Содержание
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников» | Картотека по математике (старшая группа):
Картотека игр
«Дидактические игры как средство развития
математических представлений старших дошкольников»
Содержание:
1 Пояснительная записка
2 Введение
3 Игры:
Тема 1. Цифры и числа
Тема 2. Путешествия во времени
Тема 3. Ориентировка в пространстве
Тема 4. Геометрические фигуры
Тема 5. Логическое мышление
Пояснительная записка
Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у детей интерес к математическим знаниям, совершенствоваться познавательная деятельность. При разработке сборника, учитывались требования к дидактическим играм в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
Представленная структура сборника, включается в себя все компоненты математического развития.
В сборнике предлагается система игр по математическому развитию для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры разнообразны по своей тематике, характеру, способу решения. Для более удобного использования сборника дидактических игр они были разделены на разделы: цифры и числа, путешествия во времени, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры, логическое мышление.
Данным сборником могут пользоваться, воспитатели и родители.
Введение
Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание. В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение. Таким образом, все важнейшие психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (форма, количество, величина, время, пространство), которые способствует развитию понятий. В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и развитием элементарных математических представлений в предлагаемых методиках не всегда систематично, поэтому в связи с новыми требованиями необходимы разработки и применение новых методических подходов.
Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента математического мышления в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике.
Цель сборника: подбор и систематизация дидактических игр, направленных на развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста
Задачи:
1) Подбор игр, направленных на развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста
2) Систематизация игр по разделам сборника
3) Оформление сборника игровых упражнений и заданий, направленных на развитие элементарных математических представлений.
Объект исследования – процесс развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования — использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности дошкольников, будет способствовать повышению уровня сформированности у них элементарных математических представлений, если:
— разработать комплекс дидактических игр с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, индивидуального подхода к обучению, требований ФГОС ДО к образовательным результатам.
Тема 1. Игры с цифрами и числами
«Математическая путаница»
Цель: Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Развивать внимание, память, речь.
Ход игры: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
«Какой цифры не стало?»
Цель: Развитие зрительного восприятия,
произвольности внимания, памяти.
Задачи: Развивать внимание, память.
Ход игры: В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
«Убираем цифры»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Задачи: Формирование логического мышления.
Ход игры: Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.
«Игра с Винни-Пухом» с палочками Кюизенера
Цель: Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.
Ход игры: Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.
Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».
«Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Задачи: Закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами.
Ход игры: В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку»
Цель: Закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Ход игры: Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
«Сколько»
Цель: Развитие умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы.
Задачи: Упражняет детей в счете.
Ход игры: На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Тема 2. Игры путешествие во времени
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.
«А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» — «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.
«Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Материалы: модель времена года.
Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
«Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
Тема 3. Игры на ориентировки в пространстве.
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.
«Сравни и заполни»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.
Игровой материал: набор геометрических фигур.
Ход игры: Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
«Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Ход игры: На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Воспитатель объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку» тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою
Тема 4. Игры с геометрическими фигурами.
«Геометрическая мозаика»
Цель: Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах, формирование умение преобразовывать их, развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
«Посмотри вокруг»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учить находить предметы определенной формы.
Ход игры: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.
Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
«Найди свой домик»
Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие, координацию движений. Развивать положительные эмоции от процесса игры.
Материал:
Домики разных цветов, флажки к домикам, схемы из геометрических фигур.
Описание игры:
1 вариант
В комнате, в разных углах размещают домики. Дети себе выбирают флажки.
Задача: по цвету флажка нужно найти домик такого же цвета.
2 вариант
На домики крепятся карточки-схемы «Приглашения» с геометрическими фигурами (сначала по одной, после карточки-схемы можно усложнять, добавляя геометрические фигуры).
Дети делятся на 2 группы, одни будут «домиками», другие с «Приглашением».
«Домики» располагаются в ряд, либо хаотично, а дети с «Приглашением» должны по сигналу найти свой домик.
Тема 5. Игры на логическое мышление
«Делаем забор»
Цель: Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете.
Ход игры: На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа — розовая по горизонтали, следующая — голубая по вертикали и розовая — по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечки были одинаковой высоты,
«Детская железная дорога»
Цель: Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
Ход игры:
1 вариант
Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.
2 вариант
Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый- в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: жёлтый, фиолетовый, голубой. В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.
3 вариант
Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. -5+6=11
Картотека дидактических игр « Формирование элементарных математических представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер» | Картотека по математике (младшая группа):
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»
г.Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31
Картотека дидактических игр
« Формирование элементарных математических представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер»
Подготовила: Дементьева Е.Н.
Г. Кстово, 2020 г
Дидактические игры на развитие представлений о цвете.
«Найди такой же цветочек»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
Ход игры: игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.
«Обведи и заштрихуй»
Цель: развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
Ход игры: воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.
