Урок литературы по сказке В.П. Катаева «Цветик
План-конспект
урока по литературе в 7-м классе «Что такое добро?» по сказке В.П.
Катаева «Цветик-семицветик».
Цель урока:
Образовательные: раскрыть
тему добра через работу по тексту сказки; учить писать сочинение по
прочитанному литературному произведению;
Развивающие: сделать
процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного
получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического
осмысления;
Воспитательные: воспитывать
вдумчивого читателя, нравственные качества характера, как доброта и
милосердие, бережное отношение к окружающим, помочь раскрыть духовные ценности,
которые делают человека богаче и добрее.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Формы
работы на уроке: индивидуальная,
групповая.
Методы и
методические приемы:
1)
общедидактические: проблемное изложение, частично-поисковый
2) частично —
дидактические: целеполагание, “мозговой штурм”, составление кластера,
литературные ассоциации, рефлексия.
Оборудование: слайды,
видеоролики, электронные таблицы, индивидуальные карточки, постеры, стикеры,
маркеры, оценочные листы.
Эпиграф:
Твори добро другим во благо.
Ход
урока
I. Организационный
момент.
1 . Приветствие;
психологический
настрой.
Возьмитесь за
руки, закройте глаза.
— Давайте наш урок
начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе
добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе
помогу.
— Я рада, что у
нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
(Хлопок в ладоши). Откройте глаза. Улыбнулись друг другу. Пожелали мысленно
удачи.
2. Комментарий
к структуре и теме урока.
Класс поделён на 3
группы, у которых будут на уроке свои определённые задания.
II. Опрос
домашнего задания
1.Сообщение
о писателе
Катаев
Валентин Петрович
Слово
учителя. Мы
читали сказку о чудесном и загадочном цветке, который исполняет желания. Кто же
написал для вас сказку «Цветик -семицветик» и ещё несколько
прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.
Валентин Петрович
Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева.
Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом
факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.
Мать, Евгения
Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными
музыкальными способностями.
Еще в раннем
детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был
преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В
семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И
конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался
сыновьям.
Уже взрослым
писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое
воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием
радости и немедленного счастья…»
Когда Валентин
подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться
склонности к написанию стихов — о природе. Некоторые стихи печатались в
одесских газетах.
Первое
стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .
В 17 лет Катаев
попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того,
чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них — встреча с писателем Иваном
Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: «умению описывать
вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать», — вспоминает В.Катаев.
В 22 года (1919 г)
снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности
командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.
В 24 года
сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в
Москву, куда стремился всю свою жизнь.
В 42 года за
выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его
признали классиком детской литературы.
Началась Великая
отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений
Во время затишья и
передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков
рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.
Был в жизни
Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для
детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба,
вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения
между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть
и узнавать что — то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без
матери.
Валентин Катаев
автор сказок:
«Дудочка и
кувшинчик» (1940),
«Цветик — семицветик»
(1940),
«Жемчужина»
(1945),
«Пень» (1945),
«Голубок» (1949).
2.«Мозговой штурм».
Работа над названием и жанром сказки.
А сегодня на уроке
мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик — семицветик», написанным в
жанре литературной сказки.
— Ребята, давайте
прежде разберемся, чем же отличается литературная сказка от народной сказки?
-А теперь подумайте, почему писатель назвал
«Цветик-семицветик» волшебной сказкой?
В ней много сказочного, невероятного, чего не бывает в
жизни.
Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? (весьма
необычное
появление
старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно
произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток…» исцеление больного мальчика приключения, чудеса. и др.).
Почему сказка
называется “Цветик-семицветик”? (7 лепестков-7-ми цветов)
3. В тексте
встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:
Словарная
работа
Черепки- обломок, осколок какого-нибудь
битого глиняного, изделия; от горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька- нет друзей
тяпа-растяпа- рассеянный человек,
драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся
салки – то же, что пятнашки; детская игра, по
правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав,
коснуться его рукой
заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный,
тайный, задушевный. в) Самый важный, самый …
зевать по сторонам — смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством;
глазеть
папанинцы — героические исследователи
Арктики. (По имени И.Д.Папанина. вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и
Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает
медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до
Гренландии.
4. Обратимся к содержанию сказки. Викторина.
III.
Подготовка к усвоению новой темы.
1. Словарная
работа. Вам хорошо знакомо слова « добро», «доброта». А что такое
доброта?
Учащиеся
составляют словарь нравственных понятий.
Словарь: Добро
– нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта
— отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим.
