Содержание
Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе | Материал по развитию речи (подготовительная группа):
Дидактическая игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук — [л], [о], [н].
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
«Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
«Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
«Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ’].
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? -Белка.
Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? -Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье? -Пчёлы
Кто живёт в норе? -Лиса.
Кто живёт в логове? -Волк.
Кто живёт в берлоге? -Медведь.
Вариант 2.
педагог: -Дети:
Где живёт медведь? -В берлоге.
Где живёт волк ?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: -Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог: -Дети:
Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: -Дети:
Горячий -холодный
Хороший -плохой
Умный -глупый
Весёлый -грустный
Острый -тупой
Гладкий -шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог :-Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха -меховые
Таз из меди -медный
Ваза из хрусталя -хрустальная
Рукавички из шерсти -шерстяные
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:- Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
« Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
Дидактические игры по развитию речи: цель, картотека
Картотека дидактических игр по развитию речи — материал для развития навыка общения, расширения словаря по разным темам, совершенствования фонематической культуры и грамматического речевого строя, подготовки к письму. Представленные игры могут использоваться в качестве формы обучения и самостоятельного игрового процесса, а также как средство личностного развития, активизации речи при необходимости вести рассказ, решать умственные задачи, аргументировать мнение. Степень сложности игр возрастает в зависимости от возрастной категории дошкольников.
Содержание
Дидактические игры по развитию речи в младшей группе
Предлагаем игры, подходящие для работы с дошкольниками 3–4 лет.
Противоположности
Игра знакомит дошкольников с антонимами. Занятие можно проводить при прохождении любой темы. Для игры нужны тематические предметные иллюстрации и мяч.
Дети становятся в ряд. Педагог бросает мяч игроку. Говорит, например: «Длинная дорога». Игрок, бросив мяч обратно, должен сказать: «Короткая дорога». Дав правильный ответ, игрок получает соответствующую картинку, то есть в данном случае изображение дороги. Победителем становится игрок, собравший наибольшее количество картинок.
Исправь предложения
Цель игры — закрепление навыка грамотного и осознанного употребления предложных форм. Для работы требуются сюжетные картинки.
Педагог демонстрирует ребенку изображение, произносит соответствующее сюжету предложение, пропустив предлог. Например: «Семья едет… машине». Игрок должен понять, в чем ошибся воспитатель, произнести аналогичное предложение, но уже с употреблением предлога: «Семья едет в машине».
Словесные цепочки
Игра совершенствует звукопроизношение, закрепляет умение определять место звука в составе слова. Для работы нужен мяч.
Ребята становятся в круг. Педагог бросает мяч первому игроку, говорит слово, например, «дом». Ребенок, бросив мяч обратно, должен произнести слово, начинающееся тем же звуком, каким закончилось произнесенное воспитателем слово. Например, «мак». И далее по такому же принципу: «крот — такси — игла — арбуз — зонт — тигр — рог — гора».
Один и множество
Игра учит формированию множественного числа существительных. Для занятия нужен мяч.
Дети становятся в ряд. Педагог бросает мяч дошкольнику, говорит термин в единственном числе. Игрок, бросив мяч обратно, должен произнести это же слово во множественном числе. Например: «туча — тучи, рука — руки, цветок — цветы, дерево — деревья, сапог — сапоги».
Коники
Эта дидактическая игра развивает артикуляцию, что очень важно для дошкольников 3–4 лет.
Ребята становятся в ряд по двое, словно бы лошади, запряженные в карету. Педагог исполняет роль кучера, он становится позади воспитанников, дает команду: «В путь». Дети начинают двигаться по кругу, цокая языком, как если бы стучали копытами. Далее воспитатель командует: «Стоп». Ребята останавливаются. Педагог предлагает проверить, кто из коников громче стучит копытами. Для этого ребята распределяются по парам. Когда языками цокает первая пара, остальные слушают, затем выявляют победителя. И так все пары по очереди.
Дидактические игры по развитию речи в средней группе
Предлагаем несколько игр для дошколят 4–5-летнего возраста.
Обобщи
Дидактическая игра учит обобщать по понятиям.