«Один — много»
Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
Ход игры: игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
Ход игры: игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
«Большой, поменьше, маленький»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Ход игры: игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»;
«Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
«Разноцветные капли»
Цель: продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
Ход игры: игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
«Покажи такую же»
Цель: продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
Ход игры: игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель показывает одну фигуру, называет ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.
«Красный, желтый, синий, зеленый»
Цель: учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Ход игры: занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.
«Найди матрешке ведерко»
Цель: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
Ход игры: игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
«Цветное домино»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
Ход игры: игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.
Дидактические игры на развитие представлений о величине.
«Домики для медвежат»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».
«Угости мышек чаем»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры: воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.
«Украсим коврик»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры: воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».
«Подбери дорожки к домикам»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.
«Почини коврик»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры: воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».
«Мостики для зайчат»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».
Ход игры: воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую — маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».
«Сбор урожая»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
«Длинный — короткий»
Цель: учить детей различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление.
Ход игры: игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
«Вкладыши»
Цель: учить детей выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
Ход игры: игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.
«Вставь втулочку»
Цель: продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
Ход игры: игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям.
«Бусинки»
Цель: развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
Ход игры: игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.
«Зашнуруй сапожок»
Цель: учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
Ход игры: игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
Дидактические игры на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур
«Назови геометрическую фигуру»
Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал: 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход игры: воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит)
Ход игры: геометрические фигуры лежат на столе, предметы — на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
«Что лежит в мешочке?»
Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал: набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)
Ход игры: на столе раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
«Найди то, что я покажу»
Цель: учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур — образцов.
Материал: набор плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.
Ход игры: воспитатель показывает детям геометрические фигуры — образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо — круглой формы; флажок, конус, пирамидку — треугольной формы; книжка, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть : «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает: «Коробка и кольцо — предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.
«Какие бывают фигуры?»
Цель: познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их)
Материал: кукла, крупные картонные круги и квадраты для воспитателя и для детей: круги и квадраты из картона разных цветов — по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что к нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у не в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение.
При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это — квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол — палец пошел наверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей. «А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
«Подбери фигуру»
Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (картон).
Раздаточный: карточка с контурами пяти геометрических фигур по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Ход игры: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигура разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начертанную фигуру только при полном совпадении.
6 математических игр, в которые можно играть на ходу
Летние поездки могут быть долгими, изнурительными и наполненными электроникой. С ними может быть важно установить ограничения, даже в машине. Чтобы сделать это в нашей семье, я пытаюсь найти способы заставить своих детей отложить свои гаджеты и исследовать окружающий мир, особенно когда мы путешествуем. Эти увлекательные занятия и игры — отличный выбор для развлечения в дороге. Кроме того, игра, ориентированная на математику, укрепляет понимание вашим ребенком основных математических понятий и является хорошим способом предотвратить летний спад.
Вот шесть моих любимых игр, в которые можно играть во время поездок.
- Цифры до 100: Как и в Алфавитной игре, попробуйте найти числа в порядке от 1 до 100 на дорожных знаках, номерных знаках, картах и т. д. В эту игру можно играть на любом уровне. Уменьшите число до 20 для маленьких детей или до 200 для детей постарше.
- Не говори мой номер: В этой игре кто-то выбирает номер, который никому не разрешено произносить. Обойдите машину и считайте по единицам, но пропускайте любое число, содержащее выбранное ранее число. Например, скажем, число , а не , чтобы сказать, что это 4. Это означает, что вы не можете сказать 4, 14, 24, 34 или любое число в пределах 40. Это будет звучать так: «1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15 и т. д.». Если кто-то ошибется, придется начинать заново. Смотри, как много ты умеешь считать, но не называй мой номер!
- Форма Поиск: Выбирайте различные двух- и трехмерные формы и находите их повсюду, пока вы едете.
Вы можете начать с треугольника и перейти к формам с разными сторонами, например к восьмиугольнику. Дети любят искать формы в реальном мире.
- Какой у меня номер? Задумайте число и дайте подсказки, чтобы помочь вашему ребенку вычислить число. Нажмите здесь, чтобы узнать, как играть.
- Собрать мои данные: Выберите категорию предметов для сбора данных, например животных, цвета, знаки и т. д. После того, как ваш ребенок выберет свою категорию, он может создать итоговую диаграмму элементов и отмечать каждый раз, когда он видит один. Когда вы вернетесь из поездки, он может графически показать свои данные, чтобы показать, какой предмет был замечен больше всего или меньше всего. Это отличная память о вашей семейной поездке!
- Составьте карту! Прежде чем отправиться в путешествие, пусть ваш ребенок наметит маршрут, по которому вы путешествуете. Она может рассчитать количество миль, общее количество времени и различные пути, по которым вы пойдете.
