Skip to content

Дидактические игры в подготовительной группе по развитию речи своими руками: Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет

Содержание

Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет

Дидактические игры своими руками

 по развитию речи для детей 4-7 лет

            

Дидактическая игра «Времена года»

Данная игра предназначена
для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Цель игры:

способствовать уточнению и расширению
представлений дошкольников о временах
года
, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой
природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и
игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант
обыгрывания.

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие
значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно
подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Материал:

4
картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен
года.

Игре обязательно
должна предшествовать беседа
. 

Например:

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и
греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы
празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет
лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются
листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы.
Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник — это 8
марта

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо
греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю
одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже.
Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва.
Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду.
Самый известный осенний праздник — день знаний.

Игровая задача заключается  в
том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки
соответствующей карты и объяснить свой выбор.

Правила игры:

Большие
карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки  раскладываются на столе.
Дети  по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка
для  большой карты, есть ли  такая примета у данного времени года. Если нет,
маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто
первым закроет все окошечки. Игру можно
использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности
детей.

Для каждой возрастной группы имеется свой
вариант обыгрывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая
игра

«Уборка в
комнате: расставь по полочкам»

 

Цель игры: 

способствовать
развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.

Дидактическая
задача:
Упражнять детей в
классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде
всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам. 

 

Материалы: коробка в форме шкафчика с полочками  и разрезные карточки с
предметами.

       Ход игры: Раскладываем
на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке.  Предлагаем ребенку
сделать уборку. Нужно расставить предметы по  полочкам в соответствии с их
назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия,
медицинские принадлежности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Карлсон в
гостях»

   

Целью игры:

закрепление
в речи  детей употребление  относительных имен прилагательных и способа их
образования, активизация словаря  прилагательных.

  
Материалы:
Большая карта  с
Карлсоном  и Малышом и маленькие карточки  с изображением угощений (варенья,
конфет, сока).

Ход игры:

 Дети поочередно  берут маленькие
карточки и называют угощения.

Например:

Представьте,
что к нам в гости прилетел Карлсон. Он
великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.

Чем мы угостим
Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так
далее — кладем нужную карточку).
Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая,
клубничная и так далее).
… Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Мой, моя,
моё, мои»

 

Цель:

 упражнять детей в классификации, соотнесение существительных
мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов;
обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями
мой, моя, мои, моё.

 Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с
изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны
быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.

Материалы:
Большие карты в количестве
четырех и маленькие карточки с предметами

На
картах изображен  Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов

Ход
игры:

Карточки размещаются на специальном поле, отдельным
для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить
сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки  на окошечки в яблоках
под названием  «Мой, моя, моё, мои».

Обязательно
при этом проговаривать, к примеру: «рыбка моя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 «Он, она, они,
оно»

 

Цель: 

упражнять детей в классификации, соотнесение существительных
мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов;
обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а
также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой,
моя, мои.  

     Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с
изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны
быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием
«Он», «Она»,»Они». Картинки про которые можно
сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «Он», картинки про
которые можно сказать «моя» — в домик «Она»,
«моё» — «Оно».

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая
игра

«Звуковые часы» (чем отличаются слова).

 

 Разобраться
и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова
поможет данная дидактическая игра.

      
Эта игра прекрасно
подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками

         Для каждой возрастной группы имеется
свой вариант обыгрывания.

Цель:

 закреплять, уточнять и активизировать знания детей о
звучащем слове

Игровой
материал:
пособие «Звуковые
часы» большого размера и карточки с предметами.

Вариант 1.  (для детей 4-5
лет)

Правила игры:

1.Произнести названия
изображенных предметов.

2.Найти два слова–названия,
сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.

3.Отыскать два слова –названия,
не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.

4. Найти два коротких слова,
указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.

5. Отыскать два слова –названия,
начинающихся на один и тот же звук.

Вариант 2.  (для детей 4-7
лет)

Правила игры:

1.Выделить и назвать первый и
последний звук в названиях картинок.

2.Назвать сначала те картинки,
которые начинаются со звонких согласных, потом — с глухих.

3.Определить какой первый и
последний звук в названии картинки: твердый или  мягкий согласный, гласный.

4.Подобрать слова, начинающиеся
с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая
стрелка.

5. Подобрать слова,
оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает
маленькая стрелка часов.

6.Придумать фразы, состоящие из
двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на
которые показывает маленькая стрелка часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Угадай слово»

(ребусы для дошкольников)

 

Прочитай
по первым буквам — очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки
чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление,
фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять
первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения,
звукобуквенный анализ.
      Цель:

упражнять
детей в выделении первого звука в словах и составлении  слов, способствовать развитию фонематического
слуха.

Игровой материал: карточки с картинками, набор букв
и  условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)

Дидактическая
задача:
определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и  прочитать его (выложить
слово условными обозначениями и буквами)

     Ход игры:

Дети разгадывают слово, определяя первый
звук и выкладывают
слово условными обозначениями и буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая
игра

«Угости зверят»

 

Цель:

упражнять
в делении слов на слоги,  в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления
о слоговом составе слова).