Педагог называет три объекта, а воспитанники должны определить обобщающее понятие. Вот несколько примеров для игры:
- носорог, тигр, обезьяна — животные;
- ромашка, ландыш, лютик — цветы;
- трава, огурец, лягушка — зеленого цвета;
- мяч, апельсин, планета — в форме шара;
- шкаф, диван, табуретка — мебель.
Что таким бывает?
Игра расширяет словарный запас, развивает воображение, положительно влияет на память. Для занятия необходим мяч.
Дошколята строятся в ряд. Педагог задает вопрос, например: «Что бывает желтым?». Затем бросает мяч игроку. Тот отвечает: «Солнце». Воспитатель бросает мяч поочередно остальным игрокам, те тоже отвечают: «Лимон, цыпленок, одуванчик, канарейка, кукуруза».
Когда все дети ответят на этот вопрос, педагог возвращается в начало ряда, задает другой вопрос, например: «Что бывает сладким?». Дети отвечают: «Торт, мороженое, пирожное, печенье, конфеты, фрукты, мармелад, ягоды, сок, мед, пирог, компот». Далее игра строится по такому же принципу.
Скажи во множественном числе
Игра тренирует навык построения предложений с употреблением существительных во множественном числе.
Педагог произносит предложение, в котором существительное представлено в единственном числе. Например: «На ветке сидит красногрудый снегирь». Ребята должны произнести аналогичное предложение, но поставив существительное и зависимые от него слова в множественное число: «На ветке сидят красногрудые снегири». Предложения для игры можно придумывать по любой теме.
Бывает ли так?
Игра расширяет словарь, уточняет знания о признаках объектов, месте их расположения, функциональных особенностях.
Педагог произносит фразу, которая может быть верной или ошибочной в смысловом плане. Ребята должны выявить ошибочную фразу, исправить ее. Подборку фраз можно делать по разным темам.
Вот несколько примеров ошибочных фраз для игры:
- на ветках созрели синие помидоры;
- мама добавила в компот соленый абрикос;
- с аэропорта взлетел поезд;
- по лесной тропинке бежит пушистый еж;
- в конуре залаял волк;
- врач работает в швейном ателье.
Вежливые слова
Цель дидактической игры — активизация словаря по теме вежливого общения, культуры речи. Для занятия нужен мяч.
Ребята становятся в ряд. Педагог бросает мяч первому ребенку. Тот должен сказать вежливое слово, после чего может сделать шаг вперед. Воспитатель бросает мяч поочередно всем детям. Тянуть время нельзя, если игрок затрудняется с ответом, то остается на месте, передает ход следующему товарищу. Победителем становится тот, кто первым доберется до педагога.
Собери комплект
Игра учит сопоставлять объекты с определенными категориями. Для занятия нужен набор предметных изображений, разделенный на тематические категории: мебель, транспорт, игрушки, пища, одежда, прочее. Можно сделать карточки для дидактической игры своими руками, категорий должно быть как можно больше. Потому что на каждого игрока приходится по одной группе картинок. Во всех категориях должно быть одинаковое количество карточек.
Воспитатель кладет карточки лицевой стороной вниз. Затем распределяет категории по воспитанникам. Далее педагог демонстрирует ребятам картинки. Игрок, понявший, что показываемое изображение относится к его категории, должен поднять руку, развернутой фразой сказать, почему эта картинка для него. Например: «Этот грузовик для меня, потому что я собираю транспорт». Победителем становится игрок, первым собравший свой комплект.
Добавь словечко
Дидактическая игра учит формировать сложное предложение, правильно употреблять предлоги. Для работы нужны сюжетные изображения.
Педагог демонстрирует воспитанникам картинку, произносит максимально краткую фразу, описывающую нарисованный сюжет. Ребята должны поочередно прибавлять к предложению 1–2 слова, тем самым его усложняя, при этом не выбиваясь за рамки сюжета. Вот пример предложения: «Дети катаются» — «Дети катаются на коньках» — «Дети катаются на коньках на катке» — «Дети катаются на коньках на школьном катке».
