Содержание
Дифференциация звуков К — Т. | Учебно-методический материал (старшая группа):
Дифференциация
звуков К-Т
Коля считает капли. Ребёнок пальчиком показывает на капли и произносит КАП-КАП-КАП-КАП
На вокзал прибыли поезда. Они сигналят. Ребёнок показывает на поезд и проговаривает ТУ-ТУ-ТУ.
Игра «По дорожке пройди, что видел расскажи».
Ребёнок пальчиком показывает и называет КАП, ТУ и т. д.
Игра «Доскажи-ка буковку»
На конце слов потерялись буквы, тебе нужно помочь Коле и Толе закончить слова. Взрослый говорит начало слова, а ребёнок договаривает последнюю букву слова.
со_ живо_ бан_ лиф_ су_ щено_ лу_ кро_ клубо_ ко_ мешо_ жу_ гороше_ песо_ бегемо_ аис_ кус_
Дифференциация букв.
Толя очень любит ходить в гости к Коле. Толя прыгал по дороге с камушка на камушек. Прочитай буквы на камушках. (ребёнок пальчиком «прыгает» по камушкам и читает буквы)
Дифференциация в слогах.
Друзья любили зимой играть в снежки. Они налепили много снежков. Напиши на снежке букву «К», если услышишь слог со звуком «К». Напиши на снежке букву «Т», если услышишь слог со звуком «т». Посчитай, кто больше налепил снежков. Взрослый произносит слоги: КА, ТУ, КЫ, КО, ТА, ТЭ, АК, АТ и т.д, ребёнок записывает нужную букву в снежок. Потом читает «дорожку».
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.
ка — та — ка та-та — ка
та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту,
ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук — ут
то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко,
ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок, ит-ик-ик, ик-ит-ик
ты-кы-кы, ка-та-ка, ку-ку-ту,
ака-ата, ото-око, ита-ика,
тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.
Предметы рассыпались. Расставь их по своим местам. Подбери слово, которое подойдет к схеме.
Дифференциация в словах.
Игра «Собери бусы»
Толя и Коля решили собрать бусы для мамы. У Коли были красные бусины, а у Толи – жёлтые.
Если услышишь слово со звуком «К», нанизывай красную бусину на ниточку. Если услышишь звук «Т», нанизывай жёлтую бусину.
Можно на столе выкладывать красные и жёлтые кружочки.
Можно на бумаге или доске рисовать и раскрашивать бусины.
Игра «Полёт на шаре»
Нужно пролететь вместе с шариком по дорожке и правильно назвать картинку со звуком Т или К. Можно добавить задание положить на картинку кружочек с нужной буквой.
Игра «Внимательные ушки».
Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук К, и топни ножками, когда услышишь звук Т.
Игра «Кто что делает».
Называй, кто это и что он делает.
Игра «Разложи картинки».
Коля и Толя любят собирать в свои альбомы картинки. Толя со звуком «Т», а Коля со звуком «К». Проведи стрелочки к альбомам.
Игра «Раскраска».
У Коли есть красный, коричневый, а у Толи жёлтый, фиолетовый.
Назови предметы и раскрась их этими карандашами.
Проговаривай предмет и его цвет: жёлтая лента, красная крыша.
Игра «Бродилка»
Проговаривание слов, в которых встречаются оба звука.
По дорожкам пройди и слова назови.
(кофта, конфета, комета, копыта, катушка, утка, ветка, космонавт, молоток, платок, моток, каток, цветок, танк, канат, охотник, капитан, трактор)
Дифференциация в словосочетаниях.
Игра «Поиграем посчитаем».
Посчитай диких уток, жёлтые цветки, маленькие улитки, вкусные конфеты.
Дифференциация в предложении.
Игра «Пазлы»
Взрослый разрезает картинку и просит ребёнка собрать и назвать все получившиеся картинки. Можно придумать с каждым их ни слов предложения.
Дифференциация в стихотворениях.
Коротышка под кроватку
Спрятал торт и шоколадку,
И картошку, и котлетку,
И капустку, и конфетку…
Ты постой-ка, коротышка!
Завтрак твой утащит мышка!
За столиком — Танюшка,
На столике — катушка.