2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова « добро», «доброта»?
«Литературные ассоциации». Жизнь дана на
добрые дела.
Слово учителя. Доброта и
милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы
было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Именно так надо жить каждому из нас. Ведь доброта, радость и переживание за
судьбу других составляют основу человеческого счастья. Доброта, безусловно,
важное нравственное качество человека.
Прочитайте их и прокомментируйте.
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к
людям» (Ж. Ж. Руссо). Что следует подразумевать под этим?
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю
этого качества и в самом себе» (В. Шекспир). Как вы поняли это высказывание?
В. Гюго писал : Во внутреннем мире человека доброта – это
солнце .
«Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не
хвастай ими. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься
радости творить добро». Л.Н.Толстой.
— Как вы понимаете слова писателя?
Работа с пословицами.
Знаете ли вы пословицы о доброте и добрых делах? Народ
очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека» — гласит народная
мудрость. Я вам дала задание, чтоб вы приготовили пословицы о доброте. Давайте
послушаем вас.
Доброму
— добрая память.
Доброе
сердце доходит до сердца.
На
добрый привет — добрый ответ.
Без
добрых дел нет доброго имени.
С
добрым жить хорошо.
Добро
век не забудется.
Жизнь
дана на добрые дела.
В какой из пословиц содержится совет для всех людей?
IV. Новая
тема.
Слово
учителя. Русские
писатели отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом
национального искусства, подражали народным сказкам, перенимали из них приемы
художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве
высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий.
Героиня сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик» не сразу понимает, как можно
сделать человека счастливым.
Жужжащее
чтение.
Все ученики одновременно читают вслух, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью,
кто-то быстрее, кто-то медленнее. Тренировка длится всего пять минут в течение
урока (Индивидуальная работа.)
Психологический
«Цветотест».
Женя получила
цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. На
столе имеются лепестки.
Задание:
расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик. Цветик готов, а
как пользоваться этим волшебным предметом? ( Отрывать лепесток и произносить
волшебные слова.). Работа в парах, затем в группах.
V.
Закрепление.
Слово
учителя.
А
теперь мы с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было
решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. Работа в группах.
(Ватманы с таблицей даются каждой группе).
Лепесток
Желание Чувство Черта характера Разумное Нет
Желтый. Чтобы
проверить действие волшебного цветка, на желание вернуться домой радость,
рассеянная, невнимательная. + —
Красный Девочка
разбила мамину любимую вазу, склеить вазу, тяпа-растяпа, облегчение + —
Синий попасть на
полюс страх, назло, необдуманный поступок, могла погибнуть
— Знала ли она
что-либо о Северном полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило? Что вы о
нем запомнили? (Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в
летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями.
Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.)
Разумным ли было
желание девочки оказаться на Северном полюсе?
( Это было глупое
желание. Женя могла погибнуть.)
Зеленый На что
был потрачен четвертый лепесток? вернуться с полюса радость + — Разумным ли
является желание?
( На то , чтобы
оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает
Женю.)
Оранжевый иметь все
игрушки испуг + —Чем занимались ……. ( девочки во дворе ?)
— Почему не
приняли Женю в игру?
( Девочки играли с
разными игрушками, а у Жени в тот момент не было игрушки.)
-Что почувствовала
Женя, когда ее не взяли в игру?(от зависти глаза стали как у козы.) (
Женя обиделась, даже рассердилась Какое желание она загадала, чтобы их
позлить?
( Она велела
лепестку, чтобы все игрушки, которые есть на свете, стали ее.)
( Как только на
нее свалились все игрушки мира , она растерялась, испугалась, поняла,
что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.
— Разумное ли это
желание? ( Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.)
Фиолетовый отправить
игрушки облегчение + — На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это
желание? ( Женя испытывала желание позлить девочек и вызвать у них зависть,
Наличие множества игрушек не рождает радость. Со всеми игрушками нельзя
играть сразу, поэтому она пожелала их вернуться на место, в свои магазины. Это
разумное желание.)
VI. Обобщение.
Слово
учителя. Сделаем вывод о желаниях девочки ( с опорой на
таблицу).
( У Жени было пять разумных желаний и два глупых).
Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже
злая, желая вызвать зависть.
Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить
маму из-за разбитой вазы.
Инсценирование
диалога Вити с Женей.
— О чем пожелала
девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
VII. Итог
урока.
Слово
учителя. Мы
сегодня очень много говорили о доброте, о добрых людях.
