Skip to content

Что такое тоника в сольфеджио для детей: Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на:  во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени;   во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???».

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими (t, s, d).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны. Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

«Чем отличается тоника от тональности?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Объясните простым языком.

МузыкаМузыкальные инструментыТеория музыки

Александр Абросимов

  ·

11,9 K

ОтветитьУточнить

Александра Федоровская

Маркетинг

3,7 K

Маркетолог, преподаватель, а также молодая мама.   · 20 нояб 2018

Тоника — это лишь один звук гаммы, это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый звук.

Тональность же — это определенный набор нот и знаков (диез, бемоль), построенных от одной ноты, Тональность- это своего рода музыкальная гамма.

Комментировать ответ…Комментировать…

Svetlana Khassen/ «YOUR PIANO»

232

Создатель виртуальных курсов фортепиано и музыкального развития для детей и взрослых…  · 24 янв 2019  ·

YOURPIANO

Тональность — это высота лада.
Тональности бывают:
— одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор;
— параллельные (2 тональности — мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор;
— энгармонически равные (одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор;
— родственные тональности (тональности. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Екатерина Шмелева

12,4 K

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет работаю в…  · 19 нояб 2018

Тональность — это расположение музыкального лада по высоте. Лады состоят из семи ступеней. А тоника — это самая главная, первая ступень лада.
Если говорить совсем проще, то тональность=тоника+лад

Евгений Биринцев

30 октября 2019

Самый лаконичный ответ. Спасибо

Комментировать ответ…Комментировать…

Фортепианная № 368

12

Уроки фортепиано для детей (от 4-х лет) и взрослых (да-да, в 40 тоже можно))) 🎹  · 31 авг 2020

Отвечает

Анастасия Бабкина

Любая тональность (не зависимо от какой ноты она построена) состоит из СЕМИ ступеней. Тоника — это название ПЕРВОЙ ступени тональности. Все просто)

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

1 ответ скрыт(Почему?)

Как преподавать сольфеджио в детском хоре

Если вы похожи на меня, вы впервые научились сольфеджио у Джули Эндрюс в Звуки музыки . Эта классика кино до сих пор любима — она любима моими учениками по классу фортепиано!

Итак, почему смешные слоги? Что такое сольфеджио и как его использовать?

Сначала немного истории.

История сольфеджио

Сольфеджио ( do , re , mi и т. д.) — это метод обучения слуховым навыкам и пониманию высоты тона, а также система, используемая для пения с листа.

Он восходит к 11 веку и является работой музыкального теоретика Гвидо д’Ареццо. Существуют две основные системы сольфеджио: фиксированная до и подвижная до .

В фиксированной системе do слоги присваиваются высотам звука (например, do = C). В подвижной системе do слоги соответствуют ступеням гаммы (например, do = 1-я ступень мажорной гаммы).

Подвижное до, также называемое тоническим сольфеджио  было разработано в Англии в XIX в.век (источник).

Забавный факт: слога сольфеджио основаны на старом латинском гимне, где слоги do , re , mi и т. д. имеют соответствующую высоту звука.

Преимущества сольфеджио

Movable do (созданный Сарой Энн Гловер) помещает мелодии в тональный контекст, фокусируется на отношениях между нотами и помогает развить более полное понимание музыки. Следует отметить, что при использовании подвижной системы до более сложная музыка может потребовать предварительного анализа, особенно для неоднозначных ключевых областей.

Используется во многих романских, славянских, испанских и франкоязычных странах, фиксированное до является эквивалентом названий певческих нот. Музыкантам может быть легче читать с листа, используя фиксированное до, поскольку предварительный анализ не требуется, но этой системе не хватает контекста и более полного понимания. (источник)

В целом, сольфеджио является полезным и полезным инструментом для развития навыков пения с листа и чтения нот, а также для тренировки слуха и понимания музыки и тональных отношений. Это также способствует хорошим гласным при пении, поскольку каждый слог сольфеджио представляет собой чистый гласный звук.

Связанный пост:  Руководство церковного хора по гласным: часть I . Кодай выступал за «звук перед зрением» и введение новых концепций через слушание, пение и движение.

