Что такое миф? Что такое миф в литературе? Что такое миф 4 класс


Презентация к уроку литературного чтения "Мифы народов мира"

Мифы народов мира

Что такое миф?

Миф – (греч. mýthos — предание, сказание)

это повествование, не основанное на

реальных фактах; обычно его герои – существа

сверхъестественные, а значит, мифы – выдуманные

истории. Однако часто именно благодаря им можно

понять местные обычаи или явления природы.

Мифы – это народные сказания о

легендарных героях, богах, явлениях природы.

2

3

Сотворение мира из Хаоса

Иван Айвазовский

1841 год

4

Боги Древней Греции

Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .

Олимп –

гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом.

5

6

7

8

9

10

11

Герои мифов

Геракл

12

Калевала (карело-финский эпос)

Состоит из

50 рун (песен).В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка «Калевалы» принадлежит Элиасу Лённроту, который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности. Обработка произведена Лённротом дважды. На территории посёлка Калевала стоит сосна, по преданиям, именно под ней работал Лённрот.

13

Элиас Лённрот

Первое издание «Калевалы»,

1835 год

14

Название «Калевала», данное поэме Лённротом, — это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами.

15

Содержание мифа

"Калевала" - это повествование о походах-путешествиях за невестами с выполнением разного рода трудных задач.

Для героического эпоса характерна борьба двух миров: своего и чужого, так и в рунах - есть поездки в Похъёлу, борьба за Сампо. В древних космогонических мифах и представлениях Похъёла - это некий "нижний" мир, куда погружается солнце. Сампо - это нечто желанное, благодатное.

16

Мифы древних славян

17

Строение мира

18

Боги древних славян

1-й уровень

ПЕРУН –

бог грома и молнии, верховный бог славян

19

Даждьбог – бог солнца.

Сварог - бог небесного огня.

20

Стрибог - бог ветров.

Велес - бог скотоводства.

21

Макоша (Мокошь, Макеша) – богиня изобилия.

22

2-й

уровень

Род - бог-создатель видимого мира.

Чур - бог охраны, защиты.

23

3-й

уровень

Леший.

24

Русалки.

25

Водяной.

26

Кикимора.

27

videouroki.net

Что такое миф? Что такое миф в литературе? :: SYL.ru

От короткого слова «миф» веет далеким прошлым, мистическими историями, древними тайнами, загадочными цивилизациями. Сразу вспоминаются античные герои, скандинавские саги, эпические поэмы. Однако, немного преобразив свою форму, миф глубоко врос в повседневность. Сейчас это понятие несколько шире общепринятого. Стоит попытаться тщательнее разобраться в том, что такое миф. Нашими современниками в литературе, науке, музыке, политике тоже создаются легенды, моделирующие общее сознание человечества и влияющие на новейшую историю.

Неоднозначный термин

Ученые затрудняются дать единое объяснение тому, что такое миф. Определение загадочного термина меняется от мировоззрения исследователей и даже неких их достаточно субъективных ощущений. В этом видят вымысел, ложь, заблуждение, историю народа или сложный архетипический образ, идущий из массового бессознательного предков, а также неотъемлемую часть убеждений человечества. Есть в этих исторических, научных, философских противоречиях и общее. Миф – модель высказывания знаний и мнений, метафорическое слово, наглядно демонстрирующее или пытающееся навязать некое видение мира. Всегда авторство его остается анонимным, это творчество коллективное. Только общий разум определенной группы способен создать настолько живучее в такой изменчивой среде произведение.

Метафорический образ или повествование?

Объясняя, что такое миф вообще, некоторые философы поэтически рассуждают о нем, как о вещи абстрактной, четкие границы которой отсутствуют, существующей отдельно от физического мира. Архетипические знаки находят отклик глубоко в сознании людей и производят сильную реакцию, пробуждая мысли, действия или эмоции. Это сложное единство обозначаемого явления, символа и формы, дошедших до читателя, зрителя, слушателя. Самые радикальные исследователи даже утверждают, что подобные образы присутствовали в общем бессознательном раньше человечества.