 

Игровой материал: Три большие карты, на которых изображена ель, береза и
куст, карточки  с картинками.

Ход игры:

     Воспитатель предлагает:

1.положить слова-лакомства для лесных жителей под
кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова,  состоящие из одного
слога, под елкой  слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из
трех слогов.

Для этого нужно определить количество  слогов (частей)
в слове.

Дети: Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый
слог – ЯБ.  Я его положу под березу (можно прохлопать слово).

2.Назвать самое короткое слово.
Найти самое длинное слово

 

 

 

 

Дидактическая
игра

 «Слоговые
часики»

 

Это
интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет,  развивающая навыки чтения. Игра
развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра
закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию
звукобуквенного анализа слова.

Цель:

упражнять
в составлении слов из слогов;

 

Игровой материал: пособие «Слоговые часики»

Правила
игры:

С
помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают
на них стрелки (нужно  к одному  слогу  прибавить другой слог, так мы  получим
слово).

Слоги:
КО-   ПА  — РА  -СА   -ТЫ  — ЛА — ЗА   — ЛИ

В
результате получаем слова:
лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара

 

 

 

 

Дидактическая
игра

 «Волшебный круг»

 

Цель:

упражнять в определение первого звука в слове,
способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять
словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных
прилагательных. Продолжать упражнять  в образовании разных степеней сравнения
прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.

Игровой материал: пособие «Волшебный круг»

Правила игры:

            Пособие состоит из четырех  вращающихся колес. На
первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища),
–на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.

Дети вращают
колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного,
таким образом,  отвечают на вопросы : Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что
это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?

Ответы детей:
Лисенок
с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост

В:-А если у лисы длинный хвост,
значит, она какая?  — длиннохвостая

В:-А если у зайца короткий хвост, значит заяц
какой? —  короткохвостый

В:-Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще
……длиннее, более…. длинный

В:-У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки
хвостик еще ….меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дидактические игры по развитию речи своими руками» | Презентация по развитию речи на тему:

Слайд 1

«Дидактические игры по развитию речи своими руками» Выполнили: Воспитатели ГБДОУ д . сад №70 группа №4 Ларионова Л . Л и Донских И . В

Слайд 2

использование игры как основного средства развития речи Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму. Дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове .

Слайд 3

Гимнастика дыхания Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Слайд 4

«Волшебные диски» Серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте «Волшебные диски». Пособие окажет помощь в формировании слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия. 1.Дидактическая игра «Подбери рифму»: Цель : учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать фонематическое восприятие. Варианты игры: Один из игроков раскручивает диск, другой играющий подбирает картинку, название которой звучит в рифму. Например: шишка- мишка и т.д.

Слайд 5

2.Дидактическая игра «Составь предложение»: Цель: учить детей составлять предложения различного вида, используя заданные слова, словесное творчество, фантазию. Вариант игры: Каждый из игроков раскручивает свой диск, затем по очереди играющие придумывают предложения с теми словами, которые совпали на дисках. Например: Можно заранее обговорить, какие должны быть предложения (с предлогами, из какого количества слов и т. Д.) За правильно составленное предложение играющий получает фишку. 3. Дидактическая игра « Составь слово»: Цель: чтение и составление двусложных слов. Варианты игры: может один ребёнок составлять двусложные слова. Могут играть педагог с ребёнком или двое детей. Один задаёт слог, другой подбирает к нему второй слог, чтобы получилось слово.

Слайд 6

4.Дидактическая игра «Подбери букву». Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв. Для каждой картинки подбираем букву, с которой начинается слово. Предварительно определив, какой первый звук слышится в названии картинки.

Слайд 7

Дида ктическое пособие «Домики» для развития речи дошкольников Описание: предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Домики». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста, также для детей с речевыми нарушениями. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.

Слайд 8

Цель: упражнять в делении слов на слоги. Педагог предлагает ребёнку поселить жильцов в домики в соответствии с тем номером домика, сколько слогов в имени каждого жильца. — Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком домике он живёт.

Слайд 9

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Ход игры: На сектор со знаком вопроса прищепкой крепится картинка. Ребёнку предлагаются следующие задания. 1. Определение места заданного звука в слове (дельфин). Ребёнок прикрепляет прищепку к нужному месту на схеме. Лёгкий вариант : Ребёнок отмечает место звука большой прищепкой . Сложный вариант : Ребёнок определяет, какой это звук и отмечает его положение на схеме красной, синей или зелёной прищепкой.

Слайд 10

2.Разделить слово на слоги (паровозик). Ребёнок прикрепляет на нужный сектор столько прищепок, сколько слогов в слове. 3.Определить ударный слог в слове (барабан). Ребёнок прикрепляет при щепку на сектор с номером ударного слога. 4.Составление звуковой схемы слова . С помощью красных, зелёных и синих прищепок ребёнок составляет звуковую схему слова. В зависимости от целей занятия ребёнок может выполнить какие-то определённые задания или сделать полный разбор слова.