Метод Кодая включает в себя ритмические слоги и ритмические движения (основанные на работах Эмиля Жака-Далькроза), подвижное сольфеджио Гловера и жесты руки Джона Карвена (Кодай добавил движения вверх/вниз, когда до падает на талию, а ла на уровень глаз).

Музыкальный материал сначала вводится с использованием sol и mi , затем добавляется la и расширяется до нот пентатоники. (источник)

Вот несколько способов включить сольфеджио в репетицию детского хора:

Начните с разминки

Это отличный способ ввести сольфеджио в ваш начальный хор. Используйте простой паттерн sol-mi или расширьте его до sol-mi-do или нисходящей гаммы из 5 нот ( соль-фа-ми-ре-до ).

Запись по теме:  Полное руководство по разминке детского хора

Используйте призыв и ответ

Используйте песни и образцы , чтобы развить навыки слушания (попробуйте выбрать тональные узоры из нового гимна). Призовите нескольких детей быть лидерами и спойте образец, чтобы группа ответила эхом.

По теме: 40 Песни и игры для детского хора

Сыграйте в сольфеджио

Дети обожают Secret Pattern (также называемый Poison).

Вот как играть:

Выберите однотактовый тональный рисунок (например, соль-ми-соль) . Спойте ее для детей и расскажите им, что это схема секрета/яда. Затем проделайте серию других тональных паттернов, вторя детям. Спойте шаблон «секрет/яд» — если кто-то откликнется эхом, вы получите очко. Если никто не подпевает, дети получают балл.

Переход к чтению заметок

Используйте следующие шаги для мелодического чтения:

  • картинки : используйте значки на пустом фоне, чтобы показать направление высоты звука

  • картинки/буквы

  • Ручные знаки/буквы : Используйте вывески Curwen Hand с буквами

  • буквы : используйте только буквы

  • Letters/Rhythm : Добавьте стебли к буквам к показу.0005

  • Письма о штате : Notate Letters (без стеблей) на строках штата

  • Письма/ритм на штате : Add Stems, чтобы показать Melodic Rhythm

  • Note Hotes на штате : Притяжения : Притяжения : Притяжения : Примечание : Примечание : Примечание : Примечание : Примечание : Примечание : Притяжения нотоносец

  • нотоносцы/ритм на нотоносце : добавить штили для отображения мелодического ритма0003 do

Смотрите иллюстрированную версию этой последовательности здесь.

Используйте карточки тональных паттернов

Если ваш хор начинает читать ноты, покажите несколько карточек тональных паттернов или напишите 2-3 паттерна на доске. Спойте одну из них и попросите хор рассказать вам, какую из них они слышали.

Если у вас есть немного больше времени на репетицию, попробуйте позволить хору ваших детей старшего возраста сочинить короткую пьесу из 4 или 8 тактов, используя карточки с тональными узорами (это также может быть веселым собирательным занятием). Разучите мелодию нового гимна вместе со своим хором пропойте с листа отдельные карты тональных паттернов, а затем соедините их во фразу.

Связанный пост: Веселые и легкие занятия для детского хора

Использование сольфеджио

Этот включает в себя веселый и эффективный способ обучения маленьких детей сольфеджио1. на репетицию! См. плакаты для печати ниже. Подкрепите эту концепцию песней о воздушном шаре, используя ноты аккорда C.

Использование знаков сольфеджио

Знаки рук Curwen — это полезный и практичный способ обучения слогам сольфеджио и их связи друг с другом. Например, знак для fa представляет собой сжатый кулак с большим пальцем, направленным вниз, потому что тенденция этой заметки состоит в том, чтобы перейти к mi . См. печатные знаки ниже.

Спой народную песню

Сделайте перерыв во время репетиции, чтобы спеть что-нибудь веселое. Используйте народные песни и простые пьесы  , которые следуют последовательности, описанной в методе Кодая. Вот несколько идей (и ссылки на музыку):

Sol, MI:
Lullaby

MI, Sol, LA:
Duerme, Mi Tesoro (Sleep, My Treasure)

Pentaton День
Качайся низко, милая колесница
Как мне удержаться от пения?
Небеса, небеса
Иезекииль увидел колесо
О, я буду петь
Там есть маленькое колесо
У меня мир, как у реки