— В заключение
урока я Вас хочу попросить ответить на вопрос: Представим, что именно вам
достался последний волшебный листок. Какое бы вы загадали желание? Напишите на
стикерах-цветах. Прочитайте написанное.
Приклейте ваши
желания на дерево. Пусть ваши мысли материализуются и желания исполнятся.
(Включается фонограмма — тихая музыка, под которую дети рисуют.)
Вывод: Валентин
Петрович Катаев разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес,
которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его
обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
Будьте
внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а
помогите нуждающимся!
Ученик
читает стихотворение А, Яшина «Спешите делать добрые дела».
Слово
учителя. Правильно,
ребята. «Спешите делать добрые дела».
Необязательно
иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела. Достаточно иметь доброе
сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда
тебя об этом попросят.
— Чему же учит эта
сказка?
Это добрая сказка
Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли
то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания
неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому
осуществлять свои желания.
Ученица
читает стихотворение
Добрым быть
совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта
от роста.
Доброта приносит
людям радость
И взамен не
требует награды.
Доброта с годами
не стареет,
Доброта от холода
согреет.
Если доброта, как
солнце, светит,
Радуются взрослые
и дети.
VIII. Рефлексия.
ЗХУ
Зачем нам нужен был
этот урок? За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя? ЗХУ
Завершаю
урок словами писательницы И. Токмаковой:
«В каждом
человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если
ко всякому — всякому живому существу отнестись с добром, то в нем этот
солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром. Если тебе вдруг
покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу не сердись на него, не
обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул.
Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!».
ІХ. Домашнее
задание:
написать сочинение «Что такое доброта?»
Х. Комментирование
оценок учащихся.
План
I.Замечательная
сказка В. П. Катаева.
II Что такое
доброта?
1.Толкование
слова.
2.Мыслители о
доброте.
3.Пословицы и
поговорки о добре
4.Жизнь дана на
добрые дела.
III. Спешите
делать добрые дела…
Средняя
школа – гимназия №39
План-конспект
открытого урока по литературе
в
7-м классе
«Что
такое добро?»
по
сказке
В.П. Катаева «Цветик-семицветик».
Учитель:
Разакова А.А.
План-конспект
открытого урока по литературе
в
7-м классе
«Что
такое добро?»
по
сказке
В.П. Катаева «Цветик-семицветик».
Учитель:
СраиловаК. Н.
конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса В. Катаев «Цветик — семицветик» | План-конспект урока (2 класс) по теме:
В.П.Катаев «Цветик – семицветик».
Цель: Ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик — семицветик»; учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам. Формировать умение анализировать произведение.
Задачи:
1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.
2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.
Оборудование: презентация « Цветик – семицветик», выставка книг
В. Катаева, учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, текст произведения «Цветик-семицветик», материал для рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент.
Вы скакали, словно мячики,
Мои девочки и мальчики,
А сейчас звонок звенит,
Успокоиться велит,
Приготовить книги, ручки
Для урока «почемучки»!
- Речевая разминка.
Работа над пословицей
— Прочитайте поговорку
Спешите делать добро.
— Объясните смысл.
3. Вступительная беседа:
— С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Почему?
Что может изменить плохое настроение ?
— Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили
смысл именно этой пословицы?
— Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы продолжим работу над сказкой о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный. Эту сказку написал 73 года назад Валентин Катаев. Называется она «Цветик-семицветик». (Слайд 1)
— Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего урока. А сейчас в путь. Вы готовы?
4. Проверка Д/З
1. Слово о авторе.( Подготовленный ученик) ( Слайд 3)
Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.
Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.
Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался детям.
Валентин Катаев автор сказок:
«Дудочка и кувшинчик» (1940),
«Цветик — семицветик» (1940),
«Жемчужина» (1945),
«Пень» (1945),
«Голубок» (1949).
- Чтение 1 части текста. Стр. 94 – 96
- Случайно ли у цветка семь цветков?
а. Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? ( Жене не хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась. )
б. Найдите строчку подходящую к данному слайду (слайд4)
в. Кто и как ей помог? Найди строчки из текста. (Слайд 5)
г. Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание? ( Слайд 6)
5. Работа по теме:
1. Обсуждение, анализ содержания сказки.
— А сегодня на уроке мы продолжим работу с его произведением «Цветик — семицветик», написанным в жанре литературной сказки. С полным текстом этой сказки вы познакомились летом. А сегодня мы вспомним и проанализируем события в произведении, поступки героев, отношения между героями.
А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик — семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
( « Цветик — семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая ниоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. )
- Словарная работа
В тексте встретятся слова, значение которых вам не совсем понятно:
Черепки — обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька — нет друзей
тяпа-растяпа — рассеянный человек,
- Чтение 2 части текста подготовленными учениками.
