Содержание
Рассуждение — определение понятия, пример текста в русском языке
- 1. Понятие рассуждения
- 2. Композиция текста-рассуждения
- 3. Языковые средства, характерные для рассуждения
- 4. Пример текста-рассуждения
Понятие рассуждения, как типа речи
Часто возникают ситуации, когда необходимо объяснить значение какого-либо понятия или причины какого-либо события, явления. Для этого нужно доказать свою мысль или выразить несогласие с чьей-то мыслью — опровергнуть её. В таких случаях строится рассуждение.
Рассуждение – это тип речи, который служит для изложения причин явлений и событий с целью доказать или опровергнуть какое-либо утверждение.
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Языковые средства, характерные для рассуждения
Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Рейтинг пользователей
за неделю
- за неделю
- один месяц
- три месяца
Помогай другим
Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю
См. подробности
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое текст
Главная → Публикации → Русский язык → Конспект занятия → 2 класс → Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое текст — рассуждение?»
Конспект урока на тему:
«Что такое текст — рассуждение?»
2«а» класс
УМК-«Школа России»
Содержимое публикации
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра начального образования
Конспект урока на тему:
«Что такое текст — рассуждение?»
2«а» класс
УМК-«Школа России»
Выполнила:
Ромахана Е.С.
Методист____________ Бородина Я.В.
Екатеринбург
2018
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Перспективная цель: Формирование представлений о новом типе текста в процессе смены видов учебной деятельности.
Актуальная цель: Формирование представлений о тексте-рассуждении и его структуре в процессе смены видов учебной деятельности.
Класс: 2
Планируемые предметные результаты: обучающиеся будут знать, что такое текст-рассуждение, его характеристики и уметь определять тип текста.
Задачи урока:
Обучающая:формирование понятия: текст рассуждения
Развивающая: развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «что такое текст- рассуждение?»
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку в процессе работы с учебником и учителем.
Принципы: деятельности, доступности, психологической комфортности.
Технологическая карта.
Предмет, Тема, Класс, УМК | Методы | Тип, вид урока. Результат | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | ||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||||
Русский язык, «Что такое текст – рассуждение?», 2 класс, «Школа России» | Словесные: беседа, объяснение. | УСНЗ | Демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности. Демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками. | Целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль | Демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. | Проявляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определение цели, умение работать с учителем, в паре; демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; демонстрируют умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Узнают, что такое текст – рассуждение, его структуру. | Работа с учебником, самостоятельная работа, работа с учителем, работа в парах | Учебник, доска, карточки с фотографиями на доске, аудио. |
Конспект урока
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Организационно — мотивационный момент Задача:подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок —Здравствуйте, ребята! Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Обозначьте орфограммы. -Теперь проверим готовность, у вас на партах учебник русского языка, рабочая тетрадь, пенал, дневник. | Доброжелательный настрой на урок Слушают учителя. Подготавливаются к уроку. -Здравствуйте. Пишут дату и «Классная работа», обозначают орфограммы. | УУД Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя Регулятивные УУД: Настрой на познание новой темы. Личностные УУД: Положительное отношение к процессу познания. |
2.Актуализация знаний Задача:создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы 3. Целеполагание 4.физкультминутка | Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме — давайте вспомним что такое текст — Запишите слова: Хоккей, футбол, волейбол, теннис. — Обозначьте орфограммы. -как мы можем назвать эти слова одним словом? — откройте словарик и запишите слова «потому что» и «так как» (слова записаны на доске) — что вы может сказать о них? — запомните написание этих слов На доске висит изображение дятла — ребята, какая птица изображена на картинке? — Скажите, какие вы знаете виды текстов? — какие части речи присутствуют больше всего в каждом из них? — Ребята, а какой дятел? — а почему он полезный? Докажите мне это — какой вид текста вы сейчас использовали, чтобы доказать мне, что дятел полезный? — откройте учебник на странице 105, он поможет вам ответить на мой вопрос — какая тема нашего урока? — какую цель на урок мы себе поставим? — Давайте встанем и полетаем как птички. Помахали крылышками, попрыгали. Молодцы, сели | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах Анализируют Отвечают на вопросы — текст – это предложения, которые связаны по смыслу. Записывают слова, обозначают орфограммы. — мы можем назвать эти слова – спортивные игры Записывают слова в словарик — эти слова пишутся раздельно, так как состоят из двух маленьких слов. — на картинке изображен дятел — мы знаем виды текстов описание и повествование — в тексте описания чаще всего присутствуют прилагательные, а в тексте повествование – глаголы. — дятел полезные — дятел полезный, потому что он поедает вредителей – жуков на деревьях. Затрудняются ответить Открывают учебник — тема нашего урока – текст – текст рассуждение — цель нашего урока – познакомиться с новым видом текста – рассуждение, узнать его структуру Слушают учителя, выполняют. | УУД Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в речевой форме при ответе на вопрос. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем. Регулятивные УУД: планировать последовательность изучения цели с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цель урока. Коммуникативные УУД: Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. Регулятивные УУД: Выполнять движения за учителем, поддерживать спокойную атмосферу в классе. Личностные УУД: Воспитание любви к спорту. |
5. Открытие нового знания Задача: решение проблемы | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму) Включает аудио со звуком дятла. — что вы услышали? — как вы думаете, почему текст рассуждения называется именно так? — правильно в тексте рассуждения главная цель – рассуждать, доказывать. — докажите, почему дятла называют лесной доктор — как вы думаете какой вопрос присутствует в тесте рассуждения? — а какие слова помогают вам отвечать на мои вопросы? | Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя… — мы услышали звуки дятла — потому что главная цель этого текста – рассуждать. — дятла называют лесной доктор, потому что он лечит деревья от вредителей —мы думаем, что в тексте рассуждения присутствует вопрос «почему?» — нам помогают слова «потому что» и «так как» | . УУД Регулятивные УУД: осознают, принимают и учатся решать проблемный вопрос. Учатся работать по плану. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в речевой форме при ответе на вопрос. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цель урока. |
6. Первичное закрепление. Задача Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи. | —Сейчас мы с вами прочитаем о еще одной прите в упражнении 180 — почему сову называют не птицей, а чудом? — а что значит уникальная? — какой вопрос можно задать к данному тексту? — определите вид текста — докажите это — скажите, почему слово «Москва» нужно писать с заглавной буквы — почему растение подорожник так называется? — какие слова вы употребляли, чтобы ответить на эти вопросы? | Один ребёнок читает в слух — потому что у совы оба глаза поставлены вместе — уникальная – значит не такая как все — почему сова уникальная птица? — вид текста – рассуждение — потому что в этом тексе рассуждается, почему сова уникальная птица. И к тексту можно задать вопрос – почему. — слово «Москва» нужно писать с заглавной буквы, так ка это название столицы России. Это город — потому что оно растет у дороги — мы употребляли слова «потому что» и «так как» | УУД Предметные УУД: оформлять свои мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объёма. Регулятивные УУД: овладевают способностью организовать своё рабочее место и отвечать на заданные вопросы. Познавательные УУД: умение применять теорию с практикой, и анализировать полученные знания в ходе беседы. Коммуникативные:делают выводы в словесной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
7. Самостоятельное применение новых знаний Задача: закрепление новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для применения новых знаний и умений -Выполните упражнение 182 самостоятельно, ответ на вопрос запишите в тетрадь -Задайте вопрос по тексту своему соседу, а он пусть вам ответит на него | Выполняют задания проблемного характера Выполняют задание Работа в парах, задают вопросы | УУД Познавательные УУД: умение применять теорию с практикой. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в речевой форме при ответе на вопрос. Учатся работать в паре, общаются со сверстниками. |
8. Рефлексия Задачи:обобщение и выводы по учебной проблеме | Организация обобщения изученного материала —Какой вид текстамы сегодня проходили? — какой вопрос можно задать к этому тексту? — с помощью каких слов можно ответить на этот вопрос? — продолжите фразы: Наш класс особенный, потому что….. Наш класс замечательный, так как — молодцы, вы все хорошо постарались, и были активны на протяжении всего урока — вам понравился урок? Покажите палец большой палец вверх – понравился, вниз – не понравился. | Помогают учителю подвести итоги. Обобщение. Рефлексия. —мы проходили вид текста – рассуждение — к этому тексту можно задать вопрос «почему?» — с помощью слов «потому что» и «так как» — потому что мы все дружные — так как мы все друг другу помогаем Показывают | Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать одноклассников. |
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа -Домашним заданием вам будет номер 3 на странице 107, в котором вам нужно будет записать предложения и вставить пропущенные слова. А так же придумать 1 вопрос со словом «почему?» | Осмысление домашнего задания Слушают, записывают в дневник | УУД Коммуникативные УУД: Учатся слушать и понимать учителя. Познавательные УУД: Осмысляют домашнее задание |
Вам также может понравиться:
Олимпиады
58 работ
Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ?