Защитники научного объяснения того, что такое миф, определение дают ему как событию сугубо историческому, для красоты сюжета и яркости дополненного мистическими деталями. Очень часто легенды воспринимают исключительно как занимательное повествование, созданное для развлечения, средство для интересного времяпрепровождения.

Предназначения мифа

  • Объяснение. Важнейшая составляющая. Формирует как мировоззрение отдельного индивида, так и коллективное восприятие.
  • Указательная. Регулирует поведение человека, создает особую систему ценностей.
  • Объединение. Является частью культуры, традиций, фольклора, что выделяет группу или этнос среди остальных.

Легенды времен

Представления о мироустройстве разделенных пространством народов Земли в древних преданиях очень схожи. Они наполнены фантастическими описаниями, которые объясняют происхождение человека, Вселенной, материи. Часто в легендах упоминаются чудесные существа, мистические события, магия – вера в потусторонние силы свойственна любому древнему обществу. Существование богов, святые силы природы, подвиги великих героев, некоторый анимизм – черты, объединяющие архаические истории сказителей каждого этноса. Но обычаи, привычки, время накладывали свой индивидуальный отпечаток, придавали любой легенде неповторимость. Мыслители различных эпох имели собственное объяснение того, что такое миф. Как менялось представление о нем, будет крайне интересно рассмотреть.

Архаические сказания и эпосы

Каждый народ имел почти тождественные образы для описания мироустройства: Хаос до сотворения Вселенной, смена годовых циклов, безопасный центр (Родина) и враждебная неизвестность на окраине, боги, умирающие и воскресающие. Что такое миф? Отражение, осмысление коренных законов мироздания, совпадающее у большинства. Индивидуальность устоев, природных обстоятельств, жизненного уклада каждой цивилизации определяет особые качества и характер старинных легенд.

Сила речи

Слова в архаическую эпоху нужны были для коммуникации, передачи мыслей, эстетика речи мало значила. Важны были запоминаемость текста и эмоции слушателей. Иногда легенды представляли собой некий шифр, где за знакомыми фразами от непосвященных скрывалось послание, а слова имели священную силу, влияющую на действительность, внешние обстоятельства. Здесь просматривается явная связь с глубокой верой предков в отождествление процесса наречения, произнесения вслух имени с творением или материализацией.

Особенности древних мифов

В скандинавских сказаниях присутствуют эсхатологические черты, проявляющиеся уже в представлениях о космогенезе. В суровых условиях необходимо непременно придерживаться обетов, правил, заветов, иначе под угрозой окажется существование всех. Античные легенды повествуют о взаимоотношениях правителей, богов и людей, просматривается тяга к прекрасному, познанию, одухотворению мира. В римских мифах четко видна политическая пропаганда, которая нужна для доблестных завоеваний. Славяне старались передать осмысление священных сил природы, а кельты придавали окружающим стихиям божественную и магическую мощь.

Легенды Средневековья

Понимание того, что такое миф, ответы и уроки, которые получало общество, изменились. Бог становится единственным творцом, повелителем, судьей. Теоцентризм средневековых верований лишает природу одухотворенности, но мифологическое восприятие человеком мира наполняет окружающую повседневность иными мистическими существами, которые неукоснительно соблюдают волю Создателя и наказывают либо награждают героев. Мифы внушают страх, воспринимаются как единственно возможная истина, формируют покорное поведение, ограничивая человека суеверным ужасом перед гневом Бога, укрепляя власть церкви, инквизиции, правителей.

Что такое миф в литературе? Новые герои, сказания, образы

У искусства и легенд есть некоторые общие черты. Это результаты единства познания и творчества в стремлении выразить мировоззрение коллектива или автора. Связь мифологического и художественного мышления четко отслеживается в искусстве древнем, но, приближаясь к современности, не ослабевает, а подвергается некоторым метаморфозам.

Исследуя, что такое миф, краткое содержание преданий писатели часто пересказывали, превращая персонажей и обстоятельства в эталон, олицетворение какого-то качества. Эпоха романтизма противопоставляет идеальный мир произведения несовершенной повседневности. Авторы наделяют героев безукоризненными чертами характера и внешности: красотой, духовной глубиной, справедливостью, часто обращаясь к существующим сказаниям и создавая новые.