Диатонический:
Когда святые маршируют в
Кто построил ковчег?
Радость миру

Ресурсы по сольфеджио

Готовы начать преподавать сольфеджио в своем хоре? Вот несколько ресурсов, которые могут вам помочь:

  • Карточки сольфеджио – бесплатные распечатанные карточки с цветовой кодировкой (цвета соответствуют бумвакерам и детским колокольчикам) Шаблон сольфеджио (файл . doc) — бесплатный документ Word с линиями нотоносца и подвижными метками сольфеджио

  • Плакаты с изображением масштаба тела — бесплатный набор плакатов с изображением масштаба тела (в соответствии с цветами Boomwhacker). -навыки чтения (младшая начальная школа: K-2 класс, старшая начальная школа: 3-5 класс)

  • Лестница До Ре Ми — бесплатные печатные символы для каждой ступени шкалы

Ваша очередь:

Используете ли вы сольфеджио в своем детском хоре? Как вы включаете его в свои репетиции?

П.С. Вам также могут понравиться эти публикации:
Сольфеджио: почему «До Ре Ми» — это не просто детская игра
Знакомство с «До Ре Ми»
15 песенных игр для детского хора
Как выучить гимн в детском хоре наизусть
Обучение музыкальной грамотности ваших детей Хор через репертуар (семинар ACDA)

Сольфеджио: развитие музыкальных способностей вашего ребенка

Привлечение ребенка к музыке в раннем возрасте может принести большую пользу в обучении. Конечно, родители, которые любят музыку и сами являются музыкантами, любят знакомить своих детей с музыкой, которая им нравится, в надежде, что их ребенок преследует какое-то музыкальное будущее, будь то просто обучение игре на инструменте или, в конечном итоге, создание карьеры. Обычно мы начинаем с изучения высоты тона и ритма дома и в школе, но эти методы необходимо постоянно укреплять, чтобы стимулировать музыкальный рост.

Что такое сольфеджио?

Отличный способ приучить ребенка к раннему обучению звуков и запоминанию песен — метод сольфеджио, и, скорее всего, вы уже немного знакомы с ним. «Сделай оленя, самку оленя». Да, верно… фильм «Звуки музыки» действительно привнес сольфеджио в популярную культуру, и вскоре дети повсюду начали петь «Do Re Me Fa So La Ti Do». Само название произошло от слогов Со и Фа. Теперь вы это узнаете, но что такое сольфеджио на самом деле?

Сольфеджио — это метод обучения высоте тона путем распределения слогов по разным нотам. Каждой ноте в гамме дается свой уникальный слог, а затем этот слог поется (а иногда и записывается), когда появляется нота. Это усиливает ассоциацию этого слога с нотой и в конечном итоге приводит к запоминанию этой высоты тона. Преимущество сольфеджио в том, что слоги легче петь, чем буквы; следовательно, вашему ребенку легче подобрать и усвоить.

Обратите внимание, что слоги начинаются с До и заканчиваются на До. Это связано с тем, что в мажорной или минорной гамме есть семь нот, причем восьмая является той же нотой, что и начальная, но всего на октаву выше. Вы также можете часто видеть, как учитель сольфеджио делает знаки рукой для каждого слога. Мы не будем рассматривать это здесь, но знайте, что эти жесты руками помогают в развитии пения с листа, которое часто сочетается с сольфеджио.

Два типа

Прежде чем начать, вам необходимо понять, какие существуют два типа сольфеджио и какой из них использовать в процессе обучения вашего ребенка. Тип, который вы выбираете, часто определяется навыком, который вы хотите помочь развить своему ребенку, и тем, насколько важны для вас абсолютный или относительный слух.

Фиксированное до

В этом методе до всегда нота до, ре всегда ре и так далее. Родители, надеющиеся развить у своего ребенка навыки абсолютного слуха, лучше справятся с этим методом. Это немного проще, так как вам также не нужно знать тональность, в которой музыка, потому что До всегда До.0005

Подвижное до

Здесь ДО всегда является тоникой (тоникой) этой мажорной гаммы. Например, в ре мажорной гамме До — это Ре. В соль мажорной гамме До — это Соль. Конечно, вам нужно знать тональность, в которой вы играете, но у этого есть свои преимущества. Подвижное до отлично подходит для обучения относительной высоте звука, которая позволяет определить интервал между двумя нотами.