Слайд 11

Дидактическая игра по развитию речи «Волшебные сундучки» Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 5-7 лет. Материал: сундучки красного, зеленого и синего цвета, предметные картинки. Ход игры: играют 1-2 ребёнка. В красный сундучок собираем те предметные картинки, которые начинаются с гласного звука, в зелёный сундучок согласные звуки мягкие, в синий сундучок, которые начинаются с согласного твёрдого звука. Пособие «Волшебные сундучки», используют в своей работе педагоги общеобразовательных групп детского сада, для закрепления звукового анализа.

Слайд 12

Дидактическая игра «Весёлая рыбалка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет) Задачи: — Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова. — Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь. — Стимулировать развитие психических и познавательных процессов. — Поддерживать эмоционально-положительный комфорт. — Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков. Описание игры: данная игра состоит из набора рыбок с картинками, «ак- вариумы» с буквами, 2 удочки. Данная игра может быть использова- на как в индивидуальной, так и в под групповой деятельности. Можно использовать рыбки с картинками как с одной группой звуков, так и разные.

Слайд 13

Руководство игрой: (варианты) Автоматизация звуков 1.Скажи правильно. 2.Скажи чистоговорку. Формирование фонетико-фоне- матических представлений и сло- говой структуры слова. 3.Определи первый звук в слове. 4.Назови последний звук в слове. 5.Определи, какие гласные звуки спрятались в слове? 6.Раздели слово. 7. Сосчитай количество звуков в слове. Развитие лексико-грамматического строя речи. 8.Кто это или что это? 9.Один- много.

Слайд 14

10. Какой? Какая? Какое? 11.Скажи ласково. 12. Посчитай. 13. Продолжи ряд. Развитие связной речи: 14. Составь предложение с данным словом. 15. Придумай загадку.

Слайд 15

Дидактическая игра «Кто что ест» Ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг с видами пищи такой, как ест именно это животное. Всего 12 мордочек животных и двенадцать видов пищи. На другом круге написаны названия этих животных, для тех детей, кто уже научился читать.

Слайд 16

Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам» Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова, развитие внимания, памяти и логического мышления. Правила игры: Предложить детям прочитать слово по первым буквам картинки и составить из букв это слово.

Слайд 17

Дидактическая игра «Ромашка» Цели : Развивать слоговую структуру слова. Формировать навык деления слов на слоги. Развивать моторику, координацию движений, абстрактно-логическое мышление. Пособие представляет собой серединки ромашек диаметром 20 см с изображением слоговой схемы и жук- там ,где один слог , муха- там, где два слога, бабочка- там, где три слога. Изображения насекомых в сердцевинах – дополнительная зрительная опора. В пособие также входят изображение пчелы и лепестки. На каждом лепестке- картинки слов с различным количеством слогов (одно-, двух- и трёхсложные). Дети по одному берут лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяет количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевину.

Слайд 18

Дидактическая игра «Паровозик» Игра для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста « Что сначала, что потом» . Выполняя задания, малыши научатся обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности . Затем составить развернутые рассказы по картинкам .

Слайд 19

Дидактическая игра «Магазин» Дидактическая игра, которую можно использовать как настольно-печатную игру и в качестве атрибутов в сюжетно-ролевой игре. Интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное и речевое развитие. Развивать у ребенка — дошкольника умение логически мыслить , анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия.

Слайд 20

Игра-тренажер по звуко-слоговому анализу слов «Подбери схему» Цель : совершенствование навыков звукового анализа , развитие фонематического слуха, мышления и восприятия. Материалы : игра представляет из себя набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами . Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи , поэтому развитие звукового анализа и синтеза является очень важной составляющей как в коррекционной работе и не только.

Слайд 21

Спасибо за внимание

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

В этой статье представлены упражнения, предназначенные для стимулирования развития фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия первоначально появились в книге «Фонематическая осведомленность у детей младшего возраста: учебная программа в классе ».

Прослушивание последовательностей звуков

Из главы 3: Игры на слушание

Цель

Развивать память и внимание, способность думать о последовательностях звуков и языке для их обсуждения.

Необходимые материалы

Предметы, которые издают интересные характерные звуки. Вот несколько примеров:

стучать по стене/столу/коленам
сморкаться
свистеть
сморкаться
хлопать в ладоши
щелкать языком
закрывать сумочку
сильно красить бумагу
кашлять
мять бумагу
резать ножом
резать ножницами 9002 (разные вещи) )
барабанить пальцами
есть яблоко
складывание бумаги
молоток
прыжки
шумное жевание

Открывающееся окно или ящик
Заливая жидкость
Звонок в колокол
Втирая руки
Стремление
Отображение карандаша
, защелкнув книгу
Smashing Crackers
, складывающиеся пальцы
. свист
письмо на доске
письмо карандашом

Задание

В этой игре детям предлагается сначала идентифицировать отдельные звуки, а затем идентифицировать каждый из последовательности звуков. И то, и другое будет очень важно в будущих языковых играх. Дети должны закрывать глаза руками, когда вы издаете знакомые звуки, например, закрываете дверь, чихаете или играете на клавишах на пианино. Внимательно слушая и не подглядывая, дети должны попытаться определить шум.