»
05 Декабря – 05 Марта
-192
Всероссийская образовательная олимпиада по ПДД для дошкольников «ИЗУЧАЕМ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
»
30 Ноября – 30 Ноября
6 работ
Международный конкурс живописного и декоративного пейзажа «ХУДОЖНИК И ПРИРОДА
»
10 Января – 25 Мая
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Предыдущая работа
Следующая работа
Также вас может заинтересовать
Уроки по русскому языку для 9 класса «технологическая карта урока «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»»
Русский языкПрезентации по русскому языку для 6 класса «Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы»
Русский языкПланирование по русскому языку для 3 класса «Рабочая программа по русскому языку 3 класс»
Русский языкРазное по русскому языку для 7 класса «Материалы к уроку русского языка по теме «Рассуждение в доказательстве». »
Русский языкУроки по русскому языку для 6 класса «Собирательные числительные»
Русский язык
Разница между текстом и дискурсом
Основное различие между текстом и дискурсом заключается в том, что текст не определяет агента , тогда как дискурс определяет агента информации . Таким образом, текст обязательно неинтерактивен, а дискурс обязательно интерактивен.
Хотя два термина «текст» и «дискурс» взаимозаменяемы применительно к литературным аналитическим исследованиям, это два разных предмета. Эта путаница возникает из-за схожей природы двух литературных аналитических исследований, таких как анализ текста и анализ дискурса.
Ключевые области, охватываемые
1. Что такое текст
— Определение, функции, примеры
2. Что является дискурсом
— Определение, особенности, примеры
3. Что между сходством между Текст и дискурс
– Общие черты
4. В чем разница между текстом и дискурсом
– Сравнение основных различий
Ключевые термины
Аналитические исследования, дискурс, лингвистика, текст, коммуникация
Что такое текст
Текст включает в себя некоторую информацию, особенно в письменной или печатной форме. Таким образом, примечательно, что агент текста не имеет решающего значения: агент может быть, а может и не быть. И агент не имеет прямого воздействия контента на читателя. Например, рассмотрим текст в предметном учебнике, эссе или пресс-релизе, где информация просто сообщается с агентом или говорящим или без него. Информация, присутствующая в тексте, обычно неинтерактивна или не содержит указаний на разговорную речь. Таким образом, читатель только читает и осознает представленные факты. Как определено терминами Лингвистического глоссария, текст — это «последовательность абзацев, которая представляет собой расширенную единицу речи». Таким образом, грамматическая связность является фундаментальным фактором в тексте.
Чтобы проанализировать содержание текста, необходимо знать лингвистические и грамматические категории языка, а также информацию, представленную в соответствии со значением, используемыми грамматическими средствами, структурой, значением и т. д. Поэтому, анализируя общей структуры текста, можно понять смысл текста. Таким образом, текстологический анализ, вкратце, представляет собой анализ этих грамматически связных предложений, сообщающий некоторую информацию.
Однако в литературоведении существует несколько типов текстов: повествовательные тексты, описательные тексты, описательные тексты и т. д., в которые также может быть включен дискурс.
Что такое дискурс
Дискурс обязательно интерактивен, что означает, что всегда есть агент информации в дискурсе. Говоря простым языком, дискурс часто представляет собой разговорное общение между людьми. Поэтому в лингвистике и теории литературы дискурс определяется как «социальное событие многослойной коммуникации в различных средствах массовой информации: вербальных, текстовых, визуальных и аудиальных, имеющее интерактивную социальную цель. »
Таким образом, качество интерактивности является основным требованием в дискурсе. Другими словами, существование агента информации определяет, что означает дискурс. Поэтому, в отличие от текста, в дискурсе могут быть как связные предложения, так и высказывания коммуникантов. Другими словами, дискурс изображает использование языка в социальных целях. В этом основное отличие текста от дискурса.
Таким образом, для анализа дискурса следует изучить лиц или агентов, участвующих в коммуникации (кто с кем), их цель (социальная цель) и используемые средства (вербальные, письменные, аудио- или визуальные). ). Таким образом, чтобы понять смысл дискурса, следует проанализировать все эти три основных элемента дискурса.
Сходство между текстом и дискурсом
- Как текст, так и дискурс обычно состоят из предложений, содержащих коммуникационную информацию.