Обычно вы сравниваете ноту с основным тоном в этой гамме и определяете расстояние между ними. Точная высота тона не важна, но, поскольку отношение каждого слога всегда одинаково, вы можете узнать относительное расстояние между нотами независимо от тональности. Например, интервал между ДО и Ми всегда большой 3 рд . Позднее изучение подвижного до и относительного слуха поможет развить и различать гармонии и вести голос.

Минорная и другие тональности

Сольфеджио проще всего применять к мажорным тональностям, но вы можете использовать его и с минорными тональностями. В этих ситуациях, когда нота повышается или понижается на полтона, соответственно изменяется гласный звук слога. Мы не будем вдаваться в это здесь, так как это продвинутая концепция, но знайте, что существуют соглашения по использованию сольфеджио с этими ключами, и вам следует искать эту информацию после того, как вы немного углубитесь в нее.

Преимущества обучения вашего ребенка сольфеджио

Сольфеджио — отличный способ научить детей разной высоте звука, и чем раньше вы познакомите их с музыкой, тем лучше будет отпечаток. Они уже пытаются понять звуки, и это помогает стимулировать лингвистические синапсы в их мозгу, что, в свою очередь, говорит мозгу, что он должен поддерживать эти пути обучения.

Кроме того…

  • Сольфеджио помогает вашему ребенку распознавать музыкальные закономерности, знакомясь с отдельными нотами.
  • Когда ваш ребенок начнет создавать свои собственные песни, у него уже будет основа для создания элементарных мелодий и, возможно, даже добавления собственных текстов
  • Они помогают обучать совершенному и относительному слуху, хотя какой из них они изучают, зависит от того, используют ли они Фиксированное До или Подвижное До.
  • Они могут лучше запоминать мелодии и даже создавать свои собственные.
  • Если они позже станут музыкантами, это поможет им научиться читать с листа и петь с листа, а также поможет с транскрипцией.
  • Отличный учебник по теории музыки.

Как начать заниматься сольфеджио с ребенком?

Вы можете начать с поиска специальных песен для сольфеджио и подпевать им, чтобы заинтересовать их. Для младенцев вы можете подпрыгивать и танцевать в ритме музыки во время пения. Для малышей, если они могут подпевать, поощряйте их делать это. Нет ничего плохого в том, чтобы играть ребенку песенки сольфеджио, но эти методы будут наиболее эффективны, когда ваш ребенок достигнет стадии малыша и сможет понимать и повторять слоги, присоединяясь к ним вместе с напеванием или пением для лучшего запечатления.

Вот еще несколько способов начать:

  • Включите простую музыку, которая им нравится, и посмотрите, смогут ли они связать ноты мелодии со слогами.
  • Вместе с ребенком используйте карточки, чтобы он пел ноту, пока вы показываете ему карточку. Это также поможет с распознаванием букв.
  • Как мы все знаем, дети хорошо реагируют на цвета, поэтому назначьте цвет для каждой высоты тона/слога и попросите их раскрасить серию музыкальных нот на бумаге. Затем потренируйтесь выбирать слоги по цвету. Вы даже можете наклеить цветные наклейки на клавиши пианино и таким образом заставить их выучить мелодии.
  • Создавайте игры, чтобы закрепить слоги и высоту звука. Твистер для сольфеджио с вырезанными ламинированными карточками с написанными на них слогами. Придерживайтесь цветовых схем, которые вы уже создали для представления этих карт. Создавайте карточки сольфеджио для игры в «Концентрацию», чтобы они могли различать слоги по тексту и цвету. Затем попросите их спеть ноту, соответствующую каждому слогу, когда они найдут пару. Как насчет The Floor Is Lava, где они должны прыгать с карты на карту, но сначала должны пропеть ноту или произнести слог, прежде чем они смогут прыгать? Здесь действительно безграничные возможности для игр, и в Интернете есть много других замечательных предложений.

Сольфеджио – отличное музыкальное начало для вашего ребенка

Надеемся, эта информация не затуманила ваши глаза! Определить, с чего начать музыкальное образование вашего ребенка, может быть сложно, особенно если вы сами не имеете музыкального образования.