Как только дети поймут игру, издайте два звука один за другим. Не подглядывая, дети должны последовательно угадать два звука, говоря: «Было два звука. Сначала мы услышали ____, а затем мы услышали ____».

После того, как дети достаточно хорошо освоят пары звуков, создайте серию из более чем двух звуков, чтобы они могли их последовательно идентифицировать и сообщать. Опять же, следует поощрять полные предложения.

Помните, что для того, чтобы дать каждому ребенку возможность мысленно участвовать в этих играх, важно запретить всем детям выкрикивать свои ответы до тех пор, пока их об этом не попросят. Кроме того, как для поддержки полного участия, так и для обеспечения оценки отдельных учащихся полезно непредсказуемо переключаться между запросом ответа от всей группы и от отдельных детей, которых вы назначили.

Примечание: Из-за важности навыков, развиваемых в этой игре, уделяйте особое внимание отмечанию успехов и трудностей каждого ребенка. Необходимо создать дополнительные возможности для работы с детьми, у которых возникают проблемы с концепцией последовательностей или с выражением своих ответов.

Вариации

  • С закрытыми глазами детей издайте серию звуков. Затем повторите последовательность, но пропустите один из звуков. Дети должны назвать звук, который был пропущен во второй последовательности.
  • Предложите детям издавать звуки, чтобы их одноклассники угадывали.
  • Эти игры также предлагают хорошие возможности для повторения, упражнения и оценки использования детьми порядковых терминов, таких как первый, второй, третий, средний, последний. Стоит убедиться, что каждый учащийся уверенно, восприимчиво и выразительно владеет этими терминами.

Бессмыслица

Из главы 3: Игры на слушание

Цель

Развивать у детей способность обращать внимание на различия между тем, что они ожидают услышать, и тем, что они слышат на самом деле.

Необходимые материалы

Книга знакомых рассказов или стихов

Занятие

Предложите детям сесть и закрыть глаза, чтобы они могли сосредоточиться на том, что они услышат. Затем расскажите или прочитайте вслух знакомый рассказ или стихотворение детям, но время от времени, изменяя его слова или формулировку, измените его смысл на бессмыслицу. Задача детей состоит в том, чтобы обнаруживать такие изменения всякий раз, когда они происходят. Когда они это сделают, предложите им объяснить, что было не так. Поскольку игра повторяется в более тонких вариациях в течение года, она также будет полезна для повышения осведомленности детей о фонологии, словах, синтаксисе и семантике языка.

Как показано в следующем списке, вы можете изменить любой текст более или менее тонким образом на различных уровнях, включая фонемы, слова, грамматику и значение. Благодаря этому игру можно с пользой и удовольствием пересматривать снова и снова в течение года. Тем не менее, в начальных играх игры важно, чтобы изменения приводили к относительно очевидным нарушениям смысла, значения и формулировки текста. Ниже приведены некоторые примеры «бессмыслицы», которую можно создать в знакомых стихах и рифмах:

Песня о шестипенсовике

Обратные слова

Баа-баа фиолетовая овца

Слова-заменители

Мерцай, мерцай машинка

Слова-заменители

Стена Шалтая-Болтая на стуле

Поменять порядок слов

Джек упал и сломал корону

Поменять порядок слов

Раз, два, держи меня

Замена частей слова

Я маленький прыгун

Поменять местами части слова

Маленькая маленькая паучиха взобралась на водосточную трубу.

Замена частей слова

Раз, два, пристегни мой ботинок
Пять, шесть, палочки для захвата

Переключение порядка событий

Маленькая мисс Маффет ест сосиску
Сидела на твороге и сыворотке

Переключение порядка событий

Златовласка вошла внутрь и постучала в дверь.

Переключение порядка событий

Первый поросенок построил себе дом из кирпичей.

Переключение порядка событий

Примечание: Не забывайте непредсказуемо переключаться между просьбой ответить всей группе или отдельным детям.

Хлопание в ладоши

Из главы 6: Восприятие слогов

Цель

Познакомить детей с природой слогов, побуждая их хлопать в ладоши и считать слоги в своих именах.

Упражнение

Когда вы впервые представляете это упражнение, смоделируйте его, используя несколько имен контрастных длин. Произносите имя одного из детей в классе слог за слогом, хлопая в ладоши, прежде чем предлагать детям произнести это имя и хлопать в ладоши вместе с вами. После аплодисментов каждого имени спросите: «Сколько слогов вы услышали?»

После того, как дети все поняли, попросите каждого ребенка похлопать в ладоши и сосчитать слоги в своем имени. Не забывайте и фамилии! Легко продолжать хлопать в ладоши и считать слоги в каждом слове. Если в имени много слогов, вам может понадобиться позволить детям считать слоги во время аплодисментов.

Вариации

Поиск вещей: начальные фонемы

Из главы 7: начальные и конечные звуки разнообразие слов.

Необходимые материалы.