Метаморфозы мифа. Новейшие предания

Следующий период катастроф, революций, войн неизбежно создал целую волну новых легенд. Стремительно менялось коллективное мировоззрение, обществу были необходимы иные герои. Искусство действительно стало творить окружение, влияя на массовое сознание. Что такое миф сложной эпохи? Отражение и преобразование действительности.

Литераторы современности часто используют сюжеты древних сказаний для основы своих произведений. Они переносят содержание легенд в собственное время или создают из преданий и образов красочные метафоры, иллюстрации философских взглядов. Появилась авторская мифология – увлекательный жанр фэнтези, объединяющий миллионы поклонников. Определяя, что такое миф и легенда современности, невозможно кратко не упомянуть роль СМИ в сотворении новейших сказаний ради изменения общественного мнения.

Заключение

Красочные образы в повествованиях древних певцов, сказителей, хранителей легенд очень жизнеспособны. Их основа лежит в массовом подсознании. Определить однозначно, что такое миф, невозможно – граница между метафорой, размышлением и действительностью размыта. Каждая цивилизация, эпоха, культура творит свои предания в соответствии с мировоззрением, знаниями, заблуждениями, мечтами.

www.syl.ru

Презентация на тему "Древнегреческие мифы" - 4 класс - Литературное чтение - Каталог файлов

 

Презентация на тему

"Древнегреческие мифы"

4"А" класс

 

 

1. Что такое миф

 

Миф не основан на реальных фактах, его герои существа сверхъ естественные. Это говорит о том что, это - истории выдуманные. С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Мифы - это народные сказания о героях из легенд, древних божествах,

явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

 

2. Родина мифов

 

Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой.. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады создали прекрасные города – Афины, Микены и другие . Наследие, полученное нами от этого народа - это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад.

 

 

3. Как возникла греческая мифология

 

Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

 

4 .Мифы о происхождении Земли

 

Как пример мифа можно рассмотреть месопотамский миф о зарождении земель. Согласно описанным в нём событиям, изначально существовал только водный хаос. В самой его середине стояли Апсу и его жена Тиамат. Вместе они породили младших богов, которым не нравилось жить в бескрайнем океане. Боги долго жаловались Апсу на бурные воды хаоса, и решил Апсу убить своих детей. Но порождённые им боги победили его. Сын Апсу - Энки пробил отцу грудь и вынул оттуда сушу, воздух и огонь. Так появилась Земля.

Поучительные мифы

Поучительным мифом можно считать миф о Нарциссе. Юноша был настолько красив, что ни одна девушка не могла устоять перед ним. Но всем женщинам Нарцисс разбивал сердца, считая их недостойными своей красоты. За такую самовлюблённость богиня Афродита решила наказать смертного. Однажды когда Нарцисс подошёл к ручью он увидел своё отражение, и околдованный хитрой богиней, так и не смог больше отвести взгляд от собственного отражения. Так и просидел Нарцисс возле ручья, пока не превратился в жёлтый цветок.

В таких мифах люди описывали разного рода пороки. А что бы дать понять, насколько они губительны, описывали так де и страшные наказания, неизбежные для того кто поддался этим порокам. Так общество пыталось регулировать уровень духовной культуры социума.

 

5. Приминение мифов наше время

 

В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Сизифов труд», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету» и так далее .Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них:

♦ «Ахиллесова пята» – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда «ахиллесова пята» – уязвимое, слабое место.

♦ «Кануло в Лету» – в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает – забыть навсегда.

♦ «Сизифов труд» – за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. «Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы]» Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.

lizey6.ucoz.net

Миф - это... Что такое Миф?

Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид Сбор аргонавтов, аттический краснофигурный кратер вазописца Ниобы, 460—450 до н. э.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия)[1]. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Различные типы отношения поэта к мифам удобно прослеживать на материале античной литературы. Всем известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его «почву». Это можно отнести прежде всего к гомеровскому эпосу («Илиада», «Одиссея»), который отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собственной литературой (ему подобны «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» в Индии, «Авеста» в Иране, «Эдда» в германо-скандинавском мире и другие).

