Skip to content

Что значит жить по правилам обществознание 7 класс конспект урока боголюбов: Конспект урока по обществознанию на тему «что значит жить по правилам» (7 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему «что значит жить по правилам» (7 класс)

Уроки 2, 3.
Что значит жить по правилам

Цели и
задачи:
познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать
причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся
уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

Планируемые
результаты: предметные:
научиться объяснять значение
понятий правила, социальные нормы,
привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’,
выявлять
характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для
жизни общества; метапредметные —
1) коммуникативные:
развивать- умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку
зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе
групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую
информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту
деятельности; 3) познавательные:
анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать
найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных
норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие
творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование:
учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах,
мультимедийная презентация.

Тип
уроков:
открытия нового знания.

Ход уроков

I.    
Организационный момент

II.    
Мотивационно-целевой этап

—                
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Старик открыл внуку одну жизненную истину:
в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло (зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь), а другой — добро
(мир, любовь, верность, надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

—                
А Какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

—                
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы к
классу

—                
О чем эта притча?

—                
Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Что значит жить по правилам».

—                
Предположите, о чем мы будем говорить.

—                 
На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения,
определяя цели уроков.)

План
уроков

1.                 
Многообразие правил.

2.                 
«Привычка свыше нам дана…».

3.                 
Правила этикета и хорошие манеры.

III.    
Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди
постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек—это социальное существо.

—               
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8
учебника.

(Ответы учеников.)

Задание:
представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует
никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они
взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без
определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное
задание.
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника.
Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце
урока вы должны определить, чья позиция и прчему вам более близка.

IV.    
Работа по теме уроков

1.                                    
Многообразие правил

—                
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют
ассоциации, учитель фиксирует ответы

на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые
помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется
логическая схема.)


 

Внимательно
прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника.
Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma
руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в Пределах которых
тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе
действует множество социальных норм.

Задание:
изучите и прокомментируйте-схему.


 

(Проверка
выполнения задания.)

Признаки социальной нормы:

1)                  
это общие правила’,

2)                  
регламентируют формы социального
взаимодействия
людей, т. е. направлены на регулирование
общественных отношений;

3)                  
возникают в связи с волевой,
сознательной деятельностью
людей.

Проблемное
задание.
Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9
учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни
общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

(Проверка выполнения задания.)

Правила

Социальные нормы

по направленности

по степени обязательности

Предписа

ния

Запреще

ния

Нормы-

правила

Нормы-

ожидания

Гигиены

 

 

 

 

Дорожного движения

 

 

 

 

Поведения в общественном транспорте

 

 

 

 

Этикета

 

 

 

 

Поведения в школе

 

 

 

 


Задание:
работая в парах, заполните таблицу.

 

(Проверка
выполнения задания.)

2.                                      
«Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли
в глубокой древности, другие — совсем недавно. Задание: изучите и прокомментируйте схему.


 

(Проверка выполнения задания.)

Задание:
прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните Значение понятий привычка,
обычаи, обряды, церемонии.
Ответьте
на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное
задание.
Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное
задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев —
свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные,
доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и
обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы
любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это
норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та
черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых
взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы
проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся
даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так
называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на
улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание
окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и
кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено
рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты
или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой
дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас.
Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть
телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен
на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые
автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный
факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие
европейцы).

Сиеста — двухчасовой отдых или сон после
обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в
стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя
прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их
бережно хранят и соблюдают все поколения.

В Испании вы не встретите в транспорте
стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится.
Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади
человеком, пропускать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее
символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за
этопз действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы
высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор,
и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем
самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует
касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не
обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об
уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи.
Замечательная традиция выходного дня семейные обеды. Три, а то и четыре
поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в
каком-нибудь ресторане или кафе.

Испанцы очень любят детей. Дети — это
центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем
именины проходят особенно ярко и бурно.

Вопросы
для первой группы

—                    
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы
узнали?

—                    
Какие из них вам понравились? Почему?

—                    
Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют
многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные
жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители
выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения
усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии
были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день
лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день
начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В
тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны
отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й
день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на
национальных лодках.

