I на его личное одобрение. Пушкин, конечно, сам был игроком и даже иногда проигрывал собственные стихи. И он из кожи вон лез, чтобы драться на дуэлях. Он был убит на дуэли через четыре года после завершения Пиковая дама , в возрасте 38 лет.

Вы говорите, что Пиковая дама , написанная осенью 1833 года, является современным произведением — в каком смысле?

Во-первых, точность и ясность языка Пушкина заставляют его читать так, как будто это было написано вчера. С него брали пример многие позднейшие русские писатели. Он также проворачивает завораживающий фокус, умудряясь иллюстрировать и одновременно пародировать множество литературных жанров, популярных в то время, когда он писал. Его ирония и бесконечные игры, в которые он играет со своим читателем, делают его своего рода постмодернистским писателем 9.0217 авангард .

«Четкость и ясность языка Пушкина заставляют его читать так, как будто это было написано вчера».

На одном уровне история подражает «светской сказке», популярной в 1830-х годах. Есть персонажи, взятые из реальной жизни, такие как грозная графиня, вдохновленная легендарной «Принцессой с усами» Натальей Голицыной. С другой стороны, это романтическая история о сверхъестественном. Пушкин дразнит нас целым рядом возможных способов истолкования смысла рассказа. Пиковая дама также надеется на будущие дебаты об отношениях России с западным капитализмом. В Преступление и Наказание , например, Достоевский явно моделирует своего персонажа [Родиона] Раскольникова на пушкинском «антигерое» Германе, который имеет немецкое происхождение. Им обоим приходится бороться со старухой и молодой девушкой по имени Лиза, и у них обоих есть комплекс Наполеона и одержимость деньгами. Многие люди будут знакомы с Пиковая дама после просмотра оперы. Чайковский улавливает фантасмагорическую атмосферу повести, которая положила начало целой петербургской мифологии, но радикально отходит от пушкинского сюжета.

Ваш следующий выбор — Леди Макбет Мценского уезда Николая Лескова.

Это самый знаменитый рассказ писателя, который не так известен на английском языке. Он был написан в 1864 году. Это еще одно произведение, омраченное оперной версией, которая в данном случае стала чем-то вроде знаменитости в 20 веке. В 1936 Сталин использовал свои яростные нападки на оперу Шостаковича, чтобы обстрелять всех советских артистов, не желавших подчиняться диктату Коммунистической партии. Так что очень приятно вернуться к первоисточнику и просто насладиться историей Лескова как отрывочной пряжей.

Это история, которая показывает нам другую часть российского общества.

Да, действие происходит в самом сердце провинциальной России, которую Лесков хорошо знал. Он вырос в Орле, к югу от Москвы, а Мценск — город в Орловской области. У Лескова с детства сохранились воспоминания о похоронах старика, убитого своей сладострастной молодой невесткой, когда он резвился под кустом черной смородины в летний день. Это и дало Лескову идею для его рассказа.

Здесь мы переходим от аристократической среды вестернизированного Петербурга 1830-х годов к восточному миру провинциального русского купечества 1860-х годов. Лесков фактически был одним из первых русских писателей, написавших о купечестве, которое тогда еще было отдельным социальным классом. Они одевались по-разному, были склонны быть консервативными и набожными, а свои дела и своих жен держали за закрытыми дверями. Так что неудивительно, что юная героиня Лескова скучает в отсутствие мужа и в итоге заводит любовника.

Другим писателем, который также сосредоточился на коррумпированности и самодержавии русского купечества, был Александр Островский. Заманчиво думать, что рассказ Лескова — это отклик на пьесу Островского « Гроза », написанную всего несколькими годами ранее. В нем рассказывается о другой скучающей купчихе по имени Катерина, которая жаждет свободы, и она является основой для оперы Яначека Катя Кабанова . Клаустрофобия, которую изображают и Лесков, и Островский, — это комментарий к русской провинциальной жизни, но с политическим подтекстом. Ведь именно в начале 1860-х годов новый царь Александр II положил начало эпохе «Великих реформ» после удушающей реакции царствования Николая I. Островский несколько идеализировал свою героиню Катерину, благородно бросающуюся в Волгу. когда ее неверность была обнаружена, и некоторые радикальные критики рассматривали ее самоубийство как символ социального протеста. Лесков более трезвомыслящий реалист. Его Катерина не является героиней со многими искупительными качествами, и в конце концов она становится серийной убийцей во имя своего сексуального освобождения. Она убивает своего тестя, кормя его грибами с примесью крысиного яда, она убивает своего мужа, а затем наследника состояния купеческой семьи и, наконец, убивает новую любовницу своего любовника, прежде чем покончить жизнь самоубийством.

Звучит как пародия на шекспировскую трагедию.