Подход Гомера к действительности («эпическая объективность», т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания. Известно, что действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством многочисленных богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что «мифология и Гомер суть одно и то же…» (Фридрих Шеллинг, «Философия искусства»). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифов; мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.

Позднее греческие поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к мифам, но зато подвергают их решительной переработке — приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние мифов сохраняется в период расцвета греческой трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологических сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, он превращает саму историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетическую гармонизацию мифов (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом литературной игры и учёного коллекционирования (Каллимах из Кирены).

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к мифам, Возрождение — овидиевское.

Начиная с позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии Ф.Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают своего апогея к XVIII веку.

Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифам происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма (мифический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто или он есть содержательная форма, находящаяся в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (Античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и мифов Востока.

В XVII веке, английский философ Френсис Бекон в сочинении «О мудрости древних» утверждал - «мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию, моральные сентенции или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий».

Новое время и Современность

В 40-70-x годах XIX века грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера; его подход создал большую традицию.

XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьёзного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

Мифологическое мировоззрение

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Миф по А. Ф. Лосеву

В своей монографии «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев даёт следующее определение:

Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Следует также принимать во внимание, что хотя термином «миф» иногда назывались Лосевым разные религиозные системы, но этот труд — «Диалектика мифа» был лишь альтернативой (иногда неудачной, в связи с преследованиями со стороны советских властей) «диалектическому материализму».

Миф по Ролану Барту

Ролан Барт рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Согласно Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом. Эту вторичную семиологическую систему или собственно миф Барт называет «метаязыком» потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом. При исследовании семиологической структуры мифа Барт вводит свою нетрадиционную терминологию. Означающее, подчёркивает он, может рассматриваться с двух точек зрения: как результирущий элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой. Означаемое мифологической системы получает название концепта, а её третий элемент представляет значение. Это вызвано, по мнению Барта, тем, что выражение знак двусмысленно, так как означающее мифа уже образовано из знаков языка.

Согласно Барту, третий элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом. Здесь Барт проводит аналогию со сложной семиологической системой психоанализа. Подобно тому как у Фрейда латентный смысл поведения деформирует его явный смысл, также и в мифе концепт искажает или точнее «отчуждает» смысл. Эта деформация, согласно Барту, возможна потому, что сама форма мифа образована языковым смыслом, подчинённым концепту. Значение мифа представляет постоянное чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка. Именно эта двойственность, по Барту, определяет особенность значения в мифе. Хотя миф это сообщение, определяемое в большей степени своей интенцией, тем не менее буквальный смысл заслоняет эту интенцию.

Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Касаясь проблемы «чтения» и расшифровки мифа, Барт пытается ответить на вопрос как происходит его восприятие. Согласно Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их. Натурализация концепта является основной функцией мифа. Миф стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся». Он воспринимается как безобидное сообщение не потому, что его интенции тщательно скрыты, иначе они утратили бы свою эффективность, а потому, что они «натурализованы». В результате мифологизации означающее и означаемое представляются «читателю» мифа связанными естественным образом. Любая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мифов принимает значение за систему фактов.

Миф по Ф. Х. Кессиди

Ф. Х. Кессиди писал — «миф — это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание. Грезы, волны фантазии — вот что такое миф"[2].

См. также

Литература

Примечания

  1. ↑ Гринин Л. Е. 2010. Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекция 1. Древний Восток. Философия и общество, № 1, с. 3–44. [1]
  2. ↑ Кесиди Ф. Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. — 312 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Реферат: Доклад: Мифы

Мифы

Предания о богах, о подвигах героев – людей необыкновенной силы и отваги – названы мифами. Особенно поэтичны мифы Древней Греции. Они шли до нас в античных поэмах, повестях, театральных пьесах. Их героев изображают древние скульптуры, мозаики, фрески, рисунки на вазах.