Катушка тонких ниток
И ткани есть кусок…
Ну кто подскажет Тане —
Что сшить из этой ткани?
В тарелку косточку кладу —
Тотошку завтракать веду!
На окно забрался кот,
Умный кот, но кот не тот.
Сукоркина О.В. | РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [К – Т]
Рейтинг
[Всего голосов: 7 Средний: 4.1]
ГБОУ Школа № 2103, учитель-логопед
e-mail: [email protected]
В статье изложен речевой материал, направленный на постепенное усвоение фонем [т]-[к] и различение их в произношении.
Речь – одна из важных функций человека, способствующая формированию высших психических функций. Речевое общение является необходимым условием развития различных форм деятельности. Недостаточно сформированное звукопроизношение значительно искажает речь ребенка, тем самым ограничивая его возможности.
Формирование звукопроизношения у детей процесс достаточно длительный. Нередко случается так, что постановка звуков не вызывает труда, а процесс автоматизации и дифференциации поставленных фонем затягивается на долгое время. В коррекционной литературе можно найти большое количество дидактического материала по введению в речь ребенка таких сложных звуков, как [с], [ш], [л], [р], [ч], [щ] и т.п.. Однако есть и более простые фонемы, нарушения которых раньше были редкостью, а сейчас встречаются все чаще и чаще, например, такие согласные, как [т] и [к]. Особые сложности у ребенка вызывает именно различение этих звуков в произношении.
В специальной литературе информация по данной теме крайне ограничена. В связи с этим был разработан речевой материал, который помогает ребенку как можно скорее научиться различать эти фонемы. Предлагаемые упражнения были использованы в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ГБОУ Школа №2103 на протяжении шести лет. Все задания максимально насыщены дифференцируемыми звуками и расположены по принципу от «простого к сложному»: сначала предлагаются слоговые упражнения, далее звуки различаются в словах, затем ребенок проговаривает предложения, чистоговорки, скороговорки, стихотворения и связные тексты. Речевой материал следует проговаривать медленно, четко, выделяя отрабатываемые звуки. Стихотворения и чистоговорки желательно заучивать наизусть для того, чтобы можно было их многократно повторять, тем самым способствуя скорейшему закреплению артикуляционных позиций у малыша. Рассказы ребенку читают выразительно и эмоционально, чтобы малыш смог проговорить их за взрослым, пересказать и ответить на вопросы. Целесообразно включать в работу использование разнообразных игровых приемов, ведь заинтересованность ребенка является немаловажным фактором успешности логопедического занятия.
Рассмотрим подробнее упражнения на различение звуков К–Т.
- Закрепление звуков [к]-[т] на уровне слогов.
Целью данного упражнения является формирование у ребенка одновременно навыков по звукоразличению и слухового внимания, в том числе к собственной речи. Так как слоги не несут смысловой нагрузки, ребенок максимально концентрируется на правильном произношении данных звуков. При выполнении данного упражнения педагог проговаривает серию слогов, а ребенок повторяет их.
ка – ка – та ка – та – ка та – та – ка та – ка – та | ко – ко – то ко – то – ко то – то – ко то – ко – то | ту – ку – ту ку – ту – ку ту – ту – ку ку – ку – ту |
ак – ак – ат ак – ат – ак ат – ат – ак ат – ак – ат | ок – ок – от ок – от – ок от – от – ок от – ок – от | ук – ук – ут ук – ут – ук ут – ут – ук ут – ук – ут |
- Закрепление произношения звуков [к]-[т] в парах слов.
Данное упражнение предназначено для максимально точного произнесения пар слов, при котором закрепляется дифференциация данных звуков на уровне слова. Педагог проговаривает слова парами, обучающийся их повторяет (ребенок учится различать звуки [к]-[т] в словах близких по звучанию).
ком – том куб – тулуп кулон – талон тачка – качка комар – Тамара тумба – клумба кара – тара тонет – колос Коля – Толя копка – топка кочка – точка кучка – тучка качать – тачать так – как крюк – трюк тройка – кройка | сад(т) – бак бук – пруд(т) совок – сонет самолет – бережок зонт – гонг(к) чайник – тонет пинцет – Бишкек фата – мука потоп – покос петух – пекут бетон – бекон вата – рука манка – манты окоп – утоп винтик – винтит валит – валик [2] |
- Закрепление произношения звуков [к]-[т] в одном слове.