Традиция стала составной частью структуры
национальной психологии, национальной культуры и национального характера
китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том,
что Они — это История, а человек — существо Историческое. Поэтому традиции
стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны
спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского
самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие
китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность
упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского
тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность,
неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на
протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень
бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает
чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии.
В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений».
Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких
чашек.

К сожалению, в современном Китае множество
людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний
китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Важный нравственный принцип китайского
общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена —
прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за
продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической
ситуации разрешается иметь только одного ребенка.

Китайцы могут пристально рассматривать
иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах
их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться
ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то
приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как
здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют
несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости.
«Спасибо» говорят только после еды.

Вопросы
для второй группы

—               
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы
узнали?

—                
Какие из них вам понравились? Почему?

—                
Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века
выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве
собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором
соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки.
Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав
несколько вопросов присутствующим, он уступал’место новому гостю и переходил к
беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни
поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то
добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с
родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками
посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье.
Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да
сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит,
ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут
считать себя оскорбленными.

«Допросы» арабов

На переговорах арабы стараются установить
атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру
или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное
внимание.

Вступительная часть деловой встречи —
приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго.
Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о
его успехах, здоровье, семье…

Подобный «допрос» может раздражать
европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры.
Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы
должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет
собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте
еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы
украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки
говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также
отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и
т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для
каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить
женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и
др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника
или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам
на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все
части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было
принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

«Тк пришел в мир…»

У народа суахили в Восточной Африке
принято говоритьна седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай,
что говорят злые люди.

—Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что
тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

—                 
Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши
говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

—                 
Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с
миром…

Вопросы
для третьей группы

—                   
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

—                   
Какие из них вам понравились? Почему?

—                   
Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Привычка — вторая натура, ведь привычки
становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском
возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них.
«Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).

Обычаи — это правила поведения,
исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Обычаи имеют
социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть
утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу
привычки. Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику.
Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как
демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.

Под традициями понимаются правила поведения, которые
определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо
значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества
(например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на
пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях
(дипломатический протокол).

Ритуал — это церемония,
демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства.
Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал
исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию
человека (например, церемония заключения брака).

—                   
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом,
продолжают существовать и в наши дни?

(Ответы учеников. )

3.                                   
Правила этикета и хорошие манеры

Задание:
работая е п. 3 § 1 учебника и используя преддожен- нуюсхему, объясните значение
понятий этикет, манеры.


 

(Проверка
выполнения задания.)

Предлагаю совершить экскурсию в мир
этикета.

Мир этикета

Слайд 1. Слово
«этикет» французского происхождения. На оДном из пышных приемов у короля
Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных
правил поведения за столом.

Слайд 2.
Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения,
приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя
соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Слайд 3.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном
гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это
веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Слайд 4. В
Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено,
как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для
выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить
себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В
народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели
китайские церемонии»).

Слайд 5. В
Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где
должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте,
кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка
пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец,
желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом
места.

Слайд 6.
Заметив знакомого, японец считает своим долгом замереть на месте. Затем он
наклоняется, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв на
несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь
глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить
друг за другом. Со стороны эта сцена производит забавное впечатление. Токийские
газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает около 36
официальных поклонов, агент торговой фирмы — 123, девушка у эскалатора в
универмаге — 2560.

Слайд 7.
В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и
наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианскойморали, поэтому
большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и
этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек
чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

Слайд 8.
По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» —
сборник правил поведения в обществе.

Задание:
выполните задание на с. 12 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Задание:
изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на
вопросы после него..

(Проверка выполнения задания.)

V.    
Рефлексия

Упражнение
«Радуга».
Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.

Класс делится на семь групп, и каждая с
помощью цвета оценивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение
радуги.

VI.    
Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили
новые знания.

Творческое
задание.
Проведем конкурс знатоков этикета.

1.                                  
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

2.                                   
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе
человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе
здороваться с незнакомцем? (Да.)