Есть, конечно, отсылка к пьесе Шекспира, но название Лескова сильно иронично — не в последнюю очередь потому, что его героиня вряд ли является персонажем трагического масштаба. На самом деле главная аллюзия — на повесть Тургенева «Гамлет Щигрского уезда», который, кстати, написал еще одну повесть — «Степное учение».

Тургенев происходил из той же глуши, что и Лесков, но он был совсем другого происхождения и гораздо старше поколения. В то время как Тургенев пишет элегантным, слегка архаичным русским языком, который соответствует его дворянскому происхождению, Лесков выбирает демотический. Он использует местного жителя, чтобы рассказать о событиях 9-го века, от которых волосы встают дыбом.0217 Леди Макбет Мценского уезда , и его невозмутимое народное повествование добавляет колорита рассказу. Этот вид персонифицированного повествования, который мы называем «сказом», впервые введен в русскую литературу в рассказах Гоголя и связан с устными традициями. Слово «сказ» происходит от глагола «сказать», что означает «рассказывать», а русское слово для рассказа — «рассказ».

О каком мире пишет ваш следующий автор, Лев Толстой, в рассказе «Чем люди живут» в сборнике Мастер и Человек?

С этой историей мы перенесемся в 1880-е годы, в мир крестьянства, каким его представлял себе аристократ, который пошел гораздо дальше Тургенева в попытке искупить свою вину перед угнетенным низшим классом России. Помимо великих романов, Толстой также написал несколько прекрасных рассказов. Многие считают Смерть из Иван Ильич или Хаджи Мурад его лучшим коротким прозаическим произведением, а может даже Strider , необыкновенная история, рассказанная лошадью. Однако я очень люблю эту историю, потому что она очаровательна, мораль слегка изношена, и я знаю, что она значила для Толстого.

Получить еженедельный информационный бюллетень «Пять книг»

Подобно Валькирии Брунгильде из «Кольца Вагнера», которую Вотан наказывает за отказ привести Зигмунда в Валгаллу, главный герой рассказа Толстого — ангел Михаил, наказанный Богом за отказ забрать жизнь женщины. Михаила отправляют на землю, чтобы узнать, чем живут люди. Скромный крестьянин-сапожник сжалился над голым мужчиной, на которого он наткнулся холодным осенним днем, привалившись к стене часовни, и привел его домой. После того, как Михаил некоторое время работал сапожником и обнаружил, что люди живут любовью, у него выросли новые крылья, и ему позволили вернуться на небеса.

Этот рассказ появился в детском журнале в 1881 году. Это был первый опубликованный художественный рассказ Толстого после «Анна Каренина» , которую он закончил четырьмя годами ранее. В промежутке между ними Толстой пережил духовный кризис, приведший к его отвержению Русской Православной Церкви. В конце концов он создал свой собственный перевод Евангелий, в котором были отброшены все чудеса и сконцентрирован на этическом послании Христа. Хотя во всем, что Толстой написал раньше, есть преемственность, «Чем люди живут» — его первая сознательная попытка выразить свою новую веру в художественной форме. Его предваряет не менее восьми эпиграфов о любви, взятых у св. Иоанна в его новом переводе.

Так чем же она отличается от работы типа Анна Каренина ?

Анна Каренина — это роман, написанный о высшем обществе, в котором крестьяне являются частью фона. Но совесть Толстого уже мутила, и, закончив ее, он отказался от сочинения художественной литературы для образованной публики. Главные герои «Чем люди живут» — крестьяне. Рассказ — образец ясности, но у Толстого всегда искусство скрывает искусство. Он хотел упростить свой литературный язык с тех пор, как в начале 1870-х работал над своей [образовательной] книгой «Азбука», незадолго до того, как начал Анна Каренина , но был заядлым мастером. Очень трогательно обнаружить, что он написал 33 черновика «Чем люди живут», прежде чем он остался доволен.

На самом деле это не рассказ, который Толстой придумал сам. Он был очарован ритмами и интонациями русского языка с тех пор, как собирал средневековые былины для своего букваря, и часто выходил на главную дорогу возле Ясной Поляны [его дом на западе России], чтобы поболтать с паломниками и записать некоторые их высказывания. Когда он узнал, что на далеком Крайнем Севере России есть еще несколько крестьян, сохраняющих устную традицию декламирования наизусть эпических поэм и басен, он пригласил одного из них погостить у него. «Чем люди живут» основан на басне, рассказанной ему этим крестьянским чтецом, первоначально о рыбаках с севера России.

Вы очень близки к своему следующему выбору рассказа «Гусев» Антона Чехова в сборнике О любви , потому что вы его перевели.

В этом списке должно быть что-то от основоположника современной новеллы, но «Гусев», наверное, не то произведение, которое сразу приходит на ум большинству людей. «Дама с собачкой», «Палата № 6» и «Епископ» могут претендовать на звание лучшего рассказа Чехова. Однако «Гусев» — любимец поэтов и, пожалуй, самая лирическая его история. Это также очень необычная работа, так как действие происходит на корабле в море на тропическом Дальнем Востоке. Это не то, что можно ожидать от писателя, который обычно использует в качестве фона скучный провинциальный русский городок.