Карточки с картинками. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов]. Разложите несколько картинок в середине круга. Затем попросите детей найти те картинки, названия которых начинаются с исходного звука, над которым они только что работали. По мере нахождения каждой картинки ребенок должен назвать ее название и начальную фонему, как и раньше (например, 9).0003 ф-ф-ф-ф-иш , /ф-ф-ф-ф/, рыба ).

Вариации

  • По мере того, как дети осваивают игру, разложите картинки из двух разных наборов, попросив детей определить название и начальную фонему каждой картинки и соответственно разложить их на две стопки.
  • Раздайте детям картинки; каждый должен определить исходную фонему своего изображения и положить ее в соответствующую стопку. Эта игра хорошо работает с небольшими группами.
  • Звукообработка: Раздайте детям изображения предметов или животных, назвав каждую картинку и положив ее лицевой стороной вниз на стол или ковер. Дети по очереди переворачивают пары картинок лицевой стороной вверх и определяют, совпадают ли начальные звуки названий картинок. Если исходные звуки совпадают, ребенок выбирает другую пару; в противном случае очередь переходит к другому ребенку. Эта игра хорошо работает с небольшими группами.

Пары слов I: Убрать звук (анализ)

Из главы 7: Начальные и конечные звуки

Цель

Помочь детям отделить звуки слов от их значений.

Упражнение

Показывая детям, что если удалить начальную фонему слова, может получиться совершенно другое слово, это упражнение дополнительно помогает детям отделить звуки слов от их значений. Посадив детей в круг, объясните, что иногда, когда вы убираете звук из слова, вы получаете совершенно другое слово.

Чтобы дать детям пример, скажите « ф-ф-ф-ухо », удлиняя начальную согласную, и попросите детей повторить. Затем скажите « ухо » и попросите детей повторить. Спросите детей, могут ли они определить, какой звук был убран, и повторите за них слова (например, ф-ф-ф-ф-ухо – ухо – ф-ф-ф-у-ухо – ухо ).

Таким образом, детям предлагается обратить внимание на начальные фонемы слов, даже если они осознают, что наличие или отсутствие исходной фонемы приводит к двум разным словам. В течение дня постепенно переходите от более легких начальных согласных к более твердым. Образцы списков слов приведены в конце главы.

Примечание: Большинство детей могут определить «спрятанное слово», но им очень трудно определить, что у них отнято. Дети также могут быть склонны произносить рифмующиеся слова, а не сосредотачиваться на начальных звуках. Имея это в виду, следите за тем, чтобы не переключаться между действиями, связанными с рифмованием и начальными звуками.

Вариации

  • Чтобы помочь детям заметить, что начальный звук имеет большое значение в значении слов, попросите их использовать каждое слово в предложении.
  • Когда дети освоятся в этой игре, поиграйте в нее с игрой 7I: Паутина. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов].
  • Призовите детей выстроиться в очередь, назвав их имена без начального звука (например, [J]-onathon ). Дети должны угадать, чье имя было названо и какого звука не хватает. Возможно, вы захотите удалить первоначальные смеси как единое целое до тех пор, пока смеси не будут представлены в главе 8 (например, [St]-anley 9).0004).

Пары слов II: Добавление звука (синтез)

Из главы 7: Начальный и конечный звуки

Цель

Познакомить детей с задачей синтеза слов из их отдельных фонем.

Задание

Посадите детей в круг и начните с объяснения, что иногда новое слово можно получить, добавив к слову звук. Например, скажите « ox » и попросите детей повторить это. Затем спросите, что произойдет, если они добавят новый звук в начало слова, например, ф-ф-ф-ф-ф: « ф-ф-ф-ф-ф…бык, ф-ф-ф-ф…бык, ф-ф-ф-ф-бык ». Дети говорят: « лиса! » Затем вы должны объяснить: «Мы добавили новый звук в начало, и у нас появилось новое слово!» унисон (например, «лед…м–,–,–,…лед…м-м-м-лед…мыши»). Опять же, уместно постепенно, в течение дня, отрабатывать от более легких начальных согласных к более твердым и только после последние достаточно хорошо известны, до смесей согласных (например, миля-улыбка ).

Варианты

  • Предложите детям использовать каждое слово из пары в предложении, чтобы подчеркнуть разницу в их значении.
  • Когда дети справятся с этим, поиграйте с 7I: Паутина. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов].

Двухзвуковые слова

Из главы 8: Фонемы

Цель

Познакомить детей с трудностями анализа слов в фонемы и синтеза слов из фонем.

Необходимые материалы

  • Блоки
  • Карточки с двумя фонемами

Упражнение

Эти игры с двумя звуками служат для ознакомления с процедурой и логикой более сложного фонематического анализа и последующего синтеза. Кроме того, двухзвуковые слова предоставляют детям беспрепятственную среду для практики со звуками различных фонем, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом в фонологически минимальных словах.

Ввиду этого полезнее возвращаться к ним по мере необходимости индивидуально или в группе, чем задерживаться слишком долго на каком-либо конкретном сеансе. Однако из-за их фундаментальной важности очень важно, чтобы каждый ребенок усвоил эту концепцию, прежде чем переходить к более сложным видам деятельности.