3.                                   
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней
двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да.
Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

4.                                   
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во
дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)

5.                                   
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему,
мужчина женщине или наоборот? (Первым
подает руку старший младшему, женщина
мужчине, начальник — подчиненному.)

Проблемное
задание.
Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы. Свою позицию
объясните.

1.                
Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).

2.                 
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых
трудно научиться последней (Сенека).

3.                
Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли
искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).

4.                
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически
(А. Чехов).

5.                
Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В.
Сухомлинский).

6.                
Ничего слишком (Солон).

7.                
В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость
— педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие —
лестью (Дж. Локк).

8.                
Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).

Вопросы к
классу

—              
С какими высказываниями вы согласны? Почему?

—              
С какими высказываниями не согласны? Почему?

Домашнее
задание

1.               
Прочитать § 1 учебника.

2.                
Выполнить одно из трех заданий на выбор:

•     провести
мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а
какие иногда нарушаете»;

•     провести
социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;

•     подготовить
письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и
общества».

 

Что значит жить по правилам | План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе

Урок 2

Тема: Что значит жить по правилам (урок 1)

Цели урока:

  • подвести учащихся кпониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
  • воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения , установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности испособности, стремление к получению заний.

Основные понятия: социальные нормы и правила общественной жизни; общественные нравы, традиции и обычаи; правила этикета и хорошие манеры.

Основные вопросы урока:

  1. Многообразие правил
  2. Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа

Планируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся): 

Уметь:

  • объяснять значение понятий:  социальные нормы, правила общественной жизни, общественные нравы, традиции, обычаи, правила этикета,  хорошие манеры
  • характеризовать на примерах общественные нормы и их роль в общественной жизни.

Информационно-методическое обеспечение: 

  • презентация,  
  • карточки- задания

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по вводной теме (урок 1)
  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

  1. 1. Введение темы, постановка целей урока.

Как мы уже говорили четырнадцатилетие становится своеобразным рубежом в вашем взрослении. У вас появляются новые права, а вмести с ними обязанности. Вы всё с большей ответственностью должны относится к соблюдению правил жизни общества.

???Обратимся к спору, который состоялся между  Петром и Ларисой (учебник — с.8). Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор?

Тема:Что значит жить по правилам — Слайд 1

Вся жизнь человека состоит из правил. Мы постоянно себя ограничиваем в том или ином смысе. Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в том

Для чего они существуют, какую роль они играют. А ещё мы узнаем какие правила бывают и как они появились — Слайд 1

Итак, мы говорим сегодня об

Общественных или социальных нормах (норма(лат.) — правило) — Слайд 2

        

        2. Многообразие правил

Социальные нормы

        Легче всего социальные нормы рассмотреть на примере. Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения. Люди придумывают себе все более сложные принципы поведения, хотя они ограничивают свободу человека.

  1.          Виды правил

        Нельзя кричать в общественном месте, нельзя себя вести за столом неприлично: все это правила, придуманные человеком, и он определил для себя, что прилично, а что нет. Принято за столом соблюдать правила этикета, например, не есть из общей салатницы. И люди придерживаются этих правил.

        Правил или социальных норм существует множество. Познакомимся с некоторыми из них.

        ??? Таблица стр 9 — работа с текстом — Слайд 2

        Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад. Правила, которые пришли к нам от наших далеких предков, называются обычаями.

        Ещё раз обратимся к этим группам — Слайды — 3 — 4 — 5  

3.Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

        С правилами , которые обязательны для исполнения (законы , правовые нормы) и их особенностями мы будем знакомится на следующих уроках, а сечавс поговорим о прочих социальных нормах, которые появились гораздо раньше норм права.

Работа с текстом — с. 9 — 11 — пункт «Привычка свыше нам дана»

Слайд 6 — задание — ответы

??? Соедините верно понятия и их определения

Слайд — 7

***??? примеры (привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония)

        4. Подведение итога

??? Что вы узнали сегодня на уроке? Должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?

  1. Мы продолжим знакомство с социальными нормами через неделю.

Домашнее задание

§-1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 — 3), выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 — 4)

1. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.

2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?