Поддержка Five Books

Производство интервью Five Books обходится дорого. Если вам понравилось это интервью, пожалуйста, поддержите нас, пожертвовав небольшую сумму.

Чехов написал «Гусев», когда сам возвращался домой морем из Сибири в 1890 году. Он только что завершил грандиозное сухопутное путешествие для изучения печально известной каторжной колонии на острове Сахалин, за несколько дней до того, как туда ходил поезд. «Гусев» был единственным художественным произведением, вышедшим из этого путешествия, и он закончил его во время захода в порт на Цейлоне, где впоследствии хвастался встречей с смуглой девушкой под пальмой.

Гусев — имя главного героя рассказа. Он крестьянин-призывник, вернувшийся после жестокой службы на Дальнем Востоке, и уже умирающий от туберкулеза, когда его посадили на борт корабля. Что удивительно в этой истории, так это необычайный полет воображения, который приводит ее к концу. Тело Гусева зашивают в мешок и выбрасывают за борт, а Чехов описывает спуск трупа на морское дно и его близкую встречу с акулой.

Вы говорите о том, что это лирично – как сделать лучший перевод, чтобы сохранить лирическую атмосферу этого языка?

Когда читаешь этот рассказ, невольно вспоминаешь, как много Чехов был обязан [Михаилу] Лермонтову и, в частности, своей прекрасной повести «Тамань», которая является частью его романа . Меня не удивляет, что именно этот рассказ Шостакович хотел, чтобы его жена прочитала ему в ночь, когда он умер. Он сказал, что это самая музыкальная проза во всей русской литературе, и я склонен согласиться. Переводчику нужно вслушиваться в ритмы рассказа, которые плавно вздымаются и опускаются, как койка Гусева в лазарете корабля. Чехов вызывает бредовое состояние Гусева, создавая атмосферу, похожую на сон, в которой предложения часто уходят в небытие, обозначенное его фирменными многоточиями. Не случайно Чехов использует эту музыкальную форму пунктуации целых 75 раз на протяжении этого короткого рассказа. Это больше, чем он использует в любой другой истории, и похоже на то, как он вставляет паузы в свои пьесы. Чехов был очень вдумчивым писателем — для него первостепенной была детализация, поэтому переводчику нужно понимать, что он делает со своей пунктуацией, а не с тем, как он строит свои предложения. Сновидческая атмосфера тем более эффектна, когда Чехов противопоставляет ее мгновениям сознания Гусева, когда он разговаривает со своим соседом по каюте, озлобленным и таким же ненормальным интеллигентом.

Ваш окончательный автор кажется очень интересным персонажем — можете ли вы рассказать мне что-нибудь об Исааке Бабеле?

Бабель — один из великих писателей еврейского происхождения, которые начали появляться на русской литературной сцене в начале 20 века. Если они не появлялись раньше, то потому, что в основном были ограничены маленькими деревнями в несправедливой черте оседлости [регион Императорской России]. Бабель родился в волшебном портовом городе Одесса, в котором проживало большое еврейское население из-за стремления российского правительства поощрять торговлю. Именно в Одессе Бабель опубликовал этот рассказ в 1921, когда он был в начале своей карьеры. Он блестящий стилист, гораздо больше известен по рассказам из своего сборника Красный Кавалерийский , но «Грех Иисуса» — очень забавная история. Это также кощунственно и сегодня, вероятно, было бы определено как часть магического реализма.

Получить еженедельный информационный бюллетень Five Books

Как и в рассказе Толстого, речь идет об ангеле, который падает на землю обнаженным, и в обоих рассказах фигурирует женщина, у которой есть близнецы, но на этом сходство заканчивается. Героиня — Арина, неграмотная московская горничная на шестом месяце беременности. Когда ее бойфренд избивает ее, после того как она сказала ему, что не будет целомудренной, пока он находится на военной службе, она решает посоветоваться с Иисусом. Несмотря на упоминания Прощеного воскресенья, времени покаяния и целомудрия, которое приходится на начало русского Великого поста, Иисус дает Арине ангела, чтобы составить ей компанию. Его зовут Альфред, и он приставал к Иисусу, чтобы тот позволил ему вернуться на землю. Арина сводит Альфреда по шелковой лестнице на Тверскую улицу. Она одевает его и готовит ему вкусный ужин, но потом они начинают пить водку с неизбежными последствиями. Аккуратно отстегнув крылья Альфреда от петель и уложив его в постель, Арина переворачивается и раздавливает его насмерть. Когда Арина возвращается к Иисусу, он проклинает ее за то, что она такая шлюха, но позже она поднимает свой раздутый живот к небесам и жалуется. Теперь Иисус просит у нее прощения за то, что она «грешный бог», но Арина отказывается его дать.