Подберите строки из сказки к каждому слайду.
а)( Слайд 6 ) Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома. А в руках – связка баранок!
б) О чём подумала Женя глядя на цветок? ( Слайд 7) (Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку)
в) Чем закончилась эта идея? Почему?
И снова полетел лепесток! (Слайд 8)
г) Стр. 98
Нравится ли тебе, как Женя тратит лепестки?
Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?
Как бы ты поступил?
- Физминутка Лети, лети лепесток….
- Чтение 3 части текста по «цепочке»
Следующий эпизод сказки требует пояснений. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. ( Папанин и его товарищи- учёные- полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) Они, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчики не приняли Женю в игру.
— Как вы думаете, нравится ли автору, как Женя тратит лепестки? Почему?
6. Чтение учителем 4 части текста.
— Ответьте на вопросы по тексту.
а) (Слайд 9) Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)
б) Знала ли она что – либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? ( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей. Она могла замерзнуть или быть съеденной медведями.)
в) Что сказала девочка в ответ на неприветливые слова мальчиков? (Слайд 10)
в) Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой? ( Это глупое желание. Девочка погибла бы, поэтому четвертый лепесток она потратила на то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание было очень разумным.) ( Слайд 11,12)
И снова полетел лепесток! (Слайд 13)
г) Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)
Слайд 14
д) Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? ( Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у неё во много раз больше игрушек, чем у их.)
е) Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему? Слайд 15
( Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)
ж) На что она потратила шестой лепесток? Разумно ли было это желание? ( Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.) Слайд 16, 17
7. Чтение текста 5 части учащимися.
а) Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток? ( Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.) Слайд 18,19,20 видео
8. Подведение итога урока:
— Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале урока:
а) Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка?
— Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям. Сказка учит, что надо не просить выполнять твои желания, а стараться больше знать и просить только очень нужное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. И совсем необязательно иметь лепестки цветика — семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
б) « Волшебный цветок» Работа в паре.
Представим, что у вас появилась возможность сделать волшебный цветок, но не такой который достался Жене, а с пожеланиями всем людям нас окружающим. Возьмите приготовленные вами на уроке технологии цветы, обсудите с соседом по парте и напишите на каждом лепестке своё пожелание.
- Итог урока. Выставление оценок.
- Д/З 1. Составить рассказ о Жене.
2. Пересказать любую часть по выбору.
Вы хорошо, ребята, поработали. Молодцы! Оценивая поступки Жени, наверняка, для себя сделали выводы о хороших поступках. Наш урок я хотела бы закончить словами: (слайд 22)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
7. Рефлексия. Слайд 23
-Зачем нам нужен был этот урок?
— За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?
Благодарю вас за урок. Вы — молодцы.
План урока | Цветы в поисках опылителей
План урока | Цветы ищут опылителей
Похоже, JavaScript либо отключен, либо не поддерживается вашим браузером. Для просмотра этого сайта включите JavaScript, изменив параметры браузера, и повторите попытку.
Перейти к основному содержанию
«Европейские медоносные пчелы извлекают нектар» Джона Севернса
В этом упражнении учащиеся узнают о размножении растений и используют реальные данные для построения объяснений того, какие цветы наиболее привлекательны для разных опылителей.
Задачи
На этом уроке учащиеся:
- узнают, что цветы приспособлены для привлечения определенных опылителей.
- практикуйтесь в построении объяснений, основанных на научных данных.
- узнают, что опыление многих растений зависит от животных, а многие опылители зависят от растений в качестве пищи.
Материалы
- Цветочная схема (1 или 2 на группу)
- Карточки профиля опылителя (1 или 2 комплекта для класса)
- Паспорт опылителя (1 на учащегося)
- Лист с пояснениями по конструированию (1 на учащегося)
- Карточки «Воображаемый сад» (по желанию — 1 или 2 комплекта на класс)
- Ключ ответа Imaginary Garden (опционально — 1 для учителя)
- Жетоны для цветов Imaginary Garden (по желанию — 1 или 2 комплекта для класса)
- Живые цветы (необязательно, но мы рекомендуем лилии, ирисы, нарциссы, тюльпаны, гладиолусы, маки или другие крупные цветы с различимыми частями)
Научные термины для учащихся
- адаптация : физические/поведенческие особенности живого организма, помогающие ему выживать в определенной среде обитания.
- покрытосеменные : цветковые растения (сосны, папоротники и мхи не являются покрытосеменными)
- цветок : репродуктивная структура цветковых растений (покрытосеменных).