Посчитай слова
Игра учит подсчитывать на слух, сколько слов в предложении.
Педагог раздает воспитанникам по набору карточек, изображающих цифры от 1 до 10. Затем произносит предложение. Дети внимательно слушают, мысленно подсчитывают количество слов, после чего поднимают соответствующую карточку. Рекомендуется использовать предложения без предлогов, чтобы дошкольникам было легче воспринимать текст. Например: «Врач делает укол больной бабушке». Или: «Девочка кормит поросят».
Заверши предложение
Дидактическая игра учит дошкольников формированию сложносочиненных предложений, сравнению объектов, определению антонимов, развивает память и мышление.
Педагог начинает предложение, а ребята должны ее завершить, употребив антоним. Затем они должны повторить фразу полностью. Вот несколько примеров для игры:
- виноград сладкий, а лимон… кислый;
- змея длинная, а лягушка… короткая;
- снег белый, а уголь… черный;
- арбуз большой, а черника… маленькая;
- медведь сильный, а заяц… слабый.
Подарок
Для игры, которая учит составлению предложений, необходимы сюжетные картинки, изображающие процесс дарения определенного подарка.
Педагог демонстрирует воспитанникам изображение, а те, ориентируясь на сюжет, составляют фразу с ответом на вопрос, кто кому что дарит. Например: «Сын дарит маме букет», «Дедушка дарит внуку самокат», «Мама дарит дочке сарафан».
Назови растение
Дидактическая игра развивает фонематический слух, стимулирует мыслительные способности.
Педагог называет звук, например «к», а дети должны вспомнить как можно больше растений, названия которых начинаются на эту фонему: кактус, клен, клевер, кукуруза и прочее. За верный ответ игрок получает медальку. Победителем становится тот, кто соберет наибольшее число медалек.
Путешествие в сказку
Цель игры — развитие воображения, формирование навыка свободного повествования.
Педагог читает воспитанникам сказку. После прочтения просит каждого ребенка по очереди рассказать, а как он поступил бы на месте главного персонажа, если бы вдруг попал в эту сказку. Дети должны рассказать свою версию истории развернуто, стараясь грамотно выстраивать предложения. При необходимости воспитатель должен им помогать.
Дидактические игры по развитию речи в старшей группе
В картотеку игр для дошкольников 5–6 лет включены занятия с разным образовательным и развивающим назначением. Цель дидактических игр по развитию речи для старшей возрастной группы — совершенствование фонематического слуха, формирование представлений о слогах и частях речи, активизация словаря, обучение согласованию слов.
Какой звук пропал?
Игра развивает умение проводить фонематический анализ. Для работы необходимы предметные иллюстрации.
Педагог кладет изображение перед ребенком, называет нарисованный объект, но вместо произнесения одного из звуков делает голосовую паузу. Воспитанник, ориентируясь на картинку, должен понять, какой звук пропущен, произнести слово целиком. Например: «полоте…це — полоте[н]це», «ко…та — ко[ф]та», «пи…ог — пи[р]ог». Можно использовать игру для закрепления произношения как разных звуков, так и определенной фонемы.
Посмотри вокруг
Игра учит делению слов на слоги. Занятие лучше проводить во время прогулки.
Педагог просит воспитанников внимательно посмотреть вокруг себя, отыскать объекты, названия которых имеют один слог. Дети ищут, называют, например: дом, кот, сад, парк, лес, мяч. Далее воспитатель предлагает найти объекты, имеющие два слога: трава, забор, клумба, газон, песок. А потом пусть найдут три слога: машина, дорога, карусель, дерево. За правильные ответы ребята получают фишки, которые в конце подсчитываются для определения победителя.
Ремонт предложения
Дидактическая игра учит грамотно строить фразы, развивает разговорную речь. Для занятия нужно придумать искаженные фразы, в которых слова стоят в неправильном порядке, существительные употреблены в именительном падеже, использована начальная глагольная форма.
Педагог зачитывает слова. Дошколята должны их изменить, поменять местами так, чтобы вышло корректное предложение. Например: «Кот, на, сидеть, подоконник» — «Кот сидит на подоконнике».