  1. *** Дополнительная информация
  2. Привычки, ритуалы

Обычаи, традиции – память поколений, выработанная на привычках. Привычки свойственны каждому человеку. Они бывают хорошие и плохие, вредные и положительные. К вредным привычкам относятся: курение, неправильная посадка за столом, приводящая к искривлению позвоночника; к положительным – занятия спортом, чтение.

Традиции

Англия трепетно относится к традициям. Иногда они даже кажутся абсурдными, например, расположение дверной ручки. Для большинства народов привычно, что она должна находиться справа сбоку, а в Англии – посередине, что неудобно. Эта традиция происходит от тех давних времен, когда у каждого приличного англичанина был швейцар, который открывал дверь. И хотя швейцаров уже практически нет, но ручка располагается посреди двери, потому что показывает дух Англии. У англичан странные такси, они высокие. Эта традиция происходит с тех времен, когда люди носили цилиндры, в которых можно было сесть в машину, не снимая головного убора. Цилиндры сейчас тоже никто не носит, но такси все равно остаются старомодными. Нация сохраняет себя с помощью своих традиций и истории. Человек, приезжая в Англию, понимает, что в этой стране другая культура.

  1. Обычаи

Законы существовали далеко не всегда. Письменный период человеческой жизни охватывает всего 2,5–4 тыс. лет. Он развивался неоднородно: у одних народов он начался раньше, у некоторых – позже. И даже когда письменность появилась, люди не сразу начали записывать правила поведения и законы. Принципы поведения человека в обществе начали возникать для того, чтобы разрешить спор между людьми. Позже они превратились в обычаи. Постепенно сформировалась система взглядов и принципов отношения человека к обществу и, наоборот, общества к человеку. У некоторых народов обычаи сохранились до сих пор как некая регулятивная система, например у народов Северного Кавказа. Такие правила существуют у всех народов земли, но степень их влияния на общество разная. Понятие обычая переплетается с потребностью народа к самосохранению, самоидентификации.

  1. Привычки народов

Привычки отдельного народа (большой группы людей) охватывают большой спектр повседневной жизни человека. Например, у нас обыденным является использование вилки, ложки и ножа при употреблении пищи, а жители Юго-Восточной Азии используют для этого палочки. Для европейца это кажется, по меньшей мере, неудобным. И это яркий пример того, как обычаи сковывают очень многие сферы человеческой жизни.

Это касается не только употребления пищи, но и определенных правил поведения в транспорте. Для европейцев естественно уступить место женщине как представительнице слабого пола. В Японии же и мужчина, и женщина считаются одинаково сильными, и потому уступать место там не принято, и лишено всякого смысла.

Существует сотни вариаций формирования традиций у разных народов, тем не менее, именно это разнообразие и позволило человеку отделиться от животного.

  1. Мультикультура и традиционные культуры

Современному человеку может показаться, что традиции постепенно исчезают. Человек сейчас создал мультикультуру, которая вытекает из всеобщего соединения, смешивания, переплетения разных народов. Это происходит из-за расширения средств коммуникации: мобильные телефоны, интернет, поездки в другую страну, стали почти обыденным явлением, даже страны сливаются, например, Европейский Союз. Потому кажется, что традиции отдельных народов постепенно исчезают, но это не совсем так.

Совокупность обычаев, которые сопровождаются какими-то специфическими действиями, принято называть ритуалами.

  1. Российская Федерация и ее традиции

Многие государства склонны к сохранению своих традиций и обычаев. То же касается и Российской Федерации. Эта страна – наследник очень большой исторической культуры. Она существует много веков, имела много названий, но задача государства – сохранить обычаи и традиции всех народов проживающих в стране. Это сложно, но современному человеку нельзя, следуя изменениям в социальной и технологической сферах, забывать все то, что было нажито многими поколениями до него.

  1. Компоненты социальных норм

У современного человека есть объединитель – великий русский язык, система праздников. Изучение и сохранение истории является общенациональным приоритетом, потому что люди, которые не помнят своих корней, не имеют будущего. Традиции, обычаи – это все очень важная составляющая русского народа. Начиная от обычного рукопожатия и заканчивая важными государственными церемониями, это все то, что формирует русскую цивилизацию, ее культуру. Потому сохранение и приумножение всего этого наследия – задача любого русского человека.        

Что это такое и 5 основных направлений

Что такое социальные науки?