- нектар : сладкая жидкость, выделяемая цветами в качестве аттрактанта и награды для опылителей.
- пыльца : порошкообразное вещество в цветке (или шишке), состоящее из зерен. Каждое зерно функционирует как капсула для переноски мужских гамет (сперматозоидов) растения.
- опыление : необходимая стадия размножения цветковых растений; процесс переноса пыльцы с мужских тычинок на женские рыльца, что обеспечивает оплодотворение и половое размножение.
- опылитель : животное (например, насекомое, летучая мышь), которое непроизвольно переносит пыльцу цветка с мужских репродуктивных органов на женские репродуктивные органы.
- рыльце : принимающий пыльцу кончик пестика цветка (женская часть).
- тычинка : производящий пыльцу репродуктивный орган цветка (мужская часть).
Подготовка преподавателей
- Распечатайте следующие раздаточные материалы:
- Паспорт опылителей (1 на учащегося)
- Лист с пояснениями по конструированию (1 на учащегося)
- Схема цветов (1 или 2 на группу)
- Карточки профиля опылителя (1 или 2 комплекта для класса – односторонняя и по возможности на картоне)
- Создайте воображаемый сад для учеников. Это будет использоваться в третьей части. Есть множество способов сделать это, и вот два предложения:
- Используйте PDF-файл «Воображаемый сад», включенный в этот урок. Следуйте этим инструкциям:
- Распечатайте карточки «Воображаемый сад» односторонние и, если возможно, на картоне.
- Разрежьте каждый лист посередине вдоль, чтобы получилась длинная открытка.
- Сложите каждую карточку пополам так, чтобы цветок оказался на лицевой стороне, а невидимые черты — на обратной.
Приклейте его.
- Совет учителя: создайте 2 набора цветов воображаемого сада. Из-за этого учащимся в третьей части будет сложнее найти свой цветок, потому что они не смогут использовать дедуктивные рассуждения.
- Создавайте цветы из подручных материалов, таких как папиросная бумага и чистящие средства для труб. Хотя это требует больше времени, заставить учащихся искать определенные черты ненастоящих цветов будет сложнее, к тому же это заставит их думать за пределами их предыдущих знаний. Это также сделает трюковые цветы настоящими трюковыми цветами, тогда как те, что в PDF-файле, — настоящие организмы с поддельной информацией. Вам нужно будет создать следующие цветы:
- Синий или фиолетовый цветок (бабочка)
- Красный или оранжевый цветок (птица)
- Букет маленьких белых трубчатых цветов (мотылек)
- Большой белый цветок (муха)
- Цветок любого цвета (пчелка)
- Большой белый конусообразный цветок (летучая мышь)
- 2 цветка любой формы и цвета (тривиальные цветы)
- К каждому цветку прикрепите соответствующий цветочный ярлык с его ненаблюдаемыми характеристиками.
Совет учителя: создайте 2 набора цветов воображаемого сада. Из-за этого учащимся в третьей части будет сложнее найти свой цветок, потому что они не смогут использовать дедуктивные рассуждения.
- Используйте PDF-файл «Воображаемый сад», включенный в этот урок. Следуйте этим инструкциям:
Введение в опыление
- Разделите учащихся на 6 групп.
- Задайте учащимся такие вопросы, как: «Какие ваши любимые цветы?» «Почему у растений есть цветы?» — Растения пытаются выиграть конкурс красоты? Цветы предназначены для размножения — у цветов есть свойства привлекать опылителей. «Как вы думаете, все цветы пытаются привлечь одних и тех же опылителей?» «Почему существует так много разных видов цветов?» Разные цветы привлекают разных опылителей.
- Раздайте 1 или 2 цветочные схемы на группу. Цветы имеют как мужские, так и женские части. Опыление достигается, когда пыльца с мужской части, тычинки, переносится на женскую часть, рыльце. Это может происходить между мужской и женской частями одного цветка (самоопыление) или между отдельными цветками одного вида (перекрестное опыление).
Цветы сами по себе не могут. Что в мире природы может помочь переместить пыльцу? Животные, ветер или вода!
- Раздайте ученикам цветы для исследования. Попросите их отогнуть лепестки, чтобы найти разные части. Смогут ли они найти все части цветочной схемы? Совет учителю: пропустите этот шаг, если у вас есть ученики, склонные к аллергии на пыльцу!
- Раздайте ученикам цветы для исследования. Попросите их отогнуть лепестки, чтобы найти разные части. Смогут ли они найти все части цветочной схемы? Совет учителю: пропустите этот шаг, если у вас есть ученики, склонные к аллергии на пыльцу!