Назови лишнее
Игра развивает способность воспринимать звуки на слух.
Педагог раскладывает перед воспитанниками по три предметных картинки, задает определенный звук, например [ш]. Ребята должны назвать вслух все три предмета, затем убрать тот, в названии которого нет звука [ш]. Для примера: шуба, пушка, ложка.
Хлопни в ладоши
Дидактическая игра совершенствует слуховое восприятие фонем.
Педагог загадывает определенный звук. Затем произносит слова одно за другим. Дети внимательно слушают. Услышав слово, в котором присутствует заданная фонема, делают хлопок ладошками.
Мой и моя
Игра закрепляет навык использования притяжательных местоимений и разделения слов по роду. Для занятия нужны две коробочки и предметные иллюстрации.
Воспитатель раскладывает перед ребятами картинки. Просит в одну коробочку положить изображения предметов, на которые можно указать «он мой». В другую коробочку дети должны положить картинки предметов, про которые говорят «она моя».
Мяч лови — цвет назови
Игра тренирует навык сочетания существительных с прилагательными. Для занятия нужен мяч.
Дети выстраиваются в ряд. Педагог бросает мяч игроку, произносит прилагательное, которое означает цвет. Бросив мяч обратно, дошкольник должен назвать существительное, которое корректно сочетается с прилагательным. Вот несколько примеров для разных цветов:
- красный — флаг, яблоко, клубника, мак, помидор, закат, кровь;
- оранжевый — морковь, тыква, абрикос, апельсин, лиса, заря;
- зеленый — трава, кузнечик, лягушка, огурец, лист, мох, лес, парк;
- фиолетовый — баклажан, слива, сирень, виноград, инжир, фиалка.
В мире животных
Игра закрепляет в индивидуальном словаре термины по теме «Животный мир».
Ребята становятся в круг. Воспитатель прохаживается внутри круга. Затем резко останавливается перед каким-либо игроком, говорит слово «зверь», «рыба» или «птица». И сразу начинает хлопать в ладоши. Когда педагог сделает 5 хлопков, ребенок должен назвать соответствующее живое существо. Если игроку это удается, он получает фишку. Побеждает игрок, собравший наибольшее число фишек.
Ласковые словечки
Дидактическая игра учит формировать существительные посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов. Для занятия необходим мяч.
Педагог бросает мяч игрокам по очереди, при этом произносит слово. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать это же слово, только в уменьшительно-ласкательной форме. Вот несколько примеров для понимания игры:
- стул — стульчик;
- яблоко — яблочко;
- зеркало — зеркальце;
- заяц — зайчик;
- вилка — вилочка;
- солнце — солнышко;
- червяк — червячок.
Из чего это?
Игра активизирует употребление прилагательных, учит согласованию их с существительными. Для занятия нужны карточки, изображающие разные предметы.
Педагог называет два слова: одно означает предмет, а другое — материал его изготовления. Например, «стекло» и «ваза». Ребята должны отыскать соответствующий объект на разложенных перед ними карточках, назвать его с ответом на вопрос «Какой?», «Какая?» или «Какое?». То есть нужно сказать «стеклянная ваза». Игрок, правильно произнесший словосочетание, получает фишку. Победителем становится ребенок, собравший наибольшее количество фишек.
Сказочники
Игра развивает воображение, учит связно говорить.
Педагог зачитывает воспитанникам начало какой-нибудь неизвестной им сказки. Игровая задача — придумать конец сказочной истории. Каждый ребенок развернуто рассказывает свою версию.
Дидактические игры «Развитие речи» в подготовительной группе
Предлагаем несколько игр по развитию фонематической культуры, расширению индивидуального словаря, коррекции грамматического речевого строя для дошкольников 6–7 лет.
Закончи словечко
Игра учит выделять слоги в словах.
Дети выстраиваются в ряд. Воспитатель бросает первому игроку мяч, произносит начало слова. Игрок должен сказать конец слова. Например: кару… сель, верто… лет, мага… зин. Важно подбирать такие слова, которые можно угадать по началу.