Данное упражнение учит ребенка слышать и различать отрабатываемые фонемы в одном слове. Многократное проговаривание слов способствует более быстрой автоматизации и дифференциации данных звуков. Ребенок проговаривает за педагогом слова по 3-5 раз.
т – к
тапки, тачка, такси, тарелка, тыкать, точка, Тузик, молоток, моток, платок, веточка, сеточка, цветок, потолок, бутылка, монетка, тыква, толокно, таблетка, табак, танк, тачанка, ток, стакан, ступенька, ветка, нитка, плитка, пятак, напиток
к – т
каток, ракета, кофта, капитан, Никита, конфеты, катание, катушка, комета, копыто, кроты, кипяток, карта, картон, каста, кусты, котлы, коты, картошка, котенок, Костик, короткий, каталась, кот, котёл, который, щекотали, коротышка, скот [2]
- Произношение слов со стечениями согласных.
Наибольшие сложности у ребенка с речевыми нарушениями вызывают слова со стечениями согласных, так как они являются сложными по слоговой структуре. Педагог отрабатывает с ребенком произношение слов со стечением согласных. При произнесении данных слов, от ребенка требуется максимальное внимание к собственной речи.
Кто, ткань, ткач, ткачиха, нитка, кто-то, кто-нибудь, откинул, под(т)катил, под(т)кинул, чёткий, меткий, бесед(т)ка, коктейль, конфетка. [2]
- Закрепление правильного произношения звуков [к]-[т] в предложениях.
Данное упражнение предлагается ребенку для развития умения фонемы [к]-[т] на уровне предложения. Педагог произносит фразу целиком, не разбивая ее на отдельные слова, тем самым формируя у обучающегося слуховое внимание и речевую память. Ребенок должен проговаривать вслед за взрослым предложения без пропусков и перестановок отрабатываемых звуков.
Приведем примеры предложений для отработки правильного произношения звуков.
Тоня пьёт молоко. Кот спит на кушетке. На столе лежат конфеты. Собака несет тапки. Катя каталась на санках. Тося каталась на самокате. На тарелке лежат конфетки. Никита надел кофту и кепку. Коты спрятались в кусты. На гряд(т)ке выросла тыква и картошка. Таня и Катя идут на каток. Ткач разрезал ткань. В кустах кто-то пискнул. Кто у кота котёнка отнял? Костик прыгнул через мостик. Марта на конверт наклеила марку. Ветер гудит, дождик дождит.
- Закрепление звуков [к]-[т] в рифмовках.
Небольшие рифмовки легко запоминаются детьми, заучиваются наизусть и могут многократно повторяться, способствуя быстрой дифференциации отрабатываемых фонем. Педагог просит ребенка повторить вслед за ним чистоговорки.
Та – ка – та – есть усы у кота.
Кан – тан – кан – на столе стоит стакан.
Ток – кок – ток – у Ивана молоток.
Ат – ак – ат – мы берем самокат.
Ты – кы – ты – сметанку скушали коты.
Ат –ак – ат – тянем мы канат.
Ок – ок – от – дождик сильно льет.
Ит – ик – ик – тот цветок поник.
- Закрепление звуков [к]-[т] в скороговорках.
Работа со скороговорками способствует осознанному проговариванию речевого материала в быстром темпе, тем самым закрепляя правильное произношение звуков [к]-[т]). Ребенок повторяет за педагогом скороговорки сначала медленно, затем в более быстром темпе.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Костя ходит в гости. В гости ходит Костя.
Катает кот моток. Паук паутинку ткёт.
Котик ниток клубок
Укатил в уголок,
Укатил в уголок,
Котик ниток клубок. [4]
- Различение звуков [к]-[т] в стихотворных текстах.
Заучивание наизусть небольших стихотворных текстов-загадок дает возможность ребенку многократно их повторять, закрепляя правильное произношение отрабатываемых звуков. Упражнение способствует развитию мышления и воображения. Педагог предлагает ребенку проговорить загадки, отгадать их, выучить наизусть и загадать друзьям. Все загадки насыщены отрабатываемыми звуками.
Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали. (Лён)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут. (Жёлуди)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Баран)
Стучат, стучат –
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут как тут. (Часы)
Одежды не шью,
А ткань всегда тку. (Паук) [1]
- Дифференциация звуков [к]-[т] в стихотворениях.
Данное упражнение способствует быстрому введению отрабатываемых фонем в связную речь ребенка, т.к. заученные стихотворения можно проговаривать много раз. Ребенок повторяет за педагогом стихотворения, четко проговаривая звуки [т] и [к].
Молоток.
Тук, тук,
Молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук,
Тук, тук, тук,
И в подмётку
И в каблук.
В. Лифшиц
Утята и котята.
Возле речки пять утят
В ряд на камешке сидят.
В воду пять утят глядят,
А купаться не хотят.
Из-за камня пять котят
За утятами следят.
Видно, пять котят хотят
Научить нырять утят.
Р. Боробулин. [3]
- Дифференциация звуков [к]-[т] в связной речи.
Педагог предлагает обучающемуся вслед за ним проговорить текст рассказа и ответить на вопросы полными предложениями. Предлагаемый материал должен быть максимально насыщен отрабатываемыми фонемами. Можно предложить ребенку пересказать текст. Данный вид работы способствует скорейшей дифференциации звуков в связной речи.
Примеры текстов для дифференциации звуков [к]-[т].
Толя и Коля жили в одном доме. Как-то зимой они решили залить около дома каток. Мальчики вышли во двор. Толя и Коля взяли лопаты и стали чистить снег. Когда площадка была готова, друзья залили каток водой. К утру вода замерзла и превратилась в гладкий лед. Все ребята во дворе были довольны.
Вопросы к тексту:
- Как звали мальчиков?
- Что они решили сделать во дворе?
- Что они делали сначала, что потом?
- Во что к утру превратилась вода?
Скоро наступит Новый год. Катя поставила живую елку в центре комнаты. У елки зеленые колючие иголки, которые пахнут хвоей. Катя достала из картонной коробки елочные украшения. Чего здесь только не было: шарики, сосульки, шишки, золотистый дождик и разноцветные лампочки. Елка получилась очень нарядная. Катя пригласит к себе домой подруг. Девочек ждут новогодние подарки.
- Какой праздник скоро наступит?
- Где Катя поставила живую елку?
- Откуда девочка достала елочные украшения?
- Чем Катя украсила елку?
Мама ушла в магазин, а Никита остался дома один. Он решил помочь маме погладить белье. Мальчик достал гладильную доску, включил утюг. Сначала Никита погладил рубашку, затем брюки. Тут, как назло, в коридоре зазвонил телефон. Никита выбежал из комнаты, а утюг оставил на брюках. Когда мальчик вернулся, то увидел на брюках огромную дырку. Что теперь скажет мама?
- Как звали мальчика?
- Куда ушла его мама?
- Что решил сделать Никита?
- Куда выбежал Никита?
- Что увидел мальчик, когда вернулся в комнату?
Работа по дифференциации звуков необходима для того, чтобы научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Использование данного речевого материала учителями-логопедами, воспитателями логопедических групп, педагогами поможет максимально эффективно устранить проблему у ребенка. Автоматизация данных звуков требует длительной систематической тренировки. Параллельно должна проводиться работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия. Педагогу также необходимо помнить, что ребенка необходимо хвалить за любое, даже самое маленькое, достижение.
Литература
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2004. — 220 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2008. — 639 с.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994. — 325 с.
- Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Яросл., 1998. — 219 с.
This speech material is aimed at the gradual assimilation of the phonemes [t]-[k] distinction in their pronunciation. All jobs are fully saturated differentiable sounds and located on the principle «from simple to difficult»: first syllable exercises are offered, then the sounds differ in the words, the child then pronounces the sentence, chistogovorki, tongue twisters, poems and coherent texts. Speech material should speak slowly, clearly, highlighting sounds are working. Poems and chistogovorki it is advisable to memorize in order to be able to repeat them many times, thereby contributing to the rapid consolidation of the articulation position of the baby. Stories the child read expressive and emotionally, the baby was able to speak to them for adults to retell and answer questions. Appropriate for automation include the use of different playing techniques, because the interest of the child is an important factor in the success of speech therapy classes.