Разница между текстом и дискурсом
Определение
Текст обычно является письменной формой передачи информации, которая носит неинтерактивный характер. Напротив, дискурс может иметь устную, письменную, визуальную и слуховую форму, передавая информацию, которая носит интерактивный характер.
Агент
Агент не имеет решающего значения для текста. Однако агент имеет решающее значение, и именно он составляет дискурс. В этом основное отличие текста от дискурса.
Природа
Кроме того, текст не является интерактивным по своей природе; напротив, дискурс интерактивен по своей природе.
Части анализа
В тексте анализируются грамматическая связность и структура предложений, тогда как в дискурсе анализируются агенты, участвующие в коммуникации, социальная цель и используемое средство, чтобы понять их значение. Это важное различие между текстом и дискурсом.
Средний или форма
Кроме того, текст обычно бывает в письменной форме, тогда как дискурс может быть в письменной, устной, визуальной или звуковой форме.
Примеры
Примеры текстов включают репортажи в прессе, уличные знаки, документы и т. д., тогда как дискурсом могут быть диалоги, беседы, взаимодействия в аудиовизуальных программах и т. д., все, что изображает социальное использование языка.
Заключение
Текст и дискурс создают различную путаницу из-за взаимозаменяемого использования этих двух терминов в различных контекстах. Однако эти два аспекта являются отличительными аспектами лингвистики и коммуникативных исследований. Текст обязательно неинтерактивен, а дискурс обязательно интерактивен. Следовательно, текст не обязательно указывает на агента, тогда как агент является ключевым элементом дискурса. В этом основное отличие текста от дискурса.
Ссылка:
1. Хардисон, Карен П. Л. «Текст и дискурс». Enotes.com , Enotes.com, 6 августа 2011 г., доступно здесь.
Изображение предоставлено:
1. «535803» (CC0) через Pxhere
2. «@onepercentyello Critical Discourse Analysis — BIG D, little d. [а именно заметки]» Джулии Форсайт (общественное достояние) через Flickr
Разница между текстом и дискурсом
Автор: Hasa
Ключевое отличие — текст против дискурса
Текст и дискурс — это два термина, которые обычно используются в лингвистике, литературе и языковых исследованиях. Существует много споров о взаимозаменяемости этих двух терминов. Некоторые лингвисты рассматривают анализ текста и дискурса как один и тот же процесс, тогда как другие используют эти два термина для определения разных понятий. Текст может относиться к любому письменному материалу, который можно прочитать. Дискурс – это использование языка в социальном контексте. В этом ключевое различие между текстом и дискурсом.
Что такое текст?
Текст можно определить как объект, который можно прочитать, будь то литературное произведение, урок, написанный на доске, или дорожный знак. Это связный набор знаков, который передает некое информативное сообщение.
В литературоведении текст обычно относится к письменному материалу. Мы используем термин текст, когда обсуждаем романы, рассказы и драмы. Даже содержание письма, афиши, плаката или подобных объектов, содержащих письменный материал, можно назвать текстом.
Что такое дискурс?
Термин «дискурс» имеет множество значений и определений. Дискурс изначально трактовался как диалог – взаимодействие между говорящим и слушающим. Таким образом, дискурс относился к аутентичным повседневным коммуникациям, преимущественно устным, включенным в широкий коммуникативный контекст. Затем термин «дискурс» также использовался для обозначения совокупности кодифицированного языка, используемого в конкретной области интеллектуальных исследований и социальной практики (например, медицинский дискурс, юридический дискурс и т. д.)
Майкл Фуко определяет дискурс как «систему мыслей, состоящую из идей, установок, образов действий, убеждений и практик, которые систематически создают предметы и миры, о которых они говорят».
В лингвистике под дискурсом обычно понимается использование письменного или устного языка в социальном контексте.
В чем разница между текстом и дискурсом?
Хотя многие лингвисты придают разное значение этим двум терминам, четкого определения между ними нет. Некоторые также используют эти два термина как синонимы.
Например, Widdowson (1973) описывает, что текст состоит из предложений и обладает свойством связности, тогда как дискурс состоит из высказываний и обладает свойством связности. Но эти определения стали неоднозначными в его более поздних работах, поскольку он описывает дискурс как нечто, состоящее из предложений, и опускает какое-либо упоминание о тексте.
- Текст относится к любому объекту, который можно прочитать.
- Дискурс имеет разные определения в зависимости от контекста.