В первый день достаточно сделать только анализ. В последующие дни начинайте с анализа и переходите к синтезу. Точно так же в первые несколько дней разумно для ясности отделить игру с начальными согласными словами от игры с конечными согласными словами. Как только дети усвоили, два типа слов можно было свободно смешивать. Наконец, поскольку краткие гласные гораздо более изменчивы и менее отчетливы как по звучанию, так и по артикуляции, их введение следует отложить до тех пор, пока дети не освоятся в словах с длинными гласными.

Опять же, чтобы прояснить представление детей о фонемах и поддержать их способность отличать их друг от друга, полезно попросить их почувствовать, как их рот меняет положение с каждым звуком, или посмотреть на свои рты в зеркало во время говоря слова. Кроме того, как и во всех упражнениях на фонематическую осведомленность, важно убедиться, что учащиеся знакомы с каждым словом, используемым в этих упражнениях. Если вы подозреваете, что кто-то из ваших учеников таковым не является, будет разумно пересмотреть значение и употребление этого слова.

Примечание: Чтобы играть в эти игры, у каждого из детей должно быть по два кубика. Кроме того, у вас должно быть два собственных блока и набор картинок двухфонемных слов. Кроме того, прежде чем начать, важно прочитать введение к этой главе.

Аналитическая игра

Ребенок берет карточку и называет то, что на ней изображено. Для этого примера предположим, что ребенок выбирает изображение бантика для волос. Вы бы повторили слово, но медленно и с четкой паузой (интервал примерно полсекунды) между двумя его фонемами (например, « b…ō «). Затем все дети должны повторить слово таким же образом: « b…ō… ». два разных цвета под картинкой, когда она произносит звук, представленный каждым

Затем дети повторяют слово звук за звуком, изображая звуки слова слева направо своими кубиками Дети должны повторять звуки указывая на соответствующие блоки, а затем на слово, делая чуть меньшие паузы между фонемами при каждом повторении (например, « b…ō…, лук, b…ō…, лук, b…ō, лук, b-ō…лук «). Перед тем, как передать детям, смоделируйте процедуру. Выберите картинку и положите ее лицевой стороной вниз, чтобы дети ее не видели. кубики под картинкой.Указывая на свои кубики, дети должны повторять фонемы снова и снова, все быстрее и быстрее, как они это делали в игре на анализ.Когда они считают, что знают название картинки, они должны поднять руки. Затем учитель может попросить группу или любого человека назвать картинку.После разрешения любых разногласий картинка выставляется на всеобщее обозрение.

Слепив таким образом несколько слов, передайте задание детям. Для каждой новой картинки помогите им договориться о ее названии и дайте им время проанализировать ее самостоятельно. Чтобы понять, кто улавливает, а кто нет, попросите одного или нескольких человек поделиться своим решением для каждого слова. Затем вся группа должна повторить решение вместе, озвучивая отдельные фонемы слова по мере того, как они указывают на соответствующие им блоки.

Вариации

  • Расширьте упражнение на слова без рисунков. В начале каждой аналитической задачи обязательно используйте каждое слово в предложении для ясности (например, «Жуйте. Пожалуйста, жуйте пищу перед тем, как проглотить ее. Жевать»). Аналогичным образом попросите детей использовать каждое слово в предложении в качестве завершающей части каждого задания на синтез.
  • Позже эту игру можно использовать для изучения принципа алфавита, заменяя цветные кубики жетонами с буквами. Однако, если вы решите это сделать, имейте в виду, что для передачи основной логики алфавитного принципа лучше всего, чтобы все слова включали по одной букве для каждого звука слева направо. Имея это в виду, избегайте слов с немыми буквами или диграфами. Используйте только короткие гласные слова, а среди них только те, которые пишутся с двумя буквами (например, 9).0003 в и утра нормально, но не край или зуд ).

Примечание: Все слова в следующих списках состоят только из двух фонем. Тем не менее из-за капризов английского языка в написании многих из них используется более двух букв. По этой причине показ написания слов пока только запутает проблему. Ниже приведены примеры двухзвуковых слов с начальными согласными и долгими гласными:

день
сено
сойка
май
плати
луч
скажи
путь

пчела
плата
гэ
он
колено
ме
горох
см.
она
чай
мы

пока
умри
парень
привет
ложь
мой
пирог
рожь
вздох
галстук
почему

лук /bō/
лань
go
мотыга
низкий
косить
нет
ряд /ro/
шить /sō/
показать
схождение

бу
жевать
вор
делать
гу
мыча
ботинок
два
кто
ты
зоопарк

Примеры двухзвуковых слов с конечными согласными звуками и долгими гласными:

туз
аче
возраст
помощь
айл
цель
обезьяна
восемь

каждый
легкость
есть
угорь

лед

дуб
овес
собственный

Примеры двухзвуковых слов с конечными согласными звуками и краткими гласными:

добавить
утра

как
пепел
на

край
Эд

ick
если
плохо
в
это
это
зуд

нечетный
от
от

до
США

Тролльский разговор II: Фонемы

Из главы 8: Фонемы

Цель

Укрепить способность учащихся синтезировать слова из их отдельных фонем.