Социальные науки — это изучение того, как люди взаимодействуют друг с другом. Отрасли социальных наук включают антропологию, экономику, политологию, психологию и социологию.

Социологи изучают, как устроено общество, исследуя все, от факторов экономического роста и причин безработицы до того, что делает людей счастливыми. Их результаты влияют на государственную политику, образовательные программы, городской дизайн, маркетинговые стратегии и многие другие начинания.

Key Takeaways

  • Социальные науки — это группа академических дисциплин, изучающих поведение людей в обществе.
  • Он пытается объяснить, как работает общество, исследуя все, от факторов экономического роста и причин безработицы до того, что делает людей счастливыми.
  • Социальные науки — это относительно новая область научных исследований, получившая известность в 20 веке.
  • Типичные профессии в области социальных наук включают работу рекламодателем, экономистом, психологом, учителем, менеджером и социальным работником.
  • Социологи обычно в большей степени полагаются на интерпретацию и качественные методологии исследования.

Понимание социальных наук

Социальные науки как область исследования отделены от естественных наук, которые охватывают такие темы, как физика, биология и химия. Социальные науки исследуют отношения между людьми и обществами, а также развитие и функционирование обществ, а не изучают физический мир. Эти академические дисциплины в большей степени полагаются на интерпретацию и качественные методология исследования.

Отрасли социальных наук

Одни говорят, что социальных наук семь, другие утверждают, что их четыре, пять, шесть или что-то еще. Мнения о том, что следует включать, расходятся, но большинство экспертов сходятся во мнении, что следующие пять полей определенно попадают в эту категорию:

  • Антропология
  • Экономика
  • Политология
  • Социология
  • Социальная психология

История также иногда рассматривается как отрасль социальных наук, хотя многие историки часто считают, что этот предмет имеет более тесные связи с гуманитарными науками. И гуманитарные, и социальные науки изучают человека. Что их отличает, так это применяемая техника: гуманитарные науки считаются более философскими и менее научными.

Закон также имеет некоторые связи с социальными науками, как и география.

Социальные науки включают множество областей. Пять основных — это антропология, экономика, политология, психология и социология, хотя некоторые люди также включают в этот разговор историю, криминологию и географию.

Социальные науки в школах

В Соединенных Штатах раннее образование в области социальных наук начинается в начальной школе и продолжается в средней и старшей школе с упором на аспекты основных социальных наук, таких как экономика и политология. На университетском уровне предлагаются более специализированные дисциплины.

В настоящее время колледжи и университеты предлагают множество программ по общественным наукам. Например, в Калифорнийском университете в Беркли имеется 15 академических факультетов, отнесенных к категории социальных наук. Они есть:

  • Афроамериканские исследования
  • Антропология
  • Когнитивная наука
  • Демография
  • Экономика
  • Этнические исследования
  • Гендер и женские исследования
  • География
  • Глобальные исследования
  • История
  • Глобальные исследования
  • . 0012
  • Языкознание
  • Политическая экономия
  • Политология
  • Психология
  • Социология

Степень магистра и доктор философии. программы в колледжах и университетах предлагают дополнительные возможности для более глубокой специализации.

Карьера в области социальных наук

Типичные карьеры в социальных науках включают работу рекламодателем, психологом, учителем, юристом, менеджером, социальным работником и экономистом.

Предмет социальных наук — человеческое поведение, отношения, взгляды и то, как эти вещи менялись с течением времени, — это полезная информация для любого успешного бизнеса. Концепции социальных наук, таких как демография, политология и социология, часто применяются во многих различных деловых контекстах. Например, специалисты по рекламе и маркетингу часто используют теории человеческого поведения из этих областей, чтобы более эффективно продавать свою продукцию потребителям.

Естественно, область социальных исследований экономики является ключевой для делового сектора. Многие отрасли используют экономический анализ и количественные методы для изучения и прогнозирования бизнеса, продаж и других рыночных тенденций. Фактически, экономисты являются одними из самых востребованных работников в США, особенно экономисты-бихевиористы, которые используют психологию для анализа и прогнозирования процессов принятия экономических решений отдельными лицами и организациями.