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Миф – это всего лишь сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Первые мифы возникли еще в первобытном обществе. Практически у каждой народности встречаются мифы о происхождении мира и Вселенной, о происхождении человека, обрядовые мифы. Для мифов характерно очеловечивание природы: наивное представление каждого явления природы в виде человека. В переносном смысле миф – это ложное утверждение о чем-либо.

У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин «язычество»: в отличие от духовного универсализма христианской Европы, в древности каждому особому языку (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм – это обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

Конечно, можно оценивать миф, сравнивая его с современной системой знаний, однако это увело бы нас далеко в сторону от его действительного назначения. Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет. Так, индейцы пуэбло верят, что они – дети Солнца-Отца, и эта вера открывает в их жизни перспективу, выходящую далеко за пределы их ограниченного существования. Это позволяет им жить полноценной (смысловой) жизнью. И в то же время надо помнить, что эта смысловая полнота достигалась при полном отрицании самостоятельного достоинства человека.

Миф – это страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний. Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией.

Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняется представление о боге солнца как о управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.

Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили прежде всего магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).

Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя ее для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре еще очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и пр.

В древности люди верили, что множество богов управляют всем в мире, в том числе поступками людей. Что тысячи сверхъестественных существ заселяют окрестные леса и речки. Люди знали, кого, когда, о чём нужно молить, кому когда какие жертвы приносить. Помнили, кто из богов чем прославлен, кто из них кому сын, дочь, племянница, внук, рассказывали красочные истории об их жизни.

Начало мира. В начале был Хаос – беспредельное скопление неведомого вещества. Затем тьма отделилась от света, ночь – от дня. Возникла твердь – земля (богиня Гея), юре (бог Понт), небо (бог Уран).

Уран стал властелином мира, а Гея, мать земля, его супругой. У них родилось много детей. Могучие, прекрасные, бессмертные боги-титаны. Их братья – одноглазые великаны циклопы. Другие братья – 50-головые и 100-рукие исполины гекатонхейры (сторукие). Младший из титанов, Кронос (Крон), ранил своего отца Урана серпом, изготовленным из таинственного сверхпрочного вещества, и лишил его власти.

Посейдон – повелитель водной стихии, всех её божеств и тварей. Он разъезжает по волнам в колеснице, увлекаемой длинногривыми конями. Поднять неистовую бурю, ударом ладони обратить корабль в камень – всё в его власти.

Деметра – богиня плодородия и земледелия. Она благоволит людям, которых научила взращивать хлеб и возделывать землю.

Дети и внуки Зевса. Помощниками Зевса стали его дети, рождённые Герой и другими возлюбленными бога: Афина, Арес, Гефест, Геба, Аполлон, Артемида, Афродита, Дионис, Гермес, музы и другие боги и богини.

Афина – самая старшая, самая могущественная, самая уважаемая Зевсом дочь Она родилась необычно: вышла из головы Зевса сразу взрослой, в полном боевом вооружении. Афина – богиня разумной, справедливой, победоносной войны. Богиня мудрости, покровительница законного порядка, ремесла и искусства.

Гефест – самый трудолюбивый обитатель Олимпа. Бог кузнечного дела и огня.

Афродита, богиня любви и красоты, обладает великой властью – вселять любовное чувство в сердца людей и богов (исключая сердца богинь Гестии, Афины и Артемиды). Самые древние мифы утверждают, что Афродита – не дочь Зевса, что она родилась из морской пены.

Аполлон (Феб) – то есть «блистающий» – бог света, гармонии, искусства, великий музыкант, прорицатель, целитель, стрелок из лука, защитник полей от мышей. Ещё совсем юным Аполлон застрелил дракона Пифона, некогда угрожавшего его матери, богине Лето.

Мифологическое сознание – особый тип обработки информации. Это способ мышления, в котором образуются многозначные контексты. А критерием достоверности или истинности становится не «объективная информация», а «хорошая форма» объекта или композиции в целом. Надежный, но немного архаичный. Менее точный, чем современное «причинно-следственное мышление». Но зато очень емкий и позволяет «упаковать» большие объемы информации без потерь. Правда, делает их при этом трудночитаемыми и многозначными. Тут приходится выбирать – ограниченность и точность. Либо объемность и целостность, но зато и многозначность. Мифологическое сознание по механизмам обработки информации может быть сближено с «правополушарным» мышлением. Но было бы не правильно считать их тождественными.