Keywords: speech therapy, differentiation of sounds, preschool education, correctional pedagogy.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/sukorkina-o-v-rabota-s-doshkolnikami/
Как дифференцировать обучение в дошкольных учреждениях
Дифференцированное обучение позволяет нам адаптировать наше обучение к потребностям отдельных учащихся. Можно ли предложить очень маленьким детям дифференцированные учебные контексты и задачи? Не требует ли это слишком много дополнительного планирования, материалов или пространства?
Исходя из моего опыта, не только возможно, но и абсолютно необходимо дать этим молодым студентам возможность в полной мере насладиться процессом обучения. Мы должны предлагать учебные контексты, задачи и виды деятельности, которые несут соответствующую проблему и затрагивают интересы ребенка. Мы также должны установить достижимые цели развития навыков, чтобы каждый ребенок мог участвовать в процессе обучения, чувствуя себя уверенным.
С чего начать
Чтобы решить, когда и как дифференцировать свой подход к обучению, методы и стратегии, вам необходимо лучше узнать своих учеников и, исходя из этого, соответствующим образом планировать свои уроки. Вот несколько рекомендаций:
- Во-первых, определитесь с контекстом обучения. Например: будут ли все дети находиться в одном пространстве — на игровой площадке, в классе, в научной лаборатории? Вы попросите их сесть за столы, на ковер или позволите им ходить?
- Во-вторых, внимательно наблюдайте за детьми. Обратите внимание на решения, которые они принимают во время игры, и, если возможно, спросите их, почему они приняли то или иное решение или выбор. Также обратите внимание на то, как они соотносятся друг с другом. Если они играют с другим ребенком, как они играют? Если нет, то почему? Например, «учит» ли один ребенок другого играть? Или они оба учатся друг у друга и принимают решения вместе? Кроме того, следите за тем, как они взаимодействуют с учебной средой и материалами — правильно ли они используют материалы, творчески ли они используют материалы по-разному. Наконец, обратите внимание на то, как они используют свою устную речь и как они реагируют на письменную речь, если это применимо.
- Как только вы соберете достаточно информации, чтобы принять решение о подходе к каждому ребенку, начните планировать процесс дифференциации.
2 Примеры дифференциации
3-летние дети используют кубики в классе: Предложите детям конструкторы и понаблюдайте, как они играют. Во время игры задавайте им такие вопросы: Зачем ты строишь эту башню? Сколько блоков вы использовали? Какие цвета вы использовали? Почему?
Некоторым детям будет сложно построить башню из более чем пяти блоков. Другие могут начать собирать разные башни вместе, чтобы сделать большую стену. Позвольте им сделать это и даже предложите им другие материалы и игрушки, чтобы они могли их интегрировать, если они захотят.
Некоторые дети могут не интересоваться строительством стен или башен. В этом случае предложите им другие способы работы с кубиками:
- Счет: Попросите учащихся объединиться в группы по два кубика, три кубика, четыре кубика и так далее. Посмотрите, до какого числа они могут дойти, сгруппировав блоки.
- Подсчет и атрибуты: Группа также может состоять из двух блоков одного цвета или трех блоков одного размера. Спросите: откуда вы знаете размер блока? Этот блок больше или меньше другого блока? Откуда вы знаете?
- Рассказывание историй. Используя башню, которую вы строите вместе с учеником или небольшой группой учеников, готовых к этому шагу, начните рассказ и позвольте ребенку развить его, например: «Много лет назад в этой башне жил ___ (ведьма, фея, девочка, мальчик, чудовище, робот… пусть выбирает ребенок)», а затем дайте им подсказки, чтобы они продолжили развивать историю.
- Используйте кубики, чтобы построить кровати для кукол, или назначьте кубикам разные роли — превратите их в микрофоны или мобильные телефоны, или даже создайте из кубиков семью.