По данным Бюро статистики труда США (BLS), прогнозируемое изменение занятости экономистов с 2020 по 2030 год составляет 13% по сравнению со средним показателем 8% для всех профессий. Ожидается, что социальные работники также будут пользоваться большим спросом: BLS прогнозирует, что занятость в этой конкретной области вырастет на 12% с 2020 по 2030 год.

По данным BLS, экономисты и социальные работники являются одними из самых востребованных сотрудников в США.

Социальные науки Заработная плата

BLS также сообщает, что люди со степенью в области социальных наук обычно получают более высокую заработную плату, чем их коллеги. Согласно его исследованию, средняя заработная плата выпускника социальных наук в 2019 году составляла 64 000 долларов, что немного выше, чем в среднем 60 000 долларов.

Очевидно, что заработная плата сильно различается: на одних должностях в области социальных наук платят намного больше, чем на других. Например, в 2021 году средняя зарплата экономиста составляла 105 630 долларов, тогда как социальный работник зарабатывал 50,39 доллара.0.

История социальных наук

Истоки социальных наук можно проследить до древних греков. Жизнь, которую они вели, а также их ранние исследования человеческой природы, государства и смертности помогли сформировать западную цивилизацию.

Социальные науки как академическая область исследования развились из эпохи Просвещения (или эпохи разума), которая процветала на протяжении большей части 18 90–119 90–120 веков в Европе. Адам Смит, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Иммануил Кант и Дэвид Юм были одними из крупнейших интеллектуалов того времени, которые заложили основы изучения социальных наук в западном мире.

Люди стали более дисциплинированно подходить к количественной оценке своих наблюдений за обществом. Со временем схожие аспекты жизни общества, такие как лингвистика и психология, были выделены в уникальные области изучения. Вот подробнее о пяти ключевых ветвях.

Антропология

Антропология, изучение происхождения и развития человеческих обществ и культур, была в центре внимания на протяжении веков, но по-настоящему продвинулась вперед и приобрела значение в эпоху Просвещения. В тот период большое внимание уделялось развитию общества и знаний, и ключом к достижению этой цели было понимание человеческого поведения.

Экономика

История экономической мысли восходит к древнегреческим философам, таким как Платон, Аристотель и Ксенофонт. Их труды заложили основу почти всех социальных наук, в том числе и экономики. По мере того, как в 15-18 веках путешествовать стало легче, и все больше стран могли участвовать в международной торговле, экономическая система меркантилизма росла. Экономические действия многих стран были внезапно мотивированы верой в то, что страна должна максимизировать экспорт и минимизировать импорт.

Этому господствующему направлению мысли бросили вызов такие писатели, как Смит, широко известный как отец современной экономики. Идеи Смита, наряду с идеями Руссо и Джона Локка, продвигали идею саморегулирующейся экономики и ввели концепцию того, что сегодня известно как классическая экономическая теория. Книга Смита «Богатство наций » до сих пор изучается и вызывает восхищение у многих политиков.

Двумя другими важными экономистами, которые сформировали то, как мы сегодня думаем об этом предмете, являются Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс. Маркс, как известно, бросил вызов капитализму как подходящей экономической модели, сделав упор на трудовую теорию стоимости. Хотя идеи Маркса отнюдь не пользуются широкой поддержкой большинства современных политиков, его критика капитализма оказала огромное влияние на многих мыслителей.

Между тем кейнсианская школа экономики очень популярна среди современных экономистов. Кейнсианская экономика считается макроэкономической теорией со стороны спроса, которая фокусируется на изменениях в экономике в краткосрочной перспективе и была первой, которая отделила изучение экономического поведения и рынков на основе индивидуальных стимулов от изучения широких национальных экономических совокупных переменных и конструктов.

Политология

Истоки политической науки можно проследить в Древней Греции. В то время философ Платон написал различные диалоги о политике, справедливости и том, что представляет собой хорошее правительство.

Ранние работы Платона постепенно приобретали более научный подход под руководством таких мыслителей, как Аристотель, Томас Гоббс, Маркс и Макс Вебер. Столетия исследований в области политики помогли укрепить демократию и помогли политикам сделать популярный политический выбор и прийти к власти.

Психология

Психология — одна из самых быстроразвивающихся областей социальных наук. Он зародился как область медицины в конце 1800-х годов и стал популярным в западном мире на протяжении 20-го века, отчасти благодаря работе Зигмунда Фрейда.