Отличительной особенностью мифологического сознания нужно признать осознание целостности мира в противоположность стремления современного человека к аналитическому рассмотрению явлений мира, то есть стремления к разделению мира. Человек мифа осознавал себя включённым в жизнь всего мира и чувствовал свою значимость. Люди мифа, всегда герои, среди них нет незначительных личностей. Возможно предположить, что такое положение дел является объективным следствием вышеописанного сознания. В современном мире же мире человек обособляет себя от действительности и в результате теряет над ней контроль.

 

Заключение

 

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя с собой в походы «Илиаду» Гомера, уподоблял себя Ахиллесу.

Людские сообщества нуждались в сильных героических личностях, способных бороться и побеждать врагов рода, племени, народа, и мечта, воображение создали таких героев, очищавших мир от скверны, подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, или Раме, убившему чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал все живое и разорял земли.

Идеальные герои, жертвуя собой, искали чуда, дабы избавить людей от вековечных бед, подобно Гильгамешу, отправившемуся на край света за цветком бессмертия. И этот их подвиг славили поэты.

Легенды о героях легли в основу эпических сказаний древности. Античная культура венчает богатейшие древние цивилизации. В ней уже возникли черты иного мировоззрения. Научная мысль уже начала разрушать то наивное, полное восторгов и страхов мировосприятие, которое отразилось в мифах, в древних языческих религиях.

Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.

Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения.

www.neuch.ru

Что такое мифы. Какие бывают мифы

«Гомер»: слепой аэд читает гекзаметры (стихи) толпе. Картина О. Лелуара.

Мифы — это первые представления человека о мире. С древних времен люди задумывались, как устроен мир, кто его создал, откуда взялись люди, животные, растения, кто дал людям первые знания и умения — пользоваться огнем, разводить домашних животных и выращивать хлеб, как появились ремесла и древние обряды и т. д. Из фантазий на эту тему и родились первые  мифы.  Поскольку представления о мире у разных народов отличались, то и мифы у них возникали разные. Но как правило первые мифы повествуют о сверхсуществах — богах, которые создали небо и землю. Иногда героями первых мифов были солнце, луна, звезды. Затем боги создали людей.  Второй вид мифов — это мифы о героях. Герои — живые примеры, образцы для подражания. Они являются  людьми, но людьми необыкновенными, обладающими  какими-то сверхспособностями, знаниями  или умениями, и по силе часто равны богам. Примеры древнегреческих героев —  Геракл, Одиссей, Персей. У индейцев Северной Америки — Гайавата. За эти способности героям часто приписывали родство с богами.

Мифы — первые устные рассказы, повествования, обычно в стихах, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древней Греции хранителями и рассказчиками мифов были странствующие певцы-аэды.Когда мифов накопилось  уже немалое количество, мифы, имеющие что-то общее, решили объединить, связать воедино, чтобы получился сюжет. Так возникли поэмы о путешествиях и реальных исторических событиях, о героях, например, о подвигах Геракла, о троянской войне, Иллиада и Одиссея — бессмертные творения Гомера. Это были первые эпические произведения. К сожалению, создатели большинства из них неизвестны.

 

kid-mama.ru

Мифология разных народов - Начальные классы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя школа № 4 имени В. В. Клочкова

Проект

по литературному чтению

МИФОЛОГИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Выполнила ученица 4 Д класса

Лапина Алина.

Руководитель проекта

Орлова Людмила Геннадьевна

Г. Чкаловск

2017 г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Расширить знания по теме «Мифология народов мира» с помощью самостоятельного прочтения соответствующей литературы по выбранной теме.

ЗАДАЧИ:

  1. Найти материал по теме.

  2. Выбрать необходимые тексты и иллюстрации.

  3. Составить план.

  4. Подготовить реферат.

  5. Подготовить презентацию проекта.