Ваш ребенок может следить за вашим путешествием по пути и будет лучше понимать, когда вы прибудете в пункт назначения.
Путешествия — важная часть жизни маленьких детей. Игры и занятия помогут вашим детям больше участвовать в ваших семейных приключениях. Помогите им открыть для себя всю математику вокруг них!
Избранное фото Кредит: © gradyreese /iStockphoto
Избранная книга
узнать больше
классы
Блог The Learning Toolkit
Возраст 12
Возраст 11
Возраст 10
Праздники и праздники
Хобби, воспроизведение, отдых
Смысл
Геометрия
Подсчет и числа
Добавление и подраздел
.
Игры про путешествия
Игры и игрушки
Автор
Обучение математике с помощью игр Серия: 1. Почему именно игры?
Все мы знаем, что дети любят играть в игры. Опыт говорит нам, что игры могут быть очень продуктивными учебными занятиями. Но…
- Что должны сказать учителя, когда их просят дать педагогическое обоснование использованию игр на уроках математики?
- Одни игры лучше других?
- Какие образовательные преимущества можно получить от игр?
Эта статья предоставляет учителям информацию, которая может быть полезна для лучшего понимания природы игр и их роли в преподавании и изучении математики.
Что такое математическая игра?
При рассмотрении вопроса об использовании игр для обучения математике преподаватели должны различать «деятельность» и «игру». Гоф (1999) утверждает, что «в «игре» должны быть два или более игроков, которые ходят по очереди, каждый из которых соревнуется за достижение той или иной «выигрышной» ситуации, каждый из которых может осуществлять некоторый выбор относительно того, как двигаться в любой момент через игру. игра». Ключевая мысль в этом утверждении
что «выбор». В этом смысле что-то вроде Snakes and Ladders НЕ является игрой, потому что победа полностью зависит от случая. Игроки не принимают решений, и им не нужно думать дальше, чем считать. Между игроками также нет взаимодействия — ничто из того, что делает один игрок, никак не влияет на ходы других игроков.
Олдфилд (1991) говорит, что математические игры — это «действия», которые:
- включают вызов, обычно против одного или нескольких противников;
- регулируются набором правил и имеют четкую базовую структуру;
- обычно имеют четкую конечную точку;
- имеют конкретные математические познавательные цели.
Преимущества использования игр
Преимущества использования игр в математической программе были обобщены в статье Дэвиса (19).95), который исследовал доступную в то время литературу.
- Осмысленные ситуации — для применения математических навыков создаются игры
- Мотивация – дети свободно выбирают участие и получают удовольствие от игры
- Позитивное отношение. Игры дают возможность сформировать самооценку и выработать положительное отношение к математике за счет уменьшения страха перед неудачей и ошибкой;
- Повышение уровня обучения — по сравнению с более формальными видами деятельности, более эффективное обучение может происходить посредством игр благодаря более активному взаимодействию между детьми, возможности проверить интуитивные идеи и стратегии решения проблем
- Разные уровни.
Игры позволяют детям действовать на разных уровнях мышления и учиться друг у друга. В группе детей, играющих в игру, один ребенок может впервые столкнуться с понятием, другой может развивать свое понимание понятия, третий закрепляет ранее изученные понятия
- Оценка — мышление детей часто проявляется через действия и решения, которые они принимают во время игры, поэтому у учителя есть возможность провести диагностику и оценку обучения в не угрожающей ситуации
- Дом и школа. Игры предлагают практические интерактивные задания как для школы, так и для дома
- Независимость — Дети могут работать независимо от учителя. Правила игры и мотивация детей обычно держат их в напряжении.
Незначительные языковые барьеры – дополнительное преимущество становится очевидным, когда участвуют дети из неанглоязычных семей. Основные структуры некоторых игр являются общими для многих культур, и процедуры простых игр можно быстро изучить посредством наблюдения. Дети, которые не хотят участвовать в других математических занятиях, потому что
люди, преодолевающие языковые барьеры, часто присоединяются к игре и, таким образом, получают доступ к математическому обучению, а также участвуют в структурированном социальном взаимодействии.
Советы по успешным играм в классе
Эти советы взяты из Alridge & Badham (1993):
- Убедитесь, что игра соответствует математической задаче
- Используйте игры для конкретных целей, а не только для развлечения
- Сохраняйте количество игроков от двух до четырех, чтобы ходы проходили быстрее
- В игре должно быть достаточно элемента случайности, чтобы более слабые ученики чувствовали, что у них есть шанс выиграть
- Сократить время завершения игры
- Используйте пять или шесть «базовых» игровых структур, чтобы дети познакомились с правилами — меняйте математику, а не правила
- Отправить установленную игру домой с ребенком для выполнения домашнего задания
- Предложите детям создать свои собственные настольные игры или варианты известных игр.
Следующие статьи этой серии будут посвящены типам игр и созданию собственных игр.
Следующую статью из этой серии можно найти здесь.