Упражнение

Это упражнение аналогично тому, что представлено в 6E: Troll Talk I: Syllables, [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов], за исключением того, что тролль описывает свои угощения фонемой за фонемой, а не слог за слогом . Все садятся в круг, а воспитатель рассказывает сказку:

Жил-был добрый маленький тролль, который любил дарить людям подарки. Единственная загвоздка заключалась в том, что тролль всегда хотел, чтобы люди знали, какой у них подарок, прежде чем отдавать его им. Проблема была в том, что у маленького тролля была очень странная манера говорить. Если бы он собирался сказать ребенку, что это подарок велосипед , он сказал бы « b–i–k ». Пока ребенок не догадается, что это за подарок, он не будет полностью счастлив. Сейчас я притворюсь троллем. Я назову сюрприз для одного из вас. Когда вы поймете, что это такое, наступит ваша очередь.

Выберите одного ребенка и произнесите имя настоящего, фонема за фонемой. Когда ребенок угадает слово, он или она должны назвать подарок для кого-то еще. Постепенно переходите от коротких (двух- и трехзвуковых) слов к более длинным по мере того, как дети лучше слышат звуки. Лучше всего ограничить игру четырьмя или пятью детьми в любой день, иначе она станет немного длинной. Примеры подарков включают следующее:

обезьяна
боб
книга
лук
хлеб
кирпич
метла

сыр
письменный стол
собака
платье
угорь
стакан
лед

лось
кастрюля
горох
ручка
телефон
ботинок
конек

мыло
табуретка
пень
галстук
поезд
грузовик

Примечание: Если учащиеся не знакомы с троллями, замените их другим человеком или существом из фольклора, например лепреконом, единорогом или эльфом.

Вариация

  • Каждый ребенок получает от одной до трех «секретных» картинок. Теперь они могут давать предметы на картинках в качестве «подарков», по одной вещи, другому ребенку, произнося слово. Ребенок, получивший подарок, должен угадать, что это такое, прежде чем он сможет получить картинку.

13 Упражнения по говорению и аудированию для повышения навыков ваших учеников — %%sitename%%

Каждый учитель, который дал четкие инструкции, только чтобы поднять руки и неизбежный вопрос «а, что нам теперь делать?» знает, что обучение навыкам аудирования и разговорной речи имеет решающее значение в первые годы начальной школы. Аудирование, говорение, чтение и письмо объединяются по мере того, как дети развивают свои отношения с английским языком и свои коммуникативные навыки.

Но как научить жизненно важным навыкам аудирования? Вы не можете точно открыть эти маленькие уши! И если на то пошло, как вы учите своих учеников, когда нужно говорить и как правильно сообщать о своих потребностях? Вот несколько отличных советов, которые помогут вам помочь своим ученикам!

Загрузите готовую презентацию PowerPoint для обучения навыкам восприятия на слух!

Образец для подражания Хорошие навыки говорения и слушания

Как учителя, мы являемся образцами для подражания для наших учеников, и мы должны подавать им пример! Когда ваши студенты говорят, установите зрительный контакт и дайте им понять, что вы слушаете, а не позволяйте своим мыслям блуждать по кучам бумаг на вашем столе. Не перебивайте своих учеников (без необходимости!), и поощряйте их говорить в классе, а не говорить «на них».

Поставьте цели по говорению и аудированию

Направьте своих учеников на правильный путь, совместно с ними поставив несколько целей по говорению и аудированию. С целями, специально разработанными для младших, средних и старших классов, ваши ученики будут иметь четкое представление о навыках, которые им необходимо развивать на пути к тому, чтобы стать лучшими слушателями и ораторами. Достигнув своих целей, учащиеся могут с гордостью показать утверждения «Я могу» — говорить и слушать в своих домашних папках.

Сигналы руками — это отличный способ для учащихся общаться без необходимости говорить громче и прерывать урок, когда им нужна помощь или нужно сходить в туалет. Как это может помочь учащимся овладеть навыками аудирования и разговорной речи? Простой. Знать, когда нужно промолчать, так же важно, как знать, когда использовать свой голос!

Размещение плакатов со знаками на видном месте поможет вашим учащимся запомнить, какой знак что означает.

Леса для заметок

Частью обучения навыкам аудирования является способность преобразовывать услышанное в понимание конкретной темы. Подготовьте заметки ваших учеников с помощью графических органайзеров, диаграмм Венна и аналогичных методов разделения материала на фрагменты, чтобы улучшить их кодирование и обработку информации.

Играйте в игры на слушание

Игры, которые требуют от учащихся слушать, ждать, а затем реагировать или слушать и принимать решение, особенно хороши для развития не только навыков аудирования, но и обработки информации.

Эти игры легко включить в утреннюю рутину!

Ура-бу!

Попросите учащихся внимательно слушать утверждения, которые вы собираетесь сделать.

Если красивое заявление, то ура! Если это не так приятно, они говорят бу.