  6. Выступить перед одноклассниками.

ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Что такое миф?

  2. Причины возникновения мифов на Земле.

  3. Какую роль играли мифы в жизни древних людей.

  4. Мифические животные (облик, характер, роль). Мифы (в сокращении).

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

I. ВВЕДЕНИЕ

На уроках литературы мы читали мифы Древней Греции и Славянские мифы о происхождении мира и богов.

«Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный множеством богов, … рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть…»

Интересно было читать «Подвиги Геракла».

Наши предки – славяне-язычники – поклонялись своим богам. Верховным среди них считался Перун, грозный бог-громовержец, повелитель Вселенной, бог войны и в то же время носитель доброго начала.

Кроме богов, в мифах присутствует множество различных духов природы, фантастических существ и мифических животных. Это нимфы и русалки, ангелы и бесы, водяные и лешие, змеи и единороги. Они взаимодействуют с богами и между собой и нередко вмешиваются в дела людей. Одни из них доброжелательны и помогают людям, другие стараются навредить им.

Особенно меня заинтересовали в мифах народов мира фантастические животные, которые наделены сверхъестественной силой, хотя внешнее сходство с реальными животными часто сохраняется.

Чтобы лучше понять причины возникновения мифов и особенно роль мифических животных в жизни наших далеких предков, я и выбрала эту тему.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что такое мифы?

Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смену времен года, дня и ночи, смерть, стихийные бедствия, войны).

2. Причины возникновения мифов на Земле.

Долгие тысячелетия древние люди жили среди дикой природы и постоянно подвергались опасности. Они сталкивались со множеством необъяснимых явлений. Почему происходят грозы и ураганы, наводнения и землетрясения? Каким образом рождаются живые существа и растут растения? Что представляют собой Солнце, Луна и звезды, радуга и облака?

В глубокой древности люди мало знали себя и окружающий мир, считали животных такими же разумными существами, как и они сами, и даже высшими, как бы богами, которым поклонялись, потому что боялись их силы. О таких зверях, об их силе, подвигах и поведении складывались МИФЫ. Эти мифы возникали у всех народов мира.

3. Какую роль играли мифы в жизни древних людей.

В давние времена мифотворчество выполняло примерно ту же роль, какую впоследствии взяла на себя наука. С помощью мифов люди пытались понять сами и растолковать другим суть явлений природы, объясняли, как устроен мир, как он возник и какое место в нем занимает человек.

Древние люди считали, что каждый процесс, происходящий в природе, руководим чьим-то умом. Они предполагали, что за всем неживым стоит живое, что окружающий мир в каждой своей части населен либо живыми существами, либо бесплотными духами – добрыми и злыми, наделенными особыми свойствами.

Так созданные воображением боги, различные духи природы и фантастические животные позволяли объяснить непонятные и пугающие явления.

4.Мифические животные (облик, характер, роль). Мифы.

Современные исследователи доказали, что ПОЧИТАНИЕ ЖИВОТНЫХ у всех народов ДРЕВНЕЕ почитания богов с человеческим обликом.

Грозные явления природы и стихийные бедствия (извержения вулканов, грозу, землетрясения, наводнения) люди связывали с фантастическими животными, чаще всего огромных размеров.

Например, землетрясения вызывает гигантская черепаха, подпирающая Землю.

С грозой – явлением внушающим страх – связывали множество легендарных животных. Это и огнедышащий Змей Горыныч славянских преданий, и золотой кабан у скандинавов, и бешеный верблюд в Центральной Азии.

В Японии демон Тенгу в обличье огненной птицы нападает на дракона дождя, что угрожает сильнейшей засухой.

Нередко засухи, потопы или наводнения связывались в мифах с необыкновенной лягушкой, способной выпить, а потом выпустить из себя всю воду Земли.

Миф австралийских аборигенов рассказывает, какая невероятная история приключилась однажды с обыкновенной лягушкой.