Замени слово
Игра учит оперировать звуками в словах. Для работы нужны предметные иллюстрации.
Педагог задает фонему, которую предстоит вставить в качестве замены в слово, чтобы получилось другое слово. Пусть это будет, например, звук [ч]. Затем воспитатель кладет перед игроком изображение, называет нарисованный предмет, просит заменить фонему в начале или конце слова на [ч]. Ребенок называет слово, которое у него получилось, находит соответствующее изображение. Например: «гайка» — «чайка».
Угадай, что это?
Игра активизирует словарь, стимулирует мыслительные способности.
Воспитатель называет части, из которых состоит какой-либо объект. Дети должны догадаться, о чем идет речь. Вот несколько примеров для понимания игры:
- ветви, ствол, корни, крона, листва, плоды, дупло, сучья — дерево;
- стены, крыльцо, окна, крыша, чердак, подвал, комнаты — дом;
- крылья, шасси, кабина, салон, сиденья, двигатель, хвост — самолет.
Слова-друзья
Игра расширяет словарный запас синонимов, закрепляет в памяти смыслы слов.
Воспитатель называет три слова. Ребенок должен сказать, какие из них близки по смыслу, аргументировать свое мнение. Педагог должен объяснить воспитаннику, что такие слова называются синонимами. Вот несколько примеров для игры:
- спешить, торопиться, прогуливаться;
- пляска, частушка, хоровод;
- враг, товарищ, друг;
- крупный, забавный, огромный.
Куда мы ходили?
Игра закрепляет навык употребления существительных в родительном падеже и множественном числе. Для занятия требуются предметные картинки по темам «Сад», «Лесная поляна», «Огород».
Воспитатель спрашивает у ребят: «Куда мы ходили? Что увидели?». Дети начинают с темы «Сад». Они отвечают: «Мы были в саду. Увидели много…». Далее педагог демонстрирует изображения садовых культур, а дети перечисляют: «Увидели много яблок, слив, персиков, груш, вишен». Аналогично с ответами по темам «Огород» и «Лесная поляна».
Исправь ошибку
Дидактическая игра развивает слуховое восприятие и логическое мышление.
Педагог произносит предложение с искаженным смыслом, а дети исправляют ошибку. Вот несколько примеров предложений для игры:
- пошел снег, потому что Оля надела лыжи;
- овощи на грядках забыли полить, потому что они засохли;
- погода была жаркой, потому что семья отправилась на речку.
Составь фразу
Игра учит употреблять в разговорной речи предлоги. Для работы нужны предметные картинки.
Педагог кладет перед игроками пару изображений. По этим картинкам дошколята должны составить предложение с употреблением предлогов. Например, на одной картинке изображены книги, на другой — полка на стене. У ребят должна получиться фраза: «Книги стоят на полке».
дидактических игр в подготовительной группе. Занятия в детском саду / Paulturner-Mitchell.com
Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им дети легко учатся. Игры помогают развивать, фантазировать и запоминать материал. Существуют различные дидактические игры. Каждый из них нужен для определенной цели. Подробнее читайте в статье.
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Дети подготовительной группы готовятся к школе. Для более легкого обучения и воспитания дошкольникам предлагаются дидактические игры. Благодаря им ребенок познает окружающий мир, развивает познавательную деятельность, решает учебные задачи.
Дидактические игры в подготовительной группе очень важны. Они учат детей вниманию, воображению, мышлению. Даже инертные дети могут заинтересоваться необходимым материалом.
При выборе игр взрослые должны помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников. Поощрять интерес ребенка и формировать у него навыки к разнообразной деятельности. Дети в этом возрасте должны научиться писать рассказы и анализировать их.
Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать и др. ). Перед занятием необходимо провести беседу с детьми, показать наглядный материал, объяснить правила игры.
Функции дидактических игр
Обучение – сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, детям становится интересно. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:
- Развлекательная. Ребенку становится интересно, у него пробуждается интерес к деятельности.