  • «Мороженое каждому!» – «УРА!»
  • «Время обеда отменено». — «БУ!»

Я говорю – вперед!

  1. Подобно Саймону Сэйсу, эта игра требует, чтобы ученики внимательно слушали перед выполнением задания.
  2. Подвох этой игры в прослушивание заключается в том, что им приходится ждать, пока вы не скажете «Вперед!» прежде чем они смогут выполнить инструкцию.
  3. Чтобы увеличить сложность, оставьте более длинный промежуток между инструкцией и словом «вперед!»

Загрузить «Снеговик говорит» — классную интерпретацию Саймона для вашего класса!

Телефонная игра

Эта вечная классика не нуждается в особых пояснениях.

  1. Учащиеся садятся в круг и передают сообщение, шепча на ухо соседу.
  2. Когда доходит до последнего ученика, он встает и повторяет услышанное сообщение.
  3. Сравните это с началом и посмотрите, насколько хорошо сообщение передавалось от человека к человеку!

Продуктовый магазин

Это отличная игра для проверки навыков слушания и памяти учащихся.

  1. Один ребенок начинает список покупок со слов: «Я пошел в продуктовый магазин и купил…» что-то.
  2. Следующий ребенок продолжает, произнося предыдущую фразу и добавляя свою!
  3. Продолжайте ходить по классу, работая с алфавитом и добавляя элементы в список.

Для учащихся старших классов сделайте предметы по теме, например, предметы, которые вы найдете только в тропических лесах, или животные, которые являются травоядными?

Большой палец вверх, большой палец вниз

Прочитайте список истинных или ложных утверждений. Студенты должны внимательно слушать и принять решение о достоверности утверждения. Если это правда, они поднимают палец вверх! Если неправда, палец вниз.

  • «Мои волосы голубые». = большой палец вниз.
  • «Мисс. Стюарт — лучший учитель в мире!» = палец вверх (мы можем только надеяться!).

Эту игру можно изменить, чтобы она подходила для старших школьников. Например, зачитайте верные и ложные утверждения о теме учебной программы, над которой вы работали.

Смешайте визуальные эффекты со слухом

Играйте Это правда? Аудирование с вашими учениками. Студенты слушают описание, прочитанное учителем во время просмотра изображения. Они решают, является ли информация точной или нет. Этот ресурс предоставляет большой доступ к описательной лексике, и вы можете настроить словарный запас в соответствии со способностями ваших учащихся.

Incorporate Directed Drawing

Аудирование и искусство тоже могут идти рука об руку, и исследования показали, что рисование может быть превосходной формой ведения заметок для детей, помогая сохранить память.

Несколько раз прочитайте описание ученикам. Им нужно очень внимательно слушать, так как они должны рисовать то, что слышат.

учебное пособие

Управляемое рисование — Как нарисовать кусок пирога

Используйте это задание по рисованию кусочка пирога, чтобы помочь учащимся развить навыки слушания в классе.

2 стр. Классы: 2 — 5

Используйте рисунок на второй странице, чтобы увидеть, насколько близко ваши ученики подошли к рисованию описанного рисунка.

Написать речь

Иногда у учащихся в голове много важных мыслей, но когда дело доходит до их словесного выражения, возникают сложности. Предложите учащимся попрактиковаться в разговорных навыках с помощью нашего плаката «Написание речи»

Поощряйте учащихся мыслить нестандартно! Как насчет того, чтобы выступить с речью об их любимом животном или отличном фильме, который они видели?

Выскажите свое мнение

Если ваши ученики не могут выразить свою точку зрения, этот эффективный урок изучения их точки зрения направит их на правильный путь.

За или против? — это первый урок в модуле «Развитие навыков написания мнений ». В нем класс смотрит видео, пересказывающее историю I Wanna Iguana Карен Кауфман Орлофф .

После просмотра у вас будет возможность попросить учащихся поделиться своей точкой зрения на некоторые повседневные вопросы, которые могут их касаться. Поощрение учащихся к объяснению и обоснованию своих рассуждений перед классом — отличный способ изучить мнения и словесное выражение точек зрения.

Говоря в рифму

Иногда проблема не в обработке речи, а в нервах, которые приходят вместе с ней.

Используйте эти карточки Nutty Nursery Rhymes Speaking and Listening в качестве веселой, открытой речи, чтобы укрепить уверенность. Акцент делается на том, чтобы играть с языком, когда учащиеся изучают рифмующиеся слова.

Карточки предназначены для использования в небольших группах. Распечатайте и заламинируйте несколько наборов карточек, чтобы каждая группа могла одновременно работать над одним и тем же стихотворением.

Изучите следующие рифмы с этими карточками:

  • Шалтай-Болтай
  • Маленькая мисс Маффет
  • Хикори Дикори Док
  • Маленький Бо Пип
  • Дождь идет, льет
  • Мерцание, мерцание
  • Пять утят
  • Баа, Баа, Черная овца.

Раскрась меня осторожно Совместная работа

Эта игра Раскрась меня осторожно отлично развивает навыки говорения и слушания.