По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в 2019 году 20,3% взрослых получали какую-либо форму лечения психических расстройств. Хотя многие все еще используют психиатрическую медицину для лечения своих проблем с психическим здоровьем, в последние годы все больше людей ищут альтернативные методы лечения, такие как осознанность и йога, в дополнение к традиционной разговорной терапии.

Неврология, медикаментозное лечение и растущее разнообразие подходов к психотерапии расширяют возможности психологического лечения. Другими ветвями этой области являются исследования в области обучения животных, социальной психологии и экономической психологии.

Социология

Социология как наука возникла в Европе в середине 1800-х годов, в период быстрых социальных изменений. Политические революции и промышленная революция коренным образом изменили образ жизни многих людей — и не всегда к лучшему, — что побудило первых социологов задуматься о том, как сохранить стабильность, когда все меняется так быстро.

К 1875 году в Йельском университете читался первый в США курс социологии. В последующие годы другие колледжи последовали их примеру, а в 1911, предмет прибыл в средние школы.

Каковы пять основных отраслей социальных наук?

Пять основных отраслей социальных наук: антропология, экономика, политология, психология и социология. Некоторые люди также считают историю, право и географию основными социальными науками.

Почему социальные науки важны?

Социальные науки важны, потому что они помогают людям понять, как анализировать не только свое собственное поведение, но также поведение и мотивацию своих сверстников. Социальные науки также дают нам лучшее понимание того, как создавать более инклюзивные и эффективные институты.

Как стать социологом?

Как правило, путь к карьере в области социальных наук начинается с получения четырехлетней университетской степени по одному из предметов социальных наук. Если вы заинтересованы в карьере в области социальной работы или психологии, эти карьеры часто требуют дополнительного образования, сертификатов и лицензий.

На какую работу можно устроиться со степенью в области социальных наук?

Степень в области социальных наук может помочь вам получить работу экономиста, психолога или исследователя, а также открыть возможности в таких секторах, как юриспруденция, правительство и научные круги.

Итог

Социальные науки помогают нам получить знания о наших сверстниках и обществе, в котором мы живем. Человеческое поведение важно, и его хорошее понимание теоретически должно привести к повышению эффективности и качества жизни для всех.

Какие 7 социальных наук?

Социальные науки изучают поведение человека в его социальных и культурных аспектах. Все началось с древних греков и их рационалистических исследований человеческой природы, государства и морали. Социальные науки отличаются от естественных наук тем, что они исследуют и сосредотачиваются на человеческом поведении и обществе, а не на физическом мире. В естественных науках, таких как биология, химия и физика, данные измеряются с помощью экспериментов. Социальные науки собирают эмпирические данные, собранные с помощью интервью, опросов и т. д. Чтобы проиллюстрировать это: первый измеряет литр жидкого азота, второй анализирует основные причины издевательств, разговаривая со многими преступниками.

Есть много причин для изучения социальных наук. Это помогает нам понять, кто, что, когда, где и, самое главное, «почему?» нашего существования. Мы понимаем системы и институты, которые каждый день наводняют нашу новостную ленту — почему ICE обладает такой силой? Как возникла коллегия выборщиков в США? Действительно ли наша Земля прогревается до точки невозврата? Это вопросы, которые влияют на жизнь людей каждый день — опыт в этом имеет решающее значение. Сегодня это не упускают из виду некоторые крупнейшие технологические компании, которые все чаще набирают выпускников с ноу-хау по таким вопросам, как сообщество, идентичность, политическая поляризация и «фальшивые новости».

Вот семь основных разделов социальных наук:

Антропология

Антропология как часть социальных наук изучает прошлое и настоящее людей и обществ, рассматривая модели поведения и культурные значения. Также рассматривается, как язык влияет на наше биологическое развитие. По сути, это изучение того, что делает нас людьми, с использованием широкого подхода к обработке нескольких различных аспектов человеческого опыта.