- Почему опылители (например, птицы, насекомые, летучие мыши) посещают цветы? Большинство питается нектаром цветка. Нектарники обычно располагаются глубоко в середине цветка, так что опылителям приходится сначала задевать пыльники, а затем рыльца, чтобы добраться до нектара. Некоторым опылителям, например пчелам, помимо нектара нужна пыльца. Некоторых насекомых-опылителей (например, некоторых мух) привлекает запах цветов, но они не получают никакого вознаграждения за посещение. Насекомые стараются уйти быстро, но цветы могут иметь ловушки, чтобы замедлить насекомых.
- Может быть полезно попросить нескольких учащихся разыграть процесс опыления.
Вы также можете попросить учащихся «опылить вручную» настоящие цветы.
Порядок выполнения задания: часть первая
- Назначьте каждой группе опылителя: пчелу, летучую мышь, птицу, бабочку, мотылька или муху. Они могут выбрать имя из шляпы, или вы можете назначить их.
- Раздайте листы данных наблюдения за опылителями (по 1 на учащегося). Учащиеся должны найти время, чтобы прочитать описания всех цветов и просмотреть данные, прежде чем отвечать на вопросы. На обороте они ответят на следующие вопросы:
- Кто ваш опылитель?
- Цветок какого номера ваш опылитель посещал чаще всего?
- Какие 3 черты цветка, по вашему мнению, привлекают вашего опылителя?
Сообщите учащимся, что они начинают строить объяснения того, какие особенности цветка привлекают их опылителей. Их объяснения прямо сейчас основаны только на наблюдениях в полевых условиях, и именно так ученые-исследователи строят свои объяснения. На следующем этапе они получат больше информации об опылителе, чтобы изменить или усилить свои объяснения.
Порядок выполнения задания: часть вторая
- Раздайте листы с разъяснениями по конструированию (по 1 на каждого учащегося) и карточки с профилями опылителей. Каждая группа должна получить профиль опылителя, соответствующий их опылителю. Совет учителю. В зависимости от размера вашего класса может быть полезно иметь несколько наборов, чтобы ими было легче делиться.
- После того, как учащиеся прочитают свой профиль опылителя, они запишут 3 признака цветка, которые привлекательны для их опылителя, на листе пояснений по построению. На этот раз у них будет больше информации для использования, поэтому напомните учащимся принять во внимание следующее:
- Сравните информацию в профиле с данными, полученными в результате наблюдений за опылителями. Это может указывать на то, привлекает ли опылителя эта черта, или это черта, которую цветок имеет по другой причине.
- Предложите учащимся не просто смотреть на данные о цветке, который их опылитель посещал чаще всего, но и смотреть на тенденции среди всех цветов. Например, пчелы больше всего ходили на Цветок 2, но они также ходили на Цветок 6 — есть ли что-то общее у Цветов 2 и 6?
- В конечном итоге это могут быть те же 3 признака, которые они записали ранее, но они должны быть подкреплены информацией, которую они только что узнали о своем опылителе.
- Сравните информацию в профиле с данными, полученными в результате наблюдений за опылителями. Это может указывать на то, привлекает ли опылителя эта черта, или это черта, которую цветок имеет по другой причине.
Процедура задания: часть третья
- Создайте свой воображаемый сад. Совет учителю: обустройте свой сад, пока учащиеся работают над второй частью, или выполните первую и вторую части перед переменой и обустройте свой сад, пока учащиеся находятся на улице. Используйте большой стол или место на земле, чтобы цветы могли быть разбросаны.
- Пусть ученики соберутся в саду. Скажите им, что их работа состоит в том, чтобы найти один цветок, который больше всего привлечет их опылителя, основываясь на данных их наблюдений и информации в их профиле опылителя.
Важно, чтобы они смотрели не только на сам цветок, но и на незаметные признаки (запах, когда он цветет и т. д.) на бирке или обратной стороне открытки. Напомните учащимся, что в природе на цветах нет ярлыков, объясняющих, когда они цветут или как они пахнут. Ботаникам приходилось изучать цветы, иногда ночью.
- Каждая группа должна работать вместе, чтобы выбрать один цветок, который будет привлекать их опылителя. Как только они выбрали свой цветок, они вернут его к своему столу.
- На своем листе «Объяснения построения» они обводят выбранный цветок и пишут одно предложение, описывающее, почему этот цветок привлекает их опылителя.
Подведение итогов
- Предложите учащимся представить классу свои цветы и объяснить, почему они будут привлекательны для их опылителей.