5-летние дети используют посадочные материалы и инструменты на игровой площадке или в классе: Хороший вопрос для начала работы над этой темой: как узнать, нужен ли растению больший горшок или большее место для жизни? в? Предложите учащимся понаблюдать за растениями в горшках в классе или на улице и решить, нужно ли пересадить растение в место побольше. Это дает вам возможность работать над различными частями растения и их функциями, над тем, что нужно растению для роста и почему, а также над тем, что дает растению каждый ресурс. Вы также можете рассказать о почве — ее текстуре, запахе, цвете и даже составе.
Чтобы разнообразить задания, которые вы предлагаете учащимся, важно взаимодействовать с ними, пока они ходят и наблюдают за растениями.
- Попросите учащихся, интересующихся этой темой, прикоснуться к растению и назвать различные части, которые они видят. Затем спросите, какая часть растения находится в почве (корни), для чего они нужны, какого они размера и какого цвета.
- Если несколько учащихся продемонстрируют, что они достаточно хорошо знают части растения, попросите их выбрать этикетку (которую вы подготовили заранее) с названием каждой части растения и спросите, как они смогли прочитайте этикетки, чтобы проверить, знают ли они о своем процессе расшифровки и чтения.
- Некоторым детям может быть неинтересно манипулировать растением и почвой, но они могут захотеть нарисовать схему растения или сделать его изображение из теста или глины. Позже другие дети, которые смогли прочитать метки, могут разместить их на диаграмме и показать своим сверстникам, как определить, где поставить каждую метку.
- Для тех, кто может быть готов к более глубокой исследовательской работе, спросите их: Какого цвета это растение? Как вы думаете, почему это так? Затем составьте список различных гипотез, которые выдвигают дети, и разработайте исследовательский проект.
- Дети любят связывать свое обучение с музыкой, поэтому попросите их придумать простую песенку, в которой, например, рассказывается о частях растения, о его потребностях и о том, как ухаживать за растением.
Дифференциация возможностей обучения, чтобы дети могли получить эффективный и вдохновляющий опыт развития, свидетельствует о приверженности школы и учителей уважению детей и справедливому удовлетворению их потребностей, интересов и развития навыков.
Хотя дифференциация не так сложна, как может показаться на первый взгляд, лучше начать с малого. Выберите задачу или одну часть задачи, чтобы различать действия или вопросы. Дайте себе шанс научиться справляться с этим вместе с детьми. Они будут направлять вас. Доверяйте себе и своим ученикам.
Что такое дифференциация? Почему это важно для дошкольного образования?
Когда вы входите в хороший класс дошкольного учреждения, вы увидите различные области обучения; различные возможности для студентов, чтобы исследовать свои развивающиеся навыки в игровой форме. Вы увидите материалы, которые можно использовать несколькими способами, и детей, которые взаимодействуют с этими материалами. Самое главное, вы увидите, как учитель играет со своими учениками. То, что вы можете не увидеть, но присутствует в хорошем дошкольном классе, это то, что учитель тщательно отбирает материалы, чтобы они соответствовали конкретным уровням развития учащихся. Вы можете не заметить, что когда этот учитель играет, он меняет то, как он говорит, какие вопросы задает и как он моделирует использование материалов на основе того, как ребенок их использует. Это дифференциация в дошкольном возрасте.
Дифференциация означает корректировку или изменение урока и его целей в зависимости от конкретных потребностей учащегося. В игривой дошкольной среде дифференциация является тонкой и требует некоторой практики, чтобы добиться действительно хороших результатов, но как только вы войдете в привычку, это станет вашей второй натурой.
Зачем различать?
«…просто потому, что существует предсказуемый характер роста и предсказуемый сезон цветения, не означает, что каждый цветок на растении расцветет в один и тот же день. Каждый цветок раскрывается со своей скоростью в течение вегетационного периода. Для цветка сезон цветения может растянуться на несколько недель или месяцев. В развитии ребенка некоторые сезоны могут длиться даже несколько лет». — Аманда Морган не просто симпатичная
Аманда Морган красиво рисует картину того, как работает разработка, и я разобью ее прямо; дети просто не готовы к одному и тому же одновременно. Как воспитатели дошкольных учреждений, мы должны встречать наших учеников там, где они есть, с прицелом на следующий этап. Наша работа заключается в том, чтобы думать о том, как мы можем поддержать их, а не заставлять их добиваться этого. В любом дошкольном классе, независимо от школы, географического района или социально-экономического класса, вы найдете широкий спектр способностей, это нормально. Дифференциация позволяет вам предоставить богатый опыт для всех ваших студентов.