- Коммуникативная функция – это норма поведения, которая усваивается детьми.
- Самореализация. Ребенок познает все, что его окружает. Он все больше и больше реализуется с каждым днем.
- Терапевтический. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, прислушиваться к более опытным людям.
- Диагностика. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям разобраться в нормах и отклонениях поведения.
- Исправление. Ребенок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
- Социализация. Учит детей общаться в обществе.
Учитель А.Макаренко утверждал, что с помощью игр развивается воля, формируется коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, то они не устают, а работоспособность сохраняется.
Дидактические игры: цель
Подготовительная группа готовит детей к школе. Им нужно многому научиться. Поэтому все дидактические игры в подготовительной группе предлагаются детям с определенной целью. Ведь они должны понимать и знать даже самые необходимые вещи. Воспитатели ставят перед собой цели:
- Познакомить детей с природным материалом.
- Познакомить с неживой природой.
- Научить дошкольника определять корм для животного.
- Углубить знания о природе.
- Вспомнить все времена года.
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
- Изучите характеристики домашних или диких животных.
- Укреплять хорошее отношение к окружающим и любовь к природе.
Все вышеперечисленные цели необходимы учителям для ровного и правильного обучения. В подготовительной группе детям часто предлагают игры, связанные с театром. Благодаря им дошкольник раскрывает себя как личность. Он входит в роль и учится у своего героя перенимать положительные качества.
Дидактические игры, их файлы в подготовительной группе
Для того, чтобы ребенок развивался со всех сторон, план пишется. В его состав входят воспитатели для более правильного воспитания. Картотека дидактических игр в подготовительной группе охватывает занятия различной направленности. Это развитие речи, математика, экология, аппликация, музыка и многое другое.
Для каждого урока определяется цель. Если вам нужно научить окружающий мир, педагог предлагает детям бесплатное рисование, где у ребенка развивается воображение и память. С помощью занятия дети запоминают увиденное накануне и пытаются воспроизвести это на бумаге.
Для развития речи можно придумать любую игру, где нужно выражать свои мысли словами. Дети смогут придумать сказку, а по ней создать пьесу и распределить роли. Благодаря этой игре дети учатся не только разговаривать, но и общаться со сверстниками.
Для изучения математических представлений, обучения цвету, ориентированию в пространстве, числам, геометрическим фигурам, гамам, ширине, высоте и др. Ежедневное планирование уроков педагогами поможет детям усвоить материал.
Картотека дидактических игр в подготовительной группе помогает не только дошкольникам, но и воспитателям. Благодаря им педагоги занимаются с детьми, обучают, проверяют навыки и умения. Без картотеки воспитатели не смогут дать дошкольникам нужные им знания.
Изучение экологии с помощью дидактических игр
Воспитателям необходимо приучать детей любить природу, содержать ее в чистоте и заботиться о растениях и животных. Поэтому дидактические игры в подготовительной группе по экологии составляются один раз в неделю.
Дидактическая игра: «Лесной поезд»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о животных, птицах и насекомых.
Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прицеплено по 3 вагона).
Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны посадить в первую машину лесных животных, во вторую — птиц, в третью — насекомых. Какая команда быстрее справится — та и победит.
«Что едят животные?»
Цель: сформировать представление о питании домашних и лесных животных.
Материал: карточки с животными и едой для них.
Воспитатель ведет беседу о домашних и лесных животных, показывает им картинки. Выбирает две команды и раздает карточки с животными и едой для них. Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, костью, зерном. Все эти карты необходимо смешать. Дети как можно быстрее должны найти нужные картинки. Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.
Каждая дидактическая игра формирует у ребенка восприятие окружающего мира. Необходимо закрепить умения и навыки дошкольников. Тогда он пойдет в первый класс подготовленным ребенком.
Обучение развитию речи с помощью дидактических игр
Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры для развития речи. Подготовительная группа – важный период развития ребенка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся говорить, правильно выражать и формулировать свои мысли.
Кукольный театр — первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.
Учитель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника – найти лишнее слово. Пальто, пальто и куртки относятся к верхней одежде. Платье им не принадлежит.