- Подчеркните, что эти эволюционные изменения не происходят в одночасье. Чтобы эти приспособления сформировались, требуются сотни или тысячи лет. Спросите учащихся, что, по их мнению, произойдет с их цветком, если их опылитель исчезнет.
Выживет ли? Если бы это было так, как бы это изменилось?
- В качестве последнего вопроса для обсуждения спросите учащихся, как опылители могут адаптироваться к цветам. При желании это также можно превратить в более крупный урок или домашнее задание (см. Расширения).
Расширения
- Вы можете расширить этот урок и углубиться в анатомию цветка в начале с помощью более формализованного вскрытия цветка.
- Совершите экскурсию в цветочный сад. Запишите свои наблюдения о том, каких опылителей вы там видите. Не забудьте включить заметки о самих цветах. Вы нашли что-то удивительное?
- Чтобы добавить элемент искусства, пусть каждый учащийся создаст цветок из подручных материалов, который будет привлекателен для их опылителя. Это особенно хорошо работает в качестве расширения, если использовались карты Imaginary Garden. Попросите каждого учащегося написать несколько предложений о том, почему этот цветок привлекает их опылителей, и вместе со всем классом составить букет опылителей.
- Если ученики продвинуты, вы можете расширить урок, исследуя коэволюцию. Предложите учащимся исследовать опылителей и выяснить, каким образом сами опылители приспособлены к определенным цветам.
- Прекрасным примером этого, которым можно поделиться со студентами, является бражник Дарвина. Вы можете прочитать больше об этом здесь.
Опыт преподавателя
Жизненный цикл покрытосеменных
Для размножения покрытосеменных или цветковых растений они проходят через опыление, создают плоды и рассеивают семена. Для учащихся полезно описать процесс в четыре этапа: цветение, опыление, плод и распространение семян. В некоторых случаях растениям не нужны животные для опыления или распространения семян. В других случаях растения полагаются на животных в обоих процессах и должны привлекать каждое животное по-своему.
- Опыление : Опыление – перенос пыльцы с тычинок на пестик цветков. Пыльца может переноситься насекомыми, другими животными, ветром или водой.
Самоопыление относится к процессу, при котором пыльца попадает на пестик собственного цветка или другого цветка того же растения. Перекрестное опыление относится к процессу, при котором пыльца переносится на пестик цветка другого растения того же вида.
Поскольку семязачатки одного и того же растения могут генетически отличаться друг от друга, самоопыление может привести к некоторым изменениям в потомстве. Перекрестное опыление, при котором генетический материал поступает от двух родителей, приводит к большей изменчивости и поэтому считается выгодным.
- Оплодотворение : Как только пыльцевое зерно достигает совместимого рыльца, оно получает химический сигнал от рыльца. Затем пыльца образует трубку, которая прорастает через столбик в завязь и одну из семязачатков. Это позволяет мужской пыльцевой клетке сливаться с женской клеткой внутри семязачатка. Этот процесс называется оплодотворением. После этого семязачаток превращается в семя.
- Формирование плода: После оплодотворения семязачаток превращается в семя.
Семена, окруженные стенкой завязи, развиваются в плод. У некоторых растений другие части цветка также могут способствовать формированию плодов. Многие семена, образующиеся внутри плода, не попадают в подходящее для прорастания место или не выживают на ранних стадиях роста. Растения производят большое количество семян, чтобы убедиться, что по крайней мере некоторые из новых растений выживут.
- Распространение семян : Во избежание скученности и снижения конкуренции за свет, воду и минеральные соли семена должны распространяться вдали от родительского растения и друг от друга. Плоды, содержащие семена, распространяются четырьмя способами:
- Разгон животных . Животные могут есть плоды и сбрасывать семена в других местах. Семена могут также проходить через пищеварительную систему животного и откладываться в фекалиях животного. Некоторые плоды покрыты крючковатыми щетинками, которые цепляются за шерсть животного (или ваши носки) и гарантируют, что семена попадут в другое место.
- Рассеивание ветром . Некоторые семена достаточно малы, чтобы парить в воздухе. У других есть специальные конструкции, сравнимые с крыльями или парашютами, которые удерживают их в воздухе в течение более длительного периода времени.
- Рассеивание воды . Семена этих растений (найденные в воде или рядом с ней) плавучие.
- Саморассеивание . По мере созревания плода стенка плода высыхает и скручивается до тех пор, пока две половинки стенки плода резко не разъединяются и семена не вылетают наружу. Другие растения, такие как мак, производят коробочки, полные мелких семян. Когда семена созреют, вокруг верхней части капсулы образуются маленькие отверстия, и семена выбивает ветер и проходящие мимо животные. Этот процесс получил прозвище «перчинка».