Дифференциация может показаться большой работой, но я обещаю, что она облегчает вашу работу. Когда материалы и задания различаются, они соответствуют потребностям учащихся. И это соответствует лучшему взаимодействию, меньшему разочарованию и меньшей скуке. Вы, наверное, догадываетесь, что это значит… НАМНОГО лучше поведение, что дает вам как учителю больше времени, чтобы сосредоточиться на общении с учениками через игру.
Как выделиться в дошкольном классе
Игра.
Позвольте мне объяснить; прежде чем вы сможете эффективно различать, вам нужно знать своих учеников. Лучший способ наладить контакт со своими учениками — выйти на площадку и поиграть. Разговаривайте со своими учениками (а не с ними) и, что более важно, слушайте, и вы узнаете не только о том, на что они способны, но и о том, что они любят и что их мотивирует. Когда у вас есть эти знания, вы можете лучше выбирать занятия, темы и даже книги, которые лучше вовлекут детей в ваш класс.
Игра должна быть не только средством для установления контакта, но и средством обучения. Когда маленькие дети играют, они естественным образом дифференцируют эту игру в соответствии со своим уровнем развития. Я поделился этой историей в посте о практике, соответствующей развитию, но это мое любимое объяснение, поэтому я поделюсь им снова:
Однажды утром в своем классе я положил тесто для лепки и положил на стол плитки с буквами. Почти все мои ученики, которым на тот момент было от 2,75 до 3,5 лет, проводили некоторое время за столом, исследуя мир. Некоторые дети полностью игнорировали плитки с буквами. Их не интересовали письма, и они использовали тесто для лепки и другие инструменты за столом, чтобы хлюпать и творить. Другие дети прятали буквы в пластилин и называли их (некоторые правильно, некоторые нет). Некоторые использовали плитки для написания придуманных слов, а один использовал их для правильного написания своего имени. Я не говорил никому из детей, как пользоваться этими материалами; вместо этого я играл с ними, поддерживая их обучение, когда они были открыты для него .
Я знал, что эта маленькая девочка может распознавать буквы своего имени, но я не знал, что она может написать его по буквам. Я научился этому, играя с ней в пластилин в тот день. По правде говоря, я не могу не подчеркнуть, насколько важна достаточная игра для успешного дошкольного класса.
Гибкие материалы
Когда вы выбираете материалы для своего класса, спросите себя, все ли мои ученики могут их использовать? Ничего страшного, если ответ отрицательный, но подумайте, кто сможет это сделать и как они потенциально могут его использовать. Мозговой штурм того, как дети могут использовать материалы, является важной частью дифференциации в этой возрастной группе, но это стоит вашего времени. После того, как вы изучите материалы, когда они находятся в вашем классе, вы можете легко переключить ребенка, которому нужна дополнительная поддержка, чтобы добиться успеха, или, с другой стороны, дополнительное задание, чтобы предотвратить скуку. Передвигаясь во время игры, вы можете помочь обоим этим детям, если хорошо разберетесь со всеми различными способами использования материалов.
Все наши тематические блоки наполнены гибкими материалами и уроками. Узнайте больше о них здесь!
Роль оценивания в дифференциации
В зависимости от структуры вашей школы вам, возможно, придется проводить формальные оценивания в течение учебного года. Но я имею в виду неформальное оценивание в вашем дошкольном классе. Мы, воспитатели дошкольного возраста, всегда должны оценивать своих учеников. Я не предлагаю тестировать любого ребенка. Я говорю о наблюдении за тем, где они находятся, на что способны и какими могут быть следующие шаги. Это происходит постоянно во время игры. Например; когда вы увидите, что Гретхен умеет правильно держать ножницы и умеет резать пластилин, обратите внимание и, возможно, на следующий день предложите ей бумагу с линиями для вырезания. Или, если Генри строил высокие башни Duplo и предлагал одноклассникам помощь, когда блоки слипались, обратите внимание и принесите немного Lego.