Игра «Кто больше знает?»
Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.
Материал: карточки с изображением животных, цветов, мебели и др.
Воспитатель предлагает детям перечислить животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Затем переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для детей дошкольного возраста задания на развитие речи достаточно сложные. Так что не ругайте, а терпеливо ждите, когда ребенок запомнит имя. Дидактические игры вызывают интерес у детей.
Подготовительная группа: Математика
Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Он предназначен для изучения чисел. Для игры возьмите лист бумаги формата А4 и разделите его на равные четыре части. В правом верхнем углу нарисуйте 3 орешка, а в нижнем 4 листочка. Слева вверху нарисуйте три игрушки, а под ними 3 овоща. Ребенок должен научиться логически мыслить. Он найдет дополнительную картинку (4 листа).
Чтобы дети стали более внимательными, предложите игру «Паровозик». Благодаря этому дети могут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.
Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровозик с пятью вагонами. Разделите детей на команды. Прикрепите овал к первому локомотиву. Дети поймут, для какой формы этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберется с фигурками в нужных домиках, та и победила.
Заключение
Как было сказано ранее, детей нужно развивать всесторонне. Особенно дошкольники. Поэтому в подготовительной группе необходимо проводить дидактические игры по ФГОС. Только тогда можно научить детей всему тому, что необходимо знать в первом классе.
Дидактические игры являются ведущими видами деятельности. Только благодаря им дошкольники познают и познают окружающий мир. Занимайтесь с детьми, старайтесь их заинтересовать, и у вас получится выпустить из садика развитого и смышленого ребенка.
Понимание устной речи: занятия для вашего ребенка дошкольного возраста
Устная речь является основой грамотности. Дети дошкольного возраста еще не читают, но они развивают навыки понимания посредством аудирования, оживленных повседневных разговоров, воображаемой игры и активного чтения вслух, когда родитель и ребенок ведут диалог о книге.
Одна смена, которая улучшит навыки устной речи вашего ребенка
Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению», ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».
Ежедневные разговоры с ребенком так важны! Иногда эти взаимодействия обязательно кратки и прямолинейны: «Давай наденем твои носки и обувь, чтобы мы могли пройти в магазин». Старайтесь также каждый день вести открытые беседы — активные разговоры, в которых вы и ваш ребенок часто переговариваетесь друг с другом (иногда это называют «разговорами с несколькими поворотами»). Вы учите своего ребенка, как по очереди слушать и говорить, и показываете ему, что вы цените его мысли и идеи.
Задавайте детям вопросы, требующие большего, чем ответ «да» или «нет». Вот некоторые вопросы, которые помогают им говорить более открыто: «Как вы думаете, почему это произошло?» «Что мы делаем дальше?» «Что произойдет, если мы поступим так?» «Что мы можем с этим поделать?» «Как мы можем сделать это лучше?»
Чтение вслух — один из лучших способов помочь вашему ребенку дошкольного возраста усваивать новые слова. Это также отличный способ помочь маленьким детям узнать о мире и установить связь между их собственной жизнью и тем, что написано в книге, — это помогает детям смотреть на мир с сочувствием. И последнее, но не менее важное: это прекрасное время, чтобы прижаться к ребенку и поделиться опытом чтения и открытий вместе.
Существует так много замечательных научно-популярных и информационных книг для самых маленьких детей (например, популярная серия DK Eyewitness). Попробуйте включить некоторые из них во время вашего следующего похода в публичную библиотеку. Даже очень маленькие дети любят узнавать о реальном мире и с гордостью делятся тем, что знают!
Даже прогулка по окрестностям или поход в продуктовый магазин могут стать полезным опытом для маленьких детей. Ребенок может впервые увидеть городского кролика на прогулке, а затем суметь связать его с рассказами о кроликах. Эти личные связи помогают детям связать то, что они читают, с тем, что они знают — мощный способ развить навыки понимания!