Маленькой неприметной лягушке приходилось все время держаться начеку, чтобы не быть раздавленной другими животными. Это портило ей настроение, и она решила вырасти. Терпеливо маленькая лягушка начала пить воду из луж и болот, потом из прудов и озер, затем принялась за ручьи и реки. Чем больше она пила, тем больше становилась сама. Она раздулась так, что превзошла размерами самых крупных животных и в конце концов стала похожа на гору. С чувством огромной гордости смотрела она с высоты на бедных животных, которые изнывали от жажды. Они прекрасно видели, что лягушка с трудом удерживает в себе выпитую воду, но из-за ее величины никто не смел напасть на нее. И тогда они решили ее рассмешить.

Первой принялась паясничать и кривляться обезьяна. Видя ее гримасы и ужимки, животные просто покатывались со смеху, забыв на время о своем горе. Однако лягушка оставалась ко всему безучастной и не разжимала рта. Многие животные продемонстрировали свои клоунские таланты, вызывая восторг публики, но лягушка по-прежнему была невозмутима. Наконец настала очередь угря. Гибкий и стремительный, словно черная молния, угорь поднялся на кончике хвоста и начал свой танец. Он так уморительно извивался, что лягушка с трудом сдерживала себя. Когда же угорь свернулся, словно завязанный бантиком веревочный узелок, лягушка буквально взорвалась от смеха. Тотчас же из нее хлынули потоки воды, и засухе пришел конец.

Не все мифические животные – синонимы ужасов и кошмаров. Есть и такие, которые являются олицетворением счастья, воплощают заветную мечту человечества – обретение бессмертия. Например, птица Феникс.

В греческих мифах это похожая на орла птица с золотистыми и красными перьями. Самыми поразительными ее качествами были необычайная продолжительность жизни – 500 лет и способность после самосожжения возрождаться из пепла через три дня. Птица Феникс, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама в том огне сгорает, чтобы потом возродиться вновь. Это древнегреческое предание имеет нечто родственное со славянскими преданиями о Жар-птице.

Заяц ( или кролик ) присутствует в мифах многих народов мира.

В древнекитайской мифологии «лунный заяц» живет на Луне и весь год толчет снадобье бессмертия.

У восточных славян Заяц часто ассоциируется с плодовитостью и жизнелюбием. Согласно поверью, поймать во сне зайца предвещало женщине беременность и рождение сына.

По одной легенде, заяц труслив оттого, что у него маленькое сердце. Когда Бог лепил зайца из глины, то увлекся и сделал ему длинные уши, а на сердце глины не хватило. Уши Богу понравились, и он не захотел их портить, а оторвал кусочек от и без того куцего хвостика и сделал зайцу крохотное сердце.

Необычны по своим сверхъестественным качествам и по мифологической роли многие животные. Например, грифон, ворон, единорог, Индрик-зверь.

Индрик-зверь в русском фольклоре аналог единорога. Индрик-зверь описывается как страшный непобедимый зверь, владыка звериного царства, вся сила которого заключена в роге. Рогу этого зверя приписывались чудодейственные и целительные свойства, возможность давать человеку цветущее здоровье и долголетие. (См. Приложение )

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой «Мифология народов мира», я сделала вывод, что вымышленные существа не всегда синонимы ужасов и кошмаров. В мифах разных народов встречаются необыкновенные животные, которые могли летать в небе, нырять в океанские глубины, легко преодолевать усталость и голод, противостояли огню и морозам, обладали необычайной силой… иными словами, способны были совершать подвиги, непосильные для обыкновенного человека. Они воплощали в себе заветные мечты человечества – обретение бессмертия, желание вырваться из пут земного притяжения, познать суть вещей и обрести дар пророчества.

Работая над проектом, я научилась выбирать информацию по теме из разных источников, составлять план реферата, готовить презентацию проекта.

Прочитанная литература разбудила воображение и расширила кругозор.

IV. ИСТОЧНИКИ

  1. Литература. 5 класс. Ч.1 /Авт.- сост.: М.А. Снежевская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2005.

  2. Е.В. Фастова. Мифы народов мира. /Илл. И. Ждановой. – М.: Изд-во Эскмо, 2003.

  3. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. Кн. 1. – Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 2002.

.

9

multiurok.ru