- Разгон животных . Животные могут есть плоды и сбрасывать семена в других местах. Семена могут также проходить через пищеварительную систему животного и откладываться в фекалиях животного. Некоторые плоды покрыты крючковатыми щетинками, которые цепляются за шерсть животного (или ваши носки) и гарантируют, что семена попадут в другое место.
Лесная служба США предлагает удобную таблицу с описанием различных синдромов опылителей, которую можно найти здесь.
Научные стандарты следующего поколения
Научная и инженерная практика
- Построение объяснений и разработка решений:
- Построить объяснение наблюдаемых взаимосвязей.
- Используйте доказательства, чтобы построить или поддержать объяснение.
- Определите доказательства, подтверждающие определенные моменты в объяснении.
- Построить объяснение наблюдаемых взаимосвязей.
- Анализ и интерпретация данных:
- Анализируйте и интерпретируйте данные, чтобы понять явления, используя логические рассуждения, математику или вычисления.
- Анализировать и интерпретировать данные для предоставления доказательств явлений
Основные дисциплинарные идеи
- LS1.B: Рост и развитие организмов:
- Размножение необходимо для продолжения существования любого вида организмов. Планы и животные имеют уникальные и разнообразные жизненные циклы.
- Растения размножаются различными способами, иногда в зависимости от поведения животных и особенностей размножения.
- LS1.A: Структура и функции:
- Растения и животные имеют как внутренние, так и внешние структуры, которые выполняют различные функции в процессе роста, выживания, поведения и размножения.
- Растения и животные имеют как внутренние, так и внешние структуры, которые выполняют различные функции в процессе роста, выживания, поведения и размножения.
- LS2.A: Взаимозависимые отношения в экосистемах:
- Организмы и популяции организмов зависят от их взаимодействия с окружающей средой как с другими живыми существами, так и с неживыми факторами.
Сквозные концепции
- Шаблоны:
- Образцы могут быть использованы в качестве доказательства для поддержки и объяснения.
- Графики, диаграммы и изображения можно использовать для выявления закономерностей в данных.
- Структура и функция:
- Разные материалы имеют разную структуру, которую иногда можно наблюдать.
- Подструктуры имеют формы и части, которые выполняют функции.
Соответствующие ожидаемые результаты
- 3-LS1-1: Разработайте модели для описания того, что организмы имеют уникальные и разнообразные жизненные циклы, но все они имеют общие черты рождения, роста, размножения и смерти.
- 4-LS1-1: Приведите аргумент, что растения и животные имеют внутренние и внешние структуры, которые обеспечивают выживание, рост, поведение и размножение.
- MS-LS1-4: Используйте аргументы, основанные на эмпирических данных и научных рассуждениях, чтобы поддержать объяснение того, как характерное поведение животных и специализированные структуры растений влияют на вероятность успешного воспроизводства животных и растений, соответственно.
Ссылки
Картер, Дж. С. Совместная эволюция и опыление. (2005) Проверено 1 июня 2011 г.
Хэнлон, М. Взгляд пчелы: как насекомые видят цветы совсем иначе, чем мы. (2007). Ежедневная почта онлайн . Проверено 1 июня 2011 г.
Конинг, Р. Адаптации опыления. (1994). Веб-сайт физиологии растений. Проверено 1 июня 2011 г.
Рорслетт, Б. Цветы в ультрафиолете. (2006). Проверено 1 июня 2011 г.
Наука и растения для школ. (2011). Проверено 1 июня 2011 г.
Лесная служба США. Синдром опылителя. (2015). Проверено 29 июня 2015 г.
Фотография Джона Севернса, опубликована в открытом доступе; исходный материал взят с https://commons.wikimedia.org/wiki/File:European_honey_bee_extracts_nectar.jpg
Дополнительные занятия, посвященные построению объяснений
Ищете дополнительные идеи о том, как заставить учащихся строить объяснения на уроках естествознания?
стандарт изображения
© Калифорнийская академия наук, 2015 г.
Изучение нашей растущей потребности в воде
На этом двухдневном уроке учащиеся изучают несколько вопросов, связанных с глобальным использованием и сохранением водных ресурсов.
стандарт изображения
Conservation Island
Учащиеся узнают о реальных проблемах, связанных с составлением планов по сохранению вымирающих видов.
стандарт изображения
«Лодки» © 2016 Деннис Джарвис
Экологически безопасное рыболовство
Используя модель, учащиеся объяснят одну из причин, по которой популяции рыб сокращаются.