Попробуйте эти упражнения на понимание устной речи дома
Прогулка и разговор
Когда вы прогуливаетесь по своему району, поощряйте ребенка указывать на вещи, которые он видит, и говорить о них. Реагируйте на ее наблюдения, задавайте открытые вопросы (кто, что, почему, где, когда, как) и добавляйте свои собственные наблюдения, чтобы поддержать оживленную беседу. Во время прогулки вы можете остановиться и сказать: «Слушай, что ты слышишь?» Или, если вы слышите знакомый звук, остановитесь и скажите: «Вы слышите этот стук? Как вы думаете, что это может быть? Может быть, это дятел — давайте посмотрим вверх и посмотрим, сможем ли мы обнаружить птицу». 9. Разыграйте истории, используя мягкие игрушки разных размеров. Это прекрасная возможность поговорить о понятиях «малый, средний и большой». Отправляйтесь на поиски мусора в своем доме, чтобы найти другие предметы разных размеров (обувь, носки, чашки и т. д.) и попросите ребенка классифицировать предметы по размеру. Вы также можете спросить своего ребенка, знает ли он другое слово для small 9.0084 и большие .
Спойте
Создавайте или разучивайте песни, чтобы расширить словарный запас вашего ребенка. Одна идея: сочиняйте песни, чтобы описать свои повседневные дела, периодически добавляя новые стихи, включающие новые словарные слова.
Игры на слушание
Поиграйте с ребенком в «Я шпионю», используя слова, описывающие положение объекта. («Я заметил что-то на ковре, перед диваном, рядом с собакой».) Играйте в такие игры, как «Красный-свет-зеленый-свет», «Мама, Пуэдо» и «Саймон говорит», которые требуют разговора, слушать, следовать указаниям и давать указания.
Грамотность продуктового магазина
Позиционные слова используются каждый день дома и в дошкольных учреждениях. Используйте предметы на продуктовой полке, чтобы дать ребенку потренироваться находить что-то выше пупка, ниже носа, на нижней полке и между другими предметами на полке. Возможность использовать превосходную степень, эти маленькие окончания, которые помогают описать размер, есть повсюду в продуктовом магазине. Пусть ваш ребенок найдет большой фрукт, еще один фрукт и самый большой фрукт в отделе продуктов. Какой самый маленький товар в корзине? Самый большой предмет?
Разговоры на кухне
Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты, которые вы будете есть, их цвет, консистенцию и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Что вам не нравится? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это принадлежит Джону».
Мы отправляемся в приключение
Попросите ребенка нарисовать карту воображаемого места, которое он хотел бы исследовать. Попросите его немного рассказать вам об обстановке и о том, кто там может жить. Если хотите, вы можете одеться (иногда шляпа или подзорная труба из картона — это все, что вам нужно) и отправиться в свое приключение. Поощряйте ребенка рассказывать вам все о путешествии и о том, что он пережил. Вашему ребенку понравится, если вы полностью готовы к этому воображаемому путешествию!
Активное чтение
Моделируйте активное чтение, когда вы читаете вместе с ребенком. Говорите о том, что происходит, пока вы читаете. Остановитесь и обсудите любые интересные или сложные словарные слова. Помогите ребенку составить в уме картинки из этой истории. Спросите ребенка: «Что здесь только что произошло? Как вы думаете, что чувствует этот персонаж? Вы когда-нибудь чувствовали подобное? Как вы думаете, что произойдет дальше?» Это не только развивает понимание вашего ребенка, но и навыки критического мышления.
Расскажите мне об этом
После прочтения вслух один из лучших и самых простых способов проверить понимание — попросить ребенка кратко рассказать о том, о чем книга, своими словами. Вы можете задать вопрос или два, чтобы помочь ребенку прояснить его мысли или добавить больше деталей.
Семейные истории
Это прекрасное занятие для семейного пикника или дождливого дня, когда вы прижимаетесь друг к другу на диване. Поделитесь любимой историей из своего детства или семейной историей, которая передавалась из поколения в поколение. Используйте яркий язык и детали о людях, местах и вещах. Забавный или страшный действительно привлечет внимание вашего ребенка! У вашего ребенка, вероятно, будет много вопросов, которые оживляют повествование.