Они обращаются к прошлому и с помощью археологии изучают, как люди жили тысячи лет назад, в том числе то, что составляет наши тела и гены. Они открывают захватывающие открытия, от самых бессмысленных до самых фантастических. «Новый суперпродукт» — куркума, которая появляется в латте, мороженом и смузи по всей Европе? Оказывается, это не так уж и ново. Эту азиатскую специю можно проследить до рынка в Леванте 3700 лет назад. Это 35-тысячное селфи, которое ты только что сделал? Это шокировало бы жителя Папуа-Новой Гвинеи в 1969 г., когда покойный Эдмунд Карпентер, выдающийся археолог и антрополог, путешествовал по стране в Океании, «желая понаблюдать, например, что происходит, когда человек — впервые — видит себя в зеркале, на фотографии, в фильмах слышит его голос; видит свое имя».

Социология

Социология — это изучение человеческого взаимодействия и динамики. Источник: Joe Klamar/AFP

Социологи изучают человеческие взаимодействия и динамику, которая их сохраняет и изменяет. Это достигается путем наблюдения за составными частями общества, такими как население, пол, раса или возрастные группы. Социальная жизнь регулирует поведение людей, потому что мы в значительной степени зависим от социальных институтов и организаций в плане информирования наших решений и действий — то, что социологи постоянно наблюдают и изучают.

Ты знаешь мать драконов? Что ж, социология — «царица всех наук», по словам французского философа Огюста Конта. Основоположник социологии и позитивизма — теории, утверждающей, что знание выводится из опыта и исключает априорные или метафизические спекуляции, — назвал ее так, чтобы она могла охватывать и скреплять остальные науки, как краеугольный камень.

История

История является одной из социальных наук, которая изучает хронологическую запись событий на основе критического изучения исходных материалов, обычно объясняя их причины. История изучает изменения во времени, охватывая все отрасли человеческого общества: политическую, социальную, экономическую, научную, технологическую, медицинскую, культурную и так далее. Если вы любите детали и, возможно, сравниваете Minecraft со Второй мировой войной или выясняете, что в «Игре престолов» на самом деле неверно, это может быть для вас. Были ли драконы на самом деле 12 000 лет до нашей эры?

География

География — это изучение разнообразных сред, мест и пространств на поверхности Земли и того, как они взаимодействуют друг с другом. Эта область в нашем списке социальных наук ищет ответы на такие вопросы, как, почему вещи такие, какие они есть, и где они находятся. Он изучает характеристики мест, в частности их природную среду и ее жителей, а также связь между ними. А вы знали: когда-то в Антарктиде жили динозавры?

География изучает места, пространства и окружающую среду. Примером может служить Антарктида, которая когда-то была бродячим пространством для динозавров. Источник: Спенсер Платт/AFP

Политология

Политология изучает динамику государственной системы и политической деятельности, мыслей и поведения с помощью методов анализа. Он в основном исследует государство и его институты. География определяется местоположением как фактором окружающей среды, история опирается на оставшиеся реликвии в качестве данных, социология зависит от человеческого поведения и условий, в то время как политология фокусируется на власти. Способность одного политического актора заставить другого политического актора делать то, что он хочет, на всех уровнях — международном, национальном и местном. Подумайте об «Эффекте Трампа» для иностранных студентов в США с тех пор, как он стал президентом в 2017 году. Это привело к менее разнообразным студенческим коллективам, что, в свою очередь, оказало влияние на глобальное высшее образование, а также на состав американского общества.

Экономика

Экономика — это социальная наука, изучающая производство, распределение и потребление богатства. Почему Илон Маск стоит 147 миллиардов долларов? Вы бы взяли Теслу? Почему вы можете себе это позволить, а другие нет? На эти вопросы ищет ответы экономист.

Экономика — это социальная наука, изучающая производство, распределение и потребление богатства. Источник: Odd Andersen/AFP

Трудно найти точное определение поля. Ведущий 19Английский экономист 19-го века Альфред Маршалл назвал это «исследованием человечества в обычных жизненных делах; она исследует ту часть индивидуального и социального действия, которая наиболее тесно связана с достижением и использованием материальных условий благосостояния». Другие, такие как экономист 20-го века Лайонел Роббин, определяли экономику как «науку, которая изучает человеческое поведение как отношения между (данными) целями и ограниченными средствами, которые имеют альтернативное применение». Текущий консенсус заключается в том, что определение, данное экономистом канадского происхождения Джейкобом Винером, является наиболее точным на данный момент: экономика — это то, чем